Конкретные условия состояния общества диктуют способы решения проблем здравоохранения. Нет, вероятно, идеальной системы здравоохранения вне времени и пространства, конкретной политической и экономической ситуации. Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно предпринимать попытки повысить эффективность системы здравоохранения страны, усовершенствовать его структуру, конкретизировать функции элементов системы здравоохранения, оптимизировать их взаимодействия не в идеальном пространстве, а в конкретной экономической системе. Общество определяет систему здравоохранения, механизм и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечение этих потребностей необходимыми ресурсами.
Для характеристики состояния общественного здоровья используется также критерии экономического характера:
- в доле расходов от валового внутреннего продукта (ВВП), направляемых на здравоохранение;
- структура данных расходов (доля на амбулаторную и стационарную помощь, на профилактические мероприятия и другие мероприятия здравоохранения).
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья. Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты. Подобные медико-демографические показатели ставят перед системой здравоохранения России определенные проблемы. Схематично перечень проблем представлен на рис. 3.
Медицинские проблемы:
Смертность (сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, травмы).
Смертность в трудоспособных возрастах (травмы, ССЗ, новообразования).
Рост инфекционных заболеваний и смертность от них.
Заболеваемость новорожденных (рост за 10 лет в 3,7 раза).
Здоровье школьников (40 % от числа осмотренных — с хроническими заболеваниями, 50 % — с морфо-функциональными отклонениями (предболезнь), 10 % — подростки, которых можно назвать здоровыми).
Проблема смертности и продолжительность жизни
... населения как уровень образования, профессиональный состав. В своей работе я подробнее рассмотрю проблему смертности и продолжительности жизни, какие бывают факторы и причины смерти. А так же рассмотрю экономические аспекты борьбы за снижение смертности и улучшение здоровья населения. ...
Школьницы-подростки (частота хронических заболеваний у школьниц в 60-е годы — 40 %, в 80-е гг. — у 44 %, в 90-е гг. — у 75 %).
Рост средних показателей заболеваемости туберкулезом.
Рост венерических заболеваний.
Рост ВИЧ-инфекции.
Наркомания (каждый год рост наркомании на 50 %, а среди подростков — на 100 %).
Алкоголизм.
Рис.3. Перечень проблем
Организационно-управленческие проблемы:
Определение объемов и способов финансирования бесплатной медицинской помощи.
Восстановление разумной вертикали управления системой здравоохранения.
Формирование государственного заказа на предоставление гражданам определенных видов и объемов медицинской помощи.
Формирование нормативно-правовой базы здравоохранения. (Законы: «О национальном здравоохранения»; «О государственной системе здравоохранения»; «О частной системе здравоохранения»; «О внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»).
Перемещение акцентов в оказании медицинской помощи со стационаров на амбулаторно-поликлиническое звено.
Разграничение полномочий между Федеральным центром и Субъектами Федерации.
Меры по поддержанию Федеральных медицинских центров.
Меры государственного регулирования лекарственного обеспечения населения:
- введение государственного регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные средства;
- централизованные закупки для медицинских учреждений и льготных категорий согласно перечню;
- долевое финансирование бюджетами различных уровней и средствами ОМС;
- персонификация учета потребления лекарственных средств;
Выравнивание расходов территорий при помощи субвенций на основе совместных договоров между Минздравом и властями субъектов Федераций на следующих условиях:
- повышение доли расходов региональных бюджетов на здравоохранение;
- реструктуризация видов помощи.
Государственная система здравоохранения с жестким административно-экономическим управлением государственной собственностью на основные ресурсы, бюджетным финансированием, внутриведомственным контролем объема и качества медицинской помощи, патерналистической моделью взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов относительно стабильно работала до начала 80-х годов.
Именно до тех пор удавалось осуществлять финансирование медицинских учреждений по смете расходов, 50 % которой приходилось на статьи, связанные с заработной платой (самой низкой в стране) и затратами на лекарства, предметы медицинского назначения и хозяйственные нужды по государственным ценам (часто оказывающимися гораздо ниже, чем расходы на производство).
Такое финансирование позволяло государству поддерживать иллюзию бесплатной (для всего населения) и доступной (далеко не для всего населения) медицинской помощи при затратах на нее значительно ниже, чем это требовалось на самом деле. Создалась и поддерживалась искусственная ситуация, позволявшая удовлетворять потребности здравоохранения при недостаточных ресурсах.
Социология медицины и здравоохранения
... Социология медицины - отрасль социологии, изучающая состояние здоровья населения; его социальную обусловленность и роль в развитии общества; организационную структуру и эффективность медицинских учреждений; систему здравоохранения. ... этом социально-политическим факторам отводится решающая роль. Закономерный рост интереса к социологии медицины в современной отечественной науке необычайно актуален и ...
Следствием подобного состояния, явились процессы деформации элементов системы, обусловленные истощением ресурсов, особенно финансовых. Именно с этого периода стало сокращаться бюджетное финансирование здравоохранения, все более приобретая остаточный принцип, что проявилось в резком снижении мотивации медицинского персонала к труду и оттоку кадров (особенно среднего медицинского персонала) из медицинских учреждений. «Произошла дезориентация отрасли, связанная с несовершенством управления, избыточностью структур и полной финансовой неадекватностью, что и составляет суть глубокого кризиса в российской медико-социальной сфере.
А.Ф.Финченко и В.И.Денисов, не отрицая достижений существовавшей системы (преемственности, общедоступности и профилактической направленности медицинской помощи), пришли к выводу, что «созданная на путях экстенсивного развития система здравоохранения становится все более затратной и менее эффективной».[5]
В.З.Кучеренко характеризует систему отечественного здравоохранения советского периода как моносистему, трудно корректируемую, малодинамичную, нечувствительную к изменяющимся условиям и потребностям пациентов.
Основные причины дезинтеграции системы таковы:
- остаточный принцип финансирования;
- нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);
- недостаток современных медицинских технологий;
- многообразие номенклатуры лечебных учреждений;
- снижение квалификации медицинского персонала до госпитального этапа;
- сохранение таких тенденций развития здравоохранения как специализация (особенно в амбулаторно-поликлинической службе) и централизация;
- снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;
- падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.
Подобная характеристика подтверждается данными о состоянии здоровья населения России. Рост или снижение заболеваемости населения — главная оценка деятельности любой власти в области решения проблем здравоохранения и охраны здоровья населения.
Накоплен определенный опыт решения задач, стоявших перед здравоохранением в любой стране (независимо от имеющей место системы здравоохранения), как сделать медицинскую помощь населению более доступной, более высокого качества при относительно небольших, но максимально эффективно используемых вложениях в здравоохранение.[7]
Цель и задачи реформы. Создаваемая в России рыночная экономика поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода.
Эти трудности создают неадекватную для решения проблем отрасли социально-психологическую ситуацию, при которой попытки изыскать и использовать новые источники финансовых и материальных ресурсов, создать структуры для их эффективного использования наталкиваются на сопротивление. Это связано с тем, что в силу множества объективных причин не может быть достигнут немедленный результат, а противодействие и искажение приводят к негативному результату.
Организация медицинской помощи населению
... -экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обуславливающих особенности организации и функционирования службы общей врачебной (семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи российского здравоохранения. Совершенствование организации медицинской помощи на ...
Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформирования здравоохранения:
- создание новой законодательной базы здравоохранения;
- разработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;
- приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;
- разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;
- разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.
Пути реализации. На нынешнем этапе развития общества с целью поиска новых экономических условий существования российского здравоохранения из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования.[6]
Проходящая в российском здравоохранении реформа носит характер структурно-функциональной реорганизации отрасли. Создаваемая система здравоохранения имеет целью — организацию оказания качественной медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в том числе и финансовых средств населения), преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрение современных медицинских технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача (8 стр.414).