Управление социально-культурной сферой

Управление социально-культурной сферой

1. Теоретические аспекты изучения проблемы эффективного менеджмента социально-культурной сферы

1.1 Особенности социально-культурной сферы

Социальная сфера это часть социально — трудовой сферы включающая отрасли социально — культурно комплекса — образование, здравоохранение, культура, спорт, физкультура, туризм, санаторно — курортная область, жилищно — коммунальное хозяйство.

В литературе также используется расширительное толкование социальной сферы как социальной среды, а также окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования, формирования и деятельности.

Социально-культурная сфера — совокупность отраслей нематериального производства и услуг.

Непроизводственная сфера — в советской экономической статистике — сфера бытовых услуг, наука, культура, образование.

Социально — экономические преобразования, происходившие в России в конце 20 — начале 21 вв., привели к серьезному социальному напряжению, в результате которого стала все более очевидной необходимость выработки новых инструментов и механизмов государственного регулирования социальных процессов.

Основная причина проблем кроется в сохраняющейся практике «остаточного финансирования». В связи с этим преобразования, связанные с проведением реформ без необходимого учета особенностей функционирования учреждений социально — культурной сферы как объекта управления, во многих случаях не только не улучшают количественных и качественных показателей ее функционирования, но нередко влекут за собой деградацию созданного в прежние годы потенциала. В этих условиях становится актуальной модернизация системы регулирования учреждений социально — культурной сферы на региональном и муниципальном уровне, способная преодолеть указанные недостатки и обеспечить более благоприятные правовые и экономические условия их развития.

Социально — культурная сфера — сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально — культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально — культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и т.д. Другие вкладывают в понятие социально — культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально — культурные функции, имеющие значение для культурного уровня общества, в этом случае в социально — культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий — театры, библиотеки, клубы, музеи.

7 стр., 3469 слов

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

... программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. 1.Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере 1.1 Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования Государство гарантирует ... прав граждан в области образования. образованием Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных ...

Сферу культуры современной России образуют учреждения преимущественно государственной и муниципальной собственности. Организации, находящиеся в частной собственности, пока не играют заметной роли в оказании подобных услуг. Учреждения культуры муниципального сектора занимают особое место, так как представляют самую многочисленную совокупность повсеместно распространенных и разнообразных по профилю организаций.

Региональные и муниципальные учреждения культуры выделяются также по числу и остроте проблем своего функционирования и развития. Причем под развитием, в данном случае, следует понимать позитивную динамику количественных и качественных изменений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации.

Согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации к коммерческим организациям относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно — полезных целей.

Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно статьи 540 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и стати 2 Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры.

Сегодня социально — культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нон — профитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и международного масштаба.

Современный бизнес и социально — культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество.

В данный момент социально — культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально — культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно — исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.

16 стр., 7586 слов

Изучение социальной структуры и культуры организации

... речь пойдёт о социальной структуре и культуре организации. Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований социальной структуры и культуры организации. Цель данной курсовой работы – разработка теоретических и практических положений о социальной структуре и культуре организации. Объектом исследования ...

Под социально — культурной сферой в данной работе мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых выполняют социально — культурные функции, т.е. культурно — досуговые учреждения — театры, клубы, библиотеки, музеи.

Культурно — досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки культурно — творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально — культурные инициативы.

Культурно — досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Культурно — досуговые учреждения осуществляют общественно — значимые функции: культурно — развлекательные, художественно — творческие, воспитательные, спортивно — оздоровительные, учебно — просветительские, информационно — рекламные, научно — исследовательские, организационно — посреднические, социально — бытовые и другие функции.

Культурно — досуговые учреждения являются базой для осуществления процессов сохранения нематериально культурного наследия, развития народного творчества, художественно — эстетического воспитания и образования, социокультурной интеграции всех слоев местного общества.

Культурно — досуговые учреждения заботятся о сохранении культурной самобытности и историко — этнографических особенностей края, развитии и преумножении культурных традиций и местной идентичности.

Культурно — досуговые учреждения сотрудничают со всеми секторами общества — государственными, коммерческими, общественными — в деле защиты прав граждан на культурное обслуживание.

Партнерские связи культурно — досуговых учреждений способствуют формированию в обществе представлений о нем как о важном и динамично развивающихся социальных институтах, помогают находить поддержку со стороны спонсоров и меценатов.

Культурно — досуговые учреждения решают социальные задачи, интегрируясь в их реализации с органами образования, социальной защиты, комитетами по делам молодежи, национальными и общественными объединениями. Их сотрудничество и взаимодействие подкрепляется долгосрочными и среднесрочными социально — культурными программами, направленными на:

  • сохранение национальных традиций, обрядов, обычаев, верований;
  • развитие любительского искусства и художественных ремесел;
  • поддержку социально незащищенных слоев населения (объединения инвалидов, пожилых людей и др.);
  • поддержку общественных инициатив (движение за здоровый образ жизни и т.д.);
  • Культурно — досуговые учреждения обеспечивают наиболее полное удовлетворение культурных интересов, запросов, потребностей и досуговых предпочтений населения.

Культурно — досуговые учреждения позиционируют как фактор экономической и социальной стабильности территории.

Последние 15 лет формировалась и формируется система государственного регулирования отраслей экономики, основания на сочетании взаимодействия государственных и рыночных принципов. На этом этапе одной из актуальных задач является приоритетное развитие отраслей социально — культурной сферы, функционирование которой на протяжении многих лет испытывало недостаток источников развития.

13 стр., 6224 слов

Социально-педагогическая деятельность

... помощи различным слоям населения СПД-многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению различных потребностей и интересов ... жизни: организация труда (т.е. уровень развития производительных сил), (соц. деятельность) политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функционирование общества) ...

С введением новых условий хозяйствования, расширением прав местных органов власти, демократизацией процессов общественной жизни значительно расширилась типология учреждений культурно — досуговой сферы, для которых стало характерным разнообразие форм культурно — досуговой работы исходя из демографических и географических особенностей территории.

По уровню организованности, материально — технической и кадровой базы, общественных связей и отношений культурно — досуговое учреждение может быть:

  • многопрофильным — обеспечивающим поддержку и развитие культурно — творческой, просветительской, оздоровительной и досуговой деятельности различных направлений, фор, видов и жанров;

— однопрофильным — обеспечивающим разнообразие деятельности на основе конкретного направления, вида или родственных видов культурно — досуговой деятельности, или специализирующихся на удовлетворении запросов (интересов) определенной социальной группы.

Культурно — досуговые учреждения имеют основные принципы, цели и задачи деятельности.

Основными принципам деятельности культурно — досуговых учреждений являются:

  • обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами культурно — досугового учреждения;
  • утверждение гуманистического характера деятельности клубного учреждения, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Культурно — досуговое учреждение создается в целях:

  • организации досуга и приобщения жителей города к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам;
  • удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры во всем многообразии ее этнических особенностей;
  • формирование рынка услуг в сфере социально — культурной деятельности, удовлетворения культурных, познавательных, информационных потребностей населения.

Для реализации своих целей культурно — досуговое учреждение решает следующие задачи:

  • создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей города;
  • предоставление услуг социально — культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения;
  • создание условий для самореализации личности в процессе культурной деятельности, в соответствии с ее интересами и способностями;
  • поддержка и развитие традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, социально — культурной активности и творческой инициативы населения;
  • поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел, укрепление межнациональных культурных связей;
  • создание условий для организации общения людей в сфере досуга, освоения ими навыков и основ досуговой культуры;
  • совершенствование современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально — возрастных групп населения.

Культурно — досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... области культурной деятельности.[5,c.256] Субъект и объект социально-культурной деятельности. Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и ... главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры ...

1.2 Характеристика социально-культурных институтов

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.

Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Одним из первых развернутое определение института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Другой американский социолог Ч. Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам — религиозным, военным, образовательным и т.д., которые образуют институциональный порядок.

П. Беглер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию.

Ученые Н. Смелзера, Г. Осипова, М. Комарова под социальным институтом понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно — ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой стороны — социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Социальный институт — совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

  • ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

— Социальные институты — это специфические отношения, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений.

21 стр., 10448 слов

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области

... власти и органов местного самоуправления в решении проблем социально-культурного обслуживания; рассмотреть института культуры на муниципальном уровне; исследовать вопросы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения; уточнить полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения и ...

Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:

  • Каждый институт имеет свою цель деятельности.

— Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные обоснованные ожидания.

  • Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
  • Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения.

Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

Социальные институты можно также рассматривать как со стороны внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальный институт представляет собой «совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Социально — культурные институты классифицируются в зависимости от выполнения ими социальных функций в обществе и делятся на 3 группы.

К первой группе относятся социально — культурные институты, преимущественно занятые производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Ко второй группе социально — культурных институтов относятся институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно — технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, лекции, конференции, демонстрации и т.д.

26 стр., 12749 слов

Прогнозирование показателей социально-экономического развития Московской области

... управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе стратегических альтернатив. Чрезвычайно актуальной остается проблема научного обоснования, прогнозирования последствий принимаемых решений в экономической и социальной политике. Поскольку в ...

К третьей группе социально — культурных институтов относятся институты, преимущественно проявляющие себя в различных видах неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово — парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения, нравственность как система общественно — одобряемых норм и правил поведения.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями.

Функцией социального института, можно назвать ту пользу, которую он приносит обществу или совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. то без чего общество не может существовать как таковое. Общество не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Второй функцией социального института является социализация людей, данная функция осуществляется практически всеми социальными институтами (усвоение культурных нор и освоение социальных ролей).

Эту функцию также можно назвать универсальной функцией.

Третьей функцией социального института являются специфические функции. К ним относятся такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам (воспроизводство людей, рождение новых поколений, добывание средств существования, наведение порядка в обществе, открытие и передача новых знаний, отправление духовных ритуалов).

Если скомбинировать универсальные и специальные функции социальных институтов, то это дает нам следующую схему.

Также культурно — социальные институты классифицируются по:

  • обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско — юношеские);
  • форме собственности: государственные, общественные, акционерные, частные;
  • экономическому статусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие);
  • по масштабу действия: международные, национальные(федеральные), региональные, местные (локальные).

К социальным институтам относятся:

  • институт семьи;
  • просветительность;
  • язык;
  • фольклор;
  • литература;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/upravlenie-sotsialno-kulturnoy-sferoy/

  • искусство.

Рассмотрим некоторые группы социально — культурных институтов.

  • Семья как традиционный социально — культурный институт.

История развития общества это история развития семьи как социального института, инструмента гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.

3 стр., 1351 слов

Доклад: Теоретические основания развития профессионально-педагогической ...

... педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. ... которые определяются программой развития дошкольного образовательного учреждения и уровнем развития профессионально-педагогической культуры воспитателя. В период развития общества требования, предъявляемые ...

Семья, как социально — культурный институт делится на следующие типы: семьи молодые, патриархальные (многопоколенные) и матриархальные (нуклеарные и расширенные), полные и неполные; многодетные и одно — двухдетные, бездетные; молодые типа «пустого гнезда»; неблагополучные, маргинальные, семьи группы социального риска; межнациональные и многоэтнические.

Семья как объект и субъект социально — культурной деятельности это инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально — экономических и социально — бытовых и социально — психологических проблем, проблем семейного воспитания.

  • Социально — культурная деятельность общественных формирований.

Основными группами общественности, занятыми в социально — культурной деятельности являются:

  • руководящий, производственно — творческий, вспомогательный и обслуживающий персонал социально — культурных учреждений;
  • сотрудники местных общенациональных и специальных каналов массовой информации;
  • население, проживающее не территории сферы влияния того или иного социально — культурного учреждения;
  • реальные и потенциальные инвесторы и доноры социально культурных проектов и программ;
  • государственные и местные муниципальные органы, в том числе представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
  • потребители, покупатели, клиенты, пользователи культурных продуктов и услуг, социально — культурных проектов и программ;
  • общественные группы и объединения, лидеры, руководители и активисты политических, деловых религиозных, культурно — досуговых, экологических и других общественных организаций партий и движений.
  • Институты массовой информации.

Значение в обществе такого социального института как институт средств массовой информации определяется исходя из их специфических особенностей:

  • средство управления, являющийся посредником между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом);
  • источник адекватной информации граждан о различных социально — культурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;
  • арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимости общественного мнения;
  • канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Можно выделить следующие функции средств массовой информации как социально — культурного института:

  • планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;
  • взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально — культурной деятельности;
  • воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социально — культурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.
  • Образование как социальный институт.

Образование является существенным компонентом социализации личности. Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

26 стр., 12990 слов

Исследования: «Воспитание культуры поведения у младших

... года обучения. Объем выпускной квалификационной работы не позволяет рассмотреть в целом динамику процесса воспитания культуры поведения младших школьников в образовательной организации. В связи с этим, в своей работе мы акцентируем внимание на воспитании культуры поведения ...

  • трансляция и распространение культуры в обществе (т. к. именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных ном и т.д.);
  • формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;
  • социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

— социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:

  • учащихся;
  • преподавателей;
  • организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые проблемные образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется. Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

2. Практические аспекты проблем эффективного менеджмента социально-культурной сферы

2.1 Управление социально-культурной сферы на примере Ивдельского городского округа

На территории Ивдельского городского округа управление социально — культурной сферой осуществляется следующими учреждениями:

  • Отделом народного образования Ивдельского городского округа — в ведомственном подчинении Отдела находится 24 учреждения образования (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования детей и подростков);
  • Муниципальным учреждением «Ивдельская ЦБР» — в ведомственном подчинении находится 15 учреждений здравоохранения;
  • Администрацией Ивдельского городского округа — в ведомственном подчинении находится 6 учреждений;
  • Территориальным управление социальной защиты населения;
  • Рассмотрим управление социально — культурной сферой Ивдельского городского округа на примере Отдела культуры Ивдельского городского округа.

Основным нормативным документом, регламентирующим работу Отдела культуры, является Положение «Об Отделе культуры Ивдельского городского округа», утвержденное Решением Думы Ивдельского городского округа за №141 от 27.10.2005 года «Об утверждении Положения об Отделе культуры Ивдельского городского округа».

Согласно подпункта 1.1. главы 1 «Общие положения» Положения об Отделе культуры «Отдел культуры является отраслевым органом местного самоуправления, созданное в соответствии с Уставом Ивдельского городского округа для руководства и создания условий деятельности учреждений культуры, создания и сохранения памятников истории и культуры, создания условий для организации зрелищных мероприятий. Отдел культуры в свое деятельности подчиняется Главе Ивдельского городского округа, заместителю Главы по социальным вопросам». Структуру управления учреждениями культуры можно схематично представить следующим образом.

Полномочиями Отдела культуры, согласно Положения «Об Отделе культуры Ивдельского городского округа» являются:

— Реализация в округе государственной политики в области культуры, искусства и кино в соответствии с законами Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об охране и использовании памятников истории и культуры», «О библиотечном деле», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» и другими нормативными актами Российской Федерации, Свердловской области и Ивдельского городского округа.

  • Разработка программы развития культуры, искусства и кино округа.
  • Общее руководство сетью подведомственных муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры.
  • Прогнозирование и развитие сети муниципальных учреждений культуры.

— Координация деятельности учреждений культуры, профессиональных творческих коллективов, творческих союзов и т.п., расположенных на территории округа, независимо от их ведомственной подчиненности, в целях максимального использования культурного потенциала в интересах горожан.

  • Создание условий для укрепления межнациональных культурных связей.
  • Поддержка различных форм культурной деятельности.
  • Содействие реализации горожанами права на свободу творчества.
  • Сохранение и развитие начального профессионального образования в сфере культуры.
  • Сохранение и обеспечение надлежащего использования памятников истории и культуры, расположенных на территории округа.
  • Формирование единого информационного культурного пространства округа.
  • Реализация кадровой политики в сфере культуры.
  • Содействие осуществлению социальной защиты работников культуры и дополнительного образования в сфере культуры.

Функциями Отдела культуры Ивдельского городского округа, согласно Положения «Об отделе культуры» являются:

— Осуществление контроля за исполнением правовых актов вышестоящих органов государственной власти, постановлений, распоряжений главы администрации Ивдельского городского округа и решений Ивдельской Думы, поручений главы администрации Ивдельского городского округа.

  • Подготовка по поручению главы администрации Ивдельского городского округа и его заместителей материалов к заседаниям администрации Ивдельского городского округа, Ивдельской Думы, совещаниям с руководителями организаций и учреждений округа.
  • Реализация мероприятий, определенных городской Программой развития культуры, искусства и кино, участие в подготовке и исполнении областных и республиканских программ в сфере культуры.
  • Участие в разработке и реализации программ социальной сферы округа в части сохранения нравственного здоровья и этического воспитания горожан.

— Осуществление общего руководства подведомственными учреждениями культуры и дополнительного образования, содействие совершенствованию их деятельности, развитию и укреплению материально-технической базы. Осуществление контроля за соблюдением в подведомственных учреждениях законодательства о труде, правил охраны труда.

  • Осуществление мероприятий по развитию международных, межрегиональных связей в области культуры.
  • Осуществление поддержки национально-культурных обществ.
  • Обеспечение соблюдения законодательства в области культуры.
  • Осуществление анализа и прогнозирования тенденций развития сферы культуры и дополнительного образования в сфере культуры.
  • Содействие проведению мониторинга в сфере культуры с целью совершенствования досуговой и образовательной деятельности подведомственных учреждений.
  • Осуществляет маркетинговую политику в сфере культуры — содействует привлечению инвестиций и других видов ресурсов для финансирования культурных процессов в округе.
  • Содействие развития форм самодеятельного творчества населения.
  • Осуществление протекционизма по отношению к юным талантам, творческой молодежи.
  • Выявление объектов представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, внесение в областной орган охраны памятников, предложений по постановке их на государственный учет и охрану.
  • Установление по согласованию с областным органом охраны памятников режима содержания и использования памятников истории и культуры местного значения, относящихся к муниципальной собственности.
  • Осуществление пропаганды и издательской деятельности по вопросам культуры и дополнительного образования в сфере культуры.
  • Организация подготовки (повышение квалификации) специалистов сферы культуры.
  • Ходатайство перед вышестоящим органом культуры о присвоении Почетных званий, награждении нагрудным знаком «За достижения в культуре» работников культуры и дополнительного образования в сфере культуры.
  • Разработка проектов бюджета отрасли «Культура».
  • Проведение официальной статистики культуры и кино, обеспечение ее достоверности.
  • Подготовка проектов постановлений и распоряжений главы администрации Ивдельского городского округа, решений Ивдельской Думы по вопросам, входящим в компетенцию Отдела культуры.
  • Подготовка договоров о совместной деятельности администрации Ивдельского городского округа с учреждениями, организациями, предприятиями других ведомств по вопросам культуры, искусства и кино.
  • Подготовка материалов по вопросам культуры к заседаниям администрации Ивдельского городского округа, Ивдельской Думы, совещаниями с руководителями организаций и учреждений округа.
  • Подготовка информации, справок, отчетов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела культуры.
  • Осуществление приема граждан по вопросам, входящим в компетенцию Отдела культуры.
  • Рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам, относящимся к компетенции Отдела культуры.
  • Обеспечение сохранности архива культуры и кино, выдача архивных справок по заявлению граждан.

Правами Отдела культуры Ивдельского городского округа, на основании Положения «Об Отделе культуры» являются:

Отдел культуры для реализации поставленных задач и осуществления своих функций имеет право:

— Вносить предложения по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений культуры, о строительстве объектов культуры, их реконструкции, обустройстве прилегающих к ним территорий, о приостановке строительства, реконструкции, реставрации и ремонта объектов культуры, зданий-памятников (в случаях нарушений соответствующих технических норм или низкого качества производимых работ).

  • Осуществлять инспектирование и контроль за деятельностью подведомственных учреждений.
  • Запрашивать и получать необходимые материалы от руководителей подведомственных учреждений.
  • Участвовать в формировании городского бюджета по отрасли «Культура».
  • Создавать хозрасчетные подразделения, общественные организации, фонды по вопросам культуры.
  • Участвовать в разработке и принятии местных нормативов по отрасли «Культура».
  • Создавать комиссии, экспертные группы, формировать временные творческие коллективы, привлекать для консультации, подготовки и рассмотрения соответствующих вопросов специалистов на договорной и контрактной основе.
  • Проводить конференции, семинары, совещания, участвовать в мероприятиях федерального, межрегионального и международного масштаба по вопросам культуры.

— Выступать совместно с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ивдельского городского округа учредителем подведомственных учреждений и предприятий, включая право назначения на должность руководителей подведомственных учреждений и предприятий, освобождение их от занимаемой должности, решения вопросов о поощрении руководителей подведомственных учреждений и предприятий либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений и предприятий, а так же и иные права предусмотренные совместным договором с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ивдельского городского округа либо вытекающие из учредительных документов подведомственных учреждений и предприятий.

Правами и обязанностями начальника Отдела культуры, на основании Положения «Об Отделе культуры» являются:

— Отдел культуры возглавляет начальник Отдела, назначаемый главой администрации Ивдельского городского округа по представлению заместителя главы администрации Ивдельского городского округа по социальным вопросам. Начальник освобождается от должности главой администрации Ивдельского городского округа.

  • Начальник осуществляет:

1. Руководство деятельностью Отдела, действует без доверенности и осуществляет финансово-распорядительные и хозяйственные функции.

2. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел задач и осуществление им своих функций.

3. Участвует в установленном порядке в подготовке проектов законодательных и других правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

4. Утверждает должностные обязанности сотрудников Отдела в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, решениями Ивдельской Думы, постановлениями и распоряжениями главы администрации Ивдельского городского округа и Положением.

5. Назначает сотрудников Отдела на должность и освобождает их от занимаемой должности, поощряет сотрудников Отдела либо привлекает их к дисциплинарной ответственности.

6. Издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению сотрудниками Отдела и руководителями подведомственных учреждений и предприятий.

7. Разрабатывает Уставы (положения) подведомственных учреждений и предприятий, заключает договоры с их руководителями.

Деятельность Отдела культуры Ивдельского городского округа осуществляется на основании следующих нормативных актов:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации — Федеральный Закон №230 от 18 декабря 2006 года;
  • Налоговый Кодекс Российской Федерации — Федеральный Закон №117 от 05 августа 2000 года;
  • Федеральный Закон №3612-1 от 09 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
  • Федеральный Закон №131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • Федеральный Закон №54 от 22 мая 2003 года «О применении контрольно — кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  • Постановление Правительства Российской Федерации №171 от 31 марта 2005 года «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно — кассовой техники».
  • Постановление Правительства Российской Федерации №609 от 26 июня 1995 года «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства».

— Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации №229 от 25 мая 2006 года «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендациях по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации №20н от 25 февраля 2000 года «Об утверждении бланков строгой отчетности».
  • Закон Свердловской области от 22 июля 1997 года №43 «О культурной деятельности на территории Свердловской области».
  • Постановление Правительства Свердловской области №333 от 30 мая 2003 года «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении на территории Свердловской области мероприятий с массовым пребыванием людей».
  • Решение Ивдельской городской Думы №91 от 02 июня 2005 года «Об утверждении Устава Ивдельского городского округа».
  • Решение Ивдельской городской Думы №315 от 22 марта 2007 года «Об утверждении Положения об оплате труда работников физкультурно — спортивных учреждений Ивдельского городского округа»
  • Решение Ивдельской городской Думы №118 от 25 августа 2005 года «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры и искусства МО «город Ивдель».
  • Решение Ивдельской городской Думы №455 от 14 февраля 2008 года «Об утверждении Положения «О внебюджетной деятельности муниципальных учреждений подведомственных Отделу культуры Ивдельского городского округа».
  • Постановление Главы МО «город Ивдель» №905 от 03 декабря 2004 года «Об утверждении Положения о порядке выплаты надбавок за квалификационные категории специалистам и руководящим работникам учреждений культуры МО «город Ивдель».
  • Постановление Главы Ивдельского городского округа №306 от 02 мая 2007 года «Об утверждении Положения о порядке проведения массовых развлекательных мероприятий (дискотек) на территории Ивдельского городского округа».
  • Распоряжение Главы Муниципального образования «город Ивдель» №19-р от 31 января 2005 года «Об утверждении Положения об аттестации работников учреждений культуры».

И другими нормативно — правовыми актами.

В настоящее время происходит переход на новые принципы организации административно — территориального управления Российской Федерацией.

Реорганизация системы управления сферой культуры — процесс объективный, обусловленный изменением социально — экономических условий жизни общества. Однако, учитывая ту важную роль, которую играет культура в обеспечении социальной стабильности и формировании человеческого капитала, а также повышенную ранимость данной сферы, проводить его следует крайне бережно. Иначе мы рискуем растерять тот бесценный багаж духовного опыта прошлых поколений, без которого, как известно нет будущего.

Изменение принципов местного самоуправления и взаимоотношений субъекта Федерации и органов местного самоуправления коренным образом меняет систему организации культурного обслуживания населения территорий.

Во-первых, вводится принцип жесткого разделения сферы культуры на федеральную, субъекта Федерации и муниципальную. При этом именно на муниципалитеты ложится основная нагрузка по обеспечению жителей социальными, в том числе культурными услугами.

В результате наругается принцип сохранения единого культурного пространства страны, без которого невозможно нормальное развитие культуры, в частности, проведение единой культурной политики на территории субъектов Федерации.

Ради прозрачности бюджетных потоков оказались разрушенными вертикальные связи управления культурными процессами. Складывается парадоксальная ситуация, когда культурой одной и той же территории одновременно, но совершенно независимо друг от друга, управляют Федерация, субъект Федерации и органы местного самоуправления. Так, Министерство культуры Свердловской области даже не было поставлено в известность, о том, что в Екатеринбурге создано Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Уральскому Федеральному округу.

Субъект Федерации в свою очередь, также практически лишен возможности координировать развитие культурных процессов на территории. Так, по закону №95-ФЗ от 04 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», субъект Федерации должен выполнять свои функции по культурному обслуживанию населения только за счет подведомственных ему учреждений культуры, которые расположены, как правило, в областном центре и мало доступны для жителей удаленных городов и районов. При этом реально повлиять на развитие сети муниципальных учреждений культуры субъект Федерации не может, так как не имеет права оказать финансовую помощь учреждениям культуры, находящимся в муниципальной собственности. Между тем в России с ее огромными пространствами, чтобы обеспечить доступность культурных благ населению, принципиально важно сохранить учреждения культуры не только в центральных городах, но и на периферии.

Необходимо понимать, что культура — это не набор объектов собственности, а единый живой организм, и попытка разорвать его на части может иметь самые плачевные последствия.

Во-вторых, в соответствии с новыми положениями законодательства, сужается круг вопросов, относящихся к компетенции субъекта Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры.

Законом 131-ФЗ необоснованно урезаны полномочия органов местного самоуправления по поддержке сферы культуры.

На практике данный закон работает на территории Ивдельского городского округа следующим образом:

  • Финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджета городского округа. Исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней является недопустимым.
  • К вопросам местного значения Ивдельского городского округа относятся:
  • организация библиотечного обслуживания;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей округа услугами организаций культуры;
  • охрана и сохранение объектов культурного наследия округа, расположенных в границах округа;
  • создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха.

Количество функционирующих на территории городского округа учреждений культуры рассчитывается исходя из «Мониторинга соответствия обеспеченности населения учреждениями культуры социальным нормам и нормативам», которые утверждены Правительством Российской Федерации.

Для проведения данного мониторинга были использованы следующие данные:

  • категория населенного пункта;
  • количество учреждений культуры;
  • количество жителей в населенных пунктах;
  • основные производственные показатели за 2007 год.

Данные проведения мониторинга приведены в таблицах №1,2,3,4.

На территории округа проживает 27760 жителей, и них дети 3700 человек.

Проведя мониторинг соответствия обеспеченности населения Ивдельского городского округа учреждениями культуры, автором выявлено следующее:

Исходя из таблицы №1 мониторинг по библиотекам Ивдельского городского округа следует:

Исходя из социальных нормативов и норм 2006 года на территории Ивдельского городского округа должно быть открыто 15 библиотек, в том числе 1 детская и 1 юношеская.

Фактически на территории округа открыто 15 библиотек, в том числе 1 юношеская, 1 детская библиотека. Число зарегистрированных пользователей составляет 6409 человек, число посещений составило 56167, число книговыдачи равно 204944 книг.

В соответствии с нормативами и нормами 2006 года на территории округа должно работать 15 библиотек, фактически работает 15, превышения норматива нет.

Исходя из таблицы №2 мониторинг по культурно — досуговым учреждениям Ивдельского городского округа следует:

Исходя из социальных нормативов и норм 2006 года на территории Ивдельского городского округа функционирует 11 учреждений культурно — досугового направления, что соответствует нормативу.

Число формирований (творческих коллективов) составляет 49, в которых занимается 587 человек.

Количество проведенных за год мероприятий равно 1018, с числом посетителей 116440 человек.

Исходя из таблицы №3 мониторинг по кинотеатрам и киноустановкам Ивдельского городского округа следует:

Исходя из социальных нормативов и норм 2006 года на территории Ивдельского городского округа функционирует 1 кинотеатр, что соответствует установленным нормам.

На территории округа функционирует 1 кинотеатр, с числом мест в зрительном зале 270, количество киносеансов за год составляет 170, число посещений равно 2791 человек.

Исходя из таблицы №4 мониторинг музеев Ивдельского городского округа:

Исходя из социальных нормативов и норм 2006 года на территории Ивдельского городского округа функционирует 1 музей, что соответствует установленным нормам.

Количество проведенных мероприятий за 2007 год составляет 338, с количеством посетителей 6002 человека.

Всего по действующим нормативам и нормам 2006 года должно функционировать 28 учреждений культуры, фактически функционирует 28 учреждений, превышения норм и нормативов 2006 года нет.

В ведомственном подчинении Отдела культуры находятся следующие учреждения культуры:

. Централизованная библиотечная система (городская и детская библиотека, филиалы централизованной библиотечной системы №1,2,3,14);

. Библиотека п. Хорпия;

. Библиотека п. Северный;

. Библиотека п. Полуночное;

. Библиотека п. Маслово;

. Библиотека п. Оус;

. Библиотека п. Денежкино;

. Библиотека п. Глухарный;

. Ивдельский историко — этнографический музей;

. Кинотеатр «Северный Маяк»;

. Центр Музыкального Творчества;

. Агитационно — культурная бригада;

. Дом культуры «Химик»;

. Дом культуры п. Полуночное «Созвездие»;

. Дом культуры п. Оус «Таежник»;

. Дом культуры п. Старая Сама «Маяк»;

. Клуб п. Маслово «Горняк»;

. Клуб п. Хорпия;

. Клуб п. Северный «Тайга»;

. Клуб п. Екатерининка;

. Спорткомплекс п. Оус;

. Библиотека п. Старая Сама;

. «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений, подведомственных Отделу культуры Ивдельского городского округа».

. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств».

На территории Ивдельского городского округа ведут свою работу 30 учреждений, подведомственных Отделу культуры Ивдельского городского округа: 15 библиотек, 11 культурно — досуговых учреждений, 1 Историко — этнографический музей, 1 Детская Школа Искусств, 1 спорткомплекс, 1 Бухгалтерия.

Вне зависимости от происходящих в стране реформ, задачи и цели сферы культуры остаются незыблемыми — духовное развитие нации, патриотическое воспитание детей и молодежи, сохранение социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества и обеспечение устойчивого социально — экономического развития страны.

2.2 Разработка модели управления

В течение многих лет от руководителей учреждений культуры требовалось только поддерживать функционирование своего учреждения культуры. Главное было осуществлять деловой процесс внутри коллектива, контролировать дисциплину и выполнение должностных обязанностей. На это выделялись пусть небольшие, но стабильные бюджетные средства.

С ностальгией вспоминаются времена, когда функционирование учреждения культуры полностью обеспечивалось бюджетными деньгами, а его работники несли культуру в массы, шефствуя над армией, сельским хозяйством, фабриками и заводами, читая бесплатные лекции.

Сейчас бюджета едва хватает на основную деятельность организации, все чаще говорят о реформировании бюджетной сферы, а следовательно — урезании и этой части бюджетных средств. Поэтому назрела необходимость изменения модели руководства учреждением культуры.

Благополучие традиционных культурных институтов теперь зависит от того, насколько они готовы активно действовать в современных условиях, понять и определить свое место в обществе, найти своего потребителя.

А это возможно только:

через проектную деятельность;

расширение оказываемых услуг;

поиск дополнительных средств;

привлечение спонсоров.

Учреждение культуры, продолжающее деятельность в духе функционирования, не может эффективно работать в проектном режиме, так как не имеет для этого модели стратегического развития.

Необходимы инструменты перехода от политики функционирования к политике стратегического развития.

О стратегическом развитии бизнеса российскими и зарубежными экономистами написаны тома. Гораздо меньше — о том, как эта модель может работать в бюджетных организациях, какие для этого есть предпосылки.

Поэтому автор предлагает свою версию перехода к стратегическому развитию. Остановимся на ключевых вопросах и проблемах этого процесса

и проиллюстрируем его имеющимся опытом.

Начнем с определения стратегии. Формулировок много, выберем наиболее актуальную: «Стратегия — процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в попытках достичь желаемого результата посредством эффективного распределения ресурсов».

На первый взгляд, не совсем ясно, как это применить к бюджетным организациям. Но давайте разберемся исходя из опыта развития некоторых учреждений культуры.

Самым главным в приведенной формулировке является утверждение, что стратегия — это процесс определения и установления связи с окружающей средой. В этом одно из важных отличий стратегического менеджмента от функционирования, направленного на обеспечение деятельности внутри организации.

Чаще всего к стратегическому развитию обращаются в сложное для организации время, когда необходимо сделать прорыв, сконцентрировать все усилия. Поэтому решения принимаются в зависимости от ситуации как внутри учреждения, так и в его окружении.

Создавая свои проекты, учреждение культуры в первую очередь разрабатывает комплекс мер для адаптации во внешней среде, где перемены происходят очень быстро.

Стратегическое управление учреждений культуры можно рассматривать как совокупность следующих управленческих процессов:

анализ среды;

определение миссии и целей;

выбор стратегии;

выполнение стратегии;

оценки и контроля выполнения.

Данный вопрос в последнее время приобрел особую актуальность в связи с поиском отечественными учреждениями культуры оптимальных путей выживания. Эти же причины вызвали повышение интереса к накопленному ранее зарубежному опыту рыночных отношений и возможностям его использования.

В семидесятых годах прошлого столетия голландский исследователь Б. Ливехуд разработал и описал концепцию органического эволюционного развития предприятия, в основе которой лежит утверждение, что человек и организация развиваются по одним и тем же законам, имеющим биологическую основу.

Любое учреждение культуры можно рассматривать как социально — экономическую систему. Обязательными условиями для ее эффективного функционирования являются стабильность и устойчивость.

Соответственно, нижняя половина «веретена» представляет собой историю учреждения культуры со сложившейся организационной культурой, а верхняя — сферу будущего, в которой реализуются организационные изменения. Ось «веретена» — системообразующий компонент модели, благодаря которому вся фигура устойчива.

В связи с изменением политической, экономической ситуации учреждению культуры необходимо корректировать свои цели и задачи.

Разработка стратегии, по сути, и есть формулирование идеи развития и определение приоритетов действий, средств, методов достижения целей на основе тех условий, в которых учреждение находится.

Говоря о стратегическом развитии и управлении, необходимо также акцентировать, что в этом процессе принимает участие весь коллектив,

Наряду с руководителем в разработке стратегии развития организации должна активно участвовать команда единомышленников.

Весь коллектив должен понимать, какие цели перед ним стоят и как их можно достичь в рамках того или иного проекта.

Поскольку стратегия — это, прежде всего, взаимоотношению с внешней средой, каждому учреждению желательно разработать и продекларировать свою миссию.

Заключение

Анализ проблем, связанных с формированием региональной культурной политики, реформированием региональных систем управления культурой показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Практика формирования государственной культурной политики базируется на тезисе, что всякая политика — это реализация неких концептуальных положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.

Вполне закономерно, что приоритеты в сфере культуры, опираясь на концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально-экономическими и культурными реалиями своего времени.

Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных государственных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в Конституции. Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.

Государство должно стать стратегом культурного развития, не вмешиваясь в нее непосредственно и не принимая решения за тех, кто является носителем культурной деятельности.

Задача стратега — организовывать, предвидеть, координировать, при этом не заменяя собой деятелей культуры. Соответственно государство должно взять на себя функции:

а) охраны культурного наследия, управления государственными учреждениями культуры, содействия художественному творчеству;

б) координации независимых инициатив в области творчества, образования и распространения культуры;

в) регулирования рынка культуры, поддерживая художественное качество культурной продукции, плюрализм, содействуя национальным компаниям в их конкурентной борьбе с многонациональными корпорациями.

С этой целью государство должно добиться доверия, создать себе авторитет у работников индустрии культуры, художников (особенно молодых), своих разнообразных партнеров по культурной деятельности на региональном и местном уровнях.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/upravlenie-sotsialno-kulturnoy-sferoy/

1. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. — Новгород, 1998, С. 127.

. Беглер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. под редакцией Г.С. Батыгина. — М., 1996. С. 84

. Бюджетный Кодекс Российской Федерации, ст. 31

. Веблер Т. Теория праздного класса, 1984. С. 200-201

. Гражданский Кодекс Российской Федерации

. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. — М. академический проект, 2001. стр. 62, стр. 160-162

. Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» №3 за март 2004 года, стр. 26,27

. Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» №5 за май 2004 года, стр. 55-61

. Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» №3 за июнь 2006 года, стр. 65-70

. Журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» №3 за март 2006 года, стр. 14-18

. Кравченко А.И. Социология учебник. М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007. С. 198,199

. Положение «Об отделе культуры» стр. 1

. Письмо Министерства Культуры Свердловской области №01-14-1084/7 от 13.09.2007 года

. Письмо Отдела Культуры Ивдельского городского округа №291 от 05.10.2007 года

. Сборник «Ваш консультант», выпуск 11: Культурно — досуговое учреждение: основы деятельности (методические рекомендации), — Екатеринбург: СГОДНТ, 2005 г., стр. 4-16

. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 79-81; Комаров М.С. О понятии социального института // Введение в социологию. М., 1994. С. 194

. Социология: Учебник для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин — Спб.: Питер, 2006. С. 91

. Статистический отчет Отдела культуры Ивдельского городского округа за 2007 год

. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. «Менеджмент в сфере культуры» учебное пособие, 2007 стр. 20, 33,34

. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Уч. Пособие для высш. шк. — М Академический проект, 2000, стр. 17

. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994 С. 130-132

. Федеральный Закон №3612-1 от 09 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», стр. 5

. Федеральный Закон №95-ФЗ от 04 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации»

социальный культурный менеджмент округ