ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического развития и физической подготовленности учащихся">физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. [Цит.по 29 с. 5] 2 П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает: «Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности.

Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе — важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание. Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму).

Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей. Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому. [1,2, 3] Таким образом, адаптацию ребёнка к школе следует рассматривать как сложный многофакторный процесс, связанный с освоением личностью школьной среды, включением ее в систему поведения, в духовный мир, потребности, психологию и жизнедеятельность ученика. Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и субъективного характера. Многие проблемы, связанные с адаптацией ребенка к школе, могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал П.Ф. Лесгафт. [20].

10 стр., 4919 слов

Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

... успешного, результативного физического развития детей раннего и дошкольного возраста. На протяжении всей работы будут решаться следующие задачи : 1) изучение возрастных особенностей физического развития детей раннего и дошкольного возраста; 2) исследование основных форм физического развития детей раннего и дошкольного возраста. физическое развитие физкультурные ...

Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание. Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств. Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. Нужно отметить, что необходимость приспособления к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за свои успехи в учебе, определяют целесообразность тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению. Сложность адаптации к школе усугубляется все возрастающим противоречием между постоянным ухудшением уровня здоровья и повышением требований в обучении. Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования.

Цель работы

Глава 1. Теоретическое обоснование, проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

1.1. Содержание понятия физической готовности детей старшего дошкольного возраста

1.2. Особенности формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе

Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма. школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности. Формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения) есть процесс взаимодействия работников медицинской, педагогической и психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и будущими учителями, включающий в себя следующие структурные компоненты: комплексная медико-педагогическая диагностика физической готовности к обучению в школе; реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по формированию физической готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и с использованием различных средств, методов и форм организации физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений.

18 стр., 8870 слов

Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи

... логического мышления. Актуальность исследования проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР ». Цель работы:, Объект исследования, Предмет исследования:, В работе проявляется гипотеза о том, что ...

Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и так далее В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует от отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно. В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры).

В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу,- сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки. Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п.

Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника. Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму. В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки.

14 стр., 6737 слов

Театрализованная деятельность как способ развития творческого ...

... внимания использованию театрализованной деятельности в повседневной жизни детского сада, из-за нехватки знаний, возможностей и опыта. Объект исследования – театрализованная игра. Предмет исследования – театрализованные игры как средство развития творческого воображения у детей старшего ...

Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требования и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, то есть организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже. Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников.

Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. Однако произвольное внимание непорочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников – шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя. Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10-15 минут интенсивной работы.

16 стр., 7691 слов

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания

... специалиста физического воспитания характеризуют широта кругозора, основанного на ясном диалектико-материалистическом мировоззрении и фундаментальных общенаучных знаниях, глубокое понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение ...

В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях) а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию . На основе этих характеристик должен будет строится и индивидуальный подход к ученику Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста, мы видим, что это один из важнейших этапов в развитии ребёнка. Для этого возраста характерна чрезвычайная интенсивность всех составляющих процессов развития – физической, социальной, личностной, духовной и так далее, что позволяет ребенку в достаточно сжатые сроки в процессе личностного роста осознать и принять основы социокультурного окружения и адаптироваться в этом окружении.

1.3 Общая характеристика понятия «физическая готовность», Физическое здоровье ребёнка

на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна,

закаливающие мероприятия;

  • самостоятельная двигательная деятельность детей; -активный отдых: туристские прогулки, физкультурный

досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;

  • индивидуальная работа с детьми;
  • подвижные игры [Приложение 1].

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания и подготовки детей к обучению в школе. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику. По утверждению Т.В.Амельченко , Л.И.Абросимовой, под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие; нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития, состояние зрения, слуха, моторики, состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности, общее состояние здоровья. Согласно исследованиям С.Д. Полякова, С.В. Хрущева, немаловажное значение в формировании физической готовности имеет двигательная активность – видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов. Двигательная активность человека преимущественно может быть недостаточной (гипокинезия), избыточной или оптимальной.

6 стр., 2530 слов

Средства физического воспитания. Физические упражнения

... физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе. В моем реферате я хочу рассмотреть принципы средства физического воспитания и классификацию физических упражнений. Средствами в физическом воспитании ... время вопрос физического воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и ...

Границы оптимальной двигательной активности зависят от возраста, уровня физического развития, тренированности и других факторов. Резко выраженные крайности двигательной активности сопровождаются стрессовыми реакциями [26, с.18]. Движение – как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей. Поэтому физическую подготовленность данные авторы определяют как общую физическую подготовку организма дошкольника, которая включает разностороннее развитие физических качеств – определенных социально обусловленных биологических и механических свойств ребёнка, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. Определяя физическую подготовленность как уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств, в результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений. Т.А. Тарасова 9 констатирует, что физическая готовность ребенка к школе складывается успешнее в процессе физического воспитания в условиях образовательной организации – педагогического процесса, направленного на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка. Так трактуется данное понятие в классическом варианте, но нужно отметить, что в настоящее время нет единого понимания сущности физического воспитания. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового) Одни авторы анализируют физическое воспитание, преимущественно, на биологическом уровне, другие рассматривают данное понятие в самом широком аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания; третьи понимают его как процесс управления физическим развитием; четвертые — как вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям и воспитание физических качеств. В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе [11, с.17]. Физическое воспитание в узком смысле — вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность [23, с.8]. Физическое воспитание обеспечивает управляемое воздействие на физическое развитие ребёнка, в том числе -на развитие широкого

3 стр., 1280 слов

«Содержание современного образования в школе»

... деятельность школы. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, ... Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608с. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Сластениин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; ...

Физическая культура

Содержание физической культуры составляют:

  • личная гигиена;
  • закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода);

— физические упражнения и подвижные игры. Таким образом, понятие «физическая готовность» к обучению в школе включает в себя общее физическое развитие, общее состояние здоровья, физическую подготовленность, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.

2. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, — представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение, выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности. Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность.

Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. [Приложение 2] Физкультурные занятие способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства.

11 стр., 5260 слов

Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста

... хочу их тебе показать… Дети дошкольного возраста, обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, ... -отдых. Литература: Практикум «Диагностика психического развития» с7-16. Диагностика развития ребенка в раннем детстве. Познавательная сфера ... хорошо была видна работа каждого. Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, а в случае затруднений ...

Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу. Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовка пособий к занятиям, забота и чистоте и порядке. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Двигательные умения и навыки., Двигательное умение, Двигательный навык, Этапы обучения детей физическим упражнениям., Первоначальное разучивание, Закономерности формирования двигательных навыков

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега).

«Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

Принципы обучения в процессе физического воспитания, Принцип наглядности, Методы и приемы обучения физическим упражнениям., Использование наглядных пособий.

2.2 Программа преемственности дошкольного и начального образования.

16 стр., 7765 слов

«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»

... обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях воспитатели ведут определенную работу по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста ... У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового ...

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша школа” , является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования ( дошкольное и начальное звено ) ” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе . Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка. В вопросах преемственности физического воспитания в детском саду и школе , как в теории, так и на практике пока остается много нерешенных проблем. В школе физическое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.

Наши наблюдения показали, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 35-45 минутные уроки, требующие длительного сосредоточения внимания. Особенно трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока. Анализ двигательного режима в детском саду и школе показал , что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5-2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она составляет 18-22 тыс. шагов, то в школе сводится до10-13 тыс. шагов в течение дня (измерения шагомером «Заря» проводились в зимнее время в ноябре-декабре, с 8 до 17 ч).

Первоклассникам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственной и физической активности (двигательные упражнения, подвижные игры) . В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры – 90 мин, гимнастика до уроков-60 мин, физкультурные минутки, игры и физические упражнения на переменах – 120 мин. Итого за неделю должно быть 270 минут организованных физкультурных мероприятий. [Приложение 3] В программе нашего детского сада в подготовительной к школе группе в неделю предусмотрено 3 занятия 320 минут физкультурных мероприятий. Однако фактически в школе не все запланированные мероприятия проводятся. В итоге в практике первоклассники имеют в неделю физкультурных мероприятий почти в 2 раза меньше предусмотренных по программе. Решая задачу двигательной активности детей, воспитатели уделяют внимание повышению плотности организованных мероприятий, в частности гимнастики и физкультурных занятий. Плотность занятий в детском саду в среднем от 65 до 75%.[Приложение 2] Плотность же уроков физической культуры в 1-х классах школы оказалась значительно ниже – 30-40%. Недостаточно продумана методика уроков : учителя в недостаточной степени используют такие приёмы, как показ и объяснение. Не уделяют серьезного внимания обучению основным движениям, отработке навыков движений, не добиваются качественного выполнения упражнений. Отсутствие должных условий для проведения уроков физкультуры, низкая плотность уроков, недостаточное внимание к качеству выполнения движений, невысокая двигательная активность в течение дня сказываются на физической подготовленности детей, Это подтверждает, что школа недостаточно активно использует и совершенствует приобретенные детьми в дошкольном возрасте двигательные навыки. Опыт показывает, что высокий уровень физической подготовленности детей в дошкольный период при условии продолжения качественной работы по физическому воспитанию в школе обеспечивает улучшение всех показателей развития основных движений и поддержание хорошей работоспособности у детей в начальных классах . Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения и школы , родителями воспитанников. Организация работы ДОУ по преемственности со школой осуществляется по трем основным направлениям : методическая работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Формы осуществления, Работа с детьми, Взаимодействие педагогов, Сотрудничество с родителями

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требуют нового подхода к осуществлению преемственности ДОУ и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой. В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику .

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и другие.

3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Федеральный Государственный Стандарт- это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования. Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

  • замену учебного блока на образовательные области
  • увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
  • изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

— изменение объема и содержания образовательной деятельности. Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от форсированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельный подход (сознание формируется в деятельности) , который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Портрет выпускника.

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.

Любознательный, активный