«Развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника во внеурочной деятельности»

Курсовая работа

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. [1]

Ценностные ориентиры начального общего образования

Духовно-нравственное развитие личности осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формируются способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству и т.д. [3]

Многие ученые-психологи подчеркивают, что ценностно-смысловая сфера обусловливается социальными представлениями человека, так как нормы, выдвигаемые социумом, являются одним из важнейших источников ее формирования и развития.

В младшем школьном возрасте закладываются основные общественные нормы, усиливается процесс социализации личности ребёнка, в связи с этим происходит развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, как одной из основных характеристик личности. Младший школьный возраст является этапом усвоения правил и норм общения; становления самостоятельности и трудолюбия; закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека; перехода ребёнка на новый уровень развития. Обучающиеся младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений. [27]

Как отмечает М.Р. Битянова «частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном». [24]

Такое положение дел в системе образования обозначает проблему формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, а также проблему выбора видов деятельности.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

15 стр., 7279 слов

Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном ...

... для эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания. Для психолого-социально-педагогического исследования личности студентов разработан диагностический инструментарий (вопросники, анкеты, тесты). Цель экспериментального исследования — проверить влияние системы нравственного воспитания старшеклассника на развитие когнитивной, аксиологической и ...

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Таким образом, в связи с этим возникает проблема организации внеурочной деятельности с целью формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьного возраста.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследования «Развитие ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника во внеурочной деятельности».

Объект исследования

Предмет – внеурочная деятельность, как средство развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника.

Цель: раскрыть особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • охарактеризовать особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника;
  • раскрыть понятие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося младшего школьного возраста;
  • охарактеризовать роль внеурочной деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника.

методы исследования

По этапам поиска:

  • метод отбора материала;
  • метод теоретической интерпретации.

По уровню проникновения в сущность:

  • изучение литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole/

  • анализ и синтез;
  • абстрагирование и конкретизация.

Практические методы:

  • сбор данных;
  • наблюдение.

Теоретической основой исследования являются работы:, Ольховой А.В., Сергеевой Б.В.

1 глава Особенности развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

Понятие ценностно–смысловой сферы личности

Изучение ценностно-смысловой сферы личности является одной из наиболее широко и активно исследуемых тем в психологии.

Смыслы, наряду с ценностями, являются одними из основных составляющих ценностно-смысловой сферы личности человека.

На сегодняшний день в российской научной литературе имеется большое многообразие определений ценностей и смысла т.к. в современной психологии ученые не могут найти единый подход к определению ценностей и смысла, несмотря на то, что эти понятия широко изучались отечественными и зарубежными исследователями: Рубинштейн С.Л., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. и т.д.

Василюк Ф.Е.

Закревская О.В. дает следующее определение понятия «ценность»: «Ценность – понятие, используемое в философии, социологии и психологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Ценности входят в структуру личности и определяют ее направленность, они формируются в процессе социализации и обеспечивают духовную ориентацию человека, направленность его мировоззрения». [12]

Василюк Ф.Е. говорит, что «смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, является своего рода продуктом ценностной системы личности». [10]

3 стр., 1103 слов

Эмоциональная сфера у пожилых людей

... жизнедеятельности. 2. Эмоциональная сфера у пожилых людей. Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризует следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся ... беспокойства, отчаяния. Социальные контакты, которые пожилые люди сами не могут регламентировать, не приносят им удовлетворения, но порождают неприятное ощущение ...

Ценности и смыслы взаимосвязаны между собой т.к. влияют на выбор жизненного пути человека и определяют его поведение в жизни.

Для описания ценностно-смысловой сферы часто используются такие синонимичные понятия, как «ценностные ориентации» (Рокич М., Яницкий М.С.), «смысложизненные ориентации», «мотивационно-смысловая сфера», «смысловая сфера личности», «смысловые системы», «смысловые образования» (Асмолов А.Г.) и т.д.

Таким образом, формирование ценностно-смысловой сферы складывается на протяжении всей жизни человека. Ее содержание может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить в условиях стихийного воздействия на личность.

В зарубежной психологии проблема развития ценностно-смысловой сферы личности освещена в работах Маслоу А.; Роджерса К.; Рокича М.; Франкла В.; Фромма Э. и др.

В трудах Э. Фромма выделены следующие ценности, определяющие поведение личности: официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические); действительные ценности (порожденные социальной системой); и собственные ценности, выработанные на основе жизненного опыта. [25]

В. Франкл, создавая направление логотерапии, считал, что центральным звеном ценностной системы человека является понятие «смысл жизни», при этом важен не смысл жизни, а скорее специфический смысл жизни данного человека в конкретный момент его жизни. Обнаруживать индивидуальный смысл человек может с помощью ценностей творчества, в частности через труд, создание нового продукта; с помощью ценностей переживания любви и с помощью ценностей страдания в результате формирования отношения человека к предельным вопросам бытия.[26]

Представители гуманистического направления психологии Маслоу А. и Роджерс К. считали, что система ценностных ориентаций является регулятором высших человеческих ценностей, смысловых образований.

Маслоу А. рассматривал ценности в русле феномена самоактуализации как стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, своего потенциала. По мнению Маслоу А., самоактуализирующихся людей характеризует стремление к реализации «бытийных» ценностей, выступающих для них в качестве жизненно важных потребностей. [18]

Роджерс К. изучал ценности в русле проблемы формирования Я- концепции человека. Теория Роджерса К. ориентирована на исследование феноменологии внутреннего мира личности, на признание важности переживания человеком своего «Я», своего ценностного ядра. Человек воспринимает внешние и внутренние явления, придавая им определенное значение; общая их система представлена как феноменальное поле человека. Части этого поля, которые человек называет «Я», образуют Я- концепцию, которая возникает на основе взаимодействия с социальной средой. Являясь системой самовосприятий, Я-концепция может изменяться, но при этом сохранять свою структурированность, целостность, организованность. Поскольку Я-концепция представляет собой определенную систему, а не процесс накопления данных опыта, изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого. Родственным структурным понятием, по мысли Роджерса К., является идеальное «Я», подразумевающее желаемый образ себя, которому хочется соответствовать. Согласно Роджерсу К., сильное отличие Я-идеального от Я-реального ведет к чувству психологического дискомфорта, неудовлетворенности, негативному самоотношению, что серьезно мешает здоровому функционированию личности, становясь препятствием на пути к реализации жизненно важных для человека ценностей. [20]

6 стр., 2855 слов

Здоровье человека — социальная ценность

... смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Здоровье как социальная ценность - это ...

В плане практического изучения развития ценностно-смысловой сферы личности в 70-х годах Рокич М. проводил многочисленные исследования, в результате которых выделил две основных группы ценностей: терминальные ценности – убеждения в том, что какая-либо конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-либо образ действий является предпочтительным в любой жизненной ситуации. [12]

Отечественные психологи также изучали проблему ценностно-смысловой сферы личности, что находит свое отражение в работах Бранского В.П.; Гаврилюк В.В.; Трикоз Н.А.; Леонтьева Д.А.; Мерлина В.С.; Яницкого М.С. и др.

Гаврилюк В.В. и Трикоз Н.А. подчеркивают важность проблемы расхождения декларируемых и истинных ценностей человека, основываясь на том, что действительные ценности в жизни человека не всегда им осознаются, поскольку этому может препятствовать действие защитных механизмов личности. [11]

Леонтьев Д.А. в исследовании динамических аспектов функционирования ценностей предлагает понимание личностных ценностей как центральной структуры смысловой сферы личности, являющейся источником смыслообразования наряду с другими обобщенными смысловыми ориентациями. [16]

С точки зрения теории интегральной индивидуальности проблему ценностей и смыслов изучал Мерлин В.С.

Мерлин В.С. полагал, что ценности и смыслы обладают системообразующей функцией, объединяя различные типы ценностей, которые гармонизируют личность, способствуют становлению индивидуальности человека. [19]

Таким образом, под ценностно-смысловой сферой понимается центральное ядро структуры личности, определяющее ее направленность, выступающее основой регуляции социального поведения личности. Ценности определяют важнейшие цели человека, отражая его долговременную жизненную перспективу. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека, указывая, что для него является особенно важным, значимым.

Компоненты ценностно-смысловой сферы личности

В качестве структурных компонентов ценностно-смысловой сферы личности выделяются различные феномены: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, смысловые образования, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы. [6]

По мнению А.В. Серого и М.С. Яницкого, ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. [22]

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. [15]

Понятие «ценностные ориентации» появилось в зарубежной психологии в 40-х годах прошлого столетия, позднее – в отечественной социологии (в начале 60-х годов) и определялось как содержание социального уровня направленности личности, связанное со значимыми для нее оценками действительности: «Ценностная ориентация личности – это установка личности на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной группе, например, установка на труд, учебу, общественную работу, семью, заработок и т. д.». [6]

7 стр., 3063 слов

Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия ...

... направленности. Для диагностики ценностно-смысловой сферы личности использовался тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)». Смысл жизни ... как критерий развития личности, указывая на ведущую роль ценностного отношения к профессии ... смысловых пространств. В качестве ядра личностных смыслов выступает Я-образ, который вместе с образом-эталоном непосредственно задает направление развития личности ...

В зарубежной науке истоки категории «ценностные ориентации» относят к системе Парсонса, которая вводится им в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. В его представлении ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора».

Одним из первых в советской социальной психологии к понятию «ценностные ориентации» обратился В. Б. Ольшанский, который понимал под ценностной ориентацией цели, стремления и жизненные идеалы, рассматривая их в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании и делая вывод о неизбежном влиянии «группового сознания» на индивидуальную систему ценностей. [7]

Также уделяли внимание этой проблеме такие исследователи как: Здравомыслов А.Г. и Ядов В.А.: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. С точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой — как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае. [ 1 3]

Камбарова К.У.

экспрессивная (выражается в том, что человек стремится принятые ценности передать другим, добиться признания);

  • функция защиты личности (ценностные ориентации выступают своего рода фильтрами, пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности);

— познавательная функция (направлена на объект и поиск информации, необходимой для поддержания целостности личности, координации внутренней психической жизни, гармонизации − психических процессов, согласования их во времени и применительно к условиям действительности).

[15 ]

Понятие «личностный смысл», так же как и ценностные ориентации, чрезвычайно объемное понятие, которое занимает немало важное место во многих гуманитарных науках.

Личностные смыслы определяются А.Н. Леонтьевым как «значение для меня», т. е. как субъективно-личностная значимость того или иного явления для субъекта. Сущность процесса формирования смыслов индивида составляет переход, трансформацию надиндивидуальных смыслов в личностные. [17]

Личностный смысл принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.

Выделяется ряд составляющих смысловых систем побуждающие человека к деятельности: смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл и смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель).

19 стр., 9384 слов

Личность и социальные ценности

... 1 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно ... качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности. В общей психологии личность - это системное качество, приобретённое индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система ...

Именно отношение мотива к цели порождает личностный смысл, при этом смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. [17]

1.3 Психолого-педагогические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

Ценностно-смысловая сфера является важнейшей составляющей характеристикой личности и основным показателем ее становления. Развитие системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека. Степень развитости ценностных ориентаций, качественная характеристика ценностных отношений позволяют судить об уровне развития личности, ее цельности, устойчивости и перспективах ее совершенствования.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности младших школьников во многом является проекцией ценностей общества, в котором растет ребенок. Обучающийся начальной школы имеют достаточно развитое сознание и рефлексию, поэтому их ценностные ориентации, как в зеркале, отражают точку зрения взрослых. [9]

В настоящий период времени происходит дискредитация прежних идеалов и ценностей, которые существовали в нашей стране в советское время. Современное поколение детей поставлено в условия поиска новых идеалов и ценностей. В условиях радикальных перемен, происходящих в современном социуме, связанных с социальной нестабильностью, распадом привычного образа жизни, отказом от прежних идеалов и норм, у подрастающего поколения появляется потребность в самостоятельном выборе своих идеалов и ценностей. К сожалению, этот выбор обусловлен, прежде всего, влиянием внешних, чаще негативных факторов, таких как телевидение, интернет, неблагополучие семейной ситуации. Выстраивание же собственной иерархии ценностей, ценностных отношений с людьми становится большой проблемой, как для ребенка, так и для общества в целом. [28]

Младший школьный возраст является этапом усвоения правил и норм общения; становления самостоятельности и трудолюбия; закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека; перехода ребенка на новый уровень развития. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений. Игровая деятельность переходит к новым личностным новообразованиям, обусловленным повышением сознательности и интеллектуального развития, об этом свидетельствует и нейрофизиологические изменения ребенка. [28]

Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка и доказывают тезис, что воспитательное воздействие на младшего школьника со стороны взрослых именно в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на процесс формирования у ребенка личностных качеств, личностных особенностей, востребованных обществом.

У младших школьников отношение к окружающей его среде в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Развитие теоретического и словесно-логического мышления, произвольности внимания и памяти создают условия для овладения научными понятиями, что позволяет ребенку усваивать разнообразные знания об окружающей среде, обществе, их взаимодействии, а также устанавливать логические связи между понятиями, причинами и следствиями, объясняя те или иные явления. При этом ребенок не только присваивает существующий в обществе опыт в готовом виде, но и овладевает приемами самостоятельного овладения знаниями, что является базой для формирования познавательного и интеллектуального компонентов ценностно-смысловой сферы.

16 стр., 7511 слов

«Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности ...

... применяемых технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися. Объект курсовой работы: применение образовательного процесс. Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы. Для ... воспитание свободной личности [3, с.25]. Наиболее продуктивно воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ...

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. В целом, младшие школьники очень эмоциональны. Это сказывается в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность, поведение младших школьников обычно окрашены эмоциями.

Особенно ярко в этом возрасте видна социализация эмоций. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. Дети 7–8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности, учителя; обучающиеся 3–4 классов гораздо в большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. [28]

Развитие гаммы разнообразных чувств, в первую очередь чувства сопереживания и способности оценивать, создает условия для становления эмоционально-оценочного отношения к миру. Младший школьник учится правильно проявлять чувства, эмоционально реагировать на ситуации, опираясь на собственную адекватную оценку поведения и действий других людей.

Из выше изложенного видно, что главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы созидательного отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы. Развитие ценностно-смысловой сферы младшего школьника в единстве всех компонентов опирается на возрастные изменения в личности ребенка. Это является важным условием формирования ценностно-смысловой сферы младших школьников.

Вследствие этого можно утверждать, что младший школьный возраст – наиболее комфортный период для воспитания, развития личности ребенка. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основные общественные нормы, начинается процесс социализации личности ребенка, в связи с этим можно говорить о развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, как одной из основных характеристик личности. В отличие от многих других личностных характеристик, ценностно-смысловая сфера в значительной степени определяется индивидуальными социальными представлениями человека, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования.

Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни, а содержание жизни может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности.

Одним из значимых факторов формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов в этом плане является воспитание. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. [8]

11 стр., 5269 слов

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по ...

... Проблема: каким образом происходит организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе? Объект: внеурочная деятельность младших школьников. Предмет: организация внеурочной деятельности младшего школьника по русскому языку. Цель работы: Задачи : 1. Изучить особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку в начальной школе. 2. 3. Описать 4. ...

Воспитание ценностно-смысловых ориентаций, ценностно-смысловой сферы – дело исключительно сложное и кропотливое. Человек с детства находится во взаимоотношениях с людьми, обществом, и хотя каждый человек является носителем морали определенного общества, все же он является носителем и своей морали, своих взглядов на сущность явлений, которые не всегда совпадают с моральными требованиями.[28]

Развитие ценностно-смысловой сферы в условиях школы должно опираться на целостное представление о системе личностных свойств, фиксирующих деятельность психических процессов, конкретного возраста.

Обучение ребенка в школе дает возможность включения его в разнообразную практическую, социально значимую деятельность, именно через деятельность человек осваивает накопленный обществом опыт, в деятельности проявляются его знания и поведенческие навыки. Поэтому только активная практическая деятельность приводит к возможности развития деятельностного компонента ценностно-смысловой сферы, а также способствует формированию и других ее компонентов. [28]

Формирование ценностных ориентаций личности – процесс длительный и сложный, требующий исследования его механизмов. Особенности взаимодействия социума (внешние условия) и личностных свойств (внутренние условия) учащихся «запускают» внешние и внутренние механизмы данного процесса, обусловливают их соотношение и специфику функционирования, определяют методы, приемы и средства организации присвоения школьниками ценностей. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся начальных классов осуществляется посредством внешних механизмов: познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей. Познание ценностей и усвоение ценностных понятий обеспечивает создание запаса понятийно выраженных знаний ценностей (аксиологический словарь) и овладение навыками оперирования абстрактными понятиями. [28]

Таким образом, у младшего школьника процесс формирования ценностно-смысловой сферы приобретает целенаправленный и организованный характер. Это связано, главным образом, с сензитивностью данного возраста к усвоению социальных ценностей, норм, правил, а также включением детей, как в учебную, так и внеурочную деятельность. Продолжают действовать внутренние механизмы имитации и идентификации, но активное развитие рефлексии у обучающихся начальных классов приводит к образованию таких механизмов, как самопознание, самоконтроль, самооценка.

2 Глава Внеурочная деятельность, как средство развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

2.1 Сущность внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная деятельность получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали внеурочную деятельность как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная деятельность чаще всего сливалась с работой этих организаций.

6 стр., 2981 слов

Мотивация деятельности личности в организации

... стимулируют, поддерживают и объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная система стимулирования ...

До середины 80-х гг. внеурочная деятельность контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная деятельность чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации. [21]

В конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого века в период перестройки тоталитарного государства бурно расцветают «разноцветные» объединения молодежи: «красные», «зеленые», «коричневые». Предпринимаются попытки систематизировать возникающие объединения: объединения социальной инициативы, объединения демонстративного характера, клубы по интересам.

Ряд законодательных актов, принятых в 90-е годы (Закон РФ «Об общественных объединениях», Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральная программа «Дети России», Конвенция ООН о правах ребенка и др.), определил нормативные рамки, установил определенные правила развития разнообразных самодеятельных объединений. [22]

В современных нормативно-правовых документах образования: в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. [3]

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и решение задач воспитания и социализации обучающихся. [1]

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит расширение информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. [4]

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:

  • обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся в образовательном учреждении;
  • обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
  • оптимизация условий для общего развития обучающихся;
  • создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;
  • создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся;
  • развитие опыта творческой деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
  • развитие опыта неформального общения обучающихся с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
  • удовлетворение потребностей, обучающихся в содержательном досуге.

Результатами воспитательного процесса должны явиться следующие новообразования личности:

  • мотивационно-ценностные ориентации, формируемые на различном уровне развития сознания и деятельности рациональной, эмоциональной и действенной (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, сформированное чувство прекрасного, проявляемые в реальной готовности действовать в соответствии с моральным выбором);
  • основы коммуникативных способностей;
  • интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, самооценка и др.);
  • формируемые в младшем возрасте представления о моральных нормах, о своей стране и др.;
  • основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности. [3]

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

[1]

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Общеобразовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоваться возможности организаций и учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. [2]

2.2 Роль внеурочной деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

Внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направленна на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. [1]

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации решения задач воспитания и социализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

С целью изучения требований к организации внеурочной деятельности представим краткую характеристику каждого вида внеурочной деятельности.

Игровая деятельность. Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.

Познавательная деятельность. Данный вид предполагает стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.

Проблемно-ценностное общение. Данный вид организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:

первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;

второй уровень предусматривает формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству;

к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать:

свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом);

  • досуговые интересы учащихся;

активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.

Художественное творчество. Данный вид предполагает организацию комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).

Данный вид предполагает подготовку к участию в жизни социума, которая может осуществляться в готовность обучающихся вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.

Трудовая (производственная) деятельность. Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов обучающихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. В рамках данного вида выполняется привлечение школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

Туристско-краеведческая деятельность. Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть определена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Духовно-нравственное направление. В рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ курсов должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности.

Примерный перечень форм организации: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Благодаря реализации данного направления у обучающихся формируются компоненты ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, ценностно-смысловые образования, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы.

Социальное направление. Данное направление предполагает направленность на развитие у обучающихся навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социально солидарности, развитие умений принимать групповые нормы.

Примерный перечень форм организации: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально моделирующие игры.

Благодаря реализации данного направления у обучающихся формируются компоненты ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, смысл жизни, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы.

Общеинтеллектуальное направление. Данное направление предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.

Примерный перечень форм организации: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников,

интеллектуальные марафоны и др.

Благодаря реализации данного направления у обучающихся формируются компоненты ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, смысловые образования, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы

Общекультурное направление. Данное направление предполагает формирование у обучающихся способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.

Примерный перечень форм организации: культпоходы в театры, кино концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

Благодаря реализации данного направления у обучающихся формируются компоненты ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы.

Спортивно-оздоровительное направление. Данное направление предполагает приобщение обучающихся к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия.

Примерный перечень форм организации: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Благодаря реализации данного направления у обучающихся формируются компоненты ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, смысловые образования, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы.

В процессе реализации данных направлений внеурочной деятельности у обучающихся формируются базовые национальные ценности (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; уважение к старшим поколениям, членам семьи; соблюдение законов и правопорядка; свобода и ответственность; доверие к людям; творчество; образование; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; ценностное отношение к здоровью физическому, социальному, к здоровью членов семьи и школьного коллектива).

[3]

Таким образом, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, так как каждое из направлений предполагает определенный круг интересов и каждый обучающийся в праве выбрать свой, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

2.3 Формы организации внеурочной деятельности для развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника

Внеурочная деятельность обучающихся предполагает такие формы организации, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые, и научные исследования, общественно полезные практики и др. [5]

Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности — наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. [20]

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т.д.).

Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат — проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

Студия – форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности (театр-студия, киностудия, музыкально — хореографическая студия).

[20]

Цели деятельности студий – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно — исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. [20]

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • значимости чтения для личного развития;
  • формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных и предметных.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов).

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны. [5]

Проблемно — ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла.

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов, считают, что проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня— приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни — оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа — это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращённое к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик).

Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

В рамках этической беседы основной канал общения —«Педагог – Дети». Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого — обмен детей непродолжительными репликами).

А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребёнок всерьёз отвечать за свои слова. Иными словами, ценит он то, что утверждает, или нет.

Понять это можно, например, участвуя в дебатах. Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. [5]

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. Поэтому остановимся лишь на главном. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему).

Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон — убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая ученику изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьёзному сомнению в собственных установках, что вплотную окажется перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время в игровом характере общения есть подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определённая несерьёзность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня – получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения младшего школьника и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности. Очевидно, что самоопределение пойдет тем успешнее, чем более конкретными, близкимии интересными будут эти фрагменты и ситуации для учащихся. [5]

Реализация разнообразных форм внеурочной деятельности по всем направлениям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), будет способствовать развитию всех компонентов ценностно-смысловой сферы личности: когнитивного, рефлексивного, деятельностного и др. [1]

Заключение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, так как каждое из направлений предполагает определенный круг интересов, и каждый обучающийся в праве выбрать свой, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Формирование ценностно-смысловой сферы складывается на протяжении всей жизни человека. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека, указывая, что для него является особенно важным, значимым.

Одним из значимых факторов формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов в этом плане является воспитание. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Обучение ребенка в школе дает возможность включения его в разнообразную практическую, социально значимую деятельность, именно через деятельность человек осваивает накопленный обществом опыт, в деятельности проявляются его знания и поведенческие навыки. Поэтому только активная практическая деятельность приводит к возможности развития деятельностного компонента ценностно-смысловой сферы, а также способствует формированию и других ее компонентов.

Целью данной работы являлось раскрытие особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся начального общего образования во внеурочной деятельности.

Считаем, что цель данной работы достигнута, задачи реализованы, в дальнейшем предполагается продолжить работу по теме в выпускной квалификационной работе.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole/

Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с измен.и доп. на 2015г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-025287-4.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

— ISBN 978-5-09-026339-9.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).

ISBN 978-5-09-022138-2.

Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» и «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

— ISBN 978-5-09-025672-8.

Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психол. журн. 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 63-70.

Беляев И. А. Исследование ценностных ориентаций [Текст] / И. А. Беляев // Вестник ОГУ. – 2004.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 398 с.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).

— М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.

Гаврилюк В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. – 2008. – №1. – С. 96-105.

Закревская О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков [Электронный ресурс] / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№3.

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М., 2009. – 128 с.

Камбарова К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1808-1810.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – 3е изд., доп. – М.: Смысл, 2010. – 511 с.

Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека: статья // Вопросы психологии. 2007. // Вестник педагогических инноваций. – 2009. – № 1. – С. 18–34.

Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М.,2009. – 544 с.

Ольхова А.В., Сергеева Б.В. Методы и формы организации внеурочной деятельности социально-творческого направления для формирования общественных ценностей у младших школьников // научное обозрение. Педагогические науки. – 2017.

Роджер c К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2009. – 480 с.

Российская педагогическая энциклопедия.- М.: 1993. — с.151.

Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] : учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.

http://www.tochkapsy.ru/1947

Фромм Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М., 2011. – 415 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст]: Сборник: Пер. с англ. И нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Холодкова О. Г. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / О.Г. Холодкова, Е. А. Манакова : учеб. пособие. – Барнаул : 2014.

Холодкова О. Г. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников [Текст] / О.Г. Холодкова, С.М. Малохвей // Мир науки, культуры, образования. – 2014.

Адрес публикации: