Соматически ослабленные дети, дети с астеническими состояниями

Контрольная работа

Разработка стратегии и тактики обеспечения здоровья народа – дело трудное и ответственное. Для осуществления общественного прогресса человек должен располагать не только нравственным, но и физическим, и психическим здоровьем. А главное должен научиться понимать, что он сам руководитель своего организма и здоровья, что от него зависит его здоровье, которое находится в прямой зависимости от его образа жизни.

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

В настоящее время государственная система образования не может не реагировать на проблему организации образовательного процесса для детей-дошкольников, имеющих проблемы в здоровье и нуждающихся в длительном лечении. Данные официальной статистики, многочисленные исследования свидетельствуют, что в результате воздействия различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, снижения уровня культуры, нравственности, ухудшения качества здравоохранения, численность больных детей увеличивается.

Чрезвычайно актуальной является проблема образования, воспитания и реабилитации детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольного образовательного учреждения. В силу объективных (слабое здоровье) и субъективных (замкнутое пространство, ограниченность общения) причин, они в большей степени нуждаются в особой организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов.

  1. Особенности соматически ослабленных детей и детей с астеническим состоянием.

Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии специфических черт личности у соматически больных детей. К этим чертам относятся: повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, сниженная общительность, зависимость от чужого мнения. Соматическое состояние оказывает значительное влияние на такие психические качества, как способность к концентрации, память, возможность выносить длительные психические нагрузки (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.В. Николаева, Т.П. Скрипкина).

Известно, что у соматически ослабленных детей в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, то есть позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера.

8 стр., 3935 слов

Соматотип и показатели соматического здоровья девочек-подростков

... детей всех со- матотипов ИРуф показал ниже среднего уровень резерва функций сердечно-сосудистой системы. Достоверно лучшие результаты отмечены у школьниц с микросоматическим телосложением. Соматическое здоровье ... (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту). Определение уровня соматического здоровья, под которым понималась количественная ...

По этой причине соматически ослабленные дети отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов.

Такие дошкольники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение.

Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения.

Нарушение социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм).

Астения – нервно-психическая слабость, возникающая из-за инфекционных, соматических заболеваний (болезни внутренних органов) или после черепной мозговой травмы.

В зависимости от причин выделяют:

1) церебральную астению;

2) соматогенную астению;

3) психогенную астению.

1) Церебральная астения является следствием нарушения интеллектуальной деятельности при первично сохраненным интеллекте. У детей в учебе быстро наступает утомление, нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, ослабляется память, внимание, дети не могут сосредоточиться, часто отвлекаются. В результате возникают трудности в овладении чтением, письмом, счетом.

При утомлении выделяются 2 группы таких детей. Одни чрезмерно возбуждены, беспокойны, раздражительны, плаксивы, излишне подвижны. Другие дети имеют противоположные проявления – медлительны, вялы, заторможены, неуверенны. Иногда, боясь ответить неправильно, они вообще отказываются отвечать. Часто это церебральная астения обусловлена нарушением мозга, его сотрясением или неполадками в спинномозговой жидкости.

2) Соматогенная астения – состояние, вызванное инфекцией, слабостью, соматическими болезнями. При этих условиях наблюдаются такие же симптомы, как и при церебральной астении. Только при церебральной астении вторичными отклонениями выступают нарушения психики, что приводит к ЗПР.

При соматогенной астении ЗПР не возникает, но дети также страдают головными болями, раздражительностью и любыми расстройствами познавательных процессов (снижением внимания, пониженной работоспособностью).

В результате этого одни дети становятся грубыми, агрессивными, непослушными, другие – застенчивыми, плаксивыми, робкими, третьи – замыкаются в себе и отличаются угрюмостью.

Часто физическая ослабленность возникает после инфекционных заболеваний (корь, ветрянка), и дети отличаются повышенной утомляемостью, плаксивостью, раздражительностью. Поэтому таким детям необходима коррекционная работа, а иначе астенические черты характера будут возрастать.

Частые болезни ведут к ослаблению организма и формированию очагов хронической инфекции. Это влияет на снижение физического, психического и мозгового развития, а затем приводит к задержке созревания эмоционально-волевой сферы. Поэтому эти дети без надлежащего лечения характеризуются невротическими проявлениями и нарушением поведения (социальная и педагогическая запущенность.)

17 стр., 8234 слов

Физическое воспитание детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры

... физического воспитания детей, имеющих задержку психического развития, средствами адаптивной физической культуры. Практическая значимость База исследования: Структура курсовой Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ... органики головного мозга); Астения – резкая ослабленность ... служб. Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному ...

3) Психогенная астения — возникает обычно как вторичный фактор церебральной или соматогенной астении. Дети имеют повышенную психическую ранимость, хроническую усталость, что снижает адаптацию к школе и приводит к ЗПР. Однако эти дети характеризуются временной ЗПР, поэтому данное отклонение требует немедленной коррекции.

2.Особенности организации образовательно-воспитательной работы с соматически ослабленными детьми и с детьми астенического состояния.

Организация образовательно-оздоровительного процесса для такой категории детей связана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления и реабилитации.

Сохранение физического, психического, нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения.

Функция сохранения и укрепления здоровья воспитанников в адаптивном дошкольном образовательном учреждении имеет основополагающее значение еще и потому, что в нем обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья детей.

Ориентационная функция в дошкольном образовательном учреждении направлена на изучение воспитанников, их индивидуальных способностей, оказание помощи дошкольникам в изучении своих индивидуальных особенностей, в систематизации представлений о самом себе, выявление причин отставания и их ликвидация.

Реабилитационная функция в дошкольном образовательном учреждении направлена на разноуровневый подход к обучению дошкольников, комплексность воздействия на ребенка со стороны медиков, психолога, педагогов и родителей, включение обучающихся в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников, модификация традиционных учебных программ с учетом учебных возможностей дошкольников.

Коррекционная функция рассматривается как процесс создания условий для выявления и реализации потенциала личности дошкольника. С целью коррекции различных отклонений используется:

своевременная диагностика затруднений ребенка;

позитивный характер коррекционных целей (не устранение отклонений, а создание условий для формирования соответствующей мотивации);

стимулирование адекватной самооценки.

Реализация пропедевтической функции связана с осуществлением педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Речь идет о создании такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. В адаптивном дошкольном учреждении механизмами реализации пропедевтической функции являются:

структурирование содержания учебного материала с учетом не только уровней усвоения воспитанниками знаний, но и индивидуальных способов проработки учебного материала;

выбор педагогом образовательных технологий с учетом своих особенностей и индивидуальных возможностей воспитанников, прежде всего доминирующего вида мышления;

13 стр., 6009 слов

Здоровьесберегающие технологии и их использование в работе с ...

... здоровьесберегающие технологии в детском саду». Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий является проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: исследование состояния здоровья детей; диагностика физической подготовленности дошкольников; анализ профессиональной ...

создание ситуации взаимного обучения;

  • создание и развитие служб поддержки: медицинской, психологической, педагогической.

Особое значение для решения проблемы образования, воспитания и оздоровления, соматически ослабленных детей является организация образовательно-оздоровительного процесса в ДОУ компенсирующего вида, которое максимально адаптируется к детям с их индивидуальными особенностями, включая состояние здоровья, обеспечивая полноценность эмоционально-нравственного, интеллектуального, физического развития.

В ДОУ наряду с задачами образования, социального становления, сохранения и укрепления здоровья, ставятся задачи реабилитации больного ребенка, компенсации негативных влияний среды жизни. Успешное обучение и воспитание дошкольников, возможно на основе изучения, коррекции их состояния в плане здоровья соматического, физического, психического и психологического.

Поскольку ДОУ посещают дети, имеющие отклонения, нарушения в состоянии здоровья, одной из важнейших задач выступает задача реабилитации больного ребенка, проведение медицинских, психологических, педагогических реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребенка.

Основной особенностью организации процессов образования и воспитания детей выступает использование лечебной, реабилитационной педагогики как теоретического основания образовательно-воспитательного процесса, согласованное действие в его рамках врачей, педагогов, психолога. Образовательно-оздоровительный процесс характеризуется как здоровьесохраняющий, сущность которого выражается не только в “безвредности” его для субъектов обучения и воспитания. Педагогика адаптивного ДОУ – это педагогика, несущая здоровье, предопределяющая пути и принципы достижения соматического, физического, психического и психологического здоровья, увеличение резервных возможностей личности.

В этой связи актуальным представляется использование комплексной психолого-медико–педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе адаптивного ДОУ. Совместную деятельность взрослого (медика, психолога, педагога) и ребенка, создающую условия для саморазвития и самореализации воспитанника, направленную на определение его интересов, целей и возможностей, конструктивное построение взаимоотношений, принятие себя и другого, а также обеспечивающую определение путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов во всех сферах: здоровье, общении, учении, творчестве. Для достижения ребенком благополучия во всех сферах необходима комплексная психолого-медико-педагогическая поддержка, в процессе которой интегрируются технологии воспитания, обучения, лечения, психологической реабилитации каждого воспитанника.

75 стр., 37274 слов

Сохранение здоровья детей в ДОУ

... физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей ...