Материнский (семейный) капитал как мера социального обеспечения

Демографическая обстановка в Российской Федерации на сегодняшний день является одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Каждый год население России сокращается на 700 800 тыс. человек. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения: Ежегодный доклад «Демографическая ситуация в РФ»//науч. ред. А.И. Антонов — М.: КДУ, 2008

Материнский (семейный) капитала направлен на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Размер материнского капитала в данный момент 429408 рублей 50 копеек, и эта сумма ежегодно пересматривается с учетом темпа инфляции. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Данная тема актуальна, так как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей — материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

  • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
  • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

-создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

14 стр., 6591 слов

Особенности правового регулирования дополнительных мер государственной ...

... государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ, устанавливающий в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возможность использования материнского (семейного) капитала с целью создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих ...

Целью дипломной работы является исследование правового регулирования и практики применения законодательства о материнском (семейном) капитале.

Задачи дипломной работы: охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей — материнский (семейный) капитал;

  • изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;
  • рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предоставления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей — материнского (семейного) капитала на федеральном и региональном уровне.

Предметом исследования является следующие вопросы: понятие, история становления и развития института «материнский (семейный) капитал»; условия предоставления материнского (семейного) капитала: получатели материнского (семейного) капитала; размер материнского (семейного) капитала. Направления использования материнского (семейного) капитала; региональный материнский капитал; порядок выдачи государственного сертификата на получение материнского капитала; порядок предоставление денежных средств получателям материнского капитала; роблемы применения законодательства о материнском (семейном) капитале

При написании дипломной работы использованы материалы исследований специалистов в области теории и практики социальной работы М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, П.Д. Павленка, нормативно- правовая база.

Методы исследования — формально-юридический, логический, статистический, исторический, сравнительно-правовой.

Структуру работы образует: введение, две главы, заключение, список используемых источников. Первая глава посвящена правовому регулированию материнского (семейного) капитала. Вторая глава содержит материал о применение законодательства о материнском (семейном) капитале.

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА

1.1 Понятие, история становления и развития института «Материнский (семейный) капитал»

Снижение рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой.

Демографический переход имеет место в трансформирующемся обществе. Катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи — М.: Дрофа, 2006

В большинстве конституций стран мира семья и брак, который лежит в основе семьи, не обходятся без внимания.

Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

11 стр., 5445 слов

Здоровье ребенка от рождения до 1 года

... ребенка в 1 месяц: В основном малыш демонстрирует ... Проследим основные навыки (в среднем), которые ребенок приобретает в процессе развития с момента рождения до 1 года. Навыки, приобретаемые ребенком до года по месяцам в процессе развития Развитие ...

К тому же, принцип дифференциации социального обеспечения реализуется путем установления социально значимых критериев как объективного (природно-климатические условия, вредные условия труда и т.д.), так и субъективного (состояние здоровья, возраст и т.д.) характера.

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принят государственной Думой 22 декабря 2006 года, одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)// // Собрание законодательства РФ», 11.03.2011, N 45, ст. 6558.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В законе от 29 декабря 2006 года № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» используются следующие понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, N 45, ст. 6558.

Главный «плюс» — в том, что государство решилось, пусть и под давлением обстоятельств (тяжелой демографической и социально-экономической ситуации в стране), на оказание дополнительной помощи семьям с детьми, «минус» в том, что распространенность, охват населения достаточно мал — он распространяется только на семьи, которые рожают второго и последующего детей, в то время, как в поддержки нуждаются семьи, которые имеют и одного ребенка, так как в нашей стране уровень доходов молодых граждан, особенно женщин репродуктивного возраста не высок.

3 стр., 1474 слов

Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...

... детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.». Центр социальной помощи семье и детям является государственным учреждением, предназначенным для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи и социальной поддержки ...

Надо сказать, что последствия закона о материнском капитале чувствуются уже сейчас.

Недавно, в передаче новостей, президент России привел в пример опыт одного из регионов России, где молодым семьям, уже имеющим детей, полагаются земельные участки.

То есть сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствую развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи.

Одна из претензий к создателям закона о материнском капитале заключается в том, что этот закон распространяется исключительно на матерей, в тоже время существует и такая категория как многодетные отцы-одиночки, пусть она и недостаточно распространенная.

И это еще одно из направлений совершенствования данного закона, и еще одно направление для инноваций.

Перед государственной социальной политикой в отношении семьи сейчас стоят три основные задачи:

  • обеспечение необходимых условий для выполнения семьей ее функций;
  • обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;
  • создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Эти цели достигаются при условии соблюдения некоторой системы принципов:

  • принцип саморазвития семьи (создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их потенциала);
  • принцип социальной защиты (относится к тем семьям, которые оказались не в состоянии справиться со своими экономическими проблемами);
  • принцип оказания прямых социальных услуг (индивидуальная помощь семьям в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем);

— принцип учета постоянно меняющихся потребностей семьи и корректировки условий (создание макро условий через законы, правительственные решения).

Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ», 08.07.1999, N 45, ст. 6588.

Государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса.

В связи с этим необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры по их социальной поддержке в период социально-экономической трансформации общества.

Главную роль в формировании социальной политики в отношении семьи играет законодательство.

Институт семьи играет и важнейшую (а правильно сказать определяющую) роль в социализации личности, принятии индивидом тех норм, установок и ценностей, принятых в данном обществе. Главный субъект воспитания человека — это семья. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 8 мая 2007 года №АФ-163//06. Министерство науки и образования Российской Федерации

Но, на современном этапе, появляются новые формы семейных отношений.

Сложный этический вопрос (как, впрочем, и правовой), какую группу людей можно назвать семьей?

Этот вопрос важен и в таком аспекте, — какие семьи могут претендовать на социальную поддержку государства?

Мы считаем, что главными критериями, по которым некую группу людей можно считать семьей являются, во-первых, выполнение репродуктивной функции, во-вторых (менее значимый критерий), соответствие семейных взаимоотношений нормам законодательства.

В первом случае, вполне понятно, что государство оказывает поддержку семье по причине необходимости рождения детей, в нашей стране эта проблема стоит очень остро.

Во втором случае, существующее законодательство должно совершенствоваться, в том числе и те организационно-правовые вопросы, которые связаны с материнским капиталом.

Исходя из вышесказанного, следует сделать несколько основных выводов:

  • семья является важнейшим социальным образованием, с исторически сложившейся системой взаимоотношений;
  • роль семьи в современном обществе определяется рядом выполняемых этим социальным институтом функций, в свою очередь сами функции определяются потребностями семьи;
  • в своем историческом развитии, институты брака и семьи пришли к моногамии как наиболее эффективной форме семейно-брачных отношений;
  • в формировании семьи и семейных ценностей во все времени и сейчас большую роль играли государство, религия, общественное мнение, отражавшие мораль и этическую составляющую семейно-брачных отношений;
  • наряду с традиционным типом семьи, в наши дни появляется много альтернативных форм, таких как неполные семьи, сожительства, сознательно бездетные браки и др.;
  • эти семьи являются, наряду с малообеспеченными семьями, объектом воздействия социальной политики государства, так как существует ряд экономических, правовых и этических причин, почему они не могут оказать позитивное воспитательное воздействие на детей, или не могут иметь детей вообще;
  • Россия уже в течение длительного периода находится в зоне демографической катастрофы;
  • по ряду причин, не только материальных, снижаются репродуктивные установки, большое распространение имеют малодетные семьи;
  • главное богатство любой страны — это люди, человеческий потенциал;
  • катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей;
  • социальная политика в отношении семьи, согласно рекомендациям ООН «должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций»;
  • государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса;
  • сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствую развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи;
  • инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость;
  • факторы, влияющие на рождаемость и брачность можно разделить на три основные группы: социально-экономические, правовые, морально-нравственные.

За семь лет существования материнского капитала чего только не произошло. Получилось так, что все этапы становления государственной инициативы «прошлись» по жизни семьи. И сейчас, под разговоры о решении Министерство финансов о прекращении программы, есть что сказать, основываясь не на один год жизни с бумагой о наличии крупной суммы денег в папке с документами.

1.2 Условия предоставления материнского (семейного) капитала. Получатели материнского (семейного) капитала

Получателями дополнительной меры государственной поддержки могут быть следующие граждане: Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Право женщин, указанных в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо отего организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. А.Н. Ахмедшина Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // «Журнал российского права», 2009, №1

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанных в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 45, ст. 6558.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 288-ФЗ).

1.3 Размер материнского (семейного) капитала. Направления использования материнского (семейного) капитала

Размер материнского капитала на текущий год составляет. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 429408рублей 50 копеек. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала (часть 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ).

Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала — о размере его оставшейся части. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 45, ст. 6558.

Таблица 1 Размеры материнского (семейного) капитала.

Дата

Размер средств М(С)К, рублей

С 01.01.2007

250000.00

С 01.01.2008

267500.00

С 01.04.2008

271250.00

С 01.08.2008

276250.00

С 01.01.2009

299731.25

С 01.04.2009

312162.50

С 01.01.2010

343378.80

С 01.01.2011

365698.40

С 01.01.2012

387640.30

С 01.01.2013

408960.50

С 01.01.2014

429408.50

Порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий установлен ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, определяющими виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств. М. Мошкович, Н. Завойкина, Ю. Терешко Материнский капитал на жилище // «ЭЖ-Юрист», 2008, №1;

— Согласно Правилам направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года №862 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 января 2009 года №20), средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на:

  • оплату приобретаемого жилого помещения;
  • в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве;
  • оплату строительства индивидуального жилого дома;
  • уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
  • уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №209 «О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ на погашение за счет средств материнского (семейного) капитала основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе ипотечным, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа)»;

— погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).

Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.07.2010, N 45, ст. 6558.

Средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении перечисляются территориальным органом Пенсионного фонда РФ путем безналичного перечисления указанных средств:

  • организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;
  • либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения;
  • либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

«Сайт пенсионного фонда Российской Федерации»;

  • Лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала подается в письменной форме с предъявлением следующих документов:

  • подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата);
  • основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;
  • основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, — в случае подачи заявления через представителя;
  • основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, — в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат;

— свидетельство о браке — в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат (п. 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий).

В зависимости от вида расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий лицо, получившее сертификат, дополнительно представляет необходимые документы.

В случае удовлетворения заявления территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в счет оплаты приобретаемого или строящегося жилого помещения в течение 15 дней со дня зачисления средств на счет Пенсионного фонда, но не ранее первого банковского дня второго полугодия текущего года в случае, если заявление было подано не позднее 1 мая текущего года, либо первого банковского дня первого полугодия года, следующего за годом подачи заявления, если заявление было подано не позднее 1 октября текущего года, за исключением случая удовлетворения заявления в части направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилого помещения либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение или строительство жилья. В этом случае территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет средства на указанные цели в течение двух месяцев со дня принятия этими органами решения по заявлению. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей».

Порядок направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) цели и порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели, установлены ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми), утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 926. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществлении иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

  • на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
  • на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;
  • на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

Распоряжение средствами, направляемыми на получение образования ребенком (детьми) в образовательном учреждении, осуществляется лицом, получившим в установленном порядке государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами.

Лица, получившие сертификат, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о распоряжении средствами непосредственно в Пенсионный фонд РФ.

Средства направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда РФ в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенным между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре на оказание платных образовательных услуг.

В соответствии с п. 5 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагаются заверенные указанным образовательным учреждением копии следующих документов:

  • договор на оказание платных образовательных услуг;
  • лицензия на право осуществления образовательной деятельности, выданная образовательному учреждению;
  • свидетельство о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей).

Помимо того, средства могут быть направлены на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним обучающимся на период обучения.

В указанном случае к заявлению о распоряжении средствами прилагаются следующие документы:

  • а) договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы);
  • б) справка из образовательного учреждения, подтверждающая факт проживания ребенка (детей) в общежитии.

Средства направляются на получение образования ребенком (детьми) территориальным органом Пенсионного фонда РФ не ранее первого рабочего дня каждого месяца полугодия, следующего за днем подачи заявления о распоряжении средствами, на счет (лицевой счет) образовательного учреждения, указанный в договоре на оказание платных образовательных услуг или в договоре найма жилого помещения в общежитии.

Средства направляются на получение образования ребенком (детьми) территориальным органом Пенсионного фонда РФ в течение 10 дней, но не ранее начала второго полугодия текущего года, на соответствующий счет (лицевой счет) образовательного учреждения, указанный в договоре на оказание платных образовательных услуг, при поступлении до 1 октября текущего года в территориальный орган Пенсионного фонда заявления о распоряжении средствами и соответствующих документов.

При предоставлении студенту академического отпуска перечисление территориальным органом Пенсионного фонда средств, направляемых на получение образования ребенком (детьми), на счет (лицевой счет) образовательного учреждения приостанавливается.

Возобновление перечисления территориальным органом Пенсионного фонда средств, направляемых на получение образования ребенком (детьми), осуществляется на основании заявления о распоряжении средствами, к которому прилагается копия приказа о допуске студента к образовательному процессу, без представления документов, указанных в п. 5 вышеназванных Правил.

В случае прекращения получения ребенком (детьми) образовательных услуг до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с отчислением из образовательного учреждения (в том числе по собственному желанию или в случае неуспеваемости, а также в связи со смертью ребенка (детей) (объявления его (их) умершими) лицо, получившее сертификат, обязано известить территориальный орган ПФР, направив заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа), к которому прилагается документ (его заверенная копия) об отчислении из образовательного учреждения или свидетельство о смерти ребенка (детей) (решение суда об объявлении его (их) умершими).

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, заявлению о распоряжении средствами могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 45, ст. 6558.

Накопительная часть — одна из частей трудовой пенсии, которая формируется за счет поступивших за застрахованное лицо страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Право на накопительную часть пенсии в первую очередь будут иметь граждане 1967 года рождения и моложе, за которых уплачиваются страховые взносы на ее финансирование, а также мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 года рождения, за которых до 2005 г. в обязательном порядке уплачивались страховые взносы на финансирование данной части пенсии. После 1 января 2005 г. все страховые взносы, перечисляемые работодателем за данных граждан, идут только на страховую часть пенсии. Это означает, что женщины 1957-1966 годов рождения, родившие после 1 января 2007 г. второго ребенка (в 41-50 лет), смогут перевести средства капитала на свою накопительную часть пенсии. Выплата накопительной части пенсии начнется с 1 января 2013 года, поскольку только с этого года появятся женщины, достигшие пенсионного возраста, чьи пенсии, хотя и в небольшом размере, будут включать накопительную часть.

Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части, при этом женщине необходимо написать заявление о том, что она отказывается от использования средств материнского капитала по данному направлению и указать, какое иное предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» направление вложения средств материнского капитала она выбирает. Такое заявление может быть подано не позднее 1 мая текущего года для отказа от средств (части средств) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года или не позднее 1 октября текущего года для отказа от средств (части средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления об отказе.

Необходимо отметить, что ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрен также частичный отказ от использования средств материнского капитала по данному направлению, т.е. по желанию женщины часть материнского капитала так и останется включенной в накопительную часть ее будущей пенсии, а другая часть может быть использована на улучшение жилищных условий или получение образования ребенком (детьми).

Важным моментом в использовании средств, выделяемых для поддержки семей, имеющих детей, по направлению формирования накопительной части трудовой пенсии является тот факт, что если по каким-либо причинам женщина не приняла решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, она имеет право учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений при назначении ей накопительной части трудовой пенсии. В данном контексте имеются в виду только те женщины, которые были внесены в федеральный реестр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, получили государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал, но не приняли решение и не подали заявление о распоряжении средствами материнского капитала. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

1.4 Региональный материнский капитал

Постановлением правительства Тюменской области № 291-п от 18 декабря 2006г «О единовременном пособии при рождении и усыновлении третьего или каждого последующего ребенка», в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004г № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» устанавливается в отношении проживающих в Тюменской области семей, имеющих детей, дополнительную меру социальной поддержки в сфере единовременного пособия при рождении и (или) усыновлении третьего или каждого последующего ребенка. Финансирование расходов на выплату единовременного пособия при рождении и (или) усыновлении третьего или каждого последующего ребенка осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на каждый год по разделу «Социальное обеспечение населения». Пособие выплачивается одному из родителей (усыновителей), постоянно проживающего в Тюменской области и является гражданином Российской Федерации, при рождении в семье и (или) усыновлении семьей третьего или каждого последующего ребенка.

Пособие не выплачивается: а) на ребенка, находящего на полном государственном обеспечении; б) родителем, лишённым родительских прав ;в) при рождении мертвого ребенка. г) в случае подачи заявления о выплате пособия по истечению одного года со дня рождения или усыновления ребенка. Лица, имеющие право на пособия, предоставляют в территориальное управление социальной защиты населения по месту жительства: а) заявление о выплате пособия; б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство и место жительства заявителя; в) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, на которого оформляется пособие, а также свидетельство о рождении (усыновлении) предыдущих детей; г) справку с место жительства ребенка, на которого оформляется пособие, о совместном проживании с заявителем. На текущий год пособие выплачивается в размере 40000 тысяч рублей 00 копеек на каждого рожденного (усыновленного) ребенка, являющегося третьим или последующим в семье. Решение о выплате пособия либо об отказе в его выплате принимается руководителем территориального управления социальной защиты населения в 15-дневный срок со дня подачи заявления и прилагаемых к нему документов.

О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме, в случае отказа в выплате пособия в уведомлении указывается причина отказа и возвращаются представленные документы. Выплата пособий производится за счет средств областного бюджета территориальным управлением социальной защиты населения в течение месяца, следующего за месяцем подачи заявления и прилагаемых к нему документов. Территориальные управления социальной защиты населения вправе проводить проверки сведений, являющихся основанием для выплаты пособия, запрашивать в органах внутренних дел, органах опеки и попечительства, органах ЗАГС информацию, необходимую для решения вопроса об установлении пособия. Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ», 17.07.1999, N 44, ст. 6758.

В каждом субъекте о законе материнском (семейном) капитале регулируется по разному, вот например Санкт-Петербург устанавливает дополнительную меру социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге Закон от 22.03.2013 N 111-27. Целей Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

  • дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге (далее — дополнительная мера социальной поддержки) — мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий, в том числе погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, расположенного на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), обеспечивающая возможность дачного строительства, получения ребенком (детьми) образования в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, а также медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге — средства бюджета Санкт-Петербурга на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом Санкт-Петербурга;
  • сертификат «Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге» (далее — Сертификат) — именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки, установленную настоящим Законом Санкт-Петербурга.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает у следующих граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге:

  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года;
  • женщин, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительную меру социальной поддержки;

— мужчин, являющихся единственными родителями (усыновителями) третьего ребенка или последующих детей (далее — мужчина, являющийся единственным родителем (усыновителем)), ранее не воспользовавшихся правом на дополнительную меру социальной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года.

Место жительства гражданина устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

При возникновении права на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право женщины на дополнительную меру социальной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, место жительства в Санкт-Петербурге, в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки. Право на дополнительную меру социальной поддержки у указанного лица не возникает, если указанное лицо является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительную меру социальной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, или мужчина, являющийся единственным родителем (усыновителем), умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, их право на дополнительную меру социальной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, и(или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося (обучающихся) по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им (ими) возраста 23 лет.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в случае если женщина, право которой на дополнительную меру социальной поддержки прекратилось по основаниям, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки, либо в случае если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительную меру социальной поддержки по основаниям.

Право на дополнительную меру социальной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, прекращается в случае его (их) смерти или объявления его (их) умершим (умершими).

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) третьего, четвертого ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее даты вступления в силу Закона Санкт-Петербурга.

Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге устанавливается в размере 100000 рублей и предоставляется один раз на основании Сертификата.

Размер материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге подлежит ежегодной индексации путем умножения на коэффициент, размер которого не ниже индекса роста потребительских цен, применяемого при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и плановый период. Коэффициент устанавливается Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.

3. В случаях если у ребенка (детей) право на дополнительную меру социальной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным в Законе Санкт-Петербурга, Сертификат предоставляется на основании заявления законного представителя ребенка (детей).

Форма Сертификата и порядок его предоставления устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований, установленных Законом Санкт-Петербурга.