Фонематические процессы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

1.

Полина К.

11.10.2007г.

От 1-ой беременности, токсикоз, угроза прерывания, роды длительные; вес — 3240, рост — 50см;

  • сидит — 6 мес., ходит — 1 год;
  • слово — 1 год, фраза после 1,5 года

ОНР IV уровня, стёртая дизартрия; нарушение работоспособности перинатальной этиологии.

2.

Максим С.

18.07.2007г.

От 2-ой беременности, токсикоз, роды в 36-37 нед. путём кесарева сечения, тугое обвитие пуповиной;

  • вес — 3650, рост — 52 см;
  • сидит — 7 мес., ходит — 1 год 1 мес.;
  • слово — 1 год, фраза — 1,7г.

Стертая дизартрия, ОНР IV уровня; синдром дефицита внимания.

3.

Артем У.

5.01.2008г.

От 1-ой беременности, токсикоз, роды I в 37-38 нед. путём кесарева сечения; вес — 3430, рост — 51 см; сидит — 8 мес, ходит — 1,2г.; слово — 1г., фраза после 1,5г.

ОНР IV уровня, стёртая дизартрия; нарушение работоспособности перинатальной этиологии.

4.

Анастасия В.

8.09.2007г.

От 2-ой беременности, токсикоз, преждевременное слитие вод; вес — 3370, рост — 51 см; сидит — 6 мес., ходит — 11 мес.; слово — 11мес., фраза в 1,5 г.

Стертая дизартрия, ОНР IV уровня; синдром дефицита внимания перинатальной этиологии.

5.

Кристина А.

17.12.2007г.

От 1-ой беременности, токсикоз, угроза прерывания, роды длительные; вес — 3520, рост — 50см; сидит — 6мес., ходит — 1г.; слово — 1,1г., фраза после 1,5г.

Стертая дизартрия, ОНР IV уровня; синдром дефицита внимания перинатальной этиологии.

Обследование фонематического слуха проводилось по методике Архиповой Е.Ф. [1].

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов — отказ или невыполнение задания

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

Рассмотрим подробнее методику обследования.

1. Узнавание неречевых звуков.

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».

гудок автомашины;

  • звон колокольчика;
  • переливание воды;
  • удары в бубен.

3. Инструкция: «Скажи или покажи».

Что шумит?

Что гудит?

Кто смеется?

Что звучит?

Что шуршит?

Для исследования предлагали игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывали знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагалось определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко — тихо».

4. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо».

5. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов — отказ или невыполнение задания

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».

Ребенка звали по имени — 4 раза (каждый раз другой человек).

Произносили короткое [ау] — 4 раза (каждый раз другой человек).

2. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

  • кошка — котенок;
  • мяу (низко) мяу (высоко);
  • свинья — поросенок;
  • хрю (низко) хрю (высоко);
  • коза — козленок;
  • мэ (низко) мэ (высоко);
  • корова — теленок му (низко) му (высоко).

Детям предлагались картинки с изображениями животных — взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

3. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (За ширмой имитировали голоса.)»Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»

Мяу (громко) — белый; Мяу (тихо) — черный.

4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (За ширмой имитировали голоса животных.)

Покажи, скажи, кто лаял».

Ав (низко) — собака; Ав (высоко) — щенок.

5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Произносили фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

Кто спал на моей кровати? (низко)

Кто ел из моей миски? (средне)

Кто сидел на моем стуле? (высоко)

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания; 3 балла — допускает негрубые ошибки; 2 балла — выполнил 0,5 задания верно; I балл — более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов — отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:

  • шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;
  • баман, панан, банан, ваван, баван;
  • танки, фанки, шанки, танки, сянки;
  • витании, митавин, фитамин, витамин;
  • бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;
  • альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;
  • птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;
  • квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка.

Показывали детям картинку и четко называли изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук — люк».

(Исследование проводилось с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

[п — б, п’ — б’]: почка — бочка, пашня — башня, порт — борт, пил — бил;

  • [т — д, т’ — д’]: тачка — дачка, тоска — доска, по­душка — кадушка, тина — Дина;
  • [к — г, к’ — г’]: класс — глаз, кора — гора, калька — галька, кит — гид, крот — грот;
  • [ф — в]: Фаня — Ваня, сова — софа;
  • [л — в, л’ — в’]: лоск — воск, лодка — водка, ле­нок — венок;
  • [л — и, л’ — и]: галка — гайка, стол — стой, галька — гайка;
  • [р — л]: рожки — ложки;
  • [р — л’]: роза — лоза, храм — хлам, репка — лепка, марина — малина;
  • [с — з]: суп — зуб, сайка — зайка, росы — розы, ко­са — коза;
  • [с — ц]: свет — цвет, лиса — лица;
  • [ш — ж]: шар — жар, Луша — лужа;
  • [ч — щ]: челка — щелка, плач — плащ, дочь — дождь;
  • [ч — ш]: чурка — Шурка, кочка — кошка;
  • [ч — т’]: челка — телка, печка — Петька, речка — редька;
  • [с — ш]: каска — кашка, мыс — мышь, ус — уж;
  • [с — ж]: сук — жук, сыр — жир, усы — уши;
  • [с — щ]: лес — лещ, плюс — плющ;
  • [с — ч]: сайка — чайка, нос — ночь;
  • [з — ж]: роза — рожа, луза — лужа;
  • [м — м’]: Мишка — мышка;
  • [л — л’]: ел — ель, Юля — юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

наглядно-действенный способ — объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

словесно-контекстный способ — объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.

смешанный способ — объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».

Тень — день, удочка — уточка, мышка — мишка, коса — коза, дочка — точка, щенок — сынок, рак — лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов — отказ или невыполнение задания.

4. Дифференциация слогов

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

на-на-на-па, ка-ка-га-ка.

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па­па; ка-ка-га-ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Произносили слоги, закрывая рот экраном.)

га-ка-га, ка-га-ка, ца-са-ца, са-ца-са, ща-ча-ща, ча-ща-ча;

  • да-та-да, ба-па-ба;
  • та-да-та, па-ба-па;
  • са-ша-са, за-са-за;
  • ша-са-ша, са-за-са, жа-ша-жа, ча-тя-ча;
  • ша-жа-ша, тя-ча-тя;
  • ра-ла-ра, ла-ра-ла.

Примечание:

1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.

2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

0баллов — отказ или невыполнение задания

5. Дифференциация фонем

Цели:

1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формировании звукового анализа.

1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит — у-у-у, девочка плачет — а-а-а, птичка поет — и-и-и, корова мычит — м-м-м, молоток стучит — т-т-т, ветер воет — в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые раздали заранее.

У — поезд; Т — молоток;

  • А — ребенок;
  • В — ветер;
  • И — птичка;
  • 3 — комар;
  • М — корова; Э — жук.

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А».

Произносили группу гласных звуков — [а, о, у, и, ы, а, э].

3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».

(Зеленый кружок — звук [и], желтый кружок — звук [у]).

Повторяли группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:

  • ао, уа, аи, ио;
  • аиу, иао, уао, оиы;
  • аоуи, иоуа, иыоу, аоыу.

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];

  • [щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];
  • [ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];
  • [ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];
  • [с]: [с, с’, ж, ц, с, ч].

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов — отказ или невыполнение задания

6. Навыки элементарного звукового анализа