Социальный лидер управленческого типа

Введение

Актуальность: проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны лидер рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства — подчинения. Лидер — это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.Степень научной разработанности: согласно ученому Дж.

Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Терри Дж., Стивен Киндел Лидерство для «чайников» -М.: «Диалектика», 2005. — С. 384. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей.Танненбаум Р. С., Вэшлер И. А., Эффективность управленческого лидерства. М. 2002. — С. 235.Г. Кунц и С. О’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.Кунц Г, Руководство и лидерство. Л. 2005. — С. 211.Объектом исследования является социальный лидер в управлении организации;

  • Предметом исследования является изучение социального лидера управленческого типа;
  • Целью данной курсовой работы является изучение социальной роли лидера в управлении организации.

Задачами курсовой работы являются:1. проанализировать понятия и содержание лидерства;2. выявить типологии лидерства;3. рассмотреть управление лидерства в организации;4. изучить роль лидера в управлении с персоналом;Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

6 стр., 2585 слов

Психологическая помощь людям, потерявшим работу

... безработных людей позволит разработать более адекватные и эффективные формы психолого-педагогической поддержки, помощи и обучения. По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные ... профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие ...

Глава1. Теоретические аспекты изучения понятия социального лидера управленческого типа

1.1 Определение понятия лидер управленческого типа

Лидер управления — это особый тип социального лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют ключевую роль в эффективном управлении. Они направляют людей на достижение целей управления с наименьшими издержками и побуждают их действовать эффективно и целесообразно. Лидерами социального управления являются люди, которые по своим профессиональным и личностным качествам выделяются в социальной организации среди многих и умеют использовать свои профессиональные и личные качества для грамотного выдвижения целей управления, их обоснования и своевременного инновирования, создания сильной дееспособной организации.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 2009.- С. 39. Они также способны выбирать оптимальные методы решения поставленных задач, осуществлять эффективный контроль на всех этапах управления за деятельностью своих подчиненных. К числу их профессиональных качеств относятся:

1. Глубокое знание основ научного управления, его основных законов, принципов, умение применять их на практике, как в процессе принятия управленческих решений, так и в ходе их реализации.

2. Разносторонние знания в области смежных с теорией управления наук — экономики, политологии, социологии, социальной психологии, психологии, культурологии, которые вооружают лидера-управленца общими принципами поведения как в обществе в целом, так и в организации; в области создания «сильной организации», укрепления неформального авторитета.

3. Высокая общая культура, которая является базисной в определении стиля поведения человека в обществе и в организации, его возможностей воздействия (внушения, заражения, убеждения и т. п.) на окружающих, объединения их вокруг поставленных целей, интегрирования разных творческих потенциалов, в том числе одаренностей и талантов вокруг одного дела.

4. Постоянное стремление к получению новых знаний, «обучаемость» не только в профессии, но и в широкой области общечеловеческих знаний, которые формируют целостный взгляд на мир, следовательно, позволяют осваивать принципы системного подхода в управлении, опережающего мышления, что помогает разрабатывать и осуществлять стратегические проекты и программы.

5. Наличие гуманитарных технологических знаний, которые позволяют использовать современные технические средства обработки и анализа информации в органической связи с решением таких задач, как социальное проектирование, создание проектов и программ, где объединяются современные информационные, социальные, правовые и другие технологии, что во многом обеспечивает состояние высокой управленческой культуры. Использование, получение и применение профессиональных управленческих знаний невозможно без определенных личностных качеств руководителя, его социально-психологических особенностей.Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 2007.- С. 12

14 стр., 6520 слов

Социология организаций и управления

... управления. Цель курсовой работы - изучить социологию организаций и управления, и определить организацию как объект социального управления. Цель курсовой работы ... власти и авторитета в организации; и) способов взаимодействия и коммуникаций активных социальных элементов организации между собой и организации ... организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации ...

Лидерство предполагает наличие и постоянное развитие в личности интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, что является необходимой предпосылкой для стратегического мышления, инновирования целей, выдвижения новых идей, необходимых для развития организации. Лидер-управленец должен быть способен определять (интеллектуально, творчески) ранее скрытое, невысказанное, продумывать меры и концентрировать внимание на новых решениях, бросать вызов отжившему, косному. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко, творческая личность готова к работе в условиях неопределенности, к принятию неординарных решений, к своевременной коррекции своих действий. Управленец с низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи и не способен заинтересовать других, использовать новые подходы. Талантливый управленец обладает организационными способностями и склонностями убеждать других в правильности поставленных задач и принципиальных методов их решения. Причем, убеждая других, лидер способен концентрировать энергию многих, открыт к общению с другими и готов принять все самое ценное, что вносит его окружение в процессе обсуждения. Интуиция и склонность к общению не исключают волевые качества, которые при отстаивании принципиальных позиций и осмысленных убеждений имеют решающее значение.

Руководитель умеет использовать власть, оказывая влияние на людей силой своего личного авторитета, силой личности, большой одаренности, работоспособности, интеллекта, интуиции, мудрости, а не только формальной власти.

Он должен всегда помнить, что высшая и надежная власть — это власть красоты и обаяния личности, что дает образец для подражания и мотивирует другую личность к добровольному принятию тех норм и ценностей, которые тот исповедует. В этой связи сама власть принимает разные формы: утилитарную, авторитарно-нормативную, объединенную.

Утилитарная власть — это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что, если он выполнит «то-то», то получит «это». Авторитарно-нормативная власть — законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг — строго их выполнять. Объединенная власть — власть группы, организации. Нормы устанавливаются группами, и поэтому поведение каждого должно вписываться в нормы и культуру организации.

В целом каждая личность управленца в процессе обучения и социализации должна выбрать свою неформальную роль в управлении и организации, сформировать свой стиль управления, свою управленческую и организационную культуру на основе освоенных социальных норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в этом случае получается эффективный тип управленца, характеризуемого единством личных и профессиональных качеств.Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002. — С. 45.

Исследования показывают, что успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. Ожидается, что лидеры должны рассматривать технические, социальные, политические и культурные аспекты в деятельности организации как части единой системы. Они должны уметь так соединить эти части, чтобы картина получила смысл. Конечно, в этом деле не может быть какого-то одного подхода, а, скорее, нужно многообразие подходов. Тем не менее, лидер в социальных организациях должен стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в решение вопросов своих подчиненных, обеспечить внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды людей.

5 стр., 2141 слов

Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием

... работников организации; вознаграждение за труд; социальная защита персонала; поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе; обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. Органы государственного управления в области здравоохранения и социального развития. Здравоохранение и социальное развитие ...

Упомянутые выше факторы вызывают необходимость разработки новых форм управления людскими ресурсами и подготовки резерва, которые правильнее охарактеризовать как большее вовлечение персонала в процесс управления — от стратегического планирования до повседневной деятельности. Такой подход может дать плоды только в организациях с сильной культурой.

Только они, как правило, мотивируют саморазвитие личности управленца, создавая для этого атмосферу доверия, поддержки, «открытой карьеры» и т. п. Характерно, что передовая организационная и корпоративная культура оказывает влияние на «нерадивых». Так, под влиянием японской практики американские управленцы переходят от индивидуалистических подходов к корпоративным, групповым и бригадным в решении возникающих проблем.

Сильные, «мужские» ценности, включая такие черты характера, как агрессивность, равнодушие к чувствам других, постепенно меняются в сторону увлеченности работой и повышения внимания к другим. Важно подчеркнуть, что освоение современной ценностной среды — важнейший фактор самоменеджмента. Именно культивируемые ценности в обществе, в организации мотивируют личность к самосовершенствованию. Поэтому в центре социального управления находится индивидуальный управленец, его личность, его судьба. Это новый аспект знаний в управленческой и организационной культуре, которые сегодня активно развиваются. По этому вопросу уже существует обширная литература.Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента. Киев, 2008.- С. 141.

Первое, что следует подчеркнуть в этой связи, — это возрастание роли наукоемких технологий саморазвития личности управленца, которые помогают человеку оптимизировать процесс самопознания и самосовершенствования.

Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к миру. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества.

Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.

В науке начался серьезный разговор, стали проводиться исследования в области духовного потенциала человека, цель которых — разбудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого существования. Предлагаются психологические технологии самооценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути самосовершенствования.

8 стр., 3709 слов

По предмету: Социология : “Лидер. Проблемы лидерства в социологии

... лидера на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. ^ Проблеме лидерства ... элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований ...

Модель управленца, социального лидера в особенности, пока только складывается, хотя отдельные фрагменты ее уже известны, но поиск в этом отношении продолжается. В свое время Институт Гэллапа провел опрос 782 руководителей высшего ранга крупнейших корпораций США и выявил сильные и слабые личностные стороны управленца. Исследования показали:

сильные руководители обладают:

  • а) честностью и прямотой;
  • б) способностью ладить с другими людьми;
  • в) трудолюбием;
  • г) интеллектом;
  • д) знанием экономической деятельности;
  • е) способностью быть лидером;

слабые руководители проявляют:

  • а) ограниченность взглядов;
  • б) неспособность понимать других людей;
  • в) неспособность работать с другими людьми;
  • г) нерешительность;
  • д) отсутствие инициативы;
  • е) неспособность брать на себя ответственность.

В другом опросе исследователи выделили 10 черт, недопустимых для руководителей. Ненадежность, вероломство — по-видимому, наиболее общая черта плохого руководителя, к которому близко примыкает такая черта, как «подражание Аттиле». Такого руководителя легко распознать, но трудно остановить. Также трудно ужиться с руководителем, который доводит требовательность до садизма. За этими отталкивающими чертами выстраиваются эгоизм, плутовство, некомпетентность, халатность и пр.

С другой стороны, было выявлено 5 общих черт суперлидера:

1) проницательность — способность создавать привлекательную картину желаемого состояния дел, которая воодушевляет людей на действие;

2) коммуникативность — способность четко представлять свое видение ситуации таким образом, чтобы оно нашло поддержку у клиентуры и потребителей;

3) настойчивость — способность идти выбранным курсом, несмотря на препятствия, встречающиеся на пути;

4) воодушевление — способность создавать структуру, которая использует энергию подчиненных для достижения желаемых результатов;

5) организационные способности — умение направлять деятельность групп, учиться на ошибках и использовать полученные из этого опыта знания для совершенствования деятельности организации.

К чертам, характеризующим стиль социального лидерства, относятся следующие:

Внимание к подчиненным. Сегодня в литературе по управлению много внимания уделяется вопросом гуманизации рабочего места, японской формы управления, качества трудовой жизни и внедрения новаторских компенсационных систем. Все это является частью основной идеи, состоящей в том, что внимание к работникам, забота о них так же, как и интерес к производству, играют решающую роль в эффективном и умелом управлении. Мотивация работников к труду, что является ключом к успеху, не может быть достигнута без создания у них убеждения в том, что руководство действительно заботится о них. Ориентация руководителя на человека, применение политики «открытых дверей», консультирование со своими подчиненными, побуждение их к лучшему труду, реагирование на их личные нужды — такие методы дают исключительные результаты.

Чуткость к запросам клиентов и их удовлетворение. Одна из основных задач лидера-управленца — постоянное контролирование запросов и требований клиентов, способность строить планы и вводить инновации.

21 стр., 10356 слов

Социальный организм: роли, лидеры и группы

... Таким образом, всем вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Социальный организм: роли, лидеры и группы». Объектом курсового исследования, Предметом курсового исследования целью курсовой работы Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи : управление ...

Несомненно, создание и сохранение функциональной организационной культуры — одна из задач лидера-управленца. Считается, что эффективные культуры наделяют организацию особой компетентностью. Элементы эффективной культуры включают:

  • а) широко разделяемую философию;
  • б) внимание к индивидууму;
  • в) признание авторитета выдающихся людей;
  • г) веру в действенность ритуалов и церемоний;
  • д) осмысленное чувство неформальных правил и ожиданий;
  • е) убежденность в том, что все, что делают работники, важно для других.

Стратегический склад ума — одно из важнейших качеств социального лидера-управленца. Наличие выверенной концепции развития социальной системы, стратегического плана обычно оценивается как наличие «путеводной звезды».

С этой точки зрения, социальный управленец должен быть способен к объективной самооценке имеющихся возможностей, к выявлению «болезненных точек» собственной личности (интеллектуальных, эмоциональных, черт характера, физического и психического здоровья и т. п.) и к составлению личного плана работы над собой на протяжении всей жизненной карьеры. Определяющими на этом пути являются интеллектуальные способности, волевые качества и личная организованность.

Если управленец мотивирован к деятельности по самосовершенствованию — желает развивать свои физические, интеллектуальные, морально-психологические силы, наращивать собственные ресурсы деятельности, — а социальная организация приветствует такое стремление, то препятствий на этом пути нет. Технология выбора целей личной работы, планирования личного времени, переработки информации, самосовершенствования в целом сегодня хорошо известны, изложены в многочисленных учебниках и пособиях по личной тектологии, которые подбираются по вкусу и в соответствии с требованиями, предъявляемыми управленцу в данных конкретных условиях.

Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только не целесообразна, не конкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов — понятие не социальное, а в большей мере воспитательное, педагогическое. Поэтому подчеркнем еще раз, что необходимы специальные управленческие и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть Социально всеобщим, критерий отбора — степень одаренности, Профессиональной пригодности человека к будущей управленческой работе.

В свете требований управленческой революции в сферу социального управления, затем и в область социального руководства, должны прийти наиболее талантливые и нравственные люди — «цвет нации». Управленческий труд как наиболее сложная и ответственная разновидность общественного труда требует большой личной одаренности, разносторонней подготовленности, высокой ответственности, прежде всего, профессиональной, гражданской и нравственной. Такая ответственность, как известно, под силу только человеку неординарному, знающему цену собственной жизни и окружающих его людей. Она не может быть доверена «среднему человеку», так называемым троечникам, которые включаются в управление по воле случая, в силу карьерных соображений и других негативных факторов, ныне действующих, а не личных способностей, природной предрасположенности. Ошибки в выборе и продвижении управленческих лидеров очень дорого обходятся обществу. Поэтому «размер» личности-управленца, его «ценностные вершины», природные задатки, профессиональные и нравственные качества — предмет постоянной заботы всего общества, а выдвижение, формирование и поддержка лидеров социального управления — одна из наиболее актуальных задач.

96 стр., 47893 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА

... Лидерство может быть формальным (официальное руководство) и неформальным. Руководитель –наделен законной властью для воздействия на других (руководитель отдела, подразделения, староста учебных групп и пр.). Формальные лидеры связаны с официальной организацией и ... немецкой психологии конца XIX – начала ХХ в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Этот подход к теории лидерства ...

Таким образом, лидер социального управления — это особый тип лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Они направляют организации, людей, органы управления на достижение целей организации, побуждают действовать организованно и эффективно, возбуждают и объединяют энергию многих. Они умеют создавать «сильные организации», выбирать оптимальные методы решения проблем, принимать грамотные решения, осуществлять контроль на всех этапах управления.

Лидерство предполагает наличие и постоянное развитие в личности интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, стратегического мышления, сильной воли и т. п., что позволяет инновировать цели, выдвигать новые идеи для адекватного реагирования организации на изменения внешней и внутренней среды.

Лидер управленческого типа формирует свой стиль управления, совершенствует свою управленческую и организационную культуру на основе имеющихся социальных норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в том случае, если управленец делает это творчески, самостоятельно формируется лидер управленческого типа на основе единства личных и профессиональных качеств, способный решать новые неординарные задачи даже в условиях большой неопределенности.

1.2 Типология лидерства

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства. 2.Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 ,2010. — С.195.Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центро — эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом,идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

4 стр., 1722 слов

Лидерские компетенции и сценарный менеджмент: кто они — лидеры будущего

... лидер тренд мотивирование компетенция Светлана Иванова в своей статье «Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации», анализируя опыт и типичные ошибки компаний в определении лидерства, ... «менеджмент» [3] лидерские качества также были напрямую упомянуты: «В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной ...

Уманский Л. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3, 2008.,- С.136.

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера. По содержанию различают: лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами. По стилю различают:

  • Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие — «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально- пространственное положение лидера — внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле. Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера — по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится,возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. М. 2009. — С.203.По характеру деятельности различают: универсальный тип, т.е. постоянно проявляющий качества лидера;
  • ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации. Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров: 1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
  • 3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
  • 4)«служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).
    6 стр., 2794 слов

    Культ личности в теории и практике политического лидерства

    ... политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике, выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от индивидуальных качеств лидеров (хотя ...

    Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства Социально-гуманитарные знания. 2008.- №6. — С. 354.В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на: конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

    Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности. Лукичева Л.И./Управление организацией:учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации»/Лукичева Л.И.;под ред. Ю.П.Анискина.-3-е изд.,стер.-М.:Омега-Л,2006.- С. 360.

лидер управленческий авторитарный руководство

Глава 2. Роль лидера в управлении организацией в социальной сфере

2.1 Лидерские качества в управлении социальной организации

В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников различных сфер. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер — это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности. Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 2007.- С. 172.

Под лидерскими качествами лидера мы понимаем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций.

Лидер все-таки должен обладать какими-то качествами, отличающими его от других членов группы.

Перечень этих качеств необходимо составлять исходя из ситуационных переменных, среди которых выделяются: Социальные и демографические особенности группы. Специфика решаемых задач. Особенности профессионального взаимодействия и др. Структуры лидерских качеств организационного лидера:

1. Индивидуально-личностные качества

Знание и чувствование себя. Лидеру необходимо хорошо знать себя, уметь прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям. Чувствование себя, знание того, что человеку нравится и чего не хочется, являются важными элементами формирования адекватной Я — концепции, помогают ориентироваться на жизненном пути и понимать других людей. Эту идею развивал У. Беннис, отмечая, что знание своих сильных и слабых сторон и верность своим принципам являются важными качествами лидера.

Уверенность в себе. Адекватно высокий уровень самооценки лидера в сочетании с уверенностью в себе повышают его решительность в критических ситуациях и помогают при необходимости идти на риск. Уверенность в себе позволяет лидеру раздвигать границы своих возможностей и приобретать новый опыт. Эту идею обосновывал Б. Басс, который в 1981 году проанализировал десять ведущих исследований лидерства и подтвердил, что чувство уверенности в себе, а также уровень самооценки у лидера значительно выше, чем у последователей.

Активная жизненная позиция и стремление к лидерству. Активная жизненная позиция позволяет лидеру быть в центре событий, что необходимо для адекватной ориентации в ситуации. Стремление к лидерству и достижениям является фактором, необходимым для саморазвития и самосовершенствования лидера. Моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках. Лидер является носителем норм и ценностей группы, поэтому его поведение и мировоззрение должны быть согласованы с нормами общечеловеческой морали — справедливостью, честностью, ответственностью, надежностью и последовательностью в поступках. Б. Нанус это качество лидера называл как «высокая честность и цельностьхарактера».

Развитая лидерская Я — концепция. Мировоззрение лидера и характер его взаимодействия с последователями во многом определяется лидерской Я — концепцией, включающей в себя систему представлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с окружающими.

2. Организационно-управленческие качества

Обращенность в будущее и видение перспективы. Для того чтобы лидер мог вести группу за собой, он сам должен знать, куда идти. Для этого ему необходимо видеть перспективы деятельности группы. Это качество У. Беннис назвал как «направляющее видение».

Чувствительность к ситуации и гибкость поведения. Лидер часто является участником сложного процесса и находится на «арене», где действует огромное количество различных сил, многие из которых порой находятся за пределами его знания, понимания и контроля в настоящий момент. Поэтому чувствительность к ситуации, способность быстро в ней ориентироваться и принимать правильное решение необходимы организационному лидеру. Схожее качество Макс Депре называл «ситуативнойпроницательностью».

Способность создавать команду. Важным качеством индивида, определяющим успешность его становления в роли лидера, является умение притягивать к себе других (созидательными программами, идеями, идеалами) и создавать команду единомышленников. Формирование корпоративных целей и ценностей, а также контроль приверженности к ним последователей являются одними из важнейших задач лидера. Схожее качество лидера в более широком виде Б. Нанус назвал как «способность к построению организации».

Способность организовывать группу на решение поставленной задачи. Это качество является одним из фундаментальных для организационного лидера. Оно включает в себя умение распределять функции между членами группы, способность мотивировать и воодушевлять их на выполнение задачи, координировать работу и т. п.Мильнер Б.З./ Теория организации: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006.- С. 720.

Способность контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять. Это качество также обеспечивает успешность выполнения организационным лидером соответствующих управленческих функций.

Готовность поддержать в трудную минуту. Нежелание лидера оказать последователю поддержку в тех случаях, когда она очень значима и он способен это сделать, как правило, лишает его лидерского статуса и последователей. Этот эффект является производным от феномена Ф. Хейдера, согласно которому, если лидер воспринимается как человек, способный достичь результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, неспособным достичь желаемого, но предпринимающим явные усилия для достижения цели.

3. Социально-психологические качества

Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей. Лидерство является социальным феноменом и ориентировано на людей, поэтому видение других людей, чувствование их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер—последователи» во многом определяет успех организационного лидера. На значимость этого качества указывал Джеймс О’Тул.

Коммуникативная компетентность. Умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе является важным качеством лидера и обеспечивает успешность его организационно-управленческой деятельности. Схожее качество Джон Гарднер называл «навыками работы слюдьми».

Умение создавать условия для самореализации последователей. Умение создавать условия для самореализации последователей является основой для формирования доверия к лидеру и готовности последователей следовать за ним.

Справедливость. Лидер выступает координатором взаимоотношений в коллективе и должен быть объективен и справедлив в оценке действий и поступков других людей.

Способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за групповую деятельность. Лидер является представителем группы, поэтому способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за внутригрупповую деятельность является важным качеством организационного лидера. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии социального лидера в повседневной работе. М. 2010. — С. 166.

2.2 Совершенствование лидерских качеств в управлении организацией

Совершенствование лидерских качеств очень актуально в наше время и для организаций и для государства, так как только лидер и его лидерские качества могут направить страну на правильный путь развития.

Лидерство помогает организациям совершенствоваться, выходить на новый уровень их возможностей. Лидерство дает волевой импульс для развития организации. И если руководитель обладает хорошими навыками лидера, то данная организация сможет противостоять всем неприятностям и успешно развиваться.

Если руководитель не учитывает роль лидерства, то это может привести к пагубным последствиям не только для него, но и для организации в целом. Таким образом, необходимо воспитывать, поощрять и развивать качества лидера у своего персонала, причем не только в аппарате управления, но и у простых рабочих и служащих.

Совершенствование лидерских качеств, происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил. Человек развивается и учится всю свою жизнь, так и руководитель все время совершенствует свои лидерские качества и поведение для наиболее эффективного управления организацией.

Организация — социотехническая система, где люди работают совместно ради достижения общих целей. Функционирование любой организации предполагает осознание всеми сотрудниками (а не только руководством) целей и ценностей организации и их участие в разработке политики организации.

Социальная организация требует яркого лидерского мышления готового к расширению, изменению, развитию. В такие периоды для организации самое главное — это видение, яркие картины будущего, именно в них содержится главная центростремительная сила, дающая энергию для переживания изменений и прохождения любых сложных путей развития.

В наше время существуют различные тренинги, семинары, программы, направленные на совершенствование лидерских качеств, как руководителей, так и сотрудников.Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. М. 2010. — С. 167.

Лидерство можно развивать и на коллективном уровне, укрепляя взаимодействие и совершенствуя координацию усилий отдельных лидеров в социальной сфере, посредством которых они влияют на работу организации. В связи с этим следует различать понятия «индивидуальное развитие лидерских навыков» и «развитие лидерства как организационной культуры». В первом случае речь идет о работе с конкретным индивидом — о формировании личностных качеств, которыми должен обладать лидер, о выработке соответствующих моделей поведения, способов мышления и восприятия. В случае же, когда говорится о развитии лидерского потенциала на уровне организации (о воспитании «культуры лидерства»), имеются в виду определенные аспекты групповой динамики. Сюда входят межличностные отношения в коллективе, процессы социального влияния и социальное взаимодействие между данным коллективом и другими группами в организации. Формы развития лидерского потенциала могут оказывать взаимное влияние друг на друга.

Развитие лидерского потенциала на коллективном уровне может строиться на основе индивидуального формирования лидерских качеств сотрудников, причем не только занимающих руководящие должности, но и подчиненных. Помимо этого, такое развитие предполагает укрепление межличностного взаимодействия в команде. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. М. 2010. — С. 167.

Заключение

Лидер социального управления — это особый тип лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Они направляют организации, людей, органы управления на достижение целей организации, побуждают действовать организованно и эффективно, возбуждают и объединяют энергию многих. Они умеют создавать “сильные организации”, выбирать оптимальные методы решения проблем, принимать грамотные решения, осуществлять контроль на всех этапах управления.

Лидерство предполагает наличие и постоянное развитие в личности интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, стратегического мышления, сильной воли и т. п., что позволяет инновировать цели, выдвигать новые идеи для адекватного реагирования организации на изменения внешней и внутренней среды.

Социальный лидер управленческого типа формирует свой стиль управления, совершенствует свою управленческую и организационную культуру на основе имеющихся социальных норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в том случае, если управленец делает это творчески, самостоятельно формируется лидер управленческого типа на основе единства личных и профессиональных качеств, способный решать новые неординарные задачи даже в условиях большой неопределенности.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и правление изменениями.

Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения).

В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства. Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyiy-lider-upravlencheskogo-tipa/

Абрамова М.А., Александрова Л.С. Основы социального лидера. М., 2004. — 613 с.

Армстронг М. Основы социального лидерства. М., 2008.- 234 с.

Бизюкова И.В. Кадры управления. Подбор и оценка: Учебное пособие. М., 2010. — 132с.

Бункина М.К. Теория управления: Учебное пособие. М.: ДИС, 2009. — 529 с.

Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М,

2005. — 139с.

Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. М. 2010. — 167с.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный лидер. М., 2009.- 212 с.

Гличев А.В. Теория социального управления. М., 2004. — 543 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 2007.- 172 с.

Жуков Е.Ф. Общая теория управления. М.: Инфра — М, 2008. — 634 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 2009. — 234с.

Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии социального лидера в повседневной работе. М. 2010.- 165с.

Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3, 2007. — 67с.

Лукичева Л.И./Управление организацией:учеб.пособие по специальности «Социальная организации»/ М.:Омега-Л,2006.-360с.

Лукашевич Н.П. Теория и практика лидера в социальных организациях. Киев, 2008.- 141 с.

Маршалл Лоуб, Стивен Киндел Лидерство для «чайников» -М.: «Диалектика», 2005. — 384с.

Мильнер Б.З. / Теория организации: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М,2006.- 720 с.

Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 2005. — 211с.

Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2008. — 126с.

Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства Социально-гуманитарные знания. №6.- 2008. — 109с.

Тихонов А.К. / Журнал: Вестник НЛП №25. «Лидерство»,2009. — 87с.

Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М. 2008, — 194с.

Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002. — 235с.