Самообразования Реализация плана самообразования

5. Приложения

«Воспитатель должен стремиться узнать

человека, каков он есть в действительности,

со всеми его будничными, мелкими нуждами

и со всеми его великими духовными требованиями.

Воспитатель должен знать человека в семействе,

в обществе, среди народа, среди человечества и

наедине со своею совестью; во всех возрастах,

во всех классах, во всех положениях, в радости

и горе… Только тогда он будет в состоянии

почерпнуть в самой природе человека

средства воспитательного влияния – а средства эти-

громадны».

45 стр., 22302 слов

Умственный труд как средство подготовки детей к школе

... подготовке детей к школе на примере проведения и анализа трудового занятия; Определить и разработать рекомендации для родителей и воспитателей по усовершенствованию организации педагогического процесса направленного на активацию умственного труда при подготовке детей к школе. ...

(К. Д. Ушинский )

Актуальность выбранной темы :

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи — век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

Современное общество испытывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным – рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И самое главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в его становлении – школьный возраст. Именно в это период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т. п.), открытие своего внутреннего мира. Чрезвычайно важна индивидуально-личностная ориентация взрослого, оптимистическая оценка первоначально незаметных усилий и действий школьника по улучшению своего характера, поведения, ценностных ориентаций. Воспитание – есть целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое в учебной и внеурочной деятельности педагогическим коллективом. Управлять – значит создавать условия для развития ребенка, включать его в разнообразную деятельность, стимулировать самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

Учитывая все эти факторы, опираясь на технологии саморазвития личности А. А.Ухтомского – Г. К. Селевко, технологии развивающего обучения Эльконина – Давыдова, технологии развития М. Монтессори, я выбрала именно проблемы внутренней активности личности темой своего самообразования и поставила перед собой как главную, следующую педагогическую задачу: помочь каждому своему воспитаннику осуществить самовоспитание, осознать происходящие в его психике процессы, научить осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования, сделать правильный профессиональный выбор.

39 стр., 19080 слов

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... деятельности). Новизна исследования: Практическая знач План исследовательской работы включал следующие этапы:, Констатирующий этап проводился в ноябре 2019г. Цель: д иагностика особенностей развития возможностей у детей ... развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития); индивидуальных особенностей личности ... Совершенно очевидно, что для той области явлений, ...

Цели и задачи, поставленные мной при разработке этой темы таковы:

Цель :

Формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.

Педагогическое руководство внутренними процессами самопознания, саморазвития, самовоспитания, самоопределения.

Активизация психогенных факторов развития, побуждение воспитанников к самосовершенствованию.

Мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение школьником своей личности.

Задачи :

  • способствовать всестороннему развитию личностного роста, максимально удовлетворяя потребности саморазвития личности с учетом постоянного жизненного самосовершенствования;
  • направить процесс самовоспитания, саморазвития;
  • помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучения, воспитания;
  • организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую к появлению микро- и макропрограмм работы над собой;
  • ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования;
  • сформировать системообразующую теоретическую базу для сознательного управления учащимися своим развитием;
  • использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности.

Первая часть «Наедине с собою» (7 класс)

« Умный человек не тот, кто

много знает, а тот, кто знает

7 стр., 3013 слов

Место характера в структуре личности. Формирование характера

... его-наоборот. Роль характера в структуре личности необычайно важна. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность. Целью моего исследования являлось: 1) Выявить место характера в структуре личности. 2) Проанализировать и проследить процесс формирования характера. Для реализации поставленных ...

самого себя»

В. Гете

В древнегреческой философии проблем проблема познавательной самостоятельности рассматривалась с позиций активности психики человека, его отношения к самому себе. Так, Сократ выдвинул знание в качестве первостепенной добродетели, рассматривал знания как ценность, а в качестве источника познания этой ценности назвал самопознание. Его основная мысль заключалась в следующем: кто знает себя – тот ли, кто знает только имя свое, или тот, кто узнал свои способности, осуществляя наблюдение за собой. Выдвинув на первый план задачу самопознания, предмет которого – духовная активность в ее познавательной функции, Сократ определил сущность самостоятельности своим знаменитым девизом «Познай себя».

Часто приходится наблюдать, сколь по-разному реагируют люди на одно и то же событие. Или, например, кто-то предпочитает побыть в одиночестве, а другой минуты не может прожить без общения. Один из-за любого пустяка поднимает шум, другой остается спокойным даже в самой нервозной обстановке. Кто-то считает, что все в жизни зависит от его собственных усилий, а кто-то уверен, что все происходит исключительно по воле обстоятельств.

У нас разные предпочтения, разные вкусы, привязанности. В нас много несходного, самобытного, неповторимого. И вместе с тем, мы все очень похожи. Каждый хочет любви, понимания, интересных событий в своей жизни, материального достатка. Мы радуемся успехам, огорчаемся неудачам. Размышляем, переживаем, теряем, находим. Мы все – живые люди и мечтаем жить хорошо и счастливо. Вот как раз для того, чтобы воплотить эти мечты, и пригодятся знания о самом себе.

Человек узнает себя несколькими путями, наиболее важны из них такие:

  • наблюдение за самим собой в различных жизненных ситуациях, осмысливание собственного поведения;
  • наблюдение за окружающими, сравнение себя с ними;
  • получение информации о себе от других людей;
  • «приложение» к себе знаний об устройстве человеческой психики, получаемых из книг, телепередач и других источников информации

Первый этап своей работы, охватывающий 7 класс, я назвала «НАЕДИНЕ С СОБОЮ» и поставила перед собой следующие задачи:

  • побуждение воспитанников к самопознанию, формирование мотивов самопознания, умения по постановке перед собой целей и задач, организации режима;
  • ознакомление с основными понятиями психологии личности: личность, индивидуальность, самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение;
    • выявление интересов, склонностей и способностей подростка, создание условий для развития творческих, интеллектуальных способностей детей;
    • создание условий для поддержания стабильного здоровья воспитанников;
    • формирование правильного, адекватного отношения к себе и самооценки;
    • осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей, воспитание веры в свои силы, в возможность стать лучше;
    • воспитание законопослушного поведения;
    • приобщение воспитанников к самонаблюдению, самоанализу, составление индивидуальной карты самодиагностики.

Поскольку над этой темой своего самообразования я начала работать еще тогда, когда мои воспитанники учились в седьмом классе, то есть входили в ранний подростковый период, то мне пришлось вместе с ними пережить проблемы этого периода: все возрастающее стремление к взрослости, к приобщению жизни и деятельности взрослых, присвоение далеко не лучших образцов взрослой жизни, неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых, но вызывающих болезненную ранимость. Завышенная самооценка ведет к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, бахвальства, нахальства, а заниженная рождает тревожность, неуверенность, страхи, иждивенчество, лень. Поэтому одной из главных своих задач на данном этапе я считала формирование адекватной самооценки.

3 стр., 1499 слов

Стратегии успешного воспитания личности

... успешным он называл воспитанника, подготовленного «для деловых занятий в реальном мире». Дж. Локк отвергал догматизм в воспитании и обучении, подавление личности воспитанника. ... ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения ... и воспитания, по мнению Л.Н. Толстого, предопределяет, прежде всего, «дух школы», своеобразный психологический настрой ...

В самопознании главное – выявление подростком своих положительных качеств, потенциалов, способностей. Выявление в самом себе нравственных качеств, таких, как доброта, честность, совестливость, стыд, порядочность, благородство, позволит подросткам противостоять тому негативному воздействию, которое оказывают сегодня средства массовой информации, рок-индустрия и т. п. Вовлекая подростка в процесс самопознания, необходимо в первую очередь раскрыть его потенциальные возможности, убедить в способности изменять, тренировать, развивать, т. е. совершенствовать себя. Немаловажное значение имеет выявление и осознание отрицательных, нежелательных качеств своей личности, так как это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.

3 стр., 1181 слов

Самовоспитание ребенка, в котором формируется его личность

... познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности. самовоспитание ребенок саморазвитие личность Итак, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на ... состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их ...

Поэтапная модель самосовершенствования личнос ти

Таким образом, познание себя – центр, опорный, отправной пункт, из которого исходят все направления самосовершенствования личности: самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация и самореализация.

Одним из основных источников, помогающих получить знания о самом себе, задействуя все эти механизмы, являются психологические тесты. В основе ответов на вопросы тестов обычно лежит самонаблюдение. Но не какое-то бесцельное, а целенаправленное, «сфокусированное». Наряду с этим в тестах приводятся и средние значения по каждому показателю, что дает возможность сравнить себя с окружающими и на основе этого получить информацию о себе. В этом смысле результаты теста выходят за рамки простого самонаблюдения. Создание тестов – не просто придумывание вопросов, а серьезные исследования и основательная работа по «доведению до ума» получающихся методик. Именно поэтому они оказываются информативными.

Я помогала своим воспитанникам лучше узнать себя через работу постоянно действующего в группе кружка «Познай себя».

На первом этапе своих исследований я проводила с детьми много практических занятий, таких, например, как:

  • упражнение «Знаете ли вы свою внешность?»
  • самоанализ своих качеств: мои достоинства, мои недостатки;
  • тренинг произвольного внимания, наблюдательности;
  • тестирование качеств личности: темперамента, памяти; мышления, способностей, направленности, характера;
  • составление характеристики личности воспитанников на основе наблюдений;
  • составление индивидуальной карты самооценки;
  • анализ социальных ситуаций – проб;

(См. приложения к первой части).

Итак, я помогла своим воспитанникам глубже узнать себя,

качества своей личности. Но что же делать с этими знаниями дальше? Какая от них польза? В каких ситуациях будут полезны знания о себе, для чего они нужны?

14 стр., 6866 слов

Нарушение личности, психопаталогии и изменения поведения

... декомпенсация . НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ происходит следующим образом : Расстройство образов (pattern) поведения : неадекватная, шизоидная, циклотимная, параноидная личность. Расстройство свойств личности : эмоционально – неустойчивая, пассивно – агрессивно-обессивно- компульсивная и другие расстройства свойств личности. Социопатические расстройства свойств личности: анитисоциальное и ...

Прежде всего, знания о самом себе помогут:

  1. 5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

И как следствие этого:

Понимаешь, с какими личностными чертами связана твоя проблема, — значит, получаешь возможность превратить ее из проблемы в цель. И, как следствие, приближаешься к ее решению.

Знаешь о качествах собственной личности – можешь проще и быстрее понимать других людей.

Знаешь о своих сильных и слабых сторонах – имеешь возможность вернее сделать выбор профессии.

Знаешь о своих личностных качествах – значит, можешь целенаправленно меняться, заниматься саморазвитием.

В результате своих исследований на первом этапе работы я выделила у своих воспитанников четыре вида отношений с окружающей его социальной, в том числе и с педагогической средой, соответственно, поделила их на четыре группы.

Первый вид – инертный и консервативный. Он характерен для воспитанников со слабой активностью, ограниченным общим развитием, небольшим жизненным опытом. При этом типе отношений изменения поведения воспитанника больше обусловлены личными желаниями, целями, интересами, чем изменением окружающей среды и характером воспитания. При этом внутренний мир изменяется медленно, ребенок лишь приспосабливается к создавшимся обстоятельствам, причем в психике остается весьма слабый след. В ряде случаев учащиеся стремятся лавировать в окружающей педагогической среде, избегая четких и жестких требований родителей и педагогов, делая вид, что выполняют требования, а на самом деле игнорируют их. Главное у таких детей – сохранить в неизменном виде свое «я», вести привычный образ жизни. А отсюда нежелание работать над собой, косность поведения, негативное отношение к положительным переменам в школе, классе, группе. Кто «плывет по течению» или замкнулся в себе, чаще всего пассивен в самовоспитании. (Пуйко Роберт, Салиндер Алексей Е., Сэрпиво Софья, Худи Кристина, Яптик Инна, Худи Альберт, Сэротэтто Мария, Сэротэтто Степан и др.)

Второй вид отношений – активно-приспособительный. Воспитанник приспосабливается к постоянным воздействиям окружающего мира, приноравливая свой характер к требованиям педагогической и социальной среды. Первоначально такой школьник принимает новые требования холодно, с нежеланием. Но, понимая целесообразность сложившейся обстановки, разумность предъявляемых требований, он постепенно начинает привыкать к новым условиям и требованиям, ему уже нравится четкий режим, ясность требований, привычный режим жизни. В результате вырабатывается адекватное существующим условиям жизни поведение, в котором формируются умения, навыки, привычки, качество характера.

4 стр., 1681 слов

Самовоспитание как фактор развития личности подростка

... 1.1.1. Схема 1.1.1 Факторы самовоспитания подростка. Степень влияния факторов на самовоспитание различна и должна учитываться человеком, который начинает процесс самовоспитания. К внешним факторам относятся требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так ...

При этом важно обеспечить единство и постоянство педагогических требований, устойчивый режим деятельности в школе и интернате. Неустойчивость требований ведет к неуверенности или лавированию, развивает у воспитанников лицемерие, показуху; внутренний мир подростка изменяется под влиянием собственных капризов, настроения или нежелательного воздействия, отрицательного примера взрослых и сверстников (Вануйто Анатолий, Вануйто Виктория. Вануйто Константин. Езынги Виктория, Салиндер Андрей, Яптик Марина, Тибичи Мария, Салиндер Егор, Салиндер Ейко и др.)

Третий , основной вид взаимодействия, – самостоятельно- активное изменение личности в связи с изменением социальной и педагогической среды. Этот тип отношений характерен для детей с достаточно высоким уровнем общего развития и самосознания, поскольку надо иметь знания и ум, чтобы ориентироваться в сложившихся условиях и уметь анализировать обстановку, обстоятельства, изучать, знать и изменять себя. При подобных отношениях наличие единой педагогической среды и единых требований облегчает подростку анализ обстоятельств и самоперестройку поведения (Ладукай Александр, Худи Надежда, Худи Роза, Худи Артем).

Четвертый вид отношений с окружающей средой – инициативно-творческий – борьба за изменение окружающей среды, за улучшение сложившихся обстоятельств. Это характерно для учащихся с общественно активной жизненной позицией, которые знают свои силы и стремятся переделать условия жизни в общих интересах, борются с негативными явлениями, что требует агрессивного применения сил и способностей, а значит, ведет к интенсивному развитию личности.

Такой вид отношений невозможен без связи воспитания с самовоспитанием, причем деятельность в окружающем мире включает самовоспитание, а работа над собой усиливает социально-полезную деятельность ( Сэротэтто Анна, Салиндер Ксения, Салиндер Алексей Ю., Езынги Виолетта)

Диаграмма изменения внутреннего мира воспитанников

На диаграмме наглядно показано, как в результате работы по самопознанию постепенно, даже на протяжении всего одного учебного года меняется внутренний мир воспитанников группы. Так, если в инертных и консервативных детей в начале учебного года было 40%, то к концу учебного года их осталось уже 24%, 16% перешли из первой группы во вторую и третью, к самостоятельно-активной и активно-приспособительной группам, что, несомненно, является прогрессивным результатом. То же самое произошло с другими группами, что видно на диаграмме. Так, например, в результате, как я считаю, именно работы над собой, Сэротэтто Степан, который ранее был очень инертным ребенком, который ничем особенно не интересовался, плыл по течению, делая все как все, сейчас в нашей группе является активистом, принимает участие во всех мероприятиях, занимается спортом, интересуется абсолютно всеми сторонами школьной общественной жизни, общается с большим количеством людей.

7 стр., 3419 слов

Контрольная работа: Воспитание и самовоспитание

... факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.[4] Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. ... с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. [1] В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как ...

Второй этап – этап самовоспитания, охватывающий 8 класс, я назвала «СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ»

« Всякое воспитание есть в

конечном счете самовоспитание»

Л. Выготский

Итак, от самопознания я предлагаю своим воспитанникам перейти к самовоспитанию и ставлю перед собой следующие задачи:

  • педагогическое побуждение подростков к самовоспитанию;
    • ознакомление с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
    • оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
    • формирование мотивов самовоспитания;
    • раскрытие возможностей человека в его стремлении стать лучше;
    • помощь ребенку в его овладении приемами самовоспитания, методами работы над собой;
    • формирование первоначальных умений самовоспитания, постановки перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
    • формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше:
    • создание условий для обретения первого опыта самовоспитания;
    • составление индивидуальной программы самовоспитания.

Главная педагогическая задача на данном этапе состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание – это одновременно социальное, психологическое и педагогическое явление, причем решающая роль в нем принадлежит социальным факторам. Поэтому работа над собой осуществляется в обществе и для общества, требует социализации личности. Мысль о социальной природе самовоспитания была отмечена К. Марксом: то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.

В самом общем виде самовоспитание – это осознанное, управляемое самой личностью саморазвитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, свойства, силы и способности человека, причем функции воспитателя постепенно передаются воспитуемому.

Существуют следующие методы воспитания:

Методы воспитания

саса

Самовоспитание – это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития.

В течение всей жизни человека самовоспитание проходит следующие стадии:

  • физическое и волевое самовоспитание (младший школьный и подростковый возраст);

  • нравственное самосовершенствование (старшие подростки, ранняя юность);

  • профессиональное самосовершенствование (старшие подростки, ранняя юность);

  • социально-мировоззренческое самовоспитание (взрослость).

Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало сознательного самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на свои физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Возрастные особенности подростков объясняются прежде всего биологическими факторами. Эндокринные изменения, гормоны роста и половые гормоны стимулируют развитие организма, что проявляется в особенностях внешности и поведения. Появляется непропорциональность тела (скелет растет быстрее мускулов), угловатость, неловкость, нескоординированность движений. Меняется голос.

В то время как бурно растет организм и требуется усиленное питание каждой его клетке, возникает «малокровие мозга». Кровоснабжение не выполняет своих функций. Появляются перепады кровяного давления, что вызывает резкую смену физического состояния и настроения. Возможна вялость, усталость. Бодрость и мажор часто сменяются пассивностью и удрученностью. В состоянии утомления и раздражительности подростки способны к нарушению дисциплины, правил и норм общения, действиям наперекор другим, к немотивированным поступкам.

В этом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, своему «Я-физическому». Остро переживается угловатость движений, особенности черт лица, худоба или излишний вес. Подросток начинает ориентироваться на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины». Становятся необходимыми образцы поведения мужчин и женщин, половое и нравственно-этическое просвещение.

Быстро взрослеющий подросток убежден, что он исключительная и уникальная личность, способная выполнять разнообразные обязанности, нести ответственность за других. Он требует уважительного тона в обращении к себе, у подростка появляется чувство взрослости, являющееся главным отличительным свойством возраста. Он демонстрирует смесь детско-взрослого поведения, он ребенок и взрослый одновременно. С другой стороны, он хочет быть как все, не выделяться (синдром нормы) и этим быть защищенным в своем новом качестве. Отстаивая свою индивидуальность и эмоциональный комфорт в группе, выступая против любой власти, он может быть капризен, нетерпелив, груб.

К сожалению, взрослость в этом возрасте часто имеет только внешние проявления, сказывающиеся в манере ходить, одеваться, говорить (отрицательные формы: особый лексикон, курение, выпивка, употребление косметики, украшений, развязность, подражание особому стилю легкой, бесшабашной жизни).

Подросток уже многое может сам, но ему все еще не доверяют взрослые. Он и взрослый, и ребенок одновременно. Он отстаивает свою позицию взрослого, позицию независимости от вмешательства других, грубого контроля с их стороны. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, он вырабатывает свои принципы деятельности, общения. Значимыми становятся стремление к дружбе, рыцарству, романтизму, пробуждается интерес к объяснению поведения и проблемам внутренней жизни человека. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности. Совместная деятельность помогает «поиску себя» среди других. Возникает потребность иметь друга, которому можно доверять. Общение для подростков в этом возрасте чрезвычайно важно – оно дает ценнейшую информацию, помогает оценить себя и других, ориентироваться на требования коллектива, мнение сверстников становится наиболее значимым.

Подросток стремится утвердиться в коллективе, занять достойное место в нем. В неформальных группах подросток часто попадает условия негативной субкультуры (сквернословие, алкоголь, наркотики и др.).

Каждый чувствует себя там защищенным, уверенным, но это ложные чувства, ложное положение. Очень важно в это время подсказать средства самовоспитания, которые помогут подростку сориентироваться в выборе вариантов ощущения (и демонстрации) своей значимости. Жизнь подростка должна быть наполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями, а не бесцельным пребыванием в «стае». Необходима активная деятельность классного коллектива – среды обитания, создающей условия для самовыражения, самоутверждения и самореализации.

Формируется и круг интересов (коллекционирование, увлечение музыкой, компьютером и т. д.), из которых вырастают ценностные ориентации подростка.

Организация внешней части образовательного процесса (воспитание) должна способствовать появлению у ребенка внутреннего процесса самовоспитания, включающего такие элементы:

собирание своего образа «Я»: способности, возможности, умения и другие качества;

осознание своих проблем и определение своего направления развития;

— свободный выбор нравственных целей;

— культивирование положительных чувств веры в свои силы, надежды на преодоление препятствий;

искоренение в себе страха, зависти, уныния, вредных привычек;

устремленность к решению задач и проблем;

самоконтроль , критический самоанализ и саморефлексия своих успехов и достижений;

умение корректировать программу своих действий.

Подросток при этом выступает как субъект своего воспитания, как творец своей личности. Обязательными элементами самовоспитания являются постановка цели, волевое усилие, самоконтроль, самоанализ и рефлексия. Воспитание достигает цели, если оно вызывает у подростков потребность в самосовершенствовании, а она проявляется, когда достигнут определенный уровень в самопознании, выработана способность к самоанализу, осознается необходимость соответствовать требованиям общества.

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство как он может это осуществить в качестве индивидуализма, воздействующего на внешний мир.

Трудность организации самовоспитания подростков заключается сегодня прежде всего в том во внешних обстоятельствах: в отсутствии твердых идейных и нравственных установок в современном российском обществе. Большинство героев и общепризнанных примеров, на которых равнялось множество школьников и молодых людей, дискредитировано, средства массовой информации пропагандируют культ насилия и денег. Воспитательная роль семьи в условиях интерната крайне низка. Школа в этой обстановке остается почти единственным бастионом, продолжающим сопротивляться наступлению бездуховности, бесправия, беспредела.

Другой трудностью организации руководства самовоспитанием является сложность контроля за этим процессом. Подростки часто бывают скрытными, неискренними, нередко сознательно вводят взрослого в заблуждение, приписывая себе несуществующие качества и поступки.

В этом возрасте появляется особое отношение к оценке, отметке как к возможности занять более высокое положение в классе, группе.

Оценка должна подводить не только итог труда ребенка, но и определять его собственный вклад в него – усидчивость, трудолюбие, самостоятельность и т. д. Очень важна стимулирующая оценка деятельности ребят.

В результате систематических упражнений в самооценке подростков постепенно отходит от прямого влияния оценок взрослых его «Я», все больше опираясь на внутренние критерии, на сравнение себя с окружающими.

Необходимо проявлять бережное и осторожное отношение к эмоциональному «Я» подростка, стараться не травмировать его. Неврологические расстройства (раздражительность, пониженная работоспособность, тревога, неуверенность и т. д.), акцентуации – чрезмерное усиление отдельных черт характера и патологические влечения (клептомания, склонность к суициду, к алкоголю, токсическим средствам) возникают на основе конфликта между желаниями, претензиями и реальными результатами деятельности и оценками окружающих.

Особо обращая внимание на самовоспитание воли (умение заставить себя делать нужное дело, преодоление страха, лени, застенчивости) и выдержки (способности побороть нежелательные реакции), я старалась внушить своим воспитанникам, что воспитать эти качества может каждый; рассказать им об общих приемах их формирования, выяснить, каких качеств воспитаннику не хватает, наметить и помочь осуществить программу самовоспитания воли: предостеречь от ошибок. Последнее весьма важно, так как часто подростки воспитывают» волю на рискованных поступках, что может привести к нежелательным последствиям. Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие. Вторая, внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. Моя задача как педагога, состояла в том, чтобы помочь каждому воспитаннику осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Анализируя именно этот этап моей работы, который, называясь «Сделай себя сам», ориентировал каждого моего воспитанника на изживание выявленных в нем негативных черт характера, нацеливал на работу с самим собой, на самовоспитание, я могу сказать, что именно в процессе самовоспитания, самосовершенствования постепенно менялись мои воспитанники. Сейчас мои воспитанники являются ядром общественно-культурной жизни интерната. В молодежном активе интерната работают мои воспитанники Салиндер Алексей Ю., Ладукай Александр, Салиндер Ксения, Езынги Виолетта, Сэротэтто Анна, Худи Анна, Вануйто Константин, Сэротэтто Степан, Вануйто Алена. Моя воспитанница Салиндер Ксения избрана Министром Молодежного Актива Интерната, Салиндер Алексей Юрьевич – главный редактор общеинтернатской газеты «Надежда», Яптик Марина — редактор. Ди-джеем интерната является мой воспитанник Яптик Иван. Часть моих воспитанников работает в молодежном союзе «Молодая гвардия», активно участвует в жизни интерната, школы и поселка Яр-Сале. Они активно участвуют в различных акциях типа «Внук на час», имеют грамоты от главы муниципального образования «Ярсалинское» Маматулина М. А. за участие в акции по уборке придомовых территорий ветеранов Великой Отечественной Войны, в акциях «Письмо ямальскому солдату», «Посылка солдату», в рамках акции «Подари ребенку радость» отмечены благодарностью местного отделения МГЕР Салиндер Алексей Ю., Салиндер Ксения, Яптик Иван, с большим энтузиазмом собирали ребята посылку с подарками для воспитанницы Мыскаменского детского дома Анагуричи Оли. Даже находясь в санатории, мои ребята проявляли активность. Так, например, привозили грамоты за активное участие в мероприятиях из санатория «Тараскуль» Сэротэтто Анна и Худи Денис. Салиндер Алексей участвовал в фотоконкурсе «Люблю тебя, Ямал!» и был отмечен двумя грамотами. В качестве делегата от районной молодежной организации «Молодая гвардия» на фестиваль АДМОО «Округ дружбы» в город Тюмень съездила моя воспитанница Салиндер Ксения. Воспитанник группы Салиндер Алексей также недавно побывал в городе Тюмень на окружном семинаре «Сельская молодежь», осенью прошлого года был участником окружного проекта «Парламентские дебаты», весной 2010 года был участником окружного проекта «Я – шеф». Воспитанники моей группы известны администрации школы, районной администрации своей общественной активностью и неоднократно приглашались на заседания районного политического клуба при администрации и районной Думе для участия в обсуждении Законов о молодежи. Воспитанница Езынги Виолетта участвовала в Х районном фестивале лидеров «Рождественские каникулы 2011», ДОО «Молодежный актив интерната», в которое входит большая группа моих воспитанников на хорошем уровне провели выборы молодежного актива – Министра МАИ. Выборы проходили по системе избирательного права (аналогично выборам Президента в России), что дает нашим воспитанникам в возрасте от 11 до 18 лет понять и ознакомиться с избирательным процессом в России, а в дальнейшем молодежь участвует в выборах и делает свой выбор осознанно. В результате этих выборов Министром МАИ была избрана большинством голосов моя воспитанница Салиндер Ксения. Я считаю, что успехи моих воспитанников — это показатель моей работы с каждым своим воспитанником группы по развитию, самосовершенствованию их личности. В летнее время мои воспитанники Салиндер Егор, Яптик Иван, Салиндер Алексей Юрьевич находились в военно-спортивном лагере «Патриот Ямала» и также привезли грамоты за добросовестное исполнение своих обязанностей и активное участие в жизни лагеря. Это говорит о том, что из них получились настоящие патриоты своей родины. Мероприятия, проводимые воспитанниками нашей группы, вызывают интерес всех групп интерната, так как наши мероприятия, по мнению взрослых и детей, всегда проводятся на хорошем уровне, с выдумкой. На наших мероприятиях всегда всем бывает весело, интересно. В школе или интернате и даже округе нет ни одного конкурса, спортивных соревнований, выставки или акции, где бы мои воспитанники не принимали участие. Так, за активное участие в конкурсе «Я горжусь тобой, мой Ямал!», посвященном 80-летию Ямало-ненецкого Округа группа моих воспитанников была отмечена благодарностью Председателя Законодательного Собрания ЯНАО С. Н. Харючи. (См. приложение «Результативность работы» и грамоты).

Потребности в самовоспитании, самосовершенствовании

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.).

У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации — являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития и самосовершенствования.

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

3. Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания . Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самообразовани е — это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение » педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

  • самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
  • самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
  • осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
  • самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Чрезвычайно важна индивидуально-личностная ориентация взрослого, оптимистическая оценка первоначально незаметных усилий и действий школьника по улучшению своего характера, поведения, ценностных ориентаций.

На этапе «Сделай себя сам» мной проводились практические занятия :

  • диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми»;
  • закрепление адекватной самооценки;
  • составление программы изживания вредных привычек;
  • составление индивидуальной программы самовоспитания;
  • разбор социальных ситуаций – проб.
  • хронометрирование воспитанником своего учебного и внеучебного времени;
  • планирование работы на день, неделю, месяц;
  • упражнения на развитие логических умений.

В результате всех моих исследований и работы с ребятами по итогам второго этапа я поделила своих воспитанников на две условные группы: группа с высоким уровнем самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости и группа с низким уровнем самовоспитуемости, саморазвиваемости, самообучаемости.

(См. диаграмму).

Высокий уровень : инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления ( Вануйто Алена, Вануйто Анатолий, Вануйто Константантин, Ладукай Саша, Сэротэтто Анна, Худи Артем, Салиндер Ксения, Езынги Виолетта и др.).

Низкий уровень : отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя).

Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе (Езынги Виктория, Пуйко Роберт, Салиндер Ейко. Сэрпиво Софья, Худи Альберт, Худи Кристина, Худи Роза, Худи Надежда, Тибичи Мария и др.)

Это деление воспитанников на две условные группы поставило передо мной следующую задачу:

Индивидуально работать с каждым воспитанником из второй группы, развивая его работу по самовоспитанию, ориентируя на самосовершенствование, нацеливая его на использование разнообразных методов и приемов самовоспитания. ((См. таблицу)

Третья часть « НА РАСПУТЬЕ» — 9-11 классы

С детьми из второй группы я проводила индивидуальную работу, которая заключалась в моей помощи им в определении своих положительных и отрицательных сторон с помощью тестов, хронометрирования своего времени, разбора ситуаций, в которых они выглядели не лучшим образом, составления плана по изживанию вредных привычек, например, курения и т. д. Так, например, в результате осознанной работы над собой, Худи Роза ликвидировала проблемы в учебе, повысилась учебная мотивация, она обязательно хочет поступить в высшее учебное заведение, Тибичи Мария изжила в себе такую черту характер, как чрезмерную стеснительность и т. д.

Третий этап своей работы, охватывающий 9-11 классы, я назвала «На распутье»

Возможно ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать,

И не давать с дороги сбиться,

Толкать и осуждать, мешая ошибиться ?

На этом этапе я поставила перед собой следующие задачи;

  • Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации, самоопределения.
  • Ознакомить с понятиями саморегуляции и самореализации.
  • Сориентировать на дальнейшее доступное по форме и уровню непрерывное образование.
  • Воспитание законопослушного поведения.
  • Ознакомить с понятиями смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).

Девятый класс (14-15) лет – это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом. Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социализации.

Школьники десятого – одиннадцатого классов (15-17 лет) представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, называемую ранней юностью. Юношеский возраст имеет особенно большое значение в процессе социализации — завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое сообщество.

Процессы социализации старшеклассников характеризуются:

  • сохранением материальной, эмоционально комфортной для школьника функции семьи; усилением ее роли в самоопределении в будущем; удовлетворение части материальных потребностей;
  • сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; значительным возрастанием роли самообразования, самовоспитания;
  • значительным возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды; становлением полной юридической дееспособности;
  • заменой защитной роли взрослых самостоятельным социально-профессиональным ориентированием.

В процессе социализации важнейшим процессом становится самоопределение. Самоопределение есть сознательный выбор и утверждение человеком своей позиции в разнообразных жизненных сферах. У учащихся усиливается значимость собственных ценностей, развивается самосознание и усложняется отношение к себе.

Социальные условия подводят подростка к решению вопроса о дальнейшей жизни: что делать? — продолжать учиться в школе, пойти в училище или техникум или работать? В 15 лет подросток стоит на пороге реальной взрослой жизни, он определяет свои жизненные цели, поиск своего места в жизни. Подросток проектирует себя в будущем, что стимулирует личность к развитию. Проекция в будущее постоянно соотносится с прошлым и настоящим субъекта, поэтому адекватность в прошлой, а особенно в настоящей жизни подростка влечет за собой адекватность взглядов на будущее.

Подготовка к профессиональной карьере, к дальнейшему обучению у старшеклассников вызывает интерес через выстраивание образа «Я — будущего». Личностно значимые перспективы имеют огромное значение в жизнедеятельности подростка. Старшеклассник в этом возрасте должен представить свой жизненный план и определить способы достижения поставленных жизненных целей. В этой обстановке многие дети оказываются в ситуации несоответствия своих возможностей и уровня притязаний. Поэтому многим старшеклассникам свойственны повышенная тревожность, эмоциональная напряженность, боязнь всякого выбора.

Уровень самооценки в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Без уверенности в себе трудно определить свой дальнейший жизненный путь. Однако эта уверенность переходит иногда в самоуверенность; старшеклассники проявляют юношеский максимализм, идеологическую непримиримость, в оценках бескомпромиссны, страстны.

Но именно в этом возрасте определяется устойчивый интерес к профессии. Обучать самовоспитанию здесь лучше всего, опираясь именно на этот интерес. Учитывая это, задания по самовоспитанию даются чаще всего с профессиональной направленностью. Логика проста: чтобы овладеть какой-либо профессией, надо к ней подготовиться, стало быть, школьник должен овладеть системой трудовых умений, знаний, волевых и нравственных качеств, которые нужны для плодотворной работы по специальности. Много отрицательных проб и ошибок совершают выпускники в области профессионального самоопределения: здесь закладываются причины дальнейших жизненных неудач. Воспитатели должны найти, помочь выбрать «дело по душе», предоставить подростку выбор, возможность осуществить «социальные пробы», подготовиться к самореализации. На данном этапе особенно необходима диагностическая работа, она должна убеждать школьника и родителей в том, что избираемый профиль профессиональной подготовки способствует природным возможностям и способностям данного воспитанника.

Для содействия профессиональному самоопределению своих воспитанников, обогащению их знаниями, умениями и навыками в выборе жизненного и профессионального пути, часто в группе проводились «Встречи с людьми разных профессий», экскурсии на предприятия и учреждения, беседы о профессиях на темы «Твое место в жизни», «Человек и его профессия», «Как правильно выбрать свою профессию», был оформлен и периодически обновлялся «Уголок самовоспитания», где можно было найти различного рода памятки, например, «Памятку будущего медика» и т. п.

Различные памятки нами были разработаны и для будущих строителей, животноводов, механизаторов. Если сравнить их с памятками будущему врачу, то в общем-то речь идет об одних и тех же основных чертах характера, положительных качествах, которые нужны людям любой профессии. В своих рекомендациях по самовоспитанию я старалась отталкиваться от профессиональных интересов, развивать их, но не сводить самовоспитание к профессиональному самосовершенствованию, хотя зависимость между самовоспитанием и профилем избранной профессии очевидна.

В содержание работы на данном этапе входили:

  • система диагностик, направленная на выявление склонностей и способностей воспитанников;
  • осуществление профориентации через систему обучения в Ямальских учебно-производственных мастерских, участие в школьных олимпиадах, воспитательские часы, посвященные различным профессиям;
  • работа воспитателей по профориентации: оформление групповых стендов «В мире профессий», знакомство с профессиями сотрудников школы-интерната, выпуск стенгазет к профессиональным праздникам, экскурсии на предприятия, встречи с людьми разных профессий;
  • система общешкольных мероприятий по профориентации: проведение конкурсных программ, конкурсов рисунков и сочинений о профессиях, знакомство с образовательными услугами района, участие в днях открытых дверей учебных заведений, проведение встреч с деятелями науки, культуры, руководителями и специалистами предприятий;
  • совместная работа с социальным педагогом школы по профориентации, взаимодействие с учебными заведениями по вопросам обучения, проживания, трудоустройства учащихся льготных категорий;
  • совместная работа с работниками библиотек по профориентации: проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы о профессиях.

Работа по профориентации очень важна: она не только знакомит учащихся с различными профессиями, но и воспитывает уважение к труду и людям труда. Информация о том, где можно получить ту или иную специальность, находится на стенде «Тебе, выпускник».

При организации самовоспитания на основе профессиональных интересов я старалась учесть способности каждого своего воспитанника. Не всякий может стать врачом, летчиком, ученым, артистом. С учетом индивидуальных способностей я направляла их на освоение рабочих профессий – электрика, шофера, парикмахера, швеи и т. д. Этому еще очень способствуют занятия в Ямальском учебно – производственном комбинате, где дети могут примерить на себя некоторые профессии. По-прежнему, большое внимание уделялось изучению автодела и занятиям на компьютере. Одиннадцатиклассники уже в школе получают профессию водителя, парикмахера, секретаря- референта и пользователя ЭВМ. Опыт прошлых лет показал, насколько это важно в дальнейшем трудоустройстве воспитанников. В течение всего учебного года администрация, социальный педагог, воспитатели решают вопрос о продолжении обучения и трудоустройстве выпускников школы-интерната. В этом вопросе нередко сотрудничаем с Центром занятости населения. Сейчас уже можно говорить о том, что в основном, все мои воспитанники определились с планами по окончании 11 класса. Они знают, кто в какие учебные заведения будет поступать, кто будет приобретать рабочую специальность, кто вернется в тундру.

Безусловно, часть детей я ориентирую на поступление в высшие учебные заведения, но вместе с тем, убеждаю их, что пробовать свои силы для поступления в вуз вправе каждый, но нельзя односторонне эту цель ставить как главную, как единственную. Кроме того, выбор учебного заведения должен строиться с учетом способностей и возможностей выпускника, а не принципу: куда легче поступить, ведь труд не по сердцу – мучение, трагедия для человека.

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство как он может это осуществить в качестве индивидуализма, воздействующего на внешний мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень важно в работе с детьми соблюдать принцип педагогического оптимизма. Суть его очень точно сформулировал С. Л. Рубинштейн: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны, — те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, – бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинство при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать союзников в нем самом».

Каждый ребенок – личность. Личность со своими, только ей присущими характером и волей. У каждого ребенка есть право выбора деятельности на самовыражение и самореализацию в учебной и вне учебной деятельности. Помочь каждому ребенку своей группы сформировать свою личность, чувство человеческого достоинства, умение анализировать свое поведение и управлять им, научить приемам самоанализа, самооценки, самокоррекции – в этом я вижу свою задачу. Вся воспитательная работа нашего мини-коллектива направлена на предоставление условий для самореализации внутренних потребностей и развитие творческих потенциалов. Используя в своей работе технологии Германа Константиновича Селевко, я стараюсь содействовать процессам самопознания и самосовершенствования своих воспитанников, их нравственной самореализации. Для этого я всемерно поддерживаю творческую активность ребят во всех сферах деятельности, в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития ребят, стараюсь работать с каждым из них индивидуально. Внушаю детям, что нелегко воспитать в себе Человека с большой буквы: воспитать себя надо не на словах, а на деле, и чтоб были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, напряженно трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным. Нельзя ждать успехов сразу, нельзя хвастаться одним хорошим поступком. Самовоспитание, самосовершенствование – это великий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.

В.А.Сухомлинский писал: “Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила меня: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой…воспитание, побуждающее к самовоспитанию, — это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание”

Обществу уже сегодня требуется человек, способный самостоятельно выбирать образ жизни, друзей и отвечать не только за свои поступки, но и за свою собственную судьбу. И если воспитанник интерната средних способностей выйдет из стен общеобразовательной школы человеком, способным занимать определенную позицию, стало быть, потраченные на него мои усилия не пропали даром .

Образ идеального выпускника школы, как конечный продукт воспитательной деятельности :

личность, в деятельности которой преобладают мотивы самосовершенствования;

личность, в основе поступков которой доминируют общечеловеческие ценности (добро, совесть, любовь, дружба, трудолюбие, культура);

личность, способная к самопознанию субъектов и объектов окружающей действительности;

личность, умеющая корректировать программу своих действий, контролировать и анализировать;

личность, умеющая планировать свою деятельность: цели, задачи, пути и сроки;

личность, развитая в интеллектуальном и творческом плане;

личность, осознающая свои права и права других людей;

  • личность, ориентирующаяся на здоровый образ жизни, испытывающая постоянную потребность в саморегуляции и физическом самосовершенствовании.

Модель идеального выпускника

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/samoobrazovanie-kak-mehanizm-samorazvitiya-lichnosti/

1. Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса самореализации учащихся в образовательных учреждениях российской провинции : [сб. науч. ст.] / Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова; под ред. Н. Г. Крыловой. – Кострома : КГУ, 2002.

Баранников А.В.Зарубежный опыт организации самообразования в рамках школы/ А.В.Баранников//Мир образования — образование в мире.-2002.

Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка /Г.М.Беспалова //Демократическая школа. – 2004.-№3.

Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор/ Н.Р.Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998.

Бояринцева А.В. Творчески развиваться

— просто и интересно: [О духовном саморазвитии детей, формировании чувств, представлений методом погружения]/ А.В. Бояринцева // Одаренный ребенок.-2004.-№2.

Бурая И.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности /И.В.Бурая, О.С. Аранская //Химия в школе.-2001.-№10.

Васильев Ю. П. Воспитание у школьников способности к творческой самореализации / Ю. П. Васильев; Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования, Самар. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. – Самара, 2000.

Власова Л.Н. Метод проектов – действенное средство саморазвития учащихся/ Л.Н.Власова//Современная школа на пороге ХХ I века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область «Технология». — М.,2000.-Вып.1.

Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание/ Т.Войтенко //Директор школы.-2000.-№3.

Вороняк Н.Самообучение как ведущий принцип образовательного процесса //Директор школы.-2004.-№10.

Глаголева Ю.И. Становление методологической культуры учащихся как условие реализации развивающего обучения: [Развитие интереса к саморазвитию, развитию учебных навыков и мотивации школьников средней школы] / Ю.И.Глаголева //Развивающее обучение в контексте современного образования. — Великий Новгород,2001.

Голянская Н. Трудовое самовоспитание школьников – основа будущей профессиональной карьеры //Школьные технологии.-1999.-№4.

Григорьева В.К.Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении/ В.К. Григорьева, Н.Е. Коробкина // Педагогика детского движения на пороге XXI века.- Хабаровск,2000.

Дедюхина О.В. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в учреждении дополнительного образования// Дополнительное образование.-2005.- №9.

Касицына Н.Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников// Развитие личности.-2000.-№1.

Кларина Л. Процесс, направленный на развитие способности быть хозяином и творцом собственной жизни: [Саморазвитие субъекта. Позиция дошкольника и вопросы дидактики] //Директор школы.- 2001.-№1.

Клемяшова Е.М. К вопросу о нравственном самовоспитании подростков/ Е.М.Клемяшова // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. — М.,2000. — Вып.2.

Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников: кн. для учителя / А. И. Кочетов. – Минск: Нар. асвета, 1990.

Кулешова И.В. Свобода – это ценность. Может ли свобода ребенка стать целью воспитательной системы школы? /И.В.Кулешова //Классный руководитель.-2002.-№2.

Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики /Л.И.Куликова //Педагогика развития. — 2001..

Матвеева Р. Ориентир классного руководителя – саморазвитие школьника // Народное образование.-2000.-№3.

Меренков А.В. Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации /А.В. Меренков, В.С.Глушкова//Завуч.-2004.-№6.

Меркулова Л. П. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб. пособие к спецкурсу / Л. П. Меркулова ; Свердлов. гос. пед. ин-т, Орский гос. пед. ин-т им. Т. Г. Шевченко. – Свердловск, 1990 (1991).

.

Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся /П.Н.Осипов //Современные концепции воспитания. — Ярославль,2000.

Педагогическое руководство самовоспитанием школьников : учеб.-метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / АПН СССР, НИИ общ. педагогики ; [Х. Ибрагимов, С. И. Хохлов]. – М., 1988 г.

Плюснина С.Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы /С. Плюснина //Школьная библиотека.-2001.-№7..

Розова Т.Н. Технология воспитания самореализующейся личности: организация и управление/ Т.Н.Розова; Ставропольский государственный университет.- Ставрополь: Изд-во СГУ.

Самообразование и самовоспитание в жизни человека /Сост. и авт. предисл. В.И.Нефедов.- Нальчик: Эль-Фа,2002 г.

Санникова А. И. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности : учеб.-метод. пособие / А. И. Санникова, О. Л. Калинина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь: ПГПУ.

Сафронова М.В. Самообразование как необходимое условие достижения успеха: философско-педагогический аспект: [Учащиеся ср. школы] /М.В.Сафронова//Личностные достижения учащихся в образовательном процессе. – Оренбург,2000.-С.64-68.

Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков: [Технология саморазвития личности, апробированная на базе ср. шк. №19 г. Рыбинска]/ Г. Селевко //Народное образование.-2004.-№8..

Селевко Г.Найди себя. Самоопределение. IX класс//Сельская школа.-2000.№2.

Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьников: Как стать экспериментальной площадкой //Народное образование. – 2005.-№1.

Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников //Школьные технологии.-1999.-№6.

Селевко Г. Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам: [6-й класс] /Г.Селевко, Н.Тихомирова, О.Левин // Сельская школа.-2004.-№1.-С.37-41.

Селевко Г. Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам: [6-й класс] / Г.Селевко, Н.Тихомирова, О.Левин // Сельская школа.-2004.-№2.-С.50-51.

Селевко Г. Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам:[6-й класс]/ Г.Селевко, И.Закатова, О.Левина// Сельская школа.-2003.-№1.-С.20-22.

Селевко Г. Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам:[6-й класс]/ Г.Селевко, И.Закатова, О.Левина// Сельская школа.-2003.-№2.-С21-27.

Селевко Г. Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам:[6-й класс]/ Г.Селевко, И.Закатова, О.Левина// Сельская школа.-2003.-№3.-С.55-63.

Селевко Г. Технология саморазвития личности школьника/ Г.Селевко, В.Журавлев//Воспитание школьников.-2002.-№4

Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко, Н.Н.Маркова, О.Г.Левина.-М.: Народное образование,2001.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников: Методическое пособие. — М.: Народное образование, 2000.

Селевко Г.К. Самовоспитание школьника: Умение управлять собой: Реализуй себя: Программа воспитания для 10-11 классов//Сельская школа.-2000.-№3.

Селевко Г.К., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника// Воспитание школьников.-2002.-№4.

Селевко Г.К., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника// Воспитание школьников.-2002.-№5.

Селевко Г.К.Технология самовоспитания школьников. Познай себя. 5-й класс./ Г.Селевко, И.Закатова, О.Левина// Сельская школа.-2002.-№1.

Селевко Г.К.Технология самовоспитания школьников. Познай себя. 5-й класс./ Г.Селевко, И.Закатова, О.Левина// Сельская школа.-2002.-№2.

Совиньский А. Психолого-педагогические основы самовоспитания учащихся старших классов: Монография.- М.: Социум.. .

Технология самовоспитания школьников. Сделай себя сам.:[6-й класс]/ Г. Селевко, Н.Тихомирова, О.Левин // Сельская школа.-2004.-№1..

Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды /Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ; Флинта,1999.

Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека//Мир психологии.-2003.-№4.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. — М.: Интерпракс,1995.

Шахова И.Н. Социальная природа самообразования: социологический анализ//Образование и наука.-2001.-№2.

Приложение № 1

В течение трех лет мной применялись в работе следующие приемы и методики

Предмет изучения

Приемы и методы

1.

Состояние межличностных отношений

Социометрия

2.

Сформированность коллектива

Методика определения

3.

Изучение уровня воспитанности

Анкетирование, педагогическое наблюдение

4.

Определение способностей воспитанников

Тесты, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы

5.

Мотивация учебной деятельности

Анкетирование

6.

Характер, тип воспитанника по темпераменту

Психологическое тестирование, изучение гороскопа Линды Гудмен

7.

Определение интеллектуальных способностей

Тесты

8.

Эмоциональное состояние детей, общая работоспособность

Тесты

9.

Проведение досуга

Анкетирование «Мое свободное время»

10.

Социальное благополучие ребенка

Опрос родителей, беседы с врачом, педагогическое наблюдение

11.

Учебные характеристики воспитанников

Педагогическое наблюдение, успеваемость в школе по учебным предметам

13.

Определение уровня воспитанности воспитанников

Составление диагностической карты, педагогическое наблюдение

14.

Изучение личности воспитанников по 36 параметрам

Составление карт личности.

Приложение №2

Виды и формы развивающей деятельн ости

п/п

Вид и цель деятельности

Целевое назначение

Форма организации деятельности

1.

Познавательная

Обогащает представления об окружающей действительности, формирует потребности в образовании, способствует интеллектуальному развитию

Лекция, беседа, ролевая игра, творческий отчет, доклад, интеллектуальный марафон, тестирование. Предметные недели, посещение музеев, экскурсии

2.

Общественная

Содействует социализации детей, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает их к активному преобразованию действительности.

Встречи с ветеранами труда и войны, почетными жителями поселка, «круглые столы».

3.

Ценностно-ориентировочная

Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, культуры мира, своего «Я», развитие рефлексии.

Диспуты, дискуссии на нравственные темы, уроки культуры поведения, тесты, анкеты, практикумы, тренинги.

4.

Художественная

Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.

Участие в праздничных концертах, факультативы, кружки, музыкальная школа, экскурсии в музей, конкурсы.

5.

Спортивно-оздоровительная

Здоровый образ жизни формирует силу, выносливость, пластичность и т

Спортивные секции, военно-патриотический клуб «Разведчик», спортивные соревнования, соревнования, подвижные игры и т. д.