Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан

С законностью тесно связано такое правовое явление, как правопорядок (правовой порядок).

Данное понятие широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция государства. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает право. Законность же — условие правопорядка. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такого урегулирования общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правовой деятельности, фактическая упорядоченность общественных отношений, отражающая состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Правопорядок выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности.

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем смысле. На пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы, обозначая границы дозволенного.

Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина).

1 ФУНКЦИЯ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА, ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества.

21 стр., 10329 слов

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

... «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что « основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ...

Необходимо охарактеризовать содержание правоохранительной функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.

Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление)- роль, которую выполняет институт или процесс по отношению к целому. [1, c.1453]

Правопорядок — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированное нормами права. [2, с.421]. Правопорядок характеризуется реальным уровнем сохранения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, выполнением юридических обязательств всеми субъектами общественных отношений. Данное понятие предусматривает борьбу с любыми правонарушениями, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, возобновление нарушенных субъективных прав.

Правонарушение — виновное, противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. [1, c.1062].

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а права человека и его свободы признаются высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь. В нашей стране обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Права человека в государстве носят явно выраженный социальный характер и органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения, быт человека. Конституция Республики Беларусь в статье 59 дает формулировку: «Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией» [3, c.16]. Более 50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового статуса человека и гражданина. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей нашей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. Состояние законности и правопорядка в нашей стране поддерживается государством на должном уровне, в отличие от большинства стран бывшего СССР, где данный показатель подошел к критической черте. Юридическая и политическая практика показывает, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии — необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка. Основной Закон Республики Беларусь — Конституция, действия Президента и Правительства нашей страны учитывают, развивают, уравновешивают перечисленные понятия.

13 стр., 6125 слов

Формирование правового государства в Республике Беларусь

... Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. Для того что бы выяснить так ли это, предлагаю более детально рассмотреть значение терминов согласно теории права ... с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина». Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления ...

Основными формами юридической государственно-властной деятельности являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений. Этому призвано содействовать существующая в Республике Беларусь система регулярного проведения в трудовых коллективах страны каждый третий четверг месяца Единых дней информирования, призванных разъяснять гражданам принципы внешней и внутренней политики государства, информировать по экономическим и другим вопросам. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению отстаивать свои права, защищать их законными средствами.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили и продолжают проводить большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. В последние годы именно в Республике Беларусь эти традиции получают развитие.

Укрепление правопорядка невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона». Противодействие коррупции в Республике Беларусь осуществляется на постоянной, комплексной и надлежащей информационно — аналитической основе. Коррупция должностных лиц пресекается не столько вследствие постоянной целенаправленной работы правоохранительных органов на местах, сколько в ходе эпизодических мероприятий, проводимых в основном по обращениям граждан или поручениям центральных аппаратов правоохранительных органов, в итоге проверок, осуществляемых по распоряжению высших должностных лиц государства.

Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни, а также являются важным средством защиты прав и свобод граждан. Работе с обращениями граждан в Республике Беларусь придан высокий статус. Постоянное внимание государства уделяется совершенствованию работы с обращениями граждан, осуществляются организационные и практические меры, направленные на обеспечение квалифицированного и своевременного их рассмотрения, защиту прав и законных интересов граждан. Директивой Президента от 27.12.2006 №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» состояние работы с гражданами признано одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов. [4, c.22] По инициативе органов власти в каждом трудовом коллективе Республики Беларусь созданы и действуют комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом, содействия семье и школе, по трудовым спорам, по работе с обращениями граждан, советы профилактики правонарушений. Эффективность указанных общественных формирований неоспорима, так как их работа имеет постоянный характер, осуществляется в узком сообществе людей, объединенных единым стремлением блага для данного общества и, как следствие, для себя лично.

21 стр., 10468 слов

Психологические аспекты деятельности органов прокуратуры

... их сотрудников, удовлетворенности своим трудом. Общественная оценка деятельности органов прокуратуры как важнейшего государственного института, признание ее ... разбирательств, особенно, что касается участия в них прокуроров и убедительности доказательной базы; уровень профессионализма и ... их прав, а скорее как механизмы запретительно-карательной системы. Однако уже в те тяжелые для органов прокуратуры ...

Для большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается на решении хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач — задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи — решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов науки, культуры, образования, обороноспособности, государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране законности правопорядка, они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач. Осуществлять же конкретно правоохранительную функцию призваны правоохранительные органы Республики Беларусь.

Правоохранительные органы — государственные органы, основной социальной функцией которых является охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с правонарушениями. [1, с.1062]. В систему органов охраны правопорядка Республики Беларусь входят суд, прокуратура, отделы внутренних дел, органы государственной безопасности, юстиции. Понятия «органы охраны общественного порядка (правопорядка)» и понятие «правоохранительные органы» весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Осуществлению правоохранительной функции государства, как института общества, призваны содействовать органы государственного контроля, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции и т.д. Организация и деятельность правоохранительных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения вопросов.

Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел наряду с прокуратурой и судом. ОВД, руководствуясь принципом публичности, в установленной законом процессуальной форме, приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении ими процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с законными правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения. [5, с.656] Содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов).

7 стр., 3180 слов

Политические партии Беларуси

... в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь, в то ...

Указанные правовые акты относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности).

Ряд белорусских законов подчеркивает, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе правоохранительные. Это и составляет суть, обобщенное содержание задач последних. Хотя для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи, для Конституционного Суда Республики Беларусь — одни, для судов — другие, для прокуратуры — третьи, для милиции — четвертые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности, как существуют и особые средства для их реализации.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами Республики Беларусь, органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, что особенно актуально в наше время, возлагается на прокуратуру. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно это касается прав и свобод человека и гражданина. Нормы Закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции Республики Беларусь, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким провозглашена Республика Беларусь. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь, которые рассматриваются в качестве составной части ее правовой системы.

Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Содержащийся в разделе II Конституции Республики Беларусь перечень личных прав и свобод исчерпывающий. В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий. В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и др.

11 стр., 5184 слов

Государственная молодежная политика Республики Беларусь на современном этапе

... прав самой молодежи и разумением реальной силы, способной оказать реальный вклад в становление современного общества. 1. Молодёжь как социальная группа общества. Политическая социализация молодёжи Молодежь ... государства. В Республике Беларусь, несмотря на то, что развитие экономики происходит в условиях ... социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всевозможную поддержку, ...

Сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — белорусскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации. Всё это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке — пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова (решение компетентного органа о восстановлении на работе человека, уволенного не в результате преступных «происков», а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосторожности, о возложении обязанности выполнить условия договора, о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о выплате денежного содержания престарелым родителям и т.д.).

Все меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью. Такие меры тоже представляют собой охрану права с помощью юридических средств. Их совокупность — неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности нашего государства.

Следует отметить политические права и свободы граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Свобода объединений.

Право на объединение — одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан, включая право создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов. Конституция предоставляет каждому право на это. Однако «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели» (статья 36 Конституции Республики Беларусь (далее Конституции)) [3,с.11]. Настоящие ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных лиц.

7 стр., 3230 слов

Гуманизм как принцип права

... В общем, этика гуманизма, весь ее максимум – человечность.Глава 2. Гуманизм как принцип права и юридической ответственности 2.1. Гуманизм права, как один из основополагающих принципов конституционного права Российской ФедерацииДо ... распространяются на все или зна-чительную часть норм той или иной правовой системы. Принципы права являются, как уже отмечалось, руководящими положениями. Ими следует ...

Вместе с тем законы устанавливают и ряд ограничений права на свободу ассоциаций. Это запрет создания и деятельности ассоциаций, цели и действия которых направлены на свержение или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (статья 5 Конституции) [3,с.5].

Порядок создания и деятельности политических организаций определяется специальным Законом «О политических партиях».

Если членами общественных объединений могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (статья35 Конституции) [3,с.11]

Свобода манифестаций имеет целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни. До недавнего времени в нашем государстве действовали подзаконные акты, регулирующие проведение этих мероприятий (Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь 1998 года).

В настоящее время порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установлен Законом «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании». [8].

Право на управление делами государства.

В Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на управление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (статья 37 Конституции) [3,с.127].

Право на получение, хранение и распространение информации.

Это право — одно из фундаментальных прав человека, призванных обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и государства.

Деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. В этих целях и в Конституции, и в других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так, согласно Конституции, Президент как Глава государства обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития (статья 84 Конституции) [3, с.23]. О деятельности органов государственной власти граждане регулярно информируются через телевидение, радио, другие средства массовой информации.

Право свободно избирать и быть избранным (статья 38 Конституции) [3, с.12].

10 стр., 4821 слов

Теория права и государства И. Фихте

... связанном с нравственностью варианте. Именно это и отмечают исследователи философии права. В целом же Фихте определяет право в рамках той традиции, которую Кант выводит от Платона. ... назначение таких общественных институтов как право и государство и что он включает в систему естественных прав человека. Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой ...

Выборы — наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается недееспособность).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу (статья 64 Конституции) [3, с.17]. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола. Конституцией и на ее основе законодательством могут быть установлены также избирательные цензы. Например, возрастной ценз (статья 80, части первая и вторая статьи 92 Конституции) [3, с. 20 ;27], ценз оседлости (статья 80, часть вторая статьи 92 Конституции) [3, с. 20 ;27], образовательный ценз (часть вторая статьи 116 Конституции) [3, с. 39], служебный ценз (часть четвертая статьи 92 Конституции) [3, с. 27].

Право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (статья 39 Конституции) [3, с. 12], что нашло закрепление в Законе об основах службы в государственном аппарате, законах о прокуратуре, милиции, о судоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства [8].

Право подачи заявления в государственные органы.

Каждому предоставляется право направлять обращения в государственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Данное право можно реализовать через закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.1996 [7].

Гарантированность — это один из важных конституционно провозглашенных принципов, получивших правовое выражение в различных формах. Субъектом, на который прежде всего возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Государство должно ограничивать проведение, например, массовых мероприятий, призывающих общество к нарушению общественного порядка.

Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, иные законодательные акты.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваются в качестве основных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическая сила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности являются базой для всей системы прав и свобод. Права человека гарантированы каждому, находящемуся на территории государства, они едины на всей территории Республики Беларусь.

2 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия.

2 стр., 916 слов

Действие норм права

... незыблемости суверенитета государства нормы права действуют на всей территории государства. Действие российских норм права распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной ... если новый закон не приобрел обратной силы, т.е. не устранил преступность деяния или не смягчил наказание. 2. Действие норм права в пространстве Действие норм права в ...

Социальная норма, как регулятор поведения, представляет определенную форму поведения в определенных условиях, которая носит общий и обязательные порядок.

На основе ряда признаков выделяют следующие виды социальных норм:

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Нормы морали или нравственности — правила поведения, которые устанавливаются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, справедливости, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы общественных организаций — устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Нормы обычаев — правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. В силу привычки они стали потребностью человека.

Нормы традиций наиболее обобщены и стабильны. Они возникают с течением времени на основе прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности (профессиональные, семейные, национальные традиции).

Нормы ритуалов определяют поведение людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Особенность этих норм — красочность и зрелищность.

Некоторые социальные нормы выделяются не только по способу их установления, но и по содержанию.

Сословные нормы представляют собой взаимодействие социальных групп и классов. Они способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных групп.

К социальным нормам производственной организации относятся упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики.

Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни.

Понятие культурной нормы может быть соотнесено с регуляцией образа жизни, уклада, этикета. Культурные нормы более чем все прочие виды норм, вырабатываются в соответствии с типом и характером структуры общения и для воспроизведения и поддержания этой структуры. Включение человека в культуру данной общности или группы происходит прежде всего за счет усвоения и реализации им норм общения.

Норма — это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса.

Технические нормы в своей сути определяют наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм.

Проблема изучения технологических норм очень актуальна в настоящее время. Это связанно с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия. Можно выделить такие технические нормы, как правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, энергоресурсов.

Технические нормы имеют социальный характер. Но, в отличие от социальных норм, регулируют не отношения между людьми, а поведение людей с использованием техники. Это социальные нормы с техническим содержанием. Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются юридических актах и обретают значение государственного стандарта.

Стандарт — это нормативная характеристика материала, утвержденная компетентным государственным органом и выраженная в юридическом акте.

Техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической нормой. Таким нормам присущи все признаки правовых норм: они исходят от государства; в них выражается государственная воля; их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения; они находят отражение в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными органами; они регулируют общественные отношения. Последний признак имеет свою специфическую особенность как следствие того, что содержанием технико- юридических норм является техническое правило, но при этом следует сказать, что содержанием общественных отношений могут быть и различные технические действия. Устанавливая определенные требования к техническим действиям, технико-юридические нормы тем самым оказывают определенной регулятивное воздействие и на сами общественные отношения путем установления обязательных требований к действиям людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, в которых проявляются отношения между людьми. Ведь технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют и оказывают постоянное влияние друг на друга. Технико- юридические нормы формируемые, как определенный должный результат поведения, устанавливают требования, относящееся непосредственно к предметам внешнего мира, на которые воздействует обязанное лицо, и содержат определенное требование к самому объекту правоотношения. Технико-юридическая норма регламентирует и конкретизирует содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения. Например, в правоотношениях , вытекающих из договора поставки, требования которых есть технико-юридические нормы, регламентирующие обязанности сторон, относятся к объекту правоотношения. Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило, только в совокупности с другими юридическими нормами.

Нормы права устанавливаются или санкционируются государством (обществом).

Это правила, которые регулируют взаимоотношения отдельных граждан или организаций. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства (общества).

От самого рождения человека его отношения в семье, обществе, владение и распоряжение личным имуществом, его трудовая деятельность, личная безопасность — все это охраняется и регулируется нормами права, которые выполняются, как правило, добровольно. Жизнь в обществе, взгляды, воздействие общества — основные средства, которые обеспечивают выполнение норм.

право свобода человек конституционный

3 ЗАДАНИЕ

Дайте определение понятия «юридическая сила нормативного правового акта». Расставьте нормативные правовые акты в порядке

убывания их юридической силы, аргументируйте свой ответ.

Юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

[8, статья 1]

1. Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

2. Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З «Уголовный кодекс Республики Беларусь»

3. Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций»

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 21 января 1999 г. № 1 «О численном составе судей Верховного Суда»

5. Закон Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 417-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»

6. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1996 г. № 760-XIII «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»

7. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. № 3 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества»

8. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 марта 1995 г. № 4 «О составах суда по рассмотрению дел в судебных коллегиях»

Согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу того же государственного органа (должностного лица).

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям государственных органов и иным нормативным правовым актам. [8, статья 10]

Вместе с тем некоторые из указанных нормативных правовых актов в настоящее время отменены, т.е. утратили юридическую силу. Поэтому полагаю, что за кодексами по убыванию юридической силы следует разместить: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Указ Президента, Декрет Президента. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь разместить в конце списка.

В связи с первыми двумя нормативными правовыми актами следует отметить, что последние изменения в УК и КоАП вносились в 2010 году, следовательно, указанные кодексы в настоящее время имеют равную юридическую силу. В случае противоречия норм УК и КоАП действовать должны нормы КоАП, так как в КоАП изменения вносились позже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования сущности и характера правоохранительной деятельности в Республике Беларусь позволяет констатировать, что она подразумевает необходимость активных действий не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции.

В настоящее время правоохранительная деятельность приобретает особую значимость, поскольку именно с условием её осуществления происходят положительные преобразования белорусского общества. Сложившееся на сегодняшний день состояние законности настоятельно требует проведения всеми заинтересованными ведомствами и местными органами власти скоординированных действий, направленных на предупреждение правонарушений и вовлечение в эту работу как общественности, так и широких слоев населения.

В нашей стране принимаются не имеющие аналогов меры в рамках правоохранительной деятельности государства. Примером может служить регулярное проведение единых информационных дней, проведение в целях развития правоохранительного движения и укрепления правопорядка смотров-конкурсов на звание «Лучший общественный пункт охраны порядка», «Лучшая добровольная дружина», «Лучший дружинник» в соответствии с утвержденной и зарегистрированной в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь Инструкцией о проведении этих конкурсов) и т.д.

Конституционные права, свободы и обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством. Права человека образуют ядро, самую сущность того среза жизни общества, который охватывается конституцией. Цель провозглашения конституционных прав и свобод в Республике Беларусь, как и в других государствах — определить границы самостоятельности гражданина, сферу его свободного выбора того или иного варианта поведения, ограничить сферу вмешательства государственных органов, должностных лиц, иных граждан в частную жизнь человека. Беларусь сегодня считается правовым государством, хотя в реальности права и свободы человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно только благодаря усилиям всего общества в течение многих лет, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции Беларуси не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Беларусь имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Применяемые в Республике Беларусь в ходе осуществления правоохранительной функции юридические меры воздействия соответствуют предписаниям закона и реализуются в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Их реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленным персоналом. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений. Перечисленное положительно сказывается на прогрессивном развитии общества и государства, улучшении качества жизни каждого из нас, хотя многое ещё предстоит осмыслить, исправить и осуществить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/ohrana-pravoporyadka-kak-sotsialnyiy-institut/

1. Советский энциклопедический словарь. Прохоров А.М. (гл.ред.).

М.: Сов.энциклопедия, 1989. — 1632с.

2. С.В.Кузьмин и др. Юридический энциклопедический словарь. Мн.: БелЭн, 1992. 636с.

3. Конституция Республики Беларусь. Мн.: Амалфея, 2006. — 48с.

4. Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал. Белорусский дом печати. 2008.- № 4. — 72с.

5. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. Марченко М.Н., том 2. Теория права М.: Зерцало.1998. -640с.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. 377с.

7. Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].

8. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., №7, 2/136.

9. На www.pravo.by [Электронный ресурс].