Развитие музыкальных способностей у детей в условиях детского сада.
В отличие от творческих способностей музыкальные способности относятся к категории специальных. По мнению многих исследователей, музыкальные способности могут начать проявляться раньше каких-либо других специальных способностей (Теплов Б.М., 1985; Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 1997).
Так, например, первые проявления всех трех основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально — ритмического чувства и репродуктивного компонента музыкального слуха), по результатам исследований Б.М. Теплова (1947), в отдельных случаях наблюдаются уже на первом году жизни. На третьем году, в отдельных случаях, можно наблюдать уже довольно высокое развитие мелодического слуха и чувства ритма. Поэтому прогноз успешности освоения музыкальной деятельности возможен на основе ранней диагностики задатков музыкальных способностей, в качестве которых можно рассматривать механизмы и процессы восприятия временных свойств сенсорных стимулов и возможность оперирования ими.
В литературе отмечается, что в качестве задатков как общих, так и специальных способностей могут выступать: свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок и индивидуальные особенности строения анализаторов (Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 1997).
Однако, наиболее разработанным направлением психофизиологических исследований является изучение задатков интеллектуальных (умственных) способностей (Теплов Б.М., 1997; Небылицын В.Д., 1978; Голубева Э.А., 1997; Русалов В.М., 1997).
В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем и теории информации, наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В психологических и психофизиологических работах последних лет отражено представление о том, что функционирование интеллектуальной системы опирается на определенные базовые принципы и механизмы, среди которых наиболее изучены скоростные возможности восприятия, переработки сенсорной информации и организации ответных реакций (Каменская В.Г., 2000, 2001; Викторова И.Г., 2003).
Исходя из рассмотрения интеллекта в качестве необходимого условия творческой активности личности, создается впечатление, требующее экспериментальной проверки, что развитие творческих и музыкальных способностей опирается на скоростные возможности восприятия и переработки сенсорной информации. Гипотеза исследования.
Музыкальное творчество младших школьников во внеурочной деятельности
... интереса к музыкальной деятельности. Таким образом, развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры младших школьников осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Но конечная цель музыкального образования и воспитания - научить ...
Едиными психофизиологическими предпосылками развития творческих и музыкальных способностей являются высокий уровень развития кратковременной и оперативной памяти, пластичность сенсорных механизмов и скорость обработки сенсорной информации.
- в качестве дифференциального признака развития творческих способностей выступают особенности перцептивных механизмов.
- в качестве дифференциального признака задатков музыкальных способностей выступает высокий уровень развития кратковременной и оперативной слуховой памяти.
1.2 Способности: их сущность и особенность. Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников.
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными.
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.
По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.
Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности.
Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.
Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников
... деятельность. Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников. Цель работы - рассмотреть значение изобразительной деятельности в эстетическом развитии дошкольников. ... развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование ... людей, животных и окружающих их мир предметов. При психологическом анализе отдельно взятых рисунков ...
Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека, обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой и продуктивной деятельности.
Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль трудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, а комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.
В данной работе под способностями мы будем понимать такую часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Развитие музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формирование начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни).
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Дети и музыка. Скачать бесплатно и без регистрации
... Одним из видов деятельности музыкальной является ритмические движения. На занятиях часть значительная времени отводится разучиванию различных под движений музыку. Дети учатся ускорять и движения замедлять, ... картины, рисунки, музыкальные инструменты, дидактические-музыкально игры. Итак, в доступной игровой детей у форме развиваются музыкальные способности. В игре быстрее дети усваивают требования ...
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как отражение эпохи
... достоверное отражение его жизни и времени. Да, ноты — не слова, но для Шостаковича музыка — это рассказ о пережитом: в его произведениях богатое событиями время представлено ... ему многих почетных званий и наград. В сочинениях Шостаковича проявляется его творческая индивидуальность и неповторимый музыкальный почерк. Шостакович достиг высочайшего мастерства во владении всеми музыкально-выразительными ...
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.
1.3 Воспитание музыкальных способностей дошкольников и пути их развития.
Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.
Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песни, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога — стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан. Александрова — нежно, ласково.
Педагогическая деятельность воспитателя с детьми в группах младшего ...
... результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к ... среды. Так же меня отправили во вторую младшую группу, где я уже продолжила свою практику. ... всех детей, инструктором изготовлены массажные коврики, дорожки, серсо и др. приспособления для физического воспитания. Музыкальный зал ...
Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник»
В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников особенно существенно формирование музыкально — сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука ( высоты, длительности, тембра и силы).
Понимаю проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.
Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания — развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней.
Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...
... компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов ... в «Книжный дом» - детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», «Как я провел вчерашний ...
«Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/razvitie-muzyikalnyih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-3/
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
- Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981;
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
- Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. — сост. В.И.Руденко – М.: 1980;
- Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие — М.: 1978;
- Готсдинер А.Л.
Музыкальная психология – М.:1993;
- Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педин-ститутов / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;
- Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;
- Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;
- Методика музыкального воспитания в детскомсаду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
- Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;
- Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева – Л.:Музыка, 1970;
- Музыка – детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка, 1976;
- Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка, 1981;
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема му-зыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;
- Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Акаде-мия», 1996;
- Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;
- Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музы-кальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;
- «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасо-вой – М.: 2000;
- «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасо-вой – М.: 1998;
- Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985;
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Ака-демия», 1996;
- Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкль-ного воспитания – М., 1989.
28 Arenson M. The validity of certain entrance tests as predictors of grades in music theory and ear training // Bull. of Council for Research in Music Education. (Sum) 1983. N 75. P. 33-39.
«Психология детей-сирот» Студент: Уразаева Алия гр. 14НП
... родителей. Предмет исследования: психология детей-сирот. Цель: исследование проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи исследования: 1. Провести анализ теоретической литературы по проблемам детей сирот. 2. Рассмотреть психологические особенности детей-сирот. 3. Выявить ...
29 Bever Th., Chiarello R. Cerebral Dominance in musicians and nonmusicians // Science. 1974. V. 185. P. 537-539.
30 Bharusha J., Krumhansl C. The representation of harmonic structure in mu-sic. Hierarchies of stability as a function of context // Cognition. 1983 (Jan).
V. 13 (I).
P. 63-102.
31 Davies J. The psychology of music. L., 1980. 240 p.