Понятие социальной группы. Виды социальных групп

Курсовая работа

Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную функции.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития.

Практически-политическая функция социологии реализуется в том, что она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами.

Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.

Только общество, в основе функционирования которого лежат принципы социальной стабильности, социального порядка, социальной ответственности, имеет историческую перспективу. И эта историческая перспектива может быть реализована основе социологической науки.

Понятие социальной группы — одно из наиболее важных понятий для социологии, с этой точки зрения его можно сопоставить с такими социологическими понятиями, как социальная структура и социальный институт. В силу этого исследование понятия социальной группы и их видов является актуальным и востребованным.

Цель работы: исследование понятия социальной группы и видов социальных групп.

Задачи работы:

  • изучить понятие социальной группы;
  • исследовать виды социальных групп.

Метод исследования: анализ учебных пособий и научных публикаций по социологии.

Предмет исследования: понятие социальной группы, виды социальных групп.

В работе были использованы научные публикации А. Н. Елсукова, Е. А. Коростелевой, С. В. Назаренко, С. С. Новикова, В. А. Поликарпова, С. С. Фролова, а также ряд других источников.

1. Понятие социальной группы

По мере развития общества происходит процесс социальной дифференциации, что выражается в усложнении социальной структуры. Под социальной структурой общества понимается “… совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные общности и группы людей по поводу условий их жизнедеятельности”. [5, с. 141]

13 стр., 6130 слов

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, ...

... через посредство малой группы и межличностного общения. Именно поэтому для своей курсовой работы выбрал тему «социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом» кроме того, психологический анализ больших социальных групп даёт возможность более ...

Основными элементами социальной структуры могут являться индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе из статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система.

Социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, двухсторонней связи его элементов, основными их которых являются малые и большие группы, в том числе семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности и т. д. Подчеркнем, что все эти элементы переплетены сложными, многообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями

Специфика социальной структуры состоит в том, что каждый элемент представляет собой относительно самостоятельную социальную подсистему с присущей ей внутренней структурой.

Отметим, что понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними.

В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Главными элементами социальной структуры являются:

  • взаимодействующие друг с другом индивиды;
  • образуемые людьми социальные общности (группы, классы, страты и др.);
  • сложившиеся в обществе социальные институты.

Под социальной группой понимается «… объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными соци­альными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью» [2, с. 100].

Е. А. Коростелева подчеркивает: “Социальная группа — любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста” [4, с. 943].

Она же отмечает следующие внешние отличительные признаки социальной группы:

  • статика существования социальной группы проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме;
  • социалдьная группа характеризуется определенным набором социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом;
  • социальная группа имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками. [4, с. 943]

Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:

3 стр., 1161 слов

Социальная структура Красноярского края

... изучение основных тенденций социальной структуры Красноярского края. Для этого решим следующие задачи: изучим теоретические аспекты социальной структуры общества; охарактеризуем особенности социальной структуры Красноярского края. Работа состоит из ... узком - деление общества на социальные группы и их связь между собой. Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что ...

  • в социальной группе должно происходить более или менее устой­чивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;
  • социальная группа должна быть достаточно однородной по сво­ему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными;
  • социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.

Социологи выделяют три основные черты, присущие всем социальным группам: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

Отметим, что значимость социальной группы для индивида заключается, прежде всего, в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе разделения труда.

По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции:

1) они участвуют в социализации, то есть способствуют тому, что человек усваивает навыки социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности;

2) они способствуют организации совместной деятельности людей, то есть выполняют инструментальную функцию;

3) они также могут выполнять поддерживающую функцию — в том случае, если люди объединяются в трудной ситуации или для реше­ния проблемы, которую в одиночку они разрешить не могут;

4) группы выполняют эмоциональную функцию, давая их членам возможность удовлетворить свои эмоциональные потребности (потребности в тепле, уважении, понимании, доверии, общении и т. д.) [8].

Социальная группа — одна из основных составляющих социальной структуры. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными груп­пами определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит — согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

Особенно важную роль при таком рассмотрении играют большие социальные группы, то есть нации, религиозные, профессиональные, половые и возрастные группы, классы, расы, политические партии и общественные организации, между которыми складываются опреде­ленные социальные отношения, имеющие как негативный, так и пози­тивный характер.

С точки зрения больших социальных групп структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг друга представлений.

Подчеркнем, что скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Группы создаются для того, чтобы содействовать достижению определенных целей, желательных для всех их членов.

Группа очень важна для человека, поскольку именно она обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценно­сти благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми — чле­нами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопос­тавляет себя обществу, это происходит обычно оттого, что он пере­нял ценности своей группы.

14 стр., 6598 слов

Особенности социального обслуживания детей

... личности. Глава 1. Организация социального обслуживания детей 1.1 Государственная форма обслуживания детей Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется ... диагностики и социальной реабилитации; отделение социально-правовой помощи; отделение перевозки несовершеннолетних; семейная воспитательная группа; социальная гостиница. ...

Кроме того, группа оказывает влияние и на личностные качества человека, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют от­ношения к общественному измерению человеческого существования: интересы, характер, речь, мышление. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками.

В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведе­на к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. Мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по при­надлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их от­ношения к спорту, к искусству и т. д.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наи­большей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию [2, с. 101].

Таким образом, группа характеризуется своей структурой, функционированием и динамикой.

Социальной группе присущи следующие свойства:

  • социальная интеракция- активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое;
  • стигматизация- «наклеивание ярлыков», по которым распознается членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (узнаваемый образ в массовом сознании по характерным признакам);
  • сигнификация- коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем, «кодов» (сленг, общие названия, одежда, внешняя символика, особые ритуалы, манеры и т.д.);
  • хабитуализация- то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе (стиль жизни данной группы, коллективные привычки, повседневные обыкновения);
  • идентификация- отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т. д.) [9].

Социальная группа – это совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. В силу этого структура группы определяется ролевым поведением.

Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основных блока:

  • достижение основной задачи, стоящей перед группой;
  • консолидирующее воздействие, выполняемое фор­мальными или неформальными лидерами;
  • дисгармонические дей­ствия, предпринимаемые какой-то частью группы или отдельны­ми ее членами.

На этом основании можно выделить следующие роли.

Роли консолидации группы:

  • информатора (четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы):
  • гармонизатора (руководитель или член группы выступает посредником между конфликтующими участниками группы);
  • привратника (активизатора более пассивных членов группы, раскрытие их внутренних потенций).
    14 стр., 6510 слов

    Исследование лидерства и роли лидера в социальных группах

    ... в социальных группах и их разновидность, а также выявить факторы, влияющие на эффективность работы группы; 2. Исследовать феномен лидерства, рассмотреть концепции лидерства; 3. Исследовать роль лидера и руководителя в социальных группах и дать рекомендации по управлению группами в организации. ...

Роли дисгармонизации группы:

  • блокирование (члены группы не согласны с теми задача­ми, которые ставятся перед ними);
  • агрессивность (постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы);
  • неадекватное стремление к признанию (болезненное стрем­ление все время находиться в центре внимания);
  • абсентеизм (демонстративное безразличие ко всему происхо­дящему в группе, устраненность от коллективных мероприятий);
  • доминирование (стремление занять лидирующее положе­ние в группе при отсутствии необходимых для этого качеств);
  • беспомощность (культивирование своей слабости, стрем­ление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оправдать свои лень и недееспособность).

Отметим, что выполнение этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, поскольку любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсегда данное. В начальной стадии функционирования нового коллектива группа формируется, достигает определенной стадии своей зрелости. В процессе длительного функционирова­ния группа может распадаться из-за возникших в ней конфликт­ных ситуаций или вновь поставленных задач [3, с. 67-68].

Таким образом, социальная группа – это совокупность людей, для которых характерно:

  • взаимодействие друг с другом;
  • идентичность, т. е. осознание своей принадлежности к данной группе;
  • членство, т. е. входящие в группу считаются ее членами, причем как самими входящими, так и другими людьми;
  • устойчивость взаимосвязей;
  • определенная степень организованности.

2. Виды социальных групп

Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой соиальной группы: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам.

Таким образом, типология социальных групп может строиться по различным основаниям. Так, в обществе различают:

  • первичные группы, ориентированные на взаимосвязи между людьми (семья) и вторичные группы, ориентированные на определенную цель (фирма);
  • малые группы, находящиеся обычно в диапазоне от 2 до 20 человек (студенческая группа) и большие группы (нация);
  • формальные группы (высшее учебное заведение) и неформальные группы (компания друзей);
  • референтные группы.

Подчеркнем, что существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые различаются по самым разным критериям. Можно классифицировать социальные группы по следующим трем показателям.

Так, по степени устойчивости различают:

  • кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером образования и слабым взаимодействием между людьми (квазигруппы);
  • группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс, студенческая группа);
  • устойчивые общности (нации, классы).
    5 стр., 2429 слов

    Семья как социальная общность и сфера бытия человека

    ... наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются. Семья как социальная общность реализует свое бытие через определенные виды отношений, в том числе социально-биологические, ...

По размерам следует выделить группы:

  • большие социальные общности, т. е. группы, существующие в масштабах страны в целом;
  • средние социальные общности (жители города, трудовой коллектив);
  • малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, прежде всего, семью. [3, с. 68-69]

Наиболее важным в социологии представляется деление на малые, сред­ние и большие социальные группы.

Малая группа имеет следующие сущностные признаки:

1) она включает в свой состав ограниченное число лиц, как правило, от 2 до 7;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуют в течение определенного времени, но всегда более чем в рамках одной встречи;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми остальными членами; как следствие этого, число связей в группе увеличивает­ся в геометрической прогрессии, когда число ее членов увеличи­вается в арифметической прогрессии;

4) члены малой группы осознают свою принадлежность к ней (Р. Мертон);

5) благодаря постоянству контактов каждый член группы создает определенное представление об остальных членах группы, доста­точно индивидуальное, чтобы реагировать на него в соответствии с этим впечатлением во время встречи или после нее (Р. Бейлз);

6) члены группы имеют общие цели;

7) как правило, члены группы вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности [2, с. 106].

Отметим, что в группе может иметься лидер, который выполняет организующие функции.

Таким образом, для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда и др.) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы.

Связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непремен­но влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой груп­пы — 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5-7 или примерно 20 чело­век.

Социологические исследования показывают, что размер большин­ства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превы­шается, то группа распадается на подгруппы («фракции»).

Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, следова­тельно, меньше вероятность, что она распадется.

Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения.

При этом различают две главные разновидности малых групп:

  • формальные группы, которые создаются специально и действуют согласно определенному административно-правовому порядку;
  • неформальные группы, естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий.

Малая группа, в свою очередь, распадается на ряд подгрупп: диады, триады и квадры. Данные понятия предназначены не только для того, чтобы описывать внутренние отношения между членами группы, но также для того, чтобы формально представлять конкретные взаимо­действия между ними.

6 стр., 2855 слов

Здоровье человека — социальная ценность

... как социальная ценность - это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в ...

Иными словами, диада, триада и квадра могут указывать на наличие как стабильного, так и случайного, ситуативно обусловленного отношения, вызванного к жизни актуальными, сиюминутными потребностями.

Двумя основными разновидностями подгрупп внутри малых групп являются диада (два человека) и триада (три человека).

Диада характеризуется более интимными отношениями; диадические отношения в большей степени располагают ее участников к раз­витию чувств по отношению друг к другу. Для триады в меньшей степени характерны интимность и эмоциональность. Если в диаде возможны обычные согла­сие и несогласие относительно какого-то вопроса, а разрешение кон­фликта основано исключительно на умении убеждать, то в триаде конфликт — это чаще всего конфликт меньшинства (одного челове­ка) и большинства (двух человек).

Диада менее устойчива: если из нее уходит один из участников, то она непременно распадает­ся. В триаде менее возможно доминирование одного члена над дру­гими, так как те, над кем доминирует этот человек, могут объединиться.

Выделяют несколько разновидностей малых групп:

  1. Открытые группы строятся на основе равноправия индивидов. Все имеют одинаковое право участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений. Для членов группы характерна свободная смена ролей. Преобладает неформальное общение;
  2. Для групп закрытого пирамидального типа характерна иерар­хическая организованность. Обмен информацией предопределяется положением индивида: «сверху», как правило, «спускаются» приказы, а снизу поступают отчеты об их выполнении. Каждый из членов группы четко знает свое место и выполняет строго определенные функции. В таких группах наблюдается высокая степень организованности, для них характерны порядок и дисциплина;
  3. В случайных группах люди имеют собственные цели, обычно не совпадающие с целями других людей, решения принимаются каждым из них самостоятельно. Однако их объединяют неформальные связи, которые помогают сохранить группу. Преодоление препятствий осу­ществляется в основном за счет инициативы и творческого потенциа­ла каждого из ее членов;
  4. В группах синхронного типа также наблюдается определенная разобщенность, касающаяся способов действия и других их характе­ристик. Однако все члены группы имеют одну цель, которую они со­вместно преследуют.

Подчеркнем, что взаимодействия внутри группы также могут иметь разный харак­тер. Выделяют следующие их разновидности:

1. Взаимодействия в малой группе могут быть организованными или неорганизованными. При неорганизованных интеракциях можно говорить об отсутствии связей между индивидами, так как их взаимо­действия и ожидания еще не сформированы в достаточной степени.

Организованные интеракции могут быть основанными на разных принципах. Во-первых, они могут быть солидарными, то есть основан­ными на добровольном согласии и сотрудничестве. Во-вторых, они могут быть антагонистическими, то есть основанными на принужде­нии. Наконец, в-третьих, они могут быть смешанными, то есть основан­ными на обоих принципах.

2. Взаимодействия бывают односторонними и двусторонними. Двусторонние взаимодействия предполагают одинаково сильное взаимодействие обоих участников друг на друга. При одностороннем взаимодействии один из участников оказывает более сильное влияние на другого [2, с. 107-108].

Средние группы — это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельнос­тью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контак­те. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, со­вокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

4 стр., 1648 слов

Социальная защита работников

... миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ Стабилизация экономики, рост конкурентов заставляет руководство компаний ... социальной защиты членов профсоюзов. Различные благотворительные фонды многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей-сирот (только при живых родителях их в стране насчитывается 1 млн. человек), ...

Сред­ние группы часто называются социальными организациями, в этом случае акцент делается на наличии иерархии внутри группы.

Отметим, что в средних и особенно в малых группах могут быть выделены фи­гуры лидера и аутсайдера. Лидер — это лицо, обладающее максимальным авторитетом; с его мнением считаются все члены группы. Аутсайдер, соответственно, — это лицо с наименьшим авторитетом; его частично или полностью исключают из процедуры принятия ре­шений. Очевидно, что лидер в группе один, аутсайдеров может быть несколько.

Под большими группами понимаются «… совокупности людей, которых объединя­ет, как правило, один социально значимый признак (принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, на­циональность, сексуальная ориентация и т. д.).

Большие социальные группы в социологии называются также социальными общностями» [2, с. 102-103].

Отметим, что члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Точнее, конкретный член группы никогда не вступает в кон­такт со всеми членами группы; контакты с некоторыми членами груп­пы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату.

Очень близкой к разделению групп на малые, большие и средние является классификация, различающая первичные и вторичные груп­пы. Впервые это разграничение ввел американский социолог Ч. Кули.

Первичные группы — это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказываю­щие большое влияние на индивида. В таких группах взаимодействие между людьми является тесным и непосредственным. Последний при­знак играет определяющую роль для определения первичной группы.

Первичные группы — это обязательно малые группы. Возникают первичные группы, как правило, в тех случаях, если люди по каким-то причинам вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом (например, в семейной жизни, в рабочем коллективе).

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индиви­дами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторич­ной группы также не наблюдается, хотя такая группа — при условии усвоения групповых ценностей индивидом — может оказывать на него сильное влияние.

Для вторичных групп совершенно обычна такая орга­низация, которая не предполагает непосредственного взаимодействия между их членами (то есть каждого члена с любым другим членом).

К группам этого вида относятся, как правило, средние и большие группы.

Существуют и другие классификации групп. В частности, группы бывают формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавли­ваются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.).

Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои осо­бые функции. Эти функции не существуют сами по себе: они воплоща­ются в виде предписаний, содержащихся в инструкциях и других нор­мативных актах.

4 стр., 1797 слов

Человек, как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке

... человека? Как соотнести сведения, полученные в процессе естественнонаучного познания, с собственно философским постижением человека? 1.Общее понятие человека Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. ... однако, показало: достоинство любой социальной доктрины непосредственно связано с тем, в какой мере она соотнесена с человеком. Заговорили о примитивном ...

Отметим, что взаимодействие в формальных группах нередко носит обезли­ченный характер. Это обусловлено в первую очередь необходимос­тью сохранения жизнеспособности социальной группы. Если кто-то из ее членов выбывает из игры, то на смену ему может прийти любой другой человек, поскольку в формальных группах важны не столько индивидуальные качества, сколько способность выполнять опреде­ленные функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется глав­ным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера. Отношения внутри неформальной группы регулируются внутренними факторами.

Неформальная группа формируется в основном за счет стремле­ния отдельных людей к контакту. Между членами неформальной группы естественным образом устанавливаются эмоциональные отношения, основанные на любви, дружбе, привязанности, доверии.

Естественно, это не означает, что неформальные группы исключают негативные (нена­висть, зависть) или агрессивные эмоции (стремление соперничать).

Од­нако эти чувства обязательно должны сочетаться с положительными, уравновешиваться ими; если этого не происходит, то группа распада­ется, Тем более, что формальных факторов, которые обеспечивали бы ее цельность вопреки существующим разногласиям, нет или практи­чески нет.

Отметим, что «правила игры» в неформальных группах устанавливаются сами собой в процессе взаимодействия людей. Конечно, они находятся под влиянием норм и ценностей, которые эти люди получили в рамках других взаимодействий. Однако нередко случается, что группа выраба­тывает ценности и нормы, которые заметно отличаются от тех, которые они разделяли раньше. Группа может выработать ценности и нормы, которые будут оппозиционны по отношению к ценностям и нормам более широких общностей.

Подчеркнем, что в то же время в любой формальной группе нередко возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы [2, с. 103-104].

В социологии выделяют также реальные и социальные группы (в узком значе­нии).

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реаль­но существующему в действительности и осознаваемому самим но­сителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т. д.

Социальные группы (социальные группы в узком значении, или социальные категории) это группы, которые выделяются, как пра­вило, для целей социологических исследований на основании случай­ных признаков, не имеющих особой социальной значимости.

К примеру, социальной группой будет вся совокупность матерей-одиночек; вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т. п. Как пра­вило, принадлежность к такой группе не осознается ее членом и край­не редко может стать основой для консолидации, то есть возникнове­ния тесных внутригрупповых связей.

Вместе с тем, признаки, положенные в основу выделения социальной категории, могут быть тесно связанны­ми с признаками членов реальных групп (например, люди с очень вы­соким уровнем дохода не пользуются общественным транспортом).

Выделим и такую социальную группу, как коллектив. Это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности.

Коллектив реализует следующие функции

  • предметную решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную сочетание интересов индивида и общества.

Группы бывают также интерактивными и номинальными. Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т. д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов дей­ствует относительно независимо от других. Для них более характер­но косвенное взаимодействие. Конечно, это не означает, что они не координируют свои мнения и способы поведения. Однако это осу­ществляется лишь время от времени. В качестве примера можно при­вести большие социальные группы вроде национальных сообществ. Члены таких групп живут своей собственной жизнью, вопрос же о согласовании поведения или мнения возникает лишь в редких случаях, когда возникают проблемы, затрагивающие интересы всех членов дан­ной группы.

Заметим, что, по всей видимости, в реальном взаимодействии следует сочетать как принципы, лежащие в основе номинальных групп, так и принципы действия интерактивных групп. По крайней мере, на этапе синтеза по­лученной информации более эффективной оказывается модель интерактивной группы, тогда как в процессе сбора информации больше результатов приносит модель номинальной группы [2, с. 104-105].

Необходимо выделить также референтную группу. Таковой считается группа, которая в силу авторитета для индиви­да способна оказывать на него сильное влияние.

Референтной называют социальную группу, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Поэтому эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя.

Понятие референтной группы, как отмечает Г. С. Антипина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения;

2) группа, на которую ориентируются в действии;

3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, т. е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно.

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

  • по выполняемым функциям — нормативная и сравнительная референтные группы;
  • по природе своего существования — реальные референтные группы и идеальные референтные группы;
  • в соответствии с согласием либо отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) референтные группы [6].

Таким образом, «… референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций» [7].

Отметим также, что каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Такие группы будут считаться ингруппами, т. е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы».

Другие группы, к которым не принадлежит индивид — другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, — будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».

Таким образом, ингруппа – это группа, которую индивид считает своей, т. е. соотносит себя с ней, считает себя принадлежащим ей.

Аутгруппа

При этом, «… в современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться» [10].

Отметим, что в зависимости от объединяющих ценностей можно выделить социальные группы:

  • односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая, религиозная группа, профессиональный, политический или научный союз);
  • многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких ценностей: семья, община, нация, социальный класс [1].

Отметим, что в реальной жизни мы часто сталкиваемся с такими совокупностями людей, которые не могут быть признаны социальными группами в полном смысле этого слова, хотя и являются реальными, четко отграничивае­мыми от других совокупностей людей общностями. Такие общности получили в социологии название «квазигрупп».

К таким общностям относятся толпа, аудитория и социальные круги. Ни одна из них не имеет целей, которые могли бы объединить людей на длительный пе­риод времени, и ни одна из них не существует длительное время, доста­точно для того, чтобы люди нашли такие цели.

Признаками квазигруппы являются: а) спонтанность образования; б) не­устойчивость взаимосвязей; в) односторонность взаимодействия (либо восторг, либо протест, либо прием информации); г) кратковременность совместных действий.

Таким образом, «… квазигруппы — это совокупности людей, которые не харак­теризуются устойчивостью связей между ее членами, а следовательно, не имеют общих норм, ценностей и традиций» [2, с. 113].

Вместе с тем, не следует проводить слишком жесткой границы между квазигруппами и другими, более структурированными социальными общностями. По сути, на основе квазигруппы могут сформироваться более устойчивые и более структурированные группы.

Толпа представляет собой общность, которая формируется слу­чайно или почти случайно при наличии общего объекта интереса, ко­торый, как правило, имеет четкую пространственную локализацию. Толпа не имеет внутренней организации, единственное, что ее объе­диняет и придает ей хотя бы какую-то целостность, — это общий инте­рес. Как только предмета для интереса больше нет, толпа постепенно начинает разру­шаться.

Толпа характеризуется рядом признаков:

  • повышенной внушаемостью (люди в толпе с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства);
  • анонимностью (индивид не выделяется из толпы, чувствует себя в ней неузнанным и незначительным);
  • спонтанностью (люди в толпе не задумываются над своими действия­ми, поскольку их поведение зависит от эмоций);
  • неуязвимостью (анонимность приводит к отсутствию социального контроля, и по этой причине каждый снимает с себя ответственность за негативные последствия действия толпы).

Аудитория это более или менее случайно возникшая квази­группа, объединенная общим интересом — источником информации. Другими словами, аудитория возникает только в связи и по поводу массовой коммуникации. Однако, в отличие от обычного общения, ауди­тория не имеет возможности воздействовать на источник информа­ции.

Публика это квазигруппа, которая может быть рассмотрена как разновидность аудитории. В отличие от аудитории, публика — это со­вокупность людей, которые объединены какими-то общими признака­ми (ценностями, интересами, образованием и т.д.).

Если аудитория фор­мируется случайно, то публика — это идеальный адресат сообщения в массовой коммуникации.

Социальные круги это общности людей, которые возникают исключительно для целей обмена информацией. Примером социального круга могут служить люди, которые собираются в одном чате. Как правило, тема общения в таких случаях крайне ограничена (это может быть искусство, секс, спорт, политические события), а люди не вступают в более тесные контакты, не вырабатывают общих целей, кроме приятного времяпрепровождения [2, с. 113-115].

Таким образом, типология социальных групп может строиться по различным основаниям, однако в любом случае она отражает объективно существующую сложность феномена под названием общество.

Заключение

Вследствие развития общества происходит процесс социальной дифференциации, что выражается в усложнении социальной структуры, под которой понимается совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные общности и группы людей по поводу условий их жизнедеятельности.

Главными элементами социальной структуры являются: взаимодействующие друг с другом индивиды; образуемые людьми социальные общности (группы, классы, страты и др.); сложившиеся в обществе социальные институты.

Социальной группой является объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными соци­альными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью.

Социальная группа – это совокупность людей, для которых характерно: взаимодействие друг с другом; идентичность (осознание своей принадлежности к данной группе); членство (входящие в группу считаются ее членами, причем как самими входящими, так и другими людьми); устойчивость взаимосвязей; определенная степень организованности.

Типология социальных групп может строиться по различным основаниям.

Так, различают первичные группы, ориентированные на взаимосвязи между людьми и вторичные группы, ориентированные на определенную цель.

По степени устойчивости различают: кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером образования и слабым взаимодействием между людьми (квазигруппы); группы средней устойчивости; устойчивые общности (нации, классы).

По размерам выделяют большие социальные общности (группы, существующие в масштабах страны в целом); средние социальные общности (жители города, трудовой коллектив); малые социальные общности, или малые (первичные) группы.

Группы бывают также формальные и неформальные, референтные, интерактивные и номинальные, реальные и социальные группы (в узком значе­нии), ингруппы и аутгруппы.

Типология социальных групп может строиться по различным основаниям, однако она всегда отражает объективно существующую сложность феномена под названием общество.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-gruppyi-diplomnyie-rabotyi/

1. Взаимодействия в социальных группах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru:443/4_21699_vzaimodeystviya-v-sotsialnih-gruppah.html

2. Дьячук, И. А. Социология для студентов вузов / И. А. Дьячук, М. А. Коргова, Ф. А. Шебзухова; отв. ред. М. А. Коргова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.

3. Елсуков, А. Н. Социология: краткий курс: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А. Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 128 с.

4. Коростелева, Е. А. Социальная группа / Е. А. Коростелева // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 943.

5. Назаренко, С. В. Социология: Учебное пособие / С. В. Назаренко. — 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009, — 496 с.

6. Новикова, С. С. Социология: история, основы, институционализация в России / С. С. Новикова. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

7. Поликарпов, В. А. Референтная группа / В. А. Поликарпов, Л. И. Науменко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://voluntary.ru/

8. Смелзер, Нейл. Социология / Нейл Смелзер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yakov.works/lib_sec/18_s/sme/lzer_1.htm#3

9. Социальная группа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.net:443/2_56889_sotsialnaya-gruppa.html

10. Фролов, С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: