Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

По данным Минздрава России, у 50% детей школьного возраста есть отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать [3].

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми, но многие хотят, чтобы это произошло самостоятельно, без лишних усилий с их стороны. Они были бы счастливы, если бы эти проблемы решали педагоги, врачи, школьные учителя, социальные работники. Довольно часто родители, которые стремятся помочь своему ребенку расти физически и психически здоровым человеком, не могут правильно и своевременно решить эти вопросы из-за недостатка знаний. В то же время почти все родители в глубине души прекрасно понимают, что никто не способен сделать своего ребенка здоровым во всех отношениях лучше, чем они. Основы здоровья, образа жизни и благополучия закладываются в семье с раннего детства. Вырастить здорового и умного ребенка — непростая задача; ее решение требует знаний, умения, усердия и терпения. очень важно как можно раньше приступить, умело и систематически выполнять закаливание, гимнастику, массаж. Эти вовремя инициированные действия предотвратят развитие у ребенка неправильной осанки. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательной внешностью, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, малоподвижен и плохо ест, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.

С началом систематического обучения статический компонент становится преобладающим в деятельности детей. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. При этом статическое сопротивление у школьников невысокое, относительно быстро развивается утомление тела, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5–7 минут. Подросткам также очень тяжело стоять, что является основной позой при выполнении различных строчек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.

75 стр., 37274 слов

Сохранение здоровья детей в ДОУ

... здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей - самый важный вопрос для родителей, ...

Выявление причин нарушения осанки — одна из основных задач врачебного наблюдения на уроках физкультуры.

Проблема

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель:

Задачи:

2) определить методы экспериментальной работы;

3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;

4) сравнить полученные результаты со среднестатистическими нормами.

Гипотеза:

Методы:

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Методы соматоскопии, антропометрии;
  • Анализ документов учета медицинских карт;
  • Анализ полученных результатов и их математическая обработка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Направление раскрывает цель и задачи исследования, определяет объект и объект исследования. Первая глава раскрывает концепции позы, ее типы и анатомо-физиологические характеристики. Во второй главе представлены результаты наших исследований и даны рекомендации по профилактике нарушений осанки. В заключении сделан основной вывод по работе.

1 . Физиологические особенности осанки и её роль в развитии здорового школьника

1.1. Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности

Осанка – привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса [3].

Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благополучные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны [25].

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр [7].

Наиболее известным нарушением осанки является сутулость. У нее увеличен шейный изгиб позвоночника и сглажена поясничная область, плечи опущены и немного выдвинуты вперед, лопатки разведены, грудь впала, голова опущена, ноги часто согнуты в колени, руки свисают вдоль туловища. Бывают отдельные нарушения в различных частях тела: так называемые «крыловидные» (т.е. слишком отстающие от туловища) лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же чрезмерная их сведенность вперед и т.д. Наблюдается три степени нарушения осанки.

Первая степень, Вторая степень, Третья степень –

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его исследуют в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметрию лопаток и уровень плеч, состояние сформированного поясного треугольника по линии талии и опущенной руке. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, вид спереди — прямая линия. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

6 стр., 2621 слов

Формирование правильной осанки

... или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади ... и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного ... сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна ...

Для плоской спины характерна последовательность всех физиологических изгибов позвоночника. Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза. При кругловыгнутой (седловидной) спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз. При плосковыгнутой – увеличен только поясничный лордоз.

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

  • расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
  • расположением надплечий на одном уровне;
  • расположением обеих лопаток на одном уровне;
  • равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
  • правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 сантиметров поясничном отделе и до 2-х сантиметров в шейном).

Часто из-за занятия неподходящим видом спорта ранняя специализация приводит к дисфункции позвоночника и мышечному дисбалансу, что негативно сказывается на функции внутренних органов и успеваемости ученика в целом.

К сожалению, дефекты осанки наблюдаются у многих школьников. Это происходит из-за плохой осанки дома во время подготовки к дому, чтения, еды, отдыха и в классе. Многие ученики сидят за партами неправильно — либо откидываются на спинку стула только верхней частью спинки, либо слишком сильно наклоняются вперед, либо сгибают туловище в сторону, часто влево. При ответе некоторые ученики не встают прямо, а пытаются опереться на парту или доску.

Иногда неправильная осанка является результатом преднамеренных усилий со стороны подростка или молодого человека. Дело в том, что некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги, общее вытянутое положение тела — признак силы и мужества. Такое поведение часто развивается после того, как они начинают посещать спортивную секцию, особенно секцию борьбы. Они не понимают, что лучшая манера поведения — это та, которая сочетает в себе полную свободу и легкость с посадкой и гибкостью: даже когда мышцы расслаблены, человек должен казаться собранным. Движения должны быть не размашистыми, а экономными. Еще один недостаток позы — преднамеренное пренебрежение, общее расслабление и как бы вялость. Это тоже результат следования не лучшим образцам. Только здесь вроде бы не предполагается сила и отвага, а мудрость жизненного опыта, некоторая небрежность в восприятии окружающей среды, свойственная людям среднего возраста и уже немного подуставшим. И в том и в другом случае подросток, юноша выглядят комично [28].

1.2 Развитие здорового школьника и осанки

Осанка формируется в основном в возрасте 6-7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и выполняется с учетом особенностей возрастного развития учащихся. Дети от 6 до 9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьной работы. В связи с этим обучение осанки в I–II классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда [14].

12 стр., 5837 слов

Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми ...

... речи. Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и выявить наличие аграмматической дисграфии в письменных работах детей. Объект исследования: процесс формирования ...

В дополнение к другим навыкам, поддержание правильной осанки во время ходьбы, выполнения работы стоя или ответа на доску, а также в период многочасовых занятий за партой или дома за столом требует регулярности и повторения. Формирование и закрепление моторики, формирующей осанку школьников, происходит постепенно и длительно с раннего возраста. Предпосылками нарушения осанки может стать то, что ребенка рано усаживают, обкладывая подушками, неправильно носят на руках, преждевременно начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку [27].

В дошкольном возрасте нарушению осанки способствуют уплощение стоп, неправильная осанка при рисовании, выполнение работы на участке с использованием оборудования, не соответствующего возрастным характеристикам детей габаритов.

С самого начала обучения в школе к этим отрицательным моментам могут присоединиться и другие: редкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой, ношение в одной руке портфеля с тяжелыми книгами и тетрадями. Нарушению осанки способствуют усвоенные привычки: сидеть, горбясь и искривляя позвоночник в бок в его поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу; ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами.

Неправильная организация ночного сна детей может способствовать неправильной осанке и искривлению позвоночника — узкая короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на боку, свернувшись калачиком, сгибая туловище и сгибая ноги в сторону живота, приводит к нарушению кровообращения и нормальному положению позвоночника. Подтягивание живота к верхней части тугими резинками и ремнями негативно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов.

Легко воспитывается и закрепляется у школьников форма новой правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения. Нарушения осанки в переднезаднем направлении проявляются в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, в отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы.

Учитель должен требовать, чтобы стоя у доски или парты, при ходьбе, на уроках физической культуры, во время прогулок школьники свободно, без напряжения, держали голову и корпус прямо, чтобы плечи их были слегка отведены назад, нормально опущены вниз на одном уровне, чтобы они не горбились, не сутулились, не держали руки в карманах, слегка втягивали живот. Привычка к правильной осанке должна стать незабываемым кодексом поведения для каждого ученика.

С началом систематического обучения статический компонент становится преобладающим в деятельности детей. Студенты проводят за партами от 4 до 6 часов в младших классах и от 8 до 10 часов в старших. При этом статическое сопротивление у школьников невысокое, относительно быстро развивается утомление тела, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное стояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5–7 минут. Подросткам также очень тяжело стоять, что является основной позой при выполнении различных строчек в школе.

12 стр., 5824 слов

Воспитание осанки

... осанки является слабое развитие мышц спины (которые не могут длительное время удерживать позвоночник в прямом положении) и живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение. Дети, у ... Методика воспитания осанки Приступая к методике воспитания осанки, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно ...

Большая статическая нагрузка возрастает еще больше, если ученик сидит за предметом мебели неправильной конструкции или не соответствует размеру и пропорциям тела ученика. В таких случаях даже школьники не могут поддерживать правильную рабочую осанку, в результате чего осанка нарушается.

Неправильная рассадка вредна не только потому, что может сделать ученика растрепанным, что внешний вид ученика может стать непривлекательным, некрасивым.

При неправильной посадке школьникам сложнее хорошо дышать, сдавленная грудь мешает правильному дыханию, мешает работе сердца. Чтобы стать стройным, сильным, с хорошо развитой грудью, каждый ученик должен научиться правильно сидеть.

Студенту нужно всего несколько недель, чтобы внимательно и постоянно следить за его правильностью. Он скоро привыкнет правильно сидеть без всяких усилий, даже не задумываясь об этом.

Каждый ученик обязательно должен выработать привычки для правильной осанки. Когда вы стоите и ходите свободно, без особых усилий держите голову и тело прямо, держите плечи на одном уровне, их следует слегка отвести назад и нормально опустить.

У школьников, не соблюдающих правильную осанку, грудь постепенно сужается, становится более плоской, живот вытягивается вперед, одно плечо опускается ниже другого.

Если сам ученик не может избавиться от неправильной осанки, ему следует обратиться к врачу и старательно следовать его советам. Запускать эти нарушения осанки нельзя. Постепенно может развиться искривление позвоночника, искривление и даже горбинка.

В возрасте 11-15 лет ускоренный рост тела происходит в основном за счет значительного увеличения длины нижних конечностей. Общий центр тяжести тела перемещается вверх, может иметь место расстройство статики и координации движений, что иногда сказывается на неправильном развитии плечевого пояса, изгибов позвоночного столба и манеры держать своё тело. Быстро прогрессирующие процессы окостенения могут способствовать закреплению этих нарушений в виде дефектов осанки. Одной из причин возможного возникновения нарушений осанки могут быть неправильные рабочие позы на уроках труда.

Основными задачами обучения осанке школьников являются донесение знаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях и мерах профилактики нарушений осанки, а также формирование устойчивых навыков правильной осанки. Вместе с тренировочными задачами в необходимых случаях решаются задачи по устранению нарушений осанки.

1.3 Профилактика нарушений осанки

В школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздоровительной физкультурой).

17 стр., 8271 слов

Использование фитбол гимнастики для коррекции нарушения осанки ...

... «запрещенных». Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) широко распространенный за рубежом, сейчас используется в лечебной практике и в России. Чаще всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, ...

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима дня являются надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.), способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспеванию таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе. Помимо упражнений можно активно использовать подвижные игры. (подробнее смотри в приложениях 3, 4)

Правильно организованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению успеваемости в школе.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях).

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции).

У школьников с нарушениями осанки, как правило, ослабевают опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижаются амортизирующие способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятия борьбой и т.д.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками; специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений – 1–3 мин.

Учителя и родители должны следить за тем, чтобы ученики не прогибались, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выступали лопатки. Правильную осанку необходимо сохранять и сидя за столом (во время еды, выполнения домашних заданий), при ходьбе и при выполнении физических упражнений.

Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или на животе (но не на боку!).

Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) полезно лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на позвоночник. очень полезно для коррекции нарушений осанки, развлекательного плавания брассом на спине.

Прежде всего, нужно завести привычку постоянно следить за положением своего тела.

В положении стоя нужно следить за тем, чтобы спина всегда оставалась прямой. С этой целью, если необходимо, увеличить высоту письменного и обеденного столов, изменить места крепления зеркал (особенно в ванной комнате), обратить внимание на длину телефонного шнура. Нагрузка на позвоночник будет намного меньше, если долго не стоять, опираясь в основном на правую или левую ногу, а систематически переносить вес тела с одной ноги на другую. Это позволит избежать перегрузки мышц «согнутой» половины тела. Также можно поочередно поставить правую ногу, а затем левую на небольшую подставку, высота которой подбирается опытным путем.

Тот, кто изо дня в день носит сумку на одном плече, неизбежно подвергается риску искривления позвоночника. Из всех видов кожгалантереи для нас больше подходят заплечные молодежные рюкзаки из легких синтетических материалов.

контрольные упражнения:

1. В положении основной стойки расположите на голове какой-либо предмет. Сохраняя правильную осанку, опуститесь поочередно на колени, затем сядьте на пятки и в обратной последовательности вернитесь в и.п. Повторите 6 раз;

2. Стоя, разведите руки в стороны, держа в правой руке небольшой предмет

(теннисный мяч, кубик).

Поднимая правую руку вверх, согните ее в локте, левую заведите вниз – за спину и передайте предмет в левую руку. Затем повторите упражнение, передавая предмет за спиной из левой руки в правую. Повторите 15–20 раз;

3. Стоя у стены и касаясь ее затылком, спиной и пятками, поднимите согнутую правую ногу максимально вверх и прижмите к животу, обхватив руками голень. Затем выпрямите ногу и руки вперед. Вернувшись в и. п. повторите упражнение, поднимая левую ногу. Повторите 25 – 30 раз;

4. С предметом на голове походите на носках, пятках, высоко поднимая

колени, выпадами, зигзагами, окрестными шагами, приставными шагами правым (левым) боком вперед, спиной вперед, выполните танцевальные движения;

5. Побегайте ускорениями по прямой линии, по кривой, зигзагами;

6. Попрыгайте, в том числе в глубину с возвышений (различной высоты);

7. Выполните кувырки вперед, назад, в сторону;

8. Сделайте стойку на лопатках («березку») с открытыми и закрытыми глазами.

Рекомендуем обратить особое внимание на стопы ног. Помимо опорной и двигательной функций, они активно выполняют роль рессор, амортизирующих вертикальные нагрузки при ходьбе, беге, прыжках, в положении стоя.

Рессорные способности стопы обеспечиваются ее продольными и поперечными сводами. Недостаточное развитие мышц, слабость связок, длительные чрезмерные нагрузки на стопу приводят к плоскостопию – уменьшению высоты сводов стопы. При этом возникают болевые ощущения в стопе и голени, наступает быстрое утомление при ходьбе и беге, значительно ухудшается общее самочувствие.

В понятие коррекции входит сумма оздоровительных,

общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных

систем физических упражнений, оказывающих влияние на формирование

опорно-двигательного аппарата, помогающих устранению функциональной

недостаточности и повышению уровня физической подготовленности. При

коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная), плоскостопие и другие недостатки. В целях коррекции физического развития применяются специальные корригирующие и общеразвивающие физические упражнения: упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), дыхательные упражнения – для улучшения функции дыхания, плавание, подвижные и спортивные игры, элементы различных видов спорта [29].

Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет ещё не сформирован.

Из видов спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки, можно отметить спортивную гимнастику, акробатику, фигурное катание. А вот езда на велосипеде, бег на коньках в низкой стойке могут отрицательно влиять на осанку.

Для коррекции осанки применяются в первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а также симметричные и асимметричные упражнения с разгрузкой позвоночника.

Основой гармоничного развития физических и даже нравственных качеств человека служит осанка, формированию которой на школьных уроках всегда надо уделять пристальное внимание. Урок физической культуры обязательно должен быть оздоровительным. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьника возможны только при сохранении правильной осанки. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями [15].

Осанка может изменяться как в худшую, так и в лучшую сторону. Изменения осанки с возрастом могут происходить от улучшения или ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядит человек после перенесенного тяжелого горя, тяжелого нервного потрясения.

Большую роль в осанке имеет равномерное развитие мышц туловища и, прежде всего, позвоночного столба.

Многолетняя практика работы с детьми доказывает, что формирование правильной осанки – это одна из основных задач физического воспитания.

Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры, каждый учитель – предметник на своем уроке должен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных и У-У1 классах. В роли корригирующих упражнений могут использоваться ходьба на лыжах, плавание.

Осанка воспитывается, прежде всего, в ходьбе.

Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

Ходьба на носках, руки в различных положениях.

Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.

Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носки, туловище прямое, голову понять выше.

Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро. Другие разновидности ходьбы.

На каждом уроке учитель должен давать по 5–6 упражнений на формирование осанки, типа дыхательных, причем движения рук и ног выполнять в соответствии с фазами вдоха и выдоха. Например:

  • И.п. – стойка руки на пояс. 1 – локти вперед – выдох, 2 – И.п. – вдох, 3 – локти назад – выдох, 4 – И.п. – вдох.
  • И.п.

– упор присев. 1 – вставая, взмах правой ногой назад, руки верх – вдох, 2 – И.п. – выдох, 3–4 – то же левой ногой.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх – глубокий вдох, 2–3 – пружинящий наклон – выдох, 4- И.п. – вдох.

Учащиеся с дефектами осанки занимаются в специальных медицинских группах, где также занимаются дети с ослабленным здоровьем.

Каждому ребенку необходимо составлять свой комплекс, иначе корригирующего эффекта не будет. Упражняясь на уроке, ребенок должен уметь контролировать свое самочувствие, в частности измерять пульс.

Для формирования правильной осанки используют и упражнения с предметами, что повышает интерес учащихся к занятиям (мешочки с песком, бумажные колпачки).

Их можно выполнять не только на полу, но и на бревне разной высоты.

С учащимися надо регулярно беседовать об осанке, объяснять им, зачем проводятся данные занятия.

Предлагая учащимся, комплексы, упражнений по формированию правильной осанки, надо требовать ежедневного выполнения комплексов (через 1,5–2 часа после приёма пищи, но не утром после сна).

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 метра в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног.

В позе лицом нужно обратить внимание на форму линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Встречаются следующие нарушения: втянутая в плечи или слишком вытянутая вперед шея, разные линии плеч (разноплечия) или талии, выбухание или уплощение одной из сторон грудной клетки, х – образная форма ног.

Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника. Могут обнаруживаться следующие нарушения: асимметрия плеч (разноплечие), разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов к наружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника. Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руку вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если – и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз II или III степени. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться [19].

С боку осматриваются профильные линии тела: положение головы, передняя линия живота, положение плеч (сведение), лопаток (отставание), линия спины. В профильной позе могут выявляться следующие нарушения: опущенная или запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская или «куриная» грудь, сведенные вперед плечи, отстающие или отлетающие (крыловидные) лопатки, сутулая, круглая или плоская спина. Особенно внимательно надо осмотреть линию спины.

Степень нарушений осанки может быть различной: неустойчивые функциональные изменения, которые выражаются в неправильных позах тела и исчезают в положении прямой стойки; устойчивые функциональные изменения, не сглаживающиеся при изменении тела; фиксированные нарушения, связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костно-связочной системе двигательного аппарата. Для исправления этих нарушений требуются длительные и систематические занятия лечебной гимнастикой. Упражнения для выработки ощущения правильной осанки.

Ходьба с предметом на голове, сохраняя правильное положение тела; то же с закрытыми глазами. Поставив ступни на одну линию и удерживая предмет на голове, выполнять различные движения руками. Уравновесить гимнастическую палку на пальцах одной руки и пройти 5–10 шагов; то же с поворотом кругом. Палка вертикально на ладони, встать и сесть. Подбрасывание и ловля двух мячей (теннисных) двумя руками одновременно. Подбросить мяч вверх, другой мяч поднять с полу и поймать первый [15].

Каждый рабочий день насыщен движениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без излишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры таких движений является взаимоотношение общего центра тяжести и опорной площади.

Определение рациональной позы и площади опоры достигается опытным путем. Двигательно-одаренным школьникам такие движения даются от природы, но многие нуждаются в специальном обучении и тренировке.

Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.

Проверять навык осанки при рабочих позах можно при выполнении учащимися следующих заданий: вычерчивание многоугольника, сидя за письменным столом; вырезание многогранной фигуры из плотной бумаги в положении стоя; поднимание, переноска и укладка набивных мячей.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета»:

Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи).

Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

Упражнения для мышц шеи:

1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти

сцеплены.

3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед – отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.

Упражнения для плечевого пояса:

1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.

2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с поворотом головы вправо и влево (смотреть на кисти).

Круговые движения плечами.

Упражнения для туловища:

1. В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.

2. Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя наги скрестно.

3. В упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад

4. Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги отвести назад («рыбка»).

5. Из основной стойки наклониться вперед до касания пола руками и переступанием рук по полу принять упор лёжа; затем также переступанием вернуться в исходное положение.

6. Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.

7. Лежа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола).

8. Лежа на животе, руки вдоль туловища (супинированы), расслабиться; затем, медленно напрягаясь, отвести ноги назад, руки вверх, голова поднята («лодочка»).

9. В упоре стоя на коленях прогибание спины и поочередно переставлен ие

руки вперед до касания грудью пола.

Упражнения для исправления нарушений осанки

Упражнения при плоской спине:

1. Наклоны назад, прогнувшись из положения, стоя на коленях.

2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.

3. Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая её в колене, пытаться оттянуть назад вверх; то же другой ногой.

4. Мост из положения лёжа.

5. Висы прогнувшись на гимнастической стенке.

6. Смешанные висы прогнувшись.

Упражнения для исправления круглой сутулой спины

  • И.П. – руки на затылок, левая нога сзади на носок 1-руки вверх – назад – вдох, 2 – И.П. – выдох, 10 – 14 раз. То же, отставив правую ногу назад на носок. С резиновым бинтом середина его закреплена.
  • И.П.

– ноги врозь, наклон. 1 – растягивая бинт руки вверх, выпрямить туловище, прогнуться – вдох 2 – и.п. выдох, 15 – 20 раз.

  • И.П. – выпад правой ногой, руки вперед (в руках концы бинта) 1-согнуть руки – вдох. 2 – и.п. – выдох, 15 – 20 раз.
  • И.П.

– лежа на животе, руки в упоре под плечевыми суставами 1-выпрямить руки (таз не отрывать от пола) – вдох. 2 – и.п. – выдох. 15 – 15 раз.

  • И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз. 1 – сгибая ноги, группировка. 2 – выпрямить ноги до вертикального положения. 3 – согнуть. 4 – и.п. дыхание не задерживать. 10 – 14 раз.
  • И.П.

– стойка ноги врозь, руки вверх в 2 замок». 1 – 4 – круговые движения вправо. То же влево. Дыхание не задерживать. 10 – 12 раз.

  • И.П. – стоя правой ногой на стуле (гимнастической скамейке), левая нога свободна. 6 – 10 приседаний.
  • И.П.

– руки на пояс. 1-подскок ноги врозь, руки в стороны. 2-подскок ноги вместе, руки на пояс. 40–50 раз.

Упражнения для исправления выпуклой спины, уменьшения размеров живота:

  • И.П. – гимнастическая палка внизу горизонтально. 1 – отставить правую ногу назад на носок, палка вверх, прогнуться – вдох. 2 – и.п. – выдох, 3–4 раза. То же, отставляя левую ногу.
  • И.П.

– ноги врозь (на резиновом жгуте), руки вперед, взять концы жгута в руки. 1 – согнуть руки, выпрямляя вверх – вдох. 2 – и.п. – выдох, 10–15 раз.

  • И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз, на ногах груз. 1 – поднять ноги – выдох. 2 – и.п. – вдох. Ноги не сгибать, выполнять упражнение медленно 15–20 раз.
  • И.П.

– лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 – изгибаясь вправо, коснуться правой рукой голени – выдох. 2 – и.п. – вдох 20 – 30 раз.

  • И.П. – стойка на носках, руки на пояс. Присед, руки вперед – выдох. 2 – и.п. – вдох 20 – 30 раз.
  • Бег на месте с захлестыванием голени. Дыхание свободное.

Все упражнения следует выполнять правильно и точно, систематически увеличивая дозировку [15].

Если учащийся этих правил придерживаться не будет, дефекты осанки могут перейти в фиксированные формы, а это исправить гораздо труднее.

2. Организация и результаты исследования

2.1 Организация исследования

Базой исследования является МОУ «Рабангская средняя общеобразовательная школа» Сокольского района. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 21 учащийся в возрасте 7–9 лет. Все дети были распределены на две подгруппы.

1 группа – дети с нормальной осанкой.

2 группа – дети с отклонениями в осанке.

  • для выработки ощущения правильной осанки;
  • для плоской спины;
  • для круглой спины;
  • для выпуклой спины.

Для профилактики проводились упражнения 1 группы.

Для доказательства гипотезы мы предложили комплексы занятий, которые корригируют осанку школьников.

первом этапе исследования

втором этапе исследования

третьем этапе исследования

2.2 Методы исследования

Работа с медицинским работником

В результате анализа медицинских карт в «Рабангской средней школе» за 2005, 2006, 2007 годы получились следующие данные (таблица 1).

Таблица 1. Состояние осанки у младших школьников Рабангской школы по данным медицинских карт за 2005, 2006, 2007 годы

Вид осанки 2005 год 2006 год 2007 год
Количество учащихся % соотношение Количество учащихся % соотношение Количество учащихся % соотношение
С выявленным нарушением осанки 1 4,8 2 9,5 2 9,5
С незначительным нарушением осанки 2 14,3 3 14,3 4 19,1

Правильная

осанка

18 85,7 16 76,2 15 71,4

В своем исследовании мы применили следующие методы позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.

Наиболее простой метод – это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это не возможно, то просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [10].

Соматоскопия.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Содержание вопроса Ответы
1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью Да Нет
2. Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично Да Нет
3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед) Да Нет
4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника Да Нет
5. Сильное отставание лопаток («крыловидные лопатки») Да Нет
6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да Нет
7. Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные) Да Нет
8. Неравенство треугольников талии Да Нет
9. Вальгусное положение пяток Да Нет
10. Явное отклонение в походке: «прихрамывающая», «утиная» Да Нет

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом:

1) нормальная осанка – все отрицательные ответы;

2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении;

3) выраженное нарушение осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 10 (один или несколько явно).

Необходима консультация ортопеда[26].

Вывод: При проведении данного теста для определения или отсутствия нарушений осанки получились следующие результаты: с нормальной осанкой – 16 детей, с незначительным нарушением – 3 детей, с выраженным нарушением – 2 детей.

 методы исследования 1

Антропометрия

Если в итоге расчетов получалось 100 – 110%, значит, все в порядке. Диапазон в 90–100% и ПО-120% свидетельствует о том, что упражнения для выработки правильной осанки должны стать основными в самостоятельных тренировках. А показатели менее 90% либо более 120% сигнализируют о необходимости немедленного врачебного обследования. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45% [24].

Вывод:по данным антропометрии 14 детей с нормальной осанкой, с незначительным нарушением – 5 детей, с выраженным нарушением – 2 детей.

 методы исследования 2

2.3 Результаты исследования

В результате проведенных сравнений показателей за прошедшие три года мы видим ухудшение состояния осанки с каждым годом у 2–3 школьников. Это связано с неправильным соблюдением режима дня, мягкой постелью, неправильным сном, неправильной рабочей позой во время письма (привычка сидеть сутулясь), не правильным ношением портфеля, отсутствием ежедневной утренней гимнастики, закаливающих процедур, игр на свежем воздухе, дополнительных часов здоровья и т.д. Все эти факторы способствуют увеличению числа детей страдающих различными нарушениями.

 результаты исследования 1

Использование методики для профилактики нарушений и коррекции осанки показало эффективное и положительное влияние на физическое состояние испытуемых. В результате эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки детей младшего школьного возраста, и нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте.