Категориальный анализ психологической науки

Последнее заключает в себе целостный образ-переживание другого человека, создающий у его партнера дополнительные побуждения (мотивы).

1.1.6 Категории «Индивид Я»

В логике «восхождения от абстрактного к конкретному» категория «Индивид» может рассматриваться в качестве протопсихологической при построении базисной категории «Я». Предлагается следующее понимание «Я» (в ранге дефиниции): «Я» есть индивид в саморефлексии. Под именем «Я» индивид выступает как сложное рефлексивное образование, заключающее в себе наряду с самим индивидом как психофизической целостностью («бытийное Я») его данность себе в ощущениях («эмпирическое Я», разные по уровню сложности образы «Я»); индивид, определяемый как «Я», сосуществует с другими индивидами, являясь автономным носителем опредмеченных потребностей, целостных рефлекторных актов поведения и аффектов.

1.2 Категориальная система психологии

Как это очевидно из вышесказанного, было бы ошибкой считать лишь приведенную двучленную категориальную сетку завершенной. Базисными и метапсихологическими категориями не исчерпывается категориальный анализ психологического познания, и его необходимо достроить, показав, что в каждой психологической категории представлено единство явления и сущности. В этом — принципиальная характеристика категориальной системы психологии.

В свое время в поисках отграничения специфической предметной области психологии Н.Н.Ланге ввел понятие «психосфера», призванное охватить богатство и многоплановость феноменов этой науки. При соотнесении представления Н. Н. Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом [3].

По В.И.Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. Вслед за Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом В. И. Вернадский понимает ноосферу как новое эволюционное состояние биосферы, при которой разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере, тяготея в одних случаях к первой, в других — ко второй. Сказанное позволяет, исследуя базисные и метапсихологические категории, обратиться и к пространству биосферы, в недрах которой сложились протопсихологические категории, сущностно проявляющиеся в базисном категориальном строе психологии. Вместе с тем уровень метапсихологических категорий содержит сущностные характеристики по отношению к социоцентрическим категориям, детерминированным специфическими характеристиками ноосферы. Отсюда следует, что, к примеру, «Потребность» (протопсихоло-гическая категория) выступает, что было уже показано в предыдущем разделе, как сущность, а «Мотив» (базисная категория) — как явление, в котором эта сущность обнаруживается.

3 стр., 1335 слов

Психология взаимодействия людей

... Взаимодействие человека с человеком в обществе—это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, ... группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества. В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей. ...

В свою очередь, «Ценность» (метапсихологическая категория) проявляется в «Идеале» — категории социоцентрической. Итак, мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую пять уровней категорий (из которых первая не является собственно психологической, но остается сущностной по отношению к вышележащим психологическим категориям): биоцентрические, протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические и социоцентрические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки. Например, условная вертикаль «нужда — потребность — мотив — ценность — идеал» включает величайшее множество психологических понятий (влечения, желания, интерес, склонность, ценностные ориентации и т.д.).

Ниже приведена таблица 1, достаточно полно характеризующая категориальную систему психологии.

Могут быть специфицированы как «параллели» (плеяды), так и «меридианы» (кластеры) категорий, которые упорядочены в таблице 1. Характеризуя плеяды категорий, выскажем здесь всего два суждения, обоснование которых требует специальной работы.

1) Каждая из категорий любой из строк при всей своей специфичности неотделима от каждой другой категории той же строки. Например, категория «Личность» из плеяды метапсихологических категорий немыслима вне соотношения с категориями «Ценность», «Деятельность», «Сознание», «Чувство», «Общение», «Персоно-сфера», а категория «Образ» (плеяда базисных психологических категорий) неотделима от категорий «Я», «Мотив», «Действие», «Переживание», «Интеракция», «Ситуация».

Таблица 1 Категориальная система психологии

НООСФЕРА

Категории

Субстан-циональ-

ность

Направ-

ленность

Актив-ность Когни-тив-ность Субъектив-ность Событий-ность Действии-тельность П

С

И

Х

О

С

Ф

Е

Р

А

Социоцен-

трические

Человек Идеал Свобода Разум Экзистен-ция Соучаствование Эйкумена
Метапсихо-

логические

Личность Ценность Деятель-ность Созна-

ние

Чувство Общение Персоно-сфера
Базисные психологические Я Мотив Действие Образ Пережива-ние Интеракция Ситуация
Протопси-хологи-ческие Индивид Потреб-ность Рефлекс Ощу-щение Аффектив-ность Сосущес-твование Предмет-ность
Биоцентрические Организм Нужда Метабо-лизм Сигнал Избира-тельсноть Синергия Среда
БИОСФЕРА

2) Содержание категорий внутри каждой из пяти плеяд в строках таблицы характеризуется особым познавательным статусом. Нижняя первая строка таблицы, т. е. плеяда биоцентрических категорий, указывает на явления, которые могут быть изучены объективными методами, «извне», подобно тому как физики изучают объекты «подведомственной» им области знания. Интерпретация накапливаемых фактов при этом осуществляется на основе схем естественной причинности.

Вторая нижняя строка таблицы — плеяда протопсихологических категорий — заключает в себе то, что на языке философии обозначается как ноумены — умопостигаемые сущности. Действительно, каждый из соответствующих объектов не дан наблюдателю непосредственно ни в показаниях датчиков, ни тем более путем прямого наблюдения извне. Например, даже такая, казалось бы, вполне наблюдаемая форма проявления активности, как реф леке, не может быть осмыслена без введения особых конструктов, природа которых исключает возможность их «созерцания» (например, понятия о «промежуточных переменных» у Э.Толмена, «настроения» у М.Я.Басова и т.п.).

Кроме того, и в интроспекции категории этой плеяды непосредственно не выступают (например, «потребность» приоткрывается нам исключительно в виде мотивов — переживаемых побуждений к действию).

В отличие от плеяды протопсихологических категорий следующая плеяда — базисные психологические категории — заключает в себе явления, в той или иной мере доступные интроспекции. Это — плеяда феноменов. Чтобы убедиться в этом, достаточно «вглядеться» в любое из содержаний, вырисовывающихся за терминами «Я». «Мотив», «Действие» и т.д.

Метапсихологические категории — это плеяда идей. Каждая идея — это не просто мысль о чем-либо; это — единство мысли и мыслимого, мысль, заряженная импульсом самоосуществления. Вот почему, например, невозможно изучать личность подобно тому, как мы изучаем физические тела. С каким наслаждением признал свое «поражение» в попытках «понять» личность один из выдающихся ее исследователей, Р. Кеттелл, говоря, что личность подобна любви, все знают, что она есть, но никто не знает, что она есть! «Личность», «Ценность», «Деятельность», «Чувство», «Сознание», «Общение», «Персоносфера» — все это идеи, творящие свой объект. И наконец, плеяда экстрапсихологических категорий. Познавательный статус этих категорий парадоксален. Они будто играют в прятки с исследователем. Любой шаг познания здесь как бы отталкивает от себя познаваемое содержание; объект исследования вступает в конкурентные отношения с самим исследователем, доказывая свою несводимость к чему-либо, что могло бы быть известно заранее.

1.3 Кластеры категорий психологии, Обсудим теперь подробнее кластеры категорий, образующие столбцы приведенной матрицы.

1) Кластеры категорий психосферы («меридианы», вертикали, столбцы матрицы).

Каждый из столбцов матрицы содержит в себе вполне определенный кластер категорий. Каждая из вертикалей символизирует, и притом вполне отчетливо, то или иное фундаментальное психологическое измерение бытия человека.

2) Кластер субстанциональности.

Объединяет в себе такие категории, как «Организм» (нулевой уровень), «Индивид», «Я», «Личности», «Человек» (высший уровень).

Действительно, если под субстанциональностью понимать то, что соответствует этому термину в истории человеческой мысли, а именно свойство быть первоосновой чего-либо, то можно убедиться в том, что именно такова суть всех категорий означенной вертикали. Свойство субстанциональности при этом все более полно раскрывает себя при переходе с нижней на все более высокие ступени в этом ряду. Первоначально, применительно к организму, субстанциональность раскрывается весьма ограничено, означая «не более чем» жизнеспособность органического тела живого существа при взаимодействии с окружающей средой (воспроизводство собственной телесной целостности), но применительно к человеку данное качество означает также превращение окружающей природы в органическое тело самого человека (что предполагает уже не просто приспособление к природной среде, но и ее подчинение своей собственной воле).

Точно такое же «нарастание» полноты самораскрытия по мере продвижения вверх каждой из родовых категорий, охватывающих каждую из вертикалей, мы можем зафиксировать во всех других рассматриваемых случаях. Конспективно рассмотрим каждый из них.

3) Кластер направленности.

Синонимы: «телеология», «устремленность». Род категорий, включающий в себя «Нужду» (нулевой уровень), «Потребность», «Мотив», «Ценность», «Идеал» (высший уровень).

Категория «Нужда», характеризуя то, что насущно необходимо, не означает, что необходимое для существования организма изначально уже «записано» в нем, — речь может идти лишь о том, в чем совершенно объективно нуждается организм; иными словами, последний может, так сказать, «и не догадываться» о своих подлинных интересах, и даже более того — никоим образом не обнаруживать их вовне. Что же касается потребности, то она как бы сама заявляет о себе активностью (потребность есть «зависимость как источник активности»).

Далее — категория «Мотив»; в отличие от потребности вообще мотив есть не что иное, как субъективированная устремленность — феноменальная данность потребности. Продолжая подъем «вверх» по вертикали, мы застаем такую форму интенциональности, как «Ценность», — здесь перед нами признанный самим индивидом, ставший целью его собственных действий мотив. И наконец, «Идеал»: осознанная личностью ценность, направляющая его деятельность и, более того, предъявляемая в общении как образец для всех.

4) Кластер активности.

Этот кластер обобщает в себе такие категории, как «Метаболизм» (нулевой уровень), «Рефлекс», «Действие», «Деятельность», «Свобода» (высший уровень).

Здесь сохраняется та же логика все более глубокого и существенного раскрытия родового определения бытия человека, что и в других случаях. Каждый шаг продвижения вверх внутри кластера раскрывает категорию активности все более полно. Предлагаемая трактовка «активности» объединяет в себе две эпохи философии причинности: кантианско-гегелевскую и античную. В определении «активности» вообще мы следуем наиболее емкому из всех мыслимых определений, принадлежащему И.Канту: «активность есть причинность причины». Высший уровень активности — «первопричинность» или, что то же самое, — «свободная причинность». В развитие взглядов Гегеля, свободная причина может быть осмыслена как causa sui («причина себя»), что и задает нам общее представление о высшей категории кластера активности («Свобода»).

Такое понимание применительно к категориям психосферы конкретизируется в соответствии с учением Аристотеля о четырех причинах («материальной» — имеется в виду то, из чего строится что-либо, «формальной» — то, по форме чего строится, «действующей» — то, что или кто строит, и «целевой» — то, ради чего строится) и гегелевским пониманием «свободной причины».

Первый уровень кластера активности — «Метаболизм». Живое существо воспроизводит свою собственную телесность, а именно то, из чего он состоит, «материю» своего бытия; в этом случае мы говорим о материальной самопричинности; формальная, действенная и целевая причинности здесь еще не выступают самостоятельно: внутри самого тела не «записано», в каком направлении, кто и зачем будет действовать. Чтобы представить происходящее, можно воспользоваться аналогией «круговорота воды в природе»: здесь нет ни формальной, ни действующей, ни целевой причинности, между тем как материальная самопричинность, сохранение водной массы, налицо.

Второй уровень кластера — «Рефлекс» (целостный рефлекторный акт поведения).

Рефлекторная активность образует условие осуществления метаболизма, когда он невозможен в настоящем или, если ничего не менять, — в будущем. В этих случаях индивид осуществляет «опережающее отражение действительности» (П.К.Анохин), восстанавливающее или подготавливающее протекание метаболизма. Перед нами проявления формальной причинности, выступающие самостоятельно в качестве условия существования индивида (однако здесь еще рано говорить об автономизации действующей и целевой причинности).

Любопытно, что метаболизм обеспечивает превращение как бы случайного, пробного, разового акта опережающего отражения собственно в рефлекс, играя роль «подкрепления»; в результате воспроизводится не просто материальный состав организма, а целостность более высокого порядка — тело, наделенное рефлексом. На языке концепции причинности перед нами в рефлексе формальная самопричинность, что означает проявление свободы.