Основы общей психологии

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

частное образовательное учреждение

«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Общая психология

Автор:

Искандярова Марина Ахтямовна

подпись______________

Руководитель:

подпись______________

Саратов 2018 г.

Общая психология — это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих дается именно в разделах общей психологии но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы.

Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и ее развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание.

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определенных тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

2 стр., 554 слов

Применение знаний психологии в образовательном процессе

... волевых процессов , формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять ... для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива. психологии психологических исследованиях «особенный» Престиж воспитателя складывается из его ...

Наблюдение

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

  • постановка целей и задач,

  • определение ситуации предмета и объекта,

  • определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных,

  • определение способа ведения данных,

  • обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным.

Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным — в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников мемуаров. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов: беседы и эксперимента

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. При этом важно предварительно беседу продумать, составить ее план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека двусторонняя беседа дает наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

Эксперимент

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Еще один метод – тесты . Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств.

Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определенных психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надежными и выявлять точные характеристики.

7 стр., 3084 слов

«История и философия науки» Общие требования

... («История и философия науки). Требования к оформлению реферата: реферат выполняется ... реферат по «молодым наукам», у которых нет еще продолжительной истории развития. В этом случае надо показать предысторию и генезис данной науки или обратиться к истории смежных наук, выявляя в них близкие идеи более общего ... вопросов, отражающих разные аспекты темы, важно привести различные точки зрения на проблему и ...

Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют еще генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы.

Поэтому наряду с основными методами психологических исследований нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик.

Любая наука характеризуется помимо всего прочего наличием своего предмета и объекта исследования. Причем предмет и объект науки — это разные вещи. Объект — это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом то есть исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее: объект общей психологии и — это сама психика как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации, а психика человека с точки зрения современной науки выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем телесном и душевном.

Предмет общей психологии — это закономерности психики как формы взаимодействия человека с окружающим миром данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в ее составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определенные психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы, ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно все же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

6 стр., 2832 слов

Ощущение, восприятие, представление, воображение и их роль в процессе общения

... процессы как ощущение, восприятие, представление и воображение, как они взаимодействуют между собой и их влияние на взаимоотношения человека в обществе. Психика начинается с ощущений. Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий ...

  • психические процессы — психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты оформившиеся в образы, мысли, эмоции,

  • психические состояния — активность, подавленность, бодрость ,

  • психические свойства личности — целеустремленность, трудолюбие, темперамент, характер,

  • психические новообразования — те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга.

Ощущения — это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • модальность — качественный показатель ощущений (для зрения — цвет, насыщенность, для слуха — громкость, темб),

  • интенсивность — количественный показатель ощущений,

  • длительность — временной показатель ощущений,

  • локализация — пространственный показатель

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в последствии, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьезной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

Классификация Вундта — в зависимости от механических химических и физических свойств раздражителей,

Классификация Шерринггона — основана на расположении рецепторов зкстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Восприятие

Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы

органов чувств. Восприятие — это сложнейшая функция, определяющая прием и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • обнаружение (перцептивное действие) — формирование образа,

    12 стр., 5642 слов

    Восприятие и ощущение

    ... в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от ...

  • различение (перцептивное действие) — само восприятие образа,

  • идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами,

  • опознание (опознавательное действие) — категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность.

Внимание — это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие.

Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

  • обнаружение

  • избирательное внимание

  • распределенное внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на внешнее — направлено на окружающий мир и внутреннее — направлено на внутренний мир человека.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от ее назначения могут становиться более или менее интенсивными

В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чем-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.

Классифицируют представления несколькими способами

По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления.

По степени обобщенности: единичные, общие и схематизированные.

По происхождению: на основе восприятия, мышления или воображения.

По степени волевых усилий: непроизвольные и произвольные.

Представления обладают следующими свойствами: обобщенность, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.

15 стр., 7368 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... психических процессов:, Познавательные Ощущение Восприятие Мышление Сознание Внимание Память Воображение Представление Эмоционально-мотивационные. Эмоции и чувства Состояния (настроение, тревожность и пр.) Мотивация Личностные характеристики. Характер Темперамент Моторика Интеллект Познавательные. Контакт человека ...

Память — это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать ее.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • запоминание

  • хранение,

  • воспроизведение,

  • забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • по сенсорной модальности: визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая.

  • по содержанию: эмоциональная, образная, моторная.

  • по организации запоминания: процедурная, семантическая эпизодическая.

  • по временным характеристикам: ультракратковременная, кратковременная, долговременная.

  • по физиологическим признакам: долговременная и кратковременная.

  • по наличию средств: неопосредованная и опосредованная.

  • по наличию цепи: непроизвольная и произвольная.

  • по уровню развития: словеснологическая, образная, эмоциональная и моторная.

Воображение

Существует и классификация воображения

По степени направленности: активное и пассивное воображение.

По результатам: репродуктивное и творческое воображение.

По виду образов: абстрактное и конкретное.

По степени волевых усилий: непреднамеренное и, преднамеренное.

По приемам: типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения: типизация, акцентирование, схематизация, агглютинация, гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам легкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Мышление — это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира. Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.

8 стр., 3987 слов

Курсовая работа по психологии характер и темперамент

... работы: рассмотрение понятия темперамента, его особенностей, анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека. Наиболее важные и интересные разделы общей психологии ... соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со ... невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все ...

Мышление разделяется на абстрактнологическое и нагляднообрааное.

Основными формами мышления являются:

  • понятие — мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы,

  • суждение — отрицание или утверждение чего-либо,

  • умозаключение – вывод.

Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и ее понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, так как речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • инструмента интеллектуальной деятельности

  • способа общения

  • способа существования, а также усвоения и передачи опыта

Речь — важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную(говорить, слушать) и письменную (писать, читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • содержательность — количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей,

  • понятность — правильность

  • выразительность — эмоциональная окраска и богатство языка

  • действенность — оказываемое влияние на других людей их чувства, мысли, эмоции.

Эмоции — это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному.

Характеристиками эмоции являются:

  • тон (валентность) — положительные или отрицательные эмоции

    18 стр., 8825 слов

    Эмоции и творчество человека

    ... эмоциональное состояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер ...

  • интенсивность — сильные или слабые эмоции,

  • содержание — отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуации.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, так как последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определенные эмоции.

Воля — это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.

Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека.

Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.

Психические свойства, Темперамент, Характером, Способностями, Психические состояния

Психические состояния находятся в связи друг с другом, но все же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • состояния личности,

  • состояния сознания

  • состояния интеллекта

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • по источнику формирования: обусловленные ситуацией или личностно,

  • по степени выраженности: поверхностные и глубокие

  • по эмоциональной окраске: положительные, нейтральные и отрицательные

  • по длительности: кратковременные средней продолжительности, продолжительные

  • по степени осознанности: сознательные и неосознанные

  • по уровню проявления: физиологические психофизиологические психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • оптимальная работоспособность,

  • напряженность

  • заинтересованность

  • вдохновение

    2 стр., 936 слов

    Психические состояния в профессиональной деятельности человека

    ... На основе психологического и профессиографического анализа разных видов профессиональной деятельности можно выделить такие факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как факторы среды обитания (физиологический комфорт), факторы социальной ...

  • утомление

  • стресс

  • релаксация

Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность.

Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации.

  • внешняя — обусловлена внешними условиями,

  • внутренняя — обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности),

  • положительная — основана на положительных стимулах,

  • отрицательная — основана на отрицательных стимулах,

  • устойчивая — определяется нуждами человека,

  • неустойчивая — требует дополнительного стимула.

Темперамент

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • флегматик- признаки эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность,

  • холерик- признаки частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность,

  • сангвиник- признаки живость, подвижность, продуктивность,

  • меланхолик-признаки впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы.

Характер — это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют ее поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре.

  • отношение к людям — уважение, коммуникабельность, черствость,

  • отношение к деятельности — добросовестность, исполнительность, ответственность,

  • отношение к самому себе — скромность заносчивость, самокритичность, эгоизм,

  • отношение к вещам — бережность, аккуратность.

Каждый человек обладает присущим только ему характером свойства и особенности которого определяются по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, так как темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Таким образом, были рассмотрены и последовательно раскрыты и обобщены основные понятия, которые содержит и которыми оперирует общая психология.