Современные реалии требуют воспитания самостоятельной, творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способностей и целостным видением взаимосвязи различных процессов, что позволяет легко адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды, аналитически и нестандартно рассматривать различные проблемные ситуации, качественно обрабатывать постоянно растущие потоки информации. Наиболее благоприятным периодом становления личности является дошкольное детство. Дошкольный возраст может быть выражен как этап активного развития психики на основе предпосылок, складывающихся в период раннего детства. По многим показателям психического развития формируются новообразования разного уровня выраженности, которые отличаются новыми качествами и особенностями структуры. Происходит это под воздействием различных факторов: речевой деятельности, общению детей с взрослыми и сверстниками, множественным видам познания, а также благодаря включению детей в различные формы деятельности (игровые, продуктивные, а также бытовые).
Проблема исследования состоит в том, что реформы системы отечественного образования обострили проблемы преемственности дошкольного и школьного образования, обусловившие необходимость смещения акцентов в образовании с информационно-содержательного на идейно-понятийный, требующий развития ориентировочно-процессуальной стороны познания. Подготовка дошкольников к предстоящему школьному обучению становится крайне значимой практической проблемой детского дошкольного учреждения, а высокий уровень развития творчески активной личности является необходимым условием успешности.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что непосредственно дошкольный период представляет собой этап наиболее интенсивного развития познавательной деятельности. Чем раньше начинается обучение ребенка, тем наиболее эффективно осуществляется его психическое развитие. В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе непосредственного изучения игровой деятельности детей возможно проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности дошкольников (внимание, восприятие, представления).
Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста
... оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В младшем дошкольном возрасте развивается обследовательская деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, способны ...
В процессе игры, можно выявить имеющийся уровень речевого развития, сформированность эмоциональной сферы, способность к саморегуляции, являющиеся показателями психологической готовности ребенка к предстоящему систематическому обучению в школе. На важность игры как ведущей деятельности дошкольного возраста указывают труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Ж.И. Шиф, Н.И. Непомнящей, В.С. Мухиной, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, М.В. Вовчик-Блакитной, Е.О. Смирновой и др.
Именно в игре можно развивать творческую активность дошкольников, при этом творческое развитие детей способствует формированию познавательной активности, прежде всего мышления и воображения. Проблема развития творческой активности детей актуальна и потому, что данный психический процесс представляет собой важный компонент любой формы творческой деятельности дошкольника. Психологические аспекты влияния творчества дошкольников на формирование познавательной деятельности подчеркивают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский и др.
Целью данного исследования является изучение особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :
- провести теоретический анализ особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста;
- раскрыть творческую деятельность и творческую активность как фактор развития психики и личности детей дошкольного возраста;
- выявить особенности сюжетно-ролевой и дидактической игры и их значение в развитии психики и личности дошкольников;
- определить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
- провести экспериментальное исследование по выявлению состояния творческой активности и определения уровня игровой деятельности у детей дошкольного возраста;
- провести коррекционно-педагогическую работу по формированию творческой активности посредством игровой деятельности (формирующий эксперимент);
- проанализировать результаты исследования (контрольный эксперимент и сравнительный анализ данных);
- сделать выводы.
Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста оказывают влияние специально организованные игровые занятия по развитию личности.
Для проверки достоверности гипотезы нами использовались следующие методические приемы:
- анализ психолого-педагогической литературы.
- экспериментальное исследование.
- обработка результатов исследования.
Объектом исследования является игровая деятельность как сложный процесс, играющий значимую роль в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста ...
... детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. ... Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию ...
Предмет исследования составляют особенности игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.
Субъект исследования представлен детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют системный и структурно-функциональный подходы к анализу проблемы особенностей игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.
В работе использовались такие научные методы, как системный подход и анализ специальной литературы и методической документации по проблеме исследования.
Использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста, тестирование, методы статистического анализа количественных характеристик.
Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации знаний в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, в возможности применения материалов исследования в работе педагогов и психологов ДОУ по проблемному консультированию.
Работа содержит введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована _ рисунками, _ таблицами и представлена на _ страницах печатного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 . Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство является периодом первоначального развития личности, центральными новообразованиями которого является появление самосознания, самооценки, прогнозирования последствий собственного поведения, появление соподчинения мотивов. Дошкольный возраст — период творчества — дети творчески осваивают речь, формируется творческое воображение, развивается собственная логика мышления. Для этого перида характерно стремительное расширение условий жизни ребенка — дошкольник знакомится с миром взаимоотношений людей и множества видов деятельности и у него появляется стремление к самостоятельности. Достаточно эффективным средств воспитания дошкольников является игра, служащая наиболее доступным для дошкольников видом деятельности, и способом внутренней переработки полученных ребенком впечатлений извне [8, с. 178].
Игра — форма деятельности в определенных (условных) ситуациях, направленная на воссоздание и присвоение общественного опыта, который ранее был закреплен в социально фиксированных способах реализации предметных действий [4, с. 32]. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дошкольники могут взять на себя роли взрослых людей и в максимально обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и межличностные отношения. Игры детей связаны непосредственно с особенностями условного воспроизведения и имитации, моделирования отношений в реальности, настоящих средств деятельности, замещения реальных средств теми, которые есть в условной обстановке [28, с. 134]. Игра находится в соответствии с наглядно-образным типом мышления, уровнем активности и эмоциональности дошкольников.
Роль игры в жизни ребенка
... вопросам развития взаимоотношений детей в игре. 2. Изучить особенности методики проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. 3. Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов руководства игровой деятельностью детей в детском саду. ...
Игра как особый вид деятельности людей, состоит в воспроизведении дошкольниками действий взрослых и межличностных взаимоотношений — в игровой деятельности ребенок моделирует мир взрослых. У нормативно развивающихся детей к концу дошкольного периода в основном развита сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность этого возраста. Кроме того, дети осваивают игры с правилами (дидактические и подвижные).
Возникая на границе раннего и дошкольного периодов, игра развивается полностью к середине дошкольного детства. [27, с. 58]. Игра влияет на различные стороны психики и личности детей, способствует развитию моторной и интеллектуальной сферы. Игровая деятельность — важнейший способ усвоения культуры и одновременно образом жизни для ребенка, игра синтетична и культурогенна по своей природе [29, с. 10].
В процессе сюжетно-ролевой игры дети принимают на себя определенные роли, осваивают отношения, существующие в жизни, овладевает социальными нормами, учатся контролировать собственное поведение по имеющимся правилам, которые существуют в этой игре. Ребенок учится подчинять собственное поведение тем нормам, которые существуют в окружающей действительности, оценивает свое поведение, поведение товарищей по игре, сравнивает свое поведение с поведением других, появляется самооценка. В процессе игры развивается личность ребенка. Дети с нормальным интеллектуальным развитием во время игры начинают действовать по замыслу, появляются замещающие действия. Развивается логическое мышление, абстрактное мышление. Это и подразумевает готовность к систематическому школьному обучению, когда слово уже является способом передачи информации и является регуляцией деятельности ребенка.
В самом конце раннего возрастного периода из уже окончательно сформировавшейся предметно-манипулятивной деятельности развивается игра с сюжетом (до этого момента дошкольник фиксировался на предмете и производил действия с ним) [34, с. 29]. При овладении ребенком действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослым, теперь он понимает, что действует самостоятельно и действует уже как взрослый. Кроме актуального уровня развития предметных действий, для возникновения сюжетно-ролевой игры необходима кардинальная трансформация отношений ребенка с взрослыми. Игра не в состоянии развиваться без постоянного полноценного общения с взрослыми и без тех эмоций от окружающей действительности, которые дошкольник усваивает также при помощи взрослых.
Структурно сюжетно-ролевая игра содержит следующие компоненты [32, с. 112]:
- роли, которые принимают на себя дошкольники;
- игровые действия (обобщенные и сокращенные), благодаря которым дети осуществляют взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними;
- игровое применение предметов, в ходе которого реальные предметы замещаются игровыми;
- реальные отношения между дошкольниками в игровой деятельности, выражаемые в виде реплик, замечаний, через которые регулируется игровой процесс.
Игра является формой освоения реальности посредством ее воспроизведения, которая представляет собой определенный тип символико-моделирующей деятельности [30, с. 202]. Роль и взаимосвязанные с ней игровые действия являются базовой, более неделимой единицей развитой игровой формы. В роли выделяются аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. При этом между ролью и характером соответствующих ей действий дошкольников есть прочная функциональная взаимосвязь.
Роль деятельности в психическом развитии ребенка
... образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Объектом Предметом Цель: Задачи: 1) изучить ...
Схема сюжетно-ролевой игры представлена на рисунке:
Рисунок 1. – Структура сюжетно-ролевой игры
Выбирая и исполняя конкретную роль в игре, дошкольник имеет соответствующий образ — астронавта, летчика, повара, модели, бетмена и т.д. и образцы его действий. При этом образный план чрезвычайно значим, так как без него игра невозможна. Также необходимо отметить, что несмотря, что в игре жизнь осуществляется в виде представлений, она имеет эмоциональную насыщенность и является для дошкольника реальностью. Роль как основная единица сюжетно-ролевой игры характеризуется следующим [14, с. 80]:
- роль, которую принимает на себя дошкольник, кардинально меняет его действия, а также значения предметов, с которыми ребенок манипулирует;
- роль включена в действия ребенка как бы извне, через игрушки, которые дают подсказку смысла действий с ними;
- роль – своего рода смысловой центр игры, для ее осуществления служат создаваемая игровая ситуация и игровые действия.
Чем более обобщены и сокращены игровые действия, тем более глубоко отражен в игре смысл, задача и система взаимоотношений воссоздаваемой деятельности взрослых людей. При этом, чем игровые действия более развернуты и конкретны, тем в большей степени проявляется конкретно-предметное содержание игры.
При разыгрывании роли творчество ребенка начинает носить характер перевоплощения. Его эффективность имеет взаимосвязь с личным опытом играющего, уровнем развития его эмоций, воображения, а также интересов. Сюжетная игра изначально возникает на границе раннего и дошкольного периодов и представляет собой режиссерскую игру, в которой применяемые ребенком предметы приобретают игровые смыслы (кубик, провозимый с рычанием по столу, становится в игре ребенка автомобилем).
Режиссерским играм присуща примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий [26, с. 57]. Далее у ребенка появляется образно-ролевая игра, в которой он представляет себя совершенно различными героями и даже вещами и соответственно в соответствии с собственными представлениями. При этом важным условием развертывания подобной игры является яркое глубокое эмоциональное переживание: так, дошкольник поражен наблюдаемой картиной, и впоследствии самостоятельно в своих игровых действиях воспроизводит образ, вызвавший у него интенсивный эмоциональный отклик.
Деловые игры и способы их проведения
... игры, в которых участвовал весь персонал Компании — Заказчика. Продолжительность деловой игры может варьироваться от одного дня до недели. По окончании деловой игры ... экономики и социологии, психологии и некоторых других ... роли, разрабатываются системы оценки действий игроков, подсчета набранных очков, составляется тайминг игры. Вся процедура поэтапно согласуется с руководством Компании. Деловая игра ...
Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, достигающей достаточно развитой формы к середине дошкольного периода. Затем из нее выделяются игры с правилами. Формирование новых видов игры не умаляет старых, уже освоенных – все они совершенствуются. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят роли и взаимоотношения людей [7, с. 39]. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который также наделен собственной ролью. В играх с правилами роль уже занимает второй план и первостепенным условием теперь является четкое выполнение правил игры.
Игра имеет собственные игровые условия: дошкольники, которые в игре принимают участие, игрушки, иные предметы. Подбор и комбинация их разительно меняет игру в период младшего дошкольного детства, игра здесь в основном включает однообразно повторяющиеся действия, сходные с предметными манипуляциями. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелками и кубиками. При этом, в том случае, если игровые условия также подразумевают другого человека (куклу, ребенка) и таким самым подводят к возникновению соответствующего образа, подобные манипуляции имеют определенный смысл [33, с. 107]. Дошкольник играет в приготовление еды, даже если он забывает впоследствии накормить куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, подталкивающие его к этому сюжету, он осуществляет манипуляции, теперь не имеющие своего первоначального смысла. При раскладывании предметов в соответствии с их величиной либо формой, ребенок указывает, что играет «в кубики», » просто так «. Обед уже пропал из представлений дошкольника вместе с тем, как изменились условия игры.
Первоначально дошкольник ограничен семейными границами, поэтому игры его связаны в основном с проблемами семьи. В процессе освоения новых областей жизни, дошкольник уже применяет более сложные сюжеты – профессиональные, военные и т.д. Более разнообразными теперь становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»).
Игра на один и тот же сюжет теперь более длительна и стабильна. В 3-4 года ребенок может посвятить игре лишь 10-15 минут, впоследствии ему следует переключиться на что-либо иное, то в возрасте 4-5 лет одна игра уже может длиться до 40-50 минут. Старшие дошкольники вполне могут играть в одну игру долгое время до нескольких часов, а некоторые игры имеют продолжительность в несколько дней.
Среди сюжетов игр дошкольников преобладают следующие [ 23, с. 81]:
- традиционные бытовые сюжеты — игры в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание ребенка и др.;
- сюжеты, связанные с мультфильмами и телепередачами (пираты Карибского моря, Человек-паук, трансформеры, Бетмен, Последний герой, Симпсоны, Бригада и др.);
- сюжеты, связанные с защитой и нападением (охотники на зомби, полиция и преступники);
- игры в домашних животных (дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и играют в отношения между ними — кормление, прогулка и др.);
- профессиональные сюжеты (игры в ресторан, автомойку, магазин, поликлинику);
- разнообразные сюжеты (цирк, самолет, танцы, космический корабль и др.).
Сюжет является сферой действительности, имеющей отражение в игровой деятельности. Выполнение определенной роли ставит дошкольника перед необходимостью действовать согласно его роли, подчиняясь правилам и социальным нормам. Ребенок встает на позицию других людей и в пределах одного сюжета ребенок рассматривает ситуацию с позиций нескольких людей (персонажей игры) [27, с. 62]. Правила игры составляют суть роли, ребенок в игре при выполнении роли сдерживает свои побуждения и действует согласно установленным правилам, показывая образец поведения в обществе. Сюжет и содержание игры получают свое воплощение в определенной роли. Формирование игровых действий, роли и правил игры осуществляется во всем дошкольном периоде по следующим направлениям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с четко выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, затем, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.
Игры и развлечения на воде, как средство обучения плаванию
... (для руководителя игры). Дети, имеющие длинные волосы, должны быть в плавательных шапочках. Игры, которые можно использовать при обучении плаванию: Игра на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды – «Караси и карпы». Задача игры:, Описание игры. ...
Те моменты в межличностных отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, и составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность –ведут автомобиль, моют тарелки и др. Дети включены в процесс выполнения действий и периодически забывают о результате – для чего они это осуществили, при этом действия разных детей часто не согласуются друг с другом, нельзя исключить повторов и внезапной смены ролей во время игрового процесса. Для средних дошкольников имеет большое значение наличие межличностных отношений, игровые действия производятся детьми не в целях простых манипуляций, а с целью стоящих за ними взаимоотношений. Поэтому ребенок в возрасте 5 лет никогда не забудет «наглаженные» платья выставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала кукла красиво одевается, и лишь потом идет в ресторан, а не наоборот. Исключены и параллельные роли. Так, одного и того же зайкуне будут осматривать два врача одновременно, одну машинку не поведут два водителя. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников очень важно подчинение правилам, следующим из роли, при этом правильность выполнения этих правил находится у детей под контролем.
У современных дошкольников 4-6- летнего возраста преобладает игра-действие, присущая первому уровню развития игровой деятельности. Данный тип игры ограничивается наличием отдельных игровых действий (мытье куклы, управление машинкой, кормление ребенка, погоня за бандитами и т.д.).
«ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
... работы 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Понятие игры. Виды игр и особенности их развития Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры ... опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. К.Д. Ушинский определили игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира ...
Игра-роль встречается реже. Дети с таким типом игры разыгрывают конкретный сюжет с 2-3 эпизодами (так, девочки готовят праздничный обед и наряжаются перед приходом гостей, мальчики плывут к острову сокровищ на яхте и находят там клад).
Здесь высший уровень развития игры (игра-отношение) выражен лишь после 5 — летнего возраста. В таких играх одновременно с функциональным взаимодействием персонажей представлены и межличностные отношения данных персонажей. Многие дети могут вообще не играть в предложенной ситуации, а заниматься другими видами деятельности (рисовать, смотреть книжки, конструировать).
Могут наблюдаться отдельные предметные действия (бросание мяча, обсуждение мультиков, бегание по группе, рассматривание настольных дидактических игр — свободная деятельность) [8, с. 179].
Самоконтроль лишь только возникает к концу дошкольного возраста, поэтому сначала ребенку необходим внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и уже непосредственно образ начинает регулировать детское поведение. К 7-летнему возрасту дошкольник уже в большей мере ориентируется согласно нормам и правилам, а регулирующие его поведение образцы теперь уже более обобщены (в отличие от образа конкретного персонажа в игре).
Игра стимулирует развитие не только общения со сверстниками, но и произвольное поведения детей. Механизм управления собственным поведением – подчинение правилам – возникает именно в игре, а затем уже формируется и в иных видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения и контроля, которым следует дошкольник. В игровой деятельности образцом являются не моральные нормы или иные требования взрослых, а конкретный образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. В игре формируется мотивационно-потребностная сфера ребенка. Появляются новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Однако круг мотивов не только расширяется, при этом все более развивающаяся произвольность поведения делает более легким переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на границе сознательности.
Дидактические игры — важное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников служит способом познания реальности. В игре дошкольник заучивает цвета, изучает вид и форму, качества материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, и представляет собой многокомпонентное явление. Дидактическая игра служит игровым методом обучения дошкольников, одновременно являясь самостоятельной игровой деятельностью, а также средством разностороннего воспитания личности [12, с. 89]. В игре ребенок развивается в соматическом плане, учитсяпреодолевать трудности. У него развивается смекалка, находчивость, инициатива. По классификации дидактические игры бывают следующими:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Общение с застенчивым ребенком
... Игра «КАКОЙ Я ЕСТЬ И КАКИМ Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ» Цель : повышение самооценки застенчивого ребенка. Возраст : для дошкольного и младшего школьного возраста. При выполнении этого упражнения можно работать как с одним ребенком, ... первоклашку). Застенчивость, как личность, причины застенчивости, особенности поведения и общения застенчивых детей. [электронный ресурс] – режим доступа: ...
Важность подбора разнообразных игр при этом не означает, что нужно иметь их в огромных количествах. напротив, большое число дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не дает возможности качественно овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся порой слишком легкие или, наоборот, чрезмерно сложные задачи. При несоответствии игр по уровню сложности и возрастным особенностям детей, они не могут в них играть и напротив — элементарные дидактические задачи не возбуждают у дошкольников надлежащей умственной активности. Добавлять новые игры следует постепенно, при этом они должны быть по уровню и возрасту доступны детям и вместе с тем вызывать определенного напряжения сил, способствовать развитию и самоорганизации.
Дидактическая игра призвана дать дошкольникам новый опыт переживания игровой ситуации и поведения в ней. Сделать игру средством развития — значит оказать влияние на ее содержание, научить дошкольников думать, проявлять интерес и активность к окружающей реальности, действовать со многими предметами и объектами [ 5, с. 16]. Обучающие игры разрабатываются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, при этом для играющих детей значение дидактической игры не проявляется открыто, а может осуществляться через дидактическую задачу, игровые правила и игровое действие. Именно дидактическая игра оказывает благотворное влияние на развитие познавательной деятельности и речи, способствует воспитанию умения у детей играть вместе.
Характерные аспекты дидактических игр состоят в том, что, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, в игре, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Дидактическая игра позволяет развивать разнообразные способности детей, восприятие, речь, внимание и др. Педагог при этом вводит детей в игру, знакомит их с содержанием и правилами [21, с. 79 ].
Каждая дидактическая игра содержит следующие компоненты: дидактическая задача, содержание, правила и игровые действия. Базовым элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая обычно находится в тесной взаимосвязи с составленной программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи отличаются разнообразием, так, например, ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, развитие словаря, формирование связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержание дидактических игр составляет окружающая реальность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Значительная роль в дидактической игре принадлежит правилам, которые определяют, что конкретно и каким образом должен делать в игре дошкольник, дают подсказку к достижению цели. Правила дают возможность развивать у детей функцию торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте), формируют умение сдерживаться, управлять собственным поведением. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать какую-либо очередность. Однако желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, подчиняясь игровым правилам.
Значимая роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие представляет собой проявление активности детей в игровых целях: крутить руль машины, собирать башенку, складывать матрешку, ставить кубики один на другой, отгадывать предметы по словесному описанию и др. При анализе дидактических игр с позиций детского интереса, выявляется, что дошкольники в большей мере интересуются игровым действием, которое стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Дидактическая задача, скрытая в игровой форме, решается дошкольниками более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение игровых правил. Дидактическая игра может быть рассмотрена как переходная форма обучения детей дошкольного возраста, в которой прослеживаются элементы игровой и учебной деятельности [1, с. 11].
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Новообразования старшего дошкольного возраста дают возможность говорить о проблеме преемственности дошкольной и школьной ступеней внутри системы развивающего обучения — познавательный интерес к интеллектуальной задаче, выражающийся в активности, проявляемой детьми в игре.
В значительной мере воспитательная функция игры напрямую зависит от профессионализма и компетентности педагога, от знания им детской психологии, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от четкого методического руководства, взаимоотношений детей, от грамотной организации и проведения различных игр.
Суть дидактической игры состоит в том, что дошкольники решают познавательные задачи, предложенные им взрослыми в занимательной игровой форме, самостоятельно находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу как игровую, что повышает его познавательную активность. В играх с игрушками, разными предметами, с карточками и сюжетными картинками у дошкольника накапливается чувственный опыт, осуществляется его сенсорное развитие в неразрывной связи с развитием у ребенка логического мышления и умения выражать свои мысли вербально. Для решения дидактической задачи, необходимо проводить сравнение признаков предметов, устанавливать сходства и различия, уметь обобщать и делать выводы [31, с. 12]. В игровой деятельности развивается способность к умозаключению, умению применять свои навыки и знания в разных условиях. Это может быть реализовано лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Игровые действия дидактические игры, используемые в процессе занятий, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Воспитательное значение игры во многом находится в зависимости от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства, взаимоотношений детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Ребенок воспринимает умственную задачу, подобно практической и игровой, что повышает его познавательную активность. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит во взаимосвязи с формированием у него логического мышления. В игровой деятельности происходит развитие способности к суждению и умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это может быть реализовано лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием психических функций (развивается образная память, моторные функции, внимание, мышление), являющихся основными для возникновения новообразований в когнитивной сфере ив формировании произвольного поведения. Развитие и социализация психики детей дошкольного возраста происходит одновременно по всем направлениям. Активно формируются механизмы восприятия. Дошкольное детство является особым периодом в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание.
Младший дошкольный возраст представляет собой этап от 3 до 4 лет, особый период интенсивного созревания всех систем и функций детского организма, что создает условия для дальнейшего становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности, развития умственных способностей, являющихся предпосылкой для возникновения всех видов специальных способностей [11, с. 2].
Специфика младшего дошкольного возраста состоит в том, что происходит интенсивное развитие детской физиологии, совершенствуется строение органов, систем и функций, происходит формирование костно-мышечной системы, стремительными темпами развивается речевая система, артикуляционный аппарат, в тесной взаимосвязи осуществляется речевое и двигательное развитие.
В младшем дошкольном возрасте примерно к 4 годам уже складывается личность с присущей ей индивидуальными качествами и свойствами. Младший дошкольный возраст называют возрастом «почемучек». Для данного периода характерна высокая мыслительная активность, дети интересуются причинно-следственными связями различных явлений, осваивают способы взаимодействия с людьми, вещами и др. В 4 года дети могут заметить определенное эмоциональное состояние людей, выразить сочувствие и др. Растет потребность в общении со сверстниками, ребенок уже осознает свое положение среди них. Ребенок может регулировать собственное поведение в соответствии с принятыми нормами, может доводить начатое дело до конца (например, собрать здание из конструктора полностью, запомнить стихотворение, убрать игрушки за собой после игр).
В период младшего дошкольного возраста уже проявляются индивидуальные качества — креативность, творческие способности, коммуникативные способности.
Важнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра [6, с. 62]. Игра становится ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируются многие его психологические особенности. Ролевая игра является деятельностью, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании ролей творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.
Младшим дошкольникам необходимо наличие игровой ситуации, являющейся источником и одновременно способом удовлетворения когнитивных потребностей. В эмоционально окрашенной игре происходит моделирование человеческой деятельности, выработка и усвоение правил. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и с течением времени переходит к созданию внутренних программ поведения. Родителям, а также воспитателю, необходимо учитывать, что игровая деятельность должна быть направлена не только на следование определенным правилам, но и на стимулирование ребенка к экспериментированию, построению собственных вариантов игры. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и сверстников, при этом взрослый воспринимается младшими дошкольниками как образец, с которого дети берут пример и хотят быть похожими. Это реализуется в сюжетно-ролевой игре дошкольников, где ребенок начинает освоение системы человеческих отношений, обучается ориентироваться в человеческой деятельности: в играх воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность [25, с 63].
В младшем дошкольном возрасте формируется новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое первоначально включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую очередь игровой деятельности) постепенно формируется детское сообщество. Важное значение сюжетно-ролевой игры состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового [3, с. 137]. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Развивающееся мышление позволяет дошкольникам придумывать, а затем и реализовывать в игре замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий — дети придумывают сказку, сюжет игры и ее правила и др.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях [15, с. 55]. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
В младшем дошкольном возрасте происходит прогресс в созревании нейронного аппарата коры головного мозга, что влечет за собой значительные изменения в системной организации зрительного восприятия [ 9, с. 69]. С развитием механизмов восприятия тесно взаимосвязано также формирование механизмов организации остальных компонентов познавательной деятельности.
Развитие психики ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления [19, с. 112]. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. В игре детей трехлетнего, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые не похожи на замещаемые.
Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
Старший дошкольный возраст, охватывающий временной период от 5 до 7 лет, является периодом активного познания человеческих отношений, общения со сверстниками, познания окружающей действительности, всестороннего развития способностей. В пятилетнем возрасте в психологическом развитии ребенка происходит значительный скачок. Новообразованиями данного периода являются [3, с. 156] :
- произвольность психических процессов — памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, речи;
- способность управлять собственным поведением;
- изменения в представлениях о себе и в собственной самооценке и самосознании;
- изменения в сфере отношений со сверстниками.
До пятилетнего возраста у детей отмечается непроизвольность психических процессов, в пять лет появляются важнейшие возрастные новообразования — завершение процесса формирования активной речи, а также выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Это проявляется в том, что для ребенка взрослый теперь представляет интерес как источник информации, а также в том, что общение начинает носить внеситуативно-деловой характер. Закончившийся кризис 3 лет приводит к тому, что дети становятся более эмоционально устойчивыми и проявляют интерес к общению со сверстниками как к партнерам по игре. Дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, при этом оценки и мнение сверстников становятся существенными для них. Игра в старшем дошкольном возрасте также остается ведущим видом деятельности, но при этом формы и содержание игры подвергаются изменениям.
В период 5-7 лет происходит активная подготовка к предстоящему школьному обучению. Активно развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речевая деятельность.
Восприятие . В период старшего дошкольного возраста складываются представления о величине: длине, ширине, высоте, о пространственных отношениях между предметами. Продолжается развитие восприятия цвета, формы и величины, а также строения предметов. У детей совершенствуется систематизация представлений, при этом они различают и могут назвать как основные цвета и оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки. Дети называют и понимают форму прямоугольников, треугольников и овалов. Старшие дошкольники 5 лет воспринимают величину объектов и могут построить в ряд до десяти предметов по возрастанию или убыванию.