Основные психологические школы и направления

Содержание скрыть

Предпосылки развития психологических школ

Чем более успешно протекала экспериментальная работа в психологии, чем шире становился ореол изучаемых явлений, тем меньше всех удовлетворяла версия, что предметом психологии является сознание, а методом изучения -интроспекция.

Огромная роль в развитии психологических школ принадлежит биологии. Эта наука кардинально изменила взгляд на психические функции человека. Она дала возможность рассматривать восприятие, память, мышление, навыки, чувства, установки в качестве инструментов для жизненных ситуаций и задач организмом.

Постепенно разрушалось отношение к сознанию как к замкнутому внутреннему миру. Дарвиновская биология оказала влияние на рассмотрение психических процессов с позиции развития.

В начале своего развития для психологии основным источником сведений о процессах развития служил взрослый человек, способный в лабораторных условиях, по инструкции экспериментатора, сосредоточить свой внутренний взор на непосредственном опыте. Но идея развития расширила зоны познания, и ввело в психологию специфические объекты. К ним уже было невозможно применить методы интроспективного анализа.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологические школы 490 руб.
  • Реферат Психологические школы 270 руб.
  • Контрольная работа Психологические школы 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Новые объекты психологической науки требовали новых объективных методов. Только при помощи их можно было обнажить уровни развития психики, предшествовавшие процессам, которые изучались в лабораториях. Эти процессы нельзя было отнести к первичным фактам сознания, за ними тянулось множество различных психических форм. Научные данные о них дали возможность психологам перейти из лаборатории в школу, детский сад, психиатрическую клинику.

Практика исследовательской работы изменила понимание психологии как науки о сознании. Пришло новое понимание предмета психологии. Оно по-разному отразилось в теоретических системах и воззрениях.

Во всех областях знания существуют конкурирующие школы и концепции. Данный факт нормален для роста науки. Одновременно, при имеющихся разногласиях, скрепляются общие воззрения на предмет исследования. Следует отметить, что в психологии в начале XX века столкновение и расхождение позиций определялись различием в предмете.

4 стр., 1630 слов

Формирование психологии как экспериментальной науки (В. Вундт, ...

... ПСИХОЛОГИИ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ 1.1 Г. ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии. Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был Г. Гельмгольц ... для психологических экспериментов, связанных с исследованием времени реакции.Однако большее значение для психологии имеют работы Гельмгольца, относящиеся к экспериментальному ...

Основные психологические школы и направления , План лекции:

  1. Система школ и направлений в психологии.
  2. Характеристика школ и направлений.
  3. Перспективы развития психологии.

Основные понятия:

психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.

Психологическое направление

  • подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа

  • определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

психосинтез

Р.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности

  • отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через

интериоризацию

(перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом).

Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм

  • поведенческое направление, рассматривающее

научение

как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления –

рефлекторное

( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и

социальное

(А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс

социализации

человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология

– рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология

  • одно из

холистических

(целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки).

15 стр., 7085 слов

Человек и его психика

... знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики. Внимание - это произвольная направленность и сосредоточенность психической ... При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом -- трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они ...

Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –

гештальты

gestalt

– форма, образ, конфигурация, целостная структура).

Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление

заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического

психоанализа

, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг –

аналитическая психология,

К.Хорни –

неопсихоанализ,

Р.Ассаджиоли –

психосинтез

, Э.Берн –

транзактный анализ

и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в

гуманистической,

экзистенциальной

психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология

– личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология

  • психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют

феноменологией

, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология

– направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности

  • холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия

духовность

еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

8 стр., 3510 слов

По специальности «Педагог-психолог» Работа педагога-психолога ...

... качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Проблема обучения ...

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются психологические школы и направления?
  2. Какие психологические школы и направления отвечают современным требованиям?
  3. Какую школу и направление вы бы выбрали как ведущую в настоящее время?
  4. Чем должна отличаться психология будущего?

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/shkola-psihoanaliza/

  1. Маклаков А.Г
    • Общая психология. СПБ., 2002.
  2. Максименко С.Д
    • Общая психология. М.,К.,2001.
  3. Основи психології. К., 1996.
  4. Психология. СПБ., 2002.
  5. Столяренко Л.Д
    • Основы психологии. Р.-Д., 1997.

Развернуть

Открыть в широком формате

Функционализм

Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Определение 1

В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей

Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.

В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими — вторичными.

Психолог и школа

Во время семинаров или тренингов для учителей я неоднократно слышала вопросы: «Скажите, а наш школьный психолог это может?», «А чем психолог мне может помочь в такой ситуации?..»

Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям

Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и/или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.

Чем же школьный психолог может помочь классному руководителю?

Работа психолога с классом

фронтальная диагностика

при возникновении трудных ситуаций в классе

Работа с отдельными школьниками

учебных проблем

По итогам диагностики психолог может сформулировать рекомендации по развитию этих функций или навыков, а также организовать индивидуальные и групповые занятия, направленные на их формирование. Например, если выяснится, что низкая успеваемость ученика связана преимущественно с несформированностью у него навыков самоорганизации, психолог подскажет родителям способы развития этих навыков у ребенка и (по возможности и по необходимости) будет проводить занятия с ребенком, направленные на развитие этих навыков.

17 стр., 8022 слов

Общепсихологический практикум. Психолог. Контрольная работа

... проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные в средствах ... высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки ...

с детьми, у которых проблемное поведение

Допустим, подросток грубо разговаривает с учителем, хотя великолепно осведомлен, что этого делать нельзя. Причиной этого может быть неумение выражать свое несогласие в корректной форме или же стремление почувствовать свою власть, добившись того, что взрослый выйдет из себя.

Разъяснение может быть эффективно только в том случае, когда ребенок оказался в новой для него ситуации и ему не очень ясно, что происходит и как себя вести, к примеру, в беседе с пятиклассником, которому трудно адаптироваться к условиям средней школы. Во всех остальных случаях объяснять и растолковывать что-либо ребенку бессмысленно. Поэтому чаще всего занятие ребенка с психологом предполагает не объяснение того, как следует себя вести, а определенные игры и упражнения, направленные на формирование необходимых ребенку функций или выражение эмоциональных переживаний. Так что не нужно удивляться, если на вопрос: «Что вы делали с психологом?» – дети отвечают: «Мы играли». Для ребенка встреча с психологом – это действительно прежде всего увлекательная игра.

Поскольку формирование новых навыков и развитие психологических функций – процесс довольно длительный, потребуется некоторое количество занятий, прежде чем их результат будет заметен. Как показывает практика, ожидать видимых изменений в поведении ребенка, занимающегося с психологом, имеет смысл хотя бы после восьми-десяти регулярных занятий.

детям, попавшим в трудные жизненные ситуации

Работа со взрослыми

в работе с родителями

Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач. Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Помимо новых методов работы на родительском собрании, классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью. В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность.

9 стр., 4183 слов

Развитие экспериментальной психологии в к.XIX – н.XX вв

... Корсаков, А.А. Токарский - первые энтузиасты экспериментальной психологии в России. Правда вундтовская программа также ... по обонятельным (Цваардемакер) и вкусовым (Кизов) ощущениям. Изучение функций рецептроров лежало на границе с физиологией. Вундт и другие психологи ... второй члены отношения “раздражитель - реакция” интерпретировались по новому. Под раздражителем понимался воспринимаемый объект, под ...

поддержку самому педагогу

Границы возможностей школьного психолога

длительная регулярная психологическая работа

Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров, сопоставим его со школьной медсестрой. Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу. Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать, к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспечении здоровья детей очень велика, но никому и в голову не приходит обращаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба. То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные, глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.

решать задачи, связанные с воспитанием

Никакая психологическая работа не может сделать так, чтобы ребенок что-то захотел, расхотел или полюбил. Если ребенок не уважает бабушку или не любит читать, занятия с психологом этого не изменят. Даже при том, что в ходе индивидуальной работы у ребенка будут формироваться необходимые функции и навыки, следует содействовать переносу этих новых навыков в повседневную жизнь ребенка и их закреплению. Оказание помощи ребенку требует кооперации всех взрослых, так или иначе взаимодействующих с ним.

Профессиональная этика

Важным условием эффективности психологической помощи является принцип конфиденциальности, который считается также одним из основных этических требований в работе психолога. Информация, полученная школьным психологом, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения. Именно в силу этого принципа ряд документов школьного психолога являются закрытыми или зашифрованными.

Правила профессиональной этики запрещают психологу разглашать информацию, которая стала ему известна в ходе работы. Поэтому он не вправе рассказывать о том, что говорили дети или родители на консультации, пересказывать их слова, сообщать полученные им сведения из жизни семьи. Школьный психолог может поделиться с классным руководителем общими соображениями по поводу проблемы, своими наблюдениями за ребенком или родителем, но он не может рассказывать, о чем шла речь на индивидуальной консультации.

Однако не стоит бояться, что психолог не поделится действительно важными сведениями. Те же самые правила профессиональной этики требуют от психолога нарушить принцип конфиденциальности, если ему становится известна информация о том, что существует угроза жизни и здоровью его клиента, будь то ребенок или взрослый, или кого-то из их окружения. В большинстве случаев такие ситуации станут прежде всего известны социальному педагогу и классному руководителю. Если это происходит, классному руководителю важно обсудить с психологом, какие шаги следует предпринять и как в максимально щадящей для ребенка и семьи форме оказать им необходимую помощь.

Конечно, школьный психолог никогда не сможет заменить ни классного руководителя, ни педагога-организатора. У него совершенно другой функционал, другой профессиональный багаж знаний и навыков. Но если учитель этим багажом пользуется, он тем самым значительно облегчает решение многих педагогических задач.

3 стр., 1311 слов

Введение в медицинскую психологию. Теория личности

... проблем медицинской психологии. Подобно основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию в педагогических целях делят на общую и частную. Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, ... противоположна функции чувства, а функция ощущения противоположна функции интуиции. Функция мышления, означает способность использовать в жизни логические рассуждения. Функция чувства ...

Марина Чибисова, к.психол.н.,МГППУ

Рефлексология

Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания. В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.

Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.

Бихевиоризм

Под влиянием рефлексологии зарождается новое направление, в котором предметом психологии является поведение в качестве совокупности реакций организма, обусловленных общением со стимулами адаптационной среды.

Родоначальником бихевиоризма считается Д.Уотсон. Он полностью отказался от понятия субъективной психологии сознания и пропагандировал объективно наблюдаемые реакции живых существ на различные раздражители.

Определение 2

Бихевиоризм называют — «психологией без психики». Психика в бихевиоризме идентична сознанию. Устраняя сознание, бихевиористы не стремились превратить организм в устройство, лишенное психических качеств, они изменили представление о данных качествах. Они включили в область изучения психологии доступные объективному внешнему наблюдению и независимые от человеческого сознания стимулы – отношения реактивного характера.

Психологические школы и основные направления в психологии. , Понятие ощущений в психологии. Свойства, виды., Понятие ощущения.

Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание осуществляется прежде всего органами чувств. Образы

предметов и явлений действительности, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Это самые простые из всех психологических явлений.

Ощущения

  • это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения есть у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Наше сознание существует только благодаря наличию ощущений. Если человека лишить возможности ощущать и воспринимать окружающую действительность, он не сможет ориентироваться в мире, ничего не сможет делать. В условиях недостатка ощущений у человека меньше чем через сутки отмечаются резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в психической деятельности. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.

10 стр., 4830 слов

Психология человека

... реферата, является изучение особенностей человеческой психики, их проявление и значение. Познавательные процессы Природа одарила каждого человека способностью к по знанию того мира, ... деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, ... и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект ... чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимание имеет ...

Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы (органы чувств) с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических и т.д.).

Ощущение возникает в сознании всегда в виде образа. Энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания тогда, когда человек, у которого возникает образ предмета, вызвавшего раздражение, может обозначить его словом.

Виды ощущений

По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные).

Выделяются следующие критерии классификации ощущений.

Обоняние – вид чувствительности, порождающие специфические ощущения запаха. Одно из наиболее древних, простых и важных ощущений.

Вкусовые – имеет 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Осязание – наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности.

По месту расположения рецепторов

экстероцептивные

  • рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела и принимают раздражения из внешнего мира,

интероцептивные-(

органических) ощущений расположены во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют самочувствие человека.).

проприоцептивные —

рецепторы которых расположены в связках, мышцах и сухожилиях и получают раздражения из опорно-двигательного аппарата. Эти ощущения также свидетельствуют о положении тела в пространстве.

Свойства

1. Качество

— это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Интенсивность ощущения

— количественная характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения

— это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

14 стр., 6864 слов

Проблемы личности в социальной психологии

... в человеке, что непосредственно связано с социальной жизнью, включенностью человека в систему социальных отношений, — то есть не его биологические или психические особенности, а сугубо социальные характеристики. Цель работы — раскрыть проблемы личности с точки зрения социальной психологии. ...

Положительный последовательный образ

соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ

заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

Пространственная локализация раздражителя.

Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения — с той частью тела, которая вызывает данное ощущение

Количественные параметры

  • степень чувствительности.

Различают два вида чувствительности:

  • абсолютную чувствительность — способность ощущать слабые раздражители;
  • чувствительность к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Абсолютный нижний порог ощущения

— минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так исследования показали что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка.

Величина абсолютных порогов

, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий:

  • характера деятельности,
  • возраста человека,
  • функционального состояния рецептора,
  • силы и длительности действия раздражения и т.

д.

Психологические школы и основные направления в психологии., Бихевиоризм.

Основатели – Д. Уотсон (1878–1958), Э. Толмен (1886–1959), Э. Торндайк (1874–1949), Б. Скиннер (1904–1990).

Это школа психологии, предметом исследования которой является только то в психике, что доступно внешнему наблюдению.

Главные идеи бихевиоризма:

§ Внешне наблюдаемое поведение позволяет оперировать объективными критериями при исследовании психики.

§ Поставлен знак равенства между объективными и психологическими фактами: о внутреннем мире человека можно судить лишь на основе объективных фактов, к которым отнесены действия, поступки, поведение индивида.

Классический бихевиоризм

рассматривал поведение как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды, выступающей в качестве наличного стимула.

теории социального научения

(А. Бандура) – в том, что новые формы поведения можно приобрести путем подражания поведению других. И дети, и взрослые выбирают себе социально значимые модели в качестве образца поведения. А вот станет ли модель таковой, зависит от таких ее свойств, как яркость, необычность, привлекательность.

§ Идея подкрепления: позитивного (поощрения) или негативного (наказания), которые должны сопровождать процесс социального научения.

Плюсы и минусы:, Достоинства:

бихевиоризм полагал, что психология может быть точной наукой, подобной физике, если она будет исследовать объективно наблюдаемое внешнее поведение человека. Благодаря этому направлению в науку был введен объективный метод исследования психики, основанный на регистрации и анализе психических процессов, т.е. метод наблюдения за поведением человека.

Главный недостаток

методологии бихевиоризма состоит в том, что ключевой фактор человеческого поведения представители этой школы видели во внешнем окружении и особенностях ситуаций, рассматривая последние в качестве стимула. Сложные личностные образования: самосознание, интеллектуальные функции, творческое самоопределение личности, не рассматривались в качестве главных и определяющих компонентов поведения. Между тем люди не пассивно воспринимают окружающий мир, а творчески выстраивают и создают образ мира и образ «Я».

§ Связь психики и поведения носит сложный и неоднозначный характер. Даже если мы усвоим какую-либо форму поведения путем наблюдения за другими людьми, это не означает, что мы имеем способности к их виду деятельности и желание ею заниматься.

Гештальтпсихология

Основателями считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967), К. Коффка (1886–1941), К. Левин (1890–1947).

Временем появления гештальтпсихологии как психологической школы принято считать 1912 год, когда вышла первая работа М. Вертгеймера.

Основные идеи:, Главная идея – целостный подход к изучению явлений и феноменов сознания и психики.

Сознание рассматривается с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на ощущения.

§ Идея изначальности существования структуры сознания, факты которого рассматриваются как единственная психическая реальность. Сознание активно и с помощью определенных действий строит образы внешнего мира, опираясь на изначальные свои целостные структуры (гештальты).

§ Гештальт как целостная образная структура и единица сознания не сводима к сумме составляющих его ощущений.

§ Ведущим психическим процессом является восприятие, которое благодаря своим закономерностям обеспечивает группировку впечатлений от отдельных элементов физического мира в целостные гештальты. Среди этих закономерностей изучены:

  • а) апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и общего содержания психической деятельности человека);
  • б) взаимодействие фигуры и фона, когда любое зрительное поле имеет фигуру, т.е.

свое основное содержание, отличающееся яркостью и четкостью, и фон, который не обладает определенной формой, аморфен и не ярок.

в) целостность и структурность восприятия – как способность воспринимать предметы не по отдельности, а все вместе как единое целое;

  • г) константность восприятия – как постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия;
  • д) феномены «близости» (объединение элементов, смежных во времени и пространстве) и «замыкания» (заполнение пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

§ Мышление рассматривается как процесс решения задачи, в результате чего осуществляется формирование новой структуры поля, элементы которого начинают объединяться в связи и отношения для решения поставленной проблемы. Условием создания этой новой структуры является инсайт – внезапное озарение или осознание всей деятельности по решению поставленной задачи.

§ В отличие от представителей бихевиоризма гештальтпсихологи считали, что любой поведенческий акт обязательно имеет некий образ, который направляет деятельность и является ее сердцевиной.

Глубинная психология.

Выдвинуто положение, противоположное традиционной эмпирической психологии сознания, а именно: помимо сознания существует и нечто глубинное, неосознаваемое – бессознательное, которое управляет человеческой психикой. Поэтому

главным предметом изучения глубинной психологии является бессознательное как независимый от сознания и приоритетный по отношению к нему феномен.

Основная задача глубинной психологии – доказательство существования бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов.

Центральное место в глубинной психологии занимает психоанализ З. Фрейда (1856–1939), аналитическая психология К. Юнга (1875–1961), индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937).

Эти три направления представляют собой классическую глубинную психологию.

Психоанализ

– часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Фрейдом для диагностики и излечения истерии, который затем был положен в основу психологической концепции, направленной на изучение скрытых связей и основ человеческой психики. Эта концепция строилась на идее о том, что известный комплекс травмирующих представлений вытесняется из сферы сознания личности и действует уже из сферы бессознательного, проникает в сознание и угрожает целостности «Я». Последнее находит свое яркое проявление в различного рода забываниях, снах, оговорках, грезах, ложных поступках, неврозах.

Аналитическая психология Юнга.

В психике, согласно Юнгу, существует наиболее глубокий слой – коллективное бессознательное, в котором отражены общие мысли и чувства всех людей как результат общего эмоционального прошлого, это своего рода «память поколений». Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов: Эго, Персона, Тень, Анима или Анимус и Самость. Каждый архетип выражает неосознаваемую нами предрасположенность воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

§ Эго

  • центральный элемент личности: оно собирает разрозненные данные нашего опыта в единое целостное восприятие собственной личности.

Персона (маска)

  • это наше публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими

§ Тень

представляет подавленную, темную и дурную сторону личности. Но тень имеет и положительные свойства, выступая источником жизненной силы и творческого начала.

§ Анима

(внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона) и

Анимус

(внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона).

Юнг считал, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены в человеке гармонично, чтобы не тормозить прогрессивное развитие личности.

Самость –

сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все остальные ее элементы (это единство, гармония, целостность личности).

Индивидуальная психология Адлера.

Он первым в психологии ввел положение об уникальности и целостности личности в ее стремлении к постоянному развитию индивидуальности. Адлер рассматривал личность как продукт ее собственного творчества. В основу положена идея компенсации как активность человека в стремлении преодолеть свои недостатки. Обоснование этой идеи Адлер начал с анализа комплекса неполноценности, как преувеличенного чувства собственной слабости и несостоятельности, возникающего в детстве. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться в глазах окружающих, человек проявляет гиперактивность (гиперкомпенсацию), на основе чего развивается комплекс превосходства. Эти комплексы, их воздействие на свое поведение человек, как правило, не осознает. Чувство превосходства помогает ему реализовать свой жизненный потенциал, оно и есть сама жизнь.

4. К. Хорни описала три типа невротической личности:

  • а) услужливая, ищущая одобрения от окружающих любой ценой;
  • б) отчужденная, стремящаяся обособиться от людей;
  • в) агрессивная, главным для которой выступает доминирование и враждебность к людям.

Эти три описанных линии поведения, согласно К. Хорни, имеются и у здоровой личности. Однако, в отличие от невротика, она более гибко и адекватно выбирает тот или иной стиль поведения в зависимости от особенностей ситуации. По-видимому, каждый из нас может столкнуться в своей жизни с представителями описанных К. Хорни типов невротических личностей. Надо знать их особенности, далеко не осознаваемые самими этими личностями, чтобы находить с ними общий язык.

5. Согласно Фромму, в современном обществе свобода человека повысила ценность для него чувства безопасности. Э. Фромм разработал опыт позитивной свободы, которая осуществляется благодаря постижению законов реальности и отысканию смысла жизни. Эта идея Фромма актуальна и для нас с вами: мы иногда в поступках настолько ведем себя свободно, что перестаем считаться с реалиями окружающего мира, с его объективными законами, и расплачиваемся за это порою очень дорого, иногда ценою собственной жизни.

Когнитивная психология

(Д. Миллер, Д. Брунер, У. Найссер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Дж. Келли) – одно из самых влиятельных направлений в настоящее время. Само название «когнитивный» происходит от латинского «cognoscere», что означает «познакомиться с чем-то» или «познать». Оно было предложено основателями когнитивной психологии Д. Миллером и Д. Брунером.

Основные идеи когнитивной школы психологии:, Идея о главном месте процессов познания и мышления

в психике человека, в результате чего поведение есть следствие когнитивной деятельности.

Идея личностных конструктов (Дж. Келли).

Люди постоянно строят свой образ реальности с помощью индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. Исходя из содержания последних, человек выдвигает гипотезы о будущих событиях.

Мотив прогнозирования будущего

– ведущий в психике человека. Психическая деятельность человека определяется ведущим мотивом – стремлением к прогнозированию будущего. При этом необходим целостный подход к человеку, а не анализ его отдельных действий или переживаний.

Понимание индивидуальности:

люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. По мнению Келли, два человека, будучи даже идентичными близнецами, интерпретируют одно и то же событие по-разному, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом объясняют свой опыт.

Подводя итог, отметим:

§ Заслуга когнитивной психологии состоит в том, что познавательные процессы и их результаты рассматривались в качестве главного компонента психики. При этом исследовалось то, как человек воспринимает окружающий мир (личностные конструкты) и использует это для объяснения событий и поведения людей, с которыми общается.

§ Методологический просчет в том, что психологи не видели разницы между научным и обыденным сознанием. Не исследовали влияние сильных эмоций на процесс рационального мышления, а именно: почему, выступая в качестве антагонистов когнитивных процессов, сильные эмоции препятствуют точному восприятию объектов, искажают их.

§ Давая оценку теории Дж. Келли о личностных конструктах, следует отметить, что индивидуальные различия проявляются не только в том, как люди воспринимают окружающий мир и прогнозируют будущее. Понятие индивидуальности гораздо шире этих процессов:

  • а) каждый из нас имеет свой неповторимый прошлый и настоящий опыт;

б) мы являемся носителями генетически наследуемых и социально приобретенных психологических свойств, а не только отличаемся друг от друга способом восприятия окружающего мира

5. Гуманистическая психология

(А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

В центр исследовательских интересов перемещаются проблемы позитивного, конструктивного начала целостной личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы.

Главные идеи гуманистической психологии:, Мы не существует вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем., Каждый из нас ответственен за то, кем становится.

§ Идея становления и движения личности: человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления, устремлен в будущее в поисках смысла жизни, и этот поиск не является легким и простым. Достижение состояния осмысленной жизни есть самореализация.

§ Идея приоритета творческой стороны в человеке. А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей – как неотъемлемое свойство их природы.

§ Разработана иерархия врожденных базовых потребностей личности (А. Маслоу), включающая в себя:

  • а) физиологические потребности (голод, жажда, секс), удовлетворение которых ведет к сохранению человека как биологического вида;
  • б) потребности в безопасности и защищенности;
  • в) потребности в любви и чувстве привязанности;

— г) самоуважение, принятие и уважение своего «Я», подтверждение ценности своей личности в социальных оценках тех, с кем мы работаем, учимся, живем. Маслоу разделил потребность в самоуважении на две части: на самоуважение и уважение другими. д) потребность в самоактуализации, которая может быть реализована лишь после удовлетворения всех предшествующих потребностей.

§ Самоактуализированные люди являются, по мнению А. Маслоу, наиболее здоровыми, так как достигают «вершинных» или «пиковых» переживаний радости и счастья. Отсюда следует: человек есть причина самого себя. Жизненный успех и удача во многом зависит от нас самих.

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Иван Михайлович Сеченов

— Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов

(1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев

(1857-1927)- выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог — создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский

(1896-1934) — выдающийся отечественный психолог — создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание).

Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:

первая

  • взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;

вторая

  • ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;

третья

  • ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн

(1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев

(1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог — выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Петр Яковлевич Гальперин

(1902 – 1988) – отечественный психолог — разработал

концепцию последовательного формирования умственных действий

, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.

Психоанализ

Параллельно бихевиоризму начинает свое развитие психоанализ. Он открыл за сознанием пласты неосознаваемых индивидом психических процессов, сил, механизмов. Психоанализ расширил область психического за пределы явлений, испытываемых субъектом, о которых он может дать отчет.

Родоначальником психоанализа стал Зигмунд Фрейд.

Фрейд пересмотрел прежнюю трактовку сознания. Его роль в поведении человека не отвергалась, но представлялась кардинально отличной от традиционной психологии. Благодаря пониманию причин потаенных комплексов и подавленных влечений, то есть техники психоанализа становится возможным избавление от душевной травмы, нанесенной ими личности человека.

Открытие объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмега психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотера­певтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения. У Фрейда было множество учеников. Собственные направления на основе психоанализа создали Карл Юнг и Альфред Адлер. Юнг назвал свою психологию аналитической, а Адлер — индивидуальной.