Постоянное возрастание доли пожилых во всем мире становится серьезной социально-демографической тенденцией большинства развитых стран. Проблемы со здоровьем, психологическая и социальная неустроенность, ухудшающееся качество жизни пожилых людей — вот неполный список направлений социальной помощи пожилым людям. Все это обусловливает актуальность данной курсовой работы.
Объектом исследования являются проблемы пожилых людей.
Предметом является диагностика социальных проблем пожилых людей социальными службами, в частности специалистом по социальной работе.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также анализ методов их диагностики.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
— изучение литературы по данной теме;
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-diagnostika-2/
— определение основных социальных проблем пожилых людей;
— анализ сущности и методов диагностики социальных проблем пожилых людей;
— проведение практической диагностики социальных проблем пожилых людей.
Проблема исследования: подбор оптимальных методов и форм социальной работы по преодолению социальных проблем пожилых людей.
Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных учёных по этой проблеме. Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебные пособия.
1.1 Медицинские проблемы в пожилом возрасте
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей [43, 147]. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [12, 33]
В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75-89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше [5, 17].
Социальная реабилитация пожилых людей
... группа в социальной работе. Предмет исследования - социальная реабилитация пожилых людей. Цель исследования - изучить проблемы и особенности социальной реабилитации пожилых людей. Задачи исследования: Рассмотреть теоретическую сущность реабилитации; 2.Охарактеризовать пожилых людей как социальную группу; 3.Проанализировать основные формы реабилитационного обслуживания граждан пожилого возраста. 1. ...
В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).
К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.
Процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту. Наблюдается постоянный рост числа старых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.
Высокий показатель потребности пожилых людей в медико-социальной поддержке, по мнению А.И.Егорова, — явление совершенно закономерное [13, 14]. В процессе старения снижаются адаптационные возможности организма, создаются уязвимые места в системе его саморегуляции, формируются механизмы, провоцирующие и выявляющие возрастную патологию. С увеличением продолжительности жизни увеличивается заболеваемость. Болезни приобретают хронический характер с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления [6, 57].
Общее состояние здоровья и физическое благополучие старых людей меняются в зависимости от возраста. Параллельно с возрастом нарастает процент лиц с нарушенным здоровьем, а также лиц, прикованных к постели. И все-таки, по данным польских геронтологов, 66% лиц старше 80 лет сохраняют свое здоровье в такой мере, что могут обходиться без посторонней помощи в повседневной жизни [26, 112]. Интересно, что среди совершенно здоровых людей преобладают мужчины. Это связано с тем, что мужчины живут меньше женщин, т.е. до глубокой старости доживают самые здоровые люди.
Причинами нарушения здоровья и последующей беспомощности в старости не всегда являются лишь типичные для старческого возраста болезни. Большую роль играют болезни, приобретенные в средние и даже молодые годы, недостаточно активно леченные, принявшие хронический характер. Обычно такие заболевания прогрессируют медленно и достаточно поздно становятся причиной тяжелого нарушения здоровья старого человека. Другие болезни могут начаться в пожилом и старческом возрасте и протекать тяжело, приводя человека к инвалидности. В связи с этим становится понятным такое внимание древних геронтологов к пропаганде здорового образа жизни и профилактике старения с молодых лет. Старость можно избавить от страданий и огорчений при условии, что человек вступит в этот период жизни в как можно более хорошем состоянии здоровья, сохранит и продолжит гигиенические навыки, приобретенные в молодом возрасте.
Типичными недомоганиями старческого возраста являются болезни, обусловленные изменениями органов в связи с самим процессом старения и присоединяющимися дегенеративными процессами [39, 130].
Старческая немощь — это состояние, когда человек в результате длительной хронической болезни становится неспособным выполнять повседневные функции, которые необходимы для нормальной самостоятельной жизни [39, 135]. Это состояние еще называют «старческой жизненной несостоятельностью». Такое состояние уже требует постоянной опеки и помощи; немощный старый человек не может жить один, он должен быть либо в окружении своих близких, готовых ухаживать за ним, несмотря на все трудности, или переходить на жительство в дом для престарелых. Старческая немощь может быть обусловлена психическим или физическим дефектом (маразмом), но чаще — совместным влиянием того и другого.
V002880 Сновидения и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу
... спящего человека в бодрствующего. Фрейд констатирует чутким различие между содержанием сновидения и его потаенными мыслями (сюжетом сновидения), и полагает, что сущность снов является процедурой работы сновидения, а не его источник. Если же путают сновидение с его ...
1.2 Социальные и психологические проблемы
Изменение социального статуса
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.
Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности — все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.
Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача — это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, «растягивание» событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо «растянутости» событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности одной из сфер жизнедеятельности [16, 33].
Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем — отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, движение времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным [38, 75].
Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, или нищету, или бесприютность) драма невостребованности — нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности [45, 12].
Одиночество пожилых людей и социальная работа с ними
... одиночества пожилых людей; проанализировать возможности социальной работы по решению проблемы одиночества людей пожилого возраста; дать характеристику одиночества, как одной из острых социальных проблем пожилых людей. Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем. Во-первых, проблема одиночества у людей пожилого возраста ...
Потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, — общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие, у молодого — чаще всего существенно иное. Нарушение преемственности поколений, предполагающей, — если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, — нарушение такого единства болезненно для всех и во все времена.
Пожилые люди в семье. Феномен одиночества
По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает (прекращение работы при достижении пенсионного возраста); часто наступает в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности; ограничиваются интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.
Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходиться сталкиваться.
На семейное положение пожилых людей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе пол, возраст, место проживания (деревня и город), супружество, наличие детей. Первые три относятся к макросоциальной, а четвертый и пятый — к микросоциальной сферам [25, 46].
Довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. И у мужчин, и у женщин достаточно высок суицидный риск в случае утраты одного из супругов или любого «значимого другого» (ребенка, родителей).
В целом 25% суицидов связаны с необратимой утратой — смертью близкого человека [24, 13].
В возрастном этапе 55-65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат ухода на пенсию, должностного понижения или общего психологического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет [24, 17]. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «никогда не вернуть, что было». Это должно насторожить родных и близких. Они обязаны понять, что пожилому человеку срочно требуется помощь.
В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных ситуационных депрессий [24, 21]. Человек может находиться в оппозиции к семье: пытаясь отстаивать свои права, он жалуется соседям, пишет жалобы, ходит по инстанциям. Однако невнимание к его проблеме со стороны родственников приводит к тому, что он в качестве протеста, не добившись результатов, выбирает суицидный поступок.
Возрастная группа старше 75 лет считается традиционно сложной в плане психологического и психотерапевтического воздействия [24, 23]. Чаще всего это старики и старушки, сохраненные соматически психически, но не видящие смысла в своей жизни. Они отказываются от еды, безразлично относятся к своему внешнему виду. Их постоянно преследует мысль «уйти из жизни самому». Поэтому семья становится основным фактором, сдерживающим суицидное поведение пожилого человека. В ней должны сроиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста.
Социальные проблемы инвалидов. Одиночество инвалидов — ...
... как организация придерживаемся правила: решать проблемы с позиции философии независимой жизни, социального подхода к инвалидам. Это новый взгляд на ... людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения. ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ПРИЧИН ОДИНОЧЕСТВА У ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ1.1 Виды одиночества Чувство одиночества ...
Важным фактором, влияющим на положение пожилых людей, является супружество. Пожилой возраст — это заключительная фаза супружеской жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль [45, 178]. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Нередко после этого человек отказывается вести собственное хозяйство и попадает в зависимость от своих близких. Часто при этом роль главы семьи переходит к кому-либо из младших членов семьи.
Одинокий образ жизни и одиночество родственны друг другу, но их не следует смешивать. Первое из них можно было бы называть физическим, а второе — социальным. Чувство одиночества — очень тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей либо близкого человека, либо переживание покинутости, брошенности. Оно явственно отражает психофизическое состояние пожилого человека, затрудняя завязывание новых и поддерживание старых контактов и связей.
Одиночество в старости — это понятие далеко не однозначное, имеющее, по существу, социальный смысл. Это прежде всего отсутствие родственников, детей, внуков, супругов, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нередко старые люди бывают полностью лишены человеческого общения, но для многих старых людей, живущих в семье, чувство одиночества порою бывает не менее тяжелым. Считается, что изоляция являются непременным атрибутом старости.
Наличие семьи не решает проблемы одиночества в старости так же, как одинокий образ жизни вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие старые люди ведут активную общественную жизнь, общаются с родными и друзьями.
Необходимо отличать изоляцию от одиночества. Изоляция означает объективное отсутствие общественных контактов, а в значительной степени обусловлено монотонностью, скукой существования. Таким образом, одиночество — это характерное для человека очень важное явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества — это особая форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющей жизненный мир личности. Знание типов одиночества важно с точки зрения объяснения этого явления, возможности узнать многосторонность переживаний одинокого человека, способности более тщательного анализа феномена одиночества, его источников, а также необходимости оценить фазу воздействия одиночества на жизнь.
Наряду с проблемами одиночества пожилые люди нередко тяжело переживают отсутствие взаимопонимания между пожилым и молодым поколениями, а также безразличие к его социальному опыту со стороны близких родственников (детей, внуков, правнуков).
Надо иметь еще в виду, что значительная доля людей, проживающих за чертой бедности, составляют именно пожилые, и их материальное положение — одна из важных социальных проблем.
Проживая вместе или недалеко друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети оказывают взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственно значимыми для них контактами с людьми.
Социальная сфера жизни общества
... людей в материальных и духовных товарах и услугах, образовании, осуществляет социальную защиту, здравоохранение, защиту от чуждых и опасных явлений природы. Глава 1. Понятие социальной сферы жизни общества. Субъекты социальной сферы жизни ... - субъект социальной сферы жизни общества. Связь между членами той или иной общности, которую они составляют, есть форма исторической жизни людей. Одной из ...
На разных этапах отношения между родственными поколениями меняются. Молодая семья на первом этапе своего жизненного пути, а также при рождении ребенка остро нуждается в совете и практической помощи родителей. И как правило эту помощь она получает. В последующие года, когда родители становятся старше, а дети взрослее и самостоятельнее, уже старшее поколение нуждается в помощи детей и внуков, как моральной, так и материальной. Однако на этой стадии жизненного цикла дети и внуки не всегда проявляют необходимое внимание к старшим, недостаточно оказывают им помощь. Взрослеющие дети, как правило, уходят из семьи, становятся независимыми от родителей, образуя свои семьи. У пожилых родителей нередко исчезает чувство главы семей, значительно снижается самооценка. В то же время формально взрослые дети являются не только независимыми, но иногда ничего не дают родителям взамен их продолжающейся помощи. Это обстоятельство вызывает у родителей чувство обиды, разочарования, формирует впечатление, что они нужны детям лишь для удовлетворения их материальных потребностей.
1.3 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
Материальное положение — проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса 1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения пенсий. По данным А.Г.Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь» [43, 282]. Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых.
Более 29,1 млн. российских пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия резкого снижения уровня жизни, вызванного последствиями экономических реформ [15, 58]. Данная ситуация способствует развитию у многих россиян неуверенности в завтрашнем дне, что приводит к обострению социальной напряженности. Необеспеченность и особая социальная уязвленность в старости негативно сказываются и на состоянии трудоспособной части населения.
Сокращается доля работающих пенсионеров. По имеющимся данным, постоянно работают в возрасте 55-60 лет не более 15% мужчин и 12% женщин; трудоустраивается крайне незначительная часть обратившихся в службу занятости пенсионеров, увеличивается численность зарегистрированных безработных предпенсионного возраста [15, 47].
Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Почти в половине семей пенсионеров на питание расходуется практически весь бюджет, хотя при этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов [15, 53].
Кризисные состояния людей пожилого возраста
... формирование новой картины, на основе которой человек продолжает строить свою жизнь. В современной психологии принято выделять кризис пожилого возраста, когда человек начинает осуществлять переоценку собственного «Я» помимо ... скрывать, очень боятся старости. Мы боимся одиночества и изменения своего социального статуса, боимся болезней и своей беспомощности, боимся утратить внешнюю привлекательность, ...
В большинстве семей пенсионеров урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более одной шестой части могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости [15, 62]. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счет использования ранее приобретенных предметов долговременного пользования.
Выводы по первой главе
В первой главе курсовой работы мы рассмотрели основные проблемы пожилых людей в Российской Федерации и выделили среди них следующие категории:
— медико-социальные проблемы;
— социально-психологические проблемы;
— проблемы ухудшения качества жизни.
Причиной проблем первой категории является ухудшение здоровья с возрастом, а также недостаточное получение медицинской помощи в современных условиях.
К проблемам второй категории мы отнесли, во-первых, изменение социального статуса жизни пожилых людей и вследствие этого ощущение себя невостребованным и ненужным, а во-вторых, проблемы взаимоотношений с родственниками, детьми или, наоборот, одиночество.
Проблема качества жизни связана с ухудшением материального положения пожилых людей и особенно актуальна для современной России.
Выделенные категории проблем пожилых людей были положены нами в основу практического исследования, результаты и методика которого описаны во второй главе курсовой работы.
2.1 Сущность диагностики в социальной работе
Диагностику в социальной работе рассматриваем как:
- технологию информационного взаимодействия субъекта и объекта диагностирования в системе социального обслуживания с целью выявления социального диагноза;
- конкретное исследование социальной ситуации клиента, обеспечивающее адресность социальной помощи и личностно-ориентированную поддержку его [7, 244].
Специфика деятельности специалиста социальной работы в конкретной службе обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. В практической работе ему приходится пользоваться различными методами диагностики, часто адаптируя, приспосабливая их к цели реализуемой технологии.
Видами диагностики, применяемыми в социально-педагогической поддержке пожилых, являются [22, 45]:
- медицинская;
- психологическая;
- социологическая;
- педагогическая.
Параметры медицинской диагностики как части социальной отражаются в картах социальной реабилитации, социальных паспортах клиентов, где выделен для нее специальный раздел.
Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация).
Ее целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов) и прогнозе их дальнейшего развития. Специалист социальной работы не ставит психологический диагноз, но он может выявить психологические проблемы и использовать информацию в качестве базовой для оказания помощи, учитывая психологические особенности пожилого.
Социальные гарантии при потере работы и безработице
... следующие частные задачи: 1. рассмотреть понятие безработного и системы гарантий в области занятости; 2. рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработице. 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ Безработными признаются трудоспособные граждане, ...
Главное назначение психологической диагностики в практической деятельности специалиста социальной работы заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа, построенная с учетом результатов психологического диагностирования, тесно переплетается с консультационной, реабилитационной, терапевтической.
Педагогическая диагностика — это изучение личности, группы, коллектива для обеспечения оптимального педагогического процесса. Педагогическая диагностика в превентивном контексте должна быть направлена не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск позитивных моментов, резервов личности пожилого человека.
Социологическая диагностика — исследование становления, функционирования и развития социальных систем и процессов в различных сферах жизнедеятельности общества.
Методы диагностирования, применяемые в учреждении социальной защиты населения, определяются в тесной взаимосвязи с категорией клиентов, со степенью компетентности специалистов социальной службы. Именно комплекс методов, базирующийся на определенном теоретическом подходе, позволяет осуществить целостный анализ и найти наиболее полное решение проблем пожилого человека, оптимизировать усилия специалистов различных учреждений, отобрать приемлемые для клиента и общества варианты.
Одним из наиболее доступных и широко применяемых в практике методов диагностирования в социальной работе с пожилыми является биографический метод. Это один из наиболее эффективных методов индивидуального диагностирования и мотивирования жизненной активности пожилых людей. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило настоящее и продолжает влиять на него.
Мы согласны с позицией А.Г.Лидерс о том, что к главным задачам при движении по этому пути относятся [22, 85]:
— выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;
— исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;
— выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшийся на всей биографии;
— обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;
— формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них; создание адекватной временной перспективы.
Биографический метод предполагает работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями; его можно развивать в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям.
Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы.
Психологические особенности людей пожилого возраста
... и в государственном социальном учреждении. Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно- вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы. Цель данной работы ...
В учреждении социальной защиты населения заполняется социальный паспорт или карта пожилого человека, проводится осмотр врачом, заполняется анкета, выявляющая качество жизни пожилого, применяется биографический метод. Весь этот комплекс диагностических методов позволяет составить индивидуальную программу поддержки, реализуемую социальной службой [22, 231].
2.2 Методы получения информации о проблемах пожилых граждан
Среди методов получения первичной информации от объекта диагностики (группа людей пенсионного возраста) на первое место следует поставить общенаучные, т.к. они доступны и просты в использовании:
- устный опрос;
- анкетирование;
- наблюдение.
Устный опрос (интервью) — наиболее простой метод получения сведений как формальных (стандартных), так и нестандартных (психоаналитических), которые можно использовать для определения состояния человека в период беседы, ведь беседа зачастую имеет эмоциональную окраску. К тому же пенсионеры охотно идут на беседу в силу различных причин.
Анкетирование (раздаточное) как метод имеет некоторые преимущества, например: сведения, полученные при анкетном опросе, легко поддаются обработке, есть возможность за небольшой промежуток времени опросить группу людей.
Метод наблюдения дает сведения о поведении людей в «естественной среде», еще один плюс этого метода в том, что при наблюдении мы не утомляем людей, ведь пенсионеры как контингент исследования имеют свои особенности: слабое здоровье, повышенная утомляемость и т.п.
Проблемы людей престарелого возраста являются предметом геронтологии как специальной области познания. Социальные работники должны знать основы геронтологии, учитывать социально-геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие интерпретировать поведение пожилых людей с учетом их индивидуальности.
2.3 Практическое исследование проблем людей пожилого возраста
Для выявления проблем пожилых людей нами был выбран такой метод диагностики как анкетирование. Всего было проанкетировано 50 человек пожилого возраста (57-76 лет), из них 22 мужчины (44%) и 28 женщин (56%).
Вопросы анкеты разделялись на следующие категории:
- семейное положение;
- социальный статус;
- состояние здоровья;
- качество жизни.
Были получены следующие результаты.
Из опрошенных нами с другими людьми (дети, внуки, родственники) проживает 32 человека (64%), в одиночестве живут 18 человек (36%).
На вопрос о семейном положении были получены следующие ответы: никогда не были женаты/замужем 5 человек, 22 человека на момент опроса состояли в браке, 16 человек овдовело и 7 человек были разведены (Рис. 1).
Рис. 1. Семейное положение
Таким образом, большинство из опрошенных нами пенсионеров — 44% состоят в браке, 32% потеряли своего супруга и около четверти в сумме (24%) были разведены или никогда не состояли в браке.
У 43 опрошенных есть дети, у 7 опрошенных — детей нет. Родственники есть у 48 опрошенных, у 2 человек — нет (Рис. 2).
Рис. 2. Наличие детей/родственников
Таким образом, у подавляющего большинства опрошенных нами пожилых граждан есть родственники и дети (96% и 86% соответственно).
Все опрошенные являются пенсионерами, причем четверо из них — ветераны ВОВ, а 17 человек — ветераны труда.
По уровню образования респонденты распределились следующим образом: начальное у 3 человек , неполное среднее — у 7 человек, среднее общее, ПТУ без среднего образования — у 10 человек, среднее специальное, ПТУ со средним образованием — у 11 человек, незаконченное высшее — у 5 человек, высшее образование — у 14 человек (Рис. 3).
Рис. 3. Уровень образования
Таким образом, у большинства респондентов (28%) высшее образование, примерно поровну опрошенных заканчивали средние специальные и общие учебные заведения (соответственно 22% и 20%), а людей с начальным, неполным средним и незаконченным высшим меньшинство (соответственно 6%, 14% и 10%).
Свое здоровье 4 человека оценили как великолепное, 12 человек — как хорошее, 23 человека — как удовлетворительное, 8 человек — как плохое и два человека — как очень плохое (Рис. 4).
Рис. 4. Состояние здоровья
Таким образом, практически половина респондентов (46%) расценивают своё здоровье, как удовлетворительное, четверть (24%) — как хорошее, 18% — как плохое и незначительная часть склоняется к крайним формулировкам — великолепное здоровье (8%) и очень плохое (4%).
Из 50 опрошенных у 3 человек имеется инвалидность 1 группы, у 6 человек — инвалидность 2 группы, у 13 человек — инвалидность 3 группы, у 28 человек нет инвалидности (Рис. 5).
Среди заболеваний пожилые люди выделили: сердечно-сосудистые заболевания, диабет, заболевания ЖКТ, опорно-двигательной системы и онкологические заболевания.
Рис. 5. Наличие инвалидности
респондентов нуждаются в посторонней помощи, 37 — не нуждаются.
За помощью к детям обратится 14 человек из опрошенных. К родственникам — 11 человек, к друзьям — 7 человек, к соседям — 9 человек, к сослуживцам — 3 человека, не к кому обратиться за помощью 6 пожилым людям (Рис. 6).
Рис. 6. Источники помощи
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-diagnostika-2/
Таким образом, в первую очередь пожилые люди обращаются к детям (28%), на втором месте — родственники (22%), примерно поровну в качестве источника помощи рассматриваются соседи и друзья (18% и 14% соответственно).
К сослуживцам за помощью обратятся 6% респондентов, и примерно десятой части (12%) обратиться не к кому.
При ответе на вопрос «Удовлетворенность различными сферами жизни» пожилые люди могли выбрать несколько вариантов ответа. Жилищными условиями удовлетворены 27 респондентов, материальными условиями удовлетворены 24 человека, медицинским обслуживанием — 19 человек, питанием — 33 человека (Рис. 7).
Рис. 7. Удовлетворенность различными сферами жизни
Таким образом, большая часть (66%) опрошенных нами пожилых людей удовлетворена своим питанием, половина — жилищными и материальными условиями (54% и 48% соответственно).
Менее всего респонденты удовлетворены медицинским обслуживанием (38%).
При ответе на вопрос «Кто оказывает Вам помощь?» было предложено рассмотреть два вида помощи: материальную и моральную. На вопрос об оказании материальной помощи пожилые люди ответили следующим образом: вариант «дети» выбрали 27 человек, «родственники» — 7 человек, «друзья» — 3 человека, «соседи» — 1 человека, «никто» — 12 человек, ни один пожилой человек вариант «сослуживцы» не отметил.
Об оказании моральной помощи пожилые люди ответили следующим образом: вариант «дети» — 30 человек, «родственники» — 2 человека, «друзья» — 1 человек, «соседи» — 1 человек, «сослуживцы» — 2 человека, «никто» — 14 человек (Рис. 8).
Рис. 8. Моральная и материальная помощь
Таким образом, подавляющее большинство наших респондентов ждет помощи в первую очередь от детей (54% и 60%), около четверти не ждет помощи ниоткуда (24% и 28%), от родственников больше ждут материальной помощи, чем моральной (14% и 4% соответственно), меньше всего помощи ждут от друзей, соседей и сослуживцев.
При ответе на вопрос «Часто ли Вы…» пожилым людям было предложено выбрать несколько вариантов ответов. Вариант: «читаете» выбрали 33 человека, «смотрите телевизор» — 47 человек, «слушаете радио» — 17 человек, «говорите по телефону» — 15 человек, «ходите в гости и принимаете гостей» — 9 человек, «совершаете прогулки» — 26 человек, «посещаете кино, театр, выставки» — 2 человека, «занимаетесь любимым делом» — 34 человека, «ходите в церковь» — 22 человека (Рис. 9).
Рис. 9. Досуг
Таким образом, практически все опрошенные нами пожилые люди проводят свое свободное время за просмотром телевизора (94%), на втором месте — занятие любимым делом (68%) и чтение (66%), примерно половина совершает прогулки (52%), немного меньше ходит в церковь (44%), треть слушает радио или говорит по телефону (34% и 30% соответственно).
Реже всего респонденты ходят в гости и посещают кино, театр и выставки (18% и 4% соответственно).
Из 43 пожилых людей, которые утвердительно ответили на вопрос «Есть ли у Вас дети» моральную поддержку своим детям оказывают 30 человек, не оказывают 13 человек. Опрашиваемые объяснили это высокой занятостью детей, их проживанием в разных городах.
Материальную поддержку оказывают 31 человека, не оказывают 11 человек (Рис. 10).
Рис. 10. Помощь детям
Таким образом, подавляющее большинство респондентов оказывают своим детям как моральную (70%), так и материальную (74%) поддержку.
Анализ результатов анкетирования показывает, что в современном обществе проблемы у пожилых людей во многом схожи. Разумеется, они общаются с детьми, родственниками, друзьями, тем не менее, в большинстве своем они испытывают дефицит общения. Люди «третьего возраста» целые дни проводят, выполняя повседневную, рутинную работу: они заняты, но моральное удовлетворение эта деятельность не приносит. В большинстве своем эти люди просто не умеют расслабляться и отдыхать. Отсутствие полноценного отдыха только усугубляет имеющиеся проблемы.
В ходе личной беседы с респондентами дополнительно удалось выяснить, что большинство из них (до 78%) хотели бы заниматься в объединениях по интересам, которые позволили бы им реализовать свой творческий потенциал, заполнить эмоциональную пустоту.
Выводы по второй главе
В практической части нашей работы мы рассмотрели сущность диагностики в социальной работе с пожилыми людьми, выделив следующие ее виды:
- медицинская;
- психологическая;
- социологическая;
- педагогическая.
Также мы рассмотрели конкретные методы диагностики социальных проблем пожилых граждан и при помощи одного из них — анкетирования, провели практическое исследование в интересующей нас области.
Нами было проведено анкетирование 50 пожилых людей. На основании результатов проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
В современном обществе проблемы у пожилых людей во многом схожи. Разумеется, они общаются с детьми, родственниками, друзьями, тем не менее, в большинстве своем они испытывают дефицит общения. Люди «третьего возраста» целые дни проводят, выполняя повседневную, рутинную работу: они заняты, но моральное удовлетворение эта деятельность не приносит. В большинстве своем эти люди просто не умеют расслабляться и отдыхать. Отсутствие полноценного отдыха только усугубляет имеющиеся проблемы.
медицинский социальный проблема люди пенсионный
Целью данной курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей, а также анализ методов их диагностики.
В первой главе мы рассмотрели основные проблемы пожилых людей в Российской Федерации и выделили среди них следующие категории:
— медико-социальные проблемы;
— социально-психологические проблемы;
— проблемы ухудшения качества жизни.
Выделенные категории проблем пожилых людей были положены нами в основу практического исследования, результаты и методика которого описаны во второй главе курсовой работы.
В практической части нашей работы мы рассмотрели сущность диагностики в социальной работе с пожилыми людьми, выделив следующие ее виды:
- медицинская;
- психологическая;
- социологическая;
- педагогическая.
Также мы рассмотрели конкретные методы диагностики социальных проблем пожилых граждан и при помощи одного из них — анкетирования, провели практическое исследование в интересующей нас области.
Нами было проведено анкетирование 50 пожилых людей. На основании результатов проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
В современном обществе проблемы у пожилых людей во многом схожи. Разумеется, они общаются с детьми, родственниками, друзьями, тем не менее, в большинстве своем они испытывают дефицит общения. Люди «третьего возраста» целые дни проводят, выполняя повседневную, рутинную работу: они заняты, но моральное удовлетворение эта деятельность не приносит. В большинстве своем эти люди просто не умеют расслабляться и отдыхать. Отсутствие полноценного отдыха только усугубляет имеющиеся проблемы.
Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать выводы о том, что люди пожилого возраста нуждается в помощи специалиста по социальной работе, поэтому следует по возможности уделять больше времени и больше внимания работе с людьми пожилого возраста.
1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — СПб: Нева, 2004.
- Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Баркер Р.
Словарь социальной работы. — М.: Высшая школа, 2004.
- Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. — М.: Наука, 2003.
- Возраст мудрости — возраст созидания / Программа развития ООН.
— М., 1999.
- Войтенко В.П., Полюхов А. М. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении //Старение и адаптация, тез. и реф. Доклады. Минск;
- Киев, 1980.
- Горбунова М.А. Социальная и профилактическая реабилитация. — М.: Академия, 2005.
- Горбушина О.П.
Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми// Журнал прикладной психологии. — 2003. — N 2. — С. 63-69
- Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. — Барнаул, 1998.
- Гуслякова В.Г., Холостова Е.И.
Основы теории социальной работы. — М.: Институт социальной работы, 2004.
- Давыдовский И.В. Геронтология. — М.: Дело, 2000.
- Дмитриев А.
В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. — СПб: Питер, 2005.
- Егоров А.И. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых (правовой аспект).
— М.: Владос, 2005.
- Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т.
Философские аспекты геронтологии. — М.: Знание, 2000.
- Киселев С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации // Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. Самара, 1999.
- Крицкая Г.
В. Психологические аспекты третьего возраста. — М.: Наука, 2004.
- Мачулъская Е.Е. Право социального обеспечения. — М.: Дека, 2002.
- Медведева Г.
П. Введение в социальную геронтологию. — М, — Воронеж, 2000.
- Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. — М.: Владос, 2000.
- Медицинские и социальные проблемы в геронтологии // Материалы международного семинара по проблемам пожилых. — Самара, 1996.
- Обучение практике социальной работы / Под ред.
Б.Ю.Шапиро. — М.: Аспект Пресс, 1997.
- Основы социальной работы /П.Д.Павленок и др. — М.: Инфра-М, 2002.
- Панина Н.В.
Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера // Автореф. дисс. канд. филос. наук. — М., 1980.
- Петров Б.Д. Адаптация к новым условиям жизни лиц пенсионного возраста (9-й Международный конгресс геронтологов).
Т. 2. — Киев, 1972.
- Россет Э.Л.
Демография старости / ВС Международный конгресс геронтологов. — Киев, 1972.
- Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М., 1990.
- Словарь-справочник по социальной работе / Под ред.
Е.И.Холостовой. — М.: Инфра-М, 2005.
- Социальная защита человека: региональные модели / Под редакцией В.Г.Бочаровой, М.П.Гурьяновой. — М.: Из-во АСОПиР РФ, 1995.
- Суслаков Б.А.
Социальная служба: состояние и перспектива. — М.: СТИ МГУС, 2001.
- Суслова Е. Социальная диагностика: Методы и способы ее осуществления — М.: Наука, 2003.
- Теория и методика социальной работы: Учебное пособие / Под ред.
В.И.Жукова: Ч. 1,2. — М.: Союз, 1994.
- Теория и методика социальной работы: Учебное пособие / С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, В.А.Ельчанинов и др. — М.: Наука, 1994.
- Теория и практика социальной работы / Под ред.
В.Н.Ярской. — Саратов, 1995.
- Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. — М.: Юрист, 1998.
- Технология социальной работы / Под ред.
И.Г.Зайнышева. — М.: Владос, 1999.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. — М.: Владос, 2000.
- Фролькис В.
В. Старение и увеличение продолжительности жизни. — СПб: Питер, 2005.
- Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
- Холостова Е.И.
Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. — 1994.
- Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. — М., СТИ МГУС, 2002.
- Хрисамова Е.Н.
Основы геронтологии. — М.: Наука, 1999.
- Чеботарев Д. Ф. Социально-экономические и гигиенические проблемы геронтологии // Здоровье пожилых людей. — М., 1978.
- Черносвитов Е.В.
Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Шапиро В. Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни).
— М.: Академия, 2000.
- Яцемирская Р.С., Беленькая Г.И.
Социальная геронтология. — М.: Владос, 1999.