Цель и средства социальной политики

На современном этапе развития мирового сообщества представляется актуальным понимание того, что социальная политика является составной частью политики любого государства и занимает важное место в государственном управлении. Государство на разных ступенях своего развития может отдавать приоритет тому или иному ее направлению. Устойчивость социальной системы всего общества выступает в качестве критерия конкурентоспособности социальной политики, удовлетворяя жизненные потребности конкретного человека. Органам управления отводится главная роль в реализации социальной политики. Их главной и базовой задачей является удовлетворение, а также принятие к сведению социально-экономических потребностей всего общества, конкретного государства, конкретной территории, конкретной личности.

Степень разработанности проблемы. В зарубежной литературе социальная политика исследована всесторонне: ее природа, структура, различные формы и механизмы взаимодействия и т.п. Однако главное внимание уделено характеристике социальной политики в условиях политических изменений, что особенно актуально в современной России.

Методологическое значение для исследования процесса социальной политики имеют труды выдающихся мыслителей и ученых: Аристотеля, Н. Бердяева, С. Булгакова, М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Э. Дюркгейма, И. Канта, Дж. Локка, Платона, Дж. Ролза, А. Сен-Симона, П. Сорокина, Г. Спенсера, А. Токвиля, М. Уолцера, Ш. Фурье, Д. Юма и др.

Экономические и институциональные основы и модели государственного регулирования социальной сферы рассмотрены в работах таких зарубежных исследователей, как О. Ланге (O. Lange), Ф. Лист, Т. Мальтус, К. Маркс, Л. Мизес, А. Мюллер-Армак, Д. Норт, В. Ойкен, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Хайек, Дж. Ходжсон, Л. Эрхард и др.

Об теоретических и практических аспектах реализации социальной политики государства написано огромное количество научных работ отечественных ученых. Достаточно эффективно исследуются вопросы, связанные с анализом содержания и функций социальной политики. Среди ученых, рассматривающих проблемы социальной политики, процессы социально-экономической трансформации в современной России, наиболее известны А. Аверин, И. Благих, В. Бобков, Н. Волгин, Е. Гонтмахер, Р. Гринберг, В. Жеребин, О. Иншаков, Д. Львов, В. Роик, П. Романов, А. Рубинштейн, Т. Трубицына, А. Шевяков, А. Юсов, Л. Якобсон, Е. ЯрскаяСмирнова и др.

Некоторые труды посвящены исследованию закономерностей социально-экономического развития и взаимодействия экономических и политических процессов К. Диболта (C. Diebolt), К. Долигера (C. Doliger), Н. Кондратьева, П. Линдерта (P.H. Lindert), К. Маркса, У. Митчелла, А. Мэдисона (A. Maddison), Д. Родрика (D. Rodric), В. Танзи (V. Tanzi), М. Туган-Барановского, Э. Хансена, Л. Шукнехта (L. Schuknecht), Й. Шумпетера и др.

4 стр., 1504 слов

Социальная политика России, перспективы ее развития

... России на современном этапе ее развития. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение раскрыть понятие и сущность социальной политики; изучить основные теоретические концепции и реально действующие модели социальной политики; провести анализ ...

Цель работы – на основе существующих теоретико-методических подходов выявить основные проблемы социальной политики в России, а также предложить рекомендации по совершенствованию социальной политики в России на основе мирового опыта .

В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:

  • исследовать изменения государственной социальной политики на протяжении определенного времени.
  • проанализировать основные формы, методы и инструменты социальной политики и рассмотреть их развитие в национальных моделях.
  • определить современные тенденции развития государственной социальной политики.
  • проанализировать результативность и эффективность модели государственной социальной политики, существующей в условиях современной экономики России.
  • показать направления развития и обосновать условия повышения эффективности государственной социальной политики в России.

Объект исследования – государственная социальная политика как явление, развитие которого обусловлено процессами социальноэкономической эволюции.

Предмет исследования – способ формирования и реализации государственной социальной политики в условиях становления социального государства в Российской Федерации.

Теоретическую и методическую основу исследования составили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов по проблемам социальной политики государства. Методология исследования основана на системном подходе и включает методы индукции и дедукции, историкологического, субъектно-объектного, структурно-функционального, каузального, сравнительного, эволюционного анализа, приемы моделирования, обобщения, суммирования, вычисления показателей и представления информации в специальной форме.

1 Теоретические основы социальной политики государства

1.1 Социальная политика государства: сущность и основные понятия

Социальная политика – это деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи. [2]

Деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря не только деятельности государственных институтов и самого государства, но и иных субъектов , которые проводят собственную социальную политику, в той или иной степени совпадающую с государственной. Но все же ключевая роль социальной политики принадлежит именно государству, потому что другие частные субъекты функционируют в рамках, заданных государством.

Социальные цели в демократическом государстве формируются исходя из интересов институтов гражданского общества. Государство в современном обществе является субъектом социальной политики, направленным на управление социальным развитием общества, обеспечивающим удовлетворение духовных и материальных потребностей его членов регулирующим процессы социальной дифференциации общества. Государством проводится социальная политика в виде целенаправленной деятельности по достижению социальных целей только с появлением у него социальных функций, то есть возникновение перед государством ответственности и обязательств по удовлетворению социальных потребностей граждан. Основой структуризации государственной социальной политики является развитие структуры социальных функций. Во время эволюции государства от его простейших форм к наиболее сложным происходят изменения, а именно трансформация социальной политики и ее структурных элементов. В качестве элементов социальная политика содержит: субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Естественно, что как любая система она имеет иерархическую структуру. [4]

5 стр., 2078 слов

Аристотель о государстве

... Государство по Аристотелю Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как «Политика», «Афинская полития». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности ...

С помощью социальных институтов происходит реализация социальных функций государства, которая в свою очередь осуществляется на разных организационных уровнях, причем это не обязательно будут государственные структуры. Государственные органы и учреждения относятся к субъектам социальной политики государства. Они формируют правовое и социально информационное поле, с помощью которого предоставляют материальные и социальные услуги, нуждающимся в них лицам. Роль государства в данном случае заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет всевозможных механизмов. Государство задействует некоторые негосударственные образования, такие как профсоюзы, политические партии, институты гражданского общества, фонды, политические корпорации, гуманитарные учреждения, ассоциации для решения социальных задач. Государственная социальная политика-это социальная деятельность государства , которая стремится к заданным целям, которые в свою очередь определяются конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленными финансовыми ресурсами, пропагандистскими усилиями, которые рассчитаны на определенные социальные результаты.[9] Социальная политика, как составная часть внутренней политики, воплощается в законодательстве, а именно в специальных программах, нормативных актах и регулирует отношения в обществе через взаимодействия различных социальных групп и их интересы.

Само собой разумеется , что государство, общество и человек действуют в едином социальном пространстве. Это значит, что на гражданском уровне человек взаимодействует с природой, другими людьми, обществом и государством. Основную часть интересов человека отражает социальнотрудовая сфера, главными отраслями которой являются: образование, здравоохранение, культура, рынок труда, социальное страхование, пенсионное обеспечение и др. Главное противоречие заключается в том, что мощную эффективную политику проводят не богатые процветающие государства, а страны, которые к такому состоянию только стремятся. , Социальное состояние человека, социальное развитие общества, социальная политика государства предопределяют уровень экономического и оборонного могущества страны , соответственно и степень безопасности гражданина в своей стране и мировом сообществе. Одним из сохранившихся положений исторического материализма является утвердившееся в науке представление о том, что от степени экономического благосостояния страны напрямую зависят качественные и количественные характеристики общества и человека .[11]

В последнее десятилетие XX века в концептуальных подходах к социальному развитию, разработанных российскими социологами, отчетливо проявилась основная идея Г. Федотова: любому подъему и развитию: экономическому, социальному, государственному должно предшествовать и сопутствовать духовное и культурное обновление.

10 стр., 4545 слов

Российская Федерация как социальное государство

... Баглай полагает, что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа ...

Ключевой механизм социального развития – активная социальная политика, которая всегда повышала социальное благополучие, уровень и качество жизни, эффективность социальной деятельности, общественную и личную безопасность. Альтернативным процессом является социальная деградация, именно при этом типе социального процесса, каждое последующее состояние социальной системы менее предпочтительно, а каждая последующая ее структура – не более предпочтительна, чем предыдущая.[9]

Фундаментом идеи социального государства послужило представление социалистов-утопистов о необходимости оценки любого законодательства и всех институтов с точки зрения принципа «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Впервые выдвинул положение о необходимости изменения социальной среды с помощью государственной деятельности Э. Чэдвик. Он считал, что она должна выполнять не только функцию помощи слабым, но и создавать условия для развития своих граждан. Именно равенство условий, которое стало в современном обществе важным элементом демократии и социальным правом, утвердилось в понятие «равноправие». На сегодняшний день законодательно зафиксировано и закреплено право людей на равенство условий жизни и ответственности государства за это. Однако для реализации развития равенства граждан требуется государство и его поддержка. Ведь государство не является социальным, если в стране не присутствует принцип равенства условий. Поэтому данный критерий является очень важным в разделении современных государств на социальные и несоциальные. [12] Достаточно широкий набор социальных функций имеют лишь некоторые государства . Базовым показателем степени цивилизованности является устойчивое социальное развитие как государства, так и общества в целом, поскольку становится таким состоянием , при котором каждый человек удовлетворяет свои материальные, духовные и другие потребности, имея равные возможности для реализации своих возможностей, поэтому особое значение в социальной политики занимает позиция распределительной справедливости, непосредственно связанный с идеей равенства. Наиболее известный современный исследователь в этой области Дж. Ролз писал, что все социальные ценности – свобода и возможности, чувство собственного достоинства , доход и состояние – должны распределяться поровну между всеми членами общества , за исключением только тех случаев, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется к всеобщей выгоде. Любая распределительная справедливость направлена на обеспечение реального равенства, но прежде всего экономического, т.е. подразумевается перераспределение благ между богатыми и бедными. В настоящее время распределительная справедливость обозначается как социальная справедливость.[13] Без вмешательства внешней силы такая справедливость не может быть реализована, для ее реализации нужна власть , поэтому государство берет на себя эту функцию и реализует ее через насильственное распределение. Тем самым охраняет естественное право человека на удовлетворение социальных потребностей в приемлемом уровне жизни, минимальных социальных благах, социальной защите. Как бы то ни было неразрешимость проблемы справедливости в теоретическом плане, а именно, что справедливо — нельзя определить априори была показана еще Аристотелем. Он первым выдвинул положение о том, что решение проблемы справедливости всегда связано с конкретным опытом и лежит в практической плоскости. Государство в этом случае берет на себя функцию реализации различных видов справедливости, т.е. социальное государство. [1]

2 стр., 865 слов

Социальная политика государства и проблема неравенства доходов

... литература: 1. Сущность социальной политики государства и проблема неравенства доходов Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой ... доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния, определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Воздействие на уровень доходов населения ...

Следующими социальными направлениями в настоящее время определяется содержание социальной политики:

1) Политика развития сферы социальных услуг.

2) Региональная социальная политика.

3) Политика воспроизводства населения.

4) Социальная защита и поддержка.

5) Политика регулирования доходов.

6) Политика занятости и социально-трудовых отношений, создание условий для достойного труда.

Сформировавшимися основными звеньями институциональной структуры социальной политики в современном обществе являются:

1) Система социальной помощи.

2) Система социальных гарантий ( социальные стандарты).

3) Система социального страхования.

[11]В свою очередь система социальных гарантий предполагает, что гарантии социальной защиты граждан берет на себя государство. Подразумевает предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности и распределение благ по потребностям.

Порядок социальной помощи работает по принципу социальной благотворительности и заботы общества о своих социально уязвимых членах. Он подразумевает стандартизированные подходы к определению различных групп населения и предоставления им социальной помощи.

Порядок социального страхования базируется на принципе личной ответственности. Означает обязательство уплаты страховых взносов для всех граждан и взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ. [12]

Социальная политика воздействует на следующие сферы жизнедеятельности государства: демографическое развитие и миграцию населения, социально-трудовые отношения, межнациональные отношения, создание условий для воспроизводства поколений и трудовых условий, охрана природных ресурсов и окружающей среды. Механизмами решения этих и других проблем жизнедеятельности государства являются определенные системы. Такие как здравоохранение страны и благосостояние народа, образование, физическая культура, наука и культура, туризм и спорт, социальное страхование, работа с молодежью, борьба с правонарушениями и преступностью, пенсионное и другое обеспечения, социальная защита населения, реабилитация и адаптация лиц с ограниченными возможностями.[2]

1.2 Основные направления социальной политики

Социальная политика осуществляется и создается на различных уровнях федеральными и региональными органами государственной власти, местным самоуправлением. Каждый субъект наиболее полно и эффективно может реализовать цели и задачи социальной политики с помощью определенных ресурсов.[11] Опыт многих стран и России показывает, что институты местного самоуправления являются одними из наиболее эффективных, перспективных и оперативных субъектов осуществления социальной политики. С помощью них реализуются естественные потребности человека: в жилище, питании, благоприятной природной среде. [8]

Основные направления деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере.

5 стр., 2077 слов

Эволюция социального образования в последние годы

... жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения. Глава 1. Понятие социального образования Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования ...

Здравоохранение — один из наиболее важных подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Главная цель муниципального здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения. Локальные цели обычно формируются в конкретных условиях. Например, обеспечение высокого качества и соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг. Удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, [7]

С целью осуществления медицинской помощи органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов выполняются некоторые задачи:

  • Создание условий для доступности лекарственного обеспечения граждан.
  • Просвещение населения в сфере санитарной-гигиены.
  • Обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными и иными средствами.
  • Информирование населения о заболеваниях, вызывающих опасность для окружающих.

Образование. Образовательный уровень населения — одна из важнейших характеристик муниципального образования, которая непосредственно определяет его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Именно поэтому самой крупной статьей расходов местных бюджетов являются расходы на образование. Повышение образовательного уровня населения требует значительных финансовых вложений и длительного времени. Муниципальная политика в сфере образования базируется на основе государственной политики, которая в свою очередь строится на следующих принципах:

  • Свободное развитие личности.
  • Гуманистический характер образования.
  • Общедоступность образования.
  • Здоровый образ жизни.
  • Свобода и плюрализм в образовании.
  • Светский характер образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
  • Приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся.

Работа с детьми и молодежью. На равных условиях с образовательными мероприятиями органы местного самоуправления организуют и осуществляют и другую деятельность по работе с детьми и молодежью. Органы местного самоуправления с участием некоторых общественных объединений, в том числе профсоюзов осуществляют следующие задачи: [11]

  • Проявлять особое внимание организации отдыха, занятости и оздоровления детей , находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Выполнять меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Осуществлять для организованных групп детей льготное транспортное и культурно-экскурсионное обслуживание.
  • Создавать целевые программы организации отдыха и оздоровления детей.

-Разрабатывать условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, безопасности дорожного движения в период школьных каникул, соблюдение требований противопожарной безопасности в организациях отдыха и оздоровления детей, предупреждение детского травматизма, особое внимание уделяя организации полноценного питания детей, санитарно-эпидемиологических требований к содержанию, устройству и организации режима работы загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления детей.

Культура, спорт, досуг. Существенная функция отводится органам местного самоуправления в сфере культуры, в том числе организации досуга, физической культуры и спорта. В своей деятельности органы местного самоуправления должны соблюдать некоторые принципы: [9]

9 стр., 4015 слов

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

... ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 – 2005) "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" такими факторами (критериями) являются: - наличие и состояние ...

1) Реализация прав каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития нравственных, интеллектуальных и физических особенностей личности.

2) Права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

3) Обеспечение условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха.

4) Опека и попечительство. Работа в сфере опеки и попечительства включает оказание подопечным помощи в получении образования, социальных услуг, медицинской помощи, а также подбор и подготовка граждан, которые хотят стать опекунами или попечителями.[11]

Трудовые отношения и занятость, социальная поддержка населения. Органы местного самоуправления не наделены обязательными полномочиями в сфере занятости населения, трудовых отношений и социальной поддержки населения. Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в сфере социальной поддержке населения:

  • За счет средств местных бюджетов устанавливают дополнительные меры поддержки семей.
  • Реализовывают меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования и повышения уровня пенсионного обеспечения.
  • Предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов для постоянного проживания, информацию об условиях проживания и возможностях трудоустройства в этих населенных пунктах.
  • Помогают вынужденному переселенцу при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление или приобретение земельного участка в установленном порядке.

Все эти направления социальной политики осуществляются в рамках реализации соответствующих федеральных и территориальных программ. [8]

1.3. Понятие качества жизни.

Качество жизни населения — это уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Доходы и уровень жизни населения страны — это важнейшие показатели результативности внутренней социально-экономической политики .Важным направлением мониторинга является систематическое изучение доходов населения и уровня его жизни, их динамики и дифференциации по основным социально-профессиональным и социальнодемографическим группам. Анализ происходящего в этой области процесса обуславливается необходимостью определения прожиточного минимума населения. Именно этот показатель имеет ключевое значение при построении всей системы заработной платы, мер социальной защиты в условиях падения производства, инфляции. В любых государствах, переходящих к рыночной экономики, возрастает социальная дифференциация населения по уровню жизни. Некоторая доля населения страны стремительно богатеет, а подавляющая его масса — беднеет. Соответственно удельный вес населения, которое находится за чертой бедности, растет.[4] Поэтому в Российской Федерации введен показатель соотношения доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Вся система включает всего 35 статистических показателей мониторинга по направлению «Доходы и уровень жизни населения». Такие показатели , как прожиточный минимум в расчете на душу населения, индекс потребительских цен, объем денежных доходов, динамика реальных денежных доходов населения, реальная заработная плата с учетом индекса потребительских цен, среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника, покупательная способность денежных доходов населения, распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода, численность и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и т.д. [5] А прожиточный минимум – это признак объема и структура потребления материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, с помощью которого поддерживаются условия активного физического состояния человека. Изменением во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретает население для непроизводственного потребления, характеризуется индексом потребительских цен. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. Денежные доходы – это сумма средств, получаемых населением из различных источников в виде денежных поступлений. Реальные денежные доходы – это номинальные денежные доходы за вычетом обязательных платежей с корректировкой на индекс потребительских цен. Заработная плата – это показатель, который включает в себя все виды заработков. В то время как реальная заработная плата отражает фактическую покупательную способность заработной платы , ту совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги при данном уровне цен на товары и тарифов на услуги, учитывая налоги. Реальным признаком достигнутого уровня развития экономики, социальной сферы и культуры в обществе является величина прожиточного минимума, который в свою очередь отражает наименьший объем средств, необходимых для нормального развития личности и воспроизводства рабочей силы. Потребительская корзина это и есть стоимостная оценка натурального подбора прожиточного минимума, включающего в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи. Она еще называется основой для определения минимального потребительского бюджета, минимальных размеров пенсий, заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат. [14] С 2000 года величина прожиточного минимума в целом по России устанавливается ежеквартально Постановлением Правительства РФ. Структура прожиточного минимума населения России измеряется в процентах и определяется на душу населения, туда входит в том числе: обязательные платежи и сборы, продукты питания, услуги, непродовольственные товары. [7]

10 стр., 4768 слов

Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан ...

... и анализе нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации, касающегося социального обслуживания населения Российской Федерации, в частности граждан пожилого возраста. Конечным итогом работы является заключение об особенностях правового регулирования граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Практическая ценность работы состоит в том, ...

Показатели высокого уровня жизни населения заключаются в качестве здравоохранения, культуры, образования, жилья, сферы обслуживания, безопасности, социальных услуг, окружающей среды.

Соответственно качество жизни является наиболее важной социальной категорией, характеризующей структуру потребностей человека и реальности их удовлетворения. Человек бедствует из-за низкого качества жизни и чувствует удовлетворенность от высокого , причем не важно , какое у него образование, где он работает и чем занимается. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни.

1.4. Государственная политика доходов

В исследовании общественного богатства различают два принципиальных подхода: динамичный, статичный. Под динамичным подходом подразумевается распределение в процессе экономического роста, а под статичным через распределение результатов экономического роста. Рассматривая распределение только со стороны рынка и экономической результативности, используя активные модели распределения доходов, относящиеся к классической теории распределения в рыночной экономике, то это является либеральной моделью справедливости. Если же за основу мы берем политику распределения доходов, используя модель статичного распределения доходов, принципом которой является идея социального равенства, то это эгалитарная модель справедливости.[1] Один из создателей классической политической экономии – Адам Смит, ставший основателем производственного подхода к понятию общественного богатства. Он показал зависимость роста народного благосостояния, с ростом произведенного в стране продукта. Экономическое поведение неоспоримого большинства участников экономической жизни признается их собственным пониманием о выгоде, но все равно в результате этих действий благодаря « невидимой руке» все направлено на пользу общества. [5]По мнению А. Смита, это объясняется тем, что благодаря действиям конкурентного рынка максимизация индивидуального благосостояния способствует максимизации общественного благосостояния. Иной подход — это теория факторов производства, доказавшая создание и распределение богатства. Ее основоположником был Д.Б. Кларк, доказавший еще в начале XX века, что в основе теории распределения заложен принцип предельной производительности каждого фактора производства. Ее отличием от трудовой теории Смита является то , что в теории факторов производства не только труд, но капитал и земля являются факторами производства общественного богатства. [4] В ходе осуществления данной теории можно выразить порядок распределения богатства и дохода между собственниками факторов производства, так как производительность любой экономической системы определяется соотношением стоимости вклада в создаваемый продукт и затрат на приобретение факторов производства. В. Парето внес выдающийся вклад в создание фундаментальных основ теории благосостояния в условиях конкурентного рыночного равновесия. В. Парето является основателем ординалистской теории полезности. В основе которой лежит оценка полезности осуществляющаяся при помощи выбора индивидом того или иного набора благ. Согласно этому критерию любое изменение полезности индивида в сторону улучшения, естественно не ухудшающее положение других индивидов, ведет к улучшению общественного благосостояния. В настоящее время, создавая условия для экономического роста, необходимо заручиться государственной поддержкой не только корпоративного сектора экономики, но и мелких собственников. В первой половине XX века сформировалось макроэкономическое понимание общественного богатства. На основе этих идей представителей классической экономической теории и кейнсианства развились новые идеи и направления экономической мысли, такие как неоклассическая экономическая теория, неоклассический синтез, посткейнсианство, монетаризм. [10]Почти все концепции позволяют применять меры государственного регулирования и перераспределения доходов. Неоклассики и монетаристы сводят роль государства к минимуму в вопросах перераспределения. Теория кейсианства, наоборот, подчеркивает, что государство играет в процессах перераспределения наиболее активную роль и стимулирует экономический рост. Некой базой теории народного благосостояния является комплексный подход к оценке экономической и социальной ситуации в стране . В данной теории детально проанализированы понятия «социальный оптимум», «внешние эффекты». Новый индекс социального развития используется в современной методике, и он основан на трех принципах:

4 стр., 1581 слов

Система социального обслуживания населения в Российской Федерации

... исследования – социальная защита населения в РФ как система. Предмет исследования – социальное обслуживание населения в РФ как элемент системы социальной защиты населения. Цель исследования – рассмотреть особенности функционирования системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. Задачи исследования: 1. Рассмотреть функционирование социального обслуживания населения с точки ...

  • долгая и здоровая жизнь.
  • достижение высокого уровня дохода, который позволит обеспечить минимальные потребности.
  • получить школьное образование, профессиональную подготовку.

Однако надо подчеркнуть, что некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться государству всеобщего благосостояния в последней трети XX века, привели представителей самых разных направлений в экономической науке к некоторой идеи . А именно, что наиболее эффективным способом борьбы с бедностью являются не статичные модели перераспределения доходов через государственный бюджет, а динамичные через распределение ресурсов. Это предполагает создание условий для экономического роста. [8]

Новый подход в настоящее время сформировался к распределительной политике, суть которого состоит в том, что необходимо :

  • создавать условия для трудоспособных членов общества , при которых они смогут поддерживать и улучшать свое благосостояние и своих семей.
  • обеспечивать социальную защиту населения в рамках государственной системы социальных стандартов.

Объективные предпосылки создает данный подход к решению социальных проблем для развития ресурсного потенциала и ускорения темпов экономического роста.

Таким образом, одной из главных задач социальной политики на современном этапе развития общества является социальная защита населения, в том числе от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Что создает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; создание улучшения жилищных условий граждан; расширение материальной базы, укрепления здоровья населения, рост образованности и культуры. Обеспечение социальной справедливости в обществе, это еще одно решающее место в политике государства .

2 Оценка социальной ситуации в Российской Федерации

2.1 Программы социальной политики в РФ

В настоящее время существует множество социальных программ в Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них.

Развитие здравоохранения на 2013-2020 годы [15]

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №

Ответственным исполнителем данной программы является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Данная программа включает в себя:

Профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни в стране, включающее развитие первичной медико-санитарной помощи

Улучшение оказания специальной, высокотехнологичной медицинской помощи;

Внедрение и развитие инновационных методов лечения, профилактики и диагностики заболеваний,

Охрана здоровья детей, в том числе развитие санитарно-курортного лечения,

Усовершенствование международных отношений в сфере охраны здоровья,

Обеспечение отдельных категорий граждан медико-санитарной помощи,

Стимулирование данной отрасли и управление ей.

Цели программы: [15]

Гарантия и обеспечение доступной медицинской помощи, улучшение качества медицинских услуг, объемы, виды которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Ожидаемые результаты реализации программы:

снижение смертности в целом по стране, увеличение количества врачей и качества оказываемых услуг на душу населения, снижение потребления алкогольной продукции, увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года.

Следующая программа – это развитие образования на 2013-2020 годы

Ответственным исполнителем программы является министерство образования и науки Российской Федерации.

Данная программа включает в себя:

Усовершенствование и развитие профессионального образования, дошкольного, общего и дополнительного образования детей, вовлечение молодежи в социальную практику, улучшение системы оценки качества образования. [15]

Цели программы:

Гарантия и обеспечение высокого качественного российского образования в соответствии с меняющимися запросами и интересами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Улучшение реализации молодежной политики для инновационного социально ориентированного развития страны.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Высокий уровень удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
  • увеличение эффективного использования бюджетных средств, с помощью реализации новых программ финансирования;
  • привлечение молодого поколения к профессии «педагог»;
  • повышение уровня квалификации преподавательских кадров;
  • расширение количества российских вузов;
  • поддержание и создание условий для получения всеми гражданами страны профессионального образования;
  • частично или полностью убрать очереди на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации

Следующая программа – это социальная поддержка граждан

Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Данная программа включает в себя:

  • Улучшение и модернизация развития социального обслуживания и социальной поддержки населения , а также отдельных категорий граждан;
  • повышение качества оказания социальной поддержки семьям и детям;
  • улучшение качества государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. [15]

Цели программы:

Гарантировать условия для роста благосостояния граждан, благодаря повышению доступности социального обслуживания населения.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются :

Создание условий, повышающих уровень жизни людей, находящихся за чертой бедности, повышение средней заработной платы социальных работников, увеличение роста рождаемости и объемов социальных услуг.

Следующая программа – это доступная среда на 2011 — 2020 годы.

Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Данная программа включает:

  • Улучшение качества услуг и условий в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; модернизация системы комплексной реабилитации инвалидов и медикосоциальной экспертизы

Цели программы:

  • Создание условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • улучшение качества предоставляемых услуг в сфере профессионального образования и занятости инвалидов;

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, увеличение количества довольных своей жизнью инвалидов, улучшение системы реабилитации инвалидов, повышение доли специалистов, помогающим инвалидам;
  • возрастание количества занятых инвалидов трудоспособного возраста

Следующая программа – это обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Ответственным исполнителем программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Данная программа включает:

Обеспечение условий для доступного и комфортного жилья для граждан России, предоставление качественных услуг ЖКХ.

Цели программы: [15]

Гарантия доступности жилья и улучшение качества жилищного обеспечения населения и надежности предоставления жилищнокоммунальных услуг населению;

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Создание условий для обеспечения средней общей площадью жилья на 35 кв. метров в 2020 году, чтобы на каждого человека приходилось по комнате, создание рынка арендного жилищного фонда;
  • снижение стоимости 1 кв. метра жилья;
  • увеличение количества граждан, которые могут с помощью собственных и заемных средств, приобрести или снять жилье, создать все условия для соответствия жилищного фонда современным условиям, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан, повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания, доведение всего задуманного до уровня стандартов Европейского союза.[15]

Следующая программа – это содействие занятости населения

Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Данная программа включает :

  • Активную политику, направленную на обеспечение занятости населения и социальной поддержки безработных граждан; развитие внешней трудовой миграции и институтов рынка труда

Цели программы:

Гарантировать развитие рынка труда с помощью правовых, экономических и институциональных условий

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Улучшение условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

Полное или частичное предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы,

Создание специальных рабочих мест для инвалидов;

  • За счет внешней трудовой миграции обеспечить внутренние ресурсы спроса экономики;

Снижение количества иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации

Улучшить условия труда работника, за счет этого сохранить его здоровье

Следить за соблюдением трудовых прав граждан

Обеспечение и поддержание социальной стабильности в обществе

Следующая программа – это обеспечение общественного порядка и противодействие преступности.

Ответственным исполнителем программы является министерство внутренних дел Российской Федерации

Цели программы:

Улучшение условий и повышение качества, результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка. Гарантировать общественную безопасность, также безопасность дорожного движения. Увеличение доверия со стороны населения к органам внутренних дел Российской Федерации.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

Сокращение или полная ликвидация количества наиболее общественно опасных преступлений,

Уменьшение числа ненайденных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных;

  • Снижение ущерба от фактически причиненного по оконченным уголовным делам за счет повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации;
  • Возрастание уровня безопасности граждан за счет сокращения числа преступлений;

Повышение уровня уверенности граждан в защищенности

Следующая программа – это противодействие незаконному обороту наркотиков.

Ответственным исполнителем является федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Данная программа включает:

  • Создание мер по противодействию незаконному обороту наркотиков; улучшение антинаркотической деятельности , оказание помощи и реабилитации лицам, потребляющим наркотические средства

Цели программы:

  • Создание и повышение качества условий для результативного противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; видимое сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Несомненная защита граждан, общества и государства от наркоугрозы;
  • взаимодействие органов исполнительной власти по организации антинаркотической деятельности;
  • резкое сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ [15]

Следующая программа — это защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Ответственным исполнителем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Данная программа включает:

  • Оказание помощи, спасения и предупреждения граждан в случае опасности;
  • снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • справиться с последствиями радиационных аварий;
  • обеспечение пожарной, химической и биологической безопасности;
  • улучшение устойчивости жилых домов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах;
  • создать вызов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»

Цели программы:

Свести к минимуму социальный, экономический и экологический ущерб населения, экономики и природной среде от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах [15]

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Повышение уровня защищенности населения и территорий от опасностей и угроз, улучшить деятельности органов управления и сил гражданской обороны, правильно и в нужном направлении использовать средства бюджета для решения приоритетных задач по обеспечению защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени;
  • создать комплексную систему экстренного оповещения населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • развить систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций: ликвидировать риски пожаров или , если это невозможно, то снизить их возможные последствия;
  • повысить безопасность как населения, так и критически важных объектов.

Следующая программа – это развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы

Ответственным исполнителем программы является министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму.

Цели программы:

Исполнение стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, поддержать единство российского общества, а также улучшить развитие туризма, приобщить граждан к мировому культурному и природному наследию.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются: [15]

Усиление единого культурного и духовного пространства России как исторического государства-цивилизации многонационального народа, высшей ценностью которого является государственный суверенитет, формирование у граждан Российской Федерации широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию на основе гражданского патриотизма и межнационального согласия; поддержание разных национальных культур народов; развитие взаимного самоуважения и толерантности , межнациональных и межрегиональных культурных связей; развивать и делать наиболее привлекательной сферой туризм ; взаимодействовать с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества, создавать равные условия для всех граждан РФ для доступа к культурным благам и получением художественного образования; реализовывать запланированные мероприятия развития культуры в малых городах и селах; повысить качество , разнообразие оказываемых услуг в сферах культуры и туризма, сделать доступным участие всего населения в культурной жизни, в том числе детей, лиц пожилого возраста и инвалидов; развить самодеятельное художественное творчество; стимулировать потребление культурных благ; сформировать публичные электронные библиотеки, музеи и театральные интернет ресурсы, разместить в сети «Интернет» выдающиеся фильмы и спектакли; увеличить финансирование социально значимых проектов; укрепить международный имидж России.

Следующая программа – это охрана окружающей среды на 2012-2020 годы

Ответственным исполнителем является министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Цели программы:

Повысить и улучшить уровень экологической безопасности граждан и сохранить природные системы.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • Создание действенной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и гарантирование экологической безопасности;
  • стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;
  • разработка и внедрение новых экологический инновационных технологий , которые могли бы обеспечить снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих нашу планету;
  • развивать и расширять рынок экологических товаров и услуг;
  • создание и поддержание экологической и комфортной обстановки в местах проживания граждан;
  • соответственно снижение заболеваемости населения и рост продолжительности жизни городского населения ;
  • восстановление и сохранение численности популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира России;
  • обеспечить гидрометеорологическую безопасность;
  • получать и анализировать информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнениях;
  • разработка новых научных знаний в области изменения климата;
  • сокращение доли городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;
  • улучшение экологических условий жизни в стране [15]

Следующая программа – это развитие физической культуры и спорта

Ответственным исполнителем является министерство спорта Российской Федерации

Цели программы:

Обеспечить создание условий для возможности гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, успешное проведение в Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Развитие физической культуры и спорта, привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом население;
  • приобщить к здоровому образу жизни широкие массы населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан Российской Федерации. Достижение российскими спортсменами отличных спортивных результатов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и развитие конкурентоспособности российского спорта, а также успешное проведению в Российской Федерации крупнейших международных спортивных мероприятий;
  • увеличение доли российских спортсменов, ставших призерами Игр Олимпиад, [15]

2.2 Решение социальных проблем в развитых странах.

В мире большое количество стран и каждая имеет свои особенности формирования и осуществления социальной политики, отражающие национальные традиции и менталитет, исторический опыт, социальноэкономический уровень развития экономики, финансовые возможности государства. Существует множество моделей социальной защиты. Рассмотрим некоторые из них. [12]

В восточноазиатской модели социальной защиты закреплены всеобщее страхование на право получения медицинской помощи и пенсионное страхование. Например, в Японии имеется большое разнообразие систем страхования, связанное с длительной эволюцией национальной модели.[6] Социальное страхование в Японии развивалось в форме различных видов взаимопомощи для работников по месту их работы с целью рассредоточения рисков. Эта система намного позже была преобразована в систему страхования, которой подлежат все лица наемного труда. Затем она была распространена на работающих не по найму граждан. Большая часть стран Западной Европы использует социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности[2].

Однако тут важно подчеркнуть, что системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по- разному.

Так, например, в Германии, Франции, Бельгии и Люксембурге системы защиты населения основываются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд. [6]

В большей части случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Вместе с тем исключением являются расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основной задачей этой системы является поддержание уровня жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Эта система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Практически во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. [1]В некоторых ситуациях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат. При всем при этом во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Такой вид выплат осуществляется из общенационального бюджета. Здравоохранение финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Порядок социальной защиты в Великобритании, Дании, Ирландии, а именно ее финансирование базируется на государственном бюджете. Социальные выплаты и пособия распределяются равномерно. В основе концепции такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Социальные выплаты обязательны, т.е. на них имеет право претендовать любой гражданин по закону, а пособия выплачиваются, в зависимости от нуждаемости. В этих странах медицинское обслуживание базируется в основном в общественном секторе.[6]

В Нидерландах и Италии существует смешанная система социального обеспечения. Например, в Италии государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Эти гарантии обеспечивают лишь некоторые местные власти в отдельных областях. Хотя в Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.[1]

Однако нет гарантированного минимального дохода в Испании, Португалии, Греции, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Несмотря на это во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Обычно она выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни.[6] Среди них:

1) Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь;расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

2) Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

3) Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.

4) Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

5) Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения.

6) Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

7) Семейные пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и прочее.

8) Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

9) Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.

При всем при этом расходы на те или иные выплаты и пособия в разных странах различны , но среди европейских стран такая статья расходов, как помощь семье довольно значительна. Одна группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП на эти цели. Другая группа стран – Германия и Нидерланды – от 12,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны – более 2%. Но все же во всех странах размеры пособий на детей возрастают с каждым новым ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания, где размер пособия не меняется со вторым и третьим ребенком. В Бельгии, Германии, Италии и во Франции сумма выплат значительно возрастает, начиная со второго ребенка. Во многих европейских странах проводится политика, направленная на то, чтобы создать наилучшие условия для сочетания работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой ситуации в течение последних пяти лет во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Также возросла продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель).

В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель. Во многих странах для родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более продолжительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие. Такие пособия есть в Германии, Бельгии, Италии. Например, в Германии оно составляет 22% от заработной платы по достижению ребенком возраста 2-х лет. В Бельгии и Италии чуть больше, но срок их выплат меньше.[6]

Некоторые серьезные демографические изменения заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам. [13]Например, в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах. Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.

Социальное обеспечение используется в Скандинавской модели (Швеция, Норвегия, Финляндия) в большем объеме, чем в других европейских государствах. Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий . [9] Базовым элементом шведской системы социальной защиты является социальное страхование. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании (1962 г), который предусматривает три типа страхования:

˗ систему страхования по болезни и страхования родителей.

˗ систему народных пенсий.

˗ систему дополнительных пенсий.

Система национальных пенсий. [6]

Эта система включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (неполную) пенсии. Во всех этих случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством, так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией. В Швеции пенсионный возраст – одинаковый для мужчин и женщин – 65 лет. Можно уйти на пенсию раньше с соответствующим изменением размера пенсии. Вообще в Швеции огромное количество разных пособий в их число также входит пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Оно составляет 10020 крон и не облагается налогом. Кроме того, многодетные семьи с тремя детьми и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Так же существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей . Шведская доктрина социального государства, которая возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им «безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство». Именно в таких странах, где правильно проводится социальная политика, то есть государство поддерживает и помогает своему населению, показатели уровня жизни растут, качество жизни занимает самые высокие позиции. Такие государства становятся лидерами, и к их показателям хочется стремиться.[4]

2.3 Совершенствование социальной политики в России на основе

мирового опыта.

В Российской Федерации в основном не используют широко применяемый в западных странах передовой подход к планированию социальных мероприятий и переход к их целевому планированию и финансированию. На первое место наша страна выдвигает те цели , которые должны быть достигнуты в социальной политике, выражающиеся в системе социальных стандартов и находящие свое отражение через социальные нормативы и нормы. При всем при этом устоявшаяся в настоящее время в России система социальных норм и нормативов практически не структурирована. В ней абсолютно не выделяются приоритетные показатели уровня жизни, связанные с решением наиболее важных проблем. Значительное большинство , принимаемых социальных норм и нормативов не содержат качественных характеристик, а их количественная величина недостаточно обоснована, потому что в основу норм и нормативов не заложены объективные требования поддержания определенного стандарта потребления материальных благ и услуг.[7] Именно данные нормативы существенно занижены, ибо планируются исходя из уже сложившегося, откровенно недостаточного уровня финансового обеспечения социальных расходов. При этом сам набор социальных норм и нормативов явно сильно ограничен. Другой причиной являющейся низкой эффективностью социальной политики в Российской Федерации является отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации статьи о социальных стандартах. Имеется лишь указание на то, что государство не в состоянии обеспечить их финансирование. Установленные на сегодняшний день в России социальные стандарты, к сожалению, не соответствуют целям социальной политики, а именно не могут обеспечить ни «свободное развитие человека», ни «достойную жизнь». На современном этапе развития страны в связи с этим главной задачей социальной политики является разработка новых социальных стандартов. Важно при этом отметить, что ни одно из направлений социальной политики не окажет такого определяющего воздействия на социальную политику России как развитие пенсионного обеспечения. Потому что его нынешнее состояние представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.[14] Поэтому естественно, что пока пенсионная система не будет реализовывать реальные страховые механизмы, возможность строительства социального государства в России будет невозможна. Необходимо также реализовать и обеспечить условия для расширения участия негосударственного сектора экономики. Здесь имеется в виду поддержание развития социального предпринимательства в области оказания социальных услуг таких , как пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение, формирование социальной защиты, регулирования уровня безработицы и занятости. [2] Между тем из-за недостаточного развития инфраструктуры поддержки со стороны государства происходит сдерживание процветания негосударственных организаций. Например, необходимо внедрить практику государственной поддержки заемного финансирования некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере. Я считаю, что Россия должна присоединиться к Европейской социальной хартии, так как это внесет существенный вклад в проведении социальных реформ. Ведь в Европейской социальной хартии расширен круг социальных прав, повышен уровень ряда гарантий, защищаемых хартией. Мы должны ориентироваться на эти высокие международные стандарты, вошедшие в новую редакцию Хартии и использовать опыт европейских государств, потому что они однозначно лидируют в сфере защиты социальных прав человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Целью курсовой работы явилось изучение социальной политики России на современном этапе. Я поняла, что она находится в нелегком социально-экономическом положении, это продиктовано ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим государством, а значит и обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне сложны и многоаспектны. Естественно, что на первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера. На сегодняшний день приоритетным направлением социально-экономической политики в современной России является изменение социальной сферы, путём реализации национальных проектов в сфере преодоления бедности, здравоохранения и образования, значительным повышением благосостояния широких слоев населения, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, проведение новой политики стимулирования рождаемости. России предстоит разработать и принять нормативно-законодательные акты, направленные на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная политика, – это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, однако уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. Проанализировав социальную политику России , можно увидеть , что мы пока не созрели для кардинальных изменений и жизни без потрясений. Наше государство, конечно, делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, в некоторых ситуациях старается вообще не допускать их возникновения. Но самое главное в этих действиях, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире и не был равнодушен к событиям , происходящим в собственном государстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tsel-i-sredstva-sotsialnoy-politiki/

1 Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. – М., 2002.

2 Социальная политика: учеб. / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

3 Jansson, B. The Reluctant Welfare State: Engaging History to Advance Social Work (2009).

4 Блинков Ю.А., Карнаухова Н.А. Актуальные вопросы социальной политики: учеб, пособие. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009.

5 Волгин НА., Егоров В.К., Калашников С.В. Социальная политика в муниципальном образовании. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

6 Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила Новой эпохи. – М.: Инфра-М, 2000.

7 Тимченко В. Путин и новая Россия. – Ростов н/Д, 2005.

8 Жуков В.И. Демографический потенциал России – М.: Изд-во РГСУ, 2010.

9 Ахинов, Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 272 с. — (Высшее образование:Бакалавриат).

10 Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 157 с.- (Высшее образование:Бакалавриат).

11 Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: Инфра, 2009. – 456 с.

12 Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия. – М.: АльфаПресс, 2008. – 416 с

13 Денисова И.П., Клиновенко Л.Р Социальная политика. – М.: Феникс, 2007. – 347 с.

14 Горюнов И.Ю. Возникновение и трансформация форм негосударственного пенсионного обеспечения в России // Социология власти. 2005. № 6. С. 122-133.

15 Портал Госпрограмм РФ. Programs.gov.ru