Психологическая устойчивость личности студентов АлтГПУ

Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)

Институт психологии и педагогики

Кафедра психологии

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология образования

Курсовая работа по дисциплине: Экспериментальная психология

Психологическая устойчивость личности студентов АлтГПУ

Выполнила студентка:

2 курс ДО группа 2511

Андреева Александра Александровна

____________________

(подпись)

Научный руководитель:

Кан. псих. Наук, Проф. кафедры псих,

Док. Псих.

Олеся Борисовна Дарвиш

__________________________

(подпись)

«__» _____________2017г.

Отметка ____________________

Барнаул 2017

Удерживать положительное настроение и внутреннее единство позволяет психологическая устойчивость. Данный вопрос является глубоко актуальным в наше время, поскольку психологическая устойчивость охраняет человека от разрушения и различных личностных расстройств, а также она создает основу душевной гармонии, психического здоровья и высокой работоспособности. Следует помнить, что любая профессиональная деятельность сопровождается рядом трудностей и сложностей, с которыми вынуждены сталкиваться люди в ходе своей жизни.

Одной из негативных сторон учебной деятельности является ее высокая стрессогенность т.е, высокая ответственность за возложенные на личность ожидания, повышенные интеллектуальные и физичекие нагрузки, ранний подъем, неправильное питание, также подламывает устойчивость деятельность в различных отрядах и кружках, в которые вступают студенты. Как показывает практика большинство учащихся не обладают способами положительного эмоционального реагирования на трудности, непредвиденные сложности, которые появляются в их не только студенческой, но и вообще жизни в целом.

4 стр., 1661 слов

Психологические особенности профессиональной деятельности специалиста ...

... МЧС Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, ... выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику пожарно-спасательной службы ... связан с применением различных технических средств, ... оказания первой медицинской помощи, обладать крепкой психикой, ...

И именно из — за этого у некоторых учащихся возникает состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в раздражительности, подавленности, снижении работоспособности, а также в психосоматических изменениях. Несложно догадаться, что все это будет негативно сказывается на учебно – профессиональную деятельность.

В связи с этим возникает важный психолого-педагогический вопрос о необходимости и возможности развития психологической устойчивости студентов с целью формирования готовности к положительной деятельности в условиях стрессового воздействий. психологическая устойчивость личность педагог Из вышеизложенного вытекает цель моей курсовой работы, которая заключается в исследовании уровня сформированности психологической устойчивости студентов, предоставление рекомендаций по повышению психологической устойчивости, а также методологическое сравнение устойчивости личностей, учащихся на разных специальностей в одном ВУЗе.

В качестве гипотезы я бы хотела выделить мысль о том, что психологическая устойчивость личности составляет одну из важнейших компонентов положительной учебной деятельности студентов, и мы предположили, что у студентов исторического и психологического факультета уровень устойчивости будет значительно расходится.

Для диагностики сформированности психологической устойчивости у студентов мной были задействованы такие методики как, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.

В. Ключевский

Задача психологической устойчивости предстает для нас, как одна из наиболее сложных и актуальных проблем в современной науке.

Если рассматривать устойчивость личности в контексте философии, то здесь она представлена в совокупности представлений о внутреннем мире индивида — микрокосмосе как живой системе, способной к самодвижению, к саморазвитию и к активному самосохранению своей организации, так считали такие исследователи как В.М. Генковска, И. Пригожин [6] .

Если мы рассмотрим понятие устойчивости в контексте психологии, то здесь определение имеет множественное значение. Отечественные авторы, такие как В.С. Агеев, Н.Д. Левитов, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, Л.Л. Рохлин и др. определяют « устойчивость » путем ассоциации ее с другими более близкими по смыслу понятиями, такими как например, « ригидность » , « инертность » и « консерватизм » . Такой научный деятель как В.С. Агеев ставит вышеизложенные понятия в один ряд, изучая их как единое явления. Другой научный представитель Л. Л. Рохлин проводит различие между понятиями « устойчивость » и « ригидность » , рассматривая личность как подвижную и изменяющуюся систему, сочетающую в себе устойчивость и изменчивость [7] .

6 стр., 2969 слов

Личность как предмет психологического исследования

... исследование не способно дать решения психологической проблемы личности; что, напротив, само дифференциальное исследование возможно только на основе общепсихологической теории личности. Фактически именно так и обстоит дело: за любым дифференциально-психологическим исследованием личности ... эти основания возникает, как только мы отказываемся от понимания личности как некой целостности, охватывающей ...

М.Ф. Секачом и другими его коллегами была представлена такая точка зрения, в которой устойчивость личности понимается как психическая внутренняя стабильность, характеризующаяся использованием психических средств отражения, проектирование и воздействия на себя как реальность [2].

Не стоит забывать, что важнейшим свойством личности, сложившимся в процессе онтогенеза, является общение человека с самим собой, и различные нарушения этого процесса личности приводят к значительному уменьшению адаптационных возможностей индивида. Любые процессы механизма внутренней стабильности начинаются с возникновением мотивации, и в том случае, если личность общается с собой, то происходит непосредственная мотивационная саморегуляция. Важную роль в выборе способа саморегуляции играет степень развитости волевых качеств личности.

Если мы откроем

Если рассматривать теорию А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский то у них психологическая устойчивость представлена, как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость человека к невозможности удовлетворения человеком тех или иных потребностей и , безусловно , стрессогенному воздействию [6].

К компонентам устойчивости относят способность к самореализации, стабильность эмоциональной сферы и положительного настроения, способность к саморегуляции и др. Многие исследователи говорят, что для психологической устойчивости личности необходима способность противостоять внешним влияниям среды.

Если изучить зарубежную психологию в вопросе устойчивости личности. то тут проблема специально не выделяется как предмет исследования, а сводится к более узкой проблеме — способности или неспособности индивида приспособиться к условиям окружающей среды и противостоять давлению идущей с этой среды [2].

Также было установлено, что устойчивость личности выражается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в повторяющейся схожести ее реакций на одну и ту же ситуации и рассматривается она в этом контексте, как базовая характеристика личности [5].

На основе вышепредставленного можно сделать небольшой вывод о том, что психологическая устойчивость личности рассматривается в научной литературе как системное образование, включающее в свои свойства способности, навыки и, безусловно, умения человека сдерживать эмоциональные процессы. Эта устойчивость помогает человеку не только защититься от появляющихся трудностей и опасностей в деятельности,но и сохранять стабильность и уравновешенность душевного состояния и образа жизни.

4 стр., 1700 слов

Психологическое здоровье человека

... быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования. Окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов ... может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются головные боли и боли в разных органах. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными ...

Важно отметить, что психологическая устойчивость является сложнейшим и много емким качеством личности. В нем объединен комплекс определенных способностей, а также широкий круг различных явлений. Теперь давайте рассмотрим три аспекта успешной психологической устойчивости личности, которые в идеальном виде должны присутствовать у каждого [6]:

Первое это стойкость и стабильность. Под стойкостью же понимается возможность противостояния трудностям, сохранения веры в лучшее в ситуациях, когда желания не были удовлетворены а, также создание и сохранение положительного уровня настроения.

Второй аспект это уравновешенность и соразмерность. Под уравновешенностью понимается соразмерность силы реагирования, активности деятельности силе раздражителя, значению события.

И наконец последний аспект это сопротивляемость, который понимается как способность абстрагироваться от того, что ограничивает свободу поведения или выбора.

Важно отметить тот факт, что стойкость задействуется в преодолении каких либо трудностей, как способ сохранения веры в себя и свои силы[6].

Стабильность же проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться и т.д.

Важно всегда помнить, что психологическая устойчивость зависит от множества факторов. И было бы хорошо, если бы люди о них знали и помнили. Теперь перейдем непосредственно к самим факторам, влияющим на устойчивость личности. Исследователи выделяют две группы факторов, это внутренние, т.е личностные ресурсы и внешне факторы, т.е межличностная или социальная поддержка. Так , например, такой научный деятель как Куликов рассматривал ресурсы личности, в контексте сохраняющих ее психологическую устойчивость и приспосабливающихся и тем самым способствующих к возникновению и сохранению положительного настроения, что немаловажно [6].

Ниже представлен перечень этих факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Для начала рассмотрим факторы социальной среды:

  1. факторы, поддерживающие самооценку;

  2. условия, способствующие самореализации;

  3. условия, способствующие адаптации;

  4. психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах).

Затем перейдем и к личностные факторам:

  1. Отношения личности (в том числе к себе):

  2. оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;

  3. философское отношение к трудным ситуациям;

  4. уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;

    3 стр., 1286 слов

    БЖД. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях

    ... и нарушение условий жизнедеятельности людей. Классификация по характеру: Психологическая устойчивость, Факторы, влияющие на устойчивость: Как правило, психологическая устойчивость характеризуется быстротой принятия рационального ... нормального , стабильного уровня человеческого здоровья. Опыт взаимодействия с окружающей средой напрямую является показателем психологической устойчивости, а во время ...

  5. терпимость, принятие других такими, какие они есть;

  6. чувство общности, чувство социальной принадлежности;

  7. удовлетворяющий личность статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;

  8. достаточно высокая самооценка;

  9. согласованность Я-реального и Я-идеального.

В вышеизложенном списке представлены положительные качества этих факторов, влияющих на психологическую устойчивость личности индивида. При хотя бы половине наличия этих факторов у человека сохраняется благоприятное для успешной жизнедеятельности и личностного развития,а также и повышенного настроения. При неблагоприятном же влиянии этих факторов доминирующим состоянием становится негативизм, т.е апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога, а настроение будет сниженным, неустойчивым.

Нами была проведена сравнительная диагностика психологической устойчивости личности студентов — будущих специалистов психолого педагогического образования и исторического факультета.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Алтайского государственного педагогического университета. В исследовании принимали участие 55 студентов 1 и 2 курса в возрасте 19-21 года. 1 — 2 курс 26 человек специальности «Психология образования», и группа Исторического факультета 1 — 2 курс — 29 человек.

предрас

1. Опросник социально-психологической адаптации (СПА), предложен в 1954

Инструкция: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить Ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по Вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» — это ко мне совершенно не относится; «2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» — не решаюсь отнести это к себе; «4» — это похоже на меня, но нет уверенности; «5» — это на меня похоже; «6» — это точно про меня.

Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».

В опроснике представлен 101 вопрос, ответы на которые распределяются по следующим шкалам: адаптивность — дезадаптивность; приятие себя — неприятие себя; приятие других — неприятие других; эмоциональный комфорт — эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль — внешний контроль; доминирование — ведомость; эскапизм (уход от проблем).

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...

Так же в опроснике имеется шкала лжи.

предрас

Тест адаптирован Н.В.Гришиной.

Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.

Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

соревнование (конкуренция)

приспособление,

компромисс,

4) и збегание , для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) с отрудничество , когда, участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

После обработки и анализа данных, мы получили результаты по двум методикам, характеризующие различные аспекты психологической устойчивости личности.

Данные, полученные с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в контрольной группе (см. Таблицу 1.1.) свидетельствуют о том, что 82 % (14 человек) будущих историков 1 курса имеют низкий уровень адаптивности, 72% (12 человек) — высокий уровень принятия себя. У будущих историков 2 курса — высокий уровень адаптивности не отмечается, низкий у 75% (14 человек) и у 60% (11 человек) — показатели принятие себя на высоком уровне выраженности. У психологов 1 курса высокого уровня адаптивности не имеется, низкий уровень у 80% (12 человек) и у 73% (11 человек) — показатели принятие себя на высоком уровне выраженности. У психологов 2 курса высокого уровня адаптивности не имеется, низкий уровень у 64% (8 человек) и у 75% (9 человек) — показатели принятие себя на высоком уровне выраженности. Также нами были отмечены различия по показателям «Принятие других» — высокий уровень у 75% психологов против 55% у историков, и «Эмоциональный комфорт»: высокий уровень у 65% студентов — психологов, и лишь у 60% будущих педагогов. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что полученные результаты могут быть основанием для заключения о недостаточной сформированности профессионально-важных качеств у будущих специалистов педагогического образования. Возможно, это обусловлено неточными представлениями будущих педагогов о будущей специальности и о требованиях, предъявляемых к личности педагога.

3 стр., 1113 слов

Психологическая устойчивость человека при чрезвычайных ситуациях

... осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых чрезвычайных ситуациях для человека. В связи с этими факторами в рамках психологии большое значение отводится проблеме психологической устойчивости при чрезвычайных ситуациях. Психологическая устойчивость человека является самым сложным качеством личности. В ней ...

Большинство испытуемых ощущает эмоциональный комфорт и отмечает отсутствие эмоционального дискомфорта. Обнаружено преобладание внутреннего контроля над внешним. По шкале Доминирование — Ведомость не выявлено преобладание одного из показателей. Так же был обнаружен низкий уровень тенденции к уходу от проблем (эскапизму).

Данные, полученные с помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

Студенты, обучающиеся на Историческом факультете 1 — 2 курс и психологи 2 курса, в конфликтных ситуациях используют компромиссный способ решения конфликта, т.е соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. Студенты обучающиеся на специальности психологя образования 1 курса, очень удивили, у них способ решения конфликта это соревнование , т . е (конкуренция)как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Как уже было сказано выше, психологическая устойчивость личности это очень сложный и трудоемкий процесс, охватывающие практически все аспекты личности. Так же, многие люди, как уже говорилось, не способны позитивно оценивать и решать конструктивным образом трудные жизненные ситуации и методика опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда это в очередной раз показала. Так же она показала то, что учащиеся на специальности психология 2, и изучающие различные аспекты психологической и физиологической индивидуальности людей более стойки к натиску негативных факторов и имеют довольно таки много ресурсов для их преодоления.

В зависимости от физического состояния, здоровья, успехов в личной и трудовой жизни психологическая устойчивость может существенно меняться. Поэтому в каждом конкретном случае способы ее сохранения различные и индивидуальные. Тем не менее, можно рекомендовать относительно несложные приемы саморегуляции, самоконтроля и тренировки внимания, позволяющие научиться управлять своими эмоциями и настроением, овладеть быстрыми способами снижения излишней внутренней напряженности.

18 стр., 8900 слов

Изучение проблем личности в социальной психологии

... исследования проблем личности. Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии. Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии; исследовать проблемы личности в социальной психологии; изучить ...

1.Контроль внешних проявлений эмоций.

Приглядитесь к своим движениям, осанке, позе, рукам, ведь внешний вид — это зеркало нашего внутреннего состояния. Корректируя его, можно воздействовать на свое психическое состояние. Чаще всего человеку мешает излишняя психическая напряженность, меняющая его облик не в лучшую сторону. Предоставим упражнения, которые можно использовать для снятия излишней психической напряженности, для эмоциональной разрядки.

  1. Дыхание шариком

Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох — и шарик медленно и плавно поднимается вверх. Выдох — и шарик так же плавно опускается вниз. Повторите 5 — 6 раз.

Когда мы тревожимся или боимся чего то, шарик либо замирает в одной точке либо движется быстро, скачками. Если же мы спокойны, то и шарик движется плавно. В ситуации тревоги надо добиться, что бы он двигался именно так. Поэтому помните!Мы навязываем свое поведение страху! Не он нам а мы ему, просто позволяя ему спокойно уйти из тела.

  1. Психическая напряженность может проявляться и в речи. Следите за своим голосом, не переходите на очень низкий или высокий тембр. При сильном волнении темп речи обычно убыстряется, мысль опережает словесное ее выражение. Учитывая это, контролируйте темп речи, ее замедление действует успокаивающе.

  2. Вербальное самовнушение

В психотерапевтической практике часто используются игры-формулы. Фраза для самовнушения может быть любой. Главное, чтобы она придавала уверенности.(привести свой личный пример)

«Мой мысли ясные, четкие, я спокоен и уверен в себе»

«Я хочу быть спокойным и стабильным»

«Моя речь грамотная, уверенная и открытая»

«Я смелый и уверенный человек»

После такого самоконтроля за внешними проявлениями психического состояния следует научиться управлять направленностью сознания, т.е. отвлечению от эмоционально значимых ситуаций, угнетающих мыслей и воспоминаний.

2.Управление нервно-психической напряженностью и настроением.

Для ее снижения можно воспользоваться дыхательными упражнениями, предполагающими длительную задержку дыхания. Они выполняются сидя, стоя и лежа.

Упражнение 1. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание (5-6 секунд), напрячь мышцы тела, затем медленный выдох и расслабление всех мышц. Повторить 9-10 раз, стараясь с каждым разом увеличить время задержки дыхания, выдоха и расслабления.

Упражнение 2. Сделать медленный и глубокий вдох, напрягая мышцы. Пауза — 2-3 секунды, затем быстрый выдох и стремительное расслабление всех мышц. Выполнять 2-3 минуты.

Для снятия напряженности можно также использовать сжимание и разжимание пальцев, вращение расслабленными кистями, стопами, плечами, головой, микронапряжение отдельных мышечных групп, всевозможные упражнения на расслабление мышц лица.

3.Управление психическим состоянием с помощью переключения внимания

Внимание — важнейшее условие успешного выполнения любого вида деятельности. Оно необходимо человеку в его трудовой, учебной и повседневной жизни — в быту, общении, во время отдыха. Без него невозможна интеграция психической деятельности, произвольная и непроизвольная направленность нашего сознания.

6 стр., 2516 слов

Понятие личности в отечественной психологии

... в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности ... личности. Вновь смешиваются психологический и социологический уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам исследования личности. ...

Внимание обеспечивает точность и полноту восприятия, способность избирательного извлечения из памяти нужной информации, выделение главного и существенного, принятие правильных решений. Также оно регулирует протекание всех психических процессов и сознательное поведение человека. Именно поэтому тренировка внимания необходима для укрепления памяти, внешнего и внутреннего контроля, для развития способностей психической саморегуляции, в том числе и управления стрессовыми состояниями.

К.С. Станиславский предложил все пространство внимания условно разделить на четыре круга:

  1. Большой — все обозримое и воспринимаемое пространство;

  2. Средний — круг непосредственного общения и ориентировки;

  3. Малый — это ваше «Я» и ближайшее пространство, в котором оно пребывает и действует;

  4. Внутренний — это мир ваших переживаний и ощущений.

Переключение внимания с большого круга на средний, малый и на внутренний — прекрасное упражнение для тренировки самоконтроля. Это один из приемов, который можно использовать для отдыха, восстановления психологической устойчивости и профилактики эмоционального истощения. Переключение внимания позволяет перестраивать ход мыслей, характер ощущений, снижать когнитивную напряженность, тем самым способствуя произвольному изменению и психической напряженности. Рассмотрим некоторые из таких упражнений.

«Прожектор»

Выбрать какую-либо точку в большом и точку в малом круге внимания. Представить, что вы в состоянии глазами послать пучок света (наподобие луча прожектора), который может осветить что угодно с колоссальной силой и яркостью. Когда «луч» нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот «прожектор» — ваше внимание! Теперь совершайте взмахи «прожектором» от первой точки ко второй и обратно. Темпоритм взмахов может варьироваться от 1 секунды до нескольких в зависимости от степени овладения упражнением, т.е. способности поймать каждую точку при предельной концентрации внимания.

«Непрерывное созерцание»

В удобной, свободной позе в течение 1-5 минут пристально рассматривайте какой-либо не слишком сложный предмет, стремясь найти в нем как можно больше деталей. При этом допускается моргать сколько угодно, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Повторяйте упражнение, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на нем.

«Внутренний прожектор»

Находясь в удобной, расслабленной позе, сфокусируйте внимание на любой части своего тела, «осветите» ее лучом «прожектора», отключитесь от внешних шумов, посторонних мыслей, погрузитесь в ощущение созерцаемого (1-3 минуты).

Оставаясь во внутреннем круге внимания, переместите «прожектор» на другую часть тела, «вживитесь» в это телесное ощущение. Помимо тренировки внутреннего внимания данное упражнение способствует контакту со своим физическим «Я».

«Фокусировка»

Удобно расположитесь в кресле, глаза открыты или закрыты. По команде: «Тихо» сконцентрируйте внимание в течение 10-20 секунд на какой-либо точке или части своего тела. Затем переведите внимание на другую ближайшую к ней часть/точку. Например, последовательно сосредоточивайтесь на руке, пальце и др. Упражнение помогает научиться управлять вниманием и развивает самоконтроль.

«Зеркало»

Сядьте перед зеркалом прямо, без напряжения. Дышите равномерно. На зеркале мысленно отметьте точку на уровне бровей. Сосредоточьте внимание на ней, смотрите на точку не мигая, прямо, не напрягая мышц лица. При появлении потребности моргать следует отдохнуть, направляя взгляд вдаль. После долгой сосредоточенности на точке изображение лица в зеркале начинает расплываться. Закройте глаза и в мыслях образно воспроизведите картины природы, представьте себя здоровым, жизнерадостным.

Психологическая устойчивость, как базовая характеристика личности до сих пор остается недостаточно изученной как в теоретическом, так и в экспериментальном планах, несмотря на то, что она давно и систематически исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

Психологическая устойчивость — это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является чем то врожденным качеством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека; опыта человека, профессиональной подготовки; навыков и умений поведения и деятельности; уровня развития основных познавательных структур личности.

Составляющими психологической устойчивости являются такие компоненты, как стойкость, уравновешенность и сопротивляемость.Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести).

Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

На психологическую устойчивость влияют следующие факторы: факторы среды (условия, способствующие самореализации и адаптации) и личностные факторы (отношения личности, сознание личности, эмоции и чувства, поведение и деятельность).

При наличии положительных полюсов этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным, а настроение сниженным, неустойчивым.

В данной работе нами было проведено эмпирическое изучение уровня сформированности психологической устойчивости у студентов исторического и психологического направления в обучении.

По результатам исследования мы пришли к выводу, что обследованные студенты педагогических специальностей на момент проведения исследования имели низкие показатели психологической устойчивости. Так же нами был отмечен у будущих педагогов 1 курса — психологов более низкий уровень социальной адаптации, эмоционального комфорта, принятия себя и других людей, нежели у других специальностей и курсов, а следовательно, гипотеза, что была заявлена вначале нашей работы не подтвердилась. Но для более полного и точного результата и причин низкой психологической адаптации студентов педагогического вуза нужна более полная и глубокая диагностика причин и следствия.

  1. Большой психологический словарь; под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-еврознак, 2006. — 672 с.

  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии /Б.В. Зейгарник — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 128 с.

  3. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

  4. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1995. — 576 с.

  5. Никифоров Г.С. Психология здоровья / под ред.Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

  6. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

  7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред.Д.Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М, 2001. — 672 с.

  8. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности / Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян // Вестник практической психологии образования. 2009. — №2. — C.40-44.

  9. Андреев, И.В. Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию Интернет-технологий: автореф. дис. канд. психол. наук / И.В. Андреев. — Нижний Новгород, 2008. — 24 с.

  10. Баландин М.М. Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников: Дис. канд. психол. Наук / М.М. Баландин. — М., 2003. — 150 с.

  11. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. / Под ред.А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. — 524 с.

  1. Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н., Введение в профессию психолог / И. Вачков, И. Гриншпун, Н. Пряжников. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. — 464 с.

  1. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высшых учебных заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.

  2. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика М.: Воениздат, 2008. — 280 с.

  3. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости / Е.П. Крупник, Е.Н. Лебедева // Психологический журнал, 2000. — №6. — С.12-23.

  4. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

  5. Манойлов С.В. Диагностика устойчивости к стрессовым воздействиям у студентов старших курсов: акмеологический подход /С.В. Манойлов // Психологические науки. — 2007. — №7. — С.134 — 141.

  6. Никифоров Г.С. Психология здоровья / под ред.Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

  7. Петровский А.В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности/ А.В. Петровский // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С.58-67.

  8. Простаков М.Ю. К вопросу о степени научной разработанности проблемы психологической устойчивости /М.Ю. Простаков // Науковий вісник Південноукраїнського державного педагогічного університету ім. К.Д. Ушинського (збірник наукових праць).

    — 2007. — №1-2. — С.134-144.

  9. Радугин А.А. Психология. Понятие и структура «личности» / А.А. Радугин. — М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. — 400 с.

  10. Реан А.А. Психология адаптации личности /А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. — СПб.: Прайм-еврознак, 2008. — 479 с.

  11. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — 3-е изд. / Е.М. Семёнова. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.

  12. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова // Вопросы психологии. — 1987. — №1. — С.27-32.

  13. Чернеева О.В. Становление профессионального самосознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях педагогического вуза: Дис. канд. пед. Наук /О.В. Чернеева. — Саранск, 2000. — 183 с.

  14. Чудновский В.Э. Устойчивость личности как проблема психологии воспитания /В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 1974. — № 2. — С.42-58.

  15. Филимоненко Ю.И., Никифоров Г.С. Психологические аспекты саморегуляции состояния: Учебное пособие /Ю.И. Филимоненко, Г.С. Никифоров. — Л.: ЛГУ, 1986. — 43 с.

  16. Тигранян P. A. Стресс и его значение для организма /Р.А. Тигранян. — М.: Наука, 1988. — 172 с.

  17. Скрипко Л.В. Математические методы в психологии. Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей / Л.В. Скрипко. — Севастополь: Рибэст, 2005. — 172с.

  18. Крупник, Е.П. Кисельникова, Н.В. Психологическая устойчивость личности в трудных жизненных ситуациях / Е.П. Крупник // Российская академия образазования, Московский психолого — педагогический университет. — Москва: МПСУ, 2014. — 247 с.