Этика как наука и ее роль в жизни общества

Практически во всех исторических периодах этика являлась неотъемлемой частью культуры, поэтому актуальность данной работы обусловлена необходимостью структурирования и систематизации информации на основе всех периодов развития этики как науки.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.

В истории этики сложилась система категорий, которые отражают в своем содержании нравственные ценности общества. В число основных категорий включены: «добро» и «зло», «долг», «совесть», «честь», «достоинство», «счастье», «любовь», «дружба», «смысл жизни». Эти категории являются теоретическими понятиями этики и основными понятиями морального сознания, которыми пользуется человек. [15]

В научных трудах зарубежных и отечественных исследователей (социально-философского, социологического, педагогического, этического, юридического направлений) прослеживаются различные методы определения сущности и специфики этики как науки, выявления ее особенностей и характерных черт различных периодов, а также ее значение и роль в жизни общества.

Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученные-философы, как А. Айер, Р. Гарэ, С. Стивенсон, которые исследовали ряд важных положений о содержании и специфики этики. Многие аспекты данной проблемы освещались в трудах дореволюционных юристов (И.Кант, Л.Фейербах, К.Маркс), известных отечественных философов (В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой).

Объектом исследования в данной курсовой работе выступают этические учения, развивающиеся на протяжении многих веков.

Предметом исследования в данной работе являются социально-исторические особенности этики как науки.

Цель данной курсовой работы состоит в анализе основных социально-исторических особенностей этики как науки в различные периоды развития. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

Выявить особенности общества эпохи модерна

Проанализировать социально-историческую характеристику периода конца ХIХ — начала ХХ вв.

Рассмотреть этику экзистенциализма как разновидность этического иррационализма модерн этика экзистенциализм неопозитивизм

Исследовать этику неопозитивизма в ХХ в.

Изучить этику ненасилия в ХХ в.

14 стр., 6591 слов

Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

... Социология как наука 1.1 Предмет социологии sociologos Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. ... новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, ...

В качестве базы для изучения данной проблемы были использованы публицистические материалы правового характера в периодической печати, а также учебная литература.

Данная тема рассматривается во многих статьях и учебных пособиях. Такие авторы, как Л.П. Шиповская, А.А. Гусейнов, И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, А.О. Леонтович, В.В. Богатов подробно рассматривали в своих работах возникновение и развитие этики как науки и ее роль в жизни общества.

А такие авторы, как Т.С. Коломейцева, О.Ф. Русакова, Б.В. Емельянов, Ю. Хабермас, С.Е. Юрков выявили определенные особенности этики в различных исторических периодах.

В данной курсовой работе применялись общетеоретические методы исследования такие как анализ, синтез, дедукция и классификация.

Глава 1. Трансформация этических учений в конце ХIХ — начале ХХ века

1.1 Особенности общества эпохи модерна

Основной задачей данного параграфа является выявление и детальное рассмотрение особенностей общества эпохи модерна.

Прежде всего, модерн — это особая мировоззренческая установка, которая утвердилась в Европе благодаря эффективному распространению идеалов Просвещения в противоположность предыдущим эпохам. В отличие от предыдущей эпохи здесь царствует не рациональность, а иррациональность.

Всеми известный немецкий философ Г. Гегель имел свою точку зрения на сложившийся исторический период развития. Модерн для него — это эпоха, которая остановила власть религии Средневековья и была нацелена на саморазвитие в соответствии с основаниями, которые были присущи только ей, а не в соответствии со сложившимися старыми принципами. [11]

На основе всего этого возникает потребность в формировании новых идеалов. Очевидно, что век модерна должен привести к изменению понимания человека в сложившихся различных условиях.

Различные идеи модерна зарождались и действовали в жизненном мире, в основном в повседневной жизни, воплощались в религии, политике, праве, искусстве, литературе и других сферах. Однако именно философия возвела их в общую и всеобщую форму.

Для модерна также характерен культ науки и вера в научно-технический и социальный прогресс. Рациональность, которая обращена в сторону природного мира, понималась как господство и контроль человека над природой. [13]

В философии человек не должен строить иллюзии по поводу обретения новых ценностей, а просто воспринимать и довольствоваться жизнью такой, какая она есть на самом деле.

Главными чертами данной эпохи считается постоянная модернизация, непрерывность преобразования и стремление общества к чему-то новому. В этот период на смену традиционному обществу, приходит индустриальное. Изменяются все основы общественной жизни, например, одна религия сменяется другой. Утверждается стремление рационально объяснять любые, в том числе непостижимые проявления социальной жизни. Человек начинает рационально действовать во всех видах деятельности, так как в традиционном обществе люди действовали также, как их родители.

В модернизированном обществе каждый человек должен уметь приспосабливаться к изменяющейся среде. Ему необходимо привыкать к новым устоям и канонам, к новым духовным ценностям и ритму жизни. Человеку приходится брать на себя персональную ответственность за сохранность новых ценностей.

14 стр., 6643 слов

Духовная жизнь в современном обществе

... потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху. Духовная жизнь -- это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения ...

Новая эпоха освобождается от довлеющей власти прежних традиций во имя набирающего обороты самостроительства согласно своим собственным канонам развития. [6]

Традиции перестают выступать нравственным ориентиром для жизненного мира человека. Следует отметить, что в модернизированном обществе также высока мобильность населения.

Общество в эпоху модерна имеет отличительные признаки от традиционного:

  • высокий уровень гражданской культуры (служит предпосылкой демократии);
  • развитие гуманитарных наук (философия, этика, культурология);
  • проявление особого внимания к духовному миру личности;
  • секуляризация всех сфер общественной жизни;
  • высшей ценностью является свобода, а также гуманизм;

стремление к всеобщему процветанию и счастью

достижимость «светлого будущего»;

  • познаваемость мира и вера в прогресс.

Просветители данной эпохи разработали теорию «нового общества», главной составляющей которой были общечеловеческие принципы и моральные ценности: равенство, справедливость и свобода. У человека появляется новая цель — освободиться от любых типов зависимости. Соответственно его высшей ценностью становится свобода.

Великий французский философ Р. Декарт утверждал, что фундаментом культуры человека должны стать разум, а не религия. Следовательно, смыслом человеческой жизни выступает не религия, а собственная нравственность. Лишь тогда человек сможет познать самого себя, когда будет уметь контролировать и анализировать свои поступки и иные действия. [2]

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в эпоху модерна произошли важные системные преобразования всех основ традиционного общества и утверждение на их месте новых критериев, опирающихся на систему доказательств и авторитетов, а также собственную логику и разум.

Отныне вопросы веры полностью стали зависимыми от рассудка и рациональных выводов человека. Новая эпоха освобождается от господствующей власти традиций и начинает развиваться на основе собственных канонов развития.

1.2 Социально-историческая характеристика периода конца ХIХ — начала ХХ века

Главной задачей данного параграфа является выявить социально-исторические характеристики периода конца ХIХ — начала ХХ вв. и их проанализировать.

В этике, как и в других науках в целом, наступил новый этап развития. Этика Нового времени достигла высокого теоретического уровня осмысления нравственных проблем, при этом дав возможность этике стать самостоятельной научной дисциплиной.

В этике совершается антинормативный поворот, то есть отказ от универсальных программ нравственного поведения, отказ от понятия «норма» как ключевой этической категории в пользу понятия «ценность». В этике XIX в. можно выделить два главных этапа: социологизм и иррационализм.

Социологизм, представляет мораль как социальное явление, которое порождается общественными отношениями. К данному направлению можно отнести учения Карла Маркса. По его разработкам, человек в обществе отчуждает не только свою человеческую, но и моральную сущность. Известный философ утверждал, что фундаментом общественной жизни является общественное производство. [7]

Следовательно, с последующим развитием общественных отношений складываются и нравственные. Человек может сохранить свое человеческое бытие не благодаря окружающему миру и его ценностям, а вопреки им. Марксистская теория, провозглашая мораль социальным явлением, основанным на экономических отношениях, призвал к ликвидации буржуазного общества, в котором моральные отношения представляются как отношения вещей. Таким образом, в центре марксистской этики находится реальный человек.

5 стр., 2133 слов

Этика как философская наука

... человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и т.д.). Поэтому, уже начиная с древности, этику было принято считать «практической философией». Возникновение этики как ... этики. По Бэкону цель этики, как и всякой науки, ... философская этика собственными средствами не может доказать абсолютности претензий морали. Этика ... темперамент, обычай. Им философ назвал особый срез ...

Иррационализм, т.е. этика в «философии жизни», которая предполагает, что жизнь — главный предмет осмысления и основа бытия. Одним из исследователей данного этапа является А. Шопенгауэр. В своей исследовательской работе «Мир как воля и представление», философ повествует, что наш мир устроен неразумно и человека объявляет существом, руководствующимся в своей жизни не разумом, а желанием и волей.

По его мнению, создающая мир воля бессмысленна, а порождаемые ею существа не удовлетворены, в мире царит страдание. Из этого вытекают два основных нравственных принципа: справедливость и человеколюбие. [1]

Все поступки, совершенные нами, которые нацелены на достижение личного блага, он расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Можно сделать вывод, что чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его внутренне страдание.

Научные разработки А. Шопенгауэра оказали большое влияние на труды Ф. Ницше, который также выступал против господства разума над жизнью, а также отрицает страдание. Ницше критикует мораль сочувствия, осуждает излишнюю эмоциональность и духовную стадность. Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких жизненно-сложных обстоятельствах.

Также философ воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой и жесткой дисциплиной. Ницше показывает глубокую пропасть между природой и сущностью человека как морального существа. [5]

Теории нравственных начал, выдвигаемые исследователями в период конца ХIХ — начала XX вв. получили огромное распространение. По их мнению, удовольствие и страдание составляют всю суть человеческой жизни. Согласно утилитаризму (одно из направлений в этике), все люди стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей и желаний. Целью любого человека является получение наибольшего удовольствия, при наименьших страданиях.

Данное этическое направление сопоставляют с работами И. Бентама, утверждавшего, что утилитаризм должен утвердиться на общественном уровне, но лишь с поддержкой государства.

Дальнейшее развитие утилитаризм получил в исследовательской работе Дж. С. Милля, под названием «Утилитаризм». В ней он впервые вводит деление получаемых удовольствий на низкие и высокие, тем самым систематизируя и развил идеи предыдущих мыслителей.

Получили свое распространение также этические взгляды и учения русских философов. Например, в своих работах В. С. Соловьев утверждал: «Истинная суть человека — это живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но новый духовный человек».

Остаются задачи по осуществлению всеединства для человечества в целом, чтобы христианство стало «всечеловеческим миром», где исчезнут национальный эгоизм и вражда.

Следует стремиться к тому, чтобы все твои ближние стали нравственно совершенными. В итоге человек и Бог должны преодолеть независимость друг от друга и стать единым целым.

7 стр., 3264 слов

Образ человека в экзистенциализме

... теория о жизни и для жизни, она пропитана гуманизмом и заботой о человеке, именно поэтому я и выбрала эту тему для написания реферата. Целью своей работы я вижу изучение образа человека в философии экзистенциализма. Для ...

Известный русский философ Н. А. Бердяев по-своему понимает идею свободы. Он бросил вызов духу времени, в котором стали господствовать расчет и материальный интерес. Он говорил: «Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических усилий.» [9]

По его мнению, из свободы Бог и создает человека — свободное существо. Человек должен сам выстраивает собственную концепцию ценностей, что выберет человек — зависит только от него.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что этика Нового времени имела определенную цель — изучить общеобязательные нормы морального поведения, а также формы сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения. В ХIХ века этика большое внимание уделяет изучению психологических основ человеческого поведения. Основным достижением этого периода стало создание нового этического мировоззрения. В этике совершается важный переворот, это проявляется в отказе от традиционных принципов нравственного поведения.

Глава 2. Новые виды этических систем в истории этики ХХ века

2.1 Этика экзистенциализма как разновидности этического иррационализма

Основной задачей данного параграфа является изучить и проанализировать этику экзистенциализма как разновидность этического иррационализма, а также выявить ее характерные особенности.

Экзистенциализм представляет собой определенное направление в философии XX века, которое делает акцент на уникальности иррационального бытия человека. Человек в присущих системах рационализма понимается как нечто определенное только в своей всеобщности, а не единичности. Этике экзистенциализма характерны черты одинокости и бестолковости человеческой жизни.

Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис разума и гуманизма. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений предмета философии, ее задач и возможностей новых современных положений.

Экзистенциалисты не предлагали новых философских идей так, как они ставили в центр внимания индивидуальные жизненные вопросы и проявляли к ним особый интерес.

Многие исследователи данного исторического периода пытались познать человека в критических и стрессовых ситуациях. Они сосредоточили свое внимание на проблеме духовной выдержки и силе человека, который вышел из собственной зоны комфорта, из-за огромного потока событий. Экзистенциалисты обращали особое внимание на существование личности в окружающем мире и на его естественную свободу. Для экзистенциализма главный вопрос о том, как человек может отстоять свою индивидуальность в различных ситуациях, остается открытым.

Согласно представлениям и трудам экзистенциалистов, человек будет являться хозяином своей собственной судьбы лишь тогда, когда его действия будут носить непосредственно импульсивный характер.

Экзистенциализм делят на два течения: религиозный (Л.Шестов, К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр).

Общим для них является тот факт, что человек, обладая абсолютной свободой, в своей деятельности должен опираться на оценки добра и зла. По мнению экзистенциалистов, человек должен отстаивать свою свободу, при этом, если необходимо восставать против посягательства на свое уникальное Я. [12]

5 стр., 2090 слов

Этика экзистенциализма

... его автономию. Сартр настаивает на гуманистическом характере экзистенциализма: существуют только люди и только от них зависит характер ... ступени, люди погружаются в страдание. Религиозный человек — это страждущий человек. Прекращение страдания означает прекращение религиозной жизни. Кьеркегор считал, что люди, ... них должна была стать специальная работа по этике. Однако мы имеем лишь наброски, хотя и ...

Родоначальником экзистенциализма считается известный датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856 гг.).

Работы философа были направлены на осознание им неблагополучия мира. В его трудах заложена основная мысль — душа является первичной ячейкой для человека, а тело вторичной. Он считал, что человек является синтезом души и тела, свободы и необходимости.

В процессе жизни человек, согласно его представлениям, может проходить три сменяющие друг друга стадии, которые противоположны между собой. Эти стадии следующие:

Эстетическая (когда человек обращен к внешнему миру и погружен в мир чувств, а целью его жизни являются удовольствия).

Этическая (когда у человека существует стремление к наслаждению, которое в дальнейшем замещается чувством долга, и он добровольно подчиняется нравственным законам).

Религиозная (когда человек выбирает веру, как основу организации собственной жизни, при этом служит Богу).

Переход от одной стадии к другой совершается в результате волевого выбора человека. Личность направляют по этим стадиям жизни забота и отчаяние (два основных критерия).

Отсутствие отчаяния приводит к появлению страха, который приводит к выбору и способствует изменению человеческой жизни.

Важное и особое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, в свою очередь она определяется как личный выбор человека из огромного числа его возможностей. Если свобода не будет соответствовать с нравственными требованиями и интересами существующего общества, то она легко сможет превратиться во вседозволенность, и тогда наступит хаос. Люди должны стремится к свободе, так, как только с помощью нее можно реализовать свой индивидуальный потенциал. [4]

Свобода — это одно из важных понятий в философии известного французского исследователя Жан-Поля Сартра. По мнению Сартра, человек послан в этот мир, он не выбирает где ему родиться и существовать, но заведомо обречен на полную свободу и ответственность за себя и свои поступки, а также за действия окружающих его людей. Сартр понимает человеческую свободу как абсолютное бытие.

В результате его исследований он пришел к выводу, что каждый из нас существо абсолютное, так как мы удовлетворяем биологические потребности и действуем на основе собственных канонов и нравственных принципов. Нет никакой разницы между свободным бытием, бытием-проектом, существованием, выбирающим свою сущность, и абсолютным бытием. И нет никакой разницы между расположенным в истории и универсально постижимым бытием.

Человек, предоставленный самому себе, является творцом своей судьбы и сам несет за нее ответственность. Следовательно, вопрос о свободе и ответственности изначально заложен в размышления и исследования экзистенциалистов. [14]

Таким образом, идеальная свобода для человека — это свобода личности от общества.

Карл Ясперс (1883—1969) известный немецкий философ-экзистенциалист, как и многие другие представители этой философии, внес огромный вклад в историю развития этики экзистенциализма.

8 стр., 3615 слов

Философия ненасилия

... философии. 1. Под понятием философии ненасилия подразумевается система этических, нравственных, психологических, социологических и собственно философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека ... и жестокость, которые свойственны только человеку и практически отсутствуют у других млекопитающих. Насилие негативно по своему определению. Это разрушительная сила, ...

Ясперс отказывался признавать в человеке существование некоторой неизменной природы. Вместе с тем, Карл Ясперс не согласен с созданием универсальной картины человеческого существования и постижение смысла истории. Во времена, когда ни религия, ни наука не пользуются колоссальным доверием у человека, основой этого единства, считает Ясперс, может стать только философская вера, которая приобретает свои истины из библейской религии.

Известный философ-экзистенциалист является сторонником библейской религии, так, как только ее он считает всеохватывающим историческим течением, из которого любая вера извлекает нужное ей содержание. Согласно разработкам Ясперса, философия не утрачивает смысл и сущность человеческого существования.

По его мнению, натолкнувшись на границы своего мышления, человек в незнании постигает свое бытие. Это как раз происходит в экзистенциальном акте веры. Этика Ясперса не определяется с помощью этических правил и устоев, каких-либо моральных принципов, указывающих воле человека правильный путь.

Цель этики состоит в том, чтобы изменить эту волю в ее основе, с помощью экзистенциально-проясняющего призыва к самобытию, проявлять стремление к нему и заставлять действовать. [10]

Экзистенциализм обращает свое внимание на духовную стойкость человека перед лицом враждебного и жестокого ему мира. Его представители считают, что человек — это не инструмент, которым можно манипулировать. Человек, по их мнению, является субъектом свободного и ответственного бытия. Экзистенциалисты утверждают, что человек не определяется никакой сущностью: ни обществом, ни природой, так как такой сущности, по их мнению, не существует.

Специфика экзистенциализма как этической концепции заключается прежде всего в представлении принципиально нового понимания человека и его места в мире, смысла его жизни и значения человеческого существования. С позиции многих ученых-экзистенциалистов, чтобы встать на путь свободного человеческого бытия, индивиду достаточно, не меняя внешних условий, изменить только внутреннее направление сознания. Так же у экзистенциалистов сложилось мнение, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а должен высоко ценить все то, что напоминает ему о суетности его практических начинаний.

При изучении и анализе этики экзистенциализма как разновидности этического иррационализма можно сделать определенный вывод, что в целом этика экзистенциализма проникнута моментами одиночества, обреченности и бессмысленности человеческой жизни.

Общим, для различных этических представлений, относящихся к экзистенциализму как к одному из философских течений, является анализ существования личности в окружающем ее мире.

В настоящее время влияние экзистенциализма существенно ослабло, однако его основные идеи были усвоены другими направлениями современной философии и до сих пор имеют влияние на мировоззрение людей через различные сферы жизни.

2.2 Этика неопозитивизма в ХХ веке

Основной задачей данного параграфа является изучить и проанализировать этику неопозитивизма ХХ века и определить ее характерные черты.

Неопозитивизм сформировался в 20 -е годы XX в., как историческая форма позитивизма. Его родоначальники — М. Шлик, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б Рассел, А. Тарский и Я. Лукасевич. [8]

13 стр., 6018 слов

Педагогическая этика и мораль

... называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии. Задачей педагогической этики как науки ... и всех педагогических работников. 1.2 Педагогическая этика в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми 1.2.1 Учитель и ученики В педагогической этике рассматриваются нравственные ...

Неопозитивизм — это философское направление, во внимании которого находятся философско-методологические проблемы. К ним относятся:

Роль знаково-символических средств научного мышления

Отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки

Природа и функции математизации

В этике неопозитивизм является попыткой применить методологические принципы философии неопозитивизма к анализу явлений морали. Задачи этики состоят прежде всего в изучения языка морали — нравственных высказываний, терминов, которыми обозначаются соответствующие понятия морали. По мнениям многих ученных-неопозитивистов, этика, может быть научной, она должна воздерживаться от решения каких-либо нравственных проблем, так как моральные суждения нельзя объяснить с помощью фактических знаний.

В этике неопозитивизма выделилось несколько разновидностей, например, логический позитивизм и позитивизм лингвистического анализа, что объясняет определенные различия этических взглядов его сторонников., Представители этики неопозитивизма обращают внимание на определенные нравственные высказывания, которые утверждают, что моральное сознание может стать предметом научного анализа. Таким образом, этика должна изучать язык морали.

Неопозитивисты утверждают и доказывают, что в моральных суждениях речь идет не о существующем, а о должном. Данные суждения не подвергаются проверке на истинность, поэтому и являются нормативными и оценочными.

Аналитическая концепция рассматривает анализ языковых средств и выражений, как единственный легитимный метод исследования, который позволяет выявить фактическое состояние использования языковых средств, которые порождают этические проблемы.

Основой истинности моральных высказываний и принципов является их общая значимость. Это позволяет сделать вывод, что этика не может помочь людям в разрешении нравственных проблем, потому что нравственная позиция человека — это дело его личного желания.

Неопозитивизм сумел сформулировать актуальные вопросы этики, следовательно, расширилась проблематика теории морали, а для некоторых вопросов были найдены пути решения.

Благодаря этике неопозитивизма значительно возросла требовательность к этике как науки.

Неопозитивизм возник на основе развития естествознания и стремления понять трудности его роста. Причинами возникновения гносеологического неопозитивизма следует являются:

Относительность знаний

Процесс математизации и формализации наук.

В неопозитивизме произошла эволюция, благодаря которой можно выделить несколько стадий, когда он был представлен определенными модификациями:

Логический атомизм (Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн) — является уникальным примером проекции определенной концепции логической структуры языка на реальность.

Логический позитивизм («Венский кружок», «Берлинская школа Рейхенбаха») — это отделение истинных научных положений от ложных.

Семантический позитивизм — раздел лингвистики, исследующий смысловые значения языка. Неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную, или общую семантику.

11 стр., 5052 слов

Контрольная работа: Мораль как основа общества

... работы стали: проследить историческое развитие морали с древности до наших дней; рассмотреть мораль как регулятор социального поведения; рассмотреть мораль в современном обществе. Структура ... морали становится принцип непротивления злу насилием, сформулированный Иисусом Христом («подставь другую щеку» и «возлюбите врагов ваших»); позднее эти требования лягут в основу новой этики – этики ненасилия. ...

Лингвистический анализ — это серьезное изучение произведения с точки зрения его смысла, формы, структуры и др.

Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Популярность неопозитивизма в кругах научной интеллигенции определялась в основном тем, что существовала видимость простого и связанного с применением современных научных методов решения сложных философско-методологических проблем.

Однако прямолинейность неизбежно должна была привести неопозитивизм к глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. обнаружилось, что «революция в философии» не оправдывает надежд, которые на нее возлагались.

С начала 1950-х гг. все более четко проявляется необоснованность стандартной концепции анализа науки и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки другой ориентации.[3]

Сторонники неопозитивизма продолжают размышлять над объективными, научными критериями моральных предписаний. Представители этики неопозитивизма (Р. Карнап, Б. Рассел, А. Айер и многие другие) отрицают все объективные основания морали и на основании этого приходят к выводу, что личность сама должна определять содержание моральных ценностей, а любые ее действия являются оправданными.

С точки зрения представителя аналитической философии Алфреда Айера, выражения этического порядка — это не есть выражения в подлинном смысле этого слова, так как все, что выражает эмоции, не поддается доказательству.

Английский философ-неопозитивист критикует предшествующие этические теории, так как они считают нравственные изречения и принципы достоверными.

Рудольф Карнап имеет свою точку зрения, что, например, оценочные высказывания не несут теоретического смысла, но их не теоретичность позволяет им в тоже время сохранять неповторимую ценность и значимость для общественной и индивидуальной жизни.

Б. Рассел в свою очередь утверждает, что все плохое и хорошее существует само по себе, независимо от последствий, не только в науке, но и в области познания. Этика не решает никаких моральных проблем и не может определяться нормативностью.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.

2.3 Этика ненасилия в ХХ веке

В духовной истории человечества, существуют определенные этические линии, которые понимают мораль как ненасилие и в этом качестве придает ей значение непосредственной и абсолютной основы человеческого существования.

Ненасилие представляет собой особую систему ценностей, которая служит основой этических и социальных концепций. Суть ненасилия в отказе от использования насильственных действий для достижения каких-либо целей, в том числе тех, которые в социуме признано считать благими. Этика ненасилия представляет собой вариант морально-религиозного мировоззрения. Данная линия связана с философской этикой.

Во-первых, этика ненасилия в тех формах, которые она приобрела в XIX-XX вв., широко применяется к рационально-философским аргументам, претендует на доказательный статус.

Во-вторых, нормативные программы философских этических учений в той мере, в какой они гуманистически аргументированы, вырастают из идеала ненасилия.

Идеал ненасилия был сформулирован в ходе величайшей духовной реформации, которая началась приблизительно в середине I тысячелетия до нашей эры. Он присутствует во всех сформировавшихся эпохах культуры и религии.

Ненасилие составляет нормативное содержание золотого правила нравственности, которое можно считать универсальной формулой гуманизма.

Ненасилие является важнейшим поведенческим каноном джайнизма и буддизма. В европейской истории идеал ненасилия связан прежде всего с именем Иисуса Христа. Идея ненасилия является итоговым выводом, вытекающим из продуманного и цельного взгляда на мир.

Поставленный в рамках этики ненасилия вопрос о наказании и способах борьбы со злом невозможно разрешить, не обратившись к подробному рассмотрению понятий «насилие» и «ненасилие».

Насилие — это легализованная природная жестокость, что само по себе вызывает естественное отторжение у любого человека, способного к осмыслению окружающего мира, с другой стороны это такой вид принуждения, в котором человек не дает согласие на подчинение.

Ненасилие — это движение к идеальному миру, где нет места жестокости и агрессии, где несправедливость устанавливается путем обращения к совести человека. Это очень трудная задача, она гораздо трудней, чем путь насилия, который до сих пор служит фундаментом всего государственного аппарата, института воспитания и образования.

Этика ненасилия не является пассивным отрицанием и игнорированием насилия, которые основаны на трусости и слабости. Пассивность — это даже хуже ответного насилия, по мнению сторонников этики ненасилия. Ненасилие выше насилия, оно неизбежная новая ступень в эволюции морали и нравственности человека, это завершающий этап развития человеческого сообщества. Но главное, в чем этика ненасилия совершенна, это в том, что она есть «и цель, и средство».

Сократ, по словам Платона, считал, что справедливо наложенное на человека страдание за совершенный им проступок является «благом для того, кто его несет», так как приводит к нравственному исправлению.

А.А Гусейнов выделяет следующие пункты, необходимые к соблюдению в рамках этики ненасилия:

  • Готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;
  • Критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать враждебную позицию оппонента;
  • Анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему выйти из конфликта с честью;
  • Бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним.

Таким образом, ненасилие является не абстрактной нормой, которую остаётся лишь употреблять в дело, не состояние, которое кем-то и когда-то может быть достигнуто. Оно прежде всего представляет собой ненасильственную, направляемую силой любви и правды борьбу против зла и несправедливости.

Заключение

Таким образом, рассмотрев этику как науку, можно сделать определенный вывод, что этика дает представления о морали, а также о нравственной культуре человека. Она помогает обществу ориентироваться в выборе моральных ценностей и их координации.

В современном обществе существует определенное понимание термина «этика». Под ней понимается область знания, благодаря которой поддерживаются отношения и характеризуются нормы отношений в обществе. Этика дает общее направление. Она способна помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика же помогает человеку не потерять себя и не растеряться.

Проанализировав эволюцию этических учений и основных видов этических систем, таких как этика экзистенциализма, этика неопозитивизма, этика ненасилия, можно сделать следующее заключение.

Этика изучает, систематизирует, обобщает и в определенной мере обосновывает единые нормы, ценности и идеалы, но при этом она не создает каких-либо конкретных норм, принципов и правил поведения, которым должен следовать человек. В условиях кризиса общественного развития этика обеспечивает преобразование моральных нормативно-ценностных систем.

Этика как наука выявляет общие основания нравственного миропорядка, многообразие проявления морали: что есть добро, гуманность, а также в чем состоит назначение человека и что делает жизнь человека наполненной и счастливой. Этика изучает источник возникновения и развития моральных ценностей, природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Этика неотъемлемо связанна с жизнью человека, поэтому она должна и научить, и воспитать, и обосновать теоретически. Этика не только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способы достижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает человека быть моральным. Этика является регулятором поведения человека в различных ситуациях и в обществе в целом.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/etika-i-ee-rol-v-jizni-obschestvapo-filosofii/

1. Антаков С.М. Наука как экзистенция // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1(3)

2. Артемов В.М. Профессиональная этика: учебное пособие для бакалавров — Москва: Проспект, 2013

3. Богатов В.В. Этика в научной деятельности // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук — 2008, №1

4. Горелова Т. А. Этика. Учебное пособие / Т. А. Горелова — «ФЛИНТА», 2016

5. Гуревич П.С. Этика: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014.

6. Гусейнов А.А. История этических учений, 2003.

7. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика, М.: Академкнига, 2002, 304с.

8. Емельянов Б.В. Очерки русской философии ХХ в., Екатеринбург: Из-во Урал ун-та, 2001 г., 340 с.

9. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000

10. Кант И. «Лекции по этике»., М.: «Республика», 2000

11. Коломейцева Т. С., Русакова О.Ф., Человек и эпоха Модерна // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук 2012, №12

12. Леонтович О. А., Этика научных исследований, / Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2011, №8

13. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне., М.: Весь Мир, 2003

14. Шиповская Л.П. Этика, ее предмет и роль в обществе, 2011

15. Юрков С.Е. Проблемы современной этики и Л. Толстой // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2011, №1