Этика как философская наука

6

1. Историческое становление и развитие этики как философской науки

Этика (греч. Ethika, от ethoi — обычай ) — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика — одна из древних теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем. Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практики людей, этика возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, т.е. с зарождением классового общества. Но этика теоретически призвана была решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и т.д.).

Поэтому, уже начиная с древности, этику было принято считать «практической философией».

Возникновение этики как термина и особой систематизированной дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этика» входит в название всех трех сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности, и несет в них основную содержательную нагрузку.

Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Им философ назвал особый срез человеческой реальности — определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения. Эти качества, поименованные Аристотелем этическими добродетелями, и составляют, по его мнению, предметную область этики.

У Аристотеля этика имеет два значения. В узком значении она является наукой об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведении как существенном содержании человеческой эвдемонии. В более широком значении она есть политическая наука (т.е. наука о полисе), к тому же высшая политическая наука. Так как она рассматривает высшую цель человеческой деятельности, она задает основу и для политики, имеющей своим содержанием устройство государства, и для экономики, имеющей своим содержанием домашнее хозяйство.

Духовная жизнь средневековья характеризуется безусловным господством христианской религии. Этот фундаментальный факт оказал также существенное воздействие на этику. Встреча Афин и Иерусалима, видимое подчинение первого второму и фактическое его торжество составляют сюжетную основу драмы средневековой этики. После некоторого начального периода конфронтации с греческой философией как виновницей гибельного падения нравов основные усилия средневековых христианских философов направлены на то, чтобы обосновать возможность интеграции языческой этики в систему христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится традиция Платона. этика августин блаженный альтруизм благородство великодушие

10 стр., 4991 слов

Этика науки реферат по философии

... Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой ...

Как бы ни оценивать основную установку средневековой христианской этики, согласно которой разум становится моральным только в качестве верующего разума, а этика достигает завершенности только в соподчиненности теологии, следует признать основательность ее главного аргумента о том, что рациональная, философская этика собственными средствами не может доказать абсолютности претензий морали.

Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной, социально организующей силой.

Родоначальники философии Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали собственно этических систем и не писали специальных произведений по этике, ограничившись общими эскизами. Но они методологически, а в значительной мере и содержательно, предопределили новый этап развития этики.

По Бэкону цель этики, как и всякой науки, «не в приукрашивании вещей, а в выявлении в них полезного и истинного».

Декарт уподоблял философию дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — практические науки, сводящиеся к медицине, механике и этике.

Гоббс также видит недостаток всей прежней моральной философии в том, что она была лишена ясного метода, твердых и точных принципов, красноречие и остроумие в ней довлели над истиной. Он считает, что этика должна следовать за геометрией и физикой. Эти методологические установки у Гоббса сочетается с пониманием морали, которые из них прямо не вытекает, хотя само по себе очень важно и открывает принципиально новую исследовательскую перспективу этики.

Спиноза, пожалуй, более решительно, чем кто-либо до него, порывает с традицией, которая непосредственно связывала этику с общественным бытием человека, установлениями культуры: человека в природе нельзя изображать как государство в государстве. Посредствующим звеном между индивидом и добродетелью является не политика, а познание (без познания нет разумной жизни).

Его этика находится в органическом единстве с онтологией и гносеологией, она выводится из онтологии и гносеологии в такой же мере, в какой и является их оправданием. И в то же время она независима от политики, социальных наук и медицины. Особо следует отметить независимость этики Спинозы от его политической концепции, что в европейской интеллектуальной истории является большой редкостью.

Наиболее значительным опытом синтеза различных тенденций этики Нового времени являлась этика Канта, который, как он сам об этом пишет, впервые установил, что в морали человек «подчинен Тольку своему собственному и, тем не менее всеобщему законодательству».

Не смотря на то, что Кант много сделал для этического обоснования права, тем не менее, напряжение между моральностью и легальностью составляет характерную особенность его учения. Соединение свободы с необходимостью, долга со склонностями, переход от нравственного закона к конкретным нравственным обязанностям — самый напряженный и, быть может, самый слабый пункт этики Канта. Для того чтобы можно было нравственность мыслить осуществленной, Кант вводит постулаты бессмертия души и существования Бога.

15 стр., 7474 слов

Философия человека Н. Бердяева

... возможен прорыв к самому бытию. Целью работы является рассмотреть философию человека в творчестве Н. А. Бердяева. Реферат состоит из введения, 6 глав и парафрафов, заключения и ... Смысл творчества. Опыт оправдания человека (1916), которую он ценил как первое выражение самостоятельности своей религиозной философии. Первая мировая война была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода ...

Новую парадигму в понимании морали можно условно назвать антинормативной, имея в виду ее нацеленность на критику морализирующего отношения к действительности. Она заявила о себе в двух основных вариантах — варианте массового революционного действия и индивидуального бунта. Первая линия наиболее цельно воплощена в марксизме, вторая — в философии Ф. Ницше.

Последующие опыты создания марксистской этики были попытками смягчить жесткий социологизм и инструментализм классических текстов. Это относится и к лучшим достижениям советской этики в том виде, как она развивалась, начиная с 60-х гг. 20 в.; основная задача, которую она решала, состояла в том, чтобы вернуться к традициям классической этики, «реабилитировать» мораль, обосновать ее как относительно самостоятельный и незаменимый (не сводимый к политике и политической идеологии) пласт культуры.

Позицию Ницше нельзя охарактеризовать как моральный нигилизм. Он отрицает не мораль вообще, а «только один вид человеческой морали, до которого и после которого возможны или должны быть возможны многие другие, прежде всего высшие, морали».

Расширительное понимание морали и этики, растворяющее их в онтологии и предопределяющее все строение философии, в 20 в. получило развитие в экзистенциализме.

Русская религиозно-философская этика конца 19-20 в., так же, как и вся западная этика Нового времени, вдохновлена идеей морального суверенной личности. Ее отличие состоит в том, что она стремится обосновать эту идею без отказа от метафизики морали и от изначальной коллективности человеческого существования.

И то, и другое приобретает в ней религиозно-мистические формы: основания морали усматриваются в божественном Абсолюте, коллективность интерпретируется как соборность, общинность.

В конце 20 в. в европейской этике наметились две новые тенденции — переход к прикладной этике и переосмысление предмета этики с позиций постмодернистской философии.

С.Л. Франк считал основным вопросом философии вопрос о смысле жизни. Подобная позиция типична для русской философии рубежа 19-20 вв. Прослеживая сложную эволюцию западноевропейской и американской философии в 20 в., обнаруживаешь эту же тенденцию. Этизация философии — следствие актуализации проблем человека и человечества.

Попытаемся очертить современные границы предмета этики.

Во-первых, это традиционное ядро классической этики: проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, проблема относительного или абсолютного характера морали, подразумевающая решение вопросов ее происхождения, развития и сущности; история этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания.

Во-вторых, это круг исследований, связывающих этику с широким и многогранным исследованием проблем человека: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т.д. Некоторые из этих направлений уже приобрели статус прикладных или самостоятельных «этик»: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), все возрастающий ряд профессиональных этик — педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, вплоть до этики торгового работника, этики бизнеса, деловой этики и т.д.

9 стр., 4046 слов

Роль философии в жизни человека

... человек припоминает, и чем больше человек приближается к этим идеям, тем более духовным он становится. Идеи с точки зрения Платона являются основой, целью и первоначалом всего. Так, великий философ ... нам говорили…»[3, С. 201]. С появлением разделения знаний на отрасли дифференциации подверглась и эта наука, с последующим уточнением целей ее исследования, что обеспечило особое место философии ...

В-третьих, возникают такие направления этического исследования, которые отражают наиболее актуальные и новые и новые проблемы: такова, например, этика ненасилия.

Таким образом, сам факт многообразия философски санкционированных моральных программ может быть косвенным аргументом в пользу ответственного отношения человека к нравственному смыслу собственной жизни.

Конечно, принимая моральные решения, задавая ценностную направленность своей жизни, индивид может учитывать накопленный другими практический и интеллектуальный опыт, в том числе и обобщенные версии этого опыта, предлагаемые философской этикой, но тем не менее последнее слово остается за ним самим и на нем лежит вся ответственность за риск морального выбора.

2. Изложите взгляды Августина Блаженного на свободу воли человека

Августин Аврелий (Блаженный) (354 -430) — крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья; родоначальник христианской философии истории («О граде Божьем»).

Развил учение о предопределении. Автор произведений: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об учителе», «О свободе воли», автобиография «Исповедь» и др.

Ориентация на приобщение к античной культуре свое высшее выражение находит в разработанной Августином теории о гармонии веры и разума. Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения идей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и чувств).

Но эти пути, с его точки зрения, неравноценны. Августин отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам. «Не учением человеческим, а внутренним светом, а также силой высочайшей любви мог Христос обратить людей к спасительной вере». Согласно воззрениям Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что для принятия тех или иных положений религии необходимо обязательно знать, понимать, располагать доказательствами. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.

Вместе с тем, Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую играют рациональные средства воздействия. Поэтому он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, радует за внутреннюю связь веры и знания. Врачевание души, по его словам, распадается авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму. Разум приводит к пониманию и знанию. Хотя разум не составляет высшего авторитета, познанная и уясненная истина служит высшим авторитетом. Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера — таков идеал августиновской апологетики. Однако следует отметить, что представленная Августином теория о гармонии веры и разума не допускает и возможности, хотя бы в какой-то степени, поставить веру в зависимости от разума. Решающее значение в его системе без всякого сомнения отдается откровению.

7 стр., 3105 слов

Реферат проблемы веры и разума в средневековой философии

... радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии. Цель работы 1. Проблемы веры и разума в средневековой философии; 2. Проблемы гармонии веры и разума на примере работ Фомы Аквинского; 3. Теоцентризм средневековой философии. 2. Проблемы веры и разума в средневековой философии Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или ...

Августин создавал свою теорию гармонии веры и разума в 4-5 вв. в ранний период христианской истории. В 11-12 вв. в борьбе за идейное господство в обществе начинает оказывать все возрастающее влияние зародившееся в недрах феодальной культуры свободомыслие. Появление средневекового свободомыслия связано с рядом объективных факторов: выделение из крестьянского хозяйства ремесла и развитие на этой основе городов, которые постепенно становятся существенным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших следствий этого фактора является то, что церковь перестала быть абсолютным носителем образования и образованности. В связи с развитием ремесла и торговли среди городского населения возрастает потребность в знании права, медицины, техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского управления.

Итак. Опираясь на традиции античных философских систем (прежде всего на платоновско-неоплатоническую), сохраняя многие элементы этих систем, Августин заложил фундамент новой философии и даже, как полагает современный немецкий философ, «создал христианскую философию в ее предельном латинском варианте». В середине века христианский неоплатонизм повсеместно господствовал в западной философии. Только с Х111 века у него появился серьезный соперник — томизм, который, однако, был авторитетен только у католиков, в то время как учение Августина нашло активных сторонников и среди протестантов.

3. Альтруизм, бережливость, благодеяние, благородство, великодушие

Альтруизм — (от лат.alter — другой), правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы ближнего и общее благо выше личных интересов; самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. Термин введен О.Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Альтруизм выступает одним из принципов в социальной работе. Способность к Альтруизму — необходимое качество работников социально-культурной сферы.

Бережливость (бережливый) — бережно относящийся к имуществу, расчетливый, экономный.

Благодеяние — общественно-нравственное действие, направленное на творение добра и бескорыстное служение людям.

Благородство — высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Великодушие (великодушный) — обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/etika-kak-filosofskaya-nauka/

1. Григорьева, О.Н. Современная этика: Учебно — практическое пособие. — Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2006. — 130 с.

2. Иванов, В.Г. Этика. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с. Мусский, И.А. 100 великих мыслителей. — М.; Вече, 2002. — 688 с.

18 стр., 8609 слов

Период Патристики. Аврелий Августин

... Для второго этапа патристики характерна разработка догматики и философии, в частности в творчестве Августина. Философию патристики по той ... возглавленная монархическим епископатом. В то же время начинают преобладать призывы к смирению социальным злом, что ... христианской философии относится, собственно, еще к древним векам, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается ...

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка; Ок. 57 000 слов / Под ред.чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.

4. Социальная работа: Учебное пособие / В.И. Курбатов (и др.).

— 5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.

5. Радугин, А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2003. — 272 с.

6. Этика: Учебник для студентов вузов / под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л.Дубко. — М.: Гардарики, 2007. — 496 с.