Роль игры в жизни ребенка

Курсовая работа

В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.

Проблема становления и развития положительных взаимоотношений детей является актуальной, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, недоверие и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это и привлекает внимание общественности: многих известных психологов и педагогов. Этой теме посвящено значительное число исследований (В.В. Абраменковой, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и другие).

Прогрессивные русские ученые — педагоги, психологи (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. Л. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в положительных взаимоотношениях детей старшего возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким

образом, способствует взаимоотношению детей.

Подвижная игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всестороннее воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных

13 стр., 6453 слов

«Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками»

... 1.2.Основные закономерности развития общения у детей дошкольного возраста. Вопросами особенностей общения детей широко занимались М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др. Исходя из их исследований, рассмотрим общение дошкольников со сверстниками и ...

процессов, развитию творческой активности детей.

Актуальность, Цель исследования, Объектом исследования, Предметом исследования

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить теоретический материал по вопросам развития взаимоотношений детей в игре.

2. Изучить особенности методики проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов руководства игровой деятельностью детей в детском саду.

4. Исследовать эффективность влияния подвижной игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на практике работы дошкольного учреждения.

Гипотеза исследования: мы предположили, что подвижная игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Методы исследования

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Социометрический метод;

3. Наблюдение.

Экспериментальная база, Практическая значимость

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

1.1 Понятия отношения, взаимоотношения

Во всех группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения каких-либо обязанностей, регламентированных правилом, уставом. При формировании группы определяются функции его членов. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

  1. Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы коллектива имеют одинаковые функции.

    13 стр., 6451 слов

    Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

    ... Субботский рассматривал взаимоотношения дошкольников со сверстниками. С.В. Корницкая обращалась к вопросам влияния взрослых на становление взаимоотношений у детей. Следует отметить, что немаловажную роль в формировании межличностных отношении играет дошкольное учреждение. Жизнь ...

  2. Деловые отношения подчинения. В них одно лицо занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет его указания, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.

  3. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.