Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста на физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения

На современном этапе развития дошкольной педагогики существенное место отводится физическому развитию дошкольников.

С увеличением требований к качеству физической подготовки детей наблюдается заметное омоложение высших достижений в спорте. В связи с этим перед педагогами стоит проблема поиска таких средств и методов, которые позволили бы детям в более короткие сроки осваивать всё возрастающие по числу и трудности двигательные действия и достигать более высокого уровня физической подготовки. Одним из путей решения этой проблемы является привлечение детей к занятиям по развитию гибкости в возрасте 5-6 лет.

Опыт многих педагогов и тренеров убедительно свидетельствует о реальной возможности и необходимости успешно и продуктивно работать с детьми дошкольного возраста. Физическая подготовка дошкольников является одним из важнейших направлений в практике современного дошкольного образования и воспитания (М.А. Говорова, Л.А. Карпенко, А.В. Плешкань).

Гибкость является основополагающим качеством в художественной гимнастике, занятия по которой начинаются уже в 4 года. Именно от уровня развития гибкости зависят спортивные результаты. Гибкость можно и нужно развивать уже в среднем дошкольном возрасте.

Практические советы и комплексы упражнений, приведенные в работе, позволяют развивать не только гибкость, но и координацию движений, силу, поднимают уровень общей и специальной физической подготовки. Они будут интересны не только педагогам дошкольного образования, но и тренерам по различным видам спорта (спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, борьбе), а также и для специалистов в области хореографии.

Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.

Цель исследования: изучение особенностей развития гибкости у дошкольников.

Объект исследования: физкультурные занятия по развитию гибкости дошкольников в рамках ДОУ.

Предмет исследования: процесс развития гибкости у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: гибкость не только можно, но и нужно развивать у детей дошкольного возраста, что способствует как общему физическому развитию детей, так и последующему достижению высоких спортивных результатов.

Задачи исследования:

  • анализ теоретических положений проблемы развития гибкости старших дошкольников на физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • исследование методических основ развития гибкости у старших дошкольников в условиях ДОУ.

Методы исследования: анализ теоретических положений и методик по проблеме исследования.

5 стр., 2111 слов

Анатомо-физиологические особенности физического развития детей ...

... можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников. Физическое развитие детей дошкольного возраста проверяют не менее двух раз ...

титульный лист, оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости на физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения

1.1. История развития представлений о гибкости

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

Следовательно, в целях совершенствования системы физического воспитания и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.

Воспитание психофизических качеств, важнейшим из которых является гибкость, — необходимое условие полноценного физического развития.

Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений. Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других психофизических качеств [20].

Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.

Некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей шестого года жизни.

Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического качества.

25 стр., 12208 слов

Влияние элементов хатха-йоги на развитие гибкости детей дошкольного возраста

... свидетельствам авторов Шивананда С. [27], Сергеева С. [17, 18], Белова В. И. [2] и других, упражнения системы хатха-йоги хорошее средство для оздоровления организма и развития гибкости у детей дошкольного возраста. Необходимость использования элементов хатха-йоги с детьми вызвана тем, ...

Исследования В.С. Фарфеля, К. Освальда, С. Баско показали специфическое воздействие статических упражнений на развитие гибкости взрослого. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц [28].

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости взрослого целесообразно использовать статические упражнения.

Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических возможностей человека. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.

В настоящее время получила распространение система стрейчинга, суть которой состоит в том, что с помощью медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза.

Но какими бы эффективными ни были перечисленные выше системы, они разработаны для взрослых. Применение их в неизменном виде в работе с дошкольниками, без учета психофизиологических особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму.

Специалисты Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии.

С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий. С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища и конечностей, активнее всего обеспечивающих вертикальное положение тела, слабо развитыми остаются связочные отделы позвоночного столба, мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи с чем форсированное развитие гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.

В исследовании Т.А. Тарасовой подчеркивается, что на шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. По мнению М.Дж. Алтера, кости развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста может происходить увеличение плотности сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости. В связи с чем необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического воспитания детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями [14].

3 стр., 1058 слов

По физической культуре “Воспитание гибкости”

... суставных хрящей. Особенно сильно изменяется позвоночник. Систематическое выполнение упражнений для развития и сохранения гибкости значительно замедляют процессы старения, улучшает тонус мышц, снабжение их кислородом и питательными веществами, способствует ...

На протяжении длительного времени статические упражнения считались противоестественными природе ребенка-дошкольника. В процессе физического воспитания дошкольников используются в основном динамические упражнения. В то же время исследования В.А. Сегаль подтверждают положительное воздействие некоторых стрейчинговых упражнений на развитие гибкости дошкольников при условии обучения по специально разработанной методике, но в работе не ставилась задача всестороннего обследования развития этого психофизического качества.

Э.Я. Степаненкова исследовала возможности использования статических упражнений для развития статического равновесия у дошкольников [18].

Изучив научно-практическую литературу, мы выдвинули предположение о возможности использования статических упражнений для воспитания гибкости у старших дошкольников.

Для того чтобы проследить динамику развития гибкости звеньев опорно-двигательного аппарата до и после эксперимента, использовались следующие тесты. Для определения гибкости позвоночника — «Наклон назад стоя», «Наклон в сторону стоя», «Наклон вперед сидя». Результат измерялся в сантиметрах. Для определения гибкости тазобедренного сустава — «Отведение ноги назад», «Поднимание прямой ноги вперед, в сторону». Гибкость верхнего плечевого пояса определяли с помощью тестов «Отведение руки назад сверху», «Отведение руки назад снизу». Результат измерялся в градусах.

Для определения развития статического равновесия использовалась модифицированная «Поза Ромберга», удержание которой, по исследованиям Э.Я. Степаненковой, для дошкольников составляет 10 секунд [18].

После изучения литературы о различных системах, использующих статические упражнения, и опираясь на исследования физиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, B.C. Фарфеля о деятельности двигательного анализатора и свойствах мышечно-связочного аппарата, мы подобрали статические упражнения для развития подвижности разных суставов с учетом психофизических особенностей детей шестого года жизни [11].

Для плечевого и локтевого сустава — упражнения «Лучник», «Замок», «Лебедь», «Гора».

Для развития гибкости позвоночника — упражнения «Чемодан», «Змея», «Кошка», «Лодка», «Винт».

Для развития тазобедренного и коленного сустава — упражнения «Дерево», «Глубокий выпад вперед», «Глубокий выпад в сторону», «Бабочка», «Шлагбаум», «Большая стрелка».

Некоторые упражнения адаптировались и модифицировались специально с учетом физиологических особенностей детей шестого года жизни.

Проведенное нами исследование показало, что статические упражнения для воспитания гибкости целесообразно включать в комплекс общеразвивающих упражнений, которые представляют собой систему специально разработанных движений и могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. В этом случае воспитание гибкости будет осуществляться без ущерба для других видов двигательной деятельности. Кроме этого, общеразвивающие упражнения проводятся после непродолжительной подготовительной части, что положительно влияет на гибкость, так как, по мнению Н.Г. Озолина, растяжимость разогретых мышц значительно выше [16].

Правильный подбор различных по характеру упражнений и их рациональное сочетание во многом определяет эффективность физкультурного занятия.

В работе П.П. Буцинской, В.И. Васюковой, Г.П. Лесковой составление комплексов общеразвивающих упражнений осуществляется по анатомическому принципу: упражнения для мышц верхнего плечевого пояса и рук; упражнения для мышц туловища; упражнения для мышц ног и брюшного пресса. В системах, основу которых составляют статические упражнения, сочетание упражнений в комплексе осуществляется по принципу попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в предыдущем были расслаблены. Таким образом, происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует формированию правильной осанки [7].

10 стр., 4917 слов

Развитие словаря детей дошкольного возраста

... курсовой работы "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей" актуальной. Цель работы: Проанализировать дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей. Задачи: Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста. Проанализировать задачи и содержание словарной работы ...

Эти положения учитывались при включении статических упражнений в комплекс общеразвивающих упражнений. Количество упражнений в комплексе для детей шестого года жизни составляет 6–7 упражнений.

1.2. Возрастные особенности детей 5-6 лет

Для эффективного развития гибкости у детей 5-6 лет необходимо учитывать возрастные особенности.

Между 4 и 7 годами начинается окостенение длинных костей. Окостенение идёт неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс.

В этом же возрасте оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у детей появляется неправильная осанка (при ходьбе выставляется живот вперёд).

Вдумчивое применение специальных упражнений способствует исправлению осанки.

У 5-6-летних детей мышцы ещё не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот.

Высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, повышенный энергорасход могут приводить к быстрому утомлению. Поэтому нагрузки должны быть небольшого объёма и носить «дробный» характер, с частыми паузами для отдыха [6].

Регуляторные механизмы, сердечнососудистой и дыхательной систем, ещё не совершенны. Частота пульса высокая и, в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащённое и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности [10].

Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью этого возраста является взаимосвязь прироста отдельных качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие. Поэтому необходимо повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.

Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объём и устойчивость увеличивается постепенно и незначительно. В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители.

Дети 5-6 лет ещё не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют своё внимание на второстепенное. Поэтому в этом возрасте целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.

Основное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и чётким, так как дети нередко просто копируют педагога и могут повторить его ошибки.

21 стр., 10328 слов

Гимнастика как средство развития двигательных качеств учащихся в школе

... курсовой работы, можно поставить следующие задачи: 1. Подобрать и исследовать специальную литературу по данной тематике; 2. Раскрыть значение гимнастики как средства развития гибкости и силы школьников; 3. Разработать комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие ...

Эмоциональные проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые и нравственные качества имеют ограниченный характер.

Необходимо неустанно работать над развитием этих качеств, помня, что похвала, методы поощрения в этом возрасте гораздо действенней методов наказания.

1.3. Средства и методы развития физического качества «гибкость» у детей 5-6 лет

Все упражнения с детьми на развитие гибкости можно разделить на две категории:

Динамические (Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер, 2001)

Курамшин Ю.Ф. (2003) предлагает классифицировать все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические, динамические и комбинированные [30].

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 с. с последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте [28].

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, с интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности ребенка.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения [9].

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос, об относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, востребованностью чувства товарищества и, что немаловажно, они вызывают неподдельный детский интерес (баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными).

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание [9].

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими его качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное (незначительное) отсутствие движений.

Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания: выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

15 стр., 7459 слов

Методика обучения общеразвивающим упражнениям в дошкольных учреждениях

... туловища; упражнения для мышц ног. Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающие упражнения принять группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса ...

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001): большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность, по мнению многих авторов, обусловлена:

1. содействует проведению разминки.

2. позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.

3. повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости.

1. Снятие стресса и напряжения (снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности).

2. Мышечная релаксация.

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности).

4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов).

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба).

6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

7. Снижение болевых ощущений в мышцах (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

8. Профилактика травм

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию).

К принципам растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001), следующие:

1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

2. Медицинское обследование (выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности)

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета)

6. Сравнение (не пытаться сравнивать себя с другими).

7. Ожидание постепенного улучшения

8. Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным)

9. Расслабление

10. Разминка перед занятием и после

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям

12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

Ограничение подвижности (гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничен 5 факторами:

1. Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Мышечным напряжением.

3. Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4. Ограничением костных и суставных структур.

5. Болью.

Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

6 стр., 2935 слов

По физической культуре «Фитбол гимнастика как средство развития ...

... упражнения в необычной для ребенка форме. Кроме того, упражнения можно начать с различных исходных положений. Особенно эффективна фитбол - гимнастика при развитии у ребенка таких физических качеств, как гибкость и равновесие. Гибкость важна для ...

1. Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3. Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц).

Существует ряд методических указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1. Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2. В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны вперед из исходного положения стоя, сидя.

3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

4.Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения, например махи ногами вперед.

5.Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

Выводы по первой главе

Гибкость как психофизическое качество характери­зует степень подвижности звеньев (т.е. эластичности мышц и связок, формы суставов) опорно-двигательного аппарата человека при выполнении им движений с определенной амплитудой. С биологической точки зрения гибкость как показатель морфофункционального свойства организма человека обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре больших полушарий головного мозга), а также генетиче­скими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздейст­вия в виде тренировки.

В теории и методике физического воспитания гиб­кость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движе­ний, а вторая — его способность выполнять те же двига­тельные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Режимы интенсивности, в кото­рых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия — от слабой в пассивном состоянии до макси­мальной — в активном.

В отличие от других двигательных способностей гиб­кость начинает ухудшаться еще до начала поступления ре­бенка в школу. При этом, увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.

Педагогам по физическому воспитанию и воспи­тателям крайне необходимо уделять особое внимание раз­витию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологиче­ские предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии вынос­ливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений. Таким образом, увеличение объема двигательной ак­тивности детей в режиме дня в целом положительно влияет на темпы роста 5 из 7 психофизических качеств: скорост­ных; общей и силовой видов выносливости; скоростно-силовых, а также координационных. При этом, независимо от режима двигательной активности уровень развития лов­кости и гибкости, у девочек в возрастном интервале от 4 до 7 лет остается выше, чем у мальчиков того же возраста, что указывает на признаки полового диморфизма основных жизнеобеспечивающих функций их организма на данном этапе онтогенеза.

17 стр., 8423 слов

По Педагогике «Роль пальчиковых игр и упражнения для развития ...

... нашей работы: определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста; создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры; Задачи: выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук; ...

Глава 2. Методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий по развитию гибкости у дошкольников 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

2.1. Методические основы развития гибкости у дошкольников

Общая гибкость приобретается в процессе выполнения многочисленных и разнохарактерных упражнений, направленных на всестороннее физическое развитие. Среди них много упражнений, развивающих подвижность в суставах. Это различные наклоны, вращения, взмахи и т.п., выполняемые с максимальной амплитудой. Общая гибкость является основой для развития специальной гибкости. Специальная гибкость приобретается в процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих подвижность именно тех суставов, движения, в которых строго соответствуют специфике избранного вида спорта. Такие специальные упражнения сходны по форме с соответствующими движениями избранного вида спорта, но выполняются с большей амплитудой. Обязательно следует учитывать характер избранного вида спорта: для быстрых действий спортсмена в целостном виде спорта нужны быстрые упражнения на гибкость, для силовых видов — амплитудные движения, связанные с проявлением силы и т.д. Но при выборе упражнений на гибкость следует придерживаться комплексного подхода, поскольку в каждом из видов спорта движения определяются разными режимами в проявлении физических качеств. Упражнения на гибкость могут быть активными и пассивными, выполняемыми самостоятельно, с помощью партнёров или отягощением. Активные в свою очередь делятся на упражнения, выполняемые без отягощения, и упражнения, выполняемые с отягощениями (гантели, набивной мяч, гриф от штанги и др.) Упражнения на гибкость выполняются с разной быстротой. Медленно — со слабо подготовленными спортсменами, с большой быстротой — с хорошо тренированными учениками. Быстрота выполнения тесно связана с особенностями каждого конкретного вида спорта.

Упражнения на гибкость выполняются в виде пружинистых сгибаний — разгибаний, махов, статических напряжений, а также с преодолением сопротивления в парных упражнениях и на тренажёрах.

Пружинистые сгибания — разгибания выполняются сериями из 3 — 5 ритмичных повторений подряд, с постепенно увеличивающейся амплитудой. Пружинистое выполнение упражнений позволяет легче увеличивать амплитуду, достигать её максимальной величины [11].

Маховые движения выполняются в виде однократных и повторных взмахов. Использование при этом инерции движений позволяет повысить их эффективность.

Упражнения на гибкость со статическим напряжением характеризуются фиксированной позой. Мышцы при этом находятся в растянутом состоянии 5 – 10 сек.

В процессе воспитания гибкости применяются упражнения, в которых движения осуществляются с помощью партнёра. Их эффективность высока.

Упражнения на растягивание следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду. Вначале выполнение медленное, а затем всё быстрей. Следует соблюдать осторожность при увеличении амплитуды в пассивных упражнениях и в упражнениях с отягощениями.

Для достижения большей амплитуды движений в специальных упражнениях используется какая-либо предметная цель (в наклоне вперёд коснуться ладонями пола, сделать «шпагат» и др.).

Развитие гибкости требует большого числа повторений каждого упражнения. Для того, чтобы избежать однообразности и монотонности многократного повторения, а также предотвратить адаптационные последствия, которые могут наступить после длительного выполнения одних и тех же упражнений, следует подбирать упражнения, несколько различающиеся по форме, но одинаковые по воздействию на мышцы. Таким образом, общая сумма повторений упражнений, воздействующих на одну группу мышц, будет оптимальна, а нагрузка на психику резко снизится [11].

Прежде чем выполнять упражнения с большей амплитудой, необходимо усилить кровообращение в тех мышцах, которые будут подвергаться растягиванию, для того, чтобы мышцы приобрели рабочее состояние. Недостаточное разогревание мышц является основной причиной возникновения мышечных травм при выполнении упражнений с большой амплитудой.

При выполнении упражнений, развивающих гибкость, необходимо добиваться предельной в данном задании амплитуды движений. По мере роста тренированности предельная амплитуда движений в каждом конкретном упражнении будет постепенно повышаться. Но упражнения эффективны лишь в том случае, когда максимальная амплитуда достигается без болевых ощущений. Если болевые ощущения появились, то следует прекратить выполнение упражнения. Необходимо быть внимательным, чтобы вовремя почувствовать боль. При этом необходимо учитывать, что боль может быть двух видов — приятной и неприятной, режущей. Упражнения с амплитудой ниже предельной также развивают гибкость, но менее эффективно.

Если на следующий после занятия день появляется боль в мышцах, которые подверглись растягиванию, то это свидетельствует о повышенной нагрузке, которую нужно снизить.

Общее число повторений упражнений в каждой группе на растягивание определённой мышечной зоны должно постепенно возрастать: от 10 упражнений в первом занятии до 90 – 100 через 3 месяце тренировок. Число повторений одного упражнения зависит как от массы мышечных групп, которые подвергаются воздействию, так и от формы сочленений. Для получения максимального эффекта от занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений. Под воздействием регулярных тренировочных нагрузок уровень гибкости довольно быстро повышается, при этом с каждым занятием увеличивается и продолжительность сохранения высокого уровня гибкости в течение дня.

Быстрый рост показателей гибкости происходит примерно на протяжении первых трёх месяцев занятий, затем показатели гибкости увеличиваются медленней. Если прекратить упражнения на гибкость, то она постепенно уменьшается и через 2-3 месяца доходит до минимальной величины. Перерыв в занятиях не желателен более чем на 1-2 недели.

Выделяют развивающий и поддерживающий режимы воздействия на уровень гибкости. При развивающем режиме воздействия на гибкость применяется интенсивное использование упражнений с увеличением нагрузки до таких величин, которые вызывают существенные изменения уровня гибкости. Поддерживающий режим воздействия на гибкость применяют тогда, когда уже достигнут требуемый уровень её развития. Для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Умение расслабляться — это качество, без которого невозможно добиться каких – либо серьёзных результатов в любой двигательной деятельности [21].

Без определённого навыка практически невозможно управлять напряжением и расслаблением мышц даже в состоянии покоя, не говоря уже о динамическом режиме работы. Совершенствование способности к быстрому переходу мышц от напряжённого состояния к расслабленному — труднее.

Перед выполнением упражнений на растягивание необходима общая разминка. Эффективность разминки сохраняется при пассивном режиме 10 -15 минут, при активной двигательной деятельности 30 -40 минут.

К новинкам в развитии гибкости относится метод, предложенный профессором В. Т. Назаровым. В 10 и более раз ускоряется приобретение значительной гибкости посредством выполнения упражнений, с одновременным вибрационным воздействием вдоль растягиваемых мышц. Электромеханический вибратор имеет регулируемую частоту (8 – 50 и более Гц), задаваемую соответственно тем или иным мышечным группам [23].

При работе над гибкостью необходимо соблюдать основные принципы занятий, к которым относятся:

  • постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности

упражнений и увеличения нагрузки;

  • регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений, для развития гибкости;
  • комплексный подход к развитию гибкости, подразумевающий равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок, задействованных в выполнении различных двигательных действий.

Упражнения для работы над гибкостью можно разделить на следующие группы:

  • упражнения, для развития гибкости шеи;
  • упражнения для развития гибкости рук и плечевого пояса;
  • упражнения для развития гибкости грудного и поясничного отделов позвоночного столба;
  • упражнения для развития гибкости ног и тазобедренных суставов.

    2.2.

Комплекс упражнений по развитию гибкости у дошкольников 5-6 лет

Комплекс № 1 (5-6 лет) Боковая волна корпусом. Повторить по 4 раза в каждую сторону. И. п.– ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — 4 круговое движение корпусом влево; 5 – 8 круговое движение корпусом вправо; Повторить 4 раза.И.п. –ноги слегка развести, руки на поясе — «пружинки» с закрытыми глазами. Повторить 16 раз.И. п. – ноги на ширине плеч, руки назад «в замок». 1 – 2 наклон вперёд, руками постараться коснуться пола; 3 – 4 вернуться в и.п. Повторить 6 разаИ. п. – ноги на ширине плеч, руки вперёд — в стороны. 1 – мах левой ногой до правой руки; 2 — и.п.; 3 — мах правой ногой до левой руки; 4 – и.п. Повторить 8 разаИ.п. — стойка ноги врозь, правую руку поднять вверх и согнув в локте отвести её назад, стараясь, дотянутся до левой руки — согнутой за спиной; тоже повторить с другой руки. И.п. – сед ноги врозь. 1 – 2 наклон вперёд с касанием грудью левой ноги; 3 – 4 — и.п.; 5-6 — наклон вперёд, положить грудь на пол; 7 – 8 вернуться в и.п.; 9 – 10 наклон вперёд с касанием грудью правой ноги; 11 – 12 — и.п.; 13 – 16 повторить 5 – 8. Повторить 4 раза.И.п. – стойка на коленях, руки вверх. 1-4 наклон назад; 5-8 — вернуться в и.п. Повторить 6 раз И. п. – сед в упоре сзади. 1 – 4 развести ноги в стороны, корпус положить вперёд на пол, ноги соединить, оказавшись в положении лёжа на животе; 5-8 выполнив упражнение в обратном порядке вернуться в и.п. Повторить 4 раза И. п. – упор лёжа на животе. 1 – 4 — поднять правую руку вверх и взять левую ногу. 5 – 8 вернуться в и.п. 9 — 16 тоже выполнить с левой руки. Повторить 4 раза. И.п. — лёжа на спине, ноги вверх, руки под голову. 1-2 развести ноги в стороны, стараясь коснуться ими пола; 3 – 4 вернуться в и.п. Повторить 8 раз. И.п. — лёжа на спине руки и ноги согнуты. 1-4 — «мост»; 5-8 вернуться в и.п. И.п. — стойка на колене левой ноги, правую ногу, согнутую в колене поставить вперёд, руки внизу. 1-4 сесть на правый шпагат, руки на полу; 5 – 12 — держать положение шпагата; 13 – 16 вернуться в и.п. Повторить 2 раза. Тоже на левую ногу. Упражнения на расслабление — спокойная ходьба.«Волны» руками вперёд и в сторону по 6 раза.Боковая волна корпусом. Повторить по 4 раза в каждую сторону. И.п. – ноги вместе, по 6 позиции, руки на поясе — «пружинки». Комплекс № 2 (5-6 лет) Повторить 16 раз.

Прыжки: — на прямых ногах вверх, повторить 10 раз

  • с поджатыми ногами, повторить 10 раз — ноги врозь 10 раз

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — 4 круговое движение корпусом влево; 5 – 8 круговое движение корпусом вправо; Повторить 4 раза. И.п. – ноги вместе, руки вверх. 1 – 2 наклон вперёд, руками взяться за голень и притянуть корпус к ногам; 3 – 4 вернутся в и.п. Повторить 8 раз. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вперёд — в стороны. 1 – мах левой ногой до правой руки; 2 — и.п.; 3 — мах правой ногой до левой руки; 4 – и.п. Повторить 8 разаИ.п. – сед ноги врозь. 1 – 2 наклон вперёд с касанием грудью пола; 3 – 4 — поднять корпус и соединить ноги; 5 – 6 «складка»; 7- 8 вернуться в и.п. Повторить 4 раза.И.п. – стойка на коленях, руки вверх. 1-4 наклон назад; 5-8 — вернуться в и.п. Повторить 6 раз И.п. — упор лёжа на животе. 1 – 6 стойка на груди; 7 – 8 вернуться в и.п. Повторить 6 раз. И. п. – упор лёжа на животе. 1 – 4 — поднять правую руку вверх и взять левую ногу. 5 – 8 вернуться в и.п. 9 — 16 тоже выполнить с левой руки. Повторить 4 раза. И.п. — лёжа на спине, руки под голову. 1 – 8 — 4 маха правой ногой; 9 – 16 — 4 маха левой ногой. Повторить 4 раза. И.п. — лёжа на спине руки и ноги согнуты. 1-2 — «мост»; 3 – 4 подтянуть руки поближе к ногам; 5 – 6 переставить руки обратно; 7 — 8 вернуться в и.п. И.п. — стойка на колене левой ноги, правую ногу, согнутую в колене поставить вперёд, руки внизу. 1-4 сесть на правый шпагат, руки на полу; 5 – 12 — держать положение шпагата; 13 – 16 вернуться в и.п. Повторить 2 раза. Тоже на левую ногу.

Упражнение на расслабление — лечь на спину, руки поднять вверх, глаза закрыть. Перекаты в сторону.

Комплекс № 3 (5-6 лет)

И.п. – ноги вместе, по 6 позиции, руки на поясе — «пружинки». Повторить 16 раз.

«Волны» руками вперёд и в сторону по 6 раза.Боковая волна корпусом. Повторить по 4 раза в каждую сторону. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на вверх. 1 – 2 наклон вперёд, ладонями коснуться пола; 3- 4 вернуться в и.п.; Повторить 8 раза. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – 4 круговое движение корпусом влево; 5 – 8 круговое движение корпусом вправо; Повторить 4 раза.И.п. – сед в упоре сзади. Круговые движения стопами. Повторить 8 раз. И. п. – сед в упоре сзади. 1 – 2 — «складка»; 3 – 4 вернуться в и.п. Повторить 8 разаИ.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1 – 2 наклон назад до касания пола головой; 3 – 4 вернуться в и.п. вернуться в Повторить 8 раза.И.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной, соединены «в замок»; 1 – 2 наклон вперёд до касания руками пола, 3 – 4 вернуться в и.п. Повторить 8 раз И.п. — упор, лёжа на животе. 1 – 6 стойка на груди; 7 – 8 вернуться в и.п. Повторить 6 раз. И. п. – упор, лёжа на животе. 1 – 4 — поднять правую руку вверх и взять левую ногу. 5 – 8 вернуться в и.п. 9 — 16 тоже выполнить с левой руки. Повторить 4 раза. И.п. — лёжа на спине, руки под голову. 1 – 8 — 4 маха правой ногой; 9 – 16 — 4 маха левой ногой. Повторить 4 раза. И.п. — стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – 4 опуститься на «мост»; 5 – 8 вернуться в и.п. Повторить 6 раз. Шпагаты — правый, поперечный и левый держать по 30 сек Упражнение на расслабление — спокойная ходьба, с потряхиванием руками И.п. – сед на полупальцах, опора на руки впереди. 1 – 2 выпрямляя колени, подняться на полупальцах в положение «складочки»; 3 – 4 вернуться в и.п.; Повторить 6 раз. И.п. – сед на полупальцах, опора на руки впереди . 1 – 2 переход с полупальцев на подъёмы; 3 – 4 переход с подъёмов на полупальцы. 5 – 24 повторить как 1 – 4. И.п. — стойка на коленях, руки назад, спина круглая. 1 – 4 «волна» вперёд; 5 – 8 обратная «волна»; 9 – 12 круговая «волна» влево; 13-16 круговая «волна» вправо. Повторить 4 раза.И.п. – сед в упоре сзади. Движения стопами — на себя, от себя, в стороны, по кругу. Повторить 4 раз. И. п. – правый шпагат. 1 – 10 спокойный переход на поперечный шпагат; 11 – 20 переход на левый шпагат; 21 – 30 переход на поперечный шпагат; 31 – 40 вернуться на правый шпагат. Повторить 2 разаИ.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1 – 2 наклон назад до касания пола головой; 3 – 4 вернуться в и.п. 5 – 16 повторить как 1 – 4; 17 – сменить и.п. — поднять руки вверх, 18 — наклон назад до касания руками пола ; 19 – 20 — вернуться в и.п.; 21 – 32 — повторить как 17 – 20. И.п. — упор, лёжа на животе. 1 – 6 стойка на груди; 7 – 8 вернуться в и.п. Повторить 8 раз. И.п. — сед в упоре сзади, 1 – 4 разводя ноги в стороны через поперечный шпагат перейти в положение, лёжа на животе; 5 – 8 «корзиночка» не разводя колен; 9 – 12 положить ноги на пол, развести их в стороны и через поперечный шпагат вернуться в и.п.; 13 – 16 «складка». Повторить 4 раза.И.п. — упор присев. 1 – 4 переход в «мост» вправо; 5 – 8 переход в упор присев вправо; 9 – 12 переход в «мост» влево; 13 – 16 переход в упор присев влево. 17 – 32 повторить влево. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной, соединены «в замок»; 1 – 2 наклон вперёд до касания руками пола, 3 – 4 вернуться в и.п. Повторить 8 раз И. п. – упор, лёжа на животе. 1 – 4 — поднять правую руку вверх и взять левую ногу. 5 – 8 вернуться в и.п. 9 — 16 тоже выполнить с левой руки. Повторить 4 раза. И.п. — ноги врозь, руки вверх. 1 – 4 — опуститься на «мост»; 5 – 8 вернуться в и.п. Повторить 6 раз.И.п. — лёжа на спине, руки под голову. 1 – 7 — 4 маха правой ногой; 8 — взять двумя руками ногу; 8 – 14 пружинистыми движениями подтягивать ногу к себе; 15 – 16 вернуть ногу в и.п. 17 – 32 — повторить как 1 – 16 но левой ногой. Всё повторить ещё раз. И.п. — правый шпагат. 1 – 2 сгибая левую ногу в колене, дотянутся ею до головы — «кольцо», 3-4 опустить ногу вниз; Повторить пункт 1-2. Всё повторить на левом шпагате. И.п. — лёжа на спине, ноги вверх, руки вверх . 1-2 развести ноги в стороны, стараясь коснуться ими пола, корпусом потянуться вперёд, руками коснуться пола между ног; 3 – 4 вернуться в и.п. Повторить 8 раз. Упражнение на расслабление — посегментное расслабление рук и ног. Комплекс № 4 (5-6 лет)

2.3. Календарный план развития гибкости у детей 5 – 6 лет

Сентябрь

Основная задача — восстановить после летнего отдыха знания, умения и навыки, полученные в предыдущем учебном году.

Средства:

  • Комплекс упражнений № 1 (см. приложение).

    Индивидуальное разучивание: наклон назад, до касания рукой пола, боком к гимнастической стенке. Игровые моменты: закрепление упражнений на расслабление и дыхание — сюжетная игра «Смешные лягушата». Контроль над развитием гибкости (оценить качество выполнения «шпагата» на правую ногу): «высокий уровень» — расстояние между ногами и полом 0 см;

  • «средний уровень» — расстояние между ногами и полом 1 см; «низкий уровень» — расстояние между ногами и полом 5 см.

Октябрь

Основная задача — закрепить знания, умения и навыки полученные в предыдущем учебном году.

Средства:

Комплекс упражнений № 2 (см. приложение).

Индивидуальное разучивание: подъём в «мост» из и.п. идя спиной, согнув ноги у гимнастической стенки. 3. Игровые моменты: закрепление упражнений на расслабление и дыхание — сюжетная игра «День и ночь».

4. Контроль над развитием гибкости (оценить качество выполнения «шпагата» на левую ногу):

  • «высокий уровень» — расстояние между ногами и полом 0 см;
  • «средний уровень» — расстояние между ногами и полом 1 см;
  • «низкий уровень» — расстояние между ногами и полом 3 см.

Ноябрь

Основная задача — обучить самостоятельной работе над гибкостью.

Средства:

  • Комплексы упражнений № 3 (см. приложение).

    Индивидуальное разучивание: переворот назад через грудь, в положение, лёжа на животе. Игровые моменты: развивать подвижность мелких суставов тела — эстафетная игра «Полоса препятствий». Контроль над развитием гибкости (оценить качество выполнения «выкрута»): «высокий уровень» — расстояние между руками 5 см;

  • «средний уровень» — расстояние между руками более 5 см;
  • «низкий уровень» — расстояние между руками 10 см.

Декабрь

Основная задача — дальнейшее развитие гибкости плечевых и локтевых суставов.

Средства:

  • Комплекс упражнений № 4 (см. приложение).

    Индивидуальное разучивание: переворот вперёд через локти на колени. Игровые моменты: совершенствовать выполнение изученных упражнений на гибкость — подвижная игра «Морская сказка». Контроль за развитием гибкости: оценить качество выполнения наклона азад, до касания руками пола из и.п. — стойка на коленях, руки вверх. «высокий уровень» — касание руками пола;

  • «средний уровень» — расстояние между руками и полом 1 см;
  • «низкий уровень» — расстояние между руками и полом более 1 см.

Январь

Основная задача дальнейшее развитие гибкости тазобедренных суставов.

Средства:

  • Комплексы упражнений № 5 (см. приложение).

    Индивидуальное разучивание: «коробочка» из стойки на груди . Игровые моменты: закрепление гибкость тазобедренных суставов — подвижная игра «Спортивные догонялки со шпагатами». Контроль за развитием гибкости (оценить качество выполнения перехода через поперечный шпагат из и.п. – сед в упоре сзади в положение, лёжа на животе): «высокий уровень» — плавный переход, с чёткой фиксацией промежуточных положений, ноги касаются пола;

  • «средний уровень» — переход с остановками, ноги касаются пола;
  • «низкий уровень» — расстояние между ногами и полом 1 см.

Февраль

Основная задача — дальнейшее развитие гибкости позвоночного столба.

Средства:

  • Комплексы упражнений № 6 (см. приложение).

    Индивидуальное разучивание: «волна» вперёд и обратная «волна». Игровые моменты: развиватие подвижности позвоночного столба — подвижная игра «Чай, чай — выручай!» с «мостиками». Контроль за развитием гибкости (оценить качество выполнения «моста» из и.п. — стойка, ноги врозь, руки вверх): «высокий уровень» — расстояние между ногами и руками 5 см;

  • «средний уровень» — расстояние между ногами и руками 10 см; «низкий уровень» — расстояние между ногами и руками 20 см.

Март

Основная задача — дальнейшее развитие гибкости коленных и голеностопных суставов.

Средства:

  • Комплекс упражнений № 5 (см. приложение).

    Индивидуальное разучивание: захвата ноги вперёд в шпагат, стоя боком к гимнастической стенке. Игровые моменты: комплексное развитие гибкости — эстафета «Весёлый зоопарк».Контроль над развитием гибкости (оценить качество выполнения 3 «шпагатов»): «высокий уровень» — правильное и четкое выполнение;

  • «средний уровень» — небольшие неточности при выполнении одного из шпагатов;
  • «низкий уровень» — небольшие неточности в выполнении двух из шпагатов.

Апрель

Основная задача — способствовать развитию гибкости мелких суставов кистей и стоп.

Средства:

  • Комплекс упражнений № 6. Индивидуальное разучивание: захват ноги в сторону, стоя боком к гимнастической стенке. Игровые моменты: комплексное развитие гибкости и координации движений — эстафетная игра с использованием гимнастической стенки «Весёлое путешествие». Контроль над развитием гибкости (оценить качество выполнения «моста» с продвижением вперёд спиной): «высокий уровень» — ходьба уверенная, чёткая;
  • «средний уровень» — ходьба с небольшими остановками;
  • «низкий уровень» — ходьба в медленном темпе.

Май

Основная задача — поддерживать достигнутый уровень гибкости.

Средства:

  • Комплекс упражнений № 3. Индивидуальное разучивание: переворот вперёд на две ноги. Игровые моменты: комплексное развитие гибкости и координации движений — эстафетная игра с использованием гимнастических скамеек «Мы — пожарные». Контроль над развитием гибкости (оценить качество выполнения «кольца» сидя на «шпагате» на правую ногу): «высокий уровень» — касание ногой головы;
  • «средний уровень» — расстояние между ногой и головой 1 см; «низкий уровень» — расстояние между ногой и головой 3 см.

Выводы по второй главе

Во второй главе была представлена методика развития гибкости у детей 5-6 лет в рамках ДОУ, описаны 4 комплекса упражнений на гибкость и представлен календарный план занятий.

Самое сложное при развитии гибкости у дошкольников — убедить детей ежедневно в полную силу выполнять определённые комплексы упражнений, увлечь и заинтересовать детей в необходимости выполнения этих упражнений до появления неприятных ощущений. Сложно на каждом занятии уделять много времени именно развитию этого качества. А интерес появляется у детей, когда они видят, что с каждым днём становятся более спортивными и совершенными, что могут выполнять всё более сложные элементы.

Осуществление целенаправленного развития и совершенствования гибкости у старших дошкольников значительно облегчает им выполнение всех видов гимнастических упражнений (наклоны, равновесия, волны, прыжки), позволяет быстрее овладевать различными двигательными действиями.

Заключение

Гибкость как психофизическое качество характери­зует степень подвижности звеньев (т.е. эластичности мышц и связок, формы суставов) опорно-двигательного аппарата человека при выполнении им движений с определенной амплитудой. С биологической точки зрения гибкость как показатель морфофункционального свойства организма человека обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре больших полушарий головного мозга), а также генетиче­скими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздейст­вия в виде тренировки.

В теории и методике физического воспитания гиб­кость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движе­ний, а вторая — его способность выполнять те же двига­тельные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Следовательно, режимы интенсивности, в кото­рых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия — от слабой в пассивном состоянии до макси­мальной — в активном.

В отличие от других двигательных способностей гиб­кость начинает ухудшаться еще до начала поступления ре­бенка в школу. При этом, увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.

Проведенные исследования выявили лишь половые особенности развития данного психофизического качества у детей в возрастном интервале от 4 до 7 лет. При этом, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов у детей уменьшается уже в среднем на 25% от исходного уровня. Поэтому педагогам по физическому воспитанию и воспи­тателям крайне необходимо уделять особое внимание раз­витию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологиче­ские предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии вынос­ливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений.Таким образом, увеличение объема двигательной ак­тивности детей в режиме дня в целом положительно влияет на темпы роста 5 из 7 психофизических качеств: скорост­ных; общей и силовой видов выносливости; скоростно-силовых, а также координационных. При этом, независимо от режима двигательной активности уровень развития лов­кости и гибкости, у девочек в возрастном интервале от 4 до 7 лет остается выше, чем у мальчиков того же возраста, что указывает на признаки полового диморфизма основных жизнеобеспечивающих функций их организма на данном этапе онтогенеза.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-gibkosti-u-doshkolnikov/

Аэробика. Теория и методика проведения занятия: Учебное пособие / под. Ред Е.Б Мякинченко и М.П. Шестакова.- М.: СпотрАкадемПресс, 2002.Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации фи­зического воспитания детей и молодежи// Физическая культура: воспита­ние, образование, тренировка.— 1996.— № 1, 2.Барамидзе А.М., Годик М.А, Киселева Т.Г., Стретчинг. — М.: Изд-во «Советский спорт», 1991.Блощицина Т. С. Воспитательные возможности подвижных игр старших дошкольников и формирование детских взаимоотношений. – Магнитогорск: МГПИ, 1982. – 20 с.Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду.— М.: Про­свещение, 1987.Бондаревский Е. Л. Физическое воспитание.— М.: Просвещение, 1976.Борисова Н., Асташкина Б. Новый подход в проведении занятий// Дошкольное воспитание.— 1990.— № 1.Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.Гимнастика. Учебнмк. / Под ркд. М.Л. Журавина, О.В. Загрядской, Н.В.Казакевича. — М.: 2002. 432 с.Глазырина Л. Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обуче­ния и воспитания.— Минск, 1991.Ефименко Н. Н. Методика игрового тестирования двигательного развития дошкольников в норме и при патологии.— Одесса, 1993.Зайченко Е. Повышение двигательной активности детей в самосто­ятельной игре// Дошкольное воспитание.— 1991.— № 4.Зуев Е.И Волшебная сила растяжки. М.: Изд-во «советский спорт», 1990.Игонина Я. Веселый дождик (Оригинальный комплекс физических упражнений)//Дошкольное воспитание.— 1993.— № 8.Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г, Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Санкт- Петербург: Изд-во «Познание»,2001.Карманова Л. В. Индивидуальный подход к старшим дошкольни­кам при обучении движениям// Проблема индивидуального подхода к де­тям дошкольного возраста.— Пермь, 1978.Карманова Л. В., Аракелян О. Г. Двигательный режим в старшей группе детского сада.— Ереван, 1979.Карманова Л. В., Шебеко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: Методическое пособие. – Минск: Полымя, 1987. – 264 с.Кенеман А. В., Хухлаева Д, В. Теория и методика физического вос­питания детей дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1985.Косилов С. А. Значение открытий Н. А. Бернштейна в подготовке молодежи к труду и спортивным достижениям// Теория и практика физи­ческой культуры.— 1991.— № 3.Крылова Е. Г., Спирина В. П. Режим дня в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987. – 50 с.Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, про­блемы и стратегия развития// Дошкольное воспитание.— 1999.— № 3.Майкл Дж Алтер. Наука о гибкости. Киев Олимпийская литература 2001.Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду.— М.: Про­свещение, 1986.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет.— М.: Просвещение, 1988.Проблемы совершенствования физического воспитания дошколь­ников: Сб. науч. тр. ВНИИФК/ Под общ. ред. Е. Я. Бондаревского.— М.: ФиС, 1988.Столяров В. И. и др. Концепция физической культуры и физкуль­турного воспитания (инновационный подход)// Теория и практика физи­ческой культуры.— 1998.—№ 5.Теория и методика физического воспитания: Учебник/ Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов и др.; Под ред.Б.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1999. — 287 с.Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / Под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева.- СПб.: ВВМ, 2004.- 514 с.Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебник / под ред. Про. Ю.К. Курамшина.-М.: Советский спорт, 2003.- 256 с.Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе/Под ред. А. В. Кенеман.— М.: Просвещение, 1980. – 144 с.Физическое воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Кистяковской.— М.: Педагогика, 1978.Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в дет­ском саду. — М.: Просвещение, 1984. – 160 с.Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия и спортивные игры на воздухе с детьми дошкольного возраста.— М., 1983.