Военным приходится сталкиваться со значительными трудностями и препятствиями как внешнего , так и внутреннего характера. Военная служба всюду проходит в сложнейших условиях — на пограничных заставах и комендатурах, на кораблях и в пунктах пропуска через Государственную границу — везде существуют свои неизбежные физические и психологические сложности. Это и значительное удаление от населённых пунктов, и жизнь в небольшом замкнутом коллективе, и несение службы, как правило, в ночное время, а отдых — днём, и постоянные большие физические нагрузки. Обстановка на границе и в пунктах пропуска непредсказуема, тишина и покой в любой момент могут смениться на конфликтную ситуацию или боестолкновение с нарушителями. Усталость и психологическое напряжение накапливаются изо дня в день. Причём психологические нагрузки превалируют над физическими.
В этих условиях нужны сильные мотивы, которые бы побуждали воина стойко преодолевать отрицательное воздействие факторов в ходе выполнения служебных задач. Отсюда резко возрастает роль психологического обеспечения служебной деятельности.В связи с этим появилась такая ветвь психологии как «военная психология».
В своем реферате я рассмотрю эту отрасль и перспективы ее развития в будущем.
Теоретические основы военной психологии.
Повседневные задачи, решаемые военными специалистами (руководителями, педагогами, войсковыми психологами и др.) требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Эти закономерности и являются предметом военной психологии как отрасли психологической науки.
Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть — учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости.
Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих(их гpупп) побуждается индивидуальными , гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм взаимодействия — общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом и частности, то именно благодаря общению и совместной деятельности производятся условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности — большие и малые социальные группы. Особый тип взаимодействия — это противодействие, борьба, социальные конфликты, в том числе и военные.
Музыкально–образовательная деятельность как одно из условий музыкального ...
... Музыкально - образовательная деятельность как одно из условий музыкального воспитания дошкольников». Цель исследования: исследование музыкальной грамотности дошкольников в процессе их музыкального воспитания. Объект исследования: музыкально - образовательная деятельность дошкольников. ... на глубокие научные знания, учитывает особенности психологии, педагогики, физиологии, интересы и увлечения детей. ...
К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:
- Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.
- Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.
- Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).
- Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.
- Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего , обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п.
особенностями.
- Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.
- Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.
Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности — условия совместимости и срабатываемостивоеннослужащих, требования к служебной коммуникации и др.
Военная психология как отрасль психологической науки
Военная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека и психологии воинского коллектива при выполнении профессиональных обязанностей и задач, обусловленных спецификой военной службы.
В настоящее время, как никогда ранее, к военной психологии устремлены надежды военных специалистов и руководителей всех уровней. Эти ожидания связаны с особой — прикладной ролью военно-психологической науки в обеспечении эффективности жизнедеятельности войск как в мирное, так и в военное время.
В связи с включением в боевые уставы видов Вооруженных Сил раздела , посвященного морально-психологическому обеспечению всех этапов динамики боя, значение военной психологии неизмеримо возросло. Отчетливо высветилась роль специалистов, призванных заниматься аналитико-прогностической деятельностью при планировании и организации психологического обеспечения боевых действий, выработкой рекомендаций и предложений в решения командиров по данному виду деятельности. Овладение методиками (технологиями) управления психическими состояниями, работоспособностью воинов во всех фазах боевой обстановки могло бы открыть секреты боевой силы, устойчивости своих войск и наметить узловые моменты, способствующие угнетению психики и ослаблению противника. На достижение победы в бою направлена и деятельность по психологическому обеспечению управленческих процессов в мирное время. Здесь также военная психология может сыграть свою прикладную роль, вооружая руководителей воинских коллективов методами эффективного обучения и воспитания воинов, их психологической подготовки.
Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего
1. Формирование моральной готовности военнослужащего к боевой деятельности Одна из главных проблем современной России заключается в острой морально-нравственной ситуации и духовной нестабильности в стране. Ломка существующего уклада жизни, снижение уровня благосостояния ...
Объект воен. псих. – военнослужащие (воинские коллективы) проходящие военную службу по призыву и контракту, а также те. кто может быть привлечен к военной службе в военное время.
Предмет военной психологии – особенности проявления психики военнослужащего в различных условиях военно-профессиональной деятельности, а так же психологические процессы, состояния, свойства, характерные для воинских коллективов.
Основные задачи военной психологии:
1.разработка методов комплектования частей и подразделений на основе учета индивидуально-психологическких и личностных особенностей военнослужащих.
2.определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учета индивидуальных психологических особенностей военнослужащих при осуществлении военно-профессиональной подготовки (методика Ровена).
3.разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке.
4.разработка психологических методов сплочения коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью эффективной деятельности частей и подразделений.
5.разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства караульной и гарнизонной службы.
Перспективы развития военной психологии как науки.
Причины возрастания роли военной психологии и ее состояние.
Состояние военной психологи — это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли ; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки.
Таким образом, военно-психологическая наука в современных условиях, на основедостижения нового качественного уровня научно-психологической мысли, направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.
Пути внедрения достижений военной психологии опираются главным образом на активизацию человеческого фактора посредством проведения научных конференций, круглых столов в тесном сотрудничестве с войсками, научной общественностью, расширение рамок участников научных форумов с привлечением большего количества должностных лиц командного звена; формирование мотивации на овладение новейшими достижениями психологической науки у военнослужащих, прибывающих для переподготовки и повышения квалификации ; дальнейшая разработка практических пособий для различных должностных лиц Вооруженных сил РФ.
Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...
... для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях ... Республики Беларусь генерал-полковник Л. С. Мальцев в своей книге «Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» указывает, что «... ...
Перспективы развития военной психологии и пути внедрения ее достижений в войсковую практику.
Общие перспективы развития военной психологии заключаются в ее дальнейшей интеграции в психологической науке, упрочении научных позиций, консолидации усилий военных психологов для решения проблем, связанных с психологическим обеспечением деятельности Вооруженных сил РФ, в обосновании необходимости создания самостоятельной психологической службы в интересах анализа и использования новейших достижений психологии для нужд армейской практики.
Приоритетными направлениями исследований являются: анализ влияния этнопсихологических проблем на деятельность Вооруженных сил на современном этапе; психология управленческой деятельности военного руководителя в условиях боевой деятельности; психологическое обеспечение в боевой обстановке; психологическая и информационная безопасность военнослужащих в современной войне; психологическая реабилитация военнослужащих — участников вооруженных конфликтов.
Общая перспектива исследований имеет выраженную прикладную для деятельности Вооруженных сил направленность. К числу перспективных исследований по военной психологии относятся, преждевсего, разработка инструментария (методик) по психологическому анализу боевой задачи, ошибочных действий, оценки психогенных потерь, оценки психического здоровья личного состава и др. Опыт ведения боевых действий выдвигает на первый план вопросы техники общения с агрессивно настроенной группой , освоения техники беседы с паникером, с мародером, с дезертиром, воинами с отрицательной молодежью. Особе насущными является разработка техник оказания психологической помощи и восстановления боеспособности, в частности, техника устранения страха, паники, ригидности, техника самонастройки, саморегуляции, техника реабилитации военнослужащих в боевых и других экстремальных действиях.
Однако с большими трудностями идет процесс внедрения достижений военной психологии в практику. Главная проблема — отсутствие материального обеспечения психологической работы, вследствие чего основной упор в ее организации и проведении делается на личностный фактор. Многие должностные лица, понимая большое значение военной психологии для повышения эффективности боевой деятельности частей и соединений, активно содействуют работе военных психологов. Кроме того, трудно формируется у командиров, да и в воспитательных структурах понимание того, что психолог при решении задач психологического обеспечения работы обязан руководствоваться этическими нормами. Да и для самого психолога наличие дилеммы — выполнить задачу командира и «не навредить» человеку — порой является весьма трудной проблемой.
Заключение
Служебные задачи, выполняемые войсками и органами службы РФ как в регионах со сложной общественно-политической обстановкой, так и в обычных условиях, подвергают серьёзным испытаниям физические и психологические возможности человека.
Психологическая подготовка заключается в многократной тренировке служебных действий в напряжённых ситуациях, в обстановке опасности и неопределённости, в результате чего у военнослужащих исчезает состояние психологической напряжённости, угнетающе действующее на психику. Таким образом, возникающая в ходе выполнения служебных задач напряжённость из фактора, угнетающего психику, становится нейтральной или даже стимулирующей.
Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие ...
... работы личность военнослужащий военная служба Глава 1. Психологические свойства личности военнослужащего 1.1 Психологические свойства личности военнослужащего и их характеристика Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие ее ...
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/psihologiya-voynyi/
1) Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко И.Ф., и др. Психология воинского коллектива. – М.: Воениздат, 1967.
2) Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко ; Под ред. А. В. Барабанщикова .— М. : Воениздат, 1986.
3) Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол. А. Я. Анцупов, В. Н. Бондаренко,В. И. Буянов и др.; Под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ .— М. : Совершенство, 1998.