Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)

Тема социальных гарантий и порядка их реализации на предприятиях в настоящее время весьма актуальна. В обоснование актуальности выбранной темы для написания курсовой работы приведем следующие положения.

В Конституции любого демократического государства четко зафиксированы права и обязанности гражданина. Каждый человек в обществе имеет равные права, среди которых основными являются: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, право на материальную поддержку материнства и т.д. Это указывает на гарантированность перечисленных прав со стороны государства.

С целью обеспечения социальных гарантий работникам предприятий всех отраслей экономики российское государство провело реформы в социально-трудовой сфере, в результате которых произошли колоссальные перемены. Одним из основных направлений реформ стало преобразование в соответствии с новыми экономическими отношениями всей системы предоставления предприятиями и организациями социальных гарантий и льгот своим работникам.

Действующим трудовым законодательством предусмотрены лишь минимальные социальные гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. В настоящее время российские предприятия получили практически неограниченную свободу в выборе форм социальной поддержки своих работников, определении вариантов и схем предоставления им дополнительных социальных гарантий.

Значение социальных гарантий трудно недооценить: в одних случаях они предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих обеспечивают поддержку в определенных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность выбранной темы подтверждается тем, что современные предприятия, осознавая свою ответственность перед обществом, должны делать все возможное, чтобы обеспечить социальную защищенность своих работников и их семей, стабильность и социальное благополучие. В целях обеспечения защиты интересов персонала на большинстве российских предприятий действуют коллективные договоры, регулирующие отношения между работодателем и работниками.

Целью курсовой работы является экономико-правовой анализ системы социальных гарантий работникам предприятий и порядка их реализации в современных условиях, результатом которого должны стать практические предложения по совершенствованию уровня социальных гарантий.

12 стр., 5966 слов

Социальные гарантии муниципальных служащих

... социальная защита муниципальных служащих. Основные задачи: рассмотреть теоретические и правовые основы управления персоналом муниципальной службы; раскрыть суть, содержание правовых основ социальной защиты муниципальных служащих; дать анализ правовых основ социальной защиты муниципальных служащих. Различные виды социальных гарантий, ... персонала учреждения или предприятия. Поэтому субъект управления ...

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

  • изучить теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России;
  • сформулировать понятие социальных гарантий и обосновать их значение;
  • привести классификацию социальных гарантий;
  • раскрыть способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия;
  • выполнить экономико-правовой анализ системы социальных гарантий на примере предприятия;
  • разработать предложения по совершенствованию системы социальных гарантий работникам предприятия;
  • выполнить расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий.

Объектом курсовой работы является ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго», предметом выступает система социальных гарантий работникам предприятия.

Курсовая работа имеет традиционную структуру: состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом

праве России

1.1. Понятие и значение социальных гарантий в сфере труда

Основу для развития социальных гарантий в сфере труда заложила Конституция Российской Федерации 1993 года [1] 1 . Ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Часть 1 ст. 1 Трудового кодекса РФ [2] 2 в качестве цели трудового законодательства называет установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Вместе с тем в ч. 1 ст. 164 ТК РФ закреплено положение о том, что гарантиями в сфере труда являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

М.В. Баглай гарантиями называет правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить [9, с. 256] 3 . Иными словами, гарантии общеправовое понятие. Законодательное установление минимальных социальных стандартов в первую очередь говорит о том, что определен низший предел удовлетворения тех или иных социально-экономических прав. В связи с этим иногда можно говорить о минимальных социальных стандартах как о минимальных правовых гарантиях.

Таким образом, о гарантиях в трудовых отношениях можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «гарантии» включает в себя цели, задачи, а также принципы правового регулирования труда и представляет собой основы трудового законодательства, направленные на обеспечение возможности реализации работниками и работодателями, в том числе их представителями, предоставленных трудовых прав [18, с. 569] 4 . В свою очередь в узком смысле гарантии в сфере труда призваны обеспечить сохранение за работником места работы, средней заработной платы и иных условий труда в случаях, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. В настоящей курсовой работе понятие «гарантии» будет применяться в узком смысле.

10 стр., 4844 слов

Социальная защита работников предприятия

... значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных ...

Выделим следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда:

Во-первых, установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре.

Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав.

В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При этом неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой.

Далее перейдем к обоснованию значения социальных гарантий на предприятии.

Система социальных гарантий предусматривает удовлетворение, во-первых, потребности всех членов общества в медицинском обслуживании, жилье, образовании, здоровой окружающей среде; во-вторых, потребностей незащищенных членов общества в материальных источниках существования; в-третьих, трудоспособной части населения в труде. Удовлетворение таких потребностей означает обеспечение благосостояния по его основным социально-экономическим компонентам.

Социальную политику современного предприятия следует рассматрив ать исходя из определения предприятия как субъекта, выполняющего экономическую функцию, основное содержание которой состоит в максимизации прибыли [12, с. 4]5 . Соответственно, социальная политика в этом случае представляет собой инструмент экономического роста предприятия. Социальные программы являются одним из направлений реализации стратегии развития предприятия, которое задействует социальные факторы в качестве эффективного механизма повышения производительности труда работников. Цель социальных программ как внутрифирменного механизма мотивации труда состоит в том, чтобы побудить работника работать более инициативно, творчески и результативно с максимальной отдачей для предприятия.

Предметом особой социальной заботы любого предприятия являются его сотрудники. Многие организации стремятся обеспечить им безопасные и максимально комфортные условия труда, создать условия для профессионального роста и личного развития, обеспечить достойный уровень жизни после выхода на пенсию.

Социальная политика предприятия – это система социальных гарантий, направленных на повышение производительности труда персонала, заинтересованности работников в результативной работе.

Социальные гарантии направлены на повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников и стабильности в коллективе; справедливое использование социального фонда предприятия, поддержание социальных объектов в нормальном техническом состоянии.

4 стр., 1881 слов

Социальная защита работника

... труда безработных, занятых на общественных работах; o оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами. Различные дополнительные социальные гарантии и ... социальной защиты работника и социальные гарантии социальная защита безработный Все социально-организационные и ... подборе и трудоустройстве, предприятиям ( ...

Система социальных гарантий образует важную сферу трудовой жизни предприятия. Она включает в себя несколько элементов (рисунок 1).

Рисунок 1 — Структура системы социальных гарантий 6

Основными принципами формирования современной системы социальных гарантий являются:

  • согласование интересов работников, работодателей;
  • законность;
  • мобильность системы социальных гарантий ( возможность ее модернизации в новых условиях);
  • целенаправленность;
  • открытость.

Система социальных льгот и гарантий предприятий базируется на ТК РФ и детализируется в коллективных договорах, в рамках которых определяются основные направления социальной политики предприятий.

Основными составляющими системы социальных гарантий и льгот могут являться:

  • социальные льготы и гарантии (различные виды материальной помощи, премий и т.п.)
  • добровольное медицинское страхование работников;
  • реализация жилищных программ для работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • поддержка пенсионеров предприя тия через негосударственное пенсионное обеспечение, материальная помощь;
  • единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника, в связи с уходом на пенсию;
  • вакцинация, профилактика заболеваний, санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
  • молодежная политика;
  • организация культурно- массовых мероприятий;
  • развитие массового физкультурного движения и спорта, пропаганда здорового образа жизни;
  • полная или частичная компенсация работникам и членам их семей стоимости путевок в санатории, профилактории и другие санаторно-курортные учреждения;
  • полная или частичная компенсация стоимости путевок на отдых и оздоровление детей работников;
  • единовременное пособие одному из родителей при рождении ребенка; ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Среди общего перечня социальных гарантий размер заработной платы является главным, поскольку рост реальной заработной платы по-прежнему наиболее важный фактор при решении многих социальных проблем и ключевое средство мотивации к высокопроизводительному труду.

Эффективная система социальных гарантий способствует привлечению квалифицированных специалистов, снижает текучесть кадров и является основой успешной производственной деятельности.