Современная военная психология

Введение

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:

1. необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;

2. потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».

Стратегический путь развития сегодня военной психологии в обеспечении конструктивного разрешения объективного противоречия между «человеком-деятелем» и «человеком-нуждающимся», «человеком-ценностью» и «человеком-средством» в интересах человеческой личности — защитника своей Родины.

Для того, чтобы соответствовать уровню поставленных задач военная психология сама «должна измениться», пересмотреть свою методологию, мировоззренческие позиции, теоретическую концепцию, используемые методы и технологии.

Военная психология

Военная психология – это прикладная ветвь психологической науки, которая изучает различные особенности человеческой психики в условиях военной деятельности в зависимости от уровня военной техники, условий военного коллектива, боевой среды и подготовки. Главная задача – разработка преимущественно совершенных методов боевого командования, укрепление психологической устойчивости бойцов в различных экстремальных ситуациях, подготовка морально устойчивых солдат. Также занимается практическими и теоретическими исследованиями в области парапсихологических особенностей человеческого мозга с целью внедрения солдат-агентов в войска противника; изучаются и совершенствуются методы, применяемые партизанскими отрядами в период войны.

18 стр., 8527 слов

Содержание и роль политической психологии в системе отраслей ...

... цель данной работы – дать общий обзор политической психологии как отрасли психологического знания. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Изучить литературу, содержащую теоретические и эмпирические данные по теме. 2. ...

Направления военной психологии — наверное, самая скрытая область психологии, она различна в разных странах и соответствует различным видам вооруженных сил, поэтому ее можно поделить на соответствующие отрасли – авиационная психология, психология ВМС, психология ОВД и прочее.

Военная психология развивается в русле военной науки и современных научных открытий, при этом опирается на достижения других отраслей психологических знаний, в основном на практическую и экспериментальную психологию, психологию труда, психофизиологию и психодиагностику.

В историческом ракурсе военная психология развивалась в пределах четырех основных направлений, а именно:

1. Психология личности (воин, командир, полководец и т.п.);

2. Психология межличностных отношений (взаимодействия в армии, в военной среде);

3. Праксиология (психология деятельности в мирное время и военный период);

4. Психология войны и боя.

К нынешнему времени внутри военной психологии выделились такие современные исследовательские направления как: психология ведения боя, военная конфликтология, психологическая подготовка воинов, военная психотерапия, психология военной безопасности и другие.

К 90-м годам XX века внутри военной психологии сформировалась профессия военного психолога. Военный психолог – специализированная военная профессия, предполагающая жесткую организацию учебного процесса при котором гражданский субъект специалист (он же психолог) будет подготовлен к реализации военных функций по психопрофориентации, психологии и психофизиологии в вооруженных силах действующей станы. В специальную программу таких специалистов, как правило, включены фундаментальные знания по всем отраслям психологической науки. Это позволит будущим военным специалистам этой области обладать расширенным набором форм и методов психологической работы в сфере вооруженных сил, они смогут работать в качестве практического психолога и консультанта в военных частях, будут заниматься проблемами психологической готовности, подготовки и переподготовки людей к службе в армии.

Существование данной профессии связано с научной исследовательской деятельностью, которая стремится глобальным образом решить актуальные, неведомые и перспективных проблем в области военной психологии и психотерапии.

Методологические проблемы военной психологии

Сегодня военная психология «переживает» этап переосмысления своих основ, взаимоотношений с другими дисциплинами, отраслями психологического знания.

До недавнего времени большая часть психологов, при общем согласии с тем, что «военная психология есть отрасль психологической науки», тем не менее считали, что у военной психологии «свой путь» в познании личности военнослужащего, воинской деятельности, свое «предметное поле».

2 стр., 883 слов

Связь организационной психологии с другими науками

... особенности познавательных интересов этой науки). Так, мы можем рассматривать очень объемное исследование управления как исследование взаимодействия. Организационное развитие Весьма важными являются междисциплинарные связи организационной психологии с относительно новой прикладной ...

При этом, на наш взгляд, специфика объекта выдавалась за специфику предмета военно-психологической науки.

Это часто приводило к «неконструктивному эклектизму», вольному обращению, как с общепсихологическими так и частно психологическими понятиями военной психологии.

В некоторых исследованиях военных психологов можно было наблюдать «Терминологическую всеядность»: использование понятий из одних «объяснительных систем», методик из других, а интерпретация полученных результатов часто осуществлялась на уровне «здравого смысла». «Фельдшеризм» не миновал и военной психологии.

В настоящее время военно-психологическая наука получила возможность своего дальнейшего развития, опираясь на широкие возможности как отечественной, так и зарубежной психологии, опыт подготовки военных психологов, имеющих базовое психологическое образование.

Это требует от военной психологии осознать свои методологические и мировозренческие основы, по новому взглянуть на связь с общей психологией, психологическими научными школами, другими отраслями психологии.

В этом залог как ее собственного развития, так и обогащения результатами ее исследований других отраслей психологических знаний, общей психологии.

Развитие и становление отечественной военной психологии

Период-с конца 1945 г. по 1960-е pp. включительно. В этот период происходит осмысление и обобщение военно-психологического опыта, приобретенного за годы войны, и организационно-научное оформление военной психологии как науки. В это время произошло:

  • Создание двух военно-педагогических институтов (в Ленинграде — начальник кафедры педагогики и психологии А. Г. Базанов и под Москвой — начальник кафедры педагогики и психологии Т. Г. Егоров);
  • Обоснование курса военной психологии (с этой целью 1950 состоялась первая конференция по военной психологии, где рассматривались предмет, задачи и принципы ее построения как учебной дисциплины);
  • Создание педагогического факультета в Военно-политической академии в Москве вместо двух военно-педагогических институтов (1958 г. здесь была введена курс военной психологии, а в июле 1959 создана кафедра военной психологии и педагогики, начальником которой стал Александр барабанщиков);
  • Издание учебников и пособий по военной психологии;
  • Начало преподавания курса военной психологии в военно-учебных заведениях;
  • Создание кафедр военной психологии и педагогики в военно-политических училищах;
  • Разработка учебных программ, тематических планов по курсу «Военная психология и педагогика».

1968 начали присуждать ученые степени по психологии, в том числе с военной, и, как результат, появились первые докторские и кандидатские диссертации по военной психологии (например, кандидатские диссертации по военной психологии Михаила Дьяченко и Николая Феденко).

Итак, военная психология организационно сформировалась как отрасль психологической науки.

III период — 70-80-е pp. XX в. Военная психология приобрела статус подлинной науки, возникали новые ее отрасли. Этот период характеризуется:

5 стр., 2437 слов

По экстремальной психологии : Психологическая характеристика ...

... активному развитию новой сферы психологической науки и практики – экстремальной психологии.[3] Экстремальная психология – отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности ... акты, природные бедствия (землетрясения, извержение вулканов) Быстро распространяющиеся Военные, религиозные и национальные конфликты, природные стихийные бедствия (торнадо, ...

  • Глубокими исследованиями отдельных военно-психологического них проблем (например, военно-авиационного, профессийного отбора и т.п.);
  • Формированием новых отраслей военно-психологической науки (например, военно-инженерная психология, психология высшей военной школы и др.);
  • Написанием 17 докторских и около сотни кандидатских диссертаций по проблемам военной психологии;
  • Разработкой новых учебных программ, тематических планов и учебных пособий по военной психологии и т.п.

Но начиная с середины 80-х pp. XX в. военная психология, как и отечественная психологическая наука, оказалась в глубоком кризисе. Причинами этого кризиса стали:

  • Изолированность военной психологии от других психологических направлений, школ;
  • Недооценка роли экспериментальных исследований и, как следствие, ее затеоретизованисть и оторванность от военно-педагогической практики;
  • Критическое отношение к иностранной военной психологии, которая имеет ряд глубоких исследований в области практической деятельности военных психологов;

— Неспособность глубоко и своевременно обосновать актуальные военно-педагогические и психологические проблемы (например, проблемы психологической адаптации бывших «афганцев», неуставных отношений, укрепления воинской дисциплин, повышения эффективности боевой подготовки и т.д.).

Какой выход из этой кризисной ситуации? Ответ появилась в следующем, IV периоде развития военной психологии, который начался вначале 90-х pp. XX в. Этот период тесно связан с созданием Вооруженных сил Украины и формированием нового отношения к проблемам военной психологии. Выход должен быть в творческом применении лучших достижений как отечественного, так и иностранного психологической науки, в отказе от устаревших методологических и теоретических положений, в стремлении к интеграции с ведущими направлениями отечественной и мировой психологической науки.

На сегодня понимание этого положения есть. Пример — введение в воинских частях и подразделениях должностей социальных психологов и организация их подготовки в высших учебных заведениях. Выпуск первых учебных пособий по военной психологии.

Итак, военная психология имеет как историю, так и будущее. Но решение этой актуальной проблемы требует от ученых и практических психологов правильного понимания и творческого подхода, а также организационного, методологического и методического решения ведущих проблем военно-психологической науки