Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена:
Сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте. Методика физического воспитания в начальной школе А.П. Матвеев 2003 г.
Наличием тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества.
Гибкость тела — это одно из главных профессиональных требований к танцорам.
Гибкость это показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Тренировка гибкости может свести к минимуму вероятность получить травму, а так же позволит избежать многих проблем связанных с суставами.
Без достаточного уровня гибкости будет трудно добиться существенных результатов не только в классическом танце, но и любом другом танцевальном направлении.
Развитие гибкости происходит в основном за счет упражнений на растягивания.
Гибкость зависит от подвижности отдельных суставов и от подвижности их по отношению друг к другу, от перераспределения тонуса мышц и соотношение их.
Младшей школьный возраст это наиболее благоприятный период для развития гибкости.
Этому способствует:
- Относительное равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;
- Большая подвижность суставов;
- Высокая эластичность связочного аппарата;
- Наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;
- Эластичность мышц в результате значительного содержания белковых неорганических солей и воды;
- Достаточная естественная гибкость позвоночного столба;
- Незавершённый процесс окостенения.
Объект: процесс развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Предмет: средства, способы и методы развития и совершенствования гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии.
Цель: теоретическая разработка и апробация комплекса средств и методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста посредством хореографии.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста ...
... программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность. Методы исследования:, Новизна исследования:, Практическая значимость:, База исследования:, Структура курсовой работы Глава 1. Теоретические основы реализации творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 1.1 Творческие способности: сущность, ...
Задачи:
- выявить степень разработанности исследуемой темы в научной, специальной и учебно-методической литературе;
- сделать теоретический анализ существующих методик по проблеме исследования;
- разработать и реализовать комплекс упражнений, направленных на эффективное развитие гибкости у детей младшего школьного возраста под средством хореографии;
- проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования
Изучение и анализ научно-методической литературы.
Педагогические наблюдения.
Анализ литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-gibkosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/
гибкость школьник стретчинг
1. Одним из ценных двигательных качеств танцора является гибкость
Учёные и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармонического развития.
Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга. (В.И. Лях, 2013г.).
Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.
Термин «гибкость» более применяем, если иметь ввиду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин «подвижность». (Ж.К. Холодов, 2001).
Гибкость имеет большое значение в спортивной и трудовой деятельности. Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости в плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.
Недостаточно развитая гибкость у танцора ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.
Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем — ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смешение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшённой вентиляции лёгких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперёд и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.
Гибкость — это рациональная работа мышц. При отсутствии в них запаса подвижности, им трудно выполнять амплитудные двигательные действия.
«Воспитание гибкости у детей 11-13 лет на х физической культуры
... межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок. Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из ... С); Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки); Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в ...
С точки зрения морфункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости:( Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.2013г.)
Активную, пассивную, смешанную;
- Общую и специальную;
- Динамическую и статическую.
Активная гибкость — движения с большой амплитудой за счёт мышечных усилий, т.е. проявление гибкости, происходит без посторонней помощи, самостоятельно.
Пассивная гибкость — выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнёра, внешнего отягощения, тренажёров).
Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называют «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А.,1990).
Общая гибкость — высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.
Специальная гибкость — амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия.
Статическая гибкость — подвижность, проявляемая в позах в неподвижном положении тела.
Динамическая гибкость — подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении. Проявление гибкости зависит от ряда факторов :
Анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;
- Способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, т.е. степень совершенствования межмышечной координации;
— Состояние нервно-мышечной системы. Как известно, мышцами управляет нервная система. Движение в суставах осуществляется за счёт мышц , которые под действием нервных импульсов изменяют свою длину. Поэтому, от того, насколько чётко нервная система координирует процессы возбуждения и торможения, протекающие в мышцах, и будет зависеть гибкость. Занимаясь упражнениями на развитие гибкости, т.е. развивая силу мышц (синергисты) и способность их удлиняться (антогонисты), мы тем самым заставляем их адаптироваться к новым условиям работы, подготавливаем нервно-мышечную систему к более высоким амплитудам движения.
Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движения и делают их менее изящными;
- Общее функциональное состояние организма. Под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции её увеличивают, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают;
- Внешние условия — время суток, температура воздуха, наличие разминки;
- Пол.
У женщин гибкость также выше, чем у мужчин. Это зависит от особенностей строения женского скелета, малой массы и силы мышц, а вследствие этого большей их податливостью к растяжению. Установлено, что гибкость женщины на 10 % выше, чем у мужчины. Интересно, что в раннем детском возрасте у мальчиков и девочек гибкость находится практически на одном уровне, главным образом потому, что их мышцы имеют примерно одинаковое развитие. Максимальный прирост гибкости у девочек наблюдается в период 9-12 лет, у мальчиков 10-13 лет;
Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед
... выявляется сущность теории нравственного воспитания, указываются пути и способы развития содержания, форм, методов нравственного воспитания. Все авторы отмечают, что именно в младшем школьном возраста происходит формирование основ духовно-нравственных качеств коллективизма, патриотизма, ...
— Возраст человека. У детей гибкость выше, чем у взрослых. Подвижность в суставах, как и любое другое физическое качество, можно начать развивать в любом возрасте и достичь при этом неплохих результатов, но важно помнить, что гибкость, как, ни какое другое физическое качество теснейшим образом связано с возрастом и поэтому, чем раньше начатье развивать, тем больших результатов можно достичь.
Доказано, что главным фактором, ограничивающим, полную естественную амплитуду движения (гибкость) в суставе является сопротивление мягких тканей:
2% обеспечивает кожа;
10 %-сухожилия и связки;
41% -мышечные ткани и их длина. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «Длинная» мышца даёт возможность проявлять полную свободную амплитуду.
У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:
- преобладание в костной ткани органических элементов воды, которые делают скелет гибким и эластичным;
- сочленение костей подвижно в этом периоде развития;
- постепенное замещение костной ткани хрящевой;
- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов ( шейной и грудной кривизны);
- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объём мышечной ткани 27.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
- успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
- с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.
Реализуя данные задачи, считается недопустимым чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда необратимым деформациям суставных структур. Данные отклонения способствуют нарушению в формировании некоторых двигательных навыков, развитию плоскостопия, неправильной осанке, и некрасивой походке. Повышенная гибкость без достаточной мышечной силы может вызвать неустойчивость суставных соединений, приводящих к повреждениям суставов. Чрезмерно гибкие несущие суставы — коленный, голеностопный и тазобедренный становятся нестабильными и восприимчивыми к вывихам и травмам.
1.1 Возрастные и физиологические особенности развития гибкости младшего школьника
В рамках данной работы далее следует обратиться к рассмотрению возрастных и физиологических особенностей развития младшего школьника.
Младшему школьному возрасту соответствует возраст ребёнка — 7-11 лет.
В хореографии, как и в других видах деятельности для достижения максимальных результатов в процессе обучения и воспитания используют возрастной подход.
Возрастной подход — это учёт и использование закономерностей развития личности ребёнка (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых.
Рассмотрим возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.
К 7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению. О нём надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение и может сравнивать себя с другими.
У него формируется ряд новых психологических образований:
- Стремление к общественной значимости;
- Способность управлять своим поведением;
- Умение делать простые обобщения;
- Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления. У них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес.
Окостенение о порно-двигательного аппарата происходит постепенно, но костная система всё ещё богата хрящевой тканью, поэтому кости достаточно мягкие, гибкие, недостаточно прочные, легко поддаются как благоприятным, так и не благоприятным факторам воздействия. Окостенение будет проходить в течение всего младшего детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы.
В младшем школьном возрасте заканчивается формирование свода стопы.
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.
Мышечная система интенсивно развивается, мышечный тонус укрепляется. Укрепление мышечного тонуса является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
В младшем школьном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается. Увеличивается сила сердечных сокращений. Повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление и становится в пределах 80/50-110/70 мм.рт.ст.
По мере развития ребёнка уменьшается частота дыхания и нарастает глубина дыхания, следовательно, улучшается лёгочная вентиляция.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.
Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает и процесс возбуждения — младшие школьники в высокой степени возбудимы.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно переходит в процесс обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью.
К концу младшего детства восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, поэтому весь учебный процесс подчинён воспитанию культуры внимания.
Мышление у детей этого возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще..», (К.Д. Ушинский), и призывал опираться в этом возрасте на эти особенности детского мышления
Большую роль в развитии ребёнка этого возраста играет память. Мозг в этот период обладает большой пластичностью, однако учащиеся не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения. Немалых усилий стоит педагогам выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации труда
Становление личности ребёнка младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками, новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов.
Младшее возрастное звено представляет большое поле для развития нравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость учащихся, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель.
2. Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных данных.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-gibkosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/
2. Педагогический эксперимент.
3. Тестирование.
4. Математическая обработка данных.
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология. Был проанализирован 51 источник. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте были использованы следующие тесты:
1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике — измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак «+») было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный — расстояние выше изолинии (знак «-«) (таблица 5).
Измерения были проведены в начале учебного года и в конце учебного полугодия как в контрольной.
2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.
Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики.
Тесты на определение показателей гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову, 2003)
Тест № 1 «Мостик» — показатель гибкости позвоночного столба. Измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
Тест № 2 «Наклон вниз» — показатель гибкости в тазобедренном суставе. Испытуемый стремиться, как можно шире развести ноги врозь. Уровень подвижности в данном суставе оцениваются в расстояние от пола до таза, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости.
Тест № 3 «Шпагат на правую ногу и левую ногу» — показатель гибкости в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится, сесть на шпагат, ноги прямые. Уровень подвижности в данном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости.
Тест № 4 «Наклон вперед» — показатель гибкости позвоночного столба. Испытуемый из положения сидя (ноги прямые) наклоняется вперед до предела, потянувшись за носки. Оценивается с помощью линейки в сантиметрах.
Тест № 5 «Гимнастическая палка» — показатель гибкости в плечевом суставе. Испытуемый берет гимнастическую палку на таком расстоянии, при котором он может завести палку за спину и вернуть в исходное положение не сгибая рук.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову, 2003)
Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Параметры / Оценка |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
|
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см).
|
+15 |
+ 5 |
0 |
— 5 |
|
Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град).
|
70 |
90 |
95 |
100 |
|
Угол туловища к горизонту в по при наклоне вперед в положении сидя (град).
|
5 |
15 |
25 |
35 |
|
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град).
|
182 |
180 |
178 |
175 |
|
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
|
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
|
Ф.И.О. |
Год рождения |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Тест на гибкость до (см), град |
Тест на гибкость после (см), град |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Степанова А. |
2002 |
120 |
19.500 |
-2/173 |
-3/174 |
|
2. Авдеев А. |
2004 |
118 |
19.0 |
-3/172 |
-2/173 |
|
3. Любушкина Э. |
2004 |
125 |
21 |
+1/171 |
+2/172 |
|
4. Вахитов Э. |
2003 |
124 |
22 |
-1/168 |
0/170 |
|
5. Воробьев Б. |
2005 |
119 |
20 |
+1/172 |
+2/174 |
|
6. Евстегнеева Л. |
2002 |
118 |
18 |
0/172 |
+1/174 |
|
7. Загидуллин Л |
2005 |
124 |
20.200 |
-4/173 |
-2/175 |
|
8. Загидуллина И. |
2003 |
130 |
21.300 |
-2/170 |
-1/173 |
|
9. Иванов А. |
2004 |
125 |
20.500 |
-3/168 |
-1/172 |
|
10. Иванов Б. |
2005 |
135 |
23 |
-5/170 |
-4/171 |
|
11. Ковальский Н. |
2004 |
124 |
20 |
+1/167 |
+1/170 |
|
12. Криницкий П. |
2004 |
121 |
21.500 |
-4/165 |
-4/169 |
|
13. Кудисова Е |
2002 |
127 |
22 |
-4/169 |
-3/171 |
|
14 Пысин О. |
2005 |
125 |
21.500 |
-1/166 |
-1/170 |
|
15. Уткин Д. |
2003 |
119 |
20.300 |
0/168 |
+1/172 |
|
Средние показатели гибкости, см. |
2002 |
20,8 |
-1,4/ 172 |
0,87/174 |
||
Заключение
Результаты анализа научно-методической литературы показали, что наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости является младший школьный возраст.
Одним из эффективных средств развития гибкости являются упражнения стретчинга. Исходя из данных анализа литературы, стретчинг является неотъемлемой частью ритмической гимнастики. Упражнения на растягивание снимают усталость и психоэмоциональные нагрузки, увеличивают гибкость и улучшают кровообращение, повышают активность и настроение, восстанавливают силы и предохраняют от стрессов, помогают сохранить осанку, здоровье, молодость, красоту.