Организационно-содержательные условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации ФГОС

Дипломная работа

Сегодня изменения в социальной жизни нашей страны и перемены в области просвещения, охватившие духовно-нравственную сферу жизни общества, изменили жизненные приоритеты подрастающего поколения. Иной стала и современная стратегия развития российской школы: в центре ее — формирование духовно-богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы — воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, а также в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России…”[6].

В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функции воспитания в работе школы. С принятием закона Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания и, в частности, обеспечение духовно-нравственного развития.

Важнейшей целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

4 стр., 1548 слов

История развития музыкального воспитания в России

... развитие полноценной личности. [3, стр. 32] История развития музыкальной педагогики в России – это история развития системы музыкального образования в целом и системы воспитания ... музыкального воспитания в развитии личности детей младшего школьного возраста Музыкальное воспитание оказывает существенное влияние на эстети​ческое и нравственное ... всестороннего развития особенно важно формирование духовно ...

Однако в объективной действительности существует противоречие между потребностями общества в обеспечении духовно-нравственного развития младших школьников и недостаточной разработанностью путей педагогического воздействия на этот процесс.

В связи с этим, проблема духовно-нравственного воспитания на начальном этапе становления личности является весьма актуальной и требует дальнейшего углублённого исследования.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Предмет исследования — методы и формы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Цель исследования — выявить методы и формы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и на их основе разработать цикл занятий по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • провести теоретико-методический анализ литературы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
  • определить концептуальное обоснование содержания духовно-нравственного воспитания в рамках реализации ФГОС;
  • изучить условия организации духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в свете требований ФГОС;
  • выявить основные формы и методы работы над духовно-нравственным воспитанием младших школьников;
  • изучить уровень сформированности основ духовно-нравственного воспитания младших школьников;
  • составить цикл занятий по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме, анализ календарно-тематического плана, тестирование, интерпретация результатов исследования, статистическая обработка данных.

Методологической основой исследования явились положения, определяющие общую организацию воспитания духовно-нравственной культуры.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1.1 Теоретико-методический анализ литературы по исследуемой проблеме

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что теория и практика духовно-нравственного воспитания прошли длительный путь развития.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьёва и других. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, В. Франкл и др.).

7 стр., 3041 слов

Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед

... младших школьников; изучить нравственные ценности младших школьников; представить анализ практики проведения этических бесед с младшими школьниками. Гипотеза исследования: если в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников; ... по смыслу этому понятию. Используются такие термины, как «нравственное воспитание» и «воспитание ... ФГОС ...

Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е. В. Бондаревской, Н. И. Болдырева, В. А. Караковского, Б. Т. Лихачёва, Е. Н. Щурковой и др.

Изучением вопросов взаимосвязи общества и личности, сущности морали как формы общественного сознания занимались ученые — философы С.Ф. Анисимов, В.Г. Афанасьев, Г.С. Батищев, социологи Р.Г. Гурова, М.Я. Корнеев и другие. Раскрытие психологических и социальных механизмов перехода морального опыта личности в его внутреннюю психологическую сущность в результате деятельности в формировании нравственности как части образования отражено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Г.С. Костюка, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

Концептуальные основы нравственного воспитания подрастающего поколения рассмотрены в трудах М.Д. Виноградовой, А.В. Зосимовского, А.В. Мудрика, М.М, Поташника, В, А, Сластенина и других ученых.

Многообразие представляемых диагностических методик изучения уровня нравственной воспитанности, которые предлагаются отдельными учеными, говорят об эффективности их применения в таких видах деятельности как учебная, игровая, внеклассная. Именно в исследованиях Ш.А. Амонашвили, В.В. Зайцевой, Н.М. Трофимовой, Е.В. Бондаренко, Г.А. Мусаелян, Н.Е. Щурковой рассматриваются психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания [3, 22].

Введение в образовательный процесс школьных учреждений религиоведческих дисциплин находят отражение в работах В.М. Меньшикова, Т.И. Петраковой, Л.А. Харисовой, И.В. Метлика, Н.С. Борисова, П.С. Гуревича[26].

Цель духовного воспитания ярко раскрывает в своих трудах известный святой подвижник Глинской пустыни Порфирий: «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания — научить воспитуемого не только знать нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни…».

Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др.[14].

Помня о мудрости древних греков говоривших, что духовность необходимо возделывать подобно тому, как пахарь возделывает землю, школа может и должна выступать инициатором и проводником моральных принципов, заронив семя духовности в душу ребенка.

Духовно-нравственное воспитание способствует достижению молодыми людьми высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения морально-этических ценностей, а также «является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования…» [29].

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности: урочную; внеурочную (культурные практики);внешкольную (социальные практики); семейную; общественно полезную. Обращение к религиозному культурному наследию нашей страны, нашего народа, может способствовать преодолению многих негативных факторов имеющих место в современном обществе. Духовное возрождение — есть главное условие выживание нашего общества, сохранение российского народа и российской государственности.

3 стр., 1124 слов

Образование и духовно-нравственное становление личности

... основы нравственного воспитания. -М.: Изд-во ИМПЭТО, 1997. - 83 с. 6. Развитие, социализация и воспитание личности ... духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания и образования , ... духовно развитой личности И хочется закончить словами А. С. Макаренко : «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание ...

Педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает…» [20].

В связи с этим очевиден педагогический смысл работы по духовно — нравственному становлению личности младшего школьника, заключающийся в помощи продвижения от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Таким образом, воспитание духовной культуры как одной из форм социализации личности, выступает в качестве необходимого условия формирования человека нового времени — разностороннего, творческого и гармонично развитого. Переосмысление ценностных принципов существования мира и человека, свидетельствует о развитии положительных тенденций в сфере образования и способствует не только становлению личности подростка, но и полному раскрытию его творческого потенциала.

1.2 Концептуальное обоснование содержания духовно-нравственного воспитания в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт направлен на обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования;
  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего образования;
  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений…[1].

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе);
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся…[1]

Духовность и нравственность — это истинные общечеловеческие ценности, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. Мы полагаем, что суть духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения должна заключаться в поэтапном формировании внутреннего мира, основанного на преемственности поколений, выполнении определенных воспитательных нормативов и реализации социальных функций. Гордость за свою страну, уважение к ее прошлому, старшему поколению, знание своего языка и исторических корней должно стать прочным фундаментом, скрепляющим чувства гражданственности и патриотизма… Поэтому одной из важнейших задач современного общества является формирование современного национального воспитательного идеала, который позволит консолидировать российское общество, укрепить единство и суверенитет страны, повысить уровень «доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны…» [8].

Формирование всесторонне развитой, гармоничной личности всегда было главной задачей в образовании. Такой подход к решению проблемы позволял школе при любых обстоятельствах сохранять высокий уровень образования, но воспитание становилось делом семьи. Не стоит забывать, что школа была, есть и будет центром воспитания подрастающего поколения. Четко сформулированный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России современный национальный воспитательный идеал, акцентирует внимание на особой миссии образовательного учреждения, который должен «воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции…» [8].

Таким образом, духовно-нравственное образование и воспитание — это не только формирование нравственных ориентиров, гражданской позиции и патриотизма, но и стремление к достижению нравственного совершенства и приобретение первичного духовного опыта, решение проблем духовной безопасности населения и приобщения подростков к бережному отношению и сохранению ценностей истории и культуры своего народа.

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации младших школьников общеобразовательных учреждений является важнейшей задачей деятельности школы в рамках требований ФГОС.

Одним из условий организации духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников является создание социально открытого пространства, включающего:организацию совместной учебной и внеучебной деятельности; сотрудничество взрослого и ребенка;личный примеручителя;приобретение и постоянное обновление учебной и методической литературы; создание банка методических разработок по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся; проведениешкольных праздников, социальных проектов, позволяющих учащимся изучать символы российской государственности и символы родного края.

Учителю важно:

  • знать законодательную базу образовательной деятельности, регламентирующую духовно-нравственное развитие и воспитание, преподавание духовных ценностей и культуры многонационального народа России;
  • понимать и уметь анализировать актуальные проблемы национальной образовательной политики Российской Федерации, направленные на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан;
  • применять инновационные ресурсы образования;
  • использовать педагогические технологии воспитательной деятельности, направленные на способность формировать у детей коммуникативные и социальные компетентности;
  • владеть теоретико-методологическими, методическими и практическими основами современного учебного занятия;
  • применять сберегающие здоровье технологии в организации комплексного освещения исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
  • расширять свои познания о духовных и культурных ценностях мировых религий, обеспечив практическую направленность образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов с освоением современных методов…[1].

Учителю необходимо уметь:

  • моделировать воспитательную систему класса;
  • моделировать и анализировать учебное занятие;
  • объяснять учащимся основы традиционных религий России, их роль в развитии российской государственности и культуры;
  • формировать грамотность в целях духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности учащихся;
  • воспитывать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России…[1].

Современный учитель — это учитель, владеющий целым рядом интеллектуально-педагогических компетенций, умеющий фантазировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, обобщать и конкретизировать, абстрагировать, фантазировать, критически мыслить. Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от учителя умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения…[1].

Таким образом, условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.

В одной из своих работ А.И. Солженицын заметил что «начинать — то надо еще и не с детей — а с учителей, ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее…»[20].

1.3 Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе».

Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и множество других ситуаций. Формирование предметных и универсальных учебных действий, основ умения учиться — неотъемлемый результат образования в начальной школе в рамках ФГОС. Этот результат также достигается средствами всех учебных предметов.

В сфере регулятивных универсальных учебных действийвыпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действийвыпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действийвыпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования [1].

Требования ФГОС

Достижение требований

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества…

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране — России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной?

Знает и с уважением относится к Государственным символам России…

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Формирование уважительного отношения к, истории и культуре других народов…

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий…

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе…

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям…

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей…

Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране…

Таким образом, согласно ФГОС, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

2.1 Основные формы и методы работы над духовно-нравственным воспитанием младших школьников

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучения и воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

На основе воспитательного идеала выпускника начальной школы определены традиционные источники нравственности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная;
  • доверие к людям;
  • справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших и младших);
  • традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир);
  • искусство и литература (гармония, духовный мир человека, нравственный выбор) [24].

Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».

Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности).

И главное — это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.

Задачи воспитания классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Духовно-нравственное воспитание реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих направлений:

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе;первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В период младшего школьного возраста происходит формирование духовно-нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем ребенка мире. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. нравственный воспитание школьник ценностный

И кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этому важнейшую роль в своей деятельности? Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Именно концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [6].

Для современного школьника базовыми являются компетенции: информационная (готовность к работе с информацией); коммуникативная (готовность к общению с другими людьми); кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми); проблемная (готовность к решению проблем).

Чтобы достичь современныйнациональный воспитательный идеал гражданина России учителям помогут такие наиболее эффективные методы работы с младшими школьниками, как:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, иллюстрирование библейских сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

А также, наравне с методами работы, выделяют более эффективные формы духовно-нравственного воспитания младших школьников:

  • индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
  • творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества;
  • проведение праздников и мероприятий;
  • использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
  • экскурсии;
  • организация выставок;
  • участие в православных конкурсах [9].

Но не надо забывать о том, что в младшем школьном возрасте у детей сильно развито наглядно-образное мышление, а в соответствии с этим, наиболее удобная и понятная форма введения младшего школьника в духовно-нравственную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире.

Все идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В них говорится о компетентностном подходе в обучении.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Наше общество нуждается в образованных и нравственных людях; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

2.2 Изучение уровня сформированности основ духовно-нравственного воспитания младших школьников

Практическая часть выпускной квалификационной работы была реализована в ходе преддипломной практики в МБОУ Лицее № 4, в 1 «Д» классе. В исследовании принимали участие 30 школьников.

Основные задачи педагогического исследования:

  • выявление системного использования во внеурочной работе эффектных методов и приемов по формированию основ воспитания патриотизма у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром;
  • проверка уровня сформированности основ патриотического воспитания у младших школьников;
  • разработка цикла занятий по формированию основ воспитания патриотизма у младших школьников.

Методы исследования на данном этапе:

1) наблюдение за работой учителя по формированию основ патриотического воспитания;

2) анализ календарно — тематического планирования по выявлению дидактических единиц по формированию основ патриотического воспитания младших школьников;

3) тестирование учащихся с целью определения уровня знаний о своей Родине, её подвигах, героях и достижениях.

4) использование диагностических методик, направленных на ценностные ориентации школьника.

Основными показателями наблюдений за работой учителя явились:

  • использование интерактивных методов и приемов по формированию патриотического воспитания;
  • использование современных технологий по формированию патриотизма;
  • реализация практико-деятельностного компонента по усвоению норм патриотического воспитания;
  • структура проведения внеурочной работы по ознакомлению с подвигами, героями и достижениями своей Родины.

Наблюдение было дополнено беседой с учителем по вопросам:

  • Какие методы и приемы используются в работе по формированию основ патриотического воспитания?
  • Используются ли активные и интерактивные формы проведения внеклассных занятий?
  • Проводите ли вы интегрированные внеклассные занятия по формированию и усвоению патриотизма?
  • Были ли родительские собрания, посвященные патриотическому воспитанию школьников?
  • Готовите ли массовые мероприятия, направленные на воспитание патриотизма?
  • Используются ли электронно-образовательные ресурсы?

Наряду с наблюдением и беседой был проведен анализ календарно — тематического планирования на предмет наличия компонента по патриотическому воспитанию во внеклассной работе по ознакомлению с достижениями Родины, подвигах, её героях.

В ходе исследования был разработан тест, который включил вопросы по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания.

Тест и результаты тестирования представлены в Приложении А.

Чтобы объективно оценить уровень сформированности основ патриотического воспитания младших школьников, были разработаны критерии оценки.

8 правильных ответов из 10 — «5»

7 правильных ответов из 10 — «4»

6 правильных ответов из 10 — «3»

5 правильных ответов из 10 — «2»

В зависимости от состава, полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции можно выделить 4 уровня сформированности патриотизма: высокий, средний, низкий, неудовлетворительный.

Неудовлетворительный уровень — проявляется в несформированности компонентов личности, неразвитости самоорганизации и саморегуляции; отсутствует психологическая установка на общение и взаимодействие; отрицательный опыт патриотического поведения.

Низкий уровень — нечетко выраженные коммуникативные и психологические навыки, готовности к взаимодействию; слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта нравственного поведения; патриотическое поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями старших; саморегуляция и самоорганизация ситуативные.

Средний уровень — проявляется в осознании необходимости в общении и взаимодействии, наличии отдельных коммуникативных навыков; наличие регуляции и саморегуляции; устойчивое положительное патриотическое поведение.

Высокий уровень — характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве; саморегуляцией наряду со стремлением к организации деятельности и патриотического поведения других лиц; наличие устойчивого и положительного опыта патриотического поведения.

Согласно оценке уровня сформированности основ духовно-нравственного воспитания учащиеся 1 «Д» класса были распределены по группам:

Высокий уровень — 5 учащихся — 17%

Средний уровень — 22 учащихся — 73%

Низкий уровень — 3 учащихся — 10%

Анализ теста показал, что уровень сформированности основ духовно-нравственного воспитания учащихся невысок. У многих школьников не сформированы мотивы на усвоение нравственных норм и правил. Уровень сформированности основ патриотического воспитания представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1 — Уровень сформированности основ духовно-нравственного воспитания в 1 «Д» классе

При наблюдении за работой учителя отмечено недостаточное использование интерактивных методов по формированию основ патриотического воспитания младших школьников.

При беседе с учителем было выяснено, что учитель не проводил родительские собрания и системную внеурочную работу по исследуемой проблеме.

Анализ календарно-тематического планирования показал, что внеурочная работа и занятия по ознакомлению с духовно-нравственными основами запланированы бессистемно, отсутствует в содержании плана духовно-нравственный компонент.

У учащихся недостаточно сформированы основы духовного воспитания; слабо развито усвоение нравственных норм и правил; учащиеся испытывают трудности в определении нравственных категорий.

С одной стороны, младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают определенный объем духовно-нравственных представлений. Они имеют представление о нравственном, духовном и патриотическом поведении. Но всегда ли они так поступают? Расхождение между представлениями о нравственном, духовном и патриотическом поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению.

Вследствие чего, исследование данного этапа позволило сделать вывод о необходимости разработки цикла занятий по формированию основ духовно-нравственного воспитания.

2.3 Цикл занятий по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

В условиях современной начальной школы процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

  • формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;
  • воспитание духовно-нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
  • организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности.

Рассматривая состояние теории и практики по исследуемой проблеме, был получен положительный опыт по организации процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников, который явился отправным моментом для составления цикла занятий:

  • проводить духовно-нравственное воспитание в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который предусматривает духовно-нравственную направленность предметов общеобразовательного цикла;
  • использовать методику личного примера;
  • шире внедрять в воспитательный процесс активные и интерактивные методы обучения;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии обучения;
  • формировать ключевые компетенции школьников в интеллектуальной, коммуникационной, духовно-нравственной сфере;
  • развивать патриотическое отношение к своей Стране;
  • знакомить школьников с системой норм и правил нравственного поведения;
  • формировать у младшего школьника духовно-нравственное отношение к окружающему миру, усвоению основ нравственного, духовного и патриотического поведения.

Духовно-нравственное развитие личности школьника, как приоритетная цель начальной школы, предполагает организацию духовно-нравственного образования, как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания духовно-нравственного образования, методов его реализации в учебно-познавательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование патриотизма.

Для этого используются разнообразные методы работы со школьниками:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого школьника;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у школьников интереса к духовно-нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • методы, развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Среди представлений детей о духовно-нравственном отношении человека к человеку особое значение придавалось знаниям об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу, милосердие. Этому способствовали этические рассказы, беседы; примеры, подражательство; чтение библейских притч, военных историй.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании школьников имеет литературный подход к восприятию проблемы.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

В процессе целенаправленной деятельности по духовно-нравственному воспитанию были проведены следующие активные и интерактивные методы:

  • видеопросмотр и обсуждение фильмов о войне, труде;
  • обсуждение произведений военной художественной литературы, что способствовало воспитанию первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия, воспитание патриотизма;
  • система этических норм и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные и патриотические представления, знакомить с нравственными понятиями;
  • сравнение, анализ, синтез, обобщение, что способствует установлению соответствия поступков нравственным правилам, сопоставлению героев, их поведение.

В рамках учебного исследования был разработан цикл занятий по формированию основ духовно-нравственного воспитания у младших школьников в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.

В цикл занятий по формированию основ духовно-нравственного воспитания у младших школьников были включены:

  • уроки;
  • внеклассные мероприятия;
  • классные часы.

Ниже фрагментарно приведены некоторые технологические карты уроков и классных часов из цикла занятий по формированию основ духовно-нравственного воспитания у младших школьников.

Фрагмент технологической карты урока изобразительного искусства.

Предмет

изобразительное искусство

Тема урока

«Вечный огонь»

Задачи

1. Рассказать учащимся, что обозначает «вечный огонь», «неизвестный солдат».

2. Воспитывать уважение к воинам, своему государству, чувство патриотизма, гордости за свою Родину…

Тип урока

комбинированный

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда.

— слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, определять успешность выполнения своего задания;

— работая по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения работы; планировать практическую деятельность на уроке;

-постановка вопросов;

-умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с постав-

ленными задачами.

— умение подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности;

-умение поддерживать порядок во время работы, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на образец;

-умение самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

-умение убирать свое рабочее место.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

II. Изложение нового материала.

1)Вводная беседа.

— Тема нашего урока «Вечный огонь».

-Как вы думаете, что означает «Вечный огонь»? Что он показывает? Нужно ли это?

-45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.

-Во многих городах России вечный огонь зажигают нерегулярно — в дни памяти и военных праздников — 9 мая, 22 июня, дни памяти значительных военных операций.

-Вемчный огомнь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо.

-А кто такой «неизвестный солдат»?

-Что означает надпись на мемориале «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен»?…

Слайд.

Слайд.

III.Практическая работа.

1.Сначала рисуем подобие солнца, как основу для рисунка. Круг, а от него 5 лучей…

Слайд.

Фрагмент классного часа.

Тема: «Памяти предков будьте достойны».

Цели и задачи:

  • познакомить с подвигом участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г., с героическими судьбами близких родственников;

повысить интерес к истории семьи, города, страны,

приобщать детей и родителей к поисковой деятельности, к выполнению творческих заданий на историческую тему;

формировать патриотические качества личности: долга, чести, мужества…

Ход мероприятия:

На доске слова «Памяти предков будьте достойны».

Чтец 1. — Победа! Славный сорок пятый! Но мы оглянемся назад: Из тех военных лет солдаты Сегодня с нами говорят.

Чтец 2. — Книга памяти предо мной, Перечень имен в посмертных списках. Сколько их не стало. Боже мой! Доблестных сынов моих российских…

Учитель. …Первая страница альбома посвящается Соболеву М. П., не вернувшемуся с войны. О нем рассказывают Соболева Саша и ее папа. «В июне 1945 года моего прадедушку призвали на военную службу. Дома остались жена, дети. Под дождем и палящим солнцем прошагал мой прадед за три года сотни фронтовых дорог. С войны он прислал много писем. Теперь бабушка Маруся перечитывает их мне. Многие строки я хорошо запомнила: «Маруся, сообщаю тебе, что я жив и здоров, выполняю все, что от меня требуется, не считаюсь ни с какими трудностями, и все силы отдаю служению нашей Родине. Это и моя задача — освобождать русскую землю от врагов…»…

Фрагмент технологической карты урока технологии.

Предмет

технология

Тема урока

«Голубь Мира»

Изделие

голубь из ладошек

Задачи

1. Научить выполнять работу совместно, оказывать друг другу помощь.

2. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, терминологическую речь, внимание, воображение, творческие способности.

3. Воспитывать уважение к природе, уважение к труду других людей.

Тип урока

комбинированный

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда.

— слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, определять успешность выполнения своего задания;

— работая по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения работы; планировать практическую деятельность на уроке;

-умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

— умение подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности;

-умение поддерживать порядок во время работы, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на образец;

-умение самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

-умение убирать свое рабочее место.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

I. ОНУ.

-Здравствуйте, ребята! У вас на краю стола должны лежать белая бумага, карандаш, краски, ручка и ножницы.

Все разложено до урока.

II. Изложение нового материала.

1)Вводная беседа.

-Ребята, помните ли вы, что я говорила о 1 мае на уроке кубановедения?

-Что это за день?

-Почему его считают праздником?

-Как его отмечают?

-Кто является символом праздника?

-Какой девиз у этого праздника?…

III.Практическая работа.

-Берём белый лист бумаги, кладём на него свою левую ладошку, в другую берём карандаш и аккуратно обводим.

-Затем вырезаем свою «бумажную ладошку» и раскрашиваем её.

-Раскрасив, немного подождём, … подходим к нашему Голубю Мира и наклеиваем её…

Более подробно и полно занятия по формированию основ духовно-нравственного воспитания у младших школьников в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта представлены в Приложении Б.

Таким образом, использование активных и интерактивных методов и приемов при изучении духовно-нравственного воспитания младших школьников показало, что в нем имеются большие возможности для развития духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что достаточно высокий уровень духовно-нравственного воспитания может быть сформирован, если в процессе ознакомления с окружающим миром и обществом центральное место будет отведено духовно-нравственному аспекту содержания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании представлена попытка рассмотреть сложный процесс организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках реализации ФГОС, исследовать организационно-содержательные основы этого процесса и разработать цикл занятий по успешному духовно-нравственному воспитанию.

Теоретико-методический анализ литературы позволил выявить сущность и природу духовно-нравственного воспитания.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла в той или иной духовно-нравственной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации духовно-нравственных ценностей на практике.

Сегодня проблема формирования у школьников духовно-нравственного воспитания при построении деятельности, общения, поведения, основ мировоззрения, становится особенно актуальной.

Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • духовно-нравственные ценности целесообразно представлять в конкретной форме (нравственное поведение, патриотическое воспитание), а их усвоение в доступной для младших школьников деятельности;
  • младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного духовно-нравственного воспитания;
  • ознакомление с патриотическими аспектами нацелено не только на познавательное, но и на эмоциональное изменение поведения младших школьников;
  • благодаря исследованию, было выявлено, что субъектами процесса духовно-нравственного воспитания являются как учителя иученики, так и родители учащихся.

духовно-нравственное воспитание формирует ключевые компетенции младших школьников в интеллектуальной, нравственной, патриотической сфере и ставят сознание школьников на прочный фундамент деятельно — практического, эмоционально — чувственного отношения к окружающему их миру и обществу;