Методика воспитания осанки

Неотъемлемой составной частью физической культуры является воспитание и формирование правильной осанки человека. Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни.

Состояние здоровья россиян, и особенно школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогический и медицинский подходы к этой проблеме.

Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Именно в результате физических упражнений удается полностью или значительно компенсировать тяжелые врожденные и приобретенные физические недостатки, реабилитироваться и адаптироваться для полноценной жизни.

Физическое воспитание — неотъемлемая часть общего воспитания личности дошкольника.

Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.

Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении и развитии ряда заболеваний.

Таким образом, движения – необходимый элемент, фактор для нормального развития ребёнка, поскольку с помощью них ребёнок формируется физически, у него развиваются функции речи и мышления.

  1. Значение осанки.

Уже в древности люди придавали внешнему виду и осанке большое значение. Связывалось это, в первую очередь, с социальным статусом. Горделивая поза властителя, повелевающего своими подданными, воспитывалась среди аристократии и дворян с детства. Прививали правильную осанку главным образом личным примером, муштрой и наказанием.

Только в эпоху Просвещения в ХVII-ХVIIIвеках в этом отношении появился научный подход. В это время особое внимание и в Европе, и в Америке стали уделять точному соблюдению манер и дисциплине тела не только в высших, правящих классах, но и в среднем классе. Детей, особенно мальчиков, активно принуждали держаться прямо. Многие из них далее связывали свою карьеру с военной службой, поэтому обучение правильной осанке и выправке было связано с начальной военной тренировкой и обучением.

14 стр., 6627 слов

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

... у ребенка неправильной осанки. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ... не способен сделать своего ребенка здоровым во всех отношениях лучше, чем они. Основы здоровья, образа жизни и благополучия ...

На протяжении всего ХIХ века новые стандарты осанки стали частью ухода и воспитания детей, помогая им вырасти респектабельными гражданами. Правильная осанка связывалась с самодисциплиной. Врачи также поддерживали это движение, указывая, что корректная осанка необходима для крепкого здоровья [2, 11].

В течение миллионов лет человеческого развития выживание человека как вида обеспечивалось, прежде всего, за счет двигательной активности и совершенствования управлением ею. Еще каких-нибудь 150 лет тому назад из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Сейчас мускульная сила составляет в среднем примерно 1% производимой энергии, в развитых странах еще меньше. Еще до конца не осознано, что это глобальная катастрофа для биологии человека, состояния его здоровья.

Установлено, что двигательная активность эволюционно является фактором экспрессии генома, определяет развитие организма. Благодаря мышечной деятельности осуществляется микроциркуляторно-трофическая функция по обеспечению органов и тканей кислородом и питательными веществами, стимуляция нейро-эндокринной системы и иммунитета. За счет активизации энергетического обмена при мышечной работе происходит нейтрализация токсических метаболитов и медиаторов, что обеспечивает антиоксидантный, антитоксический, антистрессорный и антимутагенный эффекты двигательной активности. Физическая тренировка делает человека менее восприимчивым к изменениям внешней среды, инфекциям, радиации. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние на выработку эндорфинов (гормонов удовольствия), активизирует психо-эмоциональную сферу, предотвращает опасные зависимости и пристрастия. Физкультура и спорт обеспечивают формирование волевых качеств, необходимых для достижения жизненных целей и преодоления невзгод. Сообразительность, расчет, быстрота реакции, красота и эстетика тела и духа – это в определенной степени производные физической культуры и спорта.

Регулярные занятия физкультурой и спортом являются основным фактором формирования самоорганизации и самовоспитания, способствуют выработке навыков самоконтроля и саморегуляции, препятствующих асоциальным формам поведения.

Неоценимо значение физической подготовки для успешного освоения профессиональными трудовыми навыками практически во всех видах деятельности. Физические упражнения в условиях тотальной гиподинамии являются основным способом рационального чередования труда и отдыха, психо-эмоционального переключения.

За последние 100 лет уровень физической нагрузки на одного жителя Земли уменьшился в 100 раз. Гиподинамия (гипокинезия) наряду с нерациональным питанием стала основной причиной многих заболеваний и состояний современного человека: гипертонии и ожирения, атеросклероза и ишемической болезни сердца, остеохондроза и остеопороза, камнеобразования и тромбоза, диабета, болезней системы дыхания и пищеварения, не говоря об очевидных нарушениях осанки и болезнях опорно-двигательного аппарата [12, с.5].

Минимальной суточной физической нагрузкой начиная с подросткового возраста считается мышечная работа, эквивалентная 10 км спокойного пешего хода. Закономерное уменьшение объема потребности физической нагрузки в детстве и в пожилом возрасте должно сопровождаться более частой сменой видов нагрузки и чередованием деятельности с отдыхом.

7 стр., 3494 слов

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем материал

... физически. Детям, слабо физически развитым, особенно имеющим отклонения в осанке, кататься на велосипеде не рекомендуется. Глава II. Правильное дыхание – залог здоровья Все без сомнения, знают, что жизнь человека ...

Самым простым и гигиенически необходимым средством является утренняя гимнастика в семье. Стойкой здоровой привычкой с раннего детства она может стать благодаря примеру родителей или ближайшего окружения. Гимнастика должна включать индивидуальные корригирующие упражнения в зависимости от дополнительных целей: развитие гибкости, силы, координации и т.д., коррекции дефектов (неправильной осанки, низкорослости и т.п.), а также хронических заболеваний.

При любом виде двигательной активности необходим постоянный самоконтроль физического и психологического состояния, которому необходимо обучать школьников с первых занятий физической культуры и продолжать это обучение в течение каждого занятия.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник — именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся.

От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.

Осанка — это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.

Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.

У человека с правильной осанкой грудная клетка выступает вперед, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, голова приподнята, колени выпрямлены, руки опущены. Он держится свободно, непринужденно, но и не расслабленно.

Осанка зависит от формы и гибкости позвоночника, угла наклона таза, положения головы, плечевого пояса, от состояния мышц, связок, нервной системы, зрения и т.п.

Осанка включает в себя не только физическое состояние человека, но и его эмоциональные переживания. Правильная осанка придает человеку вместе с физической и психологическую уверенность и силу. У человека в состоянии депрессии – сгорбленная спина, опущенная голова, потупленный взгляд. Счастливый человек всегда смотрит вперед, в будущее, а его спина ровна как маяк [2, 5].

8 стр., 3857 слов

Курсовой работы. 2. Изучить особенности физического состояния ...

... физического состояния характеристики детей с нарушениями осанки. 3. Определить соответствие этих характеристик возрастным нормам. Осанка. Типы нарушения осанки у детей. Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу ...

  1. Виды осанки.

Осанка бывает двух видов – нормальная, или правильная, и неправильная, или патологическая. Еще в конце ХIХ века были выделены 5 видов осанки. Понятия, означающие различные искривления позвоночника, — лордоз (искривление выпуклостью вперед), кифоз (искривление выпуклостью назад), сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален.

У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму с физиологическим лордозом в шейном и поясничном отделах и физиологическим кифозом – в грудном. Форма позвоночника зависит от состояния скелета ребенка и мышц, окружающих позвоночник, плечевой и тазовой пояс. Даже в течение дня различный тонус мышц оказывает влияние на величину физиологических изгибов позвоночного столба.

Усиление физиологических изгибов позвоночника в силу различных причин (сниженный мышечный тонус вследствие отсутствия систематических занятий с детьми массажем, гимнастикой, физкультурными упражнениями; перенесенный рахит; гипотрофия; повторные заболевания) приводит к развитию патологической осанки [10, с. 199].

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, сгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.

При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии.

17 стр., 8271 слов

Использование фитбол гимнастики для коррекции нарушения осанки ...

... всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, куда не каждый родитель может отправить своего ребенка. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но ...

При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке находится в пределах 35 – 55 градусов. Он меньше у мальчиков (и мужчин)[9, с. 315].