» Воспитание вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Важнейшим направлением воспитательной работы в дошкольном образовании является этическое развитие личности ребенка. Воспитание вежливости занимает центральное место в этом процессе. Оно предполагает организацию целенаправленного процесса приобщения детей к этическим ценностям, которые обеспечивают внимательность, проявление доброжелательности к людям, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. В процессе воспитания вежливости ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в процессе воспитания вежливости, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников. Ребенок в этом возрасте усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Вопросы овладения категориями вежливости у детей старшего дошкольного возраста нашла разработку в трудах отечественных педагогов и психологов — А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.И. Божовича, Н.Д. Левитова, А.А. Люблинской, Е.И. Радиной, В.А. Горбачевой, Я.3. Неверович, Л.П. Васильевой — Гангус, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, И. Н. Курочкиной, О.Ю. Безгиной, Р.С. Буре др.

Эффективным средством воспитания вежливости старших дошкольников является игровая деятельность. Игра составляет основное содержание жизни дошкольника, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом, и учением. Многие серьёзные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: в процессе игры ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игра воображение, память, эмоциональные и волевые проявления дошкольника. Кроме этого, в игре формируется стиль отношения, общения со сверстниками, и со взрослыми, воспитываются чувства, вкусы, манеры и стиль поведения.

Игровая деятельность как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Е. Михайленко, не изобретается ребёнком и задается ему взрослым, который учит ребенка играть и через игру знакомит с общественно сложившимися способами взаимодействия с людьми. Усваивая игре правила и нормы поведения, ребёнок затем их обобщает и переносит на другие ситуации.

6 стр., 2700 слов

Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитания детей

... ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать, но семья – не единственный, но наиболее важный участник сложного процесса воспитания детей. Здесь он проводит большую часть своей жизни. ...

Некоторые аспекты особенностей содержания и организации процесса игры как средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина, Д.А. Виноградовой, С.Н. Карповой, З.М. Богуславской, О.Е. Смирновой и др.

Однако необходимо отметить, что анализ теоретических исследований, программно-методических материалов позволили установить, что в дошкольном образовательном учреждении недостаточно используются возможности игровой деятельности в процессе воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте, так как недостаточно выявлены педагогические условия организации игровой деятельности с целью воспитания вежливости, мало практических рекомендаций в данном направлении.

С учетом существующего недостатка можно выделить следующее противоречие между задачей воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте с использованием игровой деятельности как ведущей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса создания педагогических условий в процессе организации игровой деятельности с целью воспитания вежливости.

В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос — каковы педагогические условия воспитания вежливости в процессе игровой деятельности.

Тема исследования: «Воспитание вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Учитывая тему и ее актуальность, в качестве цели курсовой работы выступает изучение и теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей создания педагогических условий организации игровой деятельности как средства воспитания вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является воспитание вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Предметом

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что игровая деятельность будет являться эффективным средством воспитания вежливости детей старшего дошкольного возраста, если будут созданы следующие педагогические условия:

  • будут использованы различные виды игры (сюжетно-ролевой, дидактической, игры-драматизации);
  • будет разработан и использован комплекс игр, направленный на формирование норм и правил поведения;
  • организована специальная работа по ознакомлению и осознанию нравственной основы вежливости.

В соответствии с целью исследования, определения его объекта, предмета, проблемы, а также гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте.

3. Выявить педагогические условия организации игровой деятельности в процессе воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Для решения указанной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

11 стр., 5265 слов

Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

... способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста . развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста театрализованная деятельность В соответствии ... процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых ...

  • анализ психолого-педагогической литературы,
  • изучение и анализ педагогической документации;

— беседа, опрос, анкетирование.

Теоретическая значимость, Практическая значимость, Глава I. Теоретические основы воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте

  1. 1. Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

В данном параграфе будут рассмотрены результаты изучения психолого-педагогической литературы по вопросу вежливости как важнейшей составляющей культуры поведения, что позволит раскрыть сущностные характеристики понятия «вежливость».

Категория вежливости — это важнейшая составляющая процесса межличностных отношений людей, один из обязательных элементов общения.

Как феномен человеческой культуры понятие вежливости рассматривалась в различных науках: философии, культурологии, педагогике, психологии, лингвистике, этнографии и др. Однако, являясь понятием этическим, вежливость попадает в сферу интересов, прежде всего, такой философской дисциплины, как этика.

Словарь по этике определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость — элементарное требование этикета; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт» [43, с. 37].

В основных толковых словарях современного русского языка понятие «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»[7]; «соблюдающий правила приличия; учтивый» [34]; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый» [35]; «соблюдающий правила приличия, учтивый» [48].

В данных определениях прослеживается четкая смысловая связь понятия вежливости с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде. Таким образом, основными компонентами смысла понятия вежливости являются:

1) соблюдение приличий;

2) положительное отношение к личности другого человека;

3) демонстрация данного отношения различными способами.

Н.И. Формановская отмечает «Лики вежливости многообразны. Это почтительность (скорее к старшему — почтительный сын), галантность (скорее по отношению к даме — галантный кавалер), учтивость (скорее свойство немолодого интеллигента), корректность (скорее безупречное выполнение правил поведения и общения).

Это обходительность, предупредительность, тактичность и т.д» [51, с. 67].

В сборнике правил светской жизни и этикета «Хороший тон», изданном в 1889 году, так определяется понятие вежливости: «Вежливость есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу» [42, с. 165].

Понятие вежливости формировалось на протяжении всей истории развития человечества в процессе взаимодействия и общения людей. В результате появлялись нормы, правила которые необходимо соблюдать людям в процессе взаимного общения. Стоит отметить, что эти нормы и правила формировались под воздействием как религиозных догм и постулатов, так и требований совместной практической деятельности [3, с.33]

26 стр., 12990 слов

Исследования: «Воспитание культуры поведения у младших

... культуры поведения, т.е. она активизирует весь механизм воспитания и влияет на воспитание определенных качеств [20]. В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога добиться не выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности школьника, чтобы культура поведения, ...

Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения [3].

В античные времена вежливость рассматривалась как естественная потребность человек, так как воплощать добродетели – это путь к счастью.

Теснейшим образом с европейскими нормами вежливости связана христианская этика, которая провозгласив такие ценности как смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести, обосновала необходимость соблюдение норм и правил поведения, в числе и вежливого поведения. Стоит отметить, что выполнение норм христианской этики базируется, прежде всего, на формировании у человека внутренних регуляторов поведения – смирение, страх, вину, заботу о чести и др. [57]

Содержание понятия «вежливость» в европейской культуре формировалось на основе христианских заповедей в сочетании со специально созданными правилами поведения — этикетом. [57]

Стоит отметить, что изначально этикет предполагал только внешнюю сторону общения и, как правило, был распространен в аристократической среде [3].

Начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью двора и аристократии, формы вежливости становятся менее сложными, начинают выступать как часть общечеловеческой культуры. Различные социальные слои вырабатывают свои правила общения. Вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это послужило толчком к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений. [3]

Необходимость хороших манер образно и четко передал Артур Шопенгауер. По мнению А. Шопенгауера, вежливость — это «правила игры», принятые среди определенной группы людей. Как подчеркивал А.Шопенгауер непосредственное отношение к вежливости имеет оценочный компонент высказывания, поскольку вежливое речевое поведение предполагает демонстрацию положительного отношения к личности собеседника [57].

С возникновением и развитием прагматизма, заменившего основные этические категории «добра» и «зла» категориями «успех» и «неуспех», нормы морали стали рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели [57].

В психолог-педагогической литературе понятие вежливости рассматривается в контексте культуры поведения. Вежливость является одним из компонентов культуры общения, которая в свою очередь является неотъемлемой частью общей культуры человека.

По мнению Н.И. Формановской, Б.В.Бушелевой и др., вежливость – это проявление уважения, это – готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт [8, 51].

По мнению Н.И.Формановской, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям), проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи [50].

7 стр., 3108 слов

Работа по дошкольной педагогике: Этикет и воспитание речевой ...

... этикета и культуры поведения у детей в ДОУ. 1. Этикет как часть поведенческой культуры Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в ... лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость. Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета, являющиеся ...

С.В.Петерина культуру общения рассматривает, как один из необходимых компонентов культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предусматривает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции [37].

В процессе воспитания вежливости происходит усвоение ребенком морально-этических норм и правил, как обобщенного опыта людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С.А.Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило благодарить человека за оказанную им помощь. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах [20].

Стоит отметить, что процесс усвоения морально-этических норм и правил предполагает усвоение и систему коммуникативных стратегий и тактик, используемых в реальном общении и нацеленных на бесконфликтную коммуникацию и взаимопонимание [50].

Рассматривая процесс воспитания вежливости как процесс усвоения морально-этических норм и правил, необходимо отметить, что он предполагает наличие знаний о вежливом поведении, положительное отношение к этим правилам, а также умения использовать данные правила в повседневной жизни. Таким образом, процесс воспитания вежливости должен быть организован в трех направлениях: формирование знаний, формирование позитивного отношения, создание условий для деятельностного проявления знания и отношения к категориям вежливости [20].

Так Б.В.Бушелева указывает на то, что обязательным компонентом вежливости является знание приличий. Это подтверждает и этимология слова, которая восходит к корню «вед»- ведать, знать. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия, — это условные и общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Приличия регламентируют поведение людей в наиболее типичных ситуациях общения. В них закреплены принятые в том или ином обществе способы приветствия, обращения друг к другу, формулы благодарности и извинений [8].

Таким образом, важно в процессе воспитания вежливости знакомить детей с нормами и правилами вежливого общения. Разные жизненные обстоятельства традиционно связаны с определёнными нормами приличного и неприличного. Поэтому, как считает Б.В.Бушелева, надо знакомить детей с этим. Необходимо, чтобы они знали как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, а позднее в школе [8,9].

Важно, чтобы дети не просто знали правила и нормы вежливого поведения, но и имели отношение к ним как важнейшим составляющим взаимоотношения людей. В связи и этим необходимо создавать ситуации успеха для тех, кто выполняет эти правила, обязательно хвалить за проявление вежливости, напоминать о необходимости вежливости. В связи с этим важно с детьми обсуждать вопросы вежливости на примере литературных героев или реальных жизненных событий. Надо, чтобы дети видели в приличиях не пустые условности, а понимали их глубокий внутренний смысл. Только в таком случае в процессе воспитания будет формироваться позитивное сознательное отношение к правилам и нормам вежливости [18, 45].

25 стр., 12486 слов

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

... дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования. В результате исследований: 1) Выявлены особенности культуры общения у детей старшей группы детского сада. 2) Разработана методическая система воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного ...

Формановская Н.И отмечает: «Вежливость может быть искренним качеством человека, его привычным поведением в силу, главным образом, семейного и отчасти школьного воспитания; вежливость может быть и маской, лишенной глубокого внутреннего содержания, проявлением внешних примет уважения, но все же это много лучше, чем хамская развязность, грубый оскал вместо улыбки» [51, с.67]. Что вежливость стала искренним качеством, необходимо отказаться от формального ознакомления с нормами и правилами вежливого поведения, формировать ценностное отношение к данным категориям.

Конечно же, важнейшей составляющей воспитания вежливости является создание условий для вежливого отношения детей друг к другу и взрослым. В данном процессе необходимо учитывать разные стороны вежливого поведения. И.Н.Курочкина в своих работах рассматривает разные компоненты проявления вежливости: речь, тон, корректность. По ее мнению вежливая речь должна быть выразительной, с отсутствием грубых выражений. Выражая в словах свои мысли, чувства, человек выражает и своё отношение к окружающим – чувство доверия и уважения. В человеке ценится не только умение хорошо говорить, но и способность внимательно слушать, поэтому вежливый человек никогда не будет перебивать собеседника [24].

Важен и тон. От того, как сказано самое обычное слово, оно может показаться вежливым или неприятным. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, является вежливость. Корректность – несколько подчеркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или женщине; любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей [24, 25].

И.Н.Курочкина словесные (вербальные) формы вежливых отношений между людьми определяет как речевой этикет, изучение которого необходимо начинать в дошкольном детстве [24].

Создание условий для деятельностного проявления знания и позитивного отношения к категориям вежливости необходимо организовывать относительно воспитания следующих умений:

  • выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета,
  • устанавливать положительные контакты,
  • вести бесконфликтное общение,
  • изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации [37, 16].

Стоит отметить, что многие исследователи отмечают, что вежливость необходимо начинать целенаправленно воспитывать в дошкольном возрасте. Применительно к дошкольному возрасту вежливость следует рассматривать, прежде всего, как культуру взаимоотношений – действенное проявление уважения к окружающим, внимание к просьбам взрослых и детей, умение договариваться со сверстниками [24, 51, 53].

Рассмотрев вопрос о понятии вежливости в психолого-педагогической литературе мы пришли к выводу о том, что вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Понятие вежливости формировалось на протяжении всей истории развития человечества в процессе взаимодействия и общения людей. Являясь историческим феноменом, вежливость предполагает не только внешнюю, формальную сторону культуры поведения человека, но и внутреннюю, предполагающую уважительное и внимательное отношение к людям, учтивость, доброжелательность и красоту в обращении с ними. Вежливость является одним из компонентов культуры общения, которая в свою очередь является неотъемлемой частью общей культуры человека. В процессе воспитания вежливости происходит усвоение ребенком морально-этических норм и правил, как обобщенного опыта людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Данный процесс предполагает формирование знаний и нормах и правилах вежливого поведения, становление позитивного отношения к категориям вежливости, а также деятельностное освоение вежливого поведения.

23 стр., 11402 слов

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей ...

... передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Структура В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования культуры поведения, во второй раскрыто понятие культуры поведения, её компоненты и их ...

1.2. Особенности воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте

В данном параграфе будут определены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, что является важным для нашего исследования, так как в процессе воспитания вежливости их учет будет определять успешность педагогических воздействий.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Ведущие отечественные психологи (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, АЛ. Леонтьев) и зарубежные (А. Валлон, Р. Заззо, Ф. Мальрие) отмечают, что именно в дошкольном возрасте закладываются основные личностные механизмы, в том числе механизмы, обеспечивающие культуру поведения, вежливое отношение к окружающим [10,14, 17, 26].

А. В. Запорожец подчёркивала особую чувствительность этого возрастного периода к воспитательным воздействиям нравственного характера [17].

Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения, в том числе воспитания вежливости.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.[25, 16, 25, 59, 53].

В старшем дошкольном возрасте возможно осознанное формирование знаний о правилах вежливого общения. У детей развивается анализирующая деятельность коры головного мозга, благодаря чему они легче осмысливают требования, которые предъявляются к их поведению.

Отечественные педагоги (В.А.Горбачева, Ф.С.Левин-Щирина, В.Г.Нечаева и др.) и психологи (В.С.Мухина, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы взаимоотношений.

В исследованиях психологов Л.С. Выготского С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Люблинской и других отмечается особенность овладения моральными знаниями. Детям дошкольного возраста нельзя предъявлять больших требований к усвоению моральных представлений и понятий, так как им понятно только то, что связано с их жизненным опытом, который пока ещё недостаточно богат, их представления о том, что такое хорошо и что такое плохо отличаются конкретностью [14, 41, 54].

14 стр., 6600 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, ... пользовании. В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение ... вопросов воспитания своего ребенка. Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и ...

Представления детей о хорошем поступке и плохом складываются постепенно. Чем младше дети, тем субъективнее их суждения и оценка поступков окружающих людей. По мнению А.М.Виноградова объективные суждения и оценка с точки зрения значимости поступка появляются под влиянием оценки взрослых . Моральные знания могут быть усвоены только в том случае, если они приняты детьми, если они определяют их поведение, их отношения к окружающим людям [12] .

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют правильно оценивать свои действия и поступки, что создает благоприятные условия для ценностного формирования отношения к правилам и нормам вежливого поведения. Это даёт основание предполагать возможность воспитания вежливости, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней культурой [49].

Л.Ф. Островская отмечает, что, возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание и взаимопонимание (основы тактичности), свидетельствуют о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов вежливости [12].

Важнейшей особенностью данного возраста является то, что у детей развивается произвольность психических процессов, что способствует планированию действий, позволяет соотносить их со своими возможностями, ставить цель и находить способы реализации. Об этом свидетельствуют исследования А.В. Запорожеца, B.C. Мухиной, С.Г. Якобсон. Таким образом, поведение ребёнка начинает приобретать произвольный характер. Это создает благоприятные условия для формирования вежливого поведения, так как данная категория поведения человека является произвольной функцией [17, 33, 58].

Произвольность поведения детей проявляется в различных формах внешней и внутренней деятельности. Сюда относятся, как утверждают И.Ю Кулагина, и «действия по инструкции и произвольные психические процессы (внимание, память и пр.), и целеполагание, и соподчинение мотивов, и опосредованностъ моральными нормами, и сознательный выбор, и действие по образцу, и многие другие формы психической активности» [22, c.154].

В поведении ребёнка перестаёт превалировать спонтанная реакция на ту или иную жизненную ситуацию, что позволяет ему осознанно управлять своим поведением, в том числе и вести себя в соответствии с категориями вежливости. Ведущее место начинают занимать опосредованные потребности. По мнению Л.И. Божович для них характерны феномены сознательно поставленной цели и «принятого намерения», являющиеся чрезвычайно важными в нравственном становлении личности, в воспитании культуры поведения. По мнению Л.С. Выготского в этот период возникают «внутренние этические инстанции» [6, 14].

Другим важным новообразованием старшего дошкольника по мнению Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева является способность к соподчинению мотивов. Деятельность и поведение детей в этой связи обусловливаются системой мотивов, среди которых, при условии правильного воспитания, доминирующую роль начинают играть общественно-значимые мотивы, социальные чувства [6, 26].

8 стр., 3852 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, ... на правильное решение конкретных вопросов воспитания своего ребенка. Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению ...

Они формируются в ходе совместной деятельности детей и взрослых и выражают стремление что-то делать для других. Эмпатические переживания, становясь мотивами гуманных поступков, влияют на формирование наиболее глубинной потребностной сферы личности [13].

В старшем дошкольном возрасте развиваются моральные чувства, источником возникновения которых становится расширяющийся круг общения ребёнка, усложняющаяся деятельность. Старшие дошкольники становятся способными вести себя так, как им в этой ситуации не хочется, руководствуясь моральными побуждениями. Сюжеты детских игр в этом возрасте отличаются большим разнообразием, что изменяет социальную ситуацию развития дошкольника, создает реальные предпосылки для активного формирования нравственных качеств личности [22].

Накопление социального опыта, углубление и дифференциация нравственных представлений, активное умственное развитие позволяют дошкольникам успешно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, соотносить поступки окружающих со своими собственными, предвидеть их последствия, что обуславливает благоприятные педагогические условия для сознательного воспитания вежливости. Хотя стоит отметить, что это возможно только при целенаправленной педагогической деятельности.

Во многих исследованиях отмечен тот факт, что спонтанного возникновения у ребёнка сочувствия, сопереживания, сострадания, любви и уважения к другому, желания помочь товарищу не возникает. Исследования показали, что положительное эмоциональное отношение детей к другому человеку зависит от характера осуществляемой ими деятельности и развивается в условиях целенаправленного педагогического руководства ею, имеющего вектор на формирование социальной ориентации, направленности на окружающих взрослых и сверстников [11, 13].

В исследовании С.Г. Якобсон, направленном на выявление уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников, отмечается, ребёнок еще не готов к тому, чтобы сознательно постоянно вести себя в соответствии с законами нравственности. Так же неустойчивы и его оценки ситуации. Подняться над потолком конкретных ситуаций, эмоций и желаний, увидеть в них общие законы человеческих отношений и сознательно им подчиняться сам ребёнок не может [58].

В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию вежливости необходимо строить с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки [11].

Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание воспитания вежливости следует обогащать по следующим направлениям:

  • усложнять правила поведения;
  • известные правила детализировать и требовать от детей более гибкого, осознанного поведения (соблюдение правил вежливости по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т.п.);
  • повышать требования к культуре общения (держаться естественно;
  • разговаривая, смотреть в глаза собеседника;
  • приветливо отвечать на вопросы;
  • не уходить, если разговор не закончен);
  • обращать внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости [37, 25, 36].

В исследованиях Н.И.Формановской, Л.Дубиной вежливость рассматривается в контексте речевого развития детей. Автор отмечает, что, если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Следовательно, для успешного воспитания вежливости у дошкольников необходимо учить их различать ситуации стандартизованного речевого общения и ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей за счет разнообразных формул речевого этикета, способствовать проявлению доброжелательности через интонацию, мимику, жесты [50, 51, 15].

С.В. Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений [37].

Исследования Т.И. Бабаевой, И.Н. Курочкиной показали, что выполнение правил вежливого поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу).

У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания [25].

Л.Ф Островская, С.В. Конкевич, И.Ф Мулько называют следующие методы воспитания вежливости у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций [36, 21, 30].

Н.А. Ветлугина, Т.И. Осокина выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания вежливого поведения у детей [13].

С.В. Петерина с целью формирования у дошкольников вежливого поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы [37].

Художественная литература является важным средством воспитания вежливого поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы [38].

Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д.А.Виноградовой были выделены критерии вежливости:

  • наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
  • поведение по правилам вежливости;
  • осознанное применение норм вежливости;
  • способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости [12].

На основе разработанных критериях выделяются следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень — у детей недостаточно знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.

Средний уровень – у детей есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.

Высокий уровень — есть знания и соответствующие проявления — обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении — с оценочным отношением взрослых и детей к поступку [12].

Рассмотрев вопрос об особенностях воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте, мы пришли к выводу о том, что данный возраст является благоприятным для воспитания вежливости. В этом возрасте возможно осознанное формирование знаний о правилах вежливого общения, так как у детей развивается анализирующая деятельность коры головного мозга. Умения правильно оценивать свои действия и поступки, формирующиеся способности к пониманию и сопереживанию создают благоприятные условия для ценностного формирования отношения к правилам и нормам вежливого поведения. Развивающаяся произвольность психических процессов, формирующаяся способность к соподчинению мотивов позволяет воспитывать осознанное поведение относительно норм и правил вежливости.

Исследование показало, что успешное воспитание вежливости возможно только при целенаправленной педагогической деятельности, которая должна быть направлена, прежде всего, на воспитание культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми. На сегодняшний день выделяют следующие эффективные средства воспитания вежливости: игровая деятельность, этическая беседа, чтение и анализ произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.

Данный параграф посвящен анализу психолого-педагогических исследований проблемы игровой деятельности, в нем раскрываются аспекты её применения в качестве средства воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста, характеризуется опыт, накопленный отечественной дошкольной педагогикой по применению игры в учебно-воспитательном процессе в дошкольных учреждениях в процессе воспитания вежливости.

Представители разных наук издавна изучали игру как сложный социально-психологический феномен, характерный прежде, всего для становления личности в детском возрасте. С философских, социально-психологических, этических позиций игра изучалась И.Кантом, Ф. Шиллером, В. Штерном, Й. Хёйзинга, которые указывали на связь игры с нравственно-этическим развитием человека. Также Ф.Шиллер считал игру «свободным самодеятельным раскрытием всех сил человека, его сущности», где человек творит реальность высшего порядка (этико-эстетическую реальность), а, значит, творит самого себя как нравственно- и эстетически гармоничную личность. Й.Хёизинга видел смысл игровой деятельности в разрядке человека духовной энергией, необходимой для культурного развития человека [52, 57].

Исследования игры известных зарубежных психологов прошлого века (К. Гроос, Г. Спенсер, Д. Патрик) послужили основой для развития психологической концепции игры в трудах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), которые соотносят понятие «игра» с понятием «человеческая деятельность», исходят из определения деятельности как специфической формы активного отношения человека к миру, выражающемся в преобразовании последнего. Именно это положение послужило основой для личностно-деятельностного подхода как важной методологической основы игровой деятельности. Так, С.Л. Рубинштейн указывал на развивающую функцию игры, видя в ней своеобразную школу жизни и подчёркивал, что ребёнок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет: игра для него — практика жизни [41, c.588- 589 ].

Кроме того, С.Л. Рубинштейн рассматривает игру как осмысленную деятельность, считая, что через игру личность выражает своё отношение к окружающей действительности, а Л.С. Выготский установил механизм развития самого играющего за счёт воображаемой ситуации, которая создаётся в игре [14, 41].

В дальнейшем Л.И. Божович, рассматривая игру как один из первых видов деятельности, имеющих ближайшее отношение к развитию потребностной сферы ребёнка, доказывает, что в игре возникает психологически новая форма мотивов — обобщённые намерения личности [6].

В обобщающей работе Д.Б. Эльконина «Психология игры» содержатся важные методологические подходы к психологическому изучению игры как социально обусловленному явлению, раскрывается социальная значимость игры в её «тренирующей» и «коллективизирующей» функциях. Игра характеризуется здесь как такой вид деятельности, в котором происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма», совершенствуется реальная практика не только смены позиции личности при взятии на себя очередной роли, но практика развития отношений к партнёру по игре [54, c.23].

Элементы игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения, в том числе нравственно-этического характера. Игра важна для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности [1].

Д.Б. Эльконин указывает на формирующие функции игры в психическом развитии личности, рассматривая самого ребёнка как субъект деятельности, общения и познания, развивающийся в процессе воспитания и собственной жизни в детском коллективе. Именно в процессе изменения основных видов деятельности ребёнка складывается его характер, способности, общая одарённость и трудоспособность, вся совокупность его различных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития. Наряду с этим происходит социальное и нравственно-этическое формирование человека, которое включает в себя как формирование качеств личности — субъекта общественного поведения и коммуникаций [55, 56].

Т.В.Антонова и Л.В.Лидак исследовали взаимосвязь между содержанием игровой деятельности и культурой общения детей старшего дошкольного возраста. При этом большое место в их исследованиях было уделено вежливости, как речевой стороне культуры общения детей. Исследователями было установлено, что успешность игры, во многом, обусловлена умением детей, проявлять вежливость в общении [27].

В процессе теоретического анализа психологических исследований выявляются исходные положения сущности игровой деятельности в процессе воспитания: во-первых, игра важна для социального и нравстенно-этическго формирования ребёнка; во-вторых, проигрывание в игре разных жизненных ситуаций, становясь актуальными, значимыми и необходимыми для развивающегося ребёнка, изменяет его сознание, социальные роли, формирует его поведение, нравственные потребности, навыки взаимодействия с людьми. В связи с этим игровую деятельность возможно рассматривать как эффективное средство воспитания вежливости.

В качестве механизмов воспитания вежливости в процессе игровой деятельности выступает способность ребёнка выйти за пределы наличной ситуации в игровой деятельности, преодолеть импульсивные, аффективные побуждения, осознать в той или иной мере себя как субъекта игровой деятельности. На этой основе рождаются новые социальные потребности, выступающие источниками приобретения нравственного опыта поведения, закрепления этических норм и качеств [5].

На сегодняшний день существует многообразие игр дошкольников. Для решения вопросов воспитания вежливости наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и театрализованные игры.

По определению Эльконина Д.Б., сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними [54, c. 97]

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент [46].

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Такие игры они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения [2] .

Рассмотрим возможности всех трех видов в процессе воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры имеют огромный потенциал для воспитания вежливости. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности. Таким образом, чтобы использовать сюжетно-ролевую игру как средство воспитания вежливости, необходимо использовать ее в комплексе всех воспитательных воздействием [23, 44].

На первом этапе использования игры в процессе воспитания вежливости необходимо детей познакомить в правилами вежливости, рассмотреть возможности и особенности их использования в различных жизненных ситуаций. Это можно делать в процессе этических бесед, при чтении художественной литературы, просмотра мультфильмов, анализа реальных случаев в группе. Важно чтобы, перед тем как организовать игру дети владели знаниями относительно необходимости и важности вежливости в жизни человека. Таким образом, в процессе использования сюжетно-ролевых игр необходимо организовать специальную работу по ознакомлению и осознанию нравственной основы вежливости [28].

На втором этапе организуются сюжетно-ролевые игры. Сюжет игры должен быть непосредственно связан с теми знаниями, которые получили дети. Например, дети познакомились с правилами поведения в автобусе, организуется игра «В автобусе». Детям стоит задавать только игровой замысел. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые реализуются детьми в процессе игровой деятельности. Игровые действия каждого ребенка и ход сюжета игры, то есть что конкретно должно произойти в игре не стоит подробно рассказывать. Так при такой жесткой регламентации исчезает основная значимость сюжетно-ролевой игры – возможность ребенка моделировать свое поведение. Стоит детям предложить самим подумать, какие роли необходимы для предложенного сюжета игровой деятельности. в процессе обсуждения при необходимости можно добавить список ролей. Необходимо создать условия, при которых дети сами выберут себе роль. Вмешиваться стоит только в конфликтных ситуациях. Если существует ситуация, что на одну роль претендует несколько детей, например, два человека хотят быть водителями автобуса, то стоит их примерить, предложив несколько раз сыграть в игру, чередуя роли. В процессе воспитания вежливости существует множество сюжетов игровой деятельности: «В библиотеке», «В магазине», «На почте», «В кафе», «В гостях», «В парке» и т.д. Важным условием организации игровой деятельности в процессе воспитания вежливости является то, что воспитателю не стоит вмешиваться ход игры, даже если дети нарушают правила вежливости. Важно, чтобы дети сами оценили свои и действия своих сверстников [29].

В игровую деятельность можно включать всех детей, а можно разделить детей на две команды: одна играет, другая наблюдает.

При втором варианте легче организовать третий этап работы – анализ игровых действий детей. В процессе обсуждения обязательно стоит похвалить тех детей, которые демонстрировали в игре вежливое поведение. Стоит отказать от жестких замечаний относительно тех детей, кто не смог играть по правилам вежливости. Таким детям необходимо предложить исправить положение, выразить надежду на то, что в другой раз у него обязательно получиться справиться с игровым заданием.

Стоит отметить, что в последующие дни стоит мотивировать детей к игровой деятельности относительно предложенного сюжета в процессе свободной игровой деятельности в группе и на прогулке. Конечно, сюжет может иметь различные вариации, а дети могут играть различные роли. Такая игровая деятельность позволит закрепить навыки вежливого поведения, а кроме того, воспитатель может наблюдать степень освоения правил вежливого поведения [40].

Необходимо отметить, что опыт игрой деятельности относительно правил вежливости стоит актуализировать в процессе ежедневной работы с детьми. Это позволит отказать от морализаторства и создаст условия для сознательного отношения к категория вежливости. Таким образом, эффективное использование сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания вежливости предполагает разработку и использование комплекса игр, направленных на формирование норм и правил поведения.

Большим потенциалом в процессе воспитания вежливости обладают и дидактические игры. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер).

Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата [].

Дидактическая игра имеет два аспекта: познавательный и воспитательный. Познавательный аспект обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах вежливого поведения. Воспитательный аспект обеспечивает те способы сотрудничества, формы вежливого общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Дидактическая игра является одной из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью. Это выражается в особом характере отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми. В практике, при проведении, организации дидактических игр, воспитателю обязательно нужно найти подход к каждому ребенку. Общение, совместная игра, доброжелательное отношение взрослого приводит к привлекательной игре. Игра вызывает у ребенка живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, веселого смеха, доброжелательного отношения к сверстникам и к взрослым.

Дидактическая игра в процессе воспитания вежливости должна стать осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный опыт вежливого поведения становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях [19].

В процессе дидактических игр возможно как знакомство с правилами и нормами вежливого поведения, так и закрепление знаний и умений их использования в повседневной жизни. Например, словесные игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) [47].

Большой интерес вызывает у детей использование в процессе дидактических игр героев литературных произведений и мультфильмов. Герои могут обратиться с просьбами к детям, относительно разрешения своих затруднений. Например, Незнайка хочет, чтобы с ним общались и дружили другие Веселые человечки, что нужно для этого сделать. Буратино и Мальвина обращается за помощью к детям, чтобы они рассудили их спор относительно того, как нужно правильно общаться. Герои могут выполнять роли судей, советчиков, друзей. Приход сказочных героев значительно оживляет процесс организации дидактических игр, создает актуальные ситуации относительно которых ребята нормы и правила вежливого поведения [40].

Особо хочется выделить использование театрализованных игр в процессе воспитания вежливости. Театрализованные игры делают возможным знакомство дошкольника с нормами и правилами вежливого поведения через образы. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок не является действующим лицом в полной мере, а использует модель игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его, прежде всего, голосом и интонацией.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Стоит отметить, что в процессе игр-драматизаций детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения [4].

Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Воспитателю необходимо очень тщательно подбирать художественные произведения для игр-драматизации. Оно должно быть интересно для детей, а также имеет ярко выраженный морально-этический смысл. Выбор произведений должен быть обусловлен задачами воспитания вежливости :

  • сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
  • эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
  • увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
  • богатый и яркий иллюстративный материал.

Руководство игр-драматизаций подразумевает несколько этапов [39].

На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о нормах и правилах вежливого поведения и умения их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. Прежде чем приступить к игре-театрализации, необходимо прочитать художественное произведение и обсудить его, касаясь темы вежливости. Только после анализа этического смысла художественного произведения возможно приступать к игре-драматизации. На этом этапе желательно обсудить насколько вежливо ведут себя герои художественного произведения. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, используются такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке. Желательно организовать просмотр иллюстраций оказывает, что оказывает огромную помощь в осознании образов персонажей.

II-й этап посвящается поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого желательно использовать разнообразные речевые упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей. Можно использовать различные «Волшебные моменты», например, взяв волшебную палочку и “превратить ” детей в лесных жителей.

На III-м этапе основное внимание необходимо уделить внимание общению и взаимодействию детей по поводу игры. При распределении ролей необходимо учитывать желания и интересы детей, а также использовала выбор с помощью «волшебной палочки», считалок.

В игре одновременно могут принимать участие несколько детей, можно игру проводить несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить разные роли. Атрибуты и декорации можно готовить предварительно, а можно совместно с детьми. Постепенно у детей формируется самостоятельность и они сами могут предлагать идеи для декораций и костюмов.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные [4].

Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.

Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.

Возможно несколько вариантов для осуществления игр-драматизаций. Первый вариант предполагает драматизацию сюжета художественного произведения без каких-либо изменений. Второй вариант дает возможность преобразование сюжета. Например, все герои волшебным образом стали вежливыми. Второй вариант предполагает творческое отношение к игре, умение использовать свои знания и умения в конкретных ситуациях.

В процессе преобразования сюжета сказки возможно использовать следующие приемы:

  • продолжение знакомой сказки;
  • преобразование сказки с заменой герое, но сохранением сюжета;
  • преобразование сказки с заменой сюжета, но сохранением героев произведения;
  • с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия [40].

Таким образом, использование различных игр в процессе воспитания вежливости, вызывающие у дошкольников положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

На основе научного анализа психолого-педагогической литературы нами выявлено, что игровую деятельность можно рассматривать как эффективное средство воспитания вежливости, если будут созданы определенные педагогические условия:

  • необходимо использовать различные виды игр (сюжетно-ролевой, дидактической, игры-драматизации, учитывая их особенности:
  • в процессе сюжетно-ролевых игр необходимо предлагать детям проигрывать различные ситуации, предполагающие решение этических задач;
  • в процессе дидактических игр возможно формировать знания и умения о правилах и нормах вежливого поведения через организацию осмысленной и интересной для ребенка деятельности;
  • в процессе игр-драматизаций организовывать проигрывание различных литературных произведений с анализом поведения героев относительно норм и правил вежливого поведения;
  • необходимо использовать комплекс игр, направленный на формирование норм и правил поведения;
  • в процессе использования игр необходимо организовать специальную работу по ознакомлению и осознанию нравственной основы вежливости.

Заключение

Изучив научную литература по проблеме формирования вежливости, рассмотрев понятие вежливости, мы пришли в выводу, что вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Исследование показало, что в процессе воспитания вежливости происходит усвоение ребенком морально-этических норм и правил, как обобщенного опыта людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Данный процесс предполагает формирование знаний и нормах и правилах вежливого поведения, становление позитивного отношения к категориям вежливости, а также деятельностное освоение вежливого поведения.

В нашем исследовании мы проанализировали особенности формирования вежливости у детей старшего дошкольника и пришли к выводу о том, что данный возраст является благоприятным для воспитания вежливости. В этом возрасте возможно осознанное формирование знаний о правилах вежливого общения и развитие умений правильно оценивать свои действия и поступков, а также воспитание осознанного поведения в соответствии с нормами и правилами вежливости, о чем свидетельствует развивающаяся произвольность психических процессов и формирующаяся способность к соподчинению мотивов.

Исследование показало, что успешное воспитание вежливости возможно только при целенаправленной педагогической деятельности, которая должна быть направлена, прежде всего, на воспитание культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Игровая деятельность является одним из наиболее эффективных средств воспитания вежливости. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Выявлено дисциплинирующее значение игры, так как соблюдение установленных правил является важным условием выполнения норм и правил вежливости. Игра – ведущая деятельность старших дошкольников, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игр в целях формирования вежливости ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Введение в образовательный процесс игр обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение игр в процесс воспитания вежливости помогает детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет успешность воспитательных воздействий.

Исследование показало, что в процессе воспитания вежливости необходимо использовать различные виды игры, прежде всего, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации; разработать и использовать комплекс игр, направленных на формирование норм и правил поведения; организовать специальную работу по ознакомлению и осознанию нравственной основы вежливости. Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась и гипотеза исследования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-vejlivosti-u-detey/

  1. Арсентьева, В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсеньева. – М.: Форум, 2009. – 144 с.

  2. Артемова, Л. В. Театральные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова М.: Академия, 2007 – 197 с.

  3. Байдурин, А. К. У истоков этикета [Текст] / А.К. Байдурин. — Л.: «Наука», 1990. – 168с.

  4. Барсукова, Л. К. Поговорим об играх-драматизациях[Текст] / Л.Барсукова // Дошкольное воспитание, 1982, № 11, с. 22- 28.

  5. Богуславская, З. М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: «Просвещение», 1991. – 210с.

  6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: «Просвещение», 1968. – 464с.

  7. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под редакцией И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. – М.: АСТ, Астрель, 2005 — 1248 с.

  8. Бушелева, Б. В. О культуре поведения [Текст] / Б.В. Бушелева. — М.: «Знание», 1974. – 96с.

  9. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности [Текст] / Б.В. Бушелева. – М.: «Просвещение», 1988. – 144с.

  10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.Валлон, СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

  11. Ветлугина, Н. А., Казакова Т. Г. и др. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. [Текст] / Под. ред. Ветлугиной Н. А., М.: «Академия», 2007 – 345 с.

  12. Виноградова, Д. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Д.А. Виноградова. – М.: «Просвещение», 1989. – 210с.

  13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1987.]

  14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Союз, 2004. – 224 с.

  15. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина. // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 10. — С. 26-36.

  16. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т.Ерофеева // Дошкольное воспитание, 1980, № 10 – с. 17-21 .

  17. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. 1 том [Текст] / А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 1986. – 387 с.

  18. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие / О.М.Казарцева. – М.: «Сфера», 1998. – 496с.

  19. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] / О. Клименкова. // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4. — С. 7-14.

  20. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание. — № 9. – 2001. – С. 98-104.

  21. Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: [Текст] / С. В. Конкевич — М.: Детство-Пресс, 2013 г.- 80 с.

  22. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера: Юрайт, 2010. – 365 с.

  23. Купина, Н. А. Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Богуславская Н.Е. – М., 1992. — 176с.

  24. Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете [Текст] //Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С.31-43 (16)

  25. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: «Владос», 2001. – 224с.

  26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Академия: Смысл, 2011. – 174 с.

  27. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником [Текст] / Л.Лидак // Дошкольное воспитание. – 1990. –№7. –С.18.

  28. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. Линка-Пресс, 2009. – 127с.

  29. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Михайленко Н.Я. // Дошкольное воспитание. 1989. №4. С. 23.

  30. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. [Текст] / И. Ф. Мулько. — М.: Академия 2004. – 200с.

  31. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2000. – 456с.

  32. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов [Текст]/ Под ред. Л.А.Венгера. – М.: «Просвещение», 1985. – 272с.

  33. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.

  34. Ожегов, С. Е. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.Е.Ожегов – М.: Оникс, 2010 – 934 с.

  35. Ожегов, С. И.; Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Аз, 1996 г. — 928 с.

  36. Островская, Л. Ф. Поведение – результат воспитания [Текст] / Л.Ф. Островская. — М.: Просвещение, 1977. – 120с.

  37. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / С.В. Петерина. — М.: «Просвещение», 1986. – 212с.

  38. Петрова, И. А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста [Текст] / И.А. Петрова. – М., 1990. — 95 с.

  39. Петрова, Т. И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, М.: Развитие. — 2010. – 134 с.

  40. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений [Текст] / Под ред. Т. А. Куликовой. — Ростов-н/Д: Феникс, 2004 — 144с.

  41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн — СПб.: Питер, 2001. — 433 с.

  42. Рукавчук, Л. Н. Энциклопедия этикета [Текст] / Л.Н. Рукавчук. – Спб.: «МиМ-Экспресс», 1996. – 350с.

  43. Словарь по этике [Текст] / Под редакцией И.Кона, М.: Политиздат, 1981 г. – 430 с.

  44. Смирнова, Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника [Текст] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – C. 62-70.

  45. Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 9. — С. 68-76.

  46. Смирнова, Е.О. Холмогорова, В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание, 2003. — № 8. — С. 73-77.

  47. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.

  48. Толковый словарь современного русского языка [Текст] / Под редакцией Лопатина В.В., Лопатина Л.Е — М.: Эксмо, 2013 . – 928 с.

  49. Усачева, Т. Учим детей вежливости [Текст] / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 5. — С. 19-22.

  50. Формановская, Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход [Текст] / Н.И. Формановская. — М.: Русский язык, 2002. — 216 с.

  51. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н.И. Формановская — М.: Высшая школа, 2002. – 160с.

  52. Хейзинга, Й. Homo ludens (Человек играющий) [Текст] / Й. Хейзинга. – М.: Азбука-классика. – 2007. – 384.

  53. Шипицина, Л. М., Защиринская, О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская. — С-Пб.: «Питер», 1987. – 278 с.

  54. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: «Владос». – 1999. – 340с.

  55. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. — 1996. — №3. — С. 5-19.

  56. Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин. // Дошкольное воспитание. – 1976. — №5. – С. 23-30.

  57. Этика: Учебник [Текст] / / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.

  58. Якобсон, С. Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста. Методическое пособие для восп.. [Текст] / С.Г. Якобсон. – М.:Дрофа, 2006 – 176 с.

  59. Яковенко, Т. Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т.Яковенко, З.Ходонецких // Дошкольное воспитание, 1978, №8 – с. 23-26.