Социальная политика государства в области здравоохранения

Курсовая работа
Содержание скрыть

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и неустойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводится на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процесса, зависит ли стабильность общества от социальной проблемы, в том числе и в области здравоохранения, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы .

Цель курсовой работы —

Исходя из поставленной цели необходимо выполнение следующих задач :

¾изучить понятие и значение социальной политики;

¾проанализировать особенности политики здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой;

¾определить и проанализировать роль государства в обеспечении целей политики здравоохранения в Республики Беларусь;

¾проанализировать направления социальной политики в области здравоохранения на период 2011 — 2020гг.

Объект исследования, Предмет исследования, Методы исследования:, Исследования и разработки:

1. Социальная политика: сущность, цели, направления

Проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся важными на современной этапе развития экономики Республики Беларусь. От их решения во многом зависит направленность трансформационных процессов и темпы дальнейших преобразований в стране, в конечном счете политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение проблемы повышения уровня жизни требует определенной политики, выработанной государством.

17 стр., 8082 слов

Основные принципы и формы реализации социальной политики, ее ...

... экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере. Поэтому актуальной представляется цель данной курсовой работы – анализ особенностей, основных принципов и форм реализации социальной политики государства (на примере Республики Беларусь), а также ...

Фискальная, монетарная и другие виды государственной экономической политик направлены на достижение высоких устойчивых темпов экономического роста, следовательно, на повышение в конечном счете уровня жизни населения. Рост общего благосостояния как цель не означает его рост всех слоев или членов общества.

В связи с этим социальная политика призвана устранить неравномерность роста уровня жизни, возникающего при реализации других видов экономической политики.

Государство как институт экономической системы наряду с общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.

Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство постоянно проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.

Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику и социальную политику — совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. [11, с. 246]

Социальная политика государства -, Основные задачи социальной политики

¾повышение благосостояния;

¾улучшение условий труда и жизни людей;

¾осуществление принципов социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.

Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы :

¾как удовлетворить социальные потребности людей;

¾каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;

¾как добиться того, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства. [5, с. 175]

Основными направления социальной политики государства

¾гарантирование членами общества минимального дохода;

4 стр., 1694 слов

Социальная политика организации в период экономического кризиса

... необходимость для компании в данный период. Определяются риски отмены льготы. Процесс пересмотра социальной политики организации в период экономического кризиса должен включать следующие этапы. На первом этапе необходимо переосмыслить цели социальной политики, которые должны вытекать ...

¾поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;

¾обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Социальная политика государства осуществляется посредствам социальной защиты и социального гарантии.

Успех или неудача в решении социально-экономических проблем предопределяет устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.

Социальная устойчивость

¾стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуг;

¾недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;

¾формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

Социальная неустойчивость

Социальная политика государства предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития страны. Увеличение социальной ответственности граждан за экономическую эффективность возможно при выполнении следующих требований (принципов ):

¾улучшение экономического и социального положения населения страны по мере деловой активности;

¾обоснованной дифференциации доходов и потребления в зависимости от итогов экономической деятельности;

¾достижение оптимального уровня соотношения расходов на социальные нужды между государством, гражданами из своих доходов и предпринимателями. [5, с. 176]

Социальная политика осуществляется на различных уровнях:

¾всемерная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;

¾макрорегиональная и общегосударственная политика;

¾интерреализация межгосударственной социальной политики.

Социальная политика призвана выполнять следующие функции :

¾стимулирование экономической активности населения;

¾гарантия обеспечения минимального уровня жизни;

¾стабилизация и поддержка социального мира и спокойствия;

¾оказание адресной помощи нуждающимся гражданам. [11, с. 246]

Основными стратегическими направлениями современной социальной политик являются:

11 стр., 5385 слов

Политика – социальный институт

... занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, ... других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во ...

¾политика доходов;

¾политика занятости населения;

¾политика здравоохранения;

¾политика социальной защиты;

¾жилищная стратегия;

¾образовательная политика и др.

К важнейшей из них следует отнести политику занятости населения.

Политика занятости

¾создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;

¾забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;

¾более полное использование частично занятой рабочей силы;

¾создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

¾инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранение и накопление;

¾развитие механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктуры) [11, с. 247]

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера — выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособий с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования.

Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и требуют значительных финансовых затрат.

Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков. Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Жилищная политика.

При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государства проводит жилищную политику — часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

При реализации политики государство в качестве инструментов использует:

2 стр., 815 слов

Социальная ориентация различных типов государств. Модели социального государства

... Вторая модель -- социально-ориентированная, которая основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности сильной социальной функции государства. Социально-ориентированное государство берет на себя целый ряд общенациональных функций, например, в области образования, здравоохранения, ...

¾льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;

¾систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);

¾систему регулирования оплаты социального жилья;

¾государственные займы на строительство жилых домов;

¾субсидирование процентов по кредиту и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;

¾жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

¾субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилищных условий и т.д. [11, с. 249]

Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

Политика здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относят:

¾первичная медико-санитарная помощь;

¾иммунопрофилактика;

¾выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний;

¾совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.

Кроме того, для улучшения медико-демографической ситуации государство:

¾стимулирует развитие реабилитационной службы на стационарном, амбулаторном, санаторном этапах по основным заболеваниям;

¾совершенствует систему защиты населения от роста социально опасных заболеваний;

¾развивает профилактику заболевания и травматизма.

Здоровье нации в первую очередь зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребенка, поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни» и др.)

10 стр., 4764 слов

Субъекты социальной политики социального государства

... и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, ... для жизни и окружающей среды товаров и услуг, что также является важнейшей составляющей социальной сферы. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ...

Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, создании условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества. Тем не менее е применение ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.

Социальная политика — совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальная политика направлена на осуществления справедливости повышения благосостояния, уровня жизни, условий труд и др. граждан своей страны.

Социальная политика состоит из нескольких наиболее важных направлений:

¾политика регулирования занятости;

¾политика регулирования доходов населения;

¾политика в области здравоохранения;

¾политика в области науки и образования;

¾жилищная политика;

¾политика социальных гарантий;

¾политика социальной защиты и др.

Каждая из них направлена на достижение своих целей и результатов, которые достигаются по средства придерживаемых принципов и задач.

Не маловажную роль в реализации социальной политики является социальная устойчивость, которая обеспечивает стабильный уровень цен, не допускает большой дифференциации доходов и обеспечивает социальную защиту.

2. Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой

Существует несколько моделей социальной политики государства.

Либеральная модель социальной политики государства

По типу субъекта социальной ответственности различают:

¾либеральную модель;

¾корпоративную модель;

¾общественную модель.

Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государство, корпорация, личность) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.

Так, либеральная модель предполагает принцип лично ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована.

При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политик государства присуща США, Англии, Ирландии, Франция и др.

16 стр., 7721 слов

Качество жизни населения и социальные стандарты

... Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики», рассмотренные в данной работе в последних редакциях. При написании курсовой работы ...

Соединенные Штаты Америки — пример модели частной медицины с сильными рыночными механизмами, сочетающейся с многоканальностью финансирования здравоохранения (ОМС, ДМС, благотворительность, государственная поддержка).

В Соединенных Штатах Америки нет единой и четкой системы организации здравоохранения. Более того, каждый штат имеет свою, порой сильно отличающуюся систему. Так, например, в штате Теннесси почти все имеют медицинскую страховку, а в некоторых штатах основную роль играет благотворительность. Американский аналог системы Бисмарка — это система Medicare, охватывающая медицинской помощью лиц старше 65 лет. Medicare предоставляет бесплатную медицинскую помощь лицам старше 65 лет в том случае, если они сами или их супруг (супруга) проработали на предприятиях, участвующих в программе Medicare, не менее 10 лет, или в более молодом возрасте, если претендент страдает хроническим заболеванием. Однако часть расходов пациенты, охваченные системой Medicare, оплачивают самостоятельно. Размер этой оплаты можно уменьшить, приобретя дополнительно Medigap-полис или воспользовавшись программой Medicare B. Medicare финансируется за счет штата (преимущественно), частично — за счет федерального бюджета. [17, с. 61 — 64]

Однако в США есть еще одна система оказания медицинской помощи — благотворительные фонды, которые имеют достаточно мощную финансовую поддержку в обществе. Церкви также содержат сеть бесплатных больниц.

Основное преимущество здравоохранения США — это не только система высокотехнологичных клиник с квалифицированным медицинским персоналом, но и наличие специализированных систем здравоохранения, поддерживающих определенные категории лиц: пожилых, малоимущих.

Согласно текущим оценкам, расходы на здравоохранение в США составляют 16 % ВВП, по этому показателю США занимают второе место среди государств-членов ООН <#»justify»>¾стимулирующую модель;

¾административную модель.

Стимулирующая модель, Административную модель

Выбор той или иной модели осуществляя социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.

Существует несколько моделей социальной политики государства:

¾либеральная;

¾корпоративная;

¾общественная;

¾стимулирующая и административная модель.

Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.

16 стр., 7811 слов

Социальная политика Республики Беларусь

... государственной политика в области занятости населения. 8. Система социальной защиты как субъект управления в Республике Беларусь: Политику в области труда и социальной защиты населения. 9. Доходы и ... труда и жизни граждан; регулирование занятости, процессов подготовки и переподготовки кадров; обеспечение конституционного права граждан на труд и социальную помощь незанятому населению; реализация ...

Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.

3. Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь

Республика Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развиты странах европейских государств.

Расходы Республики Беларусь на здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают уровень аналогичных расходов государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Важнейшие направления социальной политики, повышение уровня и качества жизни населения.

Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены. Это нашло отражение в интегральном показателе — индексе развития человеческого потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175 стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опережая все страны СНГ.

Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49-53% от образа жизни, на 18-22% от наследственности, 17-20% от качества окружающей среды и лишь 8-10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.

Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач :

¾воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

¾улучшение физического и психологического благополучия населения;

¾улучшение качества окружающей среды;

¾создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

14 стр., 6962 слов

Разработка методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими ...

... здоровья, 30-35% детей имеют хронические заболевания. В связи с этим, сохранение здоровья младших школьников и формирование потребности в здоровом образе жизни - важнейшая задача начальной школы. Подвижные игры ... детей делят на три медицинские группы: основную, подготовительную, специальную (в соответствии с Всемирной Организацией Здравоохранения). Подготовительная медицинская группа включает детей, ...

¾разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы. Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

¾четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;

¾планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;

¾расширение внебюджетных источников финансирования отрасли и др.

Для решения этих задач необходимо

¾увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;

¾совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

¾увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;

¾обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности — развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;

¾продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;

¾продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;

¾совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;

¾совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;

¾развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;

¾обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

На первом этапе (до 2010 г.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: обеспечение участия в процессах формирования здорового образа жизни всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активизация этого процесса на республиканском и местных уровнях; внедрение различных форм реструктуризации медицинской помощи, направленных на концентрацию и перераспределение ресурсов на более эффективные направления деятельности, укрепление и обновление материально-технической базы, повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; разработка и принятие Государственной программы улучшения общественного здоровья населения Республики Беларусь на 2006 — 2007 гг.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:

¾обеспечивает проведение единой государственной политики;

¾обеспечивает развитие международного сотрудничества;

¾обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;

¾не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;

¾осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. [21]

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:

¾проводит единую государственную политику;

¾организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;

¾организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

¾организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;

¾организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

¾координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;

¾определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;

¾осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. [21]

В соответствии с Законом «О здравоохранении» от 20 июня 2008г. № 363-3 здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний

Здравоохранение, Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения

¾создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

¾обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

¾приоритетность мер профилактической направленности;

¾приоритетность развития первичной медицинской помощи;

¾приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

¾обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;

¾формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;

¾ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;

¾ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.

Граждане Республики Беларусь имеют право на

¾предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;

¾предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

¾доступностью лекарственных средств;

¾осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

¾средства республиканского и (или) местных бюджетов;

¾безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

¾иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь. [21]

Отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015гг. [22]

С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек.

Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. — 11,4).

В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. — 108050).

[22]

Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения.

Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР).

По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин — на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. — 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин — с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.).

Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин — 64,7 года и женщин — 76,7 года (2010 г. — общая продолжительность жизни — 70,4 года, мужчин — 64,6 года, женщин — 76,5 года).

[22]

С 1994 по 2011 гг. уровень первичной заболеваемости населения Республики Беларусь увеличился на 24,6% и составил 84255,6 на 100 тыс. населения. Общая заболеваемость выросла на 40,7% и составила в 2011 г. 155929,0 на 100 тыс. населения. Соотношение общей и первичной заболеваемости увеличилось с 1,64 в 1994 г. до 1,85 в 2011 г., что указывает на значительное накопление хронической патологии.

В структуре первичной заболеваемости 1-е место традиционно занимают болезни органов дыхания — 45879,6 на 100 тыс. населения, или 54,4% (в 2005 г. — 39 418,1, или 50,8%).

Второе место занимает класс «Травмы и отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» — 8066,0 на 100 тыс. населения, или 9,6% (в 2005 г. — 7878,4, или 10,1%).

Третье место занимают болезни кожи и подкожной клетчатки — 4061,3 на 100 тыс. населения, или 4,8% (в 2005 г. — 4224,1, или 5,4%).

В структуре причин смерти населения Республики Беларусь болезни системы кровообращения занимают лидирующее место и составляют 51,9% (в 2010 г. — 53,9%).

Уровень первичной заболеваемости в 2011 г. по классу «Болезни системы кровообращения» снизился на 1,5% и составил 2674,0 на 100 тыс. населения (в 2010 г. — 2714,5).

Значительный материальный и нравственный ущерб белорусскому обществу продолжают причинять пьянство, алкоголизм и наркомания. С 2000 по 2011 гг. контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом вырос на 44,6% (с 1426,9 до 2062,7 на 100 тыс. населения).

С 2010 г. с целью сопоставления статистических данных по медицинским кадрам с международной практикой Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляется переход на методологию статистического учета медицинских кадров в соответствии с рекомендациями международных организаций ОЭСР, ЕРБ ВОЗ, Евростат.

Из 56 463 штатных врачебных должностей занято 54 164.В 1994 г. был зарегистрирован самый большой выпуск врачей — 1997 человек, а к 2008 г. выпуск уменьшился на 7,0% и составил 1857 человек. В 2010 г. выпуск врачей увеличился по сравнению с 2009 г. на 179 человек, или на 9,1%.

Из общего числа штатных должностей среднего медицинского персонала (128211) было занято 125394.

Укомплектованность штатных должностей среднего медицинского персонала в 2011 г. составила 97,8% (в 2010 г. — 97,9%).

Выше среднереспубликанского уровня этот показатель в Могилевской области — 99,7% (в 2010 г. — 99,5%), ниже среднереспубликанского уровня в г. Минске — 96,6% (в 2010 г. — 96,9%).

Коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в 2011 г. составил 1,21 (в 2010 г. — 1,21).

Выше среднереспубликанского коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в г. Минске -1,39 (в 2010 г. — 1,40), ниже в Брестской области — 1,10 (в 2010г. — 1,10).

Министерство здравоохранения Республики Беларусь проводит мониторирование внедрения государственных социальных стандартов в каждом регионе и районе республики. Ежеквартально информация о ходе внедрения социальных стандартов заслушивается на коллегиях управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета по здравоохранению, а так же коллегиях Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Сегодня государственные социальные стандарты внедрены во всех регионах республики.

Более подробный анализ основных показателей и их динамики в политик здравоохранения Республики Беларусь представлен в Приложении Б.

Для достижения цене и зада социальной политик Республики Беларусь в области здравоохранения предусмотрен план мероприятия изложенный в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 — 2015гг. Основным мероприятия в области здравоохранения можно ознакомится в Приложении А.

Заключение

Социальная политика — совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальная политика направлена на осуществления справедливости повышения благосостояния, уровня жизни, условий труд и др. граждан своей страны.

Социальная политика состоит из нескольких наиболее важных направлений:

¾политика регулирования занятости;

¾политика регулирования доходов населения;

¾политика в области здравоохранения;

¾политика в области науки и образования;

¾жилищная политика;

¾политика социальных гарантий;

¾политика социальной защиты и др.

Каждая из них направлена на достижение своих целей и результатов, которые достигаются по средства придерживаемых принципов и задач.

Не маловажную роль в реализации социальной политики является социальная устойчивость, которая обеспечивает стабильный уровень цен, не допускает большой дифференциации доходов и обеспечивает социальную защиту.

Существует несколько моделей социальной политики государства:

¾либеральная;

¾корпоративная;

¾общественная;

¾стимулирующая и административная модель.

Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.

Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.

Здравоохранение в Беларуси — государственный институт, чутко реагирующий на все изменения в обществе. Практически синхронно также изменяются показатели здоровья населения. Такая тесная взаимосвязь сложилась за многие столетия.

В Беларуси в сравнении со Швейцарией на здравоохранение выделено 43,8%, в сравнении со средними данными (6,24%) по странам Евробюро ВОЗ — 78,5%. Указанный средний показатель как обобщающий может восприниматься с определенной долей погрешности, потому что в общий расчет средних данных расходов на здравоохранение вошли Азербайджан (соответствующий показатель — 0,8%), Таджикистан (0,9%), Казахстан и Кыргызстан (по 2%).

За счет этих стран значительно снижен показатель средних данных по расходам на здравоохранение.

Важно применительно к оценке соответствующего показателя по Беларуси (4,9%) отметить позицию ВОЗ о том, что здравоохранение может планомерно развиваться, если на него будет выделяться не менее 5% ВВП. В связи с этим еще одна значимая позиция. Опыт показывает, что при этом минимально допустимом уровне наиболее устойчивой и, следовательно, планомерно функционирующей является государственная система здравоохранения, основанная на бюджетном финансировании.

В мире практически нет ни одной страны, где государство не держало бы в своем ведении проведение ряда важнейших программ по охране здоровья населения. В последние годы в большинстве стран Евробюро ВОЗ доминирует направленная тенденция к усилению государственного участия (в первую очередь, путем увеличения доли в финансировании) в решении проблем охраны здоровья населения.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-politika-v-sfere-zdravoohraneniya/

1.Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы / Н. Антюшина // Экономист. — 2004. — №1. — С. 85-94.

Приложение 1

Таблица — Государственная программа в области здравоохранения на 2011 — 2015гг.

Наименование программы (проекта, НИР)Головная организация исполнительСрок реализацииГосударственная программа «Туберкулез» <#»justify»>Приложение 2

Анализ реализации социальной политики в области здравоохранения, состояния здоровья и организации медецинской помощи в республике Беларусь

Медико-демографическая ситуация. Отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015 гг.

С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек. Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. — 11,4).

В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. — 108050).

Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения. Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР).

По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин — на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. — 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин — с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.).

Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин — 64,7 года и женщин — 76,7 года (2010 г. — общая продолжительность жизни — 70,4 года, мужчин — 64,6 года, женщин — 76,5 года).

Важнейшим направлением развития здравоохранения Республики Беларусь остается охрана материнства и детства. С 1995 г. отмечается снижение младенческой смертности: с 2000 г. ее уровень ниже 10,0 на 1000 новорожденных (что соответствует задаче № 3 стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в 21 столетии»).

В 2011 г. она составила 3,9 на 1000 родившихся — один из самых низких показателей среди стран СНГ. При этом с 2006 г. регистрация случаев младенческой и детской смертности ведется с учетом младенцев, родившихся с массой тела 500-999 г. Наиболее высокий уровень младенческой и перинатальной смертности зарегистрирован в Гомельской области (4,7 на 1000 родившихся), в Гродненской области (4,0 на 1000 родившихся).

Материнская смертность в 2011 г. по отношению к 2010 г. осталась на прежнем уровне: 0,9 на 100 тыс. родившихся живыми. В течение 1990-2011 гг. показатель материнской смертности снизился от 21,8 (1998 г.) до 0,9 (2010 г.) на 100 тыс. родившихся живыми.

С 1999 г. число абортов в Беларуси снизилось с 67,2 тыс. до 32,0 тыс. в 2011 г. и стало меньше числа родов. Однако уровень производимых абортов по-прежнему остается очень высоким.

В 2011 г. число родов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет составило 44,8 (2010 г. — 43,6), а число абортов на 1000 женщин фертильного возраста — 13,2 (2010 г. — 13,5).

Состояние здоровья населения. В 2011 г. отмечены рост рождаемости, стабилизация общей смертности, снижение младенческой, детской, материнской смертности и другие положительные тенденции в показателях состояния здоровья и деятельности организаций здравоохранения.

С 1994 по 2011 гг. уровень первичной заболеваемости населения Республики Беларусь увеличился на 24,6% и составил 84255,6 на 100 тыс. населения (в 1994 г. — 67 644,0 на 100 тыс. населения).Общая заболеваемость выросла на 40,7% и составила в 2011 г. 155929,0 на 100 тыс. населения (в 1994 г. — 110798,1 на 100 тыс. населения).

Соотношение общей и первичной заболеваемости увеличилось с 1,64 в 1994 г. до 1,85 в 2011 г., что указывает на значительное накопление хронической патологии.

Рост уровня первичной заболеваемости в 2011 г. по сравнению с 2005 г. отмечен по следующим классам:

¾ врожденные аномалии (пороки развития) — на 33,5%;

¾новообразования — на 20,1%;

¾болезни органов дыхания — на 16,4%.

¾болезни системы кровообращения — на 10,5%;

Наряду с этим снижение уровня первичной заболеваемости в 2011 г. по сравнению с 2005 г. произошло по следующим классам:

¾симптомы, признаки и отклонения от нормы — на 11,8%

¾некоторые инфекционные и паразитарные заболевания -10,4%:

¾болезни органов пищеварения — на 8,3%;

¾болезни костно-мышечной системы — на 4,0% и болезни кожи и подкожной клетчатки — на 3,9%.

В структуре первичной заболеваемости 1-е место традиционно занимают болезни органов дыхания — 45879,6 на 100 тыс. населения, или 54,4% (в 2005 г. — 39 418,1, или 50,8%).

Второе место занимает класс «Травмы и отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» — 8066,0 на 100 тыс. населения, или 9,6% (в 2005 г. — 7878,4, или 10,1%).

Третье место занимают болезни кожи и подкожной клетчатки — 4061,3 на 100 тыс. населения, или 4,8% (в 2005 г. — 4224,1, или 5,4%).

В структуре причин смерти населения Республики Беларусь болезни системы кровообращения занимают лидирующее место и составляют 51,9% (в 2010 г. — 53,9%).

Уровень первичной заболеваемости в 2011 г. по классу «Болезни системы кровообращения» снизился на 1,5% и составил 2674,0 на 100 тыс. населения (в 2010 г. — 2714,5).

Второй по значимости причиной смерти является класс «Новообразования» в структуре причин смертности в 2011 г. составил 13,4% (в 2010 г. — 13,4%).

Уровень первичной заболеваемости за период с 2005 по 2011 гг. увеличился на 20,1% (с 927,0 на 100 тыс. населения в 2005 г. до 1113,6 на 100 тыс. в 2011 г.).

Важной социальной проблемой в обществе является травматизм. В структуре первичной заболеваемости он занимает второе место и составляет 9,6%, а среди причин смерти — четвертое место (10,0%).

Значительный материальный и нравственный ущерб обществу продолжают причинять пьянство, алкоголизм и наркомания. С 2000 по 2011 гг. контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом вырос на 44,6% (с 1426,9 до 2062,7 на 100 тыс. населения).

Наряду с ростом потребления спиртных напитков отмечается повышение заболеваемости наркоманией. В 2011 г. на учете в диспансерах состояло 10872 больных наркоманией или 114,9 на 100 тыс. жителей, в то время как в 1995 г. — 1524 или 14,8 на 100 тыс. населения, в 2000 г. — 4545 или 45,5 на 100 тыс. населения).

С 2000 г. количество больных, состоящих на учете увеличилось более чем в 2 раза (2000 г. — 4545 человек; 2011 г. — 10872 человека).

С наркоманией неразрывно связана проблема ВИЧ-инфекции и СПИД. До 1995 г. Беларусь относилась к странам с низким уровнем выявления ВИЧ-инфекции. В 2011 г. новые случаи инфекции выявлены у 1196 человек (2010 г. — 1069 человек).

На 01.01.2012 г. в Республике Беларусь было официально зарегистрировано 12955 ВИЧ-инфицированных человек.

Заболеваемость многими инфекционными болезнями остается пока высокой в большинстве стран мира. Особого внимания заслуживают социально обусловленные инфекции, в первую очередь туберкулез. С 2004 г. наметилась тенденция по снижению заболеваемости туберкулезом; в 2011 г. она составила 42,8 на 100 тыс. населения (2004 г. — 55,4).

В Республике Беларусь на протяжении уже многих лет сохраняется стабильная ситуация в отношении особо опасных инфекций: не было зарегистрировано ни одного случая холеры, бруцеллеза, а с 2001 г. и острых случаев полиомиелита.

В конце 80-х гг. в Республике Беларусь наблюдался рост заболеваемости дифтерией, связанный со снижением иммунизации населения. В 1995 г. было зарегистрировано наибольшее число заболеваний — 322 случая (3,1 на 100 тыс. жителей).

В 2011 г. не было зарегистрировано ни одного случая дифтерии (в 2010 г. — 1 случай).

Заболеваемость инфекционными болезнями находится в настоящее время под контролем, характеризуется стабильностью и даже снижением по отдельным формам. Заболеваемость вирусным гепатитом в 1990 г. составляла 405,9 на 100 тыс. жителей, в 2002 г. — 750,0, а в 2011 г. она снизилась до 3,0 на 100 тыс. населения.

Инвалидность., Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью

В настоящее время в республике продолжается активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных до госпитальных форм медицинской помощи — дневных стационаров и стационаров на дому, а также перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью в пользу первой.

Снижение уровня госпитализации отмечалось до 2005 г. С 2006 по 2011 гг. наблюдается его ежегодный рост. Нельзя однозначно утверждать, что данная тенденция характеризует повышение заболеваемости населения республики и снижение качества медицинского обслуживания

Показатели использования коечного фонда.

В 2011 г. число хирургических вмешательств в стационарах увеличилось на 2,3% и составило 779 888 операций (в 2010 г. — 762296).

Послеоперационная летальность за 2 года стабилизировалась и составляет 0,58%.

Медицинские и фармацевтические кадры.

В странах Европейского Союза в соответствии с рекомендациями таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ), Европейский статистический комитет (Евростат), осуществляется учет врачей-специалистов, только непосредственно осуществляющих оказание медицинской помощи населению (практикующие врачи).

С 2010 г. с целью сопоставления статистических данных по медицинским кадрам с международной практикой Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляется переход на методологию статистического учета медицинских кадров в соответствии с рекомендациями международных организаций ОЭСР, ЕРБ ВОЗ, Евростат.

По международной методологии лица с высшим медицинским образованием, для которых полученное образование является обязательным условием для выполнения должностных функций — это «врачи, работающие по специальности».

Общая численность «врачей, работающих по специальности», включает как врачей-специалистов, работающих в организациях, оказывающих амбулаторную, стационарную, скорую медицинскую помощь, учреждениях социального обеспечения, так и в санитарно-гигиенических учреждениях и медико-диагностических службах, а также научных работников, профессорско-преподавательский состав учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров и работников аппаратов органов управления здравоохранения.

Из общей численности специалистов с высшим медицинским образованием выделено количество лиц, занимающих должности врачей-специалистов (исключаются лица, имеющие высшее медицинское образование и занимающие неврачебные должности).

Согласно международной методологии статистического учета в обязательном порядке осуществляется отдельный учет врачей-специалистов, непосредственно осуществляющих оказание медицинской помощи населению (практикующие врачи) и врачей-стоматологов. В численность практикующих врачей-специалистов, т.е. непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам, включены лица с высшим медицинским образованием, занятые в организациях, оказывающих амбулаторную, стационарную и скорую медицинскую помощь (врачи общей практики, педиатры, акушеры-гинекологи, психиатры, врачи-специалисты терапевтических и хирургических специальностей и другие).

Специалисты с высшим фармацевтическим образованием делятся на лиц с высшим фармацевтическим образованием, для которых полученное образование является обязательным условием для выполнения должностных функций, в том числе работающие на должностях профессорско-преподавательского состава и в аппаратах органов управления, а также практикующих провизоров, занимающих непосредственно должности провизоров.

Работники, имеющие среднее специальное медицинское образование, делятся на лиц, имеющих среднее специальное медицинское образование, а также занимающих должности средних медицинских работников согласно номенклатуре должностей служащих.

Из 56 463 штатных врачебных должностей занято 54 164.В 1994 г. был зарегистрирован самый большой выпуск врачей — 1997 человек, а к 2008 г. выпуск уменьшился на 7,0% и составил 1857 человек. В 2010 г. выпуск врачей увеличился по сравнению с 2009 г. на 179 человек, или на 9,1%.

Укомплектованность врачебных должностей в медицинских организациях системы Минздрава (без зубных врачей) в целом по республике в 2011 г. составила 95,9%. Выше среднереспубликанского уровня показатель укомплектованности врачебных должностей сохраняется в медицинских организациях Могилевской области (99,4%), ниже — в Минской области (93,9%).

Показателем, характеризующим расстановку кадров в республике, также является коэффициент совместительства. В целом по Беларуси для врачей этот показатель составляет 1,39. Выше среднереспубликанского уровня коэффициент совместительства в Минской (1,53) и Могилевской (1,51) областях, ниже — в Гродненской области (1,22).

Из общего числа штатных должностей среднего медицинского персонала (128211) было занято 125394.

Укомплектованность штатных должностей среднего медицинского персонала в 2011 г. составила 97,8% (в 2010 г. — 97,9%).

Выше среднереспубликанского уровня этот показатель в Могилевской области — 99,7% (в 2010 г. — 99,5%), ниже среднереспубликанского уровня в г. Минске — 96,6% (в 2010 г. — 96,9%).

Коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в 2011 г. составил 1,21 (в 2010 г. — 1,21).

Выше среднереспубликанского коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в г. Минске -1,39 (в 2010 г. — 1,40), ниже в Брестской области — 1,10 (в 2010г. — 1,10).

Соотношение врачей и средних медицинских работников в организациях системы Минздрава по занятым должностям в 2011 г. было 2,31 (в 2010 г. — 2,32).

Выполнение территориальных программ государственных гарантий по медицинскому обслуживанию граждан за счет средств бюджета . Амбулаторно-поликлиническая помощь. Число посещений амбулаторно-поликлинических организаций и посещений на дому на 2011 г. было установлено в объеме 11697 посещений на 1000 жителей. Число посещений в амбулаторно-поликлинические организации с учетом посещений на дому в целом по республике за 2011 год составило 11689 посещений на 1000 жителей (99,9% к годовому плану).

Амбулаторно-поликлиническая помощь в республике в целом, оказываемая регионами без учета организаций республиканского подчинения, по своей структуре распределилась следующим образом: 8,37% приходится на посещения пациентов на дому, 8,21% составляют первичные посещения, 40,98% — повторные; 22,44% — профилактические посещения.

Стационарная медицинская помощь населению. Число койко-дней на 1000 жителей с учетом работы организаций здравоохранения республиканского подчинения в 2011 г. составило по республике в целом 3201 койко-день, что соответствует 107,2% выполнения годового норматива (2985‰).

Длительность госпитализации была установлена на уровне 11,1 дня. По республике в целом за 2011 г. она составила 10,9 дня, без учета больных, пролеченных в организациях республиканского подчинения — 10,5 дня. Число пролеченных (выписанные + умершие) за 2011 г. с учетом организаций республиканского подчинения составило 2803831 пациентов (уровень госпитализации — 293,8 на 1000 жителей).

Скорая и неотложная медицинская помощь. Объем скорой и неотложной медицинской помощи населению за 2011 г. по республике составил 339 выездов бригад скорой медицинской помощи на 1000 жителей (112,9% от плана 300 выездов на 1000 жителей).

Внедрение государственных социальных стандартов в области здравоохранения.

Исполнение установленных ст. 29 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя по состоянию на 01.01.2012 г., за 2011 г. характеризуется следующим фактическим выполнением: г. Минск — 165,5%, Брестская область — 146,2%, Витебская область — 152,2%, Гомельская область — 149,3%, Гродненская область — 151,1%, Минская область — 129,6%, Могилевская область — 152,1%. Показатель обеспеченности врачами первичного звена (врач общей практики — 1 врач на 1300 жителей, участковый терапевт и педиатр суммарно — 1 врач на 1300 жителей) в 2011 г. выполнен по обеспеченности населения врачами общей практики в республике в целом и во всех ее регионах.

Обеспеченность участковыми врачами-педиатрами и терапевтами суммарно выполняется в полном объеме. Обеспеченность населения участковыми врачами-терапевтами остается ниже норматива (1700 человек взрослого населения на 1 врача) в г. Минске — 1 врач обслуживает 1742 взрослых жителя.

Фактическая обеспеченность койками (без учета коек больниц сестринского ухода) в расчете на 1000 жителей по сравнению с установленным показателем (9 коек на 1000 жителей в регионах, 8 коек на 1000 жителей в г. Минске) выполнен во всех регионах и составляет по республике в целом 10,11 койки на 1000 жителей (из них на организации республиканского подчинения приходится 0,85 койки на 1000 жителей).

Обеспеченность жителей регионов республики (без учета использования коек на республиканском уровне) следующая: г. Минск — 6,42, Брестская область — 10,28, Витебская область — 9,19, Гомельская область — 10,06, Гродненская область — 10,64, Минская область — 9,38, Могилевская область — 10,25.

Жители регионов и республики в целом полностью обеспечены аптеками всех форм собственности (норматив обеспеченности для регионов — 1 аптека на 8000 жителей, для г. Минска — 1 аптека на 11500 жителей) — 1 аптека обслуживает в среднем по республике 3544 жителей.

В среднем по республики 1 бригада скорой медицинской помощи обслуживает 11094 жителей (норматив для регионов — 1 бригада на 12000 жителей, для г. Минска — 1 бригада на 12500 жителей).

Норматив выполнен всеми регионами республики в полном объеме.

Норматив обеспеченности автотранспортом (для амбулаторий (А) и больниц сестринского ухода (БСУ) — 1 единица автотранспорта, для участковых больниц (УБ) — 2 единицы автотранспорта в УБ с числом коек более 20 и 1 единица автотранспорта в УБ с числом коек 20 и менее) выполнен. Все амбулатории, участковые больницы и БСУ в достаточном количестве обеспечены автотранспортом. В Витебской, Гомельской, Гродненской областях сохраняется высокая обеспеченность автотранспортом участковых больниц мощностью 20 коек и менее, в Витебской области этот показатель превышен и по БСУ. Имеет место наличие одной единицы автотранспорта, которая обеспечивает работу двух организаций здравоохранения (БСУ и А), расположенных в одном здании или на незначительном расстоянии друг от друга (1-2 км).

Норматив санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения (в каждой амбулатории, участковой больнице, больнице сестринского ухода) находится в стадии завершения. При этом в амбулаториях обеспеченность проточным водоснабжением составляет 99,8%, хозяйственно-бытовой канализацией — 99,7%, системой водяного отопления — 99,5%, приточно-вытяжной вентиляцией 97,9%. Участковые больницы обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией на 96,9%. Во всех агрогородках регионов или на расстоянии не более 10 км от агрогородка имеются лечебно-профилактические учреждения (структурные подразделения) с условием розничной реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.