Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

В дошкольном возрасте у детей идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.).

Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни. [7, с.17]

Исследования представлений ребенка о времени проводились, как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская [1], Е.А. Головаха [4], Рихтерман Т.Д.[11], Л.С. Метлина [14] и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Данная работа актуальна и обусловлена необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы является изучение методики, способствующей развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

18 стр., 8606 слов

» Особенности развития монологической речи детей старшего ...

... из опыта. Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать план по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта. Дать сравнительный анализ уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Методами исследования теоретический анализ, синтез, ...

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию

2. Рассмотреть методику формирования

3. Подобрать и составить виды заданий, дидактические игры по формированию

Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы: I этап посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования. II этап был нацелен на рассмотрение методических приемов, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. III этап предусматривал подбор и разработку заданий, дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработку технологических карт занятий и апробирование их. IV этап включал описание содержания работы, формулировку выводов поданной работе.

ГЛАВА I . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ

    1. Время и физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность в учебной деятельности.

Структурно-функциональная организация мозга. В период от 3 до 5—6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушариях к 5—6 годам, является усложнением системы связей по горизонтали, как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между различными областями коры. Одновременно значительные изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6—7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Формирующиеся с возрастом нейронные сети, создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга, как основы целенаправленного поведения и познавательных процессов.

Формирование системы восприятия информации. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира.

В 3—4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5—6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов обнаружено, что количество незамеченных изменений у детей 5—6 лет по сравнению с 3—4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза — при предъявлении предметов.

13 стр., 6186 слов

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного ...

... условия успешного развития творческих способностей у детей младшего и старшего дошкольного возраста; 3. Рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка; 4. Рассмотреть приемы и средства развития творческих способностей дошкольников в ...

К 6—7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, отражающие прогрессивное созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон.

В 6 лет опознание основано на выделении сложного признака, оно требует большего времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе тренировки — это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе. Механизмы такого опознания связываются с вырабатываемыми в опыте внутренними эталонами. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение дошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно иной уровень.

Формирование внимания. С формированием сенсорной функции тесно связано развитие внимания. Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность привлечения внимания к более сложным «признакам объекта», а это в свою очередь способствует более глубокому и полному описанию и опознанию.

Приблизительно в возрасте 4 лет отмечается всплеск интереса ребенка к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «почему». Специфика этого периода состоит в том, что к имевшемуся в раннем возрасте предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию, что можно предположительно связать с активным вовлечением в мозговую систему ключевой структуры лимбического мозга — гиппокампа. [22, c .156]

    1. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с определенным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

9 стр., 4157 слов

Организация режима дня детей и подростков. . Читать текст оnline

... на выкладывать и не забывать повторять, как сильно любят его. Режим дня ребенка с 1 до 3 лет организация Правильная режима дня - важный фактор, здоровье на влияющий ребенка. Для ребенка раннего режим возраста является ... являются одним из закаливающих мероприятий. К второй концу недели малыш должен гулять не двух меньше раз в день по полтора-два с часа половиной. Гигиенические процедуры ...

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник — первый день по прошествии недели, вторник — второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец недели, воскресенье — выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.

Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»

Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность, лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник . В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

13 стр., 6389 слов

Студентки «Влияние дидактических игр на развитие временных ...

... успешно. Целью работы является исследование влияния дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: - изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших ...

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

Вывод. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений:

  • Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
  • Понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера/сегодня/завтра» до более сложных «прошлое/настоящее/будущее» и т.д.);

Понимание последовательности событий/действий/явлений. [19, с. 89]

ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методики формирования временных отношений, Ознакомление дошкольников с календарем.

Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.

В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Одним из методов обследования можно использовать индивидуальную беседу, в ходе которой ребенку задаются вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» В целях выяснения знаний детей о днях недели задаются такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?»

Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.

Другие дни недели часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорят «сегодня», «завтра».

Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могут назвать все дни недели.

4 стр., 1540 слов

Ознакомление детей с часами

... времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних ... занятия показать временную последовательность и перейти к новому понятию «сутки». Детям предлагается выложить цветные кружочки в той последовательности, в которой сменяются утро, день, вечер, ...

Дети лучше знают предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.

Порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности.

Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март — с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».

Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.

В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В б—7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).

Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

13 стр., 6136 слов

по педагогике «Формирование математических представлений у детей ...

... отрасли математики как геометрия. Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и ... будет успешным при: использовании системы дидактических игр; организации кружковой работы по игровой деятельности детей. Задачи исследования: 1.Анализ особенностей развития и сформированности математических ...

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. [23, с.269]

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.).

Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?»

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения например, «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например, воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту, мы ходили…» «…вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было…» «…сегодня». «Рисовать мы будем…» «…завтра» и т. п.

Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети наоборот подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро-вечер, завтра-вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т.п. На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам — …»).

75 стр., 37274 слов

Сохранение здоровья детей в ДОУ

... физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей ...

Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Вывод. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно.[23, с.271]

2.2 ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В существующем объективно времени различные события, явления, действия человека следует одно за другим, поэтому можно вычленить их временную последовательность и руководствоваться ею при планировании и организации своей деятельности. Дети должны уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в любых видах деятельности. Для этого надо уметь вычленять временную последовательность в предложенном содержании и уметь его воспроизводить или устанавливать заново. Самостоятельно овладевать этими умениями дети не могут.

Следовательно, нужны специально разработанные и введенные в процесс обучения приемы, направленные на вычленение, восстановление и установление временной последовательности которые вооружат детей необходимыми способами действий.

Материал, на котором детей учат восстанавливать временную последовательность, должен быть хорошо знаком им; выделяемые в нем звенья – значимыми и несущими определенную информацию; эмоциональная значимость выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Надо выбирать такие занятия или виды деятельности, которые повторяются так, что с одним и тем же наглядным материалом можно провести работу на всех этапах обучения.

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

... изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения ...

Временную последовательность ряда звеньев ребенок сможет усвоить тогда, когда он будет практически действовать с предложенными звеньями. Ребенок сможет одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, когда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого необходимо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами, обозначенные символами, расположены от начала до конца.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста установление временной последовательности осуществляется по следующему плану:

  1. Материал объясняется в той последовательности, которая необходима.

  2. Вычленяется временная последовательность содержания материала.

  3. Первоначально сам воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели с помощью символов или самих предметов.

  4. Дети сами устанавливают временную последовательность на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают, б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о них.

  5. Воспитатель раскладывает на модели звеньев, нарушая последовательность некоторых из них, а дети восстанавливают эту последовательность.

  6. Дети выполняют задание без модели в предложенной последовательности.

Опыт проведения занятия по обучению детей устанавливать последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее. [23, с.276]

Примеры заданий по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

      1. Задания.

Загадки .

  1. Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек? (Часы)

  1. На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода. (Часы)

  1. Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Прощается последний-

(Дни недели)

4. Есть семь братьев,

Годами равные,

(Дни недели)

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

  1. Под Новый год пришел он в дом

    Таким румяным толстяком,

    Но каждый день терял он вес,

    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Вопросы для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Какой последний месяц в году? (Декабрь.)

Какой праздник в этом месяце отмечают? (Новый год.)

Когда приходит новый год? (января.)

Что будет после 1 января? (2 января, 3 января.)

Что будет, когда закончится январь? (Наступит февраль.) а потом? (Март.)

Сколько всего месяцев в году? (12 месяцев.)

Сколько существует времен года? Назовите их. (4 времени года; осень, зима, весна, лето)

Сколько дней в недели? Назовите их. (7 дней; понедельник,…воскресенье)

Назовите зимние (весенние, осенние, летние) месяцы (декабрь, январь, февраль….)

Сегодня вторник, через 2 дня у моего брата каникулы. В какой день недели начнутся каникулы у брата? (в пятницу)

Сегодня, в воскресенье, как и вчера и позавчера, были морозные дни. Когда началось похолодание? (в пятницу)

Пройдут одна неделя и ещё один день, и наступит праздник. Через сколько дней праздник? (через 8 дней)

Математическая сказка «Год»

Цель : формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста . Время и его измерения : год, сезоны, месяцы.

Жили – были в глухой лесной чащобе муж с женой – Годовик с Годовихой. Так их звали – величали. Изба у них большая, деревянная, снаружи украшенная резьбой, а внутри вышитыми занавесками, резинками, да цветными половинками.

Были в этой избе и русская печка – кормилица, и стол, и лавка и детская люлька.

Каждый год Годовиха у них появлялось по сыну. Сыновей было так много, что называли каждого именем Год и чтобы не запутаться прибавляли цифры.

Так появились на свет детишки с чудесными именами Год 2005, Год 2006. Сыновья росли быстро, не по дням, а по часам!

Вот появился как – то у них сын, спеленала его Годовиха и в люльку положила. Стала люльку качать да колыбельную песню напевать.

А сынок вдруг распеленался и на ножки встал, белые зубки показал и весело засмеялся. На другой день по избе бегал, на лавку сам залазил, в оконце посматривал. На третий день совсем подрос. Надела Годовиха ему пальтишко, валенки, шапку: дала в руки волшебный жезл ледяной и отпустила погулять по лесам и полям.

Вот Год все тропинки обегал, по березкам да осинкам жезлом постучал, а когда к реке прибежал и коснулся жезлом воды – река тонким льдом покрылась. Рыбки да раки под ледяной крышей зимовать остались. Махнул Год волшебным жезлом на небо с облаками, полных снежинок – повалил с небес густой снегопад.

Ребятишки обрадовались!! Новый год наступающую зиму зимушку привел!

Стали они на коньках, на лыжах да на санках кататься. Год веселится вместе со всеми. То игру в снежки затеет, то горку ледяную построит.

Так один месяц пролетел. Догадайтесь, как его звали? Правильно! Январь!

На смену ему пришёл Февраль. Год тем временем ещё подрос, окреп. Стал с вьюгами да метелями забавляться.

Годовик – отец смастерил сынишке саночки, легкие, быстрые. Год их за хвост к метели прицепил и давай по полям и лесам кататься. А рядом вьюга да поземка в догонялки с ним играют.

Ну вот поутихли вьюги да метели, небо голубее стало, а снег мягким, липким.

Год снова с ребятишками игры затевает: снеговика вылепит, а на голову вместо шляпы – дырявую корзину, сделает глаза – угольки, нос – морковка. А в руки метлу дадут: пусть дорожки разметает, весне путь расчищает.

Так незаметно месяц Февраль прошел. Март настал. Год ещё подрос. Домой к матушке с батюшкой забегает: оладушек схватит, молока кружку выпьет и опять на улицу.

Уж больно воздух свежий, бодрый. Талым снегом пахнет, всюду бегут ручьи, сугробы темнеют, оседают. У Года дел много! Надо сосульки с крыш сшибать, ручейками дорогу расчищать, песенки капели слушать. За мартом и апрель настал – месяц большой воды.

Год только успевает реки ото льда расчищать. Льдины ломаются, трескаются, плывут вниз по течению. «Ледоход пошёл!» — люди говорят. Им и невдомек, что это Год своим волшебным жезлом ломает.

Совсем он в подростка превратился. Высокий, быстрый. Где ступит, там первые весенние цветочки появляются – первоцветы. Там подснежники зацветают, здесь хохлатки лиловые распушились, тут мать — и – мачеха свои золотые монетки рассыпала. Скоро пригорки и лужайки зеленой травой принакрылись, цветами украсились. Не успел Год оглянуться, а уже месяц май тут как тут. С белой черёмухой, ландышами, с соловьиным пением, с сиренью. Изменился и Год, совсем взрослым парнем стал. Сильный, статный, глаза голубые, как незабудки, белая рубаха крестиком алым вышита. Но и о делах Год не забывает. Крестьянам пахать и сеять помогает рожь, пшеницу да гречиху. В огородах трудиться, дождиком теплым поливает овощи, а будущем урожае заботится.

Пчелок и шмелей посылает сады плодовые опылять, что бы созревали золотые яблочки, румяные груши, спелые сливы, да вишня спелая наливалась соком, смородина да малина с калиной.

В июне Год тоже весь в хлопотах: помогает косарям траву косить. Теперь вы бы его не узнали. Усы золотые, волосы густые.

В августе дел у Года прибавилось. Надо помочь крестьянам урожай собрать и о хлебушке позаботиться. Хлеб ведь всему голова! Так незаметно лето и пролетело, осень пришла. Сентябрь наступил. Голова у Года золотая, как листья на деревьях, а сам он как постарел. Ходит – бродит по лесам с корзинную, грибы собирает и ягоды да матушке носит. А в октябре, когда затянуло небо туманами, посыпались мелкие холодные дожди, Год совсем загрустил. Раз сел на пенек и заплакал.

— О чем плачешь? Спрашивает его медведь, который берлогу себе подыскивал на зиму.

— Как мне не плакать! Постарел я, поседел, косточки от старости ломят. Да и в лесу грустно стало. Ни цветов, ни листьев зеленых.

— Не грусти! На все свое время, — мудрый мишка Год утешает. – Иди – кА ты лучше домой, отец с матерью по тебе соскучились.

— Пойду домой, — сказал Год и побрел к своей избушке. Годовик и Годовиха ласково встретили сына.

— Соскучились мы по тебе. Поживи с нами. Угощайся медом, орехами, ягодами, солеными грибами. Мы все для тебя заготовили, с запасами.

Пожил Год с родителями, а потом и говорит:

— Хорошо у вас, тепло, светло, но пора природу к зиме готовить. Ноябрь месяц уже пришёл.

Сказал так и опять в леса да на озёра ушёл. Годовик ему палочку деревянную дал.

— постарел ты сынок, ссутулился весь. Вот тебе палка, ты на неё опирайся, а то тропинки стали мокрые, скользкие.

Поблагодарил отца Год, взял волшебный жезл в одну руку, а в другую деревянную палочку. Снова стал реки лбом насыпать, с небес снегопады крошить. Так весь декабрь в лесах и пропадал. К концу декабря совсем поседел, ослаб. Сел на пенек и задремал.

Приснилось ему, как он малышом по избе бегал, как в мае красавцем – парнем стал, на свирели играл, соловьиное пение слушал. Как в августе веселился на праздниках яблочного, орехового да медового спасов. Так незаметно, во сне и оказался он навсегда в стране прошедших лет. Страна это большая и множество прошедших лет живет в ней, предаваясь воспоминаниям прекрасного о земной жизни. А у годовиков в это время новый сынок родился. Назвали его родители именем Год, только цифры добавили другие – Год 2010.

И вся наша история снова повторилась: были и весна, и лето, и осень, и зима. Был Год малышом, а потом стал стариком и уступил место новому Году.

— Что в этом такого особенного? Удивитесь вы. За старым годом всегда приходит новый.

И будете правы. На смену старому Году всегда приходит Новый год! С подарками, поздравлениями, нарядными елками, огоньками цветными, с новыми надеждами и мечтами.

Вопросы и задания

1. Что такое год?

2. Сколько вы знаете времен года? Назовите их.

3. Расскажите о зиме, весне, лете, осени.

4. Как вы думаете, почему возраст человека сравнивают с определенным временем года?

5. Каким словом можно заменить слово «сто лет»?

      1. Дидактические игры

  1. «Составь неделю».

Цель:

Задание: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает детям разложить их по порядку. Первым ставит карточку ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке-цифра 2 и т. д.) Затем дети называют дни недели по порядку. Воспитатель выясняет: «Кто соседи у понедельника?» и т. д. (Дети обосновывают свой ответ)

  1. «Назови соседей».

Цель: Закреплять умение называть последовательно дни недели.

Задание:

— назови соседей среды;

— назови соседей пятницы;

— назови соседей понедельника и т. д.

  1. «Дни недели»

Цель: Закреплять умение назвать последовательно дни недели.

Дети выполняют соответствующие движения.

В понедельник мы стирали,

А во вторник подметали,

В среду мы пекли калач,

Весь четверг играли в мяч,

В пятницу мы чашки мыли

А в субботу торт купили,

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденье,

Пели, прыгали, плясали-

Дни недели посчитали!

  1. «Круглый год» (времена года)

Цель:

Задание: Воспитатель выставляет стрелочки на картинки и дает детям задания:

— Назови соседей весны.

— Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.

— Назови соседей зимы.

— Назови зимние месяцы.

— Какой месяц идет после января.

— Назови месяцы по порядку.

  1. «Четыре времени года» .

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста .

Время и его измерения

Варианты заданий:

1. Подобрать иллюстрации, устанавливая последовательность времен года .

2. Выбрать иллюстрации одного

«Когда это бывает?»

Отгадать к какому

«Исключить неверное»

Убрать картинку, которая не соответствует заданному

Преимуществом данной дидактической игры является то , что она может быть использована как в совместной деятельности педагога и ребенка (на занятиях и вне занятий, так и в самостоятельной деятельности)

  1. «Двенадцать месяцев»

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста . Время и его измерения : год, сезоны.

Задание:

первый месяц, как тебя зовут?

двенадцатый месяц, назови себя.

шестой месяц, а тебя как зовут?

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повто

Усложнение игры.

*

*

*

*

  1. «Что было и что будет» (для детей 7 лет).

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста . Прошлое, настоящее, будущее.

Задание:

В игре 3 «Музея» — прошлого, настоящего и природы. Задача игрока — распределить экспонаты по Музеям. При этом необходимо рассказать о предмете рукотворного мира и найти предшествующий ему предмет из мира прошлого. Потом необходимо найти аналог предмета из мира природы.

  1. «Часы»

Дети образуют круг, их руки опущены. Воспитатель читает

стихотворение:

Тик и так, тик и так.

Нам часы стучат вот так.

Нам часы повесили,

Стало сразу весело.

Как только воспитатель начинает четверостишие, дети сгибают руки в локтях, поднимают их вверх и в ритме стихотворения де лают наклоны туловища и головы вправо и влево. Когда стихотво рение кончается, дети опускают руки вниз.

Правило. Движения делать точно в ритме стихотворения.

Примечание.

III . Конспекты занятий

1. Конспект НОД по математике в подготовительной группе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с календарём, закрепить знания детей о днях недели;

  2. Упражнять в счете от 1 до 20;

  3. Воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость.

Материал: кукла Незнайка, карточки с изображением дней недели, числа до 31, мяч, календари.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! (стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то еще к нам спешит. Да это же мальчик Незнайка. Здравствуй Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте, ребята, а я пришел к вам за помощью, меня пригласил Винтик на день рождения 24 марта, а я не знаю когда это.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Незнайке?

Дети: Нужно посмотреть в календарь.

(если затрудняются ответить, можно загадать загадку)

Воспитатель: Правильно, ребята, посмотреть в календарь

Воспитатель: Незнайка, а у тебя есть календарь?

Незнайка: Нет.

Воспитатель: Сегодня, Незнайка, я как раз хотела познакомить с календарем и научить ребят составлять календарь. Календари бывают разные: настольные, перекидные, настенные и карманные (показываю календари).

А кто мне подскажет, из чего состоит календарь?

Ответы детей: …

Воспитатель: Правильно, календарь состоит из месяцев, дней недели и чисел.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним дни недели, мы с вами знаем (игра с мячом).

Воспитатель: Хорошо дни недели мы вспомнили. Но ведь в календаре есть еще и числа, давайте с вами вспомним числовой ряд, для того чтобы верно расставить числа в календаре

Дети играют с числами.

Воспитатель: Ребята, а еще для составления календаря, что нам нужно?

Дети: Название месяца.

Воспитатель: Молодцы. А название месяца мы узнаем, если соберём его из чисел.

(собираем слово «март»)

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы сядем за столы, чтобы научиться составлять календарь.

Воспитатель: Ребята, как мы начнем составлять наш календарь?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас Серёжа выйдет к доске и выложит дни недели.

(1 ребёнок работает у доски, остальные за столами)

Воспитатель: Ребята, дни недели мы выложили, что будем делать дальше?

Дети: Выложим числа, чтобы узнать, когда у Винтика День рождения.

Воспитатель: Правильно, но сначала мы немножко отдохнём.

Физминутка:

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Воспитатель: Отдохнули ребята, а теперь за дело. Помогать Незнайке (воспитатель выкладывает первую неделю, дети работают за столами).

Воспитатель: Ребята, мы с вами выложили 11 дней, сейчас к доске пойдёт Злата и выложит числа до 20.

Воспитатель: Ребята, подскажите, кто знает сколько дней в марте месяце?

Дети: 31.

Воспитатель: Правильно и для того чтобы узнать, когда у Винтика день рождения нам нужно выложить остальные числа. Приступаем к работе, кто не сможет я помогу ( дети по возможности работают самостоятельно)

Воспитатель: Посмотри Незнайка какой календарь мы с ребятами сделали.

Незнайка: Да и я с вами дни недели выучил и числа запомнил.

Воспитатель: Незнайка ты теперь сможешь узнать, когда тебе нужно идти на день рождения к Винтику, ребята подскажите, когда?

Дети: 24 марта–это среда.

Воспитатель: Незнайка, мы с ребятами подарим тебе вот такой карманный календарь.

Незнайка: Спасибо, ребята, а у меня для вас есть тоже подарок (дарит детям игру)

Дети: Спасибо.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, расскажите, чем мы с вами сегодня занимались.

Дети: составляли календарь, помогали Незнайке выучить дни недели.

Воспитатель: правильно ребята, мы с вами повторили дни недели, счет, познакомились с календарём.

  1. Конспект НОД в подготовительной к школе группе

по теме: «

Цель занятия:

Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в счё

Материалы:

Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (на

Для детей: макет часов с движущимися стрелками.

Ход занятий:

Беседа с детьми.

Воспитатель загадывает детям одну из загадок:

Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек?

(Часы)

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

(Часы)

«Правильно, это часы, — говорит воспитатель, — как вы дума

Выслушивает ответы детей и показывает разные часы.

(настенные),