ВОЛКОВ ПС ОБЩЕНИЯ. Психология общения в детском возрасте

Содержание скрыть

Подборка по базе: , Роль в деловой беседе средств невербального общения.docx , руский язык и культура общения (1).docx , Скороходова Т.А. Теория и практика делового общения.docx , Характеристика учебной, трудовой, игровой деятельности и общения , Тема 1.3 Сущность и своеобразие общения детей раннего и дошкольн , Онлайн психологиялық кеңес берудің тиімді қырлары. Эссе.docx , юр. психология .Сдать.docx , Виды коллективного общения.pptx , Психология делового общения.docx


Особенности общения с «трудными» дошкольниками

Существует несколько типов так называемых «трудных» детей.

Импульсивные дети

  • охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но быстро теряют интерес к ней;

  • они с трудом соблюдают правила игры, не могут долгое время заниматься одним делом;

  • с трудом слушают взрослого, отвлекаются, на занятии могут громко разговаривать;

  • могут знать правила поведения, но не выполнять их («Я так хочу»).

В то же время следует сказать, что интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими. Основной проблемой этих детей являются неразвитость произвольности, неспособность сдерживать свои возникающие желания.

Заторможенные, пассивные дети

Несмотря на покорность таких детей, общаться с ними трудно, так как хоть они и не возражают взрослым, но и не высказывают своей точки зрения, никак не проявляют себя.

-193-

Задание. Определите, на каком уровне развития общения находится ребенок.

План наблюдения.

  • По какому поводу ребенок чаще всего обращается ко взрослому?

  • Требует ли он оценки своих действий?

  • Задает ли он вопросы и каков их характер?

  • Долго ли он занимается с предметом, не стремясь к общению с другими?

При неразвитой потребности в общении:

  • ребенок занимается с предметом и не стремится к общению;

  • он не отходит от взрослого, ждет его ласки. При задержке развития:

  • поведение малыша пассивное, безынициативное;

    2 стр., 938 слов

    Типы общения с детьми по возрастным периодам

    ... своем развитии общение дошкольников. Данные этапы связаны с применением детьми всевозможных форм общения. Эмоционально-практическая форма общения (возраст 2-4 лет). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет ... значит, что в данном возрасте возникают соревновательные, конкурентные отношения. Внеситуативно-деловая форма общения (возраст 6-7 лет). У детей данного возраста почти половины речевых ...

  • он не умеет играть, слушать сказки, разговаривать.

-194-

Задание (по Е. О. Смирновой).

Проведите беседу с ребенком по плану. Выясните, что он больше хочет делать вместе со взрослым: играть с игрушками, читать новую книжку, поговорить о чем-либо.

  • Если ребенок выбрал совместную игру, то он предпочитает ситуационно-деловое общение.

  • Если он выбрал новую книжку, то предпочитает познавательное общение.

  • Если он выбрал беседу об отношениях между людьми, то предпочитает внеситуативно-личностное общение.

-195-

Задание (по Е. О. Смирновой).

Для более точного определения уровня развития общения осуществите все три вида взаимодействия с одним ребенком. Проведите наблюдение, беседу.

Ситуативно-деловое общение (деловая игра с любимыми игрушками).

  • Есть ли желание (но не навыки игры) играть вместе со взрослым?

  • Учитывает ли ребенок интересы партнера?

  • Предпочитает ли играть в одиночку?

  • Увлечен ли он совместной деятельностью?

Познавательное общение. Проведите беседу по поводу прочитанной книжки, в которой есть новые для ребенка знания.

  • Сможет ли ребенок побеседовать с вами? (Не пересказать!)

  • Каков характер беседы?

Личностное общение.

  • Поговорите о его сверстниках.

  • Кто из друзей больше нравится и почему?

  • С кем он чаще всего ссорится?

  • С кем хотел бы дружить?

  • Поговорите о книжках.

  • Есть ли у него любимые книжки?

  • Кто из героев этих книг обладает положительными качествами, а кто отрицательными?

Проявите себя интересным собеседником, выскажите свое мнение по тем или иным вопросам. Темы могут быть разными, но разговор должен быть о людях, поступках, отношениях. В процессе беседы выясните особенности восприятия ребенком прошедшего обсуждения.

  • Интересуется ли ребенок мнением взрослого?

  • Важны ли для ребенка оценки взрослого?

  • Способен ли ребенок слушать взрослого, не перебивая его и не отвлекаясь от него?

  • Способен ли ребенок к чисто речевому общению (без наглядного материала)?

Сопоставьте результаты ваших наблюдений с характерными особенностями трех видов общения и определите:

  • когда ребенок проявил наибольшую активность, заинтересованность;

  • когда чаще всего он обращался к вам с простыми вопросами;

  • в какой ситуации он чувствовал себя наиболее свободно.

    4 стр., 1852 слов

    Особенности терморегуляции у детей, подростков и взрослых

    ... часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Возрастные особенности терморегуляции у детей; 1.Теплообразование меньше, чем у взрослых 2.Колебания температуры тела. 3.Неадекватность реакций на изменение внешней температуры. Для ...

Если же ребенок одинаково активно включает себя во всех ситуациях и хорошо принимает все три формы взаимодействия, то можно сказать, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.

Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях общения, имейте в виду, что нужно выбирать только ситуации общения со взрослым. При этом важно учесть:

  • активность и разговорчивость ребенка в разных ситуациях ;

  • общее настроение ребенка и его сосредоточенность;

  • время, в течение которого ребенок хочет общаться.

Сделайте общий вывод

Взрослый должен обучать детей общению, и чем раньше это будет осуществляться, тем лучше. Помощь взрослого при обучении общению и сотрудничеству детей со сверстниками должна быть незначительной. Например, можно помочь ребенку подсказкой, после чего лучше отойти от общающихся детей.

Ребенок в дошкольном учреждении

Первое посещение ребенком дошкольного учреждения — событие важное и для ребенка, и для его родителей, и для сотрудников этого дошкольного учреждения.

в целях быстрой адаптации

  • называть его по имени, к которому он привык дома, чтобы все запомнили его имя;

  • попросить родителей дать ему любимую домашнюю игрушку;

  • держать его в поле своего внимания;

  • подобрать товарищей по игре.

-196-

Ситуация., В чем семья может и должна помогать ребенку в период его адаптации к изменившимся условиям жизни?

Решение. Ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, еще не умеет анализировать свое состояние, не может устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями. Он живет «здесь и сейчас», эмоционально реагируя на все происходящее.

Родители должны быть в курсе всех событий, происходящих в ДОУ, чтобы подсказать своему сыну (дочери), как разумнее поступить в той или иной ситуации, вовремя помочь ему (ей) в разрешении конфликта, если таковой имеет место, поддержать и ободрить в случае неудач (рис. 9.7).

Необходимо следить за психическим и физическим здоровьем малыша.

-197-

Ситуация.

адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению, С чем может быть связана такая ситуация?

Решение. Какие-то страхи гнетут ребенка. Он их скрывает, переживает наедине с собой. Это может быть связано с взаимоотношениями в семье:

  • с необдуманными родительскими угрозами типа: «Вот уйду от тебя!»;

  • с опасениями и тревогами, неприятными предчувствиями;

  • с эмоциональным неприятием ребенка, особенно при несоответствии его тому полу, который ожидали родители;

  • с оскорблениями, унижающими чувство достоинства, вроде «Тупица», «Бестолочь!» и т. п.

Все это затрудняет развитие коммуникативных навыков и умений у ребенка, препятствует формированию у него нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

10 стр., 4790 слов

Подвижные игры в системе физического воспитания обучающихся

... волевых усилий. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания учащихся любого возраста. Характерная особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, ...

Общение в игровой деятельности

Потребность в общении развивается на основе игровой деятельности.

Ребенок сталкивается с необходимостью:

  • устанавливать контакты в игре;

  • соблюдать нормы поведения;

  • приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;

  • владеть навыками игровой деятельности (рис. 9.12).

общение по поводу игры

Общение по поводу игры, В старшем дошкольном возрасте (5-7лет)

  • ставить цель и добиваться ее осуществления;

  • сосредоточенности на выполнении игровых действий;

  • проявления волевых усилий;

  • координации своих действий с действиями сверстников;

  • инициативности;

  • рефлексии (способности осмысливать свои собственные действия);

  • эмоциональности, переживания чувств симпатии, сочувствия и др.;

  • общительности.

Перечисленные качества проявляются в игре и развиваются в ней (рис. 9.13).

общение детей друг с другом

Общение детей друг с другом

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Ведь если дети не умеют договариваться между собой, то их совместная игра распадается.

признаки популярных и не популярных детей

Признаки популярных и непопулярных детей

В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные (рис. 9.14).

Вызывают раздражение сверстников дети:

  • с которыми трудно договориться;

  • которые нарушают правила;

  • которые не умеют играть;

  • которые являются медлительными ;

  • которые несообразительны;

  • неумелые.

Для детей 5-6 лет значимо быть принятыми сверстниками.

Они:

  • придирчиво относятся к выполнению роли (так «бывает» и так «не бывает»);

  • стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая свою вину, говорят: «Я больше не буду!»);

  • отрабатывают нужные для игры действия (дополнительно занимаются с родителями, отрабатывая игровые действия).

Дети испытывают потребность взять на себя интересную роль в игре и проявить в ней себя.

По-разному дети ведут себя в ситуации «успеха». Одни испытывают чувство радости, у других может проявляться злоба при неудаче другого.

14 стр., 6650 слов

Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

... жизни [17, с. 17]. Важная роль в дошкольной жизни ребенка отводится сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях ...

В ситуации «неудачи» дети испытывают чувство огорчения или зависти, досаду.

В 3 года оценки взрослого особенно не волнуют детей: они спокойно продолжают интересную для них игру. В 5 лет, напротив, ребенок обостренно чувствителен к оценкам взрослого: каждое замечание вызывает у него обиду. К 6-7 годам отношение к оценкам становится более спокойным и деловым, дети стремятся что-то изменить в своих действиях.

Взрослый предупреждает появление нежелательных качеств личности, таких как:

Игра со сверстниками способствует развитию речи ребенка, умению общаться.

Игровая ситуация требует от ребенка соблюдения нескольких условий, которые необходимы ему для успешности игровой деятельности.

  • Определенный уровень речевого общения. Ребенку необходимо объясняться со сверстниками, что стимулирует развитие его речи.

  • Умение замещать одни предметы другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов.

В этом качестве выступают:

индивидуальные условные знаки

  • Наличие рефлексии — способности человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Развитие рефлексии происходит в связи с тем, что в игре возникает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Взрослый должен:

  • видеть взаимоотношения детей в игре;

  • стараться определить причины их объединения (или необъединения);

  • направлять взаимоотношения детей, проявлять при этом свою инициативу;

  • оценивая действия 4-5-летних детей, помнить об их обостренной чувствительности;

  • помогать ребенку анализировать собственную личность;

  • обращать внимание на выбор игр и игрушек, имея в виду половую идентификацию;

  • осуществлять общение с детьми с учетом их пола;

  • при общении взрослого с детьми придерживаться личностно-ори-ентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат (приучать детей к общению в этом стиле необходимо именно в возрасте 4-5 лет);

  • обучать детей сопереживанию и сорадости.

-214-

Ситуация., Следует ли поощрять игры детей?

Решение. Примерно до 10-11 лет дети от игры получают большое удовольствие. В играх ребенок учится проявлять инициативу и отстаивать свое мнение, познавать систему социальных отношений. А взрослые, поощряя детей в их игровых начинаниях, тем самым помогают им обрести ощущение собственной компетентности, воспитывают в них целеустремленность и помогают осваивать ролевые отношения.

-215-

Ситуация., С проявлением каких качеств личности может быть связана подобная ситуация?

Каким должно быть поведение взрослого, если он видит, что взаимоотношения между детьми складываются подобным образом?

Решение. Нормально, если ребенком движет потребность быть признанным (попасть в цель).

Со стороны Коли проявляется чувство зависти (чувство злой досады, вызванной успехами других, чувство неприязни, вражды).

Взрослый должен:

  • выяснить причину возникновения этого чувства;

  • приучать ребенка радоваться успехам других;

  • обучать его навыкам игровых действий, приводящих к успеху, и учить его не обижаться в случае неудачи.

-216-

Вопрос. Что, по вашему мнению, может облегчить детям выполнение правил игры?

Ответ. Есть несколько условий, способствующих облегчению выполнения правил игры.

обучение детей общению в совместной игре

Обучение детей общению в совместной игре при опережающей инициативе взрослого

  • Для правил, связанных с движениями, важны наглядность их выполнения, простота (например: «Нельзя переступить черту…»).

  • Если ребенок следит за поведением своих сверстников, то потом он начинает контролировать и свои действия.

  • Любое действие должно осуществляться совместно и одновременно.

  • Необходимо учитывать стремление ребенка к подражанию, которое позволяет быстро освоить правило.

  • Принятие игровой роли обеспечивает активность воображения ребенка (рис. 9.15 и 9.16).

Обучение детей общению в совместной игре при опережающей инициативе взрослого 1

Обучение детей организации игры

В ходе игры и после нее нужно постепенно вовлекать ребенка в общение. Например, после игры в «кошки-мышки» можно:

  • рассказать о жизни и поведении животных;

  • разговор сопроводить показом иллюстраций (детских книг, картинок, зоологического лото и др.);

  • включить ребенка в беседу, в ходе которой необходимо использовать его жизненный опыт, направлять его на правильные ответы, стимулировать на собственные вопросы ; поддерживать и поощрять любую его активность, любознательность и хвалить за интересные вопросы и ответы на них.

-217-

Ситуация., В чем принципиальное различие этих ситуаций?

Решение. Если игра выбрана ребенком, если она есть его свободный выбор, то он будет играть до тех пор, пока сам не выберет другое занятие. Взрослый, предлагая игру, должен вызвать у ребенка определенный интерес, то есть предложить ему мотив. Взрослый должен взять на себя роль организатора и участника игры и следить за соблюдением правил, оценивать действия ребенка и в то же время сам включаться в игру.

После игры можно вовлечь ребенка в разговор на познавательные темы. Например, после игры «Зайки» можно спросить, чем заяц отличается от кролика (по внешнемувиду, по повадкам).

Показывая картинки и сообщая интересные сведения, нужно включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Любую познавательную активность ребенка надо поддерживать, хвалить за интересные вопросы и отвечать на них, поддерживая общий разговор. При этом следует периодически менять темы разговора.

Игрушка как средство общения и психического развития

В дошкольном возрасте сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, позволяющим развивать игровые умения.

Природный материал выступает в качестве полифункциональных игровых предметов.

Особое место среди игрушек занимают куклы (мягкие игрушки) (рис. 9.17).

Для обучения детей способам выражения своего состояния можно использовать невербальные средства общения. Так, например, при чтении стихотворений А. Барто можно научить малыша (3-4 лет) брать игрушку в руки и изображать опечаленного мишку или зайку. Если движения малыша будут недостаточно выразительными, то взрослый может предложить ему побыть грустной игрушкой, а самому показать, как успокоить, обрадовать игрушку.

Можно использовать сценки с участием игрушек, которые сначала поссорились, а потом подружились. Сначала взрослый, выступая, например, в роли белочки, изображает жест, выражающий предложение помириться (рука с повернутой вверх раскрытой ладонью протянута вперед).

Ребенок (в роли зайчика) отвечает на это жестом согласия: кладет свою руку ладонь в ладонь. Друзья могут погулять, взявшись за руки, а потом попрощаться.

Также можно использовать игрушки и для того, чтобы научить просить прощения.

Взрослый должен научить ребенка бережно относиться к игрушкам. Это можно сделать следующим образом. Нужно попросить малыша ласково погладить любимую игрушку, нежно приговаривая: «Хорошая, хорошая». Потом следует предложить ребенку заглянуть кукле в глаза, погладить ее так, чтобы ей было приятно. Также, когда девочка баюкает куклу, возит коляску, можно подсказать ей: «Держи ее бережно и не делай ей больно, укрой одеялом, погладь по головке и т. д.».

Такие игры-упражнения можно предлагать и мальчикам, так как будущие мужчины тоже должны уметь проявлять заботу и нежность.

мягкая игрушка как средство общения и психического развития

Кукла (мягкая игрушка) как средство общения и психического развития

* * *

Родителям следует помнить еще и о том, что игрушка связана с культурными традициями народа. Есть игрушки гжельские, дымковские, сергиево-посадские и др. В связи с этим можно организовать беседу о

Формируя в общении добрые чувства, бережное отношение ко всему, родители каждый раз побуждают детскую активность, развивают эстетические вкусы детей. Они на примере общения ребенка с игрушками должны пробуждать в нем желание действовать самостоятельно, стремление к творческому отношению к своим играм.

В дошкольный период проявляется большой интерес к игрушкам, предполагающим соревнование (мячам, прыгалкам, кеглям, луку со стрелами и др.).

Ребенок должен иметь успех в играх-соревнованиях — это обеспечит ему признание со стороны сверстников и эмоционально-положительное общение. Взрослый, организуя общение, должен внушать ребенку необходимость хорошего овладения игровыми действиями для достижения успеха в соревнованиях.

Еще одна особенность, которую необходимо учитывать при организации общения во время игры, заключается в том, что и у девочек, и у мальчиков есть свои, специфические игрушки.

Мальчики отдают предпочтение в играх различным инструментам (молоток, нож и т. д.), машинкам, игрушечному оружию.

Девочки же выбирают, как правило, кухонные наборы, посуду, мебель и, конечно, кукол.

-218-

Задание. Понаблюдайте и установите:

  • с какими игрушками играет ребенок и какие из них предпочитает;

  • как при этом проявляется половая идентификация;

  • каковы особенности общения со сверстниками в процессе игры.

Общение мальчиков и девочек

Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни. Мальчики:

  • настойчивее требуют внимания матери;

  • играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);

  • более агрессивны;

  • обладают большей силой.

Девочки:

Ранние половые различия в поведении детей определяются:

  • биологическими факторами (например, агрессивность);

  • социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).

С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений , причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.

С девочками же чаще разговаривают матери.

Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола существует много общего.

Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.

Если даже и удается выявить половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.

Одни ученые, Другие ученые

Таблица 9.4

Стереотипы полового поведения

Родители

Воспитатели

СМИ

Сверстники

Говорят, как

должны себя вести мальчики и девочки

Мальчику разрешают проявлять агрессивность, поощряют активность, инициативу

Книги, кинофильмы, телевидение показывают

мужское и женское поведение

Поощряются

одни игры для девочек, а другие — для мальчиков

Учат мальчика сдерживать слезы («Ты же мужчина!»), а девочек не драться («Ты же не мальчик!»)

В девочке подчеркивают женственность, эмоциональность, душевность

Действия детей

происходят в соответствии с половой ролью

В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).

Уже в 2 года

К 3 годам

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной принадлежности к тому или иному полу.

После 3 лет

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.

Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

учится смотреть на себя

Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).

Таблица 9.5

Общение мальчиков и девочек

Перед игрой

Непосредственно в ходе игры

Определяются роли для мальчиков и девочек («Мальчики в куклы не играют» или «Если бы ты была мальчиком, то стала бы машинистом»), которые отражают реальные стремления мальчиков и девочек

Ребенок знает о том, что он мальчик или девочка, и действует в соответствии с половой ролью

Нередко мальчики и девочки играют и общаются просто как сверстники

В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

  • дети группируются по полу;

  • возникает общность интересов;

  • появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы — мальчики» или «Мы — девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.

-219-

Ситуация.

Маленький брат спросил сестренку: «А кто из них Адам?» — «Глупенький! — ответила девочка. — Как же можно это узнать, раз они не одеты?»

О чем свидетельствуют подобные суждения детей? Каков примерный возраст детей?

Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.

-220-

Ситуация., Дайте прогноз возможных ответов детей.

Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18).

роль взрослого в половой идентификации ребенка

Роль взрослого в половой идентификации ребенка

-221-

Ситуация., Будут ли реакции родителей одинаковыми? Какие реакции будут приписывать детям?

Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.

-222-

Ситуация.

Первый раз рекомендовали ребенка — мальчиком. Второй раз рекомендовали ребенка — девочкой.

Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?

Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.

Когда же взрослый был уверен , что играет с девочкой, то проявлялбольше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось более близкое общение.

-223-

Ситуация., В чем смысл подобного воспитания?, Разделяете ли вы подобную точку зрения?

Решение. Цель такого воспитания — помочь ребенку понять человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.

Дети и компьютер

Наша жизнь все больше и больше насыщается новыми знаниями. Не утонуть в информационном потоке, а точно ориентироваться в нем, решать более сложные задачи может помочь компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество.

В настоящее время детям совершенно необходимо общаться с компьютером, дополнять, систематизировать и извлекать с его помощью нужную информацию. Знакомить детей с современными технологиями легче всего через компьютерные игры.

Играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует с миром, пусть даже и искусственным. Но процесс освоения ребенком компьютера невозможно представить без активного участия родителей.

Компьютер в руках умелого и внимательного наставника может стать инструментом, интенсифицирующим развитие ребенка. В ниже приведенных задачах показано влияние компьютера на ребенка от очень положительного до очень отрицательного.

-224-

Ситуация., Выскажите и обоснуйте свою позицию: больше вреда или пользы ребенку от общения с компьютером?

Решение. Компьютер — это не только игры, а прежде всего неограниченный доступ к любой информации, возможность общаться со сверстниками через электронную почту. Любители компьютера говорят, что ребенок с помощью компьютера сделает такой интеллектуальный рывок, что обгонит всех своих сверстников. Специалисты считают, что благодаря Интернету родители могут дать лучшее образование своему ребенку. Впрочем, возможны и отрицательные последствия от работы ребенка на компьютере, вызванные неправильным подбором игр или несоблюдением гигиены пользования компьютера.

-225-

Ситуация., Какой же вывод должен сделать для себя пользователь компьютера?, Какое значение имеет компьютерная игра для патологических игроков?

Решение. Неумеренное использование компьютерных игр (как, впрочем, и любого другого способа проведения досуга) может приводить к психопатологическим симптомам. Подобный феномен наблюдается лишь у одной десятой части играющих на компьютере, которых принято называть «геймерами». Для них компьютерная игра имеет совершенно иное психологическое значение: она служит средством гиперкомпенсации внутренних проблем, причины которых лежат в области семейных отношений, школьной успеваемости, социальных контактов.

В группе патологических игроков обычно имеет место явная «передозировка» игры как терапевтического средства. Но логично предположить, что увлечение компьютером в разумных пределах может дать положительный эффект.

-226-

Ситуация., Какой должна быть продолжительность работы детей на ПК?

Решение. Для детей дошкольного возраста продолжительность работы с ПК должна быть не более 25 минут, так как может произойти замещение двигательной активности, которая в этот период должна быть преобладающей, и вместо пользы будет нанесен вред ребенку.

Помните, что проблема ПК не в избытке информации. Процесс чтения книги и текста на экране — вещи совершенно различные по нейроп-сихологической характеристике зрительного восприятия. Глаз человека отвлекается от текста книги лишь тогда, когда переворачивается в очередной раз страница. Текст же на экране компьютера нестабилен, поскольку на нем с частотой от 50 до 16 000 Гц и выше мелькают точки растра, которые образуют строки и кадры. Понятно, что такая частотная нагрузка на зрительный анализатор ЦНС не может быть безобидной. На клиническом уровне отрицательный эффект ПК проявляется в раздражительности, эмоциональной возбудимости ребенка, а при достижении определенного уровня пресыщения информацией компьютер становится подобием наркотика. Нередко следствием злоупотребления ПК являются страхи одиночества и общения, социальная фобия. Влияние компьютера может быть особенно разрушительным для людей с неустойчивой психикой или со слабой нервной системой. Подробнее об этом можно узнать в статье Л. П. Гримака «Визуальный мир человека и человек в визуальном мире» 1 .

-227-

Вопрос. Какие основные показатели готовности ребенка к работе на компьютере нужно учитывать?

Ответ. Дети очень чувствительны к внешним воздействиям. По данным института физиологии детей и подростков, за 1994 г. около 60 % пятилетних детей относятся к компьютеру отрицательно из-за эмоционального напряжения.

1 Гримак Л. П. Визуальный мир человека и человек в визуальном мире // Мир психологии, 2000. — № 2. — С. 84.

Ученые рекомендуют систематические занятия физкультурой с детьми для развития точности их движений и кратковременной памяти, что особенно необходимо для подготовки к работе на компьютере.

Время занятий на компьютере должно быть ограничено до 20 минут 3 раза в неделю.

-228-

Ситуация., Есть ли причины для беспокойства?

Решение. Основание для беспокойства есть, так как у детей может быстро наступать утомление. Уже через 10 минут работы на компьютере у многих детей наблюдаются внешние признаки утомления и ухудшение показателей аккомодации глаза, что через 15 минут отмечается у всех детей. К этому добавляются двигательное беспокойство, увеличение числа ошибок , снижаются функциональные возможности зрительного анализатора и ЦНС.

-229-

Вопрос. С чем может быть связано снижение интереса у ребенка к работе на компьютере?

Ответ. Если неправильно организована деятельность детей, то интерес к ней не только не возрастет, а может появиться страх. Надо помнить о том, что возникший интерес может быть разного уровня:

  • поверхностный интерес (реакция на новизну);

  • ситуативный интерес (только во время действия на ПК);

  • положительный интерес (заключается в достаточно устойчивом отношении и к компьютеру, и к действию на нем);

  • эмоционально-познавательный интерес как настойчивое желание узнать больше.

-230-

Ситуация., Какими причинами можно объяснить подобный эффект?

Решение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влияет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностных отношений.

-231-

Ситуация., Может ли быть сделан иной вывод из этих наблюдений?

Решение. Да, может быть и прямо противоположная ситуация: трудности в освоении учебного материала вызывают «бегство» ученика в мир компьютерной игры.

-232-

Вопрос. Есть ли различия в предпочтениях при выборе компьютерных игр у мальчиков и девочек?

Ответ. Да, есть. Мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, а чуть меньше — игры на ловкость и игры-приключения. Наименее любимыми являются логические игры.

Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем идут логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием.

-233-

Ситуация., Что в наибольшей степени определяет выбор подростками компьютера в качества хобби?

Решение. Это прежде всего обусловлено позицией родителей. Так, например, оказалось, что родители подростков, которые увлекаются компьютером, имеют более высокий образовательный уровень, чем родители подростков, которые предпочитают другие виды проведения досуга.

Видимо, высокообразованные родители лучше осознают роль компьютера в интеллектуальном развитии их ребенка и создают благоприятную атмосферу для таких занятий.

-234-

Ситуация., Какие предположения (гипотезы) могут быть выдвинуты для решения данной задачи?

Решение. Если в компьютерной игре подросток будет способен сознательно мотивировать свои решения, имеющие для него личностный смысл, то ему можно будет избежать пристрастия к наркотикам.

Наиболее эффективными будут компьютерные игры для тех подростков, которые еще никогда не пробовали алкоголя и наркотиков. Их установки против употребления алкоголя и наркотиков после сеанса компьютерной игры должны усилиться.

* * *

Продуктивный путь использования компьютера может указать взрослый, который должен быть рядом с ребенком, быть посредником между ним и компьютером.

В компьютерной игре ребенок учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове основные образные модели игровой реальности. Есть много игр, воспитывающих агрессивность и индивидуалистическую мораль. Дети очень впечатлительны и беззащитны перед коммерческим потоком таких игр. Взрослый же должен встать на стражу их психологического здоровья. Особенно это необходимо в тот период, пока у ребенка еще не сформировался образ реального мира как интегрированная база здравого смысла.

Нужно учесть, что компьютер может нарушить формирование нормальной общительности ребенка, поэтому взрослый должен ориентировать его на общение с реальными людьми в ролевых играх, резко сократив тем самым долю времени, которую ребенок проводит за компьютером.

Коммерческие компьютерные игры надо воспринимать как неизбежное зло, из которого приходится извлекать хоть какую-то пользу, ведь искоренить все зло в любом случае невозможно.

-235-

Задание. Понаблюдайте за тем, как ребенок играет в компьютерные игры. Это позволит вам понять его психологический склад и определить существующие у него проблемы.

План наблюдения.

  • Отношение к жанру игры. Если ребенок предпочитает агрессивные игры, в которых встречаются сцены насилия, то у него есть стремление преодолеть страх перед какими-то явлениями или людьми. Если же ребенка волнуют игры, в которых постоянно звучат крики, шум взрывов, то ребенок хочет получить от игры ощущение мнимого собственного могущества, иллюзию победы над врагом. В этом случае интеллектуальный интерес к разгадыванию каких-то игровых загадок уходит на второй план.

  • Отношение к достижению результата. Этот пункт позволяет ответить на вопрос, есть ли у ребенка мотивация достижений.

  • Отношение к темпу. Медлительные дети с плохим переключением внимания избегают темповых игр.

  • Отношение к трудностям. После выполнения какой-то операции в игре ребенок или может выбрать более трудные игровые ситуации, или же, наоборот, опускается на более низкий уровень. В последнем случае ребенка нужно подбодрить, поощрить, вселить в него уверенность.

  • Отношение к проблемам. Следует выяснить, как ребенок развивает поисковую деятельность, если находится в новой, неизвестной ситуации, проявляется ли у него познавательная активность?

Если ребенок теряет интерес к игре после неудачи , то это симптом пассивного стиля, отражение неуверенности в своих силах.

* * *

Негативное влияние на психологическое здоровье может оказать не только ПК, но и обыкновенный телевизор. Слишком интенсивный просмотр телепередач может провоцировать аутизм у маленьких детей. Например, в плохую погоду семья находится дома и смотрит телевизор. Маленьким детям предлагается единственный собеседник — голубой экран, и вместо полноценного общения с родителями они получают «теленяню». Можно сказать, что родители сами «выталкивают» детей из реальности.

-236-

Ситуация., Как же к этому следует относиться?

Решение. Виртуальное изображение на какое-то время уводит ребенка от реальности, а главное — лишает его игр, физических упражнений, чтения, то есть таких видов деятельности, которые для психофизиологического развития ребенка имеют гораздо большее значение, чем телепередачи (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Восприятие виртуальной информации в зависимости от возраста

Возраст ребенка

Характеристика

До 3-4 лет

Ребенка привлекает лишь движение на экране, а содержания мультфильмов он пока не понимает

От 4 до 7 лет

Дети с трудом различают реальное и воображаемое. Дети могут сопоставлять себя с любимыми героями

После 7 лет

Дети могут соотносить образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представление о времени и пространстве, они уже учатся рассуждать

Только

к 10-11 годам

Важным становится содержание увиденного, которое дети способны анализировать. Примерно с этого возраста они могут сами выбирать программы, которые будут смотреть. При этом большую роль играет руководство взрослого

Таким образом, примерно с 7 лет дети могут осуществлять самостоятельный просмотр телепередач, хотя уже с 4 лет ребенок любит

Родителям нужно направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир. Они должны понимать, что есть передачи, полезные для детей (лучше в записях на кассете), а есть вредные.

Результаты исследований показывают, что дети 4-10 лет могут смотреть передачи 2,5 часа в день, в возрасте 11-14 лет — 3 часа, а подростки старше 15 лет — 4 часа. При более длительном просмотре телепередач у детей не исключены такие негативные последствия, как, например, ожирение. Его риск возрастает на 7 % за каждый дополнительный час, проведенный пятилетними детьми у телевизора.

Снижение времени, предназначенного для физической активности, способствует формированию сидячего образа жизни, привычке, которая сохраняется и в будущем.

В одном из исследований учеными были выявлены 11 тыс. пятилетних детей, которые смотрели телевизор по 2 и более часа в день. Спустя 25 лет, когда исследуемые выросли, ученые вновь встретились с ними. Было установлено, что 11 % из этих людей страдали ожирением.

Нельзя ставить телевизор в детские комнаты. Ребенок, почувствовав вкус к столь доступному удовольствию, может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению, всему тому, что необходимо для формирования личности ребенка.

* * *

С. Соловейчик описывает в книге «Педагогика для всех», что он дома специально «выводил телевизор из строя» (говорил, что он «сломался, надо ждать мастера»).

Его дети, привыкнув жить без телевизора, начали читать книги, гулять во дворе. У них появились новые друзья, а школьные отметки стали лучше.