Методическая деятельность в профессиональной школе

Современный период российского общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его индивидуально сущностные способности.

Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе профессиональных. Методическая работа как особое направление в педагогике учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы. Не случайно методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога.

Общие и специфические особенности методической работы педагога исследовались в XVII — начале XX вв. П.Ф.Каптеревым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким и др., которые задачи методической работы видели в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей детей. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической работы были раскрыты в исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Полевиной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой. Представления о внутришкольной системе методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются В.И. Гончаровой, С.В. Кульневичем, В.С. Лазаревым, В.М. Лизинским и др.

Методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

4 стр., 1641 слов

Методическая деятельность педагога профессиональной школы

... и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. ...

В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должых связей, учета конкретных интересов и потребностей учительства.

Задача руководства и методической службы школы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Цель данной работы – рассмотреть методическую деятельность педагогов профессиональных школ.

Задачи:

1) Рассмотреть сущность деятельности педагога;

2) Рассмотреть виды методической работы;

3) Определить уровни и формы осуществления методической работы.

1. Сущность методической деятельности педагога

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоритические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессональных умений и навыков;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская.

Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления — это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организционное, — необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

7 стр., 3157 слов

Особенности деятельности педагога дополнительного образования

... в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 13. Повышает свою профессиональную квалификацию. Педагог дополнительного образования 1. ... педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания. Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. ...

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственминой научно-методичекой системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методичеки переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.

2. Виды методической деятельности

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности — это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

  • анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
  • методический анализ учебного материала;
  • планирование системы уроков теоритического и практического обучения;
  • моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
  • конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
  • разработку методики обучения по предмету;
  • разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
  • управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
  • рефрексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессиональ-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

7 стр., 3255 слов

Профессиональная деятельность мастера производственного обучения ...

... преемственность форм учебных взаимодействий в профессиональной деятельности мастера производственного обучения. 2.1 Структурные компоненты личности мастера производственного обучения. В настоящее время в ‘отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В.Кузьминой, В.Н.Кан-Калика, Л.М.Митиной проблема личностных свойств ...

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение — это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.

Первая группа умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:

1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений технических задач, опорные конспекты и т.д.

6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоритического и практического обучения.

8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.

9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входит:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

2. Умение создавать вариативную методике обучения в зависимости от цедей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обучениря и представлять её в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выолнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Второй уровень — применение отдельных методических приёмов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.

10 стр., 4916 слов

Обучение социальной работе в разных странах мира

... инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Движение ... социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение ...

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приёмов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

3. Уровни и формы осуществления методической деятельности

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.

Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. результатами его методической деятельности пользуются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Рассмотрим основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении.

Педагогический совет

Основные направления деятельности педагогического совета:

1. Учебно-методическая деятельность: обсуждение вопросов деятельности учебного заведения, связанных с учебно-воспитательным процессом; анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и результатов методической работы в учебном заведении и т.п.

2. Организационно-хозяйственная деятельность: обсуждение перспективных и текущих планов работы учебного заведения, хода и результатов организационных мероприятий, производственно-хозяйственной деятельности; анализ итогов работы учебного заведения и т.п.

Пути повышения эффективности деятельности педагогического совета

Подготовка:

  • перспективное планирование содержания обсуждаемых вопросов и сроков проведения;
  • вынесение на обсуждение педагогического совета (педсовета) наиболее актуальных вопросов, определяющих постановку и повышение качества учебно-воспитательного процесса;
  • анализ итогов реализации решений предыдущих педсоветов;
  • четкое определение лиц, ответственных за подготовку конкретных обсуждаемых вопросов;
  • широкое привлечение к подготовке совета инженерно-педагогических и других работников учебного заведения;
  • заблаговременная подготовка проекта решения совета и др.

Проведение:

59 стр., 29395 слов

Организация учебно-воспитательного процесса в школе: опыт, проблемы

... для организации учебно-воспитательного процесса, труда и досуга учащихся [156, с. 166]. В исследуемом регионе в первой половине 1960-х годов проводились работы по строительству новых школ, рационализации школьной сети, оснащению школ новым учебным оборудованием ...

  • деловой, целенаправленный стиль обсуждения вопросов, краткость и четкость выступлений, регламентация проведения;
  • привлечение к активному участию в обсуждении вопросов возможно более широкого круга членов совета;
  • поддержание в ходе педсовета совещательного характера и стиля его работы;
  • не допускать превращения педсовета в очередное Инструктивное мероприятие;
  • демократический стиль проведения;
  • внимательное и уважительное отношение к высказыванию участников;
  • четкое соблюдение плана и основной направленности содержания обсуждаемых вопросов;

Реализация решений:

  • доведение решений педсовета до всех его членов, в первую очередь до лиц , ответственных за их исполнение;
  • включение решений педсовета в текущие и перспективные планы работы учебного заведения, обеспечение условий для их успешного выполнения;
  • организация четкого оперативного контроля за выполнением решений;
  • систематическое информирование членов педсовета о ходе реализации принятых решений;
  • периодическое рассмотрение на очередных педсоветах информации и отчетов о реализации принятых решений.

Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности

Изучение и разработка учебно-методической документации

Организация изучения документов Государственного стандарта профессионального образования, а также нормативных документов по содержанию, организации и методике учебно-воспитательного процесса.

Обсуждение разработанной преподавателями и мастерами производственного обучения рабочей (в том числе авторской) учебно-программной документации.

Обсуждение коррективов, вносимых преподавателями и мастерами в действующую учебно-программную документацию.

Обсуждение перспективно-тематических планов, перечней учеб- но-производственных работ, учебно-технической документации, содержания контрольных тестовых заданий, проверочных и контрольных работ, экзаменационных билетов, перечней квалификационных практических (пробных) работ.

Обсуждение документации по комплексному учебно-методическому обеспечению учебного процесса и др.

Повышение качества учебно-воспитательного процесса

Анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения.

Обсуждение вопросов организации и методики выполнения учащимися упражнений и самостоятельных работ, творческих заданий, лабораторно-практических работ, применения современных технических средств обучения, новых педагогических технологий и т.д.

Разработка мер по планированию и Осуществлению межпредметных связей специальных, общетехнических, общеобразовательных предметов и производственного обучения.

Обсуждение организационно-методических вопросов использования в учебном процессе «активных» форм и методов обучения.

Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа проверочных работ (в частности, результатов тестовых проверок знаний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся и др.

6 стр., 2723 слов

Педагогические и гигиенические требования к организации учебной ...

... обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся; сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного ... Система организационных правил на уроке: Доводить педагогические требования до своего логического конца; Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого; ...

Массовые формы методической работы

Педагогические чтения — проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения.

Примерная тематика:

  • организация и методика руководства самостоятельной работой учащихся на уроках;
  • пути и способы установления и осуществления межпредметных связей (на примерах конкретных предметов);
  • методические приемы и способы применения на уроках «активных» форм и методов обучения;
  • практика комплексного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по предмету;
  • воспитание навыков самоконтроля и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения;
  • организация методической работы по единой педагогической теме — обмен опытом и т. п.

Научно-практические конференции — организуются с целью ознакомления и рассмотрения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений и докладов по отдельным вопросам педагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в учебном заведении.

Примерная тематика:

  • использование на уроках специальных и общетехнических предметов (производственного обучения) персональных компьютеров;
  • бригадная организация производственного обучения учащихся в учебных мастерских в процессе выпуска продукции повышенной сложности;
  • организация и методика тестового контроля качества знаний и умений учащихся;
  • психолого-педагогические проблемы применения в учебном процессе дидактических игр, в частности «деловых» и «ролевых»;
  • о единстве педагогических требований к контролю и оценке преподавателями и мастерами знаний и умений учащихся;
  • организация повышения педагогической квалификации инженерно-педагогических работников с использованием разбора конкретных учебно-воспитательных ситуаций и т. п.

Инструктивно-методические совещания — проводятся с группой педагогических работников руководителями учебного заведения (или штатным методистом) с целью оперативного обсуждения и инструктирования по отдельным актуальным методическим вопросам.

Примерная тематика:

  • планирование учебно-воспитательной работы преподавателей;
  • ведение учетной и отчетной документации;
  • подготовка к проведению проверочных работ, экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся;
  • организация работы по комплексному учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса;
  • организация совместной работы преподавателей по созданию и оснащению новых учебных кабинетов;
  • организация и руководство работой кружков предметных и технического творчества учащихся;
  • организация спортивных соревнований учащихся, туристических походов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов профессионального мастерства и т.п.

Школы передового педагогического опыта — группа педагогических работников учебного заведения или ряда учебных заведений города или района, объединившихся вокруг квалифицированного педагога-новатора — руководителя школы, который передаёт им свой опыт педагогической деятельности.

8 стр., 3790 слов

Организация методической работы в детском саду

... в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений. Координирует и направляет методическую работу с ...

Примерные направления (тематика) работы школ:

  • планирование и подготовка к урокам;
  • взаимопосещение уроков участниками школы с последующим их коллективным анализом;
  • посещение участниками школы уроков руководителя с последующим разбором методики и организации их проведения;
  • обмен опытом участников школы по методике и организации упражнений учащихся с применением тренажёров;
  • обмен опытом применения на уроках персональных компьютеров;
  • разбор методики и организации демонстрации учащимся на уроках производственного обучения сложных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
  • обмен опытом организации и проведения деловых игр;
  • разбор методики и организации использования на уроках новых технических средств обучения;
  • обмен опытом проведения «бинарных» уроков и т.п.

Экспериментальные лаборатории — группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно-исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем повышения качества подготовки в учебном заведении квалифицированных рабочих и специалистов.

Основные функции лаборатории:

  • проектирование по заданию администрации новых концепций развития учебного заведения в соответствии и с учетом изменений региональных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах, а также связи с применением новых педагогических технологий;
  • разработка учебно-программной документации, соответствующей новой концепции развития учебного заведения, ее экспертиза и внедрение;
  • разраьботка программ опытно-экспериментальной деятельности учебного заведения и ее научно-методическое обеспечение;
  • научное консультирование педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью;
  • диагностика хода экспериментальных работ;
  • описание и оформление результатов опытно-экспериментальной деятельности и др.

Проблемные группы — творческие лаборатории, объединяющие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или всего учебного заведения.

Основные функции проблемных групп:

  • анализ индивидуальных затруднений педагогов, приведших к постановке проблемы;
  • исследование состояния проблемы, требующей решения;
  • исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе, или на основе использования передового опыта;
  • работа по решению намеченных педагогических проблем, выдача необходимых рекомендаций.

Наиболее актуальные педагогические проблемы, для решения которых создаются проблемные группы:

  • дидактическое обеспечение педагогом стандартизации образования;
  • нетрадиционные формы современного урока;
  • приемы и методы формирования учебной и трудовой мотивации учащихся;
  • педагогические технологии развивающего типа;
  • методы и приемы развития технического творчества учащихся и др.

Методический (педагогический) кабинет учебного заведения

Основные задачи:

  • помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
  • организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
  • организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
  • организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

Содержание деятельности:

25 стр., 12357 слов

Методические рекомендации по организации и проведению «Дня защиты детей»

... по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» «День защиты детей» целесообразно начинать со сбора руководящего состава учебного заведения до начала ... и безопасности окружающих; - пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а ...

  • организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
  • организация лекций на педагогические и технические темы;
  • организация и проведение методических выставок и конкурсов;
  • организация педагогических практикумов, «Школ передового педагогического опыта» и др.
  • организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
  • организация педагогических консультаций для преподавателей;
  • создание справочно-информационного фонда;
  • обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
  • организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;
  • организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.

Методические материалы и документация методического (педагогического) кабинета:

  • Материалы Государственного стандарта профессионального образования;
  • Паспорта, перечни оснащения, каталоги, нормативы обрудованяя кабинетов, лабораторий, мастерских ;
  • Образцы планирующей, учебной и отчетной документация
  • Методические разработки, тексты докладов работников учебного заведения;
  • Комплекты материалов для организация и проведения лабораторно-пракгических работ;
  • Комплекты тестовых заданий по предметам теоретического обучения и производственному обучению;
  • Нормативная и инструктивная документация — положения, инструкции, приказы и т. п.
  • Типовые (примерные) и рабочие учебные планы и программы;
  • Методические материалы научных и учебно-методических организаций профессионального образования;
  • Научно-педагогическая литература, педагогические журналы, газеты и другие периодические издания;
  • Материалы по применению в учебном процессе «активных» форм и методов обучения, новых педагогических технологий;
  • Учебники, учебные и методические пособия, справочная литература.

Передовой педагогический опыт

Сущность передового педагогического опыта:

  • Новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения и воспитания;
  • Систематическое воплощение в педагогической практике основных общепринятых (традиционных) форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, дающее устойчивые положительные результаты.

Основные формы и методы выявления и изучения передового педагогического опыта:

  • целевые посещения и анализ уроков опытных педагогов;
  • изучение передового опыта педагогов учебного заведения региональной учебно-методической организацией профессионального образования;
  • взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, обмен опытом их проведения;
  • изучение и анализ методических материалов и документации педагогов – носителей передового опыта;
  • контроль руководителями учебного заведения учебно-воспитательной деятельности педагогов (внутриучилищный контроль);
  • ведение в учебном заведении картотеки передового педагогического опыта;
  • ведение педагогами личных «Тетрадей передового опыта»;
  • беседы руководителей учебного заведения и методистов с преподавателями;
  • беседы руководителей учебного заведения и методистов с учащимися;
  • изучение педагогами научно-педагогической и методической литературы и информационных материалов.

Примерная схема общего анализа — изучения технологии урока опытного преподавателя

1. Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.

2. Способы целевои установки учащихся на качественное усвоени учебного материала урока.

З. Организация и методика проверки выполнения учащимися до- машних задании; способы активизации деятельности учащихся группы во время проверки опрашиваемого учащегося.

4. Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся (проблемное изложение, применение элементов эврисобме опытом их проведения тической беседы, постановка учащимся полутных вопросов, осуществлени «обратной связи» и т. п.).

5. Поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому (эмоциональность изложения, смена методов работы учащихся, интересные примеры, эффект удивления и т. п.).

6. Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).

7. Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).

8. Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки

законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).

9. Способы применения наглядных пособий и ТСО (сочетание их с другими методами обучения, способы и организация использования на уроке, руководство восприятием учащимися демонстрируемого, развитие при этом мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований, сочетание конкретного с абстрактным с учащимися и т.п.).

10. Контроль и оценка учебных успехов учащихся (непрерывность, обратная связь, критерии оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.).

11. Педагогический стиль преподавателя (педагогический такт во взаимоотношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и результаты и т. п.).

Памятка преподавателю по самообразованию, изучению и использованию передового педагогического опыта

Педагог в современную эпоху не может работать, руководству- ясь лишь собственными интуицией и опытом.

Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладение новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.

«Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая… Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт» (К.Д.Ушинский).

Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество — всегда результат количества — прочитанного осмысленного, проверенного на практике.

Неудачи в применении чужого опыта объясняются механически перенесением опыта на свою почву.

При изучении передового опьта не следует увлекаться поискам только «ультранового», педагогических новаций и проходить мимо обычной добросовестной работы педагогов, секрет успеха которой в систематическом воплощении в жизнь важнейших дидактически и методических принципов и правил, как традиционных так и новых.

Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший уже достигнутое, может и должен служить образцо для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе.

Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная.

При организации самообразования необходимы плановость и избирательность. «Самообразование вообще» никогда не приноси желаемых результатов. Самое опасное в самообразовании — формализм.

Каждый педагог имеет пусть маленький, но свой опыт, и проста «пересадка» чужого опыта приводит к его отторжению.

Двигаясь вперед, в ногу со временем, создавая новое, не разрутлайт старого, многократно себя оправдавшего!

Типовая схема методической разработки изучения темы специального пр

1. Характеристика темы:

  • место темы в курсе;
  • связь с предыдущими темами с содержанием производственного обучения;
  • объем и уровень усвоения знаний и умений;
  • основные образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи.

2. Перспективно-тематический план изучения темы.

З. Рекомендации по сообщению и восприятию учебного материала учащимися (по теме в целом и применительно к характерным урокам):

  • организация изучения материала темы;
  • методические приемы изложения (сообщения) учебного материала, использования наглядных пособий и ТСО;
  • место, содержание, организация и методика проведения эвристических бесед, самостоятельного изучения нового учебного материала по учебнику и другим источникам;
  • способы осуществления межггредметных и внутрипредметных связей;
  • способы решения основных воспитательных и развивающих задач темы;
  • рекомендации по применению «активных» и нетрадиционных форм и методов изучения нового учебного материала темы.

4. Рекомендации по закреплению, совершенствованию и применению знаний и умений учащихся:

  • вопросы «продуктивного» характера для закрепления и повторения;
  • задания для проведения упражнений и самостоятельных работ;
  • рекомендации по организации и методике проведения упражнений и самостоятельных работ;
  • тематика, организация и методика проведения семинарских занятий и практикумов по материалу темы;
  • способы решения воспитательных и развивающих тематических задач;
  • рекомендации по применению «активных» и нетрадиционных форм и методов закрепления и применения знаний и умений.

5. Рекомендации по контролю и оценке знаний и умений учащихся:

  • основные контрольные вопросы «продуктивного» характера по теме;
  • образцы заданий для письменных контрольных работ;
  • образцы карточек-заданий и тестов;
  • рекомендации по организации и методике контроля и оценки знаний и умений учащихся (в частности, тестирования);
  • рекомендации по применению нетрадиционных форм и методов контроля и оценки знаний и умений учащихся.

6. Домашние задания:

  • работа с книгой;
  • «продуктивные» количественные и качественные задачи;
  • обобщающие таблицы;
  • межгiредметные задания;
  • анализ и разработка технологических процессов выполнения типичных учебно-производственных работ и т. п.

7. Рекомендации по проведению лабораторно-практических работ (при необходимости):

  • перечень лабораторно-практических работ по теме;
  • график проведения;
  • задания-инструкции;
  • формы отчетов;
  • краткие рекомендации по методике и организации проведения.

8. Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga-professionalnogo-obucheniya/

  • учебники и учебные пособия для учащихся;
  • методические пособия для преподавателя;
  • справочная литература;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga-professionalnogo-obucheniya/

  • дополнительная литература.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga-professionalnogo-obucheniya/

Подготовка методических разработок (докладов, статей, материалов педагогической информации), отражающих передовой педагогический опыт преподавателя

Подготовка методических разработок — одна из наиболее распространенных форм письменного обобщения собственного педагогического опыта преподавателями с целью систематизации и раскрытия наиболее эффективных организационных форм, методов и средств осуществления учебно-воспитательного процесса.

Основные этапы работы по подготовке методических разработок:

  • определение и четкая формулировка темы методической разработки (доклада, статьи и т. п.) и ее названия;
  • изучение педагогической и методической литературы, других материалов по теме разработки;
  • систематизация собственных материалов, отражающих опыт по избранной теме;
  • продумьивание структуры методической разработки, основных выводов и рекомендаций;

— разработка плана-проспекта методической разработки (статьи, доклада, информационного материала и т. п.), отражающего основные ее разделы и краткое содержание основных положений, суждений, оценок и т. п., общую логику подачи материала.

Примерная типовая схема методической разработки

Вступительная часть (введение, первые разделы):

  • изложение современных задач совершенствования учебновоспитателюл iого процесса — выход на тему (проблему) методической разработки;
  • анализ состояния проблемы в теории и на практике;
  • анализ имеющихся трудностей и нерешенных проблем в практике учебно-воспитательного процесса применительно к теме разработки;
  • мотивировка, обоснование актуальности темы методической разработки (статьи, доклада и т.п.).

Основная часть — изложение сути методической разработки (статьи, доклада):

  • раскрытие путей, педагогических средств, рекомендаций по повышению качества обучения, развития, воспитания учащихся, составляющих сущность передового опыта, применительно к теме методической разработки;
  • теоретическое обоснование предлагаемых педагогических средств;
  • факты, примеры, результаты экспериментов и т.п., подтверждающие и углубляющие раскрытые педагогические средства;
  • анализ положительных изменений, достигнутых в результате применения предложенных организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, воспитания и развития учащихся;
  • обоснование новизны предлагаемых педагогических средств по сравнению с общепринятьими.

Заключительная часть — выводы, предложения, перспективы:

  • краткая формулировка основной сути описанного передового опыта в обобщенной форме;
  • обоснование выявленных педагогических закономерностей и практических рекомендаций;
  • показ путей и способов использования предложенных рекомендаций в широкой педагогической практике;
  • раскрытие перспектив дальнейшего совершенствования опыта по теме.

Рекомендации по подготовке и отработке содержания текста методической разработки

При подготовке методических разработок следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • отражать только главное, существенное, определяющее получение высоких учебно-воспитательньтх результатов;
  • следить, чтобы логика и содержание излагаемого отражали основную тему методической разработки (доклада, статьи, информационного материала), а таюке название соответствующих ее разделов;
  • каждую мысль, положение, рекомендацию излагать полностью, до конца, но не стремиться к <всеохватности», памятуя правило «лучше меньше, да лучше»;
  • всегда «ставить» себя на место читателя, слушателя, учитывать их потребности и уровень подготовленности;
  • раскрывать не только собственный опыт, но и основную идею, составляющую педагогическую суть рекомендации;
  • каждое новое теоретическое положение или практическую, прикладную рекомендацию подкреплять примерами — типичными, убедительными, яркими, рассчитанными на возможно больше количество читателей, слушателей;
  • излагать материал четко и доказательно;
  • содержание рукописи раскрывать достоверно, убедительно, технически и методически грамотно, придерживаясь нормативных требований, установок, рекомендаций, отступления обосновывать;
  • раскрывая опыт, намечать пути и направления его развития;
  • избегать излишней наукообразности;
  • стремиться к доходчиному, образному, простому изложению, в рекомендательной форме, с элементами дискуссионности;
  • при подготовке рукописи статьи, информационного материала и т. п. широко использовать табличную форму подачи материала как наиболее наглядную и емкую.

Заключение

Проведенное изучение литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.

2. Вид методической деятельности — это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

3. Личностно-профессиональное становление педагога – это непрерывный, динамичный и поэтапный процесс личностных и деятельностных изменений, отличающихся внутренней динамичностью, глубинной духовно-практической работой по самопреобразованию, возможной при условии наличия «личностно-профессионально-смыслового потенциала» научно-методической работы.

4. Эффективность личностно-профессионального становления в методической работе обеспечивается реализацией ее модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные компоненты (мотивационно-целевой, управленческий, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный) и ориентированной на развитие личностного и профессионального потенциала педагога.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodicheskaya-deyatelnost-pedagoga-professionalnogo-obucheniya/

1. Зазюм И.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 1989.- С.34-64

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 212 с.

3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М.: АРТ, 1994. – 205 с.

4. Лукашов В.С. Методологическая культура преподавателя. – М.: АРТ-Пресс, 1993.- 265 с.

5. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: Академия, 2008. – 442 с.

6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-М.: Академия, 1997.-267 с.

7. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.

8. Никишина И.В. Организация внутришкольной методической работы: методические рекомендвции.- Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.

9. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А. Зазюна. – М.: Просвещение, 1989.-208 с.

10. Педагогика/под ред. Смирнова С.А.М.:Просвещение, 1999.-235 с.

11. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т./ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение.-Т.1. – С.569

13. Скакун В.А. Методика перподавания специальных предметов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128с.

14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.