В настоящее время в нашей стране сложилось ситуация, когда к 16-17 годам, по разным данным, остается от 3-х до 6-ти % здоровых школьников. Уже в дошкольном возрасте у 15 — 20 % детей диагностированы хронические заболевания и более чем у 50% -функциональные отклонения. У 20-60 % детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70 — 80 % функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации.
Общая направленность ухудшения физического развития и состояния здоровья современных учащихся, в особенности младших школьников усугубляется большой учебной нагрузкой, заложенной уже в Базисном учебном плане, вследствие чего включение вариативных занятий переводит нагрузку дневную и недельную в ранг запредельной, не соответствующей возрастным возможностям детей 6-9 лет с резким преобладанием в их двигательной активности весьма утомительного статического компонента.
Несмотря на введение различных новаций в педагогический процесс начальной школы, здесь все больше появляется неуспевающих учеников, у многих из них выявлен низкий уровень работоспособности. Известно, что уровень работоспособности, в том числе и умственной напрямую зависит от состояния здоровья, в частности от уровня развития, состояния сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, возникает актуальная проблема корреляции уровня умственной работоспособности и состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков.
1. ФИЗИОЛОГИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие «умственная работоспособность»
Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.
Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.
Умственная работоспособность зависит от ряда факторов:
*внутренних:
1.психофизиология личности учащегося:
- время реакции на сигнал,
- память,
- внимание,
- скорость переработки информации;
2. функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т.д.)
Соматически ослабленные дети, дети с астеническими состояниями
... и оздоровления, соматически ослабленных детей является организация образовательно-оздоровительного процесса в ДОУ компенсирующего вида, которое максимально адаптируется к детям с их индивидуальными особенностями, включая состояние ... здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера. По этой причине соматически ослабленные дети отличаются недостаточным уровнем ...
3.возраст и год обучения;
*внешних:
1.социально-бытовые;
2.воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
3.психологический климат, совместимость, нейротизм;
4.режим дня;
5.методология;
6.учебный фактор.
Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.
Так как обучение связано с речью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т.д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речевую деятельность учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.
Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.
Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.
Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он «работает на резервах организма».
Если обратиться к внешним факторам, то они могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении к обучению и в общении с одноклассниками.
Исследованиями установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены периоды работы, которые последовательно сменяют один другого.
Период включения в работу, Период оптимальной работоспособности, Период полной компенсации, Период неустойчивой компенсации, Период прогрессивного снижения
1.2 Физиологические и биоритмологические основы умственной работоспособности
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6—8 лет могут выполнить 39—53% объема заданий, выполняемых 15—17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45—64% ниже, чем у вторых.
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. умственный работоспособность арифметический хронометраж
Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37 — 42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10 — 11 до 12 — 13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество — точность ее лишь на 9%. В 11 — 12 лет (V — VI классы) наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13 — 14 (девочки) и 14 — 15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15 — 16 и 16 — 17 лет (IX — Х классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14 — 26%.
Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
... нагрузкам и резервные возможности организма; спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий; физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста. Работа состоит из введения, ... физиологического переходит в патологический. Такой переход целесообразно называть стрессом или общим адаптационным синдромом . В своем развитии стресс проходит три стадии: тревога, ...
Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6 — 7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.
Фазы работоспособности:
Фаза мобилизации, Фаза врабатывания (вхождение в работу), Фаза оптимальной работоспособности
Умственная работоспособность определяется и биологическим ритмами. Так, если человек «жаворонок», то наивысший уровень умственной работоспособности у него приходится на первую половину дня, утро; если же — «сова», то умственная работоспособность особенно высока во вторую половину дня, вечером, иногда даже ночью.
Так, согласно биологическим ритмам, к середине сентября все показатели работоспособности школьников 7 — 18 лет достигают значительно более высокого уровня по сравнению с тем, который был в мае, перед окончанием учебного года. Одна и та же дозированная умственная работа у школьников одного и того же возраста влечет осенью меньшую степень утомления, чем весной. При этом осенью оказывается также выше сопротивляемость утомлению и степень ее восстановления. Зимой уровень работоспособности низкий, по сравнению с весной и осенью.
1.3 Понятие «Умственного утомления»
Умственное утомление — это объективное состояние организма, а умственная усталость — субъективное чувство человека.
Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6 — 10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность — низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.
У томление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.
Признаки утомления:
- ослабление активного торможения — потягивание, отвлекаемость;
- ослабление процессов возбуждения — снижение активного внимания.
Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
«Внешние признаки утомления при умственной работоспособности»
Объекты наблюдения |
Утомление |
|||
Незначительное |
значительное |
Резкое |
||
Внимание |
Редкие отключения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное. Реакция на новые раздражители отсутствует |
|
Поза |
Непостоянная. Подтягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула |
|
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка |
|
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задают вопросы |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
|
1.4 Динамика умственной работоспособности
Различают суточную, недельную динамику работоспособности:
Суточная динамика работоспособности., Недельная динамика работоспособности.
В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье.
1.5 Факторы, влияющие на уровень работоспособности детей и подростков
1.5.1 Экзогенные факторы
К экзогенным факторам относятся факторы внешнего воздействия, а именно: питание, режим дня, сон, двигательная активность, режим труда и отдыха, педагогическая структура урока, освещенность, рабочее место.
Факторы, влияющие на умственную работоспособность детей младшего школьного возраста:
- Режим дня.
Переход к систематическим занятиям детей шестилетнего возраста в школе или в детском саду предъявляет серьезные требования к их организму. Этот год — от 6 до 7— очень много значит для созревания и становления ряда жизненно важных систем организма, в том числе центральной и вегетативной нервной систем, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Организм ребенка 6-7 лет характеризуется, с одной стороны, большей пластичностью, а с другой — незащищенностью. Это объясняется тем, что интенсивные процессы развития уменьшают устойчивость организма ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды. Отсюда необходимо соблюдение режима дня.
Таблица 1
«Идеальный распорядок дня для учащегося ребенка»
1. Пробуждение, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели, умывание 7.00
2. Завтрак 7.30
3. Дорога в школу 7.50
4. Гимнастика до занятий 8.15
5. 1-й урок 8.30
6. 2-й урок 9.15
7. Завтрак 9.50
8. 3-й урок 10.10
9. Спортивный час 11.00
10. 4-й час 12.25
11. Дорога из школы домой 13.00
12. Обед 13.10
13. Сон (дневной) 13.30
14. Туалет, уборка постели 15.30
15. Занятия по интересам 15.45
16. Полдник 16.20
17. Прогулка, подвижные игры на воздухе 16.40
18. Ужин 19.00
19. Свободные занятия 19.30
20. Приготовление ко сну 20.00
21. Сон (ночной) 20.30
- Питание.
Нормальная жизнедеятельность организма возможна только тогда, когда организм компенсируются веществами, поступающими с пищей. От этого зависит и умственная работоспособность человека, в первую очередь ребенка.
Поэтому в питании учащегося ребенка должен постоянно соблюдаться определенный энергетический баланс. При организации питания учащегося необходимо учитывать, чтобы в принимаемой пище были все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли).
Важно и соотношение этих веществ в рационе. Для детей младшего школьного возраста в сутки необходимо:
Таблица 2
«Физиологические нормы потребности средних школьников в питательных веществах (г в сутки)»
- Белки- 79г в сутки
- Жиры- 47 г в стуки
- Углеводы — 79 г в сутки
- Всего Животные- 16 г в сутки
- Всего Растительные — 315 г в сутки
Таблица 3
«Физиологические нормы суточной потребности учащихся в некоторых минеральных веществах (в мг)»
- Кальций — 1100
- Фосфор -1650
- Магний — 250
- Железо — 18
Таблица 4
«Физиологические нормы суточной потребности учащихся в витаминах (в мг)»
- В1 -1,4
- В2 — 1,6
- РР — 15
- В6 — 1,6
- С — 60
- А — 700
- О — 100
Таблица 5
«Калорийность питания детей и подростков в сутки»
- Ккал./День — 2300
- КДж./день — 9430
!!! Для повышения работоспособности необходимо соблюдать режим питания: приемы пищи 3 — 4 раза в сутки.
- Сон.
Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.
Относительно детей младшего школьного возраста считается необходимым сон в течение одиннадцати часов. Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физического развития.
Организация педагогического процесса в школе.
Педагогическая структура урока. В настоящее время в большинстве стран мира также как и у нас в стране уроки имеют 45 минутную продолжительность. Однако для начальной школы даже такая продолжительность урока чрезмерна, особенно для 1 классов. Ход кривой работоспособности по 10 минутным отрезкам урокам показывает, что если до 35 минуты скорость и точность работы снижается более или менее равномерно, то последние 10 минут урока сразу дают резкое падение обоих показателей работоспособности школьников, что означает выход самых различных функций организма из нормального физиологического состояния и указывает на наступление утомления в коре головного мозга. Сокращение длительности урока до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня.
В целях обеспечения адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует применять «ступенчатый » режим учебных занятий постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре — 3 урока по 30 минут
- в ноябре — 4 урока 30 минут
- во втором полугодии 4 урока 35 минут.
В связи с переходом многих школ на пятидневную рабочую неделю и соответственно увеличением количества ежедневных уроков, уроки стали 40 минут.
Если правильно составлено расписание уроков, то обеспечивает высокий уровень работоспособности, а также способствует сохранению здоровья школьников.
Расписание уроков должно строится на ряде принципов
1.Учет динамики работоспособности со сложностью предмета. При анализе недельной динамики работоспособности школьников обнаружено, что самым малым продуктивным днем является понедельник, а наиболее продуктивными — вторник и среда. Четверг у младших школьников характеризуется значительным снижением работоспособности, а пятница — день с более высокой работоспособностью, чем четверг. Отсюда наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторник и среду. Контрольные следуют проводить на 2-3 уроках в середине недели.
2. Чередование предметов по их сложности. Исследования показали, что самым сложными предметами являются математика и иностранный язык, затем русский и литература, история; природоведение, а самые легкие — физкультура, труд, ИЗО, музыка; но физкультуру и труд не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Определенную нагрузку дают, конечно, и поставленные в середине учебного дня музыка и ИЗО.
3. Избегание сдвоенных уроков по одному предмету. Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников, поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомленности
- Двигательная активность.
Двигательный режим младшего школьника складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в — кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.
Исследования физиологов и гигиенистов показали, что движение является незаменимой биологической потребностью ребенка: малоподвижный образ жизни — прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей.
Сохранить высокую работоспособность на протяжении урока возможно с помощью физкультурных пауз. Исследования показывают, что физкультурные паузы совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах. Естественно, что при проведении таких физкультминуток нельзя ограничиться только упражнениями для мелких мышц кисти, так как довольно часто имеет место начальных классов. Упражнения физкультурных пауз должны быть направлены на активизацию разных мышц (наклоны туловища, вращение головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения нижних конечностях и органах малого таза. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц. Для снижения утомления от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж, дыхательные упражнения по типу гипервентиляции.
- Рабочее место ученика.
Неудобное рабочее место вызывает раздражение, мешает сосредоточиться, а так же уменьшается умственная работоспособность. Надо позаботиться, чтобы школьнику было удобно заниматься. Для этого в первую очередь надо подобрать мебель по росту, а не по возрасту. Проверить это просто. Поставьте ребенка возле рабочего стола. Его высота должна быть на 2-3 см выше локтя. Если плоскость стола низка, то малыш будет сидеть согнувшись, в напряженной позе, что может привести к искривлению позвоночника. Если же поверхность стола высока, то он будет «писать носом», а это портит зрение. Если окажется, что стол высок, то на сидение стула надо положить жесткую подушку. Удобное положение телу стул обеспечит, если его сидение будет на уровне коленных суставов. Для ног, если они не достают до пола, нужна подставка, а для спины — опора на спинку стула. Сидячая поза, если ноги и руки лишены опоры, а поясница находится в согнутом положении, может вызвать статическое мышечное напряжение. При напряжении мышц сдавливаются мелкие кровеносные сосуды, нарушается кровоснабжение. Мебель должна быть удобной и разгружать статические мышечные напряжения.
Таблица 6
«Рост ребенка и высота мебели (в см)»
- Рост ребенка 110-119 52 32 27
- Высота крышки стола от пола 120-129 57 35 27
- Высота сидения стула от пола 130-139 62 38 31
- Глубина сидения стула 140-149 67 41 34
!!! Рабочее место маленького школьника должно быть правильно, освещено: верхний свет плюс настольная лампа с защитным абажуром слева и немного спереди от пишущего.
К освещенности рабочего места учащего предъявляются следующие требования:
1. Достаточность — зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.
2. Равномерность — зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.
3. Отсутствие теней на рабочем месте — зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).
4. Отсутствие слепимости (блескости) — зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.
1.5.2 Эндогенные факторы
К эндогенным факторам относятся заболевания, в том числе и хронические, генетические факторы. Именно эти заболевания влияют большую часть на умственную работоспособность учащихся.
Первый скачок в увеличении доли ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет (15% против 4-5% в дошкольном возрасте).
В последующие возрастные периоды эта группа достигает 18-19% и неизменно держится на этом уровне: практически каждый пятый ребенок, начиная с одиннадцатилетнего возраста является хроником. К распространенным хроническим заболеваниям относятся желудочно-кишечные, болезни дыхательных органов уха, горла, носа; расстройства обмена веществ.
Таблица 7
«Характер хронических заболеваний детей младшего школьного возраста (в % к имеющимся хроническим заболеваниям)»
Хронические заболевания: (доля детей, имеющих указанные заболевания)
- Сердечно-сосудистые — 7
- Дыхательных органов — 19
- Желудочно-кишечные — 23
- Нарушение обмена веществ — 11
- Опорно-двигательного аппарата — 6
- Нервно-психические — 3
- Кожные — 5
- Глазные — 5
- Детская патология — 2
- Иматологические -1
- Стоматологические — 1
- Ухо, горло, нос — 10
- Мочевых и половых органов — 12
- Травматологические — 3
По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличится до 60 — 70%.. Наиболее распространенные среди них — раздражительность и головные боли, сонливое состояние, невозможность сосредоточиться.
Подобные недомогания накладывают отпечаток на физическое и психологическое самочувствие, а так же весь образ жизни детей. По некоторым видам недомоганий (головные боли, усталость рук и ног, невозможность сосредоточиться) скачок в увеличении доли ребят, часто их испытывающих, происходит в возрасте 7-10 лет (период начальной школы).
Всё это в огромной степени влияет на умственную работоспособность, и как следствие — ухудшается общая успеваемость школьников.
Особенно низкая работоспособность отмечена у детей, страдающих заболеваниями головного мозга. У малокровных, часто болеющих и нервных детей работоспособность резко снижается уже в начале занятий, и отдых во время обеденного перерыва оказывается совсем не эффективным. Снижение работоспособности школьников отмечается при любом заболевании, а также в период выздоровления.
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Из этих методов наиболее часто используют:
- тест на устойчивость ясного видения;
- корректурные пробы;
- исследование работоспособности путем дозированных заданий;
- исследование поведения детей с использованием индивидуального и массового хронометража.
2.1 Устойчивость ясного видения
Устойчивость ясного видения при стабильных условиях освещения зависит от состояния зрительного анализатора и общего состояния организма.
При длительном рассматривании предмета теряется способность четко различать его, и две близко расположенные точки воспринимаются как одна. Через некоторое время способность различать очертания предметов и букв, между которыми имеется небольшое расстояние, вновь восстанавливается, затем снова исчезает и т.д. при утомлении время ясного видения предмета уменьшается.
Методика проведения работы.
Произвести в тетради записи данного исследования в виде протокола. Для каждого этапа исследования необходимо определить (начало, середина и конец занятия) необходимо определить:
1. Время ясного видения.
2. Вычислить устойчивость ясного видения (для каждою этапа paботы).
Устойчивость ясного видения есть отношение времени ясного видения к общему времени эксперимента, выраженное в процентах.
2.2 Математический диктант
Выбираются самостоятельно задания так, чтобы:
1. арифметическая задача состояла из 10 — 15 примеров на все 4 арифметических действия.
2. сложность примеров подбираются с учетом возраста и подготовленности учащихся.
3. решить данные примеры в течении 3-5 минут.
Решение примеров может быть письменным, с заранее написанными на бланках примерами или устным (тогда на бланке фиксируют только порядковые номера ответов и ответы).
2.3 Методика проведения арифметического задания
В интересующие Вас моменты урока (начало, середина и конец урока) исследуемым учащимся раздают листы бумаги с написанными параметрами (примерами).
К решению примеров учащиеся должны приступить одновременно по команде «Начинайте». Время работы отмечается по секундомеру. В течении 5 мин. они решают устно примеры и записывают окончательный ответ. По истечении заданного времени подается команда «Закончить». Учащиеся заканчивают решать и отдают листы исследователю.
Обработка и анализ полученных данных. При обработке материала определяют следующие величины:
1. n — число учеников, принимающих участие в выполнении задания;
2. t — время выполнения задания мин.;
3. V — общее число примеров;
4. V1 — число решенных примеров;
5. V2 — число правильно решенных примеров.
Далее определяются следующие показатели, характеризующие работоспособность:
1. К — число решенных примеров в процентах к общему количеству примеров:
К= V1/ V * 100%.
2. Kl — число правильно решенных примеров в процентах к числу всех решенных примеров
Kl =V2/V1 * 100%
3. t1 — время решения одного примера, сек. Данные показатели вычисляются для каждого этапа исследования (начало, середину и конец урока).
Оценки полученных результатов за все этапы исследования:
Таблица 8
«Оценка работоспособности в зависимости от показателей.»
- Уменьшается Без изменений Увеличивается Скорость работы; качество сохраняется — К1
- Скорость работы увеличивайся за счет снижения качества — К2
- Нарастает торможение, снижаются скорость и качество работы — t1
Пробный диктант.
Пробные диктанты — один из методов, позволяющий определить динамику работоспособности учащихся.
Выбор текста диктанта должен:
1. соответствовать возрасту;
2 включать всевозможные правила грамматики известные в данном возрасте;
3. время написания (большинством учащихся) не превышает 5 минут.
При обработке материала учитывают:
1. среднее количество ошибок, приходящихся на одного учащегося;
2. количество работ без ошибок;
3. количество работ с одной до трех; с трех до пяти; с пяти и более ошибками.
2.4 Индивидуальный хронометраж
Методика хронометража основана на регистрации деятельности ребенка в процессе изучаемого режимного момента, определенного отрезка времени или даже суток. Методика дает возможность точно определить содержание, продолжительность и смену видов деятельности, но позволяет вести хронометражные наблюдения лишь за одним ребенком. Только в случае выполнения наблюдаемыми одинаковой работы возможно одновременно хронометрировать деятельность 2-3 детей. Такой хронометраж обычно проводится при обследовании учебной, трудовой, профессиональной и спортивной деятельности, т. е. тогда, когда ребенок находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени детей ограничены, поэтому рекомендуется хронометражные наблюдения дополнять ведением дневника, который заполняется либо самим обследуемым, либо наблюдателем ретроспективно.
3. УМСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Умственная деятельность связанная с процессом обучения относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре. А детям, особенно младшего школьного возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранить внимание на учебном задании во время урока.
Работоспособность — показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма школьника и его изменение на протяжении учебного дня, недели, года. В связи с этим организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков.
Работоспособность — это свойство человека на протяжении длительного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической или умственной работы.
На работоспособность влияет характер труда, условия окружающей среды, режим труда и отдыха, организация трудового процесса с точки зрения эргономики. Мотивация, степень совершенствования трудовых навыков, функциональное развитие человека, состояние здоровья и др.
Работоспособность делится на 4 фазы:
1. Фаза — врабатывания
2. Фаза относительно устойчивой работоспособности
3. Фаза снижения работоспособности
4. Фаза вторичного повышения работоспособности
При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает некоторые изменения от начала к концу урока. В работоспособности учащихся в течение урока педагоги выделяют несколько периодов:
1. вхождение в работу, разбег;
2. фаза наибольшего эффекта;
3. фаза замедления.
Психологи различают 7 фаз в работоспособности школьников.
1. фаза врабатывания;
2. фаза оптимальной работоспособности;
3. фаза полной компенсации;
4. фаза неполной компенсации;
5. конечный порыв;
6. фаза прогрессивного падения продуктивности;
7. фаза прекращения работы.
Физиологи различают 5 фаз:
1. фаза перехода на новый рабочий уровень;
2. фаза установления максимального уровня работоспособности;
3. фаза оптимальной работоспособности;
4. фаза неустойчивой работоспособности;
5. фаза падения работоспособности.
Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, т.к. продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышение требования к учащимся можно предъявлять по завершению периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время рекомендуется излагать наиболее сложный учебный материал, делать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности выполнение интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказываться на состоянии здоровья школьников.
Анализ динамики работоспособности в зависимости от разнообразных факторов, показал, что самый значительный из них — возраст; чем моложе школьники, тем уровень ее показателей ниже, а период устойчивой оптимальной работоспособности короче.
Факторы, определяющие работоспособность, по характеру можно разделить на 3 основные группы:
1. факторы физиологического характера (возраст, пол, состояние здоровья, питания, общая нагрузка, отдых);
2. факторы физического характера (степень и характер освещения помещения, шум, температура воздуха и т.д.)
3. факторы психического характера: самочувствие и настрорение, поощрение и порицание, указания и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав работоспособность детей и подростков, можно сделать следующие выводы. В процессе рабочей деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные фазы работоспособности по показателям в результате деятельности: врабатывание, фаза оптимальной работоспособности; фаза прогрессивного падения продуктивности. Так же можно выявить, что у большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в суточной и недельной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания. А так же определены дни наибольшей работоспособности: вторник у детей в начальной школе, четверг у старшего и среднего звена. Таким образом, знание закономерностей динамики работоспособности позволяет оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики его деятельности, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей, помогает рационально распределять свои силы детей и подростков в школьный период.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/umstvennaya-rabotosposobnost-detey-i-podrostkov/
Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой — М.:Педагогика, 1982
Утомление и не утомляемость//Физиологические проблемы утомленияи восстановления/Березовский В.А.
Работоспособность человека и пути ее повышения, Леонова Л.А. — М.:1974
http://allrefs.net/
http://mognovse.ru/
http://earthpapers.net/
http://www.eduways.ru/
http://www.gubkin.ru/