Кризисные состояния людей пожилого возраста

За свою жизнь человек проходит ряд стадий своего развития – младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст, и наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания. Каждый возрастной период насыщен уникальными, характерными только для этого периода психологическими и поведенческими особенностями, которые за пределами этого возраста не повторяются.

Переход от одного (старого) качественного состояния к новому качественному состоянию невозможен без прохождения и преодоления возрастных кризисов. Во время стабильных периодов человек накапливает различные умения и знания. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. До тех пор, пока не наступает момент, когда накопленные знания начинают противоречить имеющему пониманию того, что есть что. Наступает кризис, который находит своё отражение в поведении. Во время кризиса происходит разрушение представлений человека по многим позициям. После этого, в посткритическую фазу – в начале стабильного периода – происходит формирование новой картины, на основе которой человек продолжает строить свою жизнь.

В современной психологии принято выделять кризис пожилого возраста, когда человек начинает осуществлять переоценку собственного «Я» помимо его профессиональной роли, осознавать тот факт, что здоровье ухудшается, а тело стареет, понимать, что смерть неизбежна, и выглядит как обязательство перед жизнью. Но даже такой кризис стимулирует человека к дальнейшему и непрерывному развитию.

К проблеме возрастных кризисов, проявляющейся у лиц разного возраста в разное время в научных трудах обращались, такие отечественные и зарубежные учёные как Р.А. Ахмеров, Л.И. Божович, П.И. Буль, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Х. Ремшмидт, М.С. Лебединский, С.А. Маничев, А.В. Петровский, В.Е. Рожнов, В. Слободчиков, Г.У. Солдатова, Э.Э. Сыманюк, З. Фрейд, О.В. Хухлаева, Л.А. Шайгерова, Д.Б. Эльконин, Л.Н. Юрьева, М.Г. Ярошевский и др.

Объектом исследования являются пожилые и старые люди.

7 стр., 3213 слов

Человек как объект философского знания

... ”, дать о нём интегральное, целостное знание. 2. Философская антропология, её право на существование Философское учение о человеке, философское осознание человеком самого себя не являются, как отмечено, единственной антропологией, а только одной ...

Предметом исследования – кризис людей пожилого возраста.

Цель данной работы: рассмотреть особенности кризиса людей пожилого возраста, их сущность, содержание, профилактику.

Для этого необходимо решить

  • раскрыть понятия «возрастной кризис», «старение» и « психологический возраст»;
  • рассмотреть сущность и содержание кризисов на разных возрастных этапах;
  • выявить особенности возникновения и развития кризиса пожилого человека;
  • разработать практические рекомендации по преодолению кризиса вхождения в пожилой возраст.

Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты возрастных особенностей пожилых людей

1.1. Понятия «возрастной кризис», «старение» и «психологический возраст»

Жизненные кризисы тесно связаны с психическим развитием человека. Процесс познания

Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым [6].

В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней — 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины; второй период: 36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины); пожилой возраст (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины); старческий возраст (75-90 лет — мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше) [8].

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.

5 стр., 2461 слов

Понятие возраста человека

... старением. Биологический возраст -- истинная степень старения организма связан с некоторыми показателями жизнедеятельности человека. Биологический возраст можно оценить, используя тест"Определение биологического возраста" из пакета психологических ... личности и др. Преждевременное старение Преждевременное старение, это когда люди среднего и пож илого возраста ... заканчивается детородный период, нежели у ...

Многие из нас, чего скрывать, очень боятся старости. Мы боимся одиночества и изменения своего социального статуса, боимся болезней и своей беспомощности, боимся утратить внешнюю привлекательность, стать неинтересными собственным детям и внукам.

Старение человека – это многогранный, сложный и генетически обусловленный процесс. Предотвратить его нельзя, а вот затормозить – полностью реально. Человек становится старым и очень старым только в том случае, если сам себе это позволяет: можно быть старым и в 30–40 лет, а в 90–100 лет – только пожилым. У каждого из нас есть три возраста: астрологический (календарный), биологический и психологический. Календарный возраст определяется количеством прожитых лет, биологический – основан на функциональном состоянии внутренних органов, кровеносной системы и т.д. А свой психологический возраст человек определяет самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. В молодости обычно психологический возраст завышается, а с годами – наоборот [4].

Выделяют два типа старения: физиологическое и патологическое. Принято считать, что при физиологическом старении биологический возраст человека соответствует паспортному, а при патологическом – наблюдается ускоренное старение, когда те или иные органы изнашиваются у человека быстрее, чем у его ровесников. Кроме интегрального биологического возраста выделяют еще возраст отдельных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, клеточной и т.д.).

Все мы стареем по-разному, и возрастные изменения накапливаются настолько незаметно, что общие закономерности вывести сложно. С современных позиций гериатрии, старение – это постепенное снижение способности организма человека адаптироваться.

Во многом интенсивность старения зависит от врожденных генетически детерминированных свойств тканей. Известны семьи, члены которых выделяются завидным долгожительством, причем у них не наблюдаются проблемы с памятью, проблемы с психикой или с физической активностью. Они живут до 90 лет и более. И, наоборот, есть семьи, члены которых живут всего 35–55 лет. Доказано, что продолжительность жизни человека напрямую зависит от врожденной активности фермента супероксиддисмутазы (СОД).

Увы, но активность этого фермента не поддается регулированию извне, поскольку запрограммирована генетически [10].

Время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и благодарения за его нелицеприятную рассудительность, и постоянные сетования по поводу скрытого в нем подвоха. Человек всегда ощущал вне себя, а главное – в самом себе неумолимое движение времени.

4 стр., 1766 слов

Формирование интеллектуального и эмоционального капитала человека: ...

... силой, безликим объектом управления либо простым капиталом. Каждый человек индивидуален, имеет свои психологические, интеллектуальные и эмоциональные особенности, что в совокупности с другими людьми, объединенными в единый коллектив, представляет собой ...

Строго теоретическое, философское осмысление длительности началось с попыток превратить ее из переживаемой в мыслимую, хотя в ряде случаев по-прежнему оставалось в силе привычное обращение к чувственному опыту. Однако, именно субъективное восприятие времени осталось прерогативой психологического знания. И, как часто бывает, психология оперирует некоторыми закономерностями и понятиями, исходно представленными в философском знании.

Предположения о наличии в структуре Я-концепции определенных временных «модусов» являются, по сути, традиционными для психологических исследований личности. Начиная с классических работ У. Джемса, в понятие Я-концепции закладывалось не только актуальное самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, ибо именно идея актуализации идеального Я (которое по определению отнесено в будущее) было положено в основу самооценки как одной из фундаментальных составляющих Я-концепции [12].

Обретение возраста, освоение возраста, в конечном счете, есть лишь момент развития, который должен смениться новым этапом, переходом в новое возрастное состояние, и этот переход заложен уже в предыдущем возрасте как тенденция выходить за его рамки. В этом плане жизнь в определенном возрасте есть одновременно и переживание, и изжитие этого возраста. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося у него опыта и наблюдаемых современных тенденций стремится вернуться в более ранний возраст. Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.

Ф.Т. Михайлов говорит, что сущность человека не в том, что являет он собой в настоящее время, кем или чем он был или стал, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости и соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т. п.) с объективными обстоятельствами и условиями содействия с другими людьми, в необходимости отнестись к себе, представлять себя и не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь, а в определенных случаях должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, т.е. изменившимся. Но это отношение к себе «со стороны», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия. Представить себя сразу во всех трех временных измерениях – это значит оценить свою роль в событиях совершенных, увидеть себя, их «судьей» в настоящем, а это возможно лишь проецируя на свою биографию образ своего будущего, нацеливаясь на это будущее, применяя его меру к протекшему и текущему времени [15].

Но все дело в том, что в генезисе любого представления о будущем в основе деятельности целеполагания (или, что то же самое, любой целесообразной деятельности) лежит не некая (мозгу, душе, психике, присущая от роду) способность чистого созерцания, а как раз внешняя жизненная необходимость разрешать целесообразными действиями объективные противоречия в условиях той или иной вставшей перед ним задачи.

5 стр., 2143 слов

Физические качества человека и способы их развития

... способности, общую и специфическую выносливость. 1.1 Сила Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. ... скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью; игровой метод (комплексное развитие скоростных качеств). 1.4 Ловкость Ловкость — это, во-первых, способность овладевать сложными ...

Поэтому нарушение человеком «тождества самому себе» определено самими типом его жизнедеятельности: оно всегда и прежде всего реальное (бытийное) несовпадение его сформировавшихся потребностей, способностей, умений, знаний, и т.п., т.е. всей его субъективно переживаемой биографии, с ее же предметным миром, с потребностями и способностями других людей, требующее новых знаний, новых способностей и умений, призванных разрешить противоречия этого мира. Быть человеком – это и значит вполне реально и постоянно быть не равным самому себе, оценивая себя как общезначимой мерой задачами зоны ближайшего своего развития. Быть человеком – значит быть субъектом своего самоизменения.