» Поручения как средство привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста» учебно-методическое пособие (младшая группа)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРУЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРУЧЕНИЙ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.).

Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Хозяйственно-бытовой труд.

В помещении:

Расставить игрушки, книжки. Расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убрать в коробки по окончании занятия).

4 стр., 1856 слов

Организация коллективного труда в старшей группе

... на него; Разъяснение детям моральных правил, обосновывающих положительные образцы поведения в отношениях друг с другом. Организация коллективного труда в старшей группе В старшей и подготовительной к ... воздействия на товарищей вполне доступны детям старшего дошкольного возраста. Таким образом, с целью осуществления регуляции совместной деятельности детей воспитатель использует следующие методические ...

Убрать мусор в корзину. Расставить стулья (в групповой комнате, в зале).

Разложить в коробки заточенные карандаши. Протереть влажной тряпкой клеенки после занятий, игрушки, столы, подоконники, полки. Собрать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятий. Убрать строительный материал, помочь товарищам убрать игрушки, строительный материал. Отобрать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя.

На участке:

Помыть моющиеся игрушки. Собрать игрушки перед уходом с прогулки. Полить песок из леек. Подмести пол в домиках и прочих постройках. Протереть на веранде скамейки, полки. Собрать мусор. Сгрести листву, отнести ее в ведрах в кучу, отвезти на тележках. Смести снег со скамеек, построек; собрать снег в кучу, нагрузить в ящики, свезти к месту построек. Расчистить дорожку от снега (небольшой отрезок).

Труд в природе.

В помещении:

Под руководством воспитателя полить растения, протереть крупные листья; посадить лук, крупные семена овощей и декоративных растений. Вместе с взрослым покормить рыбок, птичек.

На участке:

Под руководством воспитателя посадить луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Полить клумбу, грядки. Собрать срезанную траву. Собрать урожай лука, редиса, фасоли.

Убрать с клумбы или грядки высохшие растения, сложить в тележки, отвезти в определенное место. Накрыть кусты ягодника. Подкормить птиц. Собрать природный материал.

Совместный труд детей и взрослых

Помочь убрать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы).

Помочь няне накрыть на столы (расставить салфетницы, хлебницы, ложки); развесить полотенца в умывальной комнате.

Отнести или принести какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместного труда.

Помочь воспитателю в стирке кукольного белья (мытье игрушек).

Оказать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг; изготовления пособий (намазывать по просьбе воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали).

Помочь дворнику в уборке участка.

Помочь воспитателю распаковать и расположить новые игрушки в игровом уголке; помыть камушки, ракушки; опрыскать комнатные растения; полить цветник, огород.

Оказать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным.

Помочь посыпать дорожки песком.

1.2. РОЛЬ ПОРУЧЕНИЙ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

16 стр., 7897 слов

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

... представлений. Данная работа актуальна и обусловлена необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Целью работы является изучение методики, способствующей развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. ...

В практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы — до завтрака или во вторую половину — после дневного сна.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление детей с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.

Различают 4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Одной из форм организации детского труда является поручение.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потре6ности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. И как мы выяснили выше, они имеют особое воспитательное значение в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании трудовых умений. Так как овладение трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Он может помочь накрыть на стол, с помощью взрослых полить комнатные цветы и многое другое. У ребёнка формируется главное умение — умение трудиться.

В конце поручения необходимо давать положительную оценку, независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается и инициативе ребенка если он захотел, что-то сделать. Он просит воспитателя, например: полить комнатные растения, просит у воспитателя лейку, водички как бы просит разрешения, или какой-то трудовой процесс делает сам, а воспитателю необходимо поддерживать его инициативу, самостоятельность.

1.3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

10 стр., 4603 слов

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

... детей дошкольного возраста. 4. Рассмотреть средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника. 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы. 1.1 Понятие эмоциональной сферы человека. Многие авторы рассматривали вопрос классификации эмоциональных переживаний в целом, эмоциональных процессов и ...

Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Программа «Воспитание и обучение в детском саду»

Авторский коллектив — М. А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова.

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Наличие образовательной области. В программе выделен самостоятельный раздел « Трудовое воспитание»:

— самообслуживание;

-дежурство;

-хозяйственно-бытовой труд;

— труд в природе.

ЗУНы по трудовому воспитанию представлены достаточно подробно в подготовительной и старшей группе по всем видам труда.

Материалы распределены по возрастным группам с учётом характеристик возраста и психического развития детей.

Стимулирование и желания принимать участие в трудовой деятельности осуществляется посредствам изготовления игрушек для сюжетно-ролевых игр, пособий для самостоятельной деятельности. В ходе расширения представлений о труде взрослых, детей знакомят с современной техникой.

Учебно-методическая обеспеченность. Методические рекомендации по приобщению детей к самообслужеванию и хозяйственно-бытовому труду с первой младшей группы до подготовительной к школе группы. Рекомендована художественная литература ( Приложение…).

Программа «Радуга» Авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева и др.

«Радуга» — комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Наличие образовательной области. Отсутствует как самостоятельная образовательная область. Задачи трудового воспитания рассредоточены по программе и входят в задачу: « Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию».

Нет детализации конкретных ЗУНов в области трудового воспитания. Требования к организации продуктивной деятельности включают ориентацию педагога на интересный для ребёнка вид деятельности и учет объёма, сложность выполнения работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Учебно-методическое обеспечение. Методическое руководство по воспитанию и образованию детей. Методические рекомендации по формированию предпосылок трудовой деятельности (осуществляется в процессе занятий разнообразными продуктивными видами деятельности-конструирование, рукоделие).

Методические рекомендации по совершенствованию обобщённых способов работы.

14 стр., 6958 слов

«Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»

... деятельности дошкольников Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться (А.С. Макаренко). Труд - это могучий воспитатель, ... дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из ...

Программа «Детство» Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.

Программа «Детство» — программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Наличие образовательной области. Задачи трудового воспитания включены в разделы : « Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду ( « Восприятие труда взрослых», « Самооблужевание и детский труд»).

ЗУНы детализированы на представления, познавательные, речевые и трудовые ( практические) умения и отношение к труду. Выделены уровни освоения программы( низкий, средний, высокий).

Материал распределен по возрастным группам с учетом возрастных характеристик.

Программа предполагает развития интереса к труду взрослых и технике (современной – компьютер), ориентацию на интерес ребёнка к профессиям взрослых, в том числе, современных – менеджер, рекламный агент и др. Учёт половых познавательных интересов мальчиков и девочек. Интеграция видов детской деятельности. Ориентировка на субъектную позицию ребёнка, его желание самоутвердиться в среде взрослых и сверстников.

Учебно-методическая обеспеченность образовательной области. Поквартальное распределение образовательной деятельности по организации труда на участке, в уголке природы, ручному труду, знакомству с трудом взрослых. Перечень произведений современной русской и зарубежной литературы.

Программа дошкольного образования «Успех». Образовательная область «Cоциализация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех».

Наличие образовательной области. Задачи трудового воспитания соответствуют ФГОС по данной образовательной Образовательная область «Труд» включает задачи по развитию трудовой деятельности (самообслуживание, х/б труд, труд в природе); формирование представлений о труде взрослых с использованием персонажей художественных произведений. Ручной труд включается в образовательную область «Художественное творчество» посредством интеграции трудовой и продуктивной видов деятельности.

ЗУНы включены в промежуточные результаты освоения Программы, Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в виде интегративные качества.

Нет конкретизации.

Возрастные особенности отражают характеристику трудовой деятельности по каждому возрасту.

Реализации комплексно-тематического принципа построения Программы включает примерный календарь праздников, тематика которых позволяет знакомить детей с наиболее «важными» профессиями (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.).

Учебно-методическая обеспеченность. Даны примерные виды интеграции области «Труд» по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, по средствам организации и оптимизации образовательного процесса и распределение задач и содержания образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, по каждому возрасту, с указанием организационных форм и примерного объёма работы в неделю. Для детей 6-7 лет — даётся ссылка на образовательную область «Художественное творчество» по формам работы и примерному объёму.

5 стр., 2219 слов

Энцефалопатия у детей, взрослых и пожилых

... бы ни был этот комплекс, его объединяют общим названием - энцефалопатия. У самых маленьких детей часто причиной энцефалопатии считается родовая травма или гипоксия. Однако мой опыт показывает, что ... арахноидит, сотрясение, ушиб, контузия и т. п.). Энцефалопатией страдают не только самые маленькие дети, но и подростки, и взрослые люди. Поскольку у взрослых комплекс мозговых жалоб и симптомов связан, ...

Программа «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)

Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественного дошкольного образования. Цель — разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет. В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1-3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3-5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/).

Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.

Наличие образовательной области. Задачи трудового воспитания включены в разделы:

-«Социальная компетентность»: (воспитывать интерес к труду взрослых, стремление ценить его общественную значимость, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия);

-«Познание окружающего мира» (формирование представлений о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях).

Труд в природе раскрывается в разделе «Природа» (ср., ст, подг.гр.).

ЗУНы представлены в виде интегральных показателей детей 5 лет «Самообслуживание», 6-7 лет – «Самообслуживание и элементы труда».

Материал распределён по возрастным группам с учётом характеристик возраста.

Содержание трудовой деятельности предполагает, знакомство детей со средствами массовой информации и коммуникации, детским дизайном (знакомство с профессией и видами работ художника-дизайнера (одежды, обуви, помещений и др.).

В подготовительной к школе группе осуществляется знакомство с работой политиков и общественных деятелей.

Учебно-методическая обеспеченность. Произведения художественной литературы (малые формы фольклора, поэзия, проза).

1.4 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

Наблюдения показывают, что большинство ребят от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Поэтому правильное руководство деятельностью ребят при выполнении поручений является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности.

На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению трудовых поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3—4 лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.

Опыт совместной работы с детьми 3-5 лет показывает, насколько велика роль обучающего воздействия при выполнении детьми трудовых поручений. Овладение способами выполнения специфических трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет ребенку приобрести необходимые умения для выполнения различных, по содержанию трудовых поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения и усиленным контролем. Малейшая трудность — и ребенок бросает дело, переключаясь на игру.

Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в целях их закрепления. Воспитатель расширяет сферу деятельности детей, побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия. Так, скажем, если раньше в процессе формирования умений дети выполняли поручения в пределах своей групповой комнаты, то с их закреплением воспитатель постоянно увеличивает круг дел. Аналогичные задания дети выполняют в группе самых маленьких, на участке детского сада, в раздевальной комнате.

В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это достигается посредством подробного объяснения, мотивации того, что малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик лейки на край цветочного горшка и поливай, тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться».

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти к словесному напоминанию: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях. Постепенно активизировать детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» И т.п. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов должно быть индивидуальным, учитывать возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога. При этом воспитатель показывает несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручает четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирает один стул. Педагог разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминает последовательность действий.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

Сначала воспитатель добивается лишь эмоционально-положительного отношения к трудовому поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все к занятию». Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда воспитатель умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.

Проявлению инициативы детей’ в труде, особенно на пятом году жизни, во многом способствуют поручения, даваемые воспитателем задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т.д. При этом педагог предлагает ребенку напомнить ему об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радует доверие воспитателя.

В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,- подними, положи на место; вошел в группу взрослый — предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,- помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)

Детям 3-5 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не может обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался. Активное равномерное участие детей от 3 до 5 лет в выполнении повседневных поручений явится важной и своевременной подготовкой к участию в дежурствах — первых обязанностей дошкольников.

ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ

Для выявления у детей трудовых умений, навыков и знаний были подобраны вопросы и задания для беседы по методике разработанной Куцаковой (Приложение №1). Исследование проводилось во 2-ой младшей группе детского сада № 4. п. Сокольское.

Для выявления у детей трудовых умений, навыков и знаний была проведена беседа:

– Кто моет полы, вытирает пыль?

Первым ответил Максим.

– Помощник воспитателя. Ирина Борисовна.

Затем все дети повторили ответ.

– А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

– Тоже Ирина Борисовна! Ответили все дети хором.

– Кто убирает снег на участке?

– Дворник – ответила Полина.

– Правильно, а зачем снег убирают и подметают участок?

– Чтобы около детского сада было чисто, красиво сказал Сергей.

– И чтобы мы могли ходить, а если снега много, то мы не сможем заходить в детский сад – добавил Максим.

– Скажи мне Лиза, кто сшил красивую одежду для кукол?

– Правильно, воспитатель. Скажите, а почему ничего нельзя бросать на пол?

– Потому что Ирина Борисовна подмела, а потом опять будет грязно в группе, – ответил Владик.

– Данил, скажи, а куда нужно складывать мусор?

Данил показал мусорное ведро.

– Молодец, правильно, Илья покажи, как ты умеешь мыть руки?

Илья подошел к раковине, включил воду и не закатывая рукава принялся мыть руки, причем без мыла.

– Даша, посмотри, правильно ли он моет руки, покажи как надо правильно?

Даша не могла найти ошибку. Помог Максим.

– Нужно закатать рукава, а то они будут мокрые.

– Дети, скажите, а руки нужно мыть с мылом или нет?

– Да руки нужно мыть с мылом! – ответили все хором.

– Алиса, покажи как нужно застегивать пуговицы?

Алиса начала застегивать пуговицы начиная с середины. Сергей тут же указал ей на ошибку. Пуговицы нужно застегивать снизу.

– Соня, скажи, а почему нельзя разбрасывать свои вещи?

Соня не ответила, не знала ответа.

– Ваня, помоги Соне, ответь на вопрос?

Ваня тоже не смог ответить. Дети ответили хором.

– Родион, скажи, что нужно сказать, когда тебе помогает кто-нибудь?

– Спасибо, – ответил Родион.

– Кто из вас помогает друг другу? И как?

– Я помогаю Соне застегивать пуговицы, – сказала Полина

– А ты, Лиза, помогаешь кому-нибудь?

– Нет.

– А почему?

Лиза пожала плечами.

– Нужно помогать друг другу, застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки.

– Покажи, Саша. Как ты разлаживаешь ложки?

Саша, отказался.

– Покажи, Полина всем как нужно правильно разлаживать ложки!

– Молодец, Полина, правильно все сделала.

– Расскажи Лиза, как ты помогаешь няне.

– Я не помогаю няне.

– Почему?

Пожала плечами.

– Так, скажите дети, а как вы помогаете няне?

Ребята наперебой начали кричать.

– Подождите, давайте послушаем Алису!

– Я беру ложки и раскладываю их на столах.

– А что говорит няня?

– Она говорит, ты неправильно их разложила и показывает как надо.

– Покажи мне, Данил, как надо вытирать листья у фикуса?

Данил взял тряпку и провел по листьям.

– Ребята, посмотрите, правильно он вытирает пыль с листьев?

– Нет, нужно аккуратно поддерживать листья снизу и вытирать их, – сказала Полина.

– Правильно, скажи Даша, а для чего надо протирать пыль?

– Чтобы они были чистыми!

– Скажите, а растения живые?

– Да.

– Что необходимо растениям, чтобы они росли?

– Дышать!

– Правильно, значит растения необходимо поливать и вытирать с них пыль, чтобы они были чистыми и смогли дышать!

– Скажите, а как называется это растение?

– Фикус, – крикнул Сергей.

– Правильно, молодец! Посмотрите на аквариум, скажите, как называются эти рыбки?

Никто не ответил.

– Посмотрите, вот эта рыбка называется Гуппи.

– Скажите, а зачем надо кормить рыбок?

– Потому что рыбы тоже хотят есть, – сказал Максим.

– Правильно, молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

2.1.ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ — Н
  • СРЕДНИЙ — С
  • ВЫСОКИЙ – В

Вопросы для диагностики формирования трудовых навыков, умений и знаний у дошкольников по методике Куцаковой Л.В. « Трудовое воспитание в детском саду».

Навыки личной гигиены

Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирают на место игрушки, книги, аккуратно содержат свои личные вещи в шкафах для одежды)?

Умеют ли дети пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?

Моют ли дети руки без напоминания взрослых, по мере надобности? Сформирована ли у них привычка полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы?

Умеют ли дети самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят)? Замечают ли дети непорядок в своем костюме? Умеют ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать носки, фартук (старший возраст))?

Навыки культурного поведения со взрослыми

-Умеют ли дети обращаться к взрослым, уступают ли место (приносят стул, отворяют дверь, поднимают уроненную вещь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать)?

Уровень самостоятельности в труде

-Замечают ли дети самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?

-Каков уровень трудовых умений и навыков детей?

Навыки общения со сверстниками

Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?

Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища?

Умеют ли дети самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры, и если да, то какими средствами этого добиваются? Из-за чего между детьми возникают конфликты?

Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища о помощи и т.д.)? Что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии)?

2.2.ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (1-Я НЕДЕЛЯ)

Дни недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Труд в природе (поручения)-1

Вторник

Совместный труд детей и взрослых (поручения)-1

Труд в природе (поручения)-3

Среда

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Четверг

Труд в природе (поручения)-2

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-1

Пятница

Труд в природе (поручения)-4

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-3

Планирование воспитательно-образовательной работы (2-я неделя)

День недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Труд в природе (поручения)-1

Совместный труд детей и взрослых (поручения)-4

Вторник

Труд в природе (поручения)-3

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Среда

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-3

Четверг

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-4

Труд в природе (поручения)-4

Пятница

Труд в природе (поручения)-1

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Планирование воспитательно-образовательной работы (3-я неделя)

День недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-3

Вторник

Труд в природе (поручения)-3

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Среда

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-3

Труд в природе (поручения)-3

Четверг

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-4

Труд в природе (поручения)-4

Пятница

Труд в природе (поручения)-1

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Планирование воспитательно-образовательной работы (4-я неделя)

День недели

Время в режиме

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Труд в природе (поручения)-1

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-4

Вторник

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-1

Труд в природе (поручения)-2

Среда

Труд в природе (поручения)-3

Труд в природе (поручения)-4

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-2

Четверг

Труд в природе (поручения)-4

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-3

Пятница

Хозяйстенно-бытовой труд (поручения)-4

Совместный труд детей и взрослых (поручения)-3

Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы. Работа с каждой группой проводится в месяц:

  • Поручение, связанное с трудом в природе — 4раза;
  • Поручение, связанные с хозяйственно-бытовым трудом – 4 раза;
  • Совместный труд детей и взрослых – 1 раз.

Цифры в таблице обозначают номер подгруппы детей, с которыми организуется работа.

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРУЧЕНИЙ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ

Трудовые поручения. Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность довести дело до конца самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

В младшем возрасте дети имеют преимущественно индивидуальные поручения (1, 2 и 4-й групп), так как ребенок 3—5 лет нуждается в индивидуальном обучении, постоянном контроле за его деятельностью. Малейшая трудность — и он бросает дело, уходит играть. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу постепенно вырабатывают у ребенка привычку выполнять заданное.

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу группе детей. В таком случае будут трудиться «рядом» несколько ребят. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного внимания и вмешательства воспитателя.

В этом случае педагог имеет возможность показать несложные приемы работы сразу нескольким детям. Например: четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики: каждый должен протереть один стул. При этом разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой она влажности должна быть, напоминает последовательность действий одновременно всем участникам.

Одним из эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в этом возрасте является совместный труд со взрослым или взрослого и нескольких детей. В совместной работе пример воспитателя повышает интерес ребенка к труду, способствует формированию у него желания достичь результата работы.

Особую роль в руководстве выполнением детьми 3—5 лет поручений играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня ты очень старался».

В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка». Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.

В процессе организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.

Воспитатель детского сада организует трудовую деятельность детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших и средней группах в наибольшей мере используются поручения, в старших группах труд все чаще приобретает коллективный характер.

Следует учитывать, что разные виды объединения в труде, которые складываются в зависимости от избранной формы организации труда, создают возможности для решения разных воспитательных задач. Поэтому при организации труда воспитателю надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи он ставит перед собой, включая детей в труд.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива, например: расставить игрушки, принести корм для птицы, полить растения, вытереть полочку, пособия, игрушки, поставить их на место и т. д.

Поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам.

Трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и др.

По отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не могут расцениваться как обязанности в силу того, что дети еще не в состоянии их выполнять. Под обязанностью понимается многократное выполнение каких-либо определенных заданий. Например, воспитатель предлагает ребенку покормить рыбок в аквариуме, и ребенок это сделал. Здесь речь идет о выполнении поручения. Если ребенку предлагается кормить рыбок, предположим, в течение недели и он регулярно выполняет задание, это уже обязанность.

Поручения могут перейти в обязанности только тогда, когда деятельность, их составляющая, станет привычной. Смысл обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не является трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к этому нет желания. Здесь уже многое исходит от самого ребенка. Он должен проявить активность, инициативу, самостоятельность, т. е. действовать не только по требованиям взрослого.

В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.

Таким образом, для того чтобы, выполнять какие-то обязанности дома и в детском саду, ребенку необходима определенная подготовка. Эту возможность создают трудовые поручения. С их помощью ребенка постепенно знакомят с требованиями, которые впоследствии ему придется выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности.

Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Ведь в процессе выполнения эпизодических поручений они овладевают навыками самообслуживания — первыми умениями трудиться.

Наряду с самообслуживанием, поручения воспитывают у детей правильное отношение к труду, желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым, сверстникам.

2.4 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА ТЕМУ: «ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке. Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности. ( Приложение).

Советы родителям:

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Приложение

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ — Н
  • СРЕДНИЙ — С
  • ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

3 — 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

Приложение

Трудовое воспитание в детском саду. Методические рекомендации

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание, включая основные его виды – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).

В процессе любого вида труда должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. Об этом следует помнить воспитателю при организации трудовой деятельности детей.

Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению педагогов и психологов, способствует умственному, нравственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Цель методических рекомендаций – помочь воспитателю систематически, последовательно и эффективно осуществлять трудовое воспитание, используя для этого разнообразные формы, методы и приемы.

Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:

  • подчеркивать общественную значимость труда;
  • следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
  • формировать навыки и умения правильного использования инструментов и орудий труда;
  • строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;
  • постепенно расширять самостоятельность детей;
  • создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
  • направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
  • помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ воспитателем способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Объяснение воспитателя должно раскрывать детям цель и значимость труда. Важными методами являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, потешек, песен. ( Приложение).

Как приучить ребенка трудится.

Приложение

Трудовое воспитание в семье.

Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Советы родителям:

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Приложение

Консультация для родителей. Тема: «Трудовое воспитание в семье»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.

Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.

Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Ход:

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.

На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. [ Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/trudovoe-vospitanie-mladshih-doshkolnikov/

1. Аванесова В.Н., Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе – М.: Просвещение – 1979

2. Бученко П.Н., Воспитание самостоятельности в труде Васильева М.А., Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение – 1984 – 55–59 с.

3. Буре Р.С., Воспитание дошкольников в труде – М.: Просвещение, 1971

4. Буре Р.С., Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду – М.: Просвещение, 1987 – 194 – 195 с.

5. Буре Р.С., Година Г.И., Учите детей трудиться – М.: 1983.

6. Воспитание детей в труде // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1983.

7. Воспитание детей третьего года жизни // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1965.

8. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста // Година Г.Н., Пилючиной Э.Г., М.: Просвещение – 1987.

9. Галлер Л.А., Все начинается с примера – Минск – 1982.

10. Гулегенова Л.Т., На детском огороде // Дошкольное воспитание – 1997 – №6.

11. Дошкольная педагогика // Ядешко В.Н., Сохина Ф.А., М.: Просвещение – 1978 – гл. 14 – 276 – 292 с.

12. Ильина Р.А., Воспитание трудолюбия и любви к природе // Васильева М.А.: Просвещение – 1984 – 51 – 55 с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика – М.: Просвещение – 2001 – 174 с.

14. Козьменко А., Организация дежурства и их роль в воспитании // Дошкольное воспитание – 1987 – №12 – 12–16 с.

15. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К., Любить труд на родной земле – М.: Просвещение – 1987.

16. Куцакова Л., Дошколята трудятся // Дошкольное воспитание – 1993 – №8 – 26–33 с.

17. Куцакова Л., Конструирование и ручной труд в детском саду – М.: Просвещение – 1990.

18. Маркова Т.А., Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье – М.: Просвещение – 1991.

19. Сергеева Д.В., Воспитание детей в процессе трудовой деятельности – М.: Просвещение – 1987.

20. Урунтаева Г.А., Диагностика психических особенностей дошкольников – М.: Академия – 1996 – 96 с.