Психологическая работа подразделения

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.

Глобальная информатизация общества, тенденции развития сил, средств и способов вооруженного противоборства, появление различных видов так называемого «несмертельного оружия», в большее непосредственное вовлечение населения в военные действия, нарастание опасности катастрофических экологических последствий приводит к тому, что проблема моральной готовности и психологической способности населения и войск к современной войне чрезвычайно возрастает. Сегодня уже речь идет не столько о необходимости учета при подготовке войск и сил, сколько о целостной системе информационного и психологического противоборства, которое становится неотъемлемой составной частью войны и наряду с вооруженной борьбой приобретает ведущее, а в ряде случаев и решающее значение для достижения победы. На решение именно этих задач и направлена деятельность командиров и начальников всех уровней, получившая в последние годы название морально-психологического обеспечения (МПО) повседневной и боевой деятельности подразделений и частей.

Цель данной работы исследовать основные направления формирования психологической работы подразделений, выполняющих разнотипные служебные задачи и комплектующихся на основе положений современной Военной Доктрины.

В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:

1. Выявить основные психологические компоненты, составляющие структуру работы командира подразделения.

2. Рассмотреть организацию и содержание психологической работы

3. Изучить психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины

4. Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема

Теоретико-методологическая основа. Применялись следующие методы: теоретико-методологический; анализ литературных источников; эмпирические методы: эксперимент; наблюдение; изучение и анализ независимых характеристик; контент — анализ.

9 стр., 4029 слов

Модели социальной работы. Сравнительный анализ

... которые раскрывают содержание нашего предмета. 1. Сущность и характеристики моделей социальной работы Формирование и развитие социальной экономики, как системы социально-экономических отношений в различных ... иметь равные возможности осознавать и реализовать свое индивидуальное благосостояние в рамках установленных правовых норм и материальных границ. Под моделью социальной политики подразумевается ...

Эмпирической базой исследования послужили официальные данные органов Федеральной службы государственной статистики России, материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.

1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ

1.1 Основные направления психологической работы

Психологическая работа — это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Психологическая работа организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.

Задачи психологической работы:

— изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

  • формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

— организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

— психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной работы и выработка мер по повышению их эффективности;

— изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих;

— организация психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Эффективность психологической работы достигается единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой.

Командир (начальник) — отвечает за руководство и организацию психологической работы. Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Осуществляет контроль за качеством их выполнения. Направляет психологическую работу в интересах решения поставленных задач.

Он обязан:

— формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния, моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;

3 стр., 1020 слов

Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...

... необходимо использовать для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях переживания ими ...

— при организации боевой учебы использовать разработанные формы и методы психологической подготовки;

— обеспечивать участие психолога в подготовке личного состава к несению боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной, караульной и внутренней служб;

— в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора военнослужащих, учитывать их психологические качества, знания и индивидуальные способности;

  • сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;
  • принимать меры по укреплению и сохранению психического здоровья военнослужащих.

Командир (начальник) имеет право:

— знакомиться с основными выводами по результатам психологических исследований, проводимых психологом;

Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.

Органы воспитательной работы отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил.

Медицинская служба во взаимодействии с командирами (началь-никами) и должностными лицами органов воспитательной работы участвует в планировании и проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью сохранения психического здоровья личного состава, а также принимает активное участие в выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.

Права военнослужащих при проведении мероприятий психологической работы., Военнослужащий имеет право на:

  • получение доступной квалифицированной психологической помощи;
  • сохранение в тайне мотивов обращения и результатов психологического обследования;
  • получение объективной информации по результатам исследования;
  • отказ от психологического обследования и участия в психологических экспериментах.

1.2 Организация и содержание психологической работы

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы).

Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов, вырабатывает предложения по развитию материально-технической базы психологической работы. По указанию заместителя Министра обороны Российской Федерации готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины, по специальным, относящимся к его ведению вопросам .

7 стр., 3347 слов

Курсовая работа психологическая подготовка боксера

... коррективы в подготовку спортсмена к соревнованиям. Объект данного исследования — психологическая подготовка группы сильнейших боксеров России. Предмет данного исследования — методы специальной психологической подготовки спортсменов занимающихся ... из важных задач, которую необходимо решить тренеру, особенно при работе с молодыми боксерами - это избежать монотонность тренировки. Здесь главные факторы ...

В виде Вооруженных Сил Российской Федерации:

— разрабатывают основные направления и задачи психологической работы с учетом специфики вида Вооруженных Сил Российской Федерации;

— планируют и организуют мероприятия психологической работы по обеспечению выполняемых задач, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);

— разрабатывают мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;

  • организуют научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической работы;
  • анализируют состояние психологической работы, обобщают и распространяют передовой опыт;

— готовят для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и организованности;

  • осуществляют подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров психологов;

— принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).

В военном округе, флоте:

— планируют и непосредственно организуют мероприятия психо-логической работы по обеспечению задач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);

— планируют и организуют мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на войска (силы);

— анализируют состояние психологической работы в частях (на кораблях), в соединениях, обобщают и распространяют передовой опыт;

— разрабатывают предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и внутреннего порядка;

— осуществляют взаимодействие с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), дислоцирующимися на территории военного округа, флота в интересах психологической работы;