Введение
Социальное управление по своему назначению ориентируется исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Непременный объект управления персоналом – развитие социальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-
Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие в первую очередь должно направляться на:
- совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационн
ого состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня; - улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников;
- стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
- создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
- обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;
- рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга.
Управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей. Только та организация, в которой большее внимание уделяют персоналу и удовлетворению их потребности, а не направлена на получение прибыли любым способом, экономя на человеческих ресурсах и удовлетворения их потребностей, будет считаться перспективной и преуспевающей. Так как персонал необходим для исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития организации.
Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы
... сфере труда. Исследования социологии труда служат для выявления социальных резервов повышения эффективности трудовой деятельности наряду с обеспечением условий развития работников, удовлетворения их потребностей, формирования позитивных внутриколлективных отношений. 1.1 Рынок труда: сущность, ...
Глава 1.
Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Стройпромкомплект» было зарегистрировано 12 августа 2002 года. Сокращенное фирменное наименование ООО «СПК».
общество создалось с целью извлечения прибыли за счет осуществления
Предметом деятельности Общества являются:
- Производство общестроительных работ по
прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи; - Производство земляных работ;
- Монтаж металлических строительных конструкций;
- Производство изоляционных работ;
- Оптовая и розничная торговля
строительными и отделочными материалами; - Производство пиломатериалов
- Производство прочих изделий из дерева.
Глава 2.
Характеристика персонала.
На сегодняшний день в организации работают 128 человек, 30 из них составляет инженерно — технический персонал. Возраст сотрудников от 20 до 60 лет. Большая часть сотрудников имеет среднее специальное образование. Поэтому необходимо проводить специальное обучение персонала, для повышения уровня их квалификации и для поддержания высокой конкурентоспособности на рынке.
Рассмотрим профессиональный состав рабочих основных профессий ООО «
Профессиональный состав
Таблица 1
№ |
Профессия |
Разряды |
Класс |
Всего |
||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Электрогазосварщик |
5 |
1 |
5 |
15 |
26 |
||||
4 |
Монтажник по монтажу стальных и ж/б конструкций |
6 |
6 |
|||||||
5 |
Монтажник технологических трубопроводов |
8 |
8 |
|||||||
6 |
Изолировщик |
7 |
7 |
|||||||
7 |
Стропальщик |
7 |
7 |
|||||||
8 |
Подсобный рабочий |
7 |
7 |
|||||||
9 |
Машинист экскаватора |
5 |
6 |
11 |
||||||
Машинист бульдозера |
10 |
10 |
||||||||
Машинист трубоукладчика |
4 |
4 |
||||||||
10 |
Водитель автомобиля |
5 |
5 |
2 |
12 |
|||||
Всего: |
98 |
Глава 3.
Анализ деятельности по управлению социальным развитием персонала.
В нашей организации социальным развитием персонала занимаются три отдела:
- инспектор отдел кадров
- инспектор по промышленной безопасности и охраны труда отдела охраны труда
- бухгалтерия.
Каждый отдел выполняет свою определенную функцию социальной деятельности организации.
Отдел кадров выполняет:
1.Социально-психологическую функцию, в которую входят:
- регулирование производственных, социальных, межличностных отношений в организации;
- урегулирование конфликтов, возникающих в процессе: производственных взаимодействий между отдельными работниками или подразделениями; отношений персонала и администрации; личностных взаимоотношений;
- формирование условий комфортной социально-психологической атмосферы в коллективе;
- организация корпоративных мероприятий для коллектива работников (и, возможно, их семей);
- обеспечение социально-психологической основы корпоративного управления, или подготовка ответственных должностных лиц организации к взаимодействию с представителями партнеров, клиентов, собственников, органов власти и т.д.;
- социологические, психологические и маркетинговые исследования персонала организации и рынка труда;
2.Функцию кадровой службы, которая осуществляет учет и контроль выполнения производственных функций работниками организации, основанную на четком регламенте ведения документации в соответствии с законодательством и включающую в себя прием, увольнение, фиксацию служебных перемещений, квалификационных изменений, наказаний и поощрений; главным направлением деятельности кадровой службы является четкое ведение документации и фиксация кадровых изменений;
3. Функцию службы управления профессиональным развитием персонала, которая управляет процессом профессионального развития персонала и отвечает, прежде всего, за соответствие реальной профессионально-
- подбор и расстановку работников в соответствии с их квалификационным уровнем и задачами организации;
- профессиональную адаптацию работников;
- разработку программ (включающих в себя систему принципов и критериев) профессионального и служебного роста работников в различных подразделениях организации (или программ управления карьерой);
- выработку мотивационных программ — системы компенсаций и стимулов (поощрений и наказаний — денежных, административных и психологических), направленных на побуждение работников к самореализации в профессиональной деятельности для подразделений организации — в соответствии с задачами организации, нормами законности и традиционными принципами справедливости, сложившимися в социокультурной среде;
- создание и реализацию программ обучения, подготовки, переподготовки, повышение квалификации работников;
4. Функцию службы социальной защиты, которая обеспечивает систему мероприятий, направленных на соблюдение норм действующего в стране трудового законодательства, прав и социальных гарантий сотрудников;
Отдел охраны труда выполняет:
- Функцию службы безопасности трудовой деятельности, которая выполняет следующие функции:
- совершенствование условий труда (техническое и эргономичное оснащение рабочих мест; сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ; преодоление отрицательных последствий монотонности труда за счет меняющегося ритма работы, производственной гимнастики, рационального использования регламентированных перерывов в течение рабочего дня для отдыха и питания; комфорт социально-бытовых помещений);
- обеспечение мероприятий по охране труда (комплекс организационных, технических, санитарно-гигиенических, охранных мероприятий и средств, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предотвращение угрозы здоровью и самой жизни работников);
Бухгалтерия выполняет функции службы экономики труда и заработной платы, осуществляющей:
- организацию технического нормирования труда; изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации; нормативы времени;
- экономический учет трудовой деятельности в соответствии с законодательством и нормативами организации; расчет и выплату заработной платы, компенсаций, денежных поощрений;
Глава 4.
Квалификационные требования к специалистам по осуществлению социальной деятельности
Для осуществления социальной деятельности требуются специалисты, имеющие комплекс необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих квалификационным требованиям профессии, т.е. обладающие определенной профессиональной компетентностью. Специалист организации, выполняющий функции социального развития, должен иметь подготовку к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом; обладать достаточными навыками для осуществления следующих видов деятельности:
- организаторской;
- управленческой;
- правовой;
- учетно-документационной;
- воспитательно-педагогической;
- социально-бытовой;
- психологической и социологической.