«Профессиональня культура и этика педагога психолога»

Содержание скрыть

В связи с изменением условием жизни, меняются требования к личности, меняются требования к образовательным организациям, педагогической согласованности преподавателя и обучающегося. Работа педагога психолога в системе образования, о необходимости которой много говорят и пишут, становится востребованной реальностью. В образовательных учреждениях должен иметь место специалист, которому предстоит вместе с родителями и преподавателями решать все возникающие вопросы и практические задачи. Педагогическое взаимодействие является одним из условий воспитания. Успешность работы, будет зависеть и от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости школьного психолога к этапу её научно-методического обеспечения.

Современное образование многопланово, оно трактует не только как процесс, результат, но и как ценность личности. Наше общество заинтересованно в развитии образования. Изменяется общество – изменяется образование. Чтобы удовлетворить возросшие требования социальной жизни, нововведения были просто необходимы.

Закон РФ об образовании, исходя из потребностей личности в самореализации, ставит целью создание условий для ее разностороннего развития, раскрытия способностей, выбора индивидуального стиля деятельности. Инновационные процессы станут неотъемлемой частью педагогической науки. Но какие бы новшества не осваивала конкретная школа, экспериментальная работа позволяет определить профиль, найти свое место среди образовательных учреждений, став учебным заведением нового типа.

Одним из конкретных специалистов, непосредственно задействованным в новом процессе развивающейся школы, является педагог-психолог. Его деятельности, месту психологической работы в структуре образовательного процесса посвящены работы педагогов и психологов А. И. Красило; Г.В. Муканиной; М.Р. Битяновой; И.В. Коноваловой; Р.С. Немова; Р.В. Овчаровой;Е.И. Роговой; и др.

Группа ученых – специалистов разработала «Положение о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности, место и роль в образовательном процессе.

Данная тема особенно актуальна для будущих психологов. Педагог – психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная этика должна включать в себя не только знания психологии, но и знания в области других гуманитарных дисциплин. Чем больше опыта, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

3 стр., 1223 слов

Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях ...

... факторов риска нарушения психического здоровья. Вот несколько примеров факторов риска: ненадлежащие условия гигиены труда и охраны здоровья работников, ограниченное участие в принятии решений, слабый контроль за своей областью работы, низкий ...

Исходя из вышеперечисленных фактов, сформулируем нашу тему: «Профессиональная культура и этика педагога психолога»

Объектом нашего исследования является профессиональная деятельность педагога психолога., Предметом исследования – культура и этика педагога психолога., Цели написания данной работы, Изучение специфики и актуальных проблем этики деятельности педагога психолога., Познакомиться с понятием педагогической этики и её составляющие.

Задачи:

Основной задачей этических норм и кодексов является внедрение в профессиональную среду принципов и норм профессиональной этики.

Глава 1. Зарождение и развитие педагогической этики

1.1 Этапы развития этики

Этика зарождается в глубокой древности в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической.

Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности постепенно отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс. Она становится способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: «что есть добро и зло», «как следует жить и почему», «к чему следует стремиться и чего избегать», «в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл»? Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни. Другими словами, для того чтобы научить человека, как следует жить и поступать, к чему стремиться и во что верить, этика должна была разрешить и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали, о природе нравственной идеализации, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. А для ответа на эти вопросы необходимо было понять, что такое человек и общество, что представляет собой мир, в котором живет человек, как он устроен и как он развивается. Таким образом, этика состоит из теоретической части — учения о морали, ее происхождении, сущности и функциях, и практической — нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

1.2 Этические учения Древнего Востока

Первые авторские размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникают в странах Древнего Востока и относятся к V I-II тысячелетиям до н. э. Помыслы эти отражали воззрения древних на мир, находя проявления религиозно-мифологического мировоззрения или сомнений в его правильности. При всем разнообразии и богатстве философско-этической мысли Древнего Востока свойственно некоторое внутреннее единство, отличающее ее от европейской философии:

отсутствие поступательного процесса накопления и приращения знания, которое только разнообразится и детализируется, но не растет и углубляется;

2 стр., 621 слов

«Этика отношений в системе « педагог – учащийся»

... педагога на учащегося является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Когда педагог видит в учениках равных себе людей ... в школе, но ни в ... в ... в ... В ... в требовательности к учащемуся, которую можно представить так: я, педагог, ... отношений. Поэтому нормальным является стремление педагога ... педагога и его способность уважать своих учеников проявляется в ...

не последовательное, развернутое во времени существование школ, учений и течений, а параллельное их сосуществование во времени;

отсутствие персонального философского творчества, определенная безликость историко-этического процесса;

весьма слабая ориентация на достижения естественных наук, на рациональную методологию и стандарты научного мышления и характерная для мифологического мышления образность, сочность и красочность языка;

общность воззрений на практическую направленность философских исканий, их ориентацию не на внешнюю действительность и объективную реальность, а на обретение блаженства и равновесия в себе. Эти черты философской мысли и всего общественного сознания отразили особенности исторической эволюции Востока и характерного для него жизненного уклада.

Классовая структура общества в подобных условиях имеет место к закреплению в иерархии наследственных каст, укрепляющих социальное неравенство. В таком обществе народ оказывается полностью зависимым и бесправным перед лицом общины и государства, увита рабскими цепями традиционных правил и превращенным в смиренное орудие суеверий. Инстинкт устойчивости и прочности своего бытия такой человек находит, в основном в религиозном сознании, утверждающем связь человека с окружающим миром, природой, божественным космосом . Слиться с ним, подчиниться ему, отказавшись от своего «я», следовать обычаям и традициям предков и выполнять указания старших — такова нравственность этого общества, такова суть его этических учений. Так, в Древней Индии к в I тыс. до н. э. на основании идеологии брахманизма, сложилось шесть ортодоксальных брахманских систем, признающих авторитет Вед и «Упанишад» — сборников древнейших мифов, легенд, сказаний и заклинаний, а также комментариев к ним 3 .

Главными идейными устройствами брахманизма стало учение о Брахмане как абсолютной божественной первооснове всего сущего и как его индивидуальном проявлении. Находясь в активном творческом начале всего бытия, Брахман выступает как мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Брахманизм поддерживает и закрепляет сложившийся социальный порядок и социальную стабильность, определяя правильный образ жизни, круг обязанностей для каждой касты, и одновременно выражает обобщенную суть предъявляемых к любому человеку требований: подавление, подаяние, сострадание, всеобщей гармонии бытия. (Рис. 1)

Рис. 1 Учение Брахманизма

Рис учение брахманизма 1

Где то в VI веке до н. э. в Индии завязывается оппозиционное ортодоксальное брахманизму учение, получившее название буддизма по имени его легендарного основателя . Это учение возникло среди гущи народных масс как отражение недовольства кастовым строем и выражение протеста против социальной несправедливости и угнетения.

12 стр., 5666 слов

Реферат по философии смысл жизни человека

... Русь не знала вопроса о смысле жизни. Человек - это краткий миг на пороге вечности. Античная философия говорила о высшем блате, ... природы и общества. Личность не может быть часть чего-то...». Однако трудно согласиться с тем антропологическим дуализмом, ... Этот факт свидетельствует в пользу того, что смысл жизни является по преимуществу социально - практической проблемой, непосредственно относящейся ...

В идеологии простых людей буддизм проповедовал духовное равенство всех людей, волю человеческого достоинства от кастового и социального статуса, осуждал присущую брахманизму сложную религию, богатые жертвоприношения недоступные для бедного народа. В то же время буддизм резко критиковал четко обозначившуюся в брахманизме тенденцию к перерождению от скромности и аскетизма, умеренности к роскоши, и богатству. Параллельно с постоянным подчеркиванием необходимости духовных волевых усилий по само овладению буддизм разворачивает широкую панораму нравственных установлений, наполненных общечеловеческим гуманистическим содержанием. Здесь обращает внимание требование скромности и простоты в жизни, умеренности и воздержанности во всем, вежливости и терпеливости в общении с людьми. Буддизм настаивает на учтивом отношении к старшим, требует не причинения вреда всему живому, отказа от грубости, зависти, гнева, ненависти. Ненависть, утверждает буддизм, кончается отсутствием ненависти, а не другой ненавистью. Творящий зло, ни когда не достигает умиротворения, ибо он вечно пребывает в состоянии озлобленности, зависти и недоброжелательности, и сотворенное им зло возвращается к этому глупцу, как пыль, поднятая против ветра!

Люди — постигшие истинную веру, принимают на себя обязательства быть добрыми, отзывчивыми, скромными и незлобивыми. Они отказываются от всяких привязанностей в жизни, проповедуя своей жизнью безропотность и неделание зла . Он должен быть правдивым и нежадным, радостным и приветливым, не выискивать чужие и избавляться от собственных недостатков путём постоянной работы над собой, выдержки и терпения.

Здесь можно выделить свойственное буддистской этике гуманистическое содержание, боль за человека, протестуя против его унижения и угнетения, против кастового строя, стремление научить человека достойной жизни и доброте в мире, полном страданий и зла. Все же в той жизни для истинного решения проблем страдания не было возможностей, и поэтому приходилось искать идеальный выход при помощи усилии, направленных на изменение сознания, перестройку внутреннего мира человека и устранение этого чувства и сознания злоключения. Буддизму оказалось в полной мере присуща характерная для идеализма попытка разрешения проблем одного только изменения сознания, оставляющая эти проблемы в действительности нерешенными.

1.3 Этика в Древнем Китае

Наиболее полное воздействие на формирование этической мысли в Китае оказало учение Конфуция ( 479 – 551 гг. до н. э.).

Подобно Будде, Конфуций не интересовался вопросами онтологии и гносеологии, однако, источником нравственных требований и ценностей он предпологал небо (Тань) как высшую творческую силу, действующую в природе и обществе . Небесное веление есть судьба, которой подчинены и люди, и государства, и человек должен безоговорочно последовать воле неба.

Основным понятием его этики является человеколюбие «Жень», которое обычно переводится как гуманность, человечность, человеколюбие. В итоге, этическое учение Конфуция закрепляло традиционный общественный порядок, общинно патриархальные устои жизни и социальное неравенство. На протяжении многих веков оно применялось правящими классами для сохранения стабильности и для удержания своего господства.

4 стр., 1867 слов

Мораль в жизни человека и общества

... также определить роль морали в жизни человека и общества. Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она ... совести» , не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения ...

Обучение тому, что источником морали является «воля неба», что правитель — сын неба. Человечность — прирожденное качество тех, кто управляет, тогда как простой народ чужд добродетелей и лишь системой церемоний и жестким ритуалом воспитывается в духе покорности и преданности, оказывалось весьма эффективным средством идеологического влияния, не лишившим своего значения в Китае и до сего дня. К этому учению можно отнести: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям. Вместе с тем оно мешало развитию личной самостоятельности человека в вопросах морали, в то же время и развитию самой морали.

1.4 Античная этика

Берясь к рассмотрению античной философско-этической мысли, можно отметить, что она явилась одним из выражений грандиозного и невиданного ранее взлета в истории мировой культуры, так называемого греческого чуда. Античная культура на многие века явилась как классический образец гармонии человека и общества, жизни и искусства, реальности и высокого человеческого духа. Дав всему миру образец всесторонне и гармонично развитой личности, античная культура продемонстрировала нравственную силу и доблесть общества, выработала новый жизнеутверждающий и оптимистический взгляд на мир и человеческую личность. Основным отличием от цивилизаций Древнего Востока, определившим принципиально новый тип развития античной Греции, стал более интенсивным и динамическим распад родового общества. Становление классового разделения труда, появлением частной собственности, эксплуатацией рабского труда в рамках товарного производства, развитием торговли.

Вступление Греции в эпоху эллинизма, ознаменовалось существенными социально-историческими сдвигами. Ключевым можно считать гибель античной полисной демократии. В результате завоеваний Александра Македонского, «озверевшего душой» и создавшего огнем и мечом огромную империю с жестокими восточно-деспотическими формами правления 9 . Ее быстрое уничтожение положило начало эпохе исторического волнения, полной дезорганизации привычных и устойчивых форм общественной жизни и всеобщего кризиса. Кормящую античную этику идеология классического греческого полиса, строящее на идеях разумного овладения и добровольного патриотического служения благу общества-государства, на старание рассматривать добродетель человека в связи с интересами общества, уступает место другим настроениям и идеям. Гнетут настроения разочарования жизнью, неверия в возможности разума доказать гармонию человека и общества, помочь достичь блага и счастья через участие в общественной жизни. Потому главной отличительной чертой этических учений этой эпохи, нестабильность и глобальная историческая катастрофа, начался поиск индивидуальных путей спасения, возможность достижения человеком благополучия и положительного смысла в жизни в труднейших и враждебных исторических условиях.

10 стр., 4769 слов

Этика как наука и ее роль в жизни общества

... А.О. Леонтович, В.В. Богатов подробно рассматривали в своих работах возникновение и развитие этики как науки и ее роль в жизни общества. А такие авторы, как Т.С. Коломейцева, ... и вера в научно-технический и социальный прогресс. Рациональность, которая обращена в сторону природного мира, понималась как господство и контроль человека над природой. [13] В философии человек не должен строить иллюзии по ...

Этические учения этого периода по-разному решали эту задачу, общей целью было стремление научить человека стойкости и мужеству, что бы переносить все тяготы и опасности и дать при этом душевное равновесие и достоинство. В итоге античная этика довольно точно описала круг вопросов и проблем нравственности и этики, демонстрируя многообразие способов их постановки и разработки. Из производного единого мифологического подхода к миру понемногу вырастает натуралистическая и идеалистическая концепции нравственности, важнейшей из которых ориентируется на природу человека, а вторая обращается к природе идеального мира.

Основоположники античности Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит, Цицерон, Полибий пытались раскрыть такие понятия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное развитие общественной эпохи. ( Рис. 1).

Этика классической античности утверждает высокую нравственность гражданского служения благу общества и государства, подходя на этом пути к постижению социальной природы добродетели. Разбирая образ жизни человека в обществе, проникая в содержание его деятельности и особенности, античная этика погружается в специфику самой моральности. Наиболее плодотворно разрабатываются проблемы блага и наслаждения, природы и содержания добродетелей, свободы и достоинства личности. Взгляд на личность как разумное существо, способное к добропорядочной жизни в обществе и обретению счастья, показывает гуманность античной этики. Тем не менее, распространение содержания своих учений в основном на свободных граждан определяло историческую односторонность античного гуманизма.

Античная этика оспаривала две основные категории – свободу и рабство. Расовые и национальные различия, особой роли не играли. Народ, подчиненный какой-либо идее, «борцы за идею», свободными не считались.

Тяга к бессмертию, характерное героям и героическому эпосу, было воодушевляющей основой всего античного учения.

Рис. 2 Мыслители Античности

Рис мыслители античности 1

1.5 Христианское учение о нравственности

Эпоха средневековья совпадает в Европе с периодом формирования, упрочения и постепенного разложения феодальных общественных отношений в V- XV вв. Становление феодального способа производства, основанного на личной зависимости земледельцев-крестьян от феодалов — «держателей земли» и внеэкономическом принуждении к труду, давало больший простор для развития общественного производства, чем при рабовладении. И если раб, как «говорящее орудие» не нуждался во внутренней узде, то средневековый крестьянин относительно более свободен. Здесь, возникает общественная надобность прибавить к механизму поддержки социальной устойчивости, основанному на военно-политическом и правовом гнете трудовых масс, идеологическую их отделку в духе подчинения, смирения и послушания. К массе государственного принуждения необходимо было добавить внутреннюю готовность и согласие народных масс принять земную жизнь со всей ее несправедливостью, жестокостью и несовершенством.

12 стр., 5897 слов

Виды деятельности человека

... В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, -- пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются ... Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в ...

Христианское учение открыло массовый отклик в сердцах людей, потому, что давало простой и ясный ответ на вопрос, почему мир так несовершенен и испорчен, жесток и страшен. Оно также обещало решительное избавление от множества бедствий и зол. Таким ответом на вызов времени стала идея всеобщей греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Христианская этика указывало на значительный шаг в культурном и нравственном развитии человеческого общества. Оно возвысило мораль над всеми другими формами духовного освоения мира, придав ей абсолютный характер и освятив авторитетом Бога. Все явления земной жизни приобретали свой смысл только в отношении Царства Божьего в свете исполнения человеком своего призвания — преодоления собственной корыстной ограниченности в духовном развитии.

Христианство впервые зафиксировало равенство всех людей перед Богом, а фактически в своих нравственных возможностях. Оно утверждало благородство, возвышенность и бескорыстность характер нравственности. Оно дало человеку духовные ориентиры и сформулировало нравственный идеал. Христианская этика воссоздала нужду отчаявшегося сознания, когда в условиях поголовного господства в земной жизни безнравственности человеческое стремление к правде и справедливости с необходимостью рождает веру в то, что если нравственность не в мире, то она по ту сторону его! Нужно только найти туда дорогу и твердо ей следовать! Итак, достижения и гуманистический пафос христианской этики были исторически обусловлены и ограничены своим временем.

1.6 Этика эпохи Возрождения и Нового времени

Между средневековьем и Новым временем лежит эпоха Возрождения (XIV—XVI вв.), знаменовавшая зарождение новых, капиталистических общественных отношений. С развитием разделения труда и трудовой частной собственности растет товарное производство и торговля, возникают тысячи новых посадов, поселений, городков — центров товарно-денежных отношений, ремесла, торговли, образования и культуры. Города постепенно превращались в центры антифеодальных настроений и формирования сословий горожан, относительно свободных от феодальной зависимости . Постепенно наука, а не церковь становится авторитетом в поисках истины (Рис. 3)

Рис. 3 Мыслители эпохи Возрождения

Рис мыслители эпохи возрождения 1

Товарное производство снимало характерное природному хозяйству ограничения и развивало нужду в развитии производительных сил, усовершенствования производства, навыков, умений и знаний работника. Была потребность в работнике, который способен трудиться не от страха, а на совесть. Нужда в развитии производительных сил дает толчок к познанию природы, к переориентации философии проблем средневековья на проблемы познания природы и человека. Односторонним выражением этих общественных потребностей стала гуманистическая идеология эпохи Возрождения. Оставаясь в рамках христианского мировоззрения и будучи в основном верующими людьми, гуманисты своим творчеством наносили удар средневековой теологической системе. Они создали достопримечательные произведения в области поэзии, литературы, искусства и философии, воссоздающие величие и ценность человека, его силу и мощь, допускающие рабское униженное положение и пробуждающее его причины — темноту и необразованность, господство суеверий и мистики. Анализируя социально-этическое содержание гуманистической идеологии эпохи Возрождения, необходимо зафиксировать, что с самого начала она формировалась в русле двух направлений, одно из которых отражало интересы растущей поднимающейся буржуазии, а другое — интересы угнетенного трудящегося большинства. Распределяя основные цели и установки гуманизма на повышение человека, прославление его величия и достоинства, деятельного характера бытия, на признание прав на счастье в земной жизни, избавление от темноты и невежества, суеверий и пороков, эти направления существенным образом расходились в средствах достижения своих целей. Здесь впервые была предпринята попытка преодоления прямого морализирования, обращение этики непосредственно к моральному сознанию индивида с увещеваниями быть хорошим и не быть плохим. Вместо этого традиционного для всей предшествующей этики способа исправления нравов здесь формируется новая программа возрождения морали — за счет поиска и целенаправленного воздействия на детерминирующие нравственность факторы, в данном случае на законодательство. А уже после этого этика все же должна показать человеку, привыкшему переступать мораль всегда, когда это можно сделать безнаказанно, что быть добродетельным, в конечном счете, очень выгодно и соответствует его интересу.

6 стр., 2604 слов

Организация взаимодействие педагога-психолога с педагогами

... воздействия на учащихся. Заключительным этапом является оценка проделанной работы и вклада каждого участника. Профессиональная деятельность педагогов ... степени включенности учителя и психолога в совместную деятельность. На первом этапе их сотрудничества определяются цели и задачи совместной деятельности, затем согласовываются стратегии ...

Этический натурализм, в любых своих разновидностях оказывается противоречивым в научно-техническом отношении. И социально опасным в практическом. Ибо, отыскивая истоки морального и аморального поведения человека в его телесности и природности, он фактически снимает ответственность за них с социальной действительности, которая является подлинным истоком всей нравственной жизни человека. Вся история этики свидетельствует, что как бы различно ни трактовали мораль, под нею всегда понимают нечто такое, что находится зa пределами действий природных факторов, что возвышается над природностью. Вопрос здесь может стоять так, как его поставил еще Кант: и мораль есть, и тогда она не детерминируется природой человека, или, если она детерминируется этой природой, тогда ее попросту не существует. И моральное, и аморальное поведение человека, и его сознательное, и бессознательное нравственное поведение всегда социально опосредовано как его индивидуальным жизненным опытом, так и ходом исторического процесса всего общества. Постичь его можно, только пользуясь данными всех наук на основе методологии социально-исторического познания.

В разные исторические эпохи, общество ставило перед этикой разные задачи. Актуальные, а именно для конкретного исторического момента и места. И каждый раз, выстроенные на имеющийся исторической базе этические концепции, претерпевали развитие и модернизацию. Пытаясь дать на возникающие вопросы необходимые на данном этапе развития общества ответы. Но каждый раз содержание этических учений обусловлено общественно — политическими и экономическими, социальными и множеством других аспектов на конкретном отрезке исторического пути. Универсальной этической концепции «на все времена» так и не создано, что подчеркивает динамический, развивающийся характер этического учения.

11 стр., 5227 слов

Методическая деятельность в профессиональной школе

... педагогического мастерства. Цель данной работы – рассмотреть методическую деятельность педагогов профессиональных школ. Задачи: 1) Рассмотреть сущность деятельности педагога; 2) Рассмотреть виды методической работы; 3) Определить уровни и формы осуществления методической работы. 1. Сущность методической деятельности педагога Методическая деятельность в полной мере ...

Глава 2. Профессиональная этика и личностные качества психолога

2.1 Профессиональная этика

Профессиональная этика является частью этики общей, и она не поддаётся сомнению. Если этика — это учение о правилах и нормах поведения в целом, то профессиональная этика — это профессиональные кодексы поведения . Иначе говоря — это моральные стандарты отдельно взятой профессии, это стандарты общей морали. Одним из видов профессиональной этики является психолого-педагогическая этика. Она определяется оригинальностью профессиональной деятельности педагога-психолога и имеет свои характерные аспекты в исполнении норм и принципов морали, которые вместе образуют этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования 14 . Учёными в области профессиональной этики была открыта и постоянно объединяющая модель профессионализма педагога-психолога, а именно: свобода, творчество, ответственность. Специфика этих ценностей заключается в понимании того, как построить и удержать взаимодействие свободы выбора и ответственности в работе педагогов. Надобность в «универсальном профессионале» касается и переосмысления самого понятии «профессионал»: Во-первых, перестали совпадать представления о квалифицированном специалисте и профессионале. В сфере образования и культуры профессионализм — это и мастерство, и образ жизни, и миропонимание, и принадлежность к профессиональному сообществу. Во-вторых, так как в науке это понятие строго не определено, говорят то о профессионализме личности, то о профессионализме деятельности. В нормативных документах поставлены требования к профессиональной деятельности. Всё же когда заходит речь о профессиональных достижениях, всегда отмечаются личностные качества педагога — психолога: увлечённость, преданность профессии, работоспособность, и только после восхищения человеческими качествами, обсуждаются результаты его труда. Очевидно, что для гуманитарной сферы и сферы культуры точнее будет формулировка «профессионализм личности и деятельности» специалиста.

2.2 Этические принципы педагога психолога

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Существует широкое и узкое понимание этики. Она имеет очень большое значение в работе педагога-психолога. Этика в широком смысле – это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Однако он должен придерживаться многих этических принципов в общении с детьми, с другой стороны, передавать этические знания ученикам, помогать усваивать их и строить на этой основе свое поведение. Этическая принципиальность является основой профессионализма педагога-психолога: Эмоциональные переживания — гордость, гнев, любовь, сочувствие. Волевые качества — вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность. Социальные качества — это жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового, активность, культура поведения. Трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.

Люди многих профессий, в России, и в других странах имеют свои этические кодексы. Они утверждены на профессиональных съездах или собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной профессии. Есть несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

К основным принципам относят:

1. Принцип конфиденциальности

Для того чтобы иметь моральное право на использование полученной информации, необходимо получить разрешение у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от ребенка, какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений. Иногда бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разрешения. В этом случае, нужно просто заранее поставить ученика в известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно. Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

— Не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;

— Договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право «вето»).

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения.

3. Принцип юридической и правовой правомочности

4. Принцип морально-позитивного эффекта

Существует причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с педагогом-психологом.

Таковы некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение которых обязательно в работе педагога-психолога.

2.3 Личностные качества психолога

В работе психолога профессиональные и личностные качества очень часто бывают связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются основной составляющей профессиональной успешности психолога.

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Важными нравственными качествами педагога психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, гуманность, интеллигентность, педагогический такт и деликатность (Рис. 4)

Большое значение для психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

Рис. 4 Педагогический такт

Рис педагогический такт 1

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

К числу важных личностных свойств, практического психолога можно отнести способность к сопереживанию, умение понять состояние клиента. Тем не менее важно и умение сохранять некоторую дистанцию. Если не соблюдать данное правило у психолога может возникнуть «синдром сгорания» и «коммуникативной перегрузки».

Главное качество педагога психолога — уверенность в поведении с клиентом. Иначе он не будет заслуживать доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Некорректность психолога это склонность приписывать своей профессии значимость и исключительность.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

Еще одно необходимое качество — развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Важным качеством в работе психолога является принятие личной ответственности. Потому, что многие моменты в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей. (Рис.2)

Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.

Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

Рис 2. Профессиональная этика

Рис профессиональная этика 1

2.4 Проблемы прикладной этики и пути решения

Возникновение прикладной этики обусловлено несколькими причинами такими как:

— осознание обществом ценности человеческой жизни;

— рост могущества человека из-за стремительного развития науки и обращение к вопросам о пагубности потребительского отношения человечества к природе;

— обсуждение целесообразности вмешательства в генетику человека;

— аморальность расслоения стран мира на богатых и бедных.

Большой рост знаний и развитие технологий вызвали своеобразные сдвиги в сознании человека. Превращение абстрактных понятий в надежные моральные принципы, создавало определенную систему координат, всё что складывалось на протяжении веков, изменяясь, не теряло своей сути, начало меняться. Следствием стало изменение мировоззренческих ориентиров, ценностных установок и нормативных систем. Прогресс в науке и технологии существенно изменил и продолжает менять образ жизни и среды существования человека. Перед человеком встала новая проблема: как выжить в стремительно меняющихся условиях жизни.

Современная этика обращается к проблемам, доселе ей незнакомым. Из теоретической науки она превращается в прикладную. Так возникли отдельные виды прикладной этики: биоэтика, экологическая этика, этика хозяйствования, этика науки, политическая этика, а со временем и прикладная этика в целом.

Прикладная этика связана с теоретической и нормативной этикой. Теоретическая этика составляет методологическое основание прикладной этики, а нормативная является основой для обоснования ее ценностных императивов. По сравнению с теоретической, прикладная этика имеет место объяснение природы отдельных моральных феноменов, а исследование их проявлений главных для всего человечества нравственных ситуациях .

Проблемы прикладной этики характеризуются следующими признаками:

— они возникают в публичных сферах жизни и требуют общественного контроля. Значит, их решение зависит от общества и предусматривает административное, правовое, профессиональное регулирование.

Например, решение проблемы выбросов в атмосферу обеспечивается сложным механизмом, который предусматривает наработки и обсуждения в профессиональных кругах предложений по уменьшению этих выбросов, представление и утверждение соответствующих законопроектов, создание механизмов контроля над реализацией;

— для решения этих проблем недостаточно одной доброй воли, нравственной решимости, необходима здесь профессиональная строгость.

2.5 Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

— Способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

— Умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей.

-Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия.

— Уметь сочувствовать, сопереживать другим людям, понимать их состояние, оказать им посильную помощь.

— Уметь управлять собственными эмоциями, состоянием и мобилизировать психические функции. ( Схема №1)

Схема №1 Способствующие эффективности деятельности психолога

Схема способствующие эффективности деятельности психолога 1

2.6 Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

— Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной деятельности.

— Неумение воздействовать на участников образовательного процесса.

— Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.

— Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения.

— Привязанность к одному подходу, категоричность.

— Стремление к самоутверждению посредством клиента.

— Оценочное отношение к личности и точкам зрения.

— Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.

Схема №2 Основных проблем препятствующих деятельности психолога

Схема основных проблем препятствующих деятельности психолога 1

Глава 3. Нормы и принципы профессиональной этики педагога

психолога

Педагогическая деятельность педагога психолога всегда занимало важное место в обществе. В современных условиях функции существенно расширяются и усложняются, что предъявляет более высокие требования к культуре поведения педагога психолога.

Педагог-психолог это общественная личность. Личность зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Для педагога-психологадействуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми .

К человеку, претендующему на должность педагога психолога в системе образования, предъявляются определенные квалификационные требования. Главное из них состоит в том, что такой человек должен иметь диплом о высшем психологическом специальном образовании.

Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, психологу необходимы знания, умения и навыки в области психодиагностики, психотерапии, дефектологии, психологического консультирования. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми. Способность управлять собой. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

Обобщая исследования профессионально важных личностных черт психолога, можно выделить следующие личностные черты (Рис. 2)

— концентрация на ребенке, желание и способность ему помочь;

— открытость от собственных взглядов и суждений, гибкость и терпение;

— способность предъявлять подлинные эмоции и переживания;

— вера в способности ребенка к изменению и развитию, уравновешенность, терпимость, уверенность в себе;

— адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

— богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.

Кроме того педагогу-психологу необходимо умение слушать, умение понятно говорить, профессионализм, понимать последствия своего влияния, здравый смысл, самообразование, личная ответственность.

Рис. 3 Особенности профессиональной этики

Рис особенности профессиональной этики 1

Большую роль в создании имиджа педагога-психолога играет внешний вид. Он является важной составляющей его профессиональной деятельности.

Внешний вид педагога-психолога должен внушать доверие между ним и учеником. Для этого одежда психолога не должна быть вызывающей, «кричащей». Важно, чтобы внешний вид психолога настраивал на работу, а не отвлекал. Деловой стиль в одежде не обязателен. Не стоит носить слишком дорогую одежду или уж слишком простую, чтобы это бросалось в глаза. Психологу не следует применять яркую косметику. Не стоит также носить крупные, броские украшения. Что касается духов, то он не должен иметь резкий аромат.

Стоит отметить, что каждый вид психологического консультирования предъявляет особые требования к личности психолога. ( Рис. 4)

Рис. 4 Правила бесконфликтного общения

Рис правила бесконфликтного общения 1

Заключение

Педагог психолог – это личность, к которому предъявляются большие требования как профессиональные, так и личностные. Это – профессия, требующая постоянного развития и коррекции профессионализма, внутреннего мира и самообразования

Современному специалисту необходимо владение этикетом. Учитывая функции этикета, педагог психолог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей. Этикет дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Она состоит, в мелочах: в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь тому, кто в этом нуждается, вести себя скромно, беречь природу, уважать чувства и мнения людей.

Культура – это уважительное отношение к миру и к людям. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – это необходимость уважительного отношения к другим.

Данная тема особенно актуальна в наше время ведь профессиональная этика – это совокупность моральных норм и правил, она определяет отношение человека к своему профессиональному долгу. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей.

В данной аттестационной работе рассматривались ведущие профессиональные и личностные качества педагога психолога. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция в основном выстраивается на основе профессиональных знаниях и умениях. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основа успешной работы педагога психолога, по моему мнению, определяются профессиональными умениями его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять свою работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист. В свою очередь, высокий уровень развития психолога является условием, обеспечивающим возможность системного ведения профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.

Психолог — это не профессия, это образ жизни. Нет труда сложнее и ответственнее, чем труд педагога психолога. Современный ритм жизни требует от психолога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Хороший специалист должен быть образцом поведения, подражания для детей. Он должен помочь, выйти из трудной жизненной ситуации, давать нужные знания, советы. Он должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. В целом комплекс этих качеств называется талантом общения.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/professionalnaya-kultura-psihologa/

  1. Абрамов Г.С. Практическая психология – М.: 1997

  2. Абрамова Г.С. Практическая психология – М.: Академический проект, 2001

  3. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 200

4. Афанасьева В.Г. Системность и общество. – М.: 1990

5. Бергер П.Л. Приглашение в обществознание. Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996

6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999.

7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов: Феникс,1999

8. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. Учебник. – М.: Гардарики, 2003

9. Гусейнов А.А. Краткая история этики. М.: 1987

10. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. ИНФРА –М.: 2000

11. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В., Этика: Учебное пособие. — М.: изд. В.М. Скакун, 1999

12. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов на Дону. Феникс, 1999

13. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., 1980

14. Иванов В.Г. История средних веков. Л., 1984

15. Карандашов В.Н. Введение в профессию. – М.: Смысл, 2000

16. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996

17. Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб 1994

18. Крупецкий В.А. Психология. Москва «Просвещение» 1980

19.

20.

21.

22.

23.

24.

«Приложение»

Анкета для подростков.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали.

2. Я постоянно чувствую ответственность за порученную мне работу.

3. Я волнуюсь за свое будущее.

4. Многие меня ненавидит.

5. Я владею меньшей инициативой, чем другие.

6. Я волнуюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупо.

8. Внешний вид других гораздо лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю много ошибок.

11. Как жаль, что я не умею как следует разговаривать с людьми!

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе!

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия чаще одобряли другие.

14. Я слишком скромный.

15. Моя жизнь не приносит пользы.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня много.

19. Люди не очень интересуются моими достижениями.

20. Я стеснительный.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я смущаюсь, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я постоянно чувствую себя скованным.

26. Я думаю о том, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все воспринимают гораздо легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должно что то случиться

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не такой коммуникабельный как другие мои сверстники

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня другие

Анкета для подростков  1

  1. Результат теста

Посчитай сумму баллов и определи уровень своей самооценки

20 – 25 баллов:

15 – 18 баллов:

10 – 12 баллов: