Изучение развития личности

Введение

личность психология онтогенез

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте — сложному человеческому существу и индивидуальности.

Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г. Ананьева; Л.А. Бодалёва; В.М. Выготского; А.Г. Ковалёва; И.С. Кона; А.Ф. Лазурского А.В. Петровского; С.Л. Рубинштейна; А.Н. Леонтьева; М.И. Лисиной) и зарубежных (А. Адлера; А. Бандуры; У. Джеймса; Дж. Келли; А. Маслоу; Г.У. Олпорта; Д.И. Фельдштейна; З. Фрейдуа; К. Роджерса; Э. Фромма; Э. Эриксона; К.Г Юнга) психологов.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, личность выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

Научное изучение личности сейчас задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, психологи не могут обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии. | 4 |

24 стр., 11547 слов

Изучение мышления практического психолога

... психологического роста своей личности. 1.3 Специфика функционирования практического мышления психологов Обобщая опыт изучения понятия «профессиональное мышление», нужно указать, что в ряде научных исследований профессиональное мышление объясняется как процесс решения профессиональных задач в той ...

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:

Задачи исследования:

1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучение современных психологических представлений о личности.

3. Выделение содержания понятия личность.

4. Ознакомление с основными направлениями исследования личности.

1. Теоретические подходы к изучению личности

1.1 Понятие личности

Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона — это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность — это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

Можно также рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон — общительная личность, робкая личность и т.д.

Недостатком такого подхода является то, что упускаются из виду ситуационные характеристики поведения. В одной обстановке индивид может быть общительным и раскованным, а в другой — застенчивым и робким. |6|

Научное понятие личности гораздо сложнее и многообразнее. Например Карл Роджерс описывал личность в терминах т.н. самости: организованная, долговременная сердцевина наших переживаний, воспринимаемая субъективно. Гордон Олпорт считал, что личность — внутренний феномен, определяющий характер отношений человека с внешним миром. Эрик Эриксон предполагал, что человек на протяжении жизни проходит через ряд жизненных кризисов и личность — результат такого кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта.

Коренным образом от описанных выше подходов отличается концепция Раймонда Кеттела, который считал, что личность это ядро психики, описываемое шестнадцатью базовыми чертами. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного взаимодействия индивида, поведения и ситуации. |16|

Обобщающими положениями всех теорий являются следующие:

1. Важнейшее значение имеют индивидуальные различия или индивидуальность. Личность — комплекс определенных качеств, отличающих одного человека от другого.

2. В большинстве теорий личность предстает в виде организованной структуры. При этом, наблюдаемое поведение рассматривается как организованное личностью, т.е. личность — абстракция, формирующаяся в результате наблюдения за поведением.

3. Большинство теорий рассматривает личность не как статичный феномен, а во взаимосвязи с жизненным опытом и перспективами развития.

4. В большинстве определений личность рассматривается в свете тех характеристик, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

11 стр., 5015 слов

Психологическая сущность маркетинга как особого вида социальной ...

... новых видов товаров или услуг, необходимо провести серьёзную подготовительную работу по исследованию рынка. Проводя исследование рынка можно получить чёткое представление о том, является ли Ваш товар ...

Изучение личности отличается от других разделов психологии тем, что здесь предпринимаются попытки интегрировать и систематизировать отдельные положения других отраслей психологии. Поэтому задачами психологии личности являются, во-первых понимание внутренних причин поведения индивида, а во-вторых — понимание взаимосвязи внутренних причин и внешней ситуации.

1.2 Изучение личности в зарубежной литературе

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примерах следующих учёных теоретиков.

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.

Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго — это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания.

Коллективное бессознательное — по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. |16|

В «гормической психологии» В. Мак-Дугалл, в психоанализе З. Фрейд, А. Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с — р» («стимул — реакция»).

Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции А. Маслоу, К. Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности. |11|

Г.У. Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение. |13|

Личность по У. Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное — это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией. | 4 |

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм).

По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанализа с помощью психоанализа. | 2 |

4 стр., 1669 слов

Основные этапы развития психологии труда

... труда. Ж. Кристенсен выделил два основных этапа развития знания о человеческом факторе: 1) «век ручных орудий», имеется в виду исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека ... основных этапов развития психологии труда. 1 Время формирования и становления психологии труда Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, ...

Абрахамом Маслоу назвал свой подход — психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья. |16|

Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей (см. приложение 1)

1.3 Изучение личности в отечественной литературе

Психология личности в России развивалась в четыре периода:

Первый период — последнее десятилетие 19 века — 20 — е годы XX века.

Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, недифференцированность теоретических подходов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологических знаний о личности социальной практикой.

Второй период — 30 — е — середина 60-х годов XX века.

Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.

Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова «человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности.

Третий период — середина 60-х — конец 80-х годов XX века.

Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансформируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, референтностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое понятие о личности. Усиливается внимание к методам исследования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.

Четвёртый период — конец 80-х — 90 — е годы 20 века.

В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста. |10|

3 стр., 1439 слов

Развитие теории социальной работы в 20 веке

... задействован человек. Это основные причины, повлиявшие на эволюцию социальной работы в целом. Каковы же макро-, мезо- и микрофакторы эволюции в начале ХХ века, приведшие к существенному изменению процесса помощи и становлению теории ...

В книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности — «этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» | 9 |

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым.

Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н. Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека. |12|

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В. Петровского. А.В. Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». |14|

Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).

Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания. Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. В третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. | 8 |

Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития — с другой. Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития. | 7 |

4 стр., 1779 слов

Личность серийного убийцы

... 5. С. 13 - 15 21. Ахмедшин Р.Л., "О природе "маски нормальности" серийных убийц", Журнал "Известия" 2(20), 2001, изд.: "Известия АлтГУ". 22. Бажин Е.Ф., Крылова Г.А. ... - 31. 27. Березина Т.Н. Методики исследования глубинных особенностей личности: Методическая разработка. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 48 с. 28. Березина Т.Н. Юнгианская ...

Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке. |1| Таким образом исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).

1.4 Подходы к изучению личности

Любая теория личности состоит из большого количества своеобразных «микротеорий», объясняющих различные стороны поведения человека. При этом большинство теорий личности можно описать в рамках шести основных характеристик:

1. Структура личности. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, описывающие относительно неизменные характеристики, которые индивид демонстрирует в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль «кирпичей» человеческой психики. Эти кирпичики-то же самое, что атомы в физике или клетки в биологии.

Для объяснения природы человеческой психики персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций — это концепция «черт личности». В системе черт личность описывали Гордон Олпорт, Реймонд Кеттелл и Ганс Айзенк. Они считали, что структуру личности лучше всего описывать в терминах базовых качеств, определяющих поведение.

2. Мотивация. Любая теория личности должна объяснять, почему человек поступает определенным образом, т.е. процессуальные аспекты функционирования индивида.

Существует несколько теорий мотивации. Наиболее широко известные: редукционистская теория мотивации Фрейда, противоположная ей теория мотивации Маслоу. Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые — на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

3. Развитие личности. Поскольку личность рассматривается как набор стабильных, длительно существующих характеристик, то важно знать, как эти характеристики зарождаются и развиваются. Концепции развития обращают внимание на то, мотивации поведения меняются от младенчества к зрелости, а затем в старости.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Поэтому многие теоретики разделяют всю жизнь индивида на несколько стадий. Согласно Фрейду, например, формирование личности — это последовательность психосексуальных стадий. Эриксон представлял развитие личности в виде восьми стадий развития эго. Другие ученые считают, что важнейшую роль в развитии человека играют взаимоотношения между родителями и ребенком.

2 стр., 861 слов

Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека

... государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются: 1.поддержка разнообразия детства; 2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека; 3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства; 4. создание благоприятной ...

4. Психопатология. Этот компонент теории личности должен объяснять, почему некоторые люди не в состоянии присоединиться к требованиям общества и эффективно функционировать. Центральной темой этого компонента личности является этиология психических нарушений, т.е. объяснение причин ненормального поведения.

В этом вопросе существуют значительные расхождения. Так, теоретики, придерживающиеся психодинамической (фрейдистской) ориентации, считают, что причиной неврозов и истерий в зрелом возрасте являются конфликты, не нашедшие разрешения в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии.

Бихевиористское направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Бихевиористы считают, что не существует никаких внутренних конфликтов и угроз.

Представители социокультурной модели поведения считают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном поведении, могут вызывать и поддерживать психопаталогию.

5. Психическое здоровье. В большинстве теорий личности ставится вопрос о том, из чего складывается понятие здорового образа жизни. Так, например, Фрейд считал, что функционирование зрелой личности определяется способностью продуктивно работать и поддерживать нормальные межличностные отношения.

Психическое здоровье может быть определено также в понятиях сознательного научения. В понимании Бандуры психическое здоровье — это способность быть самоэффективным, т.е. выбирать именно те формы поведения, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Некоторые теории личности делают акцент именно на психическом здоровье. Так, Маслоу считал, что для нормального развития личности необходим сдвиг потребностей от наиболее примитивных до высших. (см. приложение 1)

6. Терапевтическое воздействие на личность. Во многих теориях личности подробно разработаны клинические или консультативные аспекты. Их различия определяются в первую очередь различиями взглядов их авторов на структуру психического и принципы его работы.

С одной стороны психодинамическая теория основной упор делает на неосознанные конфликты и опыты научения основана на том, чтобы оказывать людям помощь в понимании причин и источников детских конфликтов и их влияния на взрослую жизнь.

В то же время бихевиористская теория считает, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Считается, что люди в определенный момент жизни просто не смогли научиться необходимым навыкам. Поэтому их просто нужно научить эффективно функционировать, используя при этом определенные формы подкрепления. | 3 |

Таким образом, теории личности имеют общую структуру, состоящую из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопаталогия, психическое здоровье и методы психотерапии.

2. Изучение развития личности

2.1 Развитие личности

Развитие — это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей.

4 стр., 1537 слов

История развития неврологии ( (Английская школа, французская, ...

... связаны с другими теоретическими и клиническими науками. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ , Г. С. Неврология, М. Ф. Исторические С. 82 — 90. История неврологии. //Сайт Neurodoctor.ru. Невропатология и Психиатрия //режим ... параличе». По имени первоописателя эта болезнь и была впоследствии названа болезнью Паркинсона. Представители американской школы неврологии также внесли значительный вклад в ее развитие. Пенфилд ...

Развитие личности — это преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и структуру личности в целом в результате биологических процессов и социальных взаимодействий, главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования. Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно.

Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствует о том, что развитие личности имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический.

2.2 Развитие личности в филогенезе

Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах.

Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений.

Необходимо отслеживать личностные изменения в обществе и не упустить момент появления «человека нового психологического типа».

Люди «нового типа» окажутся в большинстве и в сфере производства. Например, на фирме «Син ниппон сэйтэцу» в последние годы значительно увеличилось процентное содержание такого рода людей, к которым относятся прежде всего молодые специалисты. Это потребовало изменения организации деятельности фирмы, в частности, обеспечения качества продукции.

У людей «нового типа» иной взгляд на жизнь, на оплату труда. Поэтому должны измениться и система руководства, и система обеспечения качества. Должны быть подготовлены новые стандарты на производственные операции и на управление процессами. Следует повышать личную ответственность за результаты работы, т.е. усиливать самоконтроль. С другой стороны, человек «нового типа» будет широко использовать компьютерную технику, будет работать в условиях автоматизации производства. Изменение фактора «человек» в системе «человек-машина» непременно окажет воздействие и на фактор «машина».

Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым — личностным — аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу.

По мнению С.О. Ключевского, в России понятие личности начало формироваться во времена Петра I. В те времена люди, в общем, не видели ценности отдельно взятого человека. Одним из проявлений неразвитости личностного начала служила традиция «местничества», согласно которой положение каждого на общественной лестнице определялось не его личными достоинствами, а древностью и рангом его рода.

3 стр., 1021 слов

Влияние массажа на нервную систему человека

... в физической работе. Это объясняется генерацией под влиянием массажа чувствительных нервных импульсов, которые, попадая в центральную нервную систему, повышают возбудимость центоров управления массируемых и соседних ... (в случаях миозитов, гипертонуса, атрофии мышц и т.д.) действие на мышечную систему. Под влиянием массажа повышается эластичность и тонус мышц, улучшается и сократительная функция, ...

По мнению К. Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие.

Влияние войны на филогенез личности К. Кавелин прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.

Роль права в филогенезе личности К. Кавелин усматривал в том, что «военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности.

Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности).

Даже « образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории».

2.3 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности

Личность — это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают «основной формой ее существования». «Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное».

Онтогенез личности

Онтогенез личности — это главное направление развития человеческой психики. В процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe к переменам в психических функциях. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.

Однако, наряду с такого рода новообразованиями существуют и другие, более сложные интегративные системы. К разряду таких систем относится воля, не имеющая коррелята среди элементарных психических функций и включающая в свою структуру высшие психические функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства и пр.), сочетание которых дает возможность человеку управлять своим поведением. Такие психологические системы могут меняться в процессе жизни, на основе приобретаемого человеком опыта и с изменением общей характеристики его личности. |5|

Л.С. Выготский, рассматривал в качестве сложной системы, имеющей устойчивый характер, но развивающейся на протяжении жизни, сознание ребенка. Он показал, что эта системно организованная область психического имеет определенную логику развития. В младенческом возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью функций, которые находятся в непосредственной зависимости от восприятия; даже эмоции младенца длятся лишь до тех пор, пока вызывающий их раздражитель находится в поле восприятия. Затем в процессе онтогенеза активизируются другие функции: сначала память, потом мышление. Согласно теории Л.С. Выготского, в ходе онтогенеза меняется системное строение сознания ребенка.

Л.И. Божович рассматривала личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Основной чертой этого развития является умение вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями. Активный, характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой. Мотивационным механизмом такого поведения, характерного для созревания личности, является связь поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляет человека прибегать к волевому самопринуждению. Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые характеризуют психологически зрелую личность.

социализацией

Культурно-социальный аспект состоит в том, что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ жизни, устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному миру обычно рассматривается как его познание и преобразование, а также адаптация к тем условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и техники. Социализация личности игнорирует тот факт, что природа как общий источник жизненных ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений, что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.

индивидуализацию, интимизацию

Онтогенез личности в одном из своих измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознает свое «Я» разросшимся до масштабов некоторой социальной целостности, которая как бы становится его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью с которой они «отождествляются», выступают разные общности: семья, круг близких друзей, трудовой коллектив, нация, страна, человечество. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности.

Содержанием онтогенеза является также развитие самосознания (рефлексия, самооценка), ролевого поведения; интернализация социальных норм, уверенности в реализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества.

Д.И. Фельдштейн, автор книги «Психология развития личности в онтогенезе» (1989) выделяет в онтогенезе личности две основных социальных позиции: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая характерна стремлением ребенка понять свое «Я» и свои возможности. Эта задача решается развитием предметной формы активности. Ребенок овладевает социальным опытом, осваивая орудия, знаки, символы и связанные с ними действиями. Выработка способов обращения с предметами, оценка своих действий, умение присматриваться к себе, примерять себя к окружающему связаны с утверждением позиции «Я» среди других — «Я в обществе». Эта позиция, по мнению Фельдштейна, особенно активно развертывается в периоды с 1 года до 3 лет, с 6 до 9 лет и с 15 до 17 лет. Как раз в эти периоды актуализируется предметно-практическая сторона деятельности.

Становление второй позиции («Я и общество») связано с усвоением норм общения и процессом индивидуализации. Ребенок стремится проявить себя, выделить свое «Я», получить от других признание его самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие нового уровня осознания себя в обществе, социально ответственного самоопределения. Позиция «Я и общество» активно формируется с 3 до 6 лет и с 10 до 15 лет. Это связано с интенсивным усвоением норм общения.

Подростковый период онтогенеза личности определенным образом дифференцируется: в это время могут проявляться такие линии развития человека, как: а) гуманистическая, б) эгоистическая, в) депрессивная, г) суицидальная. Гуманистическая линия развития личности характерна положительным отношением к себе и к обществу. Она имеет два варианта: альтруистический и эгоистический. Альтруистический вариант гуманистической направленности — это преобладание интереса к другим людям или к социальной общности, готовности жертвовать собственными интересами для блага всех. Альтруизм личности на этой стадии может принимать патогенный, депрессивный характер. Индивидуалистический вариант гуманистической направленности личности — это ориентация «на себя» и «для себя».

Наиболее важным для подростка в этом случае является он сам и его проблемы. Утверждение своего «Я», признание другими его уникальности становится и ценностью и целью человека. Эгоистическая направленность означает, что для подростка другие люди, социальные интересы и дела являются предметом отрицательного отношения, в то время как себя он оценивает всегда положительно. Депрессивная направленность личности свидетельствует о том, что подросток обесценивает свое «Я» и систему своих дел, сохраняя в целом условно положительное или нейтральное отношение к другим людям. Суицидальная направленность характеризуется обесцениванием и себя, и общества («жизнь не имеет смысла»).

Психологическое содержание развития личности, ее специфика, согласно Д.И. Фельдштейну, представлено на каждом из уровней (стадий) подросткового возраста различным образом. (см. приложение 2)

3. Периодизация развития личности

Развитие личности не является монотонным однообразным процессом формирования все новых и новых качеств или, как считал А.С. Макаренко, все большего освобождения от недостатков. Онтогенез личности, как показано многочисленными исследованиями, разбивается на ряд периодов, каждый из которых связан с решением специфического круга задач личностного развития. Вопросами периодизации развития личности занимались такие психологи, как З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. Гезел, Э. Шпрангер. Ш. Бюллер, К. Левин и многие другие. Разными авторами выделено множество периодов. В основе той или иной периодизации персоногенеза лежит соответствующая теория личности, гипотеза относительно продолжительности процесса становления личности и, естественно, определенная исследовательская методика.

Большей полнотой и близостью к теме онтогенеза личности характеризуется концепция полного жизненного цикла Э. Эриксона.

Э. Эриксон разделяет взгляд З. Фрейда на структуру личности, но выдвигает на первый план инстанцию «Я». Развитие личности он представляет как развитие «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Стержневым процессом развития личности является динамика «эгоидентичности» — чувства устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на происходящие изменения.

эпигенетическому принципу развития личности

З. Фрейд, как известно, усматривал в Эго слабую инстанцию, существующую в подчинении у могущественного Ид. Функционирование Эго в первую очередь связано с удовлетворением биологических потребностей, требующих свободного выхода, или со сдерживанием побуждений Ид, когда подходящие объекты недоступны для их удовлетворения. |11| Эриксон придерживается более позитивного взгляда на личность, потому что Эго наделяется организационными и синтезирующими функциями, которые помогают людям преодолевать трудности, исходящие из внешней среды. Психология Эго затрагивает такие процессы, как проверка, анализ, объяснение и изменение.

Постулаты Эриксона сводятся к существованию восьми ступеней развития Эго. Первые четыре очень близки к фрейдовским: оральной, анальной, фаллической и латентной. (см приложение) Однако Эриксон уделяет меньше внимания сексуальным факторам развития личности на этих стадиях, сосредоточиваясь на социальных. Он предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с влиянием культуры. | 2 |

Для каждой стадии характерна специфическая задача, которую решает человек, чтобы подняться на очередную стадию своего духовного роста. Решение задачи зависит как от уже достигнутого психосоциального уровня индивида, так и от общей духовной атмосферы семьи и общества.

первой стадии

Вторая стадия

третьей стадии

Четвёртая стадия

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

Пятая стадия

шестой стадии

Седьмая — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

Восьмая стадия

Таким образом, Эриксон предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с культурным влиянием. Он показал, как в результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные добродетели человека. Самая человеческая способность человека — это его идентификация себя как отдельной личности, существующей непрерывно в прошлом, настоящем и будущем, личности, которая планирует и строит свою судьбу на основе свободного волеизъявления. Осознание собственной личности является результатом постоянно развивающегося интегративного процесса. Эриксон попытался реконструировать этот процесс, двигаясь от младенчества к старости. Он оптимистично полагает, что основное стремление в разрешении кризиса лежит в движении к утверждению индивидуальности. Позитивное разрешение каждого кризиса укрепляет Эго, а негативное — ослабляет. | 2 |

Заключение

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «…синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «…в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно — потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.

Также личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.

Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность — созидатель общественного богатства. Личность — сознательное существо, смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

Во-первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром).

Психологические исследования личности как субъекта витальности — это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект.

Во-вторых, быть личностью — это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». Психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности.

В третьих, быть личностью — это быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же — это производство индивидами их общего (В.А. Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер.

Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отражённости) человека в жизни других людей.

Таким образом, следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек — личность. | 1 |

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-psihologii-razvitie-lichnosti/

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.-М: Изд-во МГУ, 1990-367 с.

2. Браун Дж. Психология Фрейда и неофрейдисты. пер. с англ. М., 1997. 304 с.

3. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. Республика Белорусь: Изд-во ЭКСМО 2008. 160 с.

4. Гусева Т.И., Психология личности, Ростов-на-Дону., «Феникс», 2004. 160 с.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., «Питер» 2-е издание 2007. 512 с.

6. Козубовский В.М. Общая психология. Личность. Республика Беларусь: Изд-во: Амалфея 2006., 448 с.

7. Ковалёв А.Г. Психология личности. 3 изд переработ. и доп. М., «Просвещение», 1970. 391 с.

8. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия — СПб., «Питер» 1-е издание, 2002., 480 с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность; М., Издательство: Смысл 2005., 431 с.

10. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. — Ростов н/Д. Издательство Ростовского педагогического университета, 1994 — 294 с.

11. Мананикова Е.Н. Психология личности. Учебное пособие для ВУЗов М., Издательский Дом «Дашков и К»., 2008. 218 с.

12. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов М; «Просвещение» 2-е изд-е 1987. 447 с.

13. Олпорт Гордон В. Становление личности; Издательство: Смысл, 2002.

14. Петровский А.В. Быть личностью, М., «Педагогика» 1990. 112 с. ил (Б-чка Детской энциклопедии «Учёные — школьнику»).