Поведение как предмет психологии

Поведение как предмет психологии.

Работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. 1.2.Виды и формы поведения в психологииВ самом общем виде под поведением понимают извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, вызванную необходимостью адаптироваться во имя выживания и продолжения вида. В то же время, когда говорят о поведении человека, всегда подчеркивают его общественный характер и социальную обусловленность. Таким образом, поведение человека приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения. Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека.

Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим. потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение.Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio- отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество. Делинквентное (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е.

5 стр., 2485 слов

Социальные нормы. Социальное поведение

... Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное, либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм ... также определяется способом производства и распределения. Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим ...

уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людейВ качестве основания деления видов поведения могут быть избраны различные признаки. Не претендуя на строгую научность, на высокую точность и полноту выделения этих признаков, назовем только некие из дифференцирующих признаков и в качестве примеров укажем лишь некие виды поведения, в каких в большей степени появляются эти признаки. Так, по параметру активности-пассивности личности есть последующие виды общественного поведения: пассивное, приспособительное, конформное, адаптационное, стереотипное, обычное, активное, брутальное, потребительское, производственное, созидающее, инновационное, просоциальное, прокреативное, образцовое поведение по оказанию помощи иным людям, образцовое поведение по возложению ответственности ( образцовое поведение атрибуции).

По способу выражения выделяются последующие виды: вербальное, невербальное, демонстрационное, ролевое, коммуникативное, реальное, вполне ожидаемое образцовое поведение , ориентировочное, инстинктивное, разумное, тактичное, практически контактное. По времени воплощения видами поведения являются: импульсивное, вариабельное, продолжительно немного осуществляемое. Во всех формах общественного поведения социально психический и совершенно личностный нюансы являются превалирующими. Поэтому есть снование считать основным субъектом общественного поведения личность. Поэтому речь и идет поведении личности. При этом, обилие форм и видов общественного поведения личности выделяется их общий признак. Этим качеством является нормативность. В а конечном итоге все виды общественного поведения являются разновидностями поведения нормативного.2.Основные теории поведения.2.1.Методы исследования поведения в психологииНаука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод — это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Существует два вида методов в основе исследования психологического поведения: основной и вспомогательный.(см. рис.1).Рис.1.Основные методы.Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Виды наблюдения Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.Особенности метода Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).

5 стр., 2411 слов

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал

... делает этот метод очень эффективным средством психолого-педагогического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. ... деятельности. В начальной школе используются все виды бесед. Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к ...

В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть: Вербальное поведение Содержание речи Продолжительность речи Интенсивность речи и др. Невербальное поведение Экспрессия лица, глаз, тела Выразительные движени и др. Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.) То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.Естественный эксперимент — особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Вспомогательные Одна из разновидностей эксперимента в психологии — социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада).

При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе. Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе. Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно — в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода).

Содержание и форма вопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона).

Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Тесты. Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов. Тестирование — метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы — тесты, имеющие определенную шкалу значений.

4 стр., 1581 слов

Математические методы в психологии

... математической психологии». Которые и положили начало использованию математики в психологии. Тогдашней математики и ее основных методов — ... реального мира на языке математики. Главная цель моделирования это исследование этих объектов, предсказание ... математическая психология становиться более востребованной, количество психологов активно 6 стр. использующих математические методы увеличивается ...

Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Основными сферами тестирования являются: образование;проф. подготовка и отбор; психологические консультирование; клиническая практика. Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации. Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы. Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано. Методы социометрии и полярных балов — это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.Итак, метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т. д.).

Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый.2.2.

8 стр., 3521 слов

Психология поведения человека в экстремальных ситуациях

... Александровский Ю.А. , Волович В. Г., Лебедев В.И. и др. 1. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях 1 Понятие экстремальной ситуации Понятие "экстремальная ситуация" (в дальнейшем - ЭС) сегодня обретает статус одной из унифицированных, ...

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.,2002. С.198.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М, 2000. С.255.

3.Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2001. С.237.

4.Бандура А., Уолтерс Р. Бихевиоризм в психологии. М, 2003. С.406.

5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М, 2005. С.211.

6.Ворчел. С., Купер Г., Поведение человека в обществе. 2003. С.430.

7.Головин. С.Ю Словарь практического психолога Минск, 2002. С.800.

8.Грэйс Крайг Психология развития. СПб, 2000. С.213.

9.Дружинина В.Н.,. Ушакова Д.В., Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений.М., 2002. С.343.

10.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Спб. 2000. С.213.

11.Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. М.2003.С. 840.

12.Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М, 2003. С.167.

13.Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 2001. С.203.

14.Крассовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов. М, 2000. С.233.

15.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие М, 2006. С.244.

16.Миллер Д., Галантер Ю., Прибран С. Планы и структура поведения. М., 2005. С. 332.

17.Петровский А.В. Введение в психологию. М, 2005. С. 205.

18.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 2006. С. 364.

19.Полборн Р. Я знаю, что ты хочешь. Управление человеком. М., 2000. С.509.

20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2004.С. 298.