Школа после уроков — это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Сегодня педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребенка идет не столько под воздействием изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения.
Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеклассной работы объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеклассная работа кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач:
— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
— снизить учебную нагрузку обучающихся;
— улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Время, отводимое на внеклассную работу, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя вне школьную занятость ребенка в других учреждениях дополнительного образования. Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. Данное время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, обще-интеллектуального, общекультурного, которые определяются интересами самого ребенка и запросом родителей.
Исходя из всего выше сказанного, объектом исследования является внеклассная работа
Предметом исследования являются методы практической деятельности во внеклассной работе, влияющие на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Социальное партнерство семьи и школы в решении проблем образования
... социальных институтов после семьи. И семья начинает разделять свою социализирующую функцию совместно со школой. Взаимодействие семьи и школы в качестве важного субъекта социума становится главным условием успешного развития подрастающей личности. Для того, чтобы семья ... поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков (вовлечение ...
Цель дипломной работы – выявить наиболее эффективные методы практической деятельности, влияющие на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировав методическую литературу по данной теме, определить сущность внеклассной работы в начальной школе;
2. Путем анализа методической литературы выявить основные методы практической деятельности внеклассной работы, применяемые в начальной школе;
3. Разработать внеклассные мероприятия с использованием практических методов, развивающих познавательный интерес младшего школьника;
4.Провести анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование практических методов обучения во внеклассной работе по литературному чтению способствует формированию у детей интереса к чтению и улучшению учебных показателей в целом.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, разработанные
Научная новизна работы определяется презентацией результатов исследования, полученных в практической части и демонстрацией их важности.
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Цели и содержание внеклассной работы
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Внеклассная работа в школе — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Цель внеклассной работы — развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеклассной работы:
Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...
... школе через внеклассную работу. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ... установками, мотивами деятельности и поведения, ...
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
— формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.
В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные).
В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе
... учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности. ...
Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, — участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам.
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.
Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиады, малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель — вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.
В Российской педагогической энциклопедии внеклассная работа представлена как составная часть учебно — воспитательного процесса в школе, одна из форм организации сводного времени учащихся [17, с. 38].
Имеют место следующие виды внеклассной работы: научно — познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно — ценностное общение, досугово — развлекательная деятельность или досуговое общение, художественно — эстетическая деятельность, социальное творчество или социально -преобразующая добровольческая деятельность, спортивно — оздоровительная деятельность, туристско — краеведческая деятельность, духовно — нравственная работа, общественно — полезный труд, проектная деятельность.
Эти виды внеклассной работы осуществляются в различных формах. Главной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества — форма социальной пробы, коллективного -творческого дела, социально — образовательного проекта и т.д. Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, использование на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, участие в городских и районных соревнованиях выступают формами спортивно — оздоровительной деятельности.
Художественно – эстетическая деятельность — это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области.
Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности
... внеурочная деятельность, интерес к чтению, читательский интерес. 2. Изучить уровень развития читательских интересов учащихся начальной школы на констатирующем и контрольном этапах. 3. Апробировать формы внеклассной работы, способствующие развитию у младших школьников читательских интересов. 4. Разработать рекомендации для детей и родителей по развитию читательского интереса. ...
Духовно — нравственная работа с обучающимися осуществляется во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов, оказании помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивалей патриотических песен, смотра песни и строя.
Формами общественно — полезного труда выступают субботники, разведение цветов, трудовые десанты. Проектная деятельность осуществляется в участии в научно — исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках. Внеурочная деятельность имеет продолжение, к примеру, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений.
1.2 Особенности внеклассной работы в начальной школе
Правильно организованная занятость младших школьников во внеклассной работе углубляет и расширяет их знания, которые получены на уроках, увеличивает их интерес к учебным предметам. Если ученики начальной школы не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или прочим понятием, или явлением, ученик постарается более глубоко понять его сущность, захочет получить дополнительную информацию [23, с. 916].
К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования:
-
внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
-
нужна тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, но внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
-
предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;
-
содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;
-
должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
-
необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.
Посещая кружки и секции, младшие школьники хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, которая проводиться педагогом, более глубоко изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса.
Развитие креативности младших школьников во внеурочной деятельности
... «Личность-Творец-Художник», которая предполагала развитие креативности через систему художественноэстетического обучения младшего школьника в условиях внеурочной деятельности. Помимо этого, программу развития креативных способностей учащихся начальных классов в системе внеурочной деятельности представляют Н.И. Спиглазова и ...
Помимо того, внеклассная работа решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В данной сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры осуществляется с учетом его личных интересов, его микросоциума.
На сегодняшний день в системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои отличительные особенности.
На наш взгляд, наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися младшего школьного возраста во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Для достижения поставленных целей, педагогам начальной школы необходимо строить внеклассную работу в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в начальной школе в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности младших школьников.
2. Принцип системности. Создается система внеклассной работы школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеклассной работы — учащимися, педагогами, родителями.
3. Принцип вариативности. В организации образования культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеклассной работы, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
4. Принцип креативности. Во внеклассной работе педагоги поддерживают развитие творческой активности детей.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Важно, чтобы достигаемые ребенком итоги были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.
Организация внеклассной работы младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может проводиться:
− в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учеников и т. п.;
− с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово;
− в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.;
− в разных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности [23, с. 918].
Учреждения образования самостоятельно выбирают направления внеклассной работы, определяют временные рамки (число часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.
Соответственно, вся система внеклассной работы призвана объединить в общий процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.
Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста ...
... деятельности в воспитательной работе. Цель исследования заключается в изучение развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста посредством музыкального-ритмических движений. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста; ...
1.3 Проблема развития интереса к чтению у младших школьников в процессе воспитания
Приобщение к чтению детей младшего школьного возраста является педагогической проблемой. Как вызвать у младших школьников интерес к чтению? Что ученые понимают под «интересом к чтению» и «воспитанием интереса к чтению»? Всестороннее определение и правильное, с учетом современных тенденций, понимание понятий имеет важное значение для дальнейшего анализа формирования интереса к чтению у детей в начальной школе.
Дети начинают читать в младшей школе. Чтение — один из трех основных предметов (наряду с математикой и письмом), чтобы учиться с помощью книг, необходимо уметь читать [7, с. 34].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что авторы понимают чтение как педагогически целенаправленный процесс приобщения детей к литературе, книгам, целью которого является воспитание интереса к книге, умение правильно и осмысленно понимать прочитанное. Чтение существенно отличается от других видов коммуникации, что связано со спецификой текста как знаковой системы, элементы которой существуют в неподвижной пространственной форме, предусматривающей их последующее зрительное восприятие [22, с.56].
Наличие или отсутствие интереса к чтению — основной фактор отношения детей к книге. Не будет интереса — не будет и чтения, какие бы усилия учитель ни прикладывал к этому.
В психолого-педагогической литературе «интерес к чтению» характеризуется следующим образом. Он возникает, когда дети свободно владеют осознанным творческим чтением, у них развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Интерес к чтению активизирует творческие способности младших школьников, самовыражение.
Мы считаем, что интерес к чтению — это желание ребенка заниматься читательской деятельностью.
Особенностью содержания воспитания интереса к чтению у младших школьников служат такие черты, как интерес к новым объектам, людям, событиям. Важное значение имеет любознательность, так как через эту черту личности может осуществляться развитие интереса к чтению.
Большую роль в развитии интереса к чтению играет педагог или родители. Они должны научить ребенка выбирать нужные книги, которые помогут пережить эмоции высокого уровня. Дети соотносят себя с героями книг, сравнивают себя с ними, так воспитывается личность [12, с.89].
Основной целью обучения чтению в начальных классах является формирование грамотного читателя, способного применять читательские навыки как средство самообразования, ориентирующегося в книга.
Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами);
Социальная ситуация развития ребёнка в младшем школьном возрасте
... в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. В большинстве случаев ребёнок приспосабливает себя к жизненной ситуации, и в ... и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы « ...
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба эти компонента тесно взаимосвязаны.
Г.Н. Щукина считает, что процесс обучения чтению с самого начала направлен на воспитание интереса к чтению.
Для воспитания интереса к чтению (во внеурочной деятельности) мы выделяем формы:
-
библиотечные часы,
-
внеклассные занятия,
-
часы общения с книгой,
-
дидактические игры.
Таким образом, интерес к чтению — это желание детей заниматься читательской деятельностью. Воспитание интереса к чтению включается в процесс обучения чтению. Для воспитания интереса к чтению (во внеурочной деятельности) мы выделяем формы: библиотечные часы, внеклассные занятия-часы общения с книгой, дидактические игры.
1 .4 Педагогические условия развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности
Мы предполагаем, что формированию и развитию интереса к чтению у младших школьников будут способствовать такие педагогические условия организация внеурочной деятельности:
— развитие высокого уровня мотивации к чтению;
— расширение круга чтения младших школьников;
— использование в учебно-воспитательном процессе разных форм внеурочной деятельности.
Мотивационный компонент внеучебной деятельности младших школьников характеризуется наличием динамики мотивов и интереса к чтению. Деятельность, в которую включено чтение, должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с первого класса воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к читательской деятельности, ученик не может оставаться безразличным.
Основным средством воспитания устойчивого интереса к чтению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной деятельности при работе над книгой.
Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Использование в учебно-воспитательном процессе разных форм внеурочной деятельности является важным условием формирования и развития интереса к чтению.
Внеурочные занятия — это беседа, внеклассное коллективное чтение, литературная игра, посещение школьной библиотеки, посещение учреждений культуры (библиотеки, театры).
Развитие познавательного интереса у младших школьников
... познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ребенка интерес к явлениям окружающей среды. Что позволяет нам говорить о широте интересов младших школьников, ... возбуждает их интерес» [6]. Заметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с формированием и развитием таких личностных ...
Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Таким образом, формированию и развитию интереса к чтению у младших школьников будут способствовать следующие педагогические условия организация внеурочной деятельности:
-
развитие высокого уровня мотивации к чтению;
-
расширение круга чтения младших школьников;
-
использование в учебно-воспитательном процессе разных форм внеурочной деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа педагога, который организует внеклассную работу, напрямую зависит от понимания им оценки ее эффективности, где сами педагоги фактически занимаются поиском ответов на такие вопросы как:
1. Насколько удовлетворен ученик тем, что занимается в том или другом клубе, секции, студии, участвует в тех или иных делах внеурочной деятельности?
2. Удовлетворены ли родители от того, что их сын или дочь посещают занятия по внеурочной деятельности?
3. Удовлетворен ли сам педагог от приложения своих усилий для организации деятельности своих учеников?
Чтобы дать ответы на эти вопросы, надо выяснить: интересно ли учащемуся посещать занятия внеклассной работы; сложились ли у него позитивные отношения с одноклассниками и другими ребятами; хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время; смог ли ребенок узнать новое и важное для себя, пережить интересный опыт, чему-то научиться.
Важно понять: как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; что ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности; удовлетворены ли они отношениями к детям педагога; как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности.
Интерес к чтению — это желание детей заниматься читательской деятельностью. Воспитание интереса к чтению включается в процесс обучения чтению. Для воспитания интереса к чтению (во внеурочной деятельности) мы выделяем формы: библиотечные часы, внеклассные занятия-часы общения с книгой, дидактические игры.
ГЛАВА II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
2.1. Организационная часть исследования
Цель практической работы – выявление уровня сформированности трудолюбия у младших школьников, разработка и применение на практике банка проектов, направленных на формирование и развитие трудолюбия у младших школьников.
Задачи практической части:
1. исследовать уровень уровня заинтересованности детей чтением в 4 классе;
2. разработать внеклассные мероприятия с использованием практических методов, развивающих познавательный интерес младшего школьника.
3. повторно проводить методику на контрольном этапе.
4. подводить итоги и сформулировать выводы.
2.2 Констатирующий этап
Цель: проверка уровня заинтересованности детей чтением.
Наше исследование было проведено в Каргалинская СОШ № 1 в 4 классе.
Опрос состоял из 5 вопросов. В проведении исследования участвовали 19 человек. Возраст учащихся 9 – 10 лет, 4 класс.
Детям была предложена анкета:
1. Любите ли вы читать? Почему?
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?
5. Как часто, по вашему мнению их нужно проводить?
После обработки анкет были получены следующие данные:
1. Большинство детей не любят читать, и проводит свое свободное время за экраном телевизора, компьютером, гуляет с друзьями.
2. Что в среднем ребенок тратит на чтение 1 час в день, читая книги по учебной программе.
3. На третий вопрос анкеты были получены положительные ответы лишь от 11 % учащихся.
4. При ответе на четвертый вопрос были получены самые лучшие результаты, так как на него положительно отреагировали 42 % учащихся.
5. Большинство детей думают, что их нужно проводить 1 раз месяц.
Таблица 1. Результаты констатирующего этапа
Обработав данные анкет, мы получили «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те, кто читает, тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, то есть то, что задано на дом, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.
Таким образом, было установлено, что лишь 32 % детей (6 человек) из класса любят читать книги, и уделяют на чтение в среднем 1,5 – 2 часа в день, остальные читают только программные произведения. Только 11% учащихся (2 человека) хотели бы стать членами литературного кружка. 42% учащимся (8 человек) нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению.
2.3 Формирующий этап
Цель:
Одной из задач нашего исследование является разработка и проведение внеклассных мероприятий, с использованием практических методов, развивающих познавательный интерес младшего школьника. Применение разработанных нами внеклассных мероприятий позволит воспитать у младших школьников осознанное отношение к литературному чтению и развить активность в читательской деятельности.
На формирующем этапе необходимо:
-
сформировать представления о необходимости изучить произведения А.С.Пушкина, Н.Н. Носова, С.В. Михалкова;
-
формировать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к литературному чтению; заинтересовать учащихся литературными играми и викторинами;
-
раскрыть индивидуальные особенности и способности учеников; воспитывать дружбу, любовь к Родине, к русскому языку, расширить и углубить литературные знания, полученные на уроках чтения.
Далее представим разработанную нами программу мероприятий.
Таблица 3 Программа мероприятий на формирующем этапе
Название мероприятия
1
Литературная игра «Сказочный мир А.С. Пушкина»
2
Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова
3
Разгадывание кроссвордов и ребусов по произведениям С.В. Михалкова
4
Беседа на тему «О пользе внеклассных мероприятий».
Во время практики мною были проведены следующие мероприятия: Литературная игра «Сказочный мир А.С. Пушкина» (Приложение 1), литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова (Приложение 4), еще мы с детьми разгадывали кроссворды по произведениям С.В. Михалкова (Приложение 5).
Главной целью этих мероприятий было повысить уровень заинтересованности детей чтением.
Литературная игра «Сказочный мир А.С. Пушкина
Цели: проверить, как дети усвоили содержание сказок, свободно ли владеют материалом, понимают ли их смысл, умеют ли характеризовать героев сказок и их поступки; выяснить, смогут ли ответить на вопрос: чему нас учат сказки А.С. Пушкина.
За день до проведения литературной игры мы задали детям подготовить дома рисунок, поделку из прочитанных произведений А.С.Пушкина, Н.Н. Носова, С.В. Михалкова и других. А во время проведения литературной игры организовали выставку детских работ (рисунков, поделок, книг).
Игру мы начали с представления команд знатоков «Лукоморье» и «Синеморье»
Чтобы войти в сказочный мир А.С. Пушкина, надо знать волшебные слова. Поэтому дети по очереди читали волшебные слова, а также отрывки из поэмы «Руслан и Людмила».
Ребята по очереди рассказывали почему они любят сказки А.С. Пушкина, когда отмечается день рождения поэта.
При проведении
-Откуда эти строки?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (Сказка о царе Солтане»)
— Кто знает полное название «Сказки о царе Солтане»?
(«Сказка о царе Солтане, о сыне его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
— Что кричал Петушок, сидя на спице?
(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
— Кто вспомнит начало сказки о рыбаке и рыбке?
(«Жил старик со старухой у самого синего моря…..»)
— С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»)
— В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана? (В комара, муху, шмеля)
— Как изображал А.С. Пушкин царевну-лебедь?
(«Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит….»)
— Какие чудеса увидели корабельщики на острове князя Гвидона? (Белку, богатырей, царевну-лебедь, дивный град.)
Ребята познакомились со сказочными телеграммами, где даны характеристики сказочным героям из произведений А.С.Пушкина и показано как добро побеждает в его сказках.
Силы природы в сказках А.С. Пушкина одушевленные, живые, он наделил их человеческими чертами. Здесь дети вспоминали (Волна – «Ты волна моя волна…»; солнце – «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна – «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер – «Ветер,ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч….»
В конце праздника все дети выходили на сцену. Награждалась победившая команда, вручили призы второй команде и активным участникам. На мероприятии присутствовали несколько человек из родителей, поэтому мероприятие завершилось чаепитием с родителями.
Литературная игра-викторина по творчеству Н.Н. Носова. Цель: развитие интереса к чтению.
Задачи: расширить кругозор учащихся по произведениям Н. Носова; развивать смекалку, находчивость, эрудицию; воспитать любовь к чтению,способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа).
Прежде чем проводить эту игру мы попросили ребят на выходных прочитать произведения Н.Н. Носова
В викторине участвовали три команды: Затейники, Фантазеры, Огородники. Все вопросы викторины связаны с произведениями Н. Носова.
Игру-викторину мы начали с биографии Н. Носова, потом провели викторину в виде конкурсов: При проведении конкурсов «Разминка», «Вспомни произведения и героев Николая Носова», я зачитывала маленькие кусочки из книги, а ребята должны были вспомнить название и героев произведения.
Очень интересно прошли конкурсы: «Что лишнее», где необходимо было определить какой предмет лишний в предложенном произведении; «Письмо», где нужно было написать название рассказа и имя героя написавшего письмо; « Собери героев», где на доске слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками нужно было соединить названия с героями. Командам дается конверт с заданием с перемешанными героями рассказов.
В конце игры-викторины мы провели блиц-опрос по произведениям Николая Носова.
Вот так и закончилось наше путешествие по книгам Н. Носова. Конечно, за такой короткий период времени невозможно вспомнить все книги, которые он написал. С ними дети могут познакомиться самостоятельно.
Следующее внеклассное мероприятие было посвящено разгадыванию кроссвордов и ребусов по произведениям Сергея Михалкова.
Дети принимали активное участие в этих мероприятиях, им было интересно, они просили проводить их как можно чаще.
В заключение проделанной работы была проведена беседа на тему «О пользе внеклассных мероприятий». Мы затронули такие вопросы как:
-
Что такое внеклассная работа?
-
Что внеклассная работа направлена на развитие творчества школьников, приобщение их к здоровому образу жизни, содействие в профессиональном самоопределении, помощь в адаптации их к жизни в обществе.
-
Что внеклассная работа может иметь различные формы: клубы, кружки, конкурсы, соревнования, беседы, вечера, посещение спектаклей, встречи с интересными людьми.
-
Что учащиеся должны добровольно принимать участие во внеклассной работе.
-
Что результаты внеклассной работы ученика оцениваются не в баллах, а в виде отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазеты, радиопередачи и т.д.
-
Что содержание и форма внеклассной работы должны основываться на желаниях и интересах учеников.
-
Что внеклассная работа должна носить регулярный характер, например, раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц.
-
Что разнообразные виды внеклассной работы помогают ребенку самореализоваться, повысить собственную самооценку, укрепить уверенность в своих силах.
-
Что, принимая участие во внеклассной работе, дети раскрывают свои творческие способности, а также учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих друзьях.
Вот что думают учащиеся о пользе внеклассных работ по литературному чтению (мнения ребят приводятся в оригинале).
Ахмедов Магомед: Раньше, приходя из школы, я включал компьютер, и начинал играть в разные игры, например, «В гоночки», «Стратегии» и т.п. В настоящее время после проведенной внеклассной работы, я стал больше читать, потому что не смог ответить на многие вопросы викторины и мне стало стыдно перед одноклассниками.
Гасанова Мадина: Все свое свободное время я уделяла компьютеру и просмотру телевизора, а после проведения литературной игры и викторины я поняла, что есть и другие, наиболее интересные и полезные занятия. Я стала уделять чтению больше времени и заметила, что стала лучше учиться.
Хизриев Махмуд: На внеклассных занятиях я узнал много нового и теперь хочу стать членом литературного кружка.
Османов Абдул: Мне понравились проведенные мероприятия, было очень интересно. Я узнал много нового.
Рашидов Исрапил: После внеклассных мероприятий я стал больше общаться с ребятами из класса, мы стали вместе делать уроки, у нас появились общие интересы.
Магомедова Альбина: После проведенных мероприятий, я стала уделять больше времени на чтение книг и у меня стало больше хороших оценок.
Таким образом, мы пришли к выводу, что ответы детей свидетельствуют о несомненной пользе проведенных занятий. Дети намного лучше усвоили содержание сказок, свободно владели материалом, понимали их смысл, умеют характеризовать героев сказок и их поступки. Основная масса учащихся смогут ответить на вопрос: чему нас учат сказки А.С. Пушкина.
2.4 Контрольный этап
Цель: сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов.
Ответить на вопрос: «Повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению?».
В конце практики был проведен повторный опрос. Анкетирование дало следующие результаты:
-
Увеличилось число учащихся желающих стать членами литературного кружка от 11% до 23%;
-
Дети стали уделять на чтение в среднем 1 до 1,5 часов на чтение художественной литературы;
-
Желание проводить внеклассные мероприятия увеличилось до двух раз в месяц;
-
Увеличилось число учащихся, которым нравятся внеклассные мероприятия по литературному чтению от 42% до 63%.
Обработанные данные можно представить в виде таблицы.
Таблица 2. Результаты контрольного этапа
1. Любите ли вы читать?
Почему?
32 % (6 чел.)
42 % (8чел.)
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
1 час
1час 30 мин
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?
11 % (2 чел.)
23 % (5 чел.)
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия (поэтические вечера, литературные игры, викторины)?
42% (8чел.)
63 %(12 чел.)
5. Как часто, по вашему мнению, их нужно проводить?
1 раз в месяц
2 раза в месяц
После проведенных мероприятий, надо заметить, что и мы сами довольны полученными результатами. На наш взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понять для себя, на сколько важна внеклассная работа в начальной школе.
Внеклассная работа имеет организационные преимущества по сравнению с обычным уроком, так как форму проведения учитель выбирает сам в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся и самого педагога.
ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Итак, внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе представляет собой форму организации групповой деятельности и оказывает значительное обучающее и воспитательное воздействие на учащихся, являясь важным компонентом обучающего процесса.
Практическая ценность проведения внеклассной работы по литературному чтению определяется следующим:
-
формирование интереса к предмету и чтению книг в целом;
-
благотворное влияние на развитие личности младшего школьника, в частности, на саморазвитие и самосовершенствование;
-
раскрытие индивидуальных особенностей и способностей учеников.
Таким образом, привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению оправдало себя практически, способствовало не только формированию у детей интереса к чтению, но и улучшению учебных показателей у всего класса в целом.
Так как проведенные мероприятия принесли положительный результат, мы разработали несколько рекомендаций для повышения интереса к чтению у младших школьников:
-
организовывать литературные кружки;
-
внеклассные мероприятия проводить в игровой форме;
-
проводить поэтические вечера;
-
устраивать встречи с писателями (если есть такая возможность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.
Внеклассная работа по чтению в начальной школе имеет огромное воспитательное значение, развивающее и обучающее значение: во-первых, она не так строго ограничена временными рамками; во-вторых, имеет большое разнообразие практических методов проведения.
Главными задачами внеклассной работы по литературному чтению являются: развитие у младших школьников интереса к чтению, выявление их интересов и склонностей, воспитание товарищества, дружбы, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных на уроках чтения.
Внеклассная работа по чтению в начальной школе приобретает все большее значение. Это и важная образовательная проблема, поскольку уроки чтения не могут охватить всего объема знаний, необходимых младшему школьнику, и надежный путь применения знаний в жизни, и в известной мере решение вопроса организации досуга детей, и путь к развитию их индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vneklassnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole/
1.Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника [Текст] / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. – 2013. – № 25-1. – С. 68–72.
2. Авдотина Н.А. «Праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского» // «Начальная школа», 2017 — № 1, С – 100-101.
3. Антонова Е.С. «Как я воспитываю интерес к книге». // «Начальная школа плюс до и после». 2016 — № 12, С – 27-28.
4. Ефроскина Л. В. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа». 2017 — № 4, С – 6-15.
5. Жукова И.Л. «Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.)». // «Начальная школа». 2017 — № 4, С – 26-31.
6. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 2. – С. 99–104.
7. Кочетова П.Б. «Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать». // «Начальная школа». 2015 – № 1, С.19-24.
8. Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – № 9-2. – С. 80–82.
9. Мартынова, С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 19–21.
10. Макеева С.Г. «Воспитательное чтение в условиях современного образования». // «Начальная школа». 2014, № 9, С – 70-89.
11. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.
12. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Мин.обр. и науки от 12 мая 2014 г. № 03-296
13. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников [Текст] / Т.В. Пикулина // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 24–25.
14. Писчаскина, М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения [Текст] / М.В. Писчаскина // Молодой ученый. – 2016. – №8.5. – С. 37–41.
15. Попова Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2016 — № 2, С – 59-61.
16. Полозова Т.Д. «Что делать? Читать!». // «Начальная школа». 2016 — № 7, С – 72-76.
17. Рассказов, Ф.Д. Работа педагогов по соблюдению условий эффективной внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Ф.Д. Рассказов, Е.О. Соловьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12. – С. 106–115.
18. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности [Текст] / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 21–26.
19. Романов Д. «Головоломка». // «Начальная школа». 2016 — № 5, С — 42-43.
20. Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младш. шк. возраста». // «Начальная школа». 2016 — № 11, С – 28-33.
21. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2015 — № 10, С – 62-66.
22. Трофимова О.Г. «Книга в семье и духовное воспитание ребенка». // «Начальная школа». 2015 — № 7, С – 65-66.
23. http://
24.
Приложения, Сказочный мир А.С. Пушкина
Цели: проверить, как дети усвоили содерждание сказок, свободно ли владеют материалом, понимают ли их смысл, умеют ли характеризовать героев сказок и их поступки; выяснить, смогут ли ответить на вопрос: чему нас учат сказки А.С. Пушкина?
Оборудование:
Ход игры.
1. Организационный момент. Вступление.
Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим игру «Сказочный мир А.С. Пушкина»
Представляем вам две команды знатоков. Первая команда – «Лукоморье».
Вторая команда – «Синеморье» (представляет капитанов)
Чтобы войти в сказочный мир А.С. Пушкина, надо знать волшебные слова. Давайте попытаемся их найти. Дети, кто знает волшебный ключик?
По очереди читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Ведущий. Ай да ребята, ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им волшебные сказки великого русского поэта, пленили их мягкостьюи невинностью стиха. Путь в сказочный мир Пушкина открыт!
Ребята, а почему вы любите сказки А.С. Пушкина? Когда отмечается день рождения поэта? Как вы готовитесь к этому событию? Расскажите, пожалуйста!
Ученик. Мы решили изучить все сказки Пушкина. Долгими осенними вечерами читали сказки, рисовали сказочные сюжеты полюбившихся эпизодов, делали забавные игрушки из подручного материала. Вот они!
2. Творческая разминка.
Ведущий. Молодцы, мои юные друзья! С большой пользой для себя вы проводите свое свободное время! А теперь я приглашаю команды на трпдиционную разминку, включающую творческие вопросы по произведениям А.С. Пушкина. Внимание! Жюри, приготовиться!
Вопросы разминки:
-Откуда эти строки?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (Сказка о царе Солтане»)
— Кто знает полное название «Сказки о царе Солтане»?
(«Сказка о царе Солтане, о сыне его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
— Что кричал Петушок, сидя на спице?
(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
— Кто вспомнит начало сказки о рыбаке и рыбке?
(«Жил старик со старухой у самого синего моря…..»)
— С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»)
— В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана? (В комара, муху, шмеля)
— Как изображал А.С. Пушкин царевну-лебедь?
(«Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит….»)
— Какие чудеса увидели корабельщики на острове князя Гвидона? (Белку, богатырей, царевну-лебедь, дивный град.)
3. Конкурс капитанов – блицтурнир.
Вопросы капитану команды «Лукоморье»:
— Как звали собаку в сказке о мертвой царевне? (Соколко)
— Какими словами заканчивается сказка о мертвой царевне и царе Салтане?
(«Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил»)
— Из какой сказки эти слова: «Волю первую твою я исполню как мою»?
(«Сказка о золотом петушке»)
Жюри подводит итог ответов капитана команды «лукоморье»
Вопросы капитану команды «Синеморье».
— Как звали служанку злой мачехи в сказке о мертвой царевне? (Чернавка).
— С какими словами обращался князь Гвидон к морской волне?
(«Ты волна, моя волна! Ты гульлива и вольна!»)
— Назовите героев сказки о золотом петушке. (Царь Дадон, волшебник, царица, сыновья Дадона)
— Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?
(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам – урок!»)
— Кому принадлежат эти слова: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее….» (Зеркальцу)
Ведущий. Дети, кто-то стучится к нам в дверь. Пришел почтальон Печкин, принес телеграммы. Давайте отгадаем, кто прислал нам эти сказочные телеграммы.
Телеграмма первая: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить!» кому принадлежат эти слова? (Балде)
Телеграмма вторая: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!» Кто так говорил? (Царь Дадон)
Телеграмма третья: «Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна» Кто обращался с такими словами?
Телеграмма четвертая: «Видит девица, что тут люди добрые живут, знать, не будет ей обидно». Чьи это слова? (Молодой царевны)
— Кто побеждает в сказках А.С. Пушкина? (Добро. Зло наказано)
Силы природы в сказках А.С. Пушкина одушевленные, живые, он наделил их человеческими чертами. Давайте вспомним. (Волна – «Ты волна моя волна…»; солнце – «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна – «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер – «Ветер,ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч….»
В конце праздника все дети выходят на сцену. Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде и активным участникам. Чаепитие с родителями.
Литературная игра-викторина по творчеству Н.Н. Носова.
Цель: развитие интереса к чтению.
Задачи: расширить кругозор учащихся по произведениям Н. Носова; развивать смекалку, находчивость, эрудицию; воспитать любовь к чтению,способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа).
Оборудование:, Ход мероприятия.
В викторине участвуют три команды. Все вопросы викторины связаны с произведениями Н. Носова.
Для игры нам надо разделиться на три команды. Капитаны команд вытягивают названия команд: Затейники, Фантазеры, Огородники
Учащиеся должны прочитать заранее произведения: Живая шляпа, Фантазеры, Приключения Незнайки и его друзей, Огурцы, Заплатка, Карасик, Мишкина каша, Огородники, Бобик в гостях у Барбоса, Дружок, На горке, Милиционер, Бабушка Дина, Прятки, Замазка, Автомобиль, Леденец.
Ведущий: Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В годы учёбы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой и никогда не думал, что он станет детским писателем. Но так сложилось, что он закончил институт Кинематографии в Москве, и стал работать режиссёром. Первые рассказы сочинял для своего сына, и первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Он так же поставил немало мультфильмов для детей где главными героями были, конечно же, дети.
Вот и сегодня мы с вами проведём небольшую викторину по рассказам Николая Николаевича Носова.
«Разминка»
-
Назовите имя и отчество Носова?
-
Для кого писал Н. Носов? (Для детей
-
Какие рассказы, сказки Носова вы знаете?
-
Чем они примечательны? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные, без навязчивой назидательности.)
-
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)
-
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
-
В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)
-
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)
-
Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)
-
Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)
-
На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)
-
Кто приходил в гости к Барбосу? (Бобик)
-
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
-
В каких рассказах ребята ходили на рыбалку? («Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники»)
Вспомни произведения»
-
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё губы в варенье». («Фантазёры». Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
-
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа». Котёнок Васька, Вовка, Вадик)
-
«Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка». Бобка)
-
«Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа)
-
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке», Котька Чижов)
-
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато,когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
-
«- Давай веревку. – А её нет, веревки.
— Где же она?
-Там.
— Где – там?
-Ну… В колодце.
-Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
-Ну да.» (» Мишкина каша», Мишка)
-
«Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа)
-
« -Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» (Бобка «Заплатка»)
-
« -Значит, это на меня с солнца что-то свалилось,
-
-Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». (Незнайка «Приключение Незнайки и его друзей»)
«Бюро находок»
-
Нитки, иголка, ткань («Заплатка»)
-
Свисток («Карасик»)
-
Пистолет («Саша»)
-
Удочка («Огурцы», «Мишкина каша»)
-
Книга » Три поросенка» (» Затейники»)
-
Фуражка (“Милиционер” )
-
Лопата («На горке»)
-
Отвертки и винтики («Приключение Незнайки и его друзей»)
-
Огурец («Огородники»)
10. Шляпа («Живая шляпа»)
-
Аквариум («Карасик»)
-
Варенье («Фантазеры»)
Конкурс «Загадки»
Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)
Многолюден, шумен, молод
Под землей грохочет город,
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. ( Метро)
Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)
Курочка-пустодом свила гнездо за двором,
Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка : этим овощем ребята бросали в шляпу.
Ты беседуй чаще с ней – Будешь в четверо умней. (Книга.)
Он не знает ничего. Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки, Как зовут его? (Незнайка)
С этой книжечкою сразу, подружились ты и я,
В ней веселые рассказы, будто точно по заказу
Для тебя и для меня. Фантазеры-почемучки! Ваша жизнь полна вопросов
И на радость много книжек сочинил писатель ….. (Носов)
«Что лишнее»
Необходимо определить какой предмет лишний в предложенном произведении.
-
Шляпа, картофель, лыжная палка, с обака («Живая шляпа»)
-
Рыба, удочка, помидоры, огурцы. («Огурцы»)
-
Брюки, иголка, нитка, швейная машинка («Заплатка»)
-
Милицейский свисток, конфета , рыбка, кот («Карасик»)
Конкурс «Письмо». Написать название рассказа и имя героя написавшего письмо
«Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака» (Мишка, «Дружок»)
Конкурс «Реши кроссворд». На компьютерах открыт кроссворд, выходят кпитаны команд с помошником и решают кроссворд онлайн, а в это время остальным членам команд предлагается следующий конкурс
Конкурс «Собери героев»., Правильное задание
Вопрос ответ
МАРИНА, ИРОЧКА
4.«ЗАМАЗКА»
ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК
5.«САША»
МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН, ВАДИК ЗАЙЦЕВ
6. «КАРАСИК»
ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ
7. «ПРЯТКИ»
8. «БАБУШКА ДИНА»
МИШКА, МИЛИЦИОНЕР
ВОВКА, ВАДИК
9. «ОГОРОДНИКИ»
НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК, СВЕТА КРУГЛОВА
Блиц-опрос
-
Где происходит действие рассказа «Огородники»? (В пионерском лагере)
-
Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)
-
Что готовили себе на ужин Мишка и его друг в рассказе «Мишкина каша»? (Кашу, жарили пескарей)
-
На что была похожа Костина змея в рассказе «Замазка»? (На ливерную колбасу)
-
Что сделали Мишка с другом в рассказе «Автомобиль», когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)
-
4. Как решили искупить свою вину друзья в рассказе «Автомобиль»? (написали письмо милиционеру)
-
Кроме карасика кто был еще у Виталика, в рассказе «Карасик»? (кот Мурзик)
-
Что пообещала мама Мише за хорошее поведение в рассказе «Леденец»? ( леденец)
-
Почему не понравилось кино ребятам в рассказе «Замазка»? ( Они его и не видели)
-
В рассказе «Мишкина каша» чем доставали воду ребята из колодца ? (Кружкой)
-
А какие предметы утопили ребята в колодце в «Мишкиной каше»? (Ведро, чайник)
-
12.В каком рассказе ребята получили флажок (Огородники»), а за что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)
-
-
Чем угощал Барбос Бобика, когда тот был у него в гостях (киселем и пирогом , «Бобик в гостях у Барбоса»)
-
Сколько варенья съел Игорь в рассказе «Фантазеры» (полбанки)
-
Вместо того чтобы смотреть фильм, мальчики искали замазку и ели…. (мятные пряники).
-
Вот и закончилось наше путешествие по книгам Н. Носова. Конечно, за такой короткий период времени невозможно вспомнить все книги, которые он написал. С ними вы можете познакомиться самостоятельно. Они ждут вас на полках в библиотеках нашей библиотеки.
Награждение команд
Счастливых вам встреч с героями Н. Носова. До свидания.
Кроссворд с ответами по произведениям Сергея Михалкова
Кроссворд «Дядя Степа» (по произведениям С. Михалкова)
1. Полное имя дяди Степы.
2. Предмет, на который водружал ноги дядя Степа.
3. Что было неисправно, когда дядя Степа преградил путь паровозу?
4. Дядю Степу пропускали бесплатно на стадион, потому что думали, что он…
5. Прозвище дяди Степы-моряка.
6. Тип корабля, на котором служил дядя Степа.
7. Фамилия мальчика, которого спас дядя Степа.
8. Кто вылетел из открытого окна чердака, когда во время пожара его открыл дядя Степа?
В выделенных клетках прочтите фамилию дяди Степы.
Ответы: 1. Степан. 2. Табурет. 3. Семафор. 4. Чемпион. 5. Маяк. 6. Линкор. 7. Бородин. 8. Воробей.
В выделенных клетках получилось слово «Степанов» — фамилия дяди Степы.
РАЗГАДАВ, ТЫ ПРОЧТЁШЬ НАЗВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ МИХАЛКОВА
1.Я карандаш с бумагой взял, нарисовал …
2. Чтоб на рисунке вышел гром и … над садом.
3. И эти тучи я потом проткнул …
4. И я поставил …на стол, залез как можно выше.
5. Но не хватило мне …, и карандаш сломался.
6. Направо …, налево сад, в саду пятнадцать точек.
7. На ней быка нарисовал, а рядом с ним …
Игра «Доскажи словечко»
Каждой команде выдаётся лист с заданием, где необходимо вместо пропусков вставить слова из поэмы.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа ―
Видно было за … (версту)
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними ― … (воробей)
Нам ребята рассказали,
Что Степана с этих пор
Малыши в Москве прозвали:
Не «Маяк», а … (Светофор)
Хоть и ростом не в отца —
Не обидишь молодца:
Он кладёт по 2 лопатки
В школе лучше он борца –
Чемпиона по борьбе
Из … (седьмого класса «Б»)
ИТОГ 4 БАЛЛА.
Игра — «Дядя Стёпа и его подвиги»
Перечислить подвиги и геройские поступки дяди Стёпы.
(1. спас утопающего
2. дядя Стёпа — семафор (указал на размытую дождём дорогу)
3. спас голубей от пожара
4. восстановил движение на дороге (отремонтировал светофор)
5. помог найти маму
6. снял мальчика с подножки трамвая
7. спас бабку с бельём
8. в магазине поймал хулигана
9. отучил курить мальчишек)
«Разгадай ребус». Каждой команде выдаётся лист с ребусами, которые нужно отгадать. После разгадывания написать ответ на вопрос «Что общего между этими словами?
—
Ответ: На этих животных пытался ехать дядя Степа. (осёл, верблюд, слон)
ИТОГ 4 БАЛЛА.
Игра «Ответь на вопросы»
Каждой команде задаётся по 1 вопросу, по очереди. Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.
1.Почему «Дядей Стёпою гордится вся милиция столицы»? (Выиграл соревнование по конькобежному спорту)
2.Почему дядя Стёпа на стадион проходил бесплатно? (Думали, что чемпион)
3.Какой была мечта Егора, сына дяди Стёпы? (Между звёздами летать)
4.Как помог дядя Стёпа исправить светофор? (Просто достал до него)
5.Почему дядю Стёпу не взяли служить на танк и в самолёт? (Из-за роста)
6.Зимний вид спорта, на соревнованиях по которому первый приз получил поэмы «Дядя Стёпа – милиционер». (Конькобежный спорт)
7. Забывал ли дядя Стёпа чистить зубы? (Никогда)
8. Когда люди смеялись и говорили: «Вышка с вышки прыгать хочет»? (Когда он прыгал с парашютом)
9. Кого спас дядя Стёпа на пожаре? (Голубей и воробья)
10.Как дядя Стёпа помог мальчику найти мама? (Поднял на руки)
Беседа на тему «О пользе внеклассных мероприятий».
Внеклассная работа – это организация различных мероприятий для учащихся во внеурочное время. Эта работа направлена на развитие творчества школьников, приобщение их к здоровому образу жизни, содействие в профессиональном самоопределении, помощь в адаптации их к жизни в обществе. Она может иметь различные формы: клубы, кружки, конкурсы, соревнования, беседы, вечера, посещение спектаклей, встречи с интересными людьми.
Учащиеся должны добровольно принимать участие во внеклассной работе. Задача учителя в данном случае – вовремя обнаружить заинтересованность школьника в определенном виде деятельности и направить ее в нужное русло.
Результаты внеклассной работы ученика оцениваются не в баллах, а в виде отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазеты, радиопередачи.
Содержание и форма внеклассной работы должны основываться на желаниях и интересах учеников.
Внеклассная работа всегда связана с урочной работой, но материал нужно подбирать, учитывая индивидуальные склонности и уровень подготовки школьника. Кроме того, он должен быть интересным и информативным, а форма его подачи – привлекательной для детей. Специфика подачи материала заключается в том, что учителю нужно обращаться к разуму ребенка через эмоции, т.е. во внеклассной работе преобладает эмоциональный аспект.
Кроме заинтересованности учащихся во внеклассной работе необходимо следить за их обязательностью в выполнении поручений, которые они добровольно взяли на себя, например, при подготовке концерта.
Внеклассная работа должна носить регулярный характер, например, раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц.
Разнообразные виды внеклассной работы помогают ребенку самореализоваться, повысить собственную самооценку, укрепить уверенность в своих силах. У учащегося формируется положительное восприятие себя как личности. То, что ребенок пробует себя в различных видах деятельности, обогащает его опыт, и ученик приобретает практические навыки.
Внеклассная работа своим разнообразием пробуждает у детей интерес к разным видам деятельности, им хочется участвовать в одобряемой обществом деятельности.
Принимая участие во внеклассной работе, дети раскрывают свои творческие способности, а также учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих друзьях.
Замечено, что в школах, где внеклассная работа по предмету проводится ярко и результативно, такой предмет высоко ценится учащимися.
Роль внеклассных мероприятий настолько велика, что вызывает в последующем у детей стремление получать все новые и новые знания, овладевать новыми умениями, учиться и творчески развиваться. Критико-аналитический элемент структуры внеклассных занятий преобладает тогда, когда проводится анализ какого-либо произведения искусства, при разборе исследовательских работ, рассмотрении исторических документов. Там же дети дают оценку собственной практической и творческой деятельности. Когда проводится факультатив, посвященный поэзии, и неважно, современной или нет, обязателен разбор стихотворений, их критика и высказывание по прочитанному собственного мнения. Можно предложить детям написать настоящую рецензию на стихотворение самостоятельно, но это же можно посвятить и творчеству поэта вообще….