Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста посредством музыкально ритмических движений

Курсовая работа

В условиях современного общества одной из актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у младшего школьника. Актуальность исследования проблемы состоит в том, что в современном обществе наблюдается катастрофическое падение уровня музыкальной культуры современной молодежи. Причины этому могут быть различными, но самая основная – негативное влияние на ребенка современной музыкальной среды. Ее основой является примитивность ладовой организации и ритмической структуры. Также негативную роль сыграло то, что в школах уделяется достаточно мало времени посещению детьми учреждений культуры: филармонии, концертных залов, театров.

Цель современного образования – развитие и выявление творческих способностей, потенциала ученика, формирование личности способной к самоопределению и самосовершенствованию. В исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Ксенофонтовой, Г. И. Щукиной и др. дана характеристика роли деятельности в развитии личности как основы создания условий для самореализации, самоопределения и развития творческого потенциала.

Перед педагогами стоит задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ребенка появилось желание самому приобретать навыки и знания, искать пути решения проблем. Здесь внеурочная деятельность может играть большую роль. В настоящее время значение эстетического воспитания стало одним из важных направлений воспитательной работы с детьми. Существует множество разнообразных видов художественного творчества, но невозможно не оценить привлекательность и многогранное развитие младшего школьника во время хорового пения, которое создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», – утверждает известный педагог А. В. Сухомлинский. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, замкнутость, подавленность. Таким образом, сегодня развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений педагогической деятельности в воспитательной работе.

Цель исследования заключается в изучение развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста посредством музыкального-ритмических движений.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
  • охарактеризовать понятие музыкальных способностей младших школьников;
  • изучить педагогические условия формирования музыкальных способностей младших школьников посредством музыкально-ритмических движений.

Объект исследования – процесс обучения.

6 стр., 2507 слов

Музыкальное творчество младших школьников во внеурочной деятельности

... интереса к музыкальной деятельности. Таким образом, развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры младших школьников осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Но конечная цель музыкального образования и воспитания - научить ...

Предмет исследования – формирование музыкальных способностей посредством музыкально-ритмических движений.

В ходе исследования были использованы теоретические методы: анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме исследования.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, включающую в себя два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальных способностей младших школьников посредством музыкально-ритмических движений

1.1 Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения [8, с. 142].

Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока.

Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде [11, с. 182].

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

2 стр., 900 слов

Физическое воспитание ребенка-инвалида

... и тогда родители получают в руки действительно необходимое средство, которое им помогает справиться с аффективными переживаниями. Практика показывает, что с рождением ребенка-инвалида в семье возникает ... воспитания ребенка-инвалида и ряд других важных для выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование ...

Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.

Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым [8, с. 165].

В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет.

Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, как раз и становится «симптом потери непосредственности» (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это – внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности – удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, в тот момент, когда появляется ориентация на смысл поступка, именно тогда ребенок переходит в новый возраст [16, с. 55].

В плане психического развития в центр выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.

Из работ Л.С. Выготского известно, что каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В период младшего школьного детства учебная деятельность является для ребенка ведущей [12, с. 17].

4 стр., 1865 слов

Особенности обучение и воспитание слабовидящих детей дошкольного возраста

... возможное восстановление и развития нарушенных функций зрения у детей; - подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному ... развития, возникают на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.; - развитие ... требований лечебно-восстановительной работы. В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие ...

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Принципиально меняется весь жизненный строй ребенка. Еще недавно в развитии маленького дошкольника игра являлась основным занятием, а теперь он школьник, изменилась вся система отношений с взрослыми и сверстниками. У ребенка появляется совершенно новая система отношений, а именно отношения с учителями, которые в глазах ребенка выступают «не заместителем родителей, а полномочным представителем общества, вооруженным всеми средствами контроля и оценки, действующим от имени и по поручению общества» [12, с. 18].

Однако игра не исчезает в младшем школьном возрасте совсем, она приобретает иные формы и содержание. Игра занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью, прежде всего это игры с правилами, игры-драматизации. Многие ученики берут с собой на занятия свои любимые игрушки, а на переменах активно играют в них с друзьями, забывая о том, что они находятся в стенах школы. И, хотя, игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.

Однако некоторые школьники в силу запаздывания своего общего психического развития попадают в это время в сложную ситуацию: для них еще не потеряла свою актуальность игровая деятельность, но в то же время школа предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей уже выступает учебная, появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, необходимости получения образования («быть грамотным»).

35 стр., 17048 слов

Дошкольное образование » Развитие певческих способностей ...

... развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста, выявлена роль музыкальных занятий в воскресной школе в развитии певческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость данной работы заключается в подборе творческих заданий, в составлении рекомендаций по подбору репертуара в развитии певческих способностей детей дошкольного возраста. ...

Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 7-9 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей.

Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, что бы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость. Стремление поскорее стать взрослым это также непреодолимая тяга к получению знаний, таких как овладение письмом, чтением, желание начать говорить на иностранном языке.

Ученики 1 – 2 класса начальной школы – это вчерашние дошкольники, они мыслят конкретно, образами. На данном этапе обучения и развития детей важнейшую роль играют различные наглядные пособия, используемые учителем во время урока. Младшие школьники активно реагируют на впечатления, доставляемые им органами чувств. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство.

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается.

1.2 Понятие музыкальных способностей младших школьников

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности [4, с. 57]. Для нас очень важны, в первую очередь, общие музыкальные способности: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство, музыкальная память и чувство целого.

36 стр., 17524 слов

Актуальна тем, что изучение приемов и методов развития творческих способностей

... ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей. Согласно ФГОС ДО на развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность в игровой форме как самый понятный и эффективный метод познания окружающего ...

Но не каждый ребёнок на начальном этапе обучения обладает ярко выраженными музыкальными способностями. Очень многие дети из-за закомплексованности не могут раскрыть свои возможности, даже имея хорошие природные данные. Такие музыкальные способности будут успешно развиваться в дальнейшем лишь в том случае, если ребёнок не закроется и не будет чувствовать неловкость из-за того, что что-то не получается, не будет стесняться исполнить песню в присутствии класса, говоря: «У меня нет голоса. Я не умею петь».

К сожалению, урок музыки в школе проводится всего лишь один раз в неделю, чего явно недостаточно для полноценного развития музыкальных способностей школьников. Для решения поставленной задачи урок должен включать в себя множество различных видов деятельности, что может привести к перенасыщению детей информацией. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы ребята, приходя на урок, выкладывались полностью не потому, что этого требует учитель, а потому, что им это нравится. В этих условиях результаты будут высокими.

Наиболее полно свои возможности ребёнок раскрывает в игре. Игра позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, развивает музыкальные способности учащихся. «Играющий и есть мыслящий…» [11, с. 86].

Несмотря на огромное количество методических трудов и разработок, современные исследователи уделяют мало внимания примерам практического внедрения игровых методов в урок музыки в общеобразовательных школах.

Комплекс музыкальных способностей определяет понятие музыкальности, ведущими компонентам которой являются:

  • эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому восприятию музыки;
  • музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями, проявляющимися в музыкальной деятельности (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность [17, с. 99].

Выделим три основные музыкальные способности:

1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

13 стр., 6043 слов

Выявление эффективных методов и приемов развития музыкального ...

... музыкальной деятельности детей и особенности восприятия в видах музыкальной деятельности; 2) описать методику развития музыкального восприятия в условиях дошкольной образовательной организации, отдельно рассмотрев вопросы особенностей музыкального восприятия у детей разных возрастов, представив характеристику музыкального репертуара для детей дошкольного возраста и описав методы и приемы развития ...

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

2) Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
  • определение направления звука и местонахождения его источника;
  • различение голосов;
  • повторение простых мелодий на слух.

3) Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку [10, с. 63].

У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.

Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.

7 стр., 3415 слов

Развитие способностей в дошкольном возрасте

... у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение, развивает интеллектуальные и познавательные способности. Особое значение игровая деятельность имеет для развития познавательных способностей старших дошкольников: ... рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного ...

Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.

Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.

Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным импровизациям), которые перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.

1.3 Педагогические условия формирования музыкальных способностей младших школьников посредством музыкально-ритмических движений

Производя отбор музыкального материала и видов деятельности, необходимо исходить из психофизических особенностей учеников младшего школьного возраста, их неустойчивого внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Именно поэтому каждое занятие разнообразно по формам и видам музыкальной деятельности. Для предупреждения утомляемости я использую частое переключение внимание с одного вида на другой. Это также позволяет поддерживать заинтересованность учащихся и активность на уроках.

Поскольку для ребят начальных классов достаточно трудно сохранять неподвижность во время занятий, на уроках обязательно присутствуют упражнения и действия с движениями: мини-песни, инсценировки, попевки, – в которых ритм подчёркивается хлопками, притопами, приседаниями, простейшими хореографическими элементами. Интересными для ребят всегда являются приёмы: «Ты – дирижёр», «Ты – композитор», игровые приёмы: копилка музыкальных терминов, музыкальный сюрприз, покажи высоту звука, угадай музыкальный инструмент, рисуем музыку, игровой фольклор, игра-драматургия. Также использую на уроках авторские игры: «Кривое зеркало», «Дирижер», «Фанты» и т.д. [12, с. 62].

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности.

Первая – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций.

Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, то есть внутреннего слуха.

Третья способность – ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности её ритма, его точного воспроизведения также лежит в основе эмоциональной отзывчивости [5, с. 78].

Однако способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются этой деятельностью. Они всегда являются результатом развития.

Для проведения диагностики развития музыкальных способностей учащихся помимо ведущих компонентов музыкальности и способностей к различным видам деятельности, были также выявлены уровни развития данных способностей.

4 стр., 1652 слов

Развитие вокальных способностей детей и подростков

... задач музыкального воспитания учащихся. Главным условием формирования певческих навыков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей ...

Диагностика развития музыкальных способностей учащихся на начальном этапе работы позволила не только выявить одарённость детей, но и обеспечить благоприятные условия для дальнейшего их развития.

Выбор форм и методов обучения детей осуществлялся в согласии с основными дидактическими принципами педагогики:

1) Принцип активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

2) Принцип систематичности и последовательности;

3) Принцип увлечённости;

4) Принцип наглядности;

5) Принцип учёта возрастных особенностей детей.

Все вышеперечисленные дидактические принципы, помимо развития музыкальных способностей учащихся, вносят очень важный смысл в уроки музыки: благотворное воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственное воззрение, на формирование их высокого эстетического вкуса.

На уроках музыки дети поют, танцуют, разучивают новые музыкальные игры, рисуют под музыку и всё это объединяет одна тема.

Урок музыки должен быть целостным и как бы драматургически выстроенным, переход от одной деятельности к другой – логичным, подытоживающим результаты выполнения одного задания и подготавливающим к следующему.

Также на уроках музыки невозможно обойтись без проблемно-поисковых ситуаций. Только тогда ребёнок будет полноценно развиваться, когда он самостоятельно сможет находить решение в сложившейся ситуации. Поэтому необходимо окружить школьников «аурой проблематики», где каждая проблема, по мере взросления детей, будет усваиваться на новом уровне. Обучение должно идти впереди развития, а не «плестись» в хвосте детского развития.

Такое построение уроков определяет ведущую идею образовательного процесса: изменение роли ученика на уроке. Из пассивного слушателя ребёнок становится активным участником процесса обучения. Отношения между учеником и учителем изменяются в сторону – партнёрских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, общение с искусством вызывает у ребят чувство радости, удовлетворение, а формирование навыков и умений способствует проявлению их активности и самостоятельности.

Итак, развитие музыкальных образов, подчёркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать ритмические навыки.

Методика обучения ритмическим движениям характеризуется следующим:

  • в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  • разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;
  • неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
  • постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;
  • предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, можно сделать вывод, что занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка:

  • музыкально-эстетической;
  • эмоциональной;
  • волевой
  • познавательной.

Ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально-ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.

Поскольку основная цель применения ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников – это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.

Заключение

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается.

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для нас очень важны, в первую очередь, общие музыкальные способности: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство, музыкальная память и чувство целого.

Комплекс музыкальных способностей определяет понятие музыкальности, ведущими компонентам которой являются:

  • эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому восприятию музыки;
  • музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, общение с искусством вызывает у ребят чувство радости, удовлетворение, а формирование навыков и умений способствует проявлению их активности и самостоятельности.

Итак, развитие музыкальных образов, подчёркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать ритмические навыки.

Методика обучения ритмическим движениям характеризуется следующим:

  • в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  • разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;
  • неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;
  • постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;
  • предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, можно сделать вывод, что занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка:

  • музыкально-эстетической;
  • эмоциональной;
  • волевой
  • познавательной.

Ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально-ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.

Поскольку основная цель применения ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников – это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/muzyikalnoe-razvitie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

1. Приказ Минобрнауки человека России связи от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении связи и введении связи в действие изменения федерального является государственного является образовательного является стандарта основных начального является общего является образования» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/

2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное службы пособие изменения / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Юрайт, 2013. – 197 c.

4. Вазлеев В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 280-282.

5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.

6. Давыдова, М. А. Уроки музыки. 1-4 классы / М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2010. – 680 c.

7. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля /К.Д. Дятлова// Школьные технологии. – 2014. – № 4. – С. 150-163

8. Егорова, Л.М. Формирования универсальных учебных действий через работу детского объединения /Л.М. Егорова// Методист. – 2014. – № 9. – С.40-47

9. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2008. – 308 с.

10. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 437 с.

11. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2011. – 480 c.

12. Лисина М. И., Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001, – 151 c.

13. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11.

14. Подласый И. П. Педагогика; Юрайт, 2013. – 704 c.

15. Подходова Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики / Н. С. Подходова // Начальная школа : науч.-метод. журн. / М-во образования и науки РФ. – М., 2011. – N 9. – С. 34-41

16. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. – М.: Композитор – Санкт-Петербург, 2012. – 544 c.

17. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005. – 174 с.

18. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов: методические рекомендации / ред. Г. В. Раицкая, 2011. – 80 с