Особенности технологий организации социально-культурной деятельности молодежно-досуговых центров

Актуальность темы. В современной России переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых технологий социально-культурной деятельности.

Основная задача молодежно-досугового центра, как социального института, заключается в развитии творческого потенциала личности и социальной активности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в социально-культурной и культурно-досуговой сфере.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется целым рядом негативных процессов, которые наметились в сфере духовной жизни — отчуждение от культуры и искусства молодого поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных молодежно-досуговых центров.

Одной из актуальных проблем в деятельности социально-культурных учреждений является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого количества безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и социально-культурных учреждений, происходит развитие разрушающих форм молодежного досуга. Свободное время — одно из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, которые снимают интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Практика показывает, что наиболее привлекательными формами досуга для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда молодежно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды культурно-досуговых занятий.

Совершенствование и разработка социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центрах по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И решение данной проблемы должно идти активно по всем направлениям: разработка новых социально-культуных технологий в деятельности молодёжно-досуговых центров, совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций социально-культурных учреждений в новых условиях, подходы к модели и профессии социально-культурного работника, содержание деятельности, планирование и управление культурных учреждений сферы досуга.

27 стр., 13161 слов

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

... и принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как ... свободное время дошкольников, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, культурный досуг в семье. Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от ...

Таким образом, современный этап развития молодежно-досуговых центров, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Степень разработанности проблемы. Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

В научный анализ теории и практики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Г.Н. Новикова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.В. Чижиков, В.А. Ковшаров.

Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Вместе с тем исследование проблем по данной теме остаются изученными недостаточно.

Объект исследования — молодежно-досуговый центр (МДЦ «Восход» г. Химки М.О.).

Предмет исследования — социально-культурные технологии в деятельности молодежно-досуговых центров.

Цель дипломной работы — проанализировать особенности технологий организации социально-культурной деятельности молодежно-досуговых центров, разработать, апробировать и экспериментально проверить новые социально-культурные технологии.

Задачи исследования:

  • проанализировать специфику социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центров;
  • охарактеризовать деятельность молодежно-досуговых центров по организации досуга;
  • выявить сущность и специфику практики применения социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досугового центра (на примере МДЦ «Восход» г. Химки);
  • разработать и апробировать программы организации досуга молодежи (на примере МДЦ «Восход» г. Химки);
  • Базой исследования дипломной работы является молодежно-досуговый центр «Восход» города Химки Московской области.

Гипотеза: социально-культурные технологии в деятельности молодежно-досуговых центров позволяют оптимизировать молодежный досуг при следующих условиях:

  • повышения активности участия в организации социально-культурных мероприятий;
  • повышения интереса и включенности в социально-культурные мероприятия окружающих относительно направления деятельности с молодежью;
  • координации и взаимодействие педагогов, родителей, руководителей кружков и секций при помощи социально-культурных технологий по организации досуга молодежи;
  • исследования по содержанию культурно-досугового времяпровождения современной молодежи и определить сущность и функции досуга молодежи;

— Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами молодежно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

13 стр., 6008 слов

Особенности организации досуга детей и подростков

... теории и методики культурно-досуговой деятельности. Объект исследования - досуг детей и подростков. Предмет исследования - процесс организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства. Цель данного исследования - изучение особенностей работы клубов по месту жительства в организации досуга детей и подростков. Для ...

Положения, выносимые на защиту:

  • процесс организации досуга молодежи должен основываться на модели социально-педагогической организации, имеющей целостный, открытый, системный характер;
  • применение социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центров и грамотное управление развитием социально-культурной сферы досуга молодежи должно осуществляться по результатам постоянного изучения явлений и процессов в социально-культурной сфере, мониторинга социокультурной среды, уровня включенности личности молодого человека в социально-культурный контекст жизнедеятельности;
  • развитие профессиональной компетентности организаторов досуга молодежи и активное применение социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центров должны обеспечиваться соответствующей системой методического сопровождения, учитывающей проблемы социокультурного развития;
  • разработав Программу по развитию социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досугового центра «Восход» г.

Химки М.О. и исходя из результатов социологических опросов, инструментарием социологических исследований является анкетирование и подробный анализ документов, появляется возможность раскрыть пути совершенствования социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центров;

  • Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы;
  • изучение социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи;
  • эмпирический (анализ документов, анкетирование)

Структура работы — обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблем применений социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центров

1.1. Специфика технологий социально-культурной деятельности в работе с молодежью

Общественный статус и признание той или иной деятельности в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данного вида деятельности. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста — менеджера социально-культурной сферы.

Социально-культурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Специалистам-организаторам социально-культурной деятельности, приходится участвовать в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной сферах, в решении проблем семьи, детей своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1995. — С.140

3 стр., 1020 слов

Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...

... для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях ... Республики Беларусь генерал-полковник Л. С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» указывает, ...

Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обусловливают формирование качественно новых общественных отношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а так же технологично определяют социализирующие воспитательные процессы». (Ученые записки. Вып.23.-С.46.) Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. — М.: МГУКИ. 2004. — С.11

Это определение передает реальную специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу её педагогического влияния, как отдельного человека, так и всю систему социального взаимодействия во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве основной задачи социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «совокупность педагогических технологий» и «технологично определяют социализирующие воспитательные процессы».

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, так как условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предлагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников уточняют понятие «технология социально-культурной деятельности», характеризуя ее как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1995. — С.123

Более близко к пониманию технологии как педагогического процесса подошел А.Д. Жарков. Он рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998. С.20.

9 стр., 4011 слов

Особенности технологии театрализованных форм досуга детей и подростков

... одновременно для всех. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, приветствия, презентации, церемонии, гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления, физкультурные ...

В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные программы и формы.

В самом широком виде культурно-досуговую программу или форму можно рассматривать как самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной).

Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных культурно-досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития молодежи. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.

Формы — это способы организации зрителя, делятся в зависимости от вида аудитории и бывают массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые формы работы организуют аудиторию массовую — это праздники гуляния, шествия, ярмарки, экскурсии, митинги и прочие.

Групповые формы организуют аудиторию групповую, гарантированную, предсказуемую. К ним относятся клубные формирования всех видов и типов жанров, также дискотеки, вечера отдыха, вечера знакомств, конкурсные программы, круглые столы и прочие.

Индивидуальные формы — это работа с одним или двумя посетителями. Это индивидуальный урок, занятие, беседа, встреча и др.

Таким образом, формы работы организуют зрителя в соответствии с его составом.

Содержание социально-культурной деятельности составляют органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех направлений является их развивающее начало. Не случайно они носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Социально-культурная деятельность включает в себя несколько направлений:

  • информационно-просветительная и познавательная деятельность и самообразование;
  • культуротворческая и художественно-творческая деятельность;
  • рекреативно-оздоровительная деятельность;
  • художественно-зрелищная деятельность.

Начнем характеристику с информационно-познавательной, просветительной деятельности и самообразования.

41 стр., 20288 слов

Социология досуга

... социологии досуга среди социологических наук Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, ... лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов. Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между ...

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субъектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря диалогу мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря диалогу смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных молодежно-досуговых центров.

Диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социально-культурного тренинга молодежи. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, «круглые столы», дискуссии и др.) основаны на взаимном общении.

Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования молодежи. Основные объекты социокультурной сферы (молодежно-досуговые центы, клубы, Дома культуры, библиотеки и др.) переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или культурно-досуговой общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в культуротворческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и различные виды социально-культурной деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров — публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Становится активной работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... социально-культурной деятельности. Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, ...

Растет число студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ.

Рекреационные занятия — отличаются сравнительной продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных культурно-досуговых занятий. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В древние времена формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, культурно-досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вдревности вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, установлениями, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками. В эпоху язычества на характер времяпрепровождения серьезное влияние оказывали языческие представления об окружающем мире, природе и нормах социального поведения.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью культурно-досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Можно постоянно обогащать досуг. Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаютя друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

В результате анализа современной психолого-педагогической литературы, а также опыта работы методистов по управлению социальной и воспитательной работы с населением на современном этапе развития общества можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации отдыха для молодежи:

1. Соответствие и согласованность с общей перспективой развития общественно-экономической системы, то есть как и насколько специфика общественно-экономической формации представлена в данном социальном явлении, насколько она адекватна.

2. Роль и место данного мероприятия по организации отдыха в существующей общественно-экономической системе.

3. Связь данного вида организованного мероприятия с конкретным видом социума, его спецификой и масштабом.

4. Связь организованного мероприятия с регионом, определенными территориально-экономическими условиями, их взаимная зависимость и обусловленность.

10 стр., 4998 слов

Организация социально-педагогической деятельности в общежитии ...

... обоснованность названия, «Общежитие рабочей молодежи» Степень научной разработанности проблемы:, Цель работы, Объект исследования Предмет: деятельность социального педагога в общежитие рабочей молодежи по эффективному развитию социальной среды. Задачи: рассмотреть социально - педагогические возможности общежития; - исследовать ...

5. Этническая характеристика, влияние национального фактора.

6. Политический характер и политическая форма данного социального вида работы.

7. Время, в которое оно происходит, то есть конкретные условия (сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции).

8. Социальный субъект, с которым связано социальное явление, уровень его организации, степень социально психологической устойчивости, зрелости. Необходимо учитывать особенности молодежной субкультуры и восприятия.

Молодой человек, отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», формирует:

1. Самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться в своей самостоятельности и оригинальности, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики. Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность).

С учетом данных факторов создается уникальная система повседневного досуга для молодежи, которая обеспечивает всестороннее развитие личности, высокий творческий потенциал и активность участия в процессах, происходящих в современном обществе. Ведь для того, чтобы осознанно подходить к выполнению своих гражданских и профессиональных обязанностей, молодой человек должен ощущать себя неотъемлемой, полноправной частицей государства и коллектива.

Основное значение в специфике технологий социально-культурной деятельности по работе с молодежью занимает общение со сверстниками, которое приобретает характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, различные сведения из области подростковой субкультуры) Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. — М.: Проспект, 1999. — С.86.

12 стр., 5553 слов

Деятельность как способ существования человека

... человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека - такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека. Выступая субъектом взаимодействия как ...

В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобретающий характер стабильной компании, культурно-досугового объединения со всеми присущими ему признаками: стабильность состава, периодичностью встреч, постоянным местом их проведения (двор, спортивная площадка, игровой (компьютерный) клуб и многое другое), традициями и ценностными ориентациями. Последнее проявляется чаще всего внешне — в манере одеваться, разговаривать, в предпочтениях по отношению к популярным исполнителям и т.д.

Интересы молодежи являются основой для создания различного рода неформальных объединений: музыкальные (рокеры, панки, скинхеды, реперы), различные экстремально-спотривные (роллеры, скейтеры, сноубордисты).

В процессе коллективного культурно-досугового времяпрепровождения упрочняются чувства товарищества, возрастает степень консолидации, стимулируется трудовая активность, вырабатывается жизненная позиция, обучаются нормам поведения в обществе.

Однако современный досуг молодежи не всегда отвечает данным критериям, так как современная молодежь не ассоциируют свободное время с досугом. В представлениях современной молодежи время, остающееся после выполнения более или менее обязательных действий, есть свободное, а не досуговое время. Употребляя термин «свободное время», молодежь подчеркивает право выбора в это время занятий в соответствии со своими личными интересами и целями. При этом она осознает, что в нынешней ситуации значительно больше, чем прежде, возможностей это право защитить.

Бессмысленное времяпрепровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы молодого поколения стали обычным явлением современного общества. Причин много: социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров; недостаточность руководства (и контроля) культурно-досуговой деятельности со стороны взрослых; снижение роли родителей в воспитании и социализации; платные, а потому недоступные для многих, клубы, секции; отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов, увлечений и многое другое.

Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг — деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия — вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК. 1995. — С.98.

Досуг, являясь частью свободного времени, привлекает молодежь его свободой и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей молодежно-досуговые центры являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества социально-культурной и культурно-досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием и привычным атрибутом образа жизни молодежи.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических культурно-досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «…для молодежи «посидеть компанией» — жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела — при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников.

Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат. 1994.- С. 56

Примечательной особенностью культурно-досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях социально-культурной деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

  • в эмоциональном контакте, сопереживании;
  • в информации;
  • в объединении усилий для совместных действий.

Необходимо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления — как личностные, так и общественные. Культура досуга — это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума и характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания — все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культуру досуга характеризуют также занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах социально-культурной деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, молодежно-досуговые центры, кинотеатры, стадионы, библиотеки. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 2004.- С.16.

Таким образом, в сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой социально-культурной сферой, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

В современных социально-культурных учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Отсюда следует, что эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью социально-культурного учреждения.

Деятельность молодежно-досугового центра и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии культурно-досугового поведения. Поэтому о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является главным отличием деятельности в условиях молодежно-досугового центра, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. — М: Профиздат, 1990. — С 5-27

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие молодежно-досуговые центры. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения — являются посредником между личностью и обществом.

Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.

Специфика социально-культурных технологий по организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает новую, что позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству.

Входя в такие различные социальные общности в малых группах в молодежно-досуговых центрах, члены их не только получают информацию, но и усваивают соответствующие установки и способы реагирования на общественные ситуации, знакомятся с другими людьми. Современные молодежно-досуговые центры дают широкие возможности регуляции общения молодых людей на досуге, возможности непрерывного повышения уровня и совершенствования межличностных контактов, ведут работу по рациональному использованию людьми свободного времени.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры — зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Таким образом, задачей молодежно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих культурно-досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование социально-культурных технологий по организации культурных форм молодежного досуга обеспечит молодежи возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных вида этой деятельности — общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы) и организационно не оформленные культурно-досуговые общности, индивидуальные культурно-досуговые увлечения.

Молодежно-досуговые центры — это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды». Вишняк А.И. Культура молодежного досуга. Киев: Высшая школа, 1998. — С.3.

Культурные молодежно-досуговые центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, культурно-досуговых и близких по профилю формирований. Цель их создания — интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого культурно-досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Структура культурного молодежно-досугового центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой — развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности молодежи.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и многое другое) перестают быть автономными источниками культуры, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

В работе с молодежью молодежно-досуговые центры открытого типа следуют принципам соревнования, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Это то общее, что позволяет рассматривать культурный молодежно-досуговый центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение данного типа) он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапазоны предлагаемых культурных занятий. Так же необходимо отметить следующее, что в зависимости от контингента молодых людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга молодежно-досугового центра, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы социально-культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие молодежно-досуговые центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.

Принципиальным отличием современных культурных молодежно-досуговых центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с молодежью. Да и в самой идее социально-культурных молодежно-досуговых центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

Творчество приносит высшее удовлетворение, является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество).

Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, культурно-досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, но, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект. Не только творческая и познавательная деятельность могут выступать как педагогический процесс. А также организация отдыха. Организовать коллективный отдых — это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.

Отдых определяет место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Поэтому отдых — социально-педагогический вид деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

На данный момент запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Все это должно учитываться в работе современных молодежно-досуговых центрах и в других социально-культурных учреждениях, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае культурно-досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности. Кратко охарактеризуем эти общности с точки зрения социальной психологии. Для этого начнем с характеристики самой личности.

Для совершенствования социально-культурных технологий по организации досуга большое значение имеет понимание процессов, связей и взаимоотношений, происходящих в так называемых малых группах. Они являются центральным звеном в цепи «личность-общество», потому что от их посредничества в наибольшей мере зависит степень гармоничности сочетания общественных интересов с личными интересами и интересами окружающей человека микросреды.

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности. А для социально-психологического подхода характером немного другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя созданной цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия».

Входя в такие различные социальные общности в малых группах в культурно-досуговые учреждения, члены их не только получают информацию, но и усваивают соответствующие установки и способы реагирования на общественные ситуации, знакомятся с другими людьми. Современные молодежно-досуговые центры дают широкие возможности регуляции общения людей на досуге, возможности непрерывного повышения уровня и совершенствования межличностных контактов, ведут работу по рациональному использованию людьми свободного времени.

Потребности, приводящие к участию в массовых мероприятиях и особенно расширяющиеся возможности, способы их удовлетворения вызывают к жизни и другие потребности — общения в узком кругу, особенно близких друг другу людей. Отсюда нарастающая тенденция к развитию камерных жанров художественной самодеятельности.

Еще более характерной для молодежно-досугового центра общностью является коллектив. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и от последующего всю систему отношений между его членами. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, — «это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет разногласий целей коллектива и общества». Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс. 1998. — С.240

Можно выделить характеристики, которые называются различными авторами, как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, это объединение людей с достижениями определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченной, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).

Во-вторых, это наличие добровольного характера объединения, причин под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. Главным признаком коллектива также является его целостность, это выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности, с присущей ей организаций распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает — принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.