«Психологические трудности в общении и методы их регулирования»

Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность

В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией: достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов, общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность. Наконец общение — существенный фактор сложного процесса социальной детерминации человека, стимулятор развития личности. [18]

Проблема заключается в том , что человек в процессе деятельности периодически сталкивается с затруднениями в общении, так называемыми «барьерами общения». Эта проблема изучается в качестве объекта специального исследования в контексте коммуникативно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии с середины нашего столетия (Берн Э., Буева Л.П., Бодалев А.А., Парыгин Б.Д,, Кэнери Дж. и др.).

С позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Такая трактовка общения исходит из признания неразрывности общественных, товарно-денежных межличностных отношений, в качестве средства которых или средств взаимодействия выступают «…язык и деньги». Это означает вплетенность общения в систему производственных, общественных отношений, с одной стороны, и отражение характера и содержания этих отношений в самом общении — с другой. Именно сложность и совершенность вербального общения позволяют рассматривать его как форму, «где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, обнаженном и наиболее доступном исследованию виде». [ 5 ]

Объектом исследования является общение.

Предмет исследования мы определяем психологические барьеры и трудности в общении.

3 стр., 1368 слов

Общение как реализация общественных и межличностных отношений

... Объясните суть термина «общение». 2. Расскажите о межличностных отношениях и реализации общения через межличностные отношения. 3. Расскажите о структуре общения. 4. Что такое коммуникативный компонент общения? 5. Какие барьеры могут ... методы оцен­ки общения. Значение проводящихся с этой целью исследова­ ний велико, так как анализ связи общественных и межличност­ ных отношений дает возможность понять ...

Цель исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов и подобрать методы их регулирования.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:

  1. Раскрыть и конкретизировать теоретическое содержание проблемы.

  2. Изучить связанную с ней литературу и практику.

  3. Проанализировать психодиагностический инструментарий на выявление коммуникативных барьеров общения.

  4. Составить рекомендации по преодолению трудностей и барьеров в общении.

  5. Сформулировать выводы, вытекающие из данного исследования.

методы теоретического исследования

В исследовании проанализированы следующие методики :

  1. «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

  2. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла;

  3. «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптированный Рукавишниковым А.А.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1.1. Основные аспекты изучения общения

Проблемой барьеров и определенных трудностей в общении, а также методами их регулирования учёные занимались всегда. Эта тема, прежде всего связана с такими именами, как Берн Э., Фрейд З. , Буева Л.П., Золотнякова А. С., Парыгин Б. Д., Каган М. С., Бодалев А. А.. Некоторые концепции рассмотрены ниже. [ 32 ]

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

17 стр., 8339 слов

Проблемы общения в социальной психологии

... на главы и параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения. Объем курсовой работы – 27 страниц 1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии 1.1 Понятие общения Проблемы общения, ... подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ...

Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Поскольку социальная психология – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. [33]

Концепция Эрика Берна, так называемый «Трансакционный анализ», заключается в том, что в каждом человеке в той или иной ситуации доминирует одно из состояний Я:

  1. Состояния я, сходные с образом родителей.

  2. Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности.

  3. Состояния я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, афиксированные в реннем детстве.

Берн Э. утверждает, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я-Родителя, Взрослого или Ребёнка. [ 4 ]

Единица общения – это одна трансакция (одна фраза и ответ на неё).

Первая фраза, исходящая от какого-либо индивида – это трансакционный стимул, ответ на неё – трансакционная реакция. Простейшие трансакции – это такие трансакции, в которых и стимул и реакция исходят от взрослых. (Взрослый-Взрослый) Сложнее трансакции (Родитель-Ребёнок).

Это дополняющие трансакции. Например «Ты не видел мою газету?» — «Она сегодня была на столе».

И самые сложные трансакции – пересекающиеся. Например, когда стимул задан типа Взрослый-Взрослый, например: «Где мои запонки?». Соответствующая реакция Взрослый-Взрослый должна быть такой «Они в коридоре». Но если партнёр вдруг вспылит, ответ может быть таким: «У тебя я всегда во всём виновата!» Эти реакции соответствуют Ребёнок-Родитель. В этом случае Взрослому надо будет что-то предпринять, чтобы трансакция стала дополняющей, и люди поняли друг друга. [31]

Другая концепция, разработанная Буевой Л.П., содержит следующие аспекты изучения общения:

  • информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

  • интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

    10 стр., 4905 слов

    «Нянькин» язык – речь взрослых, разговаривающих с детьми

    ... продемонстрировал, как нерасторжимо слито одно и другое, показал, как велика речевая одаренность ребенка, способного на основании анализа речи взрослых осваивать языковые модели и правила. «Она (т. е. ... утверждали, что ребенок постигает грамматику взрослых, повторяя услышанные слова и словоформы и следуя путём проб и ошибок. Л. В. Щерба считал возможным привлекать факты детской речи для констатации ...

  • гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

  • аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

  • «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

  • «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);

  • социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками). [37]

Бодалев А. А. предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». [ 5 ]

Проблему общения исследовали и философы. Так, Парыгин Б. Д. считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Буева Л. П. отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. Каган М. С. рассматривает общение, как «коммуникативный вид деятельности», — выражающий «практическую активность субъекта». [33]

1.2. Речевая коммуникация как часть социального общения

Речевую коммуникацию образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

  1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.

  2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности. [ 10 ]

Коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

5 стр., 2299 слов

Причины нарушения речи

... на основе подражания. функциональным. К функциональным нарушениям речи относят также те, что связаны с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общую физическую ослабленность, незрелость, обусловленную ... ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка с взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на ...

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.) [ 29 ]

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней.

Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Одной из функций деловой беседы является поддержание деловых контактов и стимулирование деловой активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров. [7]

1.2.1. Структура общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

[3]

Не случайно Сухомлинский В. А. потребность в общении, потребность человека в человеке называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания. [ 22 ]

45 стр., 22162 слов

Межличностные отношения и развитие личности младших школьников

... выпускной квалификационной работы: каково влияние межличностных отношений со сверстниками на развитие личности младшего школьника? Цель выпускной квалификационной работы - решение данной проблемы. Объект исследования - межличностные отношения младших школьников. Предмет исследования – влияние межличностных отношений на развитие личности детей младшего школьного возраста. ...

Исходя из сложности общения его функции в психологии делят на вербальные, невербальные, интерактивные и перцептивные.

Вербальное общение — передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц. При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса.

К невербальной коммуникации относятся кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы), визуальное общение (контакт глазами) и такесика (прикосновение).

Интерактивное общение — выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции — кооперация и конкуренция. [16]

Кооперация может быть индивидуально-коллективной (все стремятся к одной цели, однако независимо друг от друга, порой даже мешая коллеге), последовательно-коллективной (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела) и кооперацией взаимодействия (все члены коллектива дружно, помогая один другому, уверенно идут к общей цели).

1.3. Исследования трудностей в общении Кэнери Д. Дж.

Кэнери Дэниэл Дж., профессор коммуникации в школе коммуникации Хью Даунс в Университете штата Аризона провел ряд исследований по теме: «Трудности в общении, конфликтные ситуации». Анализ исследований, проведенный Кэнери, помогает определить, какой тип поведения приводит к тому, что человек воспринимается другими как компетентный и способный разрешить конфликт. Люди всегда придерживаются неких представлений о том, какое поведение приемлемо или эффективно в том или ином случае. Однако Кэнери считает очень важным, чтобы человека, разрешающего конфликт, считали компетентным. Опираясь на теорию компетентности Шпицберга, Кэнери определяет в своих исследованиях, какое поведение в конфликте помогает достичь приемлемости и эффективности. [12]

Результаты его исследований последовательно показывают, что интеграционная стратегия, включающая такие методы, как сотрудничество и компромисс, оказывается наиболее приемлемой и эффективной. Более того, исследования Кэнери показали, что если один из участников отношений выглядит более компетентным при разрешении конфликтов, то другой ему больше доверяет, больше удовлетворен отношениями и воспринимает их как более близкие.

Кэнери определил конкретное поведение по управлению конфликтами, которое оказывается приемлемым и эффективным. Он обнаружил, что когда человек одобряет аргументы других (например: «Ну, теперь я вижу, почему ты так думаешь») и соглашается с ними («Да, интересная мысль, а я об этом не подумал»}, то такое поведение рассматривается окружающими как приемлемое при конфликте. Однако чтобы поведение было эффективным, нужно вести себя несколько иначе. По мнению Кэнери, человек ведет себя эффективно, когда, пытаясь управлять ситуацией, высказывает исчерпывающие аргументы, развивает и защищает свою точку зрения и четко разъясняет свои идеи. В ситуации конфликта приемлемое поведение может быть неэффективным, потому что оно, очевидно, подразумевает своего рода соглашение с другим человеком.

5 стр., 2238 слов

Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения

... общения. 2. Общение в системе межличностных и общественных отношений Несмотря на множество теорий и подходов к психологии общения бесспорным остаётся тот факт, что общение есть реализация всей системы отношений человека. И общественные и межличностные отношения между людьми реализуются именно в общении. "В нормальных обстоятельствах отношения ...

Кэнери считал, что в конфликтных ситуациях можно вести себя и приемлемо, и эффективно. Это привело его к исследованию аргументации в ситуациях конфликта. Предварительные результаты показали, что компетентные люди (чье поведение со стороны казалось приемлемым и эффективным) начинали обычно с того, что признавали точку зрения другого или соглашались с частью его аргументов, прежде чем объясняли, оправдывали и отстаивали свою собственную точку зрения. Как считает Кэнери, при такой последовательности компетентные люди интерпретируют взаимодействие как совместное разрешение проблемы, а не борьбу интересов, когда может победить только одна сторона. [34]

Выводы по первой главе

Подводя итог вышеизложенного материала, очевидно, что общение – процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков.

Общение – это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера». [ 22 ]

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Достаточно сказать, что только в США этой проблемой занимаются несколько десятков тысяч научных работников. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги).

При этом до сих пор не достигнуто единство в толковании самого понятия «общение», его форм, механизмов. Естественно, что исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные.

Анализ исследований, проведенный Кэнери, показывает, что интеграционная стратегия, включающая такие методы, как сотрудничество и компромисс, оказывается наиболее приемлемой и эффективной.

Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА С ТРУДНОСТЯМИ И ПРОБЛЕМАМИ В ОБЩЕНИИ

2.1. Описание психодиагностического инструментария

В современной психологической науке существует огромное количество конкретных методик и разнообразных методических приемов, позволяющих осуществить диагностику личностных характеристик, определяющих своеобразие человека как субъекта общения. Данный факт представляется вполне закономерным, если принять во внимание все многообразие феноменов общения, разновидностей межличностных отношений, а также задач, решаемых в рамках различных научных и конкретно-прикладных исследований. Принципы систематизации и классификации диагностического инструментария, имеющегося в распоряжении практикующих психологов, могут быть различными. Так, например, можно выделить «объектные» и «субъектные» методики. В первом случае речь идет об опросниках, направленных на изучение различных свойств и качеств, а также о методиках оценки способностей личности, значимых для общения и установления межличностных контактов. Данная группа методов ориентирована на диагностику личности как бы «извне», на получение некоторой «стратегической» информации о человеке и на сравнение обследуемого с другими людьми (т.е. они предполагают долгосрочный прогноз и определенную стандартизацию). [16]

7 стр., 3092 слов

Трудности межличностного общения

... основные области затруднений человека в общении: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений. Они, естественно, ... позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности ...

Методы «субъектной» направленности (прежде всего это проективные, психосемантические и т.н. «диалогические» методики) ориентированы на выявление основных образующих индивидуального сознания – личностных смыслов и значений, на постановку психологом конкретного диагноза, который служит основанием для выбора тех или иных приемов психологического воздействия на обследуемого. [2 6 ]

Если взять за основу классификации объект исследования, то можно выделить группу методов, направленных на диагностику личности как потенциального субъекта общения, или же на изучение личности в системе реальных межличностных отношений, складывающихся в той или иной группе, в конкретной сфере жизнедеятельности. В последнем случае речь идет не только о методиках опросного типа, но и процедурах стандартизированного наблюдения, «экспертных» оценок, ситуативных поведенческих тестах, социометрии, референтометрии и др.

Можно также выделить собственно исследовательские методы и методы развивающие, которые предполагают не только изучение личности, но и совершенствование, коррекцию ее потенциала в качестве субъекта общения (например, групповые дискуссии, ролевые и «деловые» игры и др.). [28]

В настоящее время насчитывается огромное количество опросников, позволяющих определить и «измерить» психологически и социально-психологические характеристики, проявляющиеся в общении и значимо влияющие на особенности межличностных отношений. Среди них есть и многофакторные тесты, и одномерные шкалы, направленные на диагностику отдельных личностных качеств (общительность, эмпатия и т.п.), и опросники мотивации, и многие другие. [ 9 ]

3 стр., 1188 слов

Iii. Социальная психология отношений и общения

... 56 § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала. 60 Раздел III. Социальная психология отношений и общения .............................................. 62 Глава 5. Сущность, структура и функции социальных отношений и общения................... 62 § 1. ...

Если обратиться к вопросу о диагностической и прогностической ценности методик рассматриваемого типа, то, как известно, ответ на него не является однозначным. Проблема достоинств и недостатков этих методов изучения личности достаточно подробно обсуждалась отечественными психологами и хорошо знакома каждому студенту. Однако же популярность их, безусловно, очень высока и не случайна.

Стандартизированные опросники не только проще и «экономичнее» других диагностических процедур, они действительно дают исследователю определенные преимущества. Прежде всего, это, конечно, возможность сравнить результаты отдельных респондентов между собой, сопоставить их с некоторыми социокультурными нормативами, определить особенности межличностных ориентаций, характерных для тех или иных социальных групп и общностей. Для выбора тактик практической (консультативной, психотерапевтической) работы с обследуемым применение стандартизированных, валидных и проверенных методик также может представлять значительную ценность. Во-первых, их использование позволя-ет кратко и достаточно однозначно охарактеризовать клиента как с точки зрения его проблем и их возможных причин, так и с точки зрения того, как эффективнее с ним работать. Во-вторых, применение стандартизированных процедур обеспечивает возможность оценивать и контролировать эффекты коррекционной работы, способствует лучшему пониманию результатов и психологических механизмов того или иного способа психологического воздействия. [38]

В то же самое время, обсуждая возможности диагностики личности как субъекта общения при помощи «объектных», стандартизированных опросных процедур, нельзя обойти вниманием некоторые дискуссионные и принципиально важные с методологической точки зрения проблемы.

Прежде всего, перед исследователем неизбежно возникает вопрос о том, насколько константны, постоянны те свойства и характеристики, которые обычно являются предметом диагностики, насколько устойчиво они проявляются в общении, а поэтому насколько «прогностичными» в действительности являются результаты исследования. Выше уже отмечалось, что содержание и динамика общения и межличностных отношений могут зависеть от множества факторов, лежащих вне индивидуальности человека. Всем известно, что особенности поведения и взаимодействия субъекта с другими людьми в различных ситуациях могут существенно варьировать. Один и тот же человек будет проявлять, например, совершенно разный уровень эмпатии и доминирования при общении с ребенком, с равноправным партнером, с авторитетным старшим и т.п. Один и тот же человек может ощущать крайнюю неуверенность и соответствующим образом вести себя в одних ситуациях и, напротив, быть весьма уверенным в себе и даже агрессивным в других ситуациях, при общении с другими людьми. Более того, эмпирический опыт показывает, что изменчивость, как правило, преобладает над постоянством. [13]

    1. Анализ различных шкал межличностных отношений

Для определения структуры отношений личности – субъекта общения были адаптированы шкалы межличностных отношений, разработанные в отечественной и зарубежной психологии. Предлагаемый набор методик диагностирует основной спектр отношений. Модели структуры отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения представлены. При подборе шкал межличностных отношений учитывалась двухполюсность шкалы с тем, чтобы виды отношений с отрицательным и положительным знаком были представлены в равной степени.

Набор методик включает следующие шкалы, приведенные в статье американских психологов:

  • «Шкала враждебности» Кука-Медлей, разработанная для измерения интенсивности отношений враждебности, агрессивности и подозрительности.

  • «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла, применяемая для диагностики степени интенсивности отношений доброжелательности к другим людям.

  • «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым, позволяет оценить характерные для человека межличностные отношения: доминирование – подчинение, заинтересованность – незаинтересованность, эмоциональная близость – отчужденность. [1]

У человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Шутц указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:

  • биологические потребности возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и организмом;

  • неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;

  • хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех. [30]

Если у ребенка фрустрировалось удовлетворение межличностных потребностей, то, как следствие у него сформировались характерные способы адаптации. Эти способы, формирующиеся в детстве, продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичный способ ориентации индивида в социальной среде.

Потребность включения

  • от индивида к другим людям – диапазон от «устанавливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавливает контакты ни с кем»;

  • от других людей к индивиду – диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».

На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса.

Это чувство включает в себя:

С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес.

Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, – другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.

Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда – доминирование.

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный).

В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. [11]

Потребность контроля

  • от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»;

  • от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют».

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает:

  • достаточное уважение по отношению к другим;

  • получение достаточного уважения со стороны других людей.

На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности.

Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» – прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» – яркий пример большой необходимости во включении и малой – в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.

Межличностная потребность в аффекте

Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:

  • от индивида к остальным людям – в диапазоне от «завязывают близкие личные отношения с каждым» до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;

  • от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индивидом».

На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Оно включает:

  • способность любить остальных людей в достаточной степени;

  • понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.

Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.

Короче говоря, включение можно охарактеризовать словами «внутри-снаружи», контроль – «вверху-внизу», а аффекцию – «близко-далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция – это всегда отношения в паре, включение – это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям. [19]

Далее рассмотрим методики, направленные на

      1. «Шкала враждебности» Кука-Медлей

Данная методика

Стимульный материал:, Инструкция:, Оценка результатов:

      1. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла

Доброжелательность —

Тест на доброжелательность определяет уровень благожелательности, дружелюбия, расположенности к другим у тестируемого. Диагностика проводится по шкале Кэмпбелла Д.. [15]

Примерное время тестирования 3-5 минут.

Стимульный материал:, Инструкция:

      1. «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптированный Рукавишниковым А.А.

Опросник межличностных отношений (ОМО) Рукавишникова А.А. является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом Шутцем В..

Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. [18]

Стимульный материал:, Инструкция:

Для каждого утверждения (с 1-го по 16) выберите ответ, который больше всего вам подходит:

(1) Обычно

(2) Часто

(3) Иногда

(4) По случаю

(5) Редко

(6) Никогда

Для каждого из дальнейших утверждений (с 17-го по 27) необходимо выбрать один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться. Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному двум людям

(6) Никому

Для каждого из дальнейших утверждений (с 28-го по 40) выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.

(1) Большинству людей

(2) Многим

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному двум людям

(6) Никому

Для каждого из дальнейших утверждений ( с 41-го по 54) необходимо выбрать один из следующих ответов.

(1) Обычно

(2) Часто

(3) Иногда

(4) По случаю

(5) Редко

(6) Никогда

2.4. Рекомендации людям разных полов, возрастов и социальных слоев по преодолению трудностей и барьеров в общении

Общение — предмет деликатный. И овладеть им можно, если очень захотеть!

Какие же психологические барьеры возникают в процессе общения и как их надо преодолевать?

  1. Барьер привязанности и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления, или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

  2. Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем — либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию — установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, принесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение длительного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать меж личностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформулированной у вас кем-либо негативной установки.

3. Барьер «боязни» контакта с человеком, вызванный беспокойством будет ли общение успешным. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных, конкретных разногласий).

После того, как такой анализ будет проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.

4. Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: «А правильно ли вас поймет партнер? Не возникнет ли у него неверного толкования цели вашего общения?» Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, которые могут пережить в результате вероятного непонимания, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступаете в контакт.

5. Барьер «неверных стереотипов». Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет». От таких стереотипов надо уходить. Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее конкретном контексте, это поможет преодолеть данный барьер.

6. Барьер «возраста» типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослые не понимают того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя в этом возрасте. А кто помоложе, раздражаются, посмеиваются, в результате возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен не только в семейных отношениях, но и в системе служебного взаимодействия. Мы должны знать, что такой барьер существует, и не идти напролом, а учитывать его в процессе общения с людьми.

Что же следует помнить для преодоления этих психологических барьеров? Ответ не так уж сложен. Кан-Калик В. А. рекомендует следующее:

  • Постарайтесь как бы «остановиться-оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении.

  • Проанализировать те стороны вашего общения с другими людьми, которые вам нравятся, и выделить те, которые, на ваш взгляд, вызывают неудовлетворенность окружающих.

  • Стремитесь в процессе общения уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дидактизм, дистанционность и др.)

  • Старайтесь меньше выяснять отношения, но вместе с тем стремитесь тщательно анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров; помните, что выяснение отношений — не самый удачный путь к их улучшению.

  • Попытайтесь ответить на вопрос: «Каким видят вас другие люди?». [30]

Несомненный интерес представляют девять способов преодоления барьеров общения, сформулированные Карнеги:

  1. Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и с искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали похвалу в адрес ваших положительных сторон». (Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?»)

  2. Обращая внимание человека на его ошибки, не делайте это «в лоб». (Пример Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов».)

  3. Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях. Тот, на кого направлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если критикующий не безгрешен.

  4. Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. (Например: «Вас не затруднит сходить туда-то и сделать то-то»).

  5. Щадите гордость собеседника. Не перехлестывайте в критике через край, не критикуйте в присутствии других людей.

  6. Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.

  7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соот-ветствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной. «Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему… Подарите человеку хорошую репутацию».

  8. Покажите человеку, что его недостаток или допущенный им промах легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить. «Одобрите человека… дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, — и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили».

  9. «Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому». [ 14]

Таким образом, ключами к преодолению барьеров общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для противоположной стороны. Это не означает, что вы вообще не можете выразить человеку свои претензии. Разница в том, что вы можете сделать это конструктивным образом.

Выводы по второй главе

Обобщая вышесказанное, отметим, что оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные – раскрываются, реализуются именно в общении. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной психологии, принципиально отлична и не сводится к простому суммированию названных трех процессов: объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»); передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»); встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).

Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу», т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, безличные по своей природе, отношения.

Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.

Формулировки, рассмотренные во второй главе подтверждают межличностный характер потребностей. Для нормального функционирования индивида необходимо, чтобы существовало равновесие в трех областях межличностных потребностей между ним и окружающими людьми.

Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всего исследования, необходимо еще раз подчеркнуть тот неоспоримый факт, что феномен человеческого общения действительно чрезвычайно значимый фактор нашей жизнедеятельности, который оказывает постоянное влияние на все ее стороны.

Это влияние опосредовано тем значением, которое имеет общение лично для каждого из нас. Этим же продиктована и активизация эмпирических исследований в этом направлении.

Вместе с тем изучение реальной многозначности и многогранности всех видов, типов и состояний человеческого общения, особенностей его протекания в той или иной ситуации далеко не исчерпывают всех задач научного постижения данного явления.

Не только структура и механизмы, позволяющие судить об анатомии общения, но и их материализация в динамике повседневного коммуникативного поведения и деятельности людей нуждаются в дальнейших как узко специальных, так и в обобщающих их результаты исследованиях.

В известной мере переход от анатомии к контролируемой динамике («физиологии») человеческого общения осуществляется уже в актах саморегуляции коммуникативного поведения личности, в практике управления, в регуляции и коррекции как межличностных, игровых, так; и деловых функционально-ролевых отношений по мере развития и внедрения методов социально — психологического тренинга.

Необходимость дальнейшего постижения природы, анатомии и динамики социального и межличностного общения в перспективе приведет к образованию такого мощного направления исследований, которое займет, безусловно, приоритетное место в рамках как общей социально-психологической теории, так и в различных прикладных ответвлениях социальной психологии как науки.

БИБЛИОГРАФИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/problemnyie-lichnosti-v-obschenii/

  1. Абитов И.Р. Психологический журнал, том 34, №1, 2013. – с. 86-96

  2. Атватер И., Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника).

    Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 2003. – 112с.

  3. Батаршев А.В.. Организаторские и коммуникативные качества личности (Для деловых людей).

    — Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.

  4. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.

  5. Бодалев А.А. общения / Избранные психологические труды. ЗАО Издательство Питер, 2009. – 416с.

  6. Бороздина Г. В.. Психология делового общения. М., 1999. – 231с.

  7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997. – с 187.

  8. Вердебер Р., Вердебер П.. Общение, интенсивный курс. АРСС., Москва, 2005. – 192с.

  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000. – 243с.

  10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997. – 268с.

  11. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3).

    – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. – 316с.

  12. Донцов А.И. Психология коллектива. Айрис-пресс, 2002. – 265с.

  13. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н.. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов 4.изд., перераб.и доп . – М. : Юнити, 2002. – 488с.

  14. Дуглас Мосс. Приемы Дейла Карнеги и НЛП . Код вашего успеха. Издательство: М.: АСТ Год: 2015. – 180с.

  15. . – 319с.

  16. Ефимова, Н.С. общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.– 192c.

  17. . – 187с.

  18. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. – 576c.

  19. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).

  20. Квинн В. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000. – 560с.

  21. Леви В. Искусство быть другим С-Петербург/ изд. Питер, 1993. – 215с.

  22. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 1999. – 465с.

  23. Лукичева Л.И. Управление организацией.- М. – 2004. – 260с.

  24. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 254с.

  25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1999. – 784с.

  26. Морозов С.М. Методы психологического исследования личности. – К: 1992. – 218с.

  27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е – изд. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 608с.

  28. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Каптуревского Ю.Н. – СПБ: — Издательство «Питер», 2000. – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

  29. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

  30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Бадалин В.Д., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. // Под общей редакцией Крылова А.А., Маничева С.А.. — СПб.: «Питер», 2000. – 560с.

  31. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие/ Под ред. проф. Прохорова А.О. – СПб.: Речь, 2004. – 480с.

  32. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.

  33. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. – 224с.

  34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М: Просвещение, 2000. – 286с.

  35. . – 256с.

  36. . – 345с.

  37. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Рн/Д: Феникс, 2013. – 317c.

  38. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ Шейнов В.П.. – М., 2006. – 816с.

  39. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 192c.

Источники Интернет

ПРИЛОЖЕНИЕ, Приложение 1. Стимульный материал к методике «Шкала враждебности» Кука-Медлей

  1. Текст опросника…………………………………………………………….36

  2. Обработка результатов……………………………………………………..38

  3. Ключ………………………………………………………………………….39

  4. Бланк ответов…………………………………………………………………40

Приложение 2. Стимульный материал к методике «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла

  1. Текст опросника……………………………………………………………..41

  2. Обработка результатов……………………………………………………42

Приложение 3. Стимульный материал к методике «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптированный Рукавишниковым А.А …………………………………………………………………………………..43

  1. Текст опросника……………………………………………………………..43

  2. Ключи для обработки шкал опросника…………………………………….46

  3. Обработка результатов………………………………………….…………..47

  4. Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)….49

Приложение 1, Стимульный материал к методике «Шкала враждебности» Кука-Медлей

  1. Текст опросника

  1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.

  2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я.

  3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.

  4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.

  5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.

  6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.

  7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.

  8. Люди часто разочаровывали меня.

  9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.

  10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.

  11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.

  12. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.

  13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.

  14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.

  15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.

  16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.

  17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.

  18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.

  19. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.

  20. Более безопасно некому не верить.

  21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.

  22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.

  23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.

  24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.

  25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.

  26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.

  27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.

Приложение 1

2. Обработка результатов

  • Интерпретация результатов для шкалы цинизма:

    65 баллов и больше – высокий показатель;

    40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

    25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

    25 баллов и меньше – низкий показатель.

  • Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:

    45 баллов и больше – высокий показатель;

    30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

    15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

    15 баллов и меньше – низкий показатель.

25 баллов и больше – высокий показатель;

18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

10 баллов и меньше – низкий показатель

Приложение 1

3. Ключ

Название шкалы

Номера утверждений

Шкала цинизма

1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22.

Шкала агрессивности

5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27.

Шкала враждебности

8, 13, 17, 18, 25.

Варианты ответа

Баллы

1 – обычно

2 – часто

3 – иногда

4 – случайно

5 – редко

6 – никогда

6

5

4

3

2

1

Приложение 1

4. Бланк ответов

Ф.И.О ___________________________Возраст _________Пол ____________

Дата исследования________________Примечание______________________

Варианты ответов:

Обычно

Часто

Иногда

Случайно

Редко

Никогда

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Приложение 2, Стимульный материал к методике «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла

  1. Текст опросника

  1. А Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

В Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях.

  1. А Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

В В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.

  1. А Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

В Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

  1. А Вера в других является основой выживания в наше время.

В Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

  1. А Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.

В Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.

  1. А «Договор дороже денег» — все еще лучшее правило в наше время.

В В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов.

  1. А Невозможно перепрыгнуть через себя.

В Там, где есть воля, есть и результат.

  1. А В деловых отношениях не место дружбе.

В Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.

Приложение 2

  1. Обработка результатов

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл,

при несовпадении — в 0 баллов.

Ключ: 1 — А, 2 — А, 3 — Б, 4 — А, 5 — Б, 6 — А, 7 — Б, 8 — Б.

Баллы суммируются.

Интерпретация:

  • 0-2 балла — низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

  • 3-5 баллов — средний показатель доброжелательного отношения к другим;

  • 6-8 баллов — высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

Приложение 3

Стимульный материал к методике «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптированный Рукавишниковым А.А.

  1. Текст опросника

  1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

  3. Становлюсь членом различных групп.

  4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.

  5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

  7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

  8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

  9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

  10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

  11. Стараюсь быть среди людей.

  12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

  13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

  14. Легко подчиняюсь другим.

  15. Стараюсь избегать одиночества.

  16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

  17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

  18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

  19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.

  20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.

  21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.

  22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

  23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

  24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

  25. С другими веду себя холодно и безразлично.

  26. Легко подчиняюсь другим.

  27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

  28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

  29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

  30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

  31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

  32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

  33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

  34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

  35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

  36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

  37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

  38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

  39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

  40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

  41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

  42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

  43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

  44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

  45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

  46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

  47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

  48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

  49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

  50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.

  51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

  52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

  53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

  54. В обществе руковожу ходом событий.

Приложение 3

  1. Ключи для обработки шкал опросника

Ie

Cw

Ae

1

1,2,3,4

2

1,2,3,4,5

4

1,2

3

1,2,3,4,5

6

1,2,3

8

1,2

5

1,2,3,4,5

10

1,2,3

12

1

7

1,2,3

14

1,2,3

17

1,2,3

9

1,2,3

18

1,2,3,4

19

3,4,5,6

11

1,2

20

1,2,3,4

21

1

13

1

22

1,2,3,4

23

1

15

1

24

2

25

3,4,5,6

16

1

26

2

27

1

Iw

Ce

Aw

28

1,2

30

1,2,3,4

29

1

31

1,2

33

1,2,3,4,5

32

1,2

34

1,2

36

1,2,3

35

5,6

37

1

41

1,2,3,4,5

38

1,2,3

39

1

44

1,2,3,4

40

5,6

42

1,2,3

47

1,2,3,4,5

43

1

45

1,2,3

50

1,2,3,4

46

4,5,6

48

1,2,3,4

53

1,2,3,4

49

1

51

1,2,3

54

1,2,3

52

5,6

Приложение 3

  1. Обработка результатов и интерпретация

Слева (зеленые колонки) приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в один балл, при несовпадении – 0 баллов.

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее описание поведения:

Включение:

  • Ie — низкое означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать;

  • Ie — высокое предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

  • Iw — низкое предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей;

  • Iw — высокое предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним.

Контроль:

  • Се — низкое означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

  • Се — высокое означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

  • Cw — низкое предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

  • Cw — высокое отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

Аффект:

  • Ае — низкое означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

  • Ае — высокое предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

  • Aw — низкое означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

  • Aw — высокое типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:

0-1 и 8-9 — экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер.

2-3 и 6-7 — низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.

4-5 — пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета.

Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.

Приложение 3

  1. Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)

Включение:

  • Выраженное поведение. Ie — стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

  • Требуемое поведение. Iw — стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

Контроль:

  • Выраженное поведение. Се — пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

  • Требуемое поведение. Сw — стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект:

  • Выраженное поведение. Ae — стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

  • Требуемое поведение. Aw — стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Оценки по этим шкалам — числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e – W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.