Стратегии успешного воспитания личности

Является ли воспитание целенаправленным компонентом формирования личности

?

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных психологов, педагогов, физиологов и генетиков свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Личность

Личность

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил

1. разумность,

2. ответственность,

3. свободу,

4. личное достоинство,

5. индивидуальность.

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».

Развитие происходит:

1. в единстве биологического и социального в человеке.

сенситивными

Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память — высокая организация познавательной деятельности).

1. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).

12 стр., 5852 слов

Изучение развития личности

... психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека ... рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон - общительная личность, робкая личность ... этих изначальных биологических влечений. Личность, по Юнгу, включает три основные ...

2. через деятельность.

Основные виды деятельности — игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать — это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых (не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам).

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Задача педагога — создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1. страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2. несправедливые обвинения, унижения;

3. нервное напряжение, стрессы;

4. одиночество;

5. тотальную неуспешность.

Таким образом, воспитание — это всегда целенаправленный процесс развития личности.

2. Основные факторы, влияющие на успешность воспитания

В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский).

Одним из первых мыслителей, ищущих решения практических вопросов успешности воспитания и обучения был Ян Амос Коменский. Он стремился к тому, чтобы в школах было больше досуга, радостей и успеха. Коменский выдвинул важнейший принцип индивидуального подхода, предполагающего «доброжелательство и терпение». Педагог был убежден в том, что методы воспитания должны быть природосообразными., что обеспечивает возможность успешности ребенка в учении.

Английский философ, просветитель и педагог середины XVII века Джон Локк трактовал проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия человека и общества. В связи с этим успешным он называл воспитанника, подготовленного «для деловых занятий в реальном мире». Дж. Локк отвергал догматизм в воспитании и обучении, подавление личности воспитанника. Тем не менее, телесные наказания им, по традиции, не исключались. Успешность в воспитании детей, по мнению английского философа, достигается за счет установления авторитета взрослого, который позволяет «сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму» [10, с. 145-179].

11 стр., 5492 слов

Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях

... и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» (№2,с.47). Неблагополучные семьи - это семьи с ...

Выдающийся французский философ, педагог, писатель Жан-Жак Руссо развил теорию свободного воспитания, проникнутую великой любовью к ребенку, заботой о его естественном росте и развитии, его защите от насилия и произвола. Особое значение Ж.-Ж. Руссо придавал трудовой деятельности, в которой он видел единственный способ подготовки своего воспитанника к свободной и независимой жизни. Орудие, которое может вести к успеху, — хорошо направленная свобода, — считал Ж.-Ж. Руссо [10, с. 227]. Руссо считал, что воспитание должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но при этом не упускается из виду необходимость подготовки его к общественным обязанностям.

Великий педагог считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль:

  • природа развивает способности и чувства;
  • люди учат, как ими пользоваться;
  • предметы и явления обогащают опыт.

Успешность воспитания, по мнению Руссо, определяется тем, что воспитатель гармонизирует действие этих трех факторов, обеспечивает естественное развитие ребенка и превращает воспитание в активный, полный оптимизма процесс [10, с. 194-199].

Немецкий педагог ХIХ века Фридрих Адольф Дистервег в основу успешного воспитания положил три фактора:

1) природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, «заложенных природой» в ребенке;

2) самодеятельность детей и их активность;

3) культуросообразность, т. е. учет уровня культуры данного времени и данной страны [13, с. 238].

Основатель вальдорфской педагогики немецкий философ и ученый Рудольф Штайнер главным условием успешности воспитания и обучения называл уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Он настаивал на строгом соблюдении ритмов, особенно в младшем школьном возрасте, поскольку, считал он, растущему организму легче функционировать в определенном режиме, наличие которого повышает вероятность успешности детского труда [3, с. 173].

Успешность воспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей людей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Воспитание, по мнению русского просветителя, имеет три главные части: «воспитание физическое, касающееся одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума». Большое значение Н.И. Новиков придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования.

В.Г. Белинский считал главным фактором успешного воспитания любовь. Самой большой ошибкой в воспитании детей он считал несоответствие предъявляемых к ребенку требований со стороны взрослых и детской природы, дающей ему наклонности и способности. К.Д. Ушинский главную роль в воспитании детей отводил семье, утверждая, что именно родители являются первыми воспитателями своих детей и полагают первые успехи или неуспехи воспитания. высказывал Успешность воспитания, по мнению Н.А. Добролюбова, заключается в соблюдении разумности, и разумность эта должна быть ведома не только учителю, но и самому ребенку.

6 стр., 2702 слов

«Индивидуальный подход в воспитании детей» методическая ...

... индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, ... является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое ...

Русский писатель и педагог Л.Н. Толстой сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, а в процессе обучения — формирование творческого мышления и нравственного самосознания, получение народного образования. Успешность обучения и воспитания, по мнению Л.Н. Толстого, предопределяет, прежде всего, «дух школы», своеобразный психологический настрой учителей и учеников. Великий русский писатель был убежден в неразделимости воспитания и образования. Он предложил два правила воспитания: самому воспитателю работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от воспитанников. Соблюдение этих правил, по мнению Л.Н. Толстого, предопределяет успешность процесса воспитания.

П.Ф. Лесгафт считал, что основным фактором успешного воспитания является положительное отношение к ребенку в семье. По его мнению, ребенок, окруженный большею разумной добротою и любовью, является более мягким и любящим человеком. Главными основаниями, которых необходимо придерживаться, воспитывая ребенка в семье, П.Ф. Лесгафт называл чистоту, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности [5].

Русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев к свойствам истинного воспитательного идеала отнес следующие:

1) всестороннее развитие общечеловеческих качеств;

2) развитие свойств возрастов, переходящих в другие возрасты;

3) заботливое внимание к тем свойствам возрастов, которые не переходят в другие виды;

4) возможное ослабление плохой наследственности;

5) воспитание человека среди природы и для господства над природой;

6) воспитание человека среди общества, для служения общественному развитию (в отвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму и прекрасному) [4, с. 56-57].

Основной «секрет» успеха воспитания детей советский педагог А.С. Макаренко видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Основные принципы воспитания, по убеждению А.С. Макаренко, должны быть следующие:

1) уважение и требование;

2) искренность и открытость; 3) принципиальность;