«Воспитание гибкости у детей 11-13 лет на х физической культуры

Содержание скрыть

Разработать комплекс упражнений для воспитания гибкости.

Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у детей 11-13 лет на уроках физической культуры.

1.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше раз­ница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо прини­мать во внимание в процессе развития и гибкости.

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвиж­ность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом воз­растного развития организма.

По мере развития организма гибкость также изменяется неравно­мерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании замет­но повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возра­стает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшает­ся. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.

В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляет­ся и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в ре­зультате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах .

25 стр., 12208 слов

Влияние элементов хатха-йоги на развитие гибкости детей дошкольного возраста

... в значительной мере способствует использование в работе нетрадиционных форм и особенно элементов хатха-йоги. Элементы хатха-йоги можно использовать для эффективного развития физических качеств, особенно хорошо они оказывают влияние на развитие гибкости у детей дошкольного возраста. Важность и значимость гибкости ...

На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.

При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедрен­ных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное зак­лючение требует дополнительных исследований и анализа).

На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова.

Наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) является младший школьный возраст, о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов.

Таблица 1.Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 10 – 11 лет (%)

(по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)

Суставы

Гибкость

Активная

Пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

4,9

3,2

1,9

— 0,1

Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

5,5

6,2

— 8,7

— 9,5

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

  • тазобедренный сустав при сгибании туловища
  • нижегрудной поясничный отдел
  • верхнегрудной отдел
  • шейный отдел

18,8

8,6

22,9

17,0

6,6

17,2

-6,2

22,2

    1. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов

Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опор­но-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты — техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной коорди­нации, снижению экономической работы часто является причиной по­вреждения мышц и связок.

7 стр., 3037 слов

Гибкость. Средства и методы развития гибкости

... сустава. Гибкость зависит от конфигурации суставов и полусуставов и способности мышц и связок к растяжению. Недостаточная подвижность суставов и полусуставов ограничивает проявления силовых, скоростных, выносливости и координационных способностей, ухудшает внутримышечную и межмышечную координацию, снижает экономичность работы, ...

Одно из определений: гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важней­ших физических качеств спортсмена. Это качество определяется разви­тием подвижности в суставах. Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам пра­вильнее говорить «подвижность» (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.

Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.

Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной.

Активная гибкость развивается следующими средствами:

1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;

2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.

Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.

Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.

16 стр., 7937 слов

Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста на физкультурно-оздоровительных ...

... изучены. Цель исследования: изучение особенностей развития гибкости у дошкольников. Объект исследования: физкультурные занятия по развитию гибкости дошкольников в рамках ДОУ. Предмет исследования: процесс развития гибкости у старших дошкольников. Гипотеза исследования: гибкость не только можно, но и ...

Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока.

Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость — необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой.

Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.

Установлено, что в обычной и даже спортивной деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 — 90 % , и всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц – антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен кроме этого — вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия:.

  1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

  2. Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С);

  3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);

  4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне);

Существенные трудности могут возникнуть, если развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте.

В обычных условиях человек использует лишь сравнительно не­большую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими ви­дами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, ис­пользуется лишь 80-90% анатомической подвижности

Таблица 2 Время, необходимое для развития пассивной подвижности в суставах до 90

Название суставов
3 стр., 1058 слов

По физической культуре “Воспитание гибкости”

... «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений ...

Число

дней

Суставы позвоночного столба

50-60

Плечевой

25-30

Локтевой

25-30

Лучезапястный

20-25

Тазобедренный

60-120

Коленный

25-30

Голеностопный

25-30

1.3. Методы воспитания гибкости

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.

Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспита­ния гибкости обладают дети до 9 – 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

В практике физической культуры и спорта широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.

Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы:

  • Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например — наклоны).

  • Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи) При выполнении активных движений величина их амплитуды су­щественно зависит от силовых возможностей человека. Чем больше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, тем в большей степени амплитуда активных движении зависит от силы мышц. При значительной разнице увеличение мышечной силы приво­дит и к увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицатель­но сказывается на величине подвижности. Следовательно, добиться увеличения активной подвижности в ка­ком-либо движении можно двумя путями:

75 стр., 37274 слов

Сохранение здоровья детей в ДОУ

... физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей ...

  • за счет увеличения пассивной подвижности;
  • за счет увеличения максимальной силы.

Для воспитания активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.

Для воспитания активной под­вижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением:

  • вес предметов;

  • противодействие партера;

  • сопротивление упругих предметов;

  • статические (изометрические) силовые упражнения, выполняе­мые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4 сек.

В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной амплитудой (поэтому малопригодны многие общеразвивающие упраж­нения, выполняемые с небольшой амплитудой) и давать соответствующую целевую

  • быть доступными для занимающихся.

К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся:

  • пассивные движения, выполняемые с помощью партнера; установку;

  • пассивные движения, выполняемые с отягощением;

  • пассивные движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора;

  • пассивные движения, выполняемые с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти дру­гой рукой);

  • пассивные движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягоще­ния используется вес собственного тела);

  • активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняе­мые с полной амплитудой без предметов и с предметами.

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6 – 9).

После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппа­рата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность.

15 стр., 7050 слов

Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста

... 1.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста Физические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее ... влиянием постоянных упражнений, что улучшает вероятность проявления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их ...

У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, причем наибольшая разница об­наружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая — при дви­жениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сги­бании голени, предплечья.

В связи с этим на начальном этапе тренировки при воспитании гибкости в движениях первой группы большое внимание нужно уде­лять силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнени­ями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях второй группы – упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять .

Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, боль­шое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с уп­ражнениями на растягивание. Комплексное использование таких упраж­нений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности.

Специальными исследованиями установлено, что использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышает эффект тренировки (до 10%).

Эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах.

В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспе­чивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягивании.

Для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуется следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем, объеме должна быть доля активных упражнений и меньше – статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8 -10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 3 .

Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата.

Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

12 стр., 5609 слов

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста

... исследования; разработать и реализовать комплекс упражнений, направленных на эффективное развитие гибкости у детей младшего школьного возраста под средством хореографии; проанализировать и ... мышц и соотношение их. Младшей школьный возраст это наиболее благоприятный период для развития гибкости. Этому способствует: Относительное равномерное развитие опорно-двигательного аппарата; Большая подвижность ...

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.

Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных – 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в статических положениях – 4 – 6 с.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслаблении.

Таблица 3

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

Сустав

Количество повторений

Учащиеся, лет

7 — 10

11 – 14

Позвоночный столб

20 – 30

30 – 40

Тазобедренный

15 – 25

30 – 35

Плечевой

15 – 25

30 – 35

Лучезапястный

15 – 25

20 – 25

Коленный

10 – 15

15 – 20

Голеностопный

10 – 15

15 – 20

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 – 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.

Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 — 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 — 6 лет.

Таблица 4

Двигательная активность учащихся среднего звена

при разных видах мышечной активности (по Н.Т. Лебедевой)

Вид мышечной деятельности

Продолжи тельность, мин, Объем движений, шаги

Мальчики

Девочки

Утренняя гимнастика (дома)

10

6 стр., 2763 слов

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

... путей социальной адаптации детей с физическими и психическими недостатками. Одним из приоритетных направлений развития современного образовательного процесса является создание инклюзивного пространства, позволяющего детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полноценно участвовать в социальной жизни. ...

400 – 500

500 – 700

Гимнастика на уроке (в школе)

10

200 – 300

300 – 400

Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе

3

120 – 150

150 – 200

Подвижные игры:

на переменах:

больших

малых

на уроках физической культуры

на открытом воздухе

15

5

45

60 – 90

700 – 1000

400 – 500

1200 – 3240

3000 – 4000

800 – 1200

500 – 600

1200 – 3240

4000 – 5000

Лыжная тренировка

(внеклассные занятия)

90

6840 – 9120

Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В целом, костная система детей характеризуется более высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую податливость при воздействии внешних факторов, в том числе — физических нагрузок.

Мышечная система.

Прежде всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Между этими параметрами существуют сложные прямые и обратные, положительные и отрицательные взаимоотношения.

Формирование двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной работой дыхательной, сердечно — сосудистой, двигательной и нервной систем, а развитие силы мышц наиболее тесно связано с ростом костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Каждому возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки.

Сила. С 8 до 10 лет прирост силы наблюдается относительно равномерно, к 11 годам темпы роста мышц увеличиваются. В последующие годы темпы роста силы мышц замедляются, причем у более крупных мышц сила увеличивается в более поздние сроки. Наряду с ростом абсолютной максимальной произвольной силой мышц происходит увеличение и относительной силы мышц. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет.

Быстрота. Впервые время реакции удается определить у детей 2 -3 лет. Этот показатель наиболее быстро снижается до 9 — 11 лет, и после 12 — 14 лет скорость снижения замедляется.

Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 — 13 лет ., Выносливость.

Ловкость. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 — 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 — 10 лет, в 10 — 12 лет она стабилизируется.

Под влиянием тренировки все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.

В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. В частности, значительно более выраженным может быть предстартовое состояние.

Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых. Например, в беге на короткие дистанции у детей 7 — 14 лет максимальная скорость достигается на 5 секунде.

В упражнениях на выносливость у детей несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно — сосудистой систем.

Способность удерживать устойчивое состояние также зависит от возраста, дети в меньшей степени способны сохранять его по сравнению с взрослыми. Дети быстрее достигают максимального уровня потребления кислорода, но сохраняют его недолго. Более короткое устойчивое состояние у детей сопровождается более стремительным развитием гипоксии, что в свою очередь приводит к рассогласованию регуляторных, двигательных и вегетативных функций.

От возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.

Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных, преимущественно анаэробных нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее .

Анализ научно-методической литературы показывает, что:

  1. При развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей и подростков 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.

  2. В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап – «суставной гимнастики», 2 этап — специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап — поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

  3. Литературные данные показали, что для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

  4. В комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.

Глава 2. Цели, задачи, организация и методы исследования

2.1. Цель и задачи исследования, Цель работы., В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. Анализ научно и учебно-методической литературы.

  2. Разработать наиболее эффективный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей 11-13 лет на уроках физической культуры.

  3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у детей 11-13 лет на уроках физической культуры.

2.2. Методы исследования, В работе использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ литературных данных.

    [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vospitanie-gibkosti/

  2. Педагогический эксперимент.

  3. Тестирование.

  4. Математическая обработка данных.

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология. Был проанализирован 51 источник.

Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3-го класса гимназии № 82 города Уфы. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

В эксперименте были использованы следующие тесты:

1. Оценка гибкости производилась по общепринятой методике — измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак «+») было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный — расстояние выше изолинии (знак «-«) (таблица 5).

Измерения были проведены в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного полугодия (декабрь) как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

2. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался циркуль, который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.

Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Были измерены основные антропометрические данные (рост и вес) как в контрольной, так и в экспериментальной группе. По результатам антропометрических данных для оценки соответствия массы тела и роста в динамике в начале и в конце эксперимента был определен индекс Кетле по формуле:

K = масса тела, г / длину тела, см.

Индекс Кетле говорит о соответствии массы тела его длине. Нормальные показатели этого индекса колеблются в пределах от 325 до 400 г / см, при занятиях спортом он может достигать 400 г /см, а в некоторых спортивных специализациях — даже 600 г / см.

Полученные данные для оценки достоверности результатов были обработаны статистически., Данные об испытуемых представлены в 6, 7 таблицах.

Таблица 5

Параметры / Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см).

+15

+ 5

0

— 5

Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град).

70

90

95

100

Угол туловища к горизонту в по при наклоне вперед в положении сидя (град).

5

15

25

35

Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град).

182

180

178

175

Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град)

180

178

175

172

Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град)

180

178

175

172

2.3. Организация исследования

Вся программа исследований была выполнена в три этапа. Первый этап проводился с сентября по октябрь 2015 года. Основной целью исследований было изучение различных методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

Второй этап (сентябрь – декабрь 2015 года) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы школьников 6-го класса (средний возраст – 11 лет) МОУ-ООШ с.Ястребовка. Под наблюдением находилось 6 человек. Из них 3 человека составили контрольную группу, 3 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.

Третий этап (декабрь 2015 года) предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 К омплекс упражнений для воспитания гибкости

Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспо­собности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с мак­симальной амплитудой при предварительном «разогревании» мышц, их растяжимость увеличивается.

Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.

1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1. – Круговые движение головой вправо.

2. – Круговые движения головой влево.

2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.

1.– Круговые движения руками вперед.

2..– Круговые движения руками назад.

  1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.

  1. Отведение рук в стороны.

5. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1. – Наклоны туловища вперед.

2. – Наклоны туловища назад.

6. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.

1. – Вращательное движение голени вправо.

2. – Вращательное движение голени влево.

7. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.

1. – Вращательное движение голени влево.

2. – Вращательное движение голени вправо.

Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.

Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необхо­димо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.

1. И.п. – о.с.

1. – Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз.

2. – Рывки руками, правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.

2. И.п. – о.с. Руки перед собой.

1. – Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз.

2. – Наклоны туловища назад 10 раз.

3. И.п. – Сидя на матрасе руки, перед собой.

1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.

4. И.п. – Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади.

1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.

5. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на полу.

1. – Приседание на шпагат.

При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необхо­димо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.

Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепен­ное увеличение амплитуды движения дает возможность организму при­способиться к специальной работе.

Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) — 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.

3.2. Результаты исследований и их интерпретация

Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых — школьников имеются существенные различия.

Антропометрические данные испытуемых — школьников 3-го класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 139 см, в экспериментальной — 153см. Средняя величина веса тела соответственно 43 и 48 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.

Показатели гибкости приведены в таблицах 6 и 7

В пересчете на проценты абсолютных величин, в экспериментальной группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению с контрольной.

Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода — 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2 градуса, в экспериментальной группе — 7 градусов. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны ( t = 4,17 при р < 0, 01).

Интересно отметить, что между исследованными величинами наблюдается определенная зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и наоборот.

Между антропометрическим масса-ростовым показателем Кетле и показателем гибкости наблюдалась некоторая отрицательная зависимость.

Таблица 6 . Контрольная группа — ученики 6 класса МОУ-ООШ с. Ястребовка.

Ф.И.О.

Возраст

(год рождения)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см), град, Тест на гибкость после (см), град

1

2

3

4

5

6

1. Куделина Марина

2004

140

42.500

-2/173

-3/174

2. Ламыкин Денис

2003

142

39.0

-3/172

-2/173

3. Ламыкина Ирина.

2003

135

48

+1/171

+2/172

Средние показатели гибкости, см.

139

43

-1,4/ 172

0,87/174

Таблица 7 .Экспериментальная группа — ученики 6 класса МОУ-ООШ с.Ястребовка.

Ф. И. О.

Возраст

(год ро-ждения)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см)/град

Тест на гибкость после (см)/град

1

2

3

4

5

6

1. Булычев Кирилл

2004

143

44

0/173

+2/179

2. Дробитко Инна

2003

156

49

-1/172

+3/178

3. Яковлева Кристина

2004

160

51

+1/169

+4/176

Средние показатели

гибкости, см

153

48

— 1,4/172

+1,31/178

Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе «Обзор литературных данных».

Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается на развитие такого важного двигательного качества как гибкость.

По антропометрическим данным индекс Кетле в конце обследования у школьников контрольной группы составил 179 г/см, у школьников экспериментальной группы — 169 г/см. Такие показатели массаростового индекса косвенно могут свидетельствовать о более высокой гибкости у школьников контрольной группы. Этот факт также говорит в пользу того, что акцентированные занятия на развитие гибкости положительно сказываются на антропометрических факторах, определяющих гибкость.

1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей 11-13 лет имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше раз­ница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо прини­мать во внимание в процессе развития и гибкости.

2. Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

3. Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в развитии гибкости

Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vospitanie-gibkosti/

  1. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. – 1979. — № 10. – С. 192.

  2. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и

c порте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч.

Конгр. — М., 1979. – С.192.

  1. Ашмарин, Б. А. — Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. — М.: Просвещение, 1990.-287с.

  2. Ашмарин, Г. А. — Теория и методика педагогических исследо­ваний в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.

  3. Башуков, С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. – 1988. — № 5. – 39 с.

  4. Бердинков, Г.И, — Мас­совая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н — М.: Высшая школа, 1991.- 240с.

  5. Богданова, Г. П. — Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова — М.: Просвещение, 1986.-220с.

  6. Быков, В. С. — Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.

  7. Валиахметов, Р. М. — Физическое воспитание уча­щихся: Программа /Р.М. Валиахметов. — Уфа, 1996.- 46с.

  8. Воробьев, В.И. — Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. — Челябинск, 1998. – 54 с.

  9. Волгецкий, Э. И. Опыт организации спортивно-массовой ра­боты в школе /

Э.И. Волгецкий// Физическая культура в школе. — 1991.- №10. — 40с.

  1. Вультров, Б. 3. — Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. — М.: Просвещение, 1983.- 14 с, 46 с, 152 с.

  2. Галеева, М.Р. — Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. — Киев, 1980. – 56 с.

  3. Гейнц, К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. — 1990.- № 4.- 41с.

  4. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. – 1988. — № 3. – 18-19.

  5. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению дви­гательной подготовленности.