В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.
Глобальная информатизация общества, тенденции развития сил, средств и способов вооруженного противоборства, появление различных видов так называемого «несмертельного оружия», в большее непосредственное вовлечение населения в военные действия, нарастание опасности катастрофических экологических последствий приводит к тому, что проблема моральной готовности и психологической способности населения и войск к современной войне чрезвычайно возрастает. Сегодня уже речь идет не столько о необходимости учета при подготовке войск и сил, сколько о целостной системе информационного и психологического противоборства, которое становится неотъемлемой составной частью войны и наряду с вооруженной борьбой приобретает ведущее, а в ряде случаев и решающее значение для достижения победы. На решение именно этих задач и направлена деятельность командиров и начальников всех уровней, получившая в последние годы название морально-психологического обеспечения (МПО) повседневной и боевой деятельности подразделений и частей.
Цель данной работы исследовать основные направления формирования психологической работы подразделений, выполняющих разнотипные служебные задачи и комплектующихся на основе положений современной Военной Доктрины.
В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:
1. Выявить основные психологические компоненты, составляющие структуру работы командира подразделения.
2. Рассмотреть организацию и содержание психологической работы
3. Изучить психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины
4. Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
Теоретико-
Модели социальной работы. Сравнительный анализ
... которые раскрывают содержание нашего предмета. 1. Сущность и характеристики моделей социальной работы Формирование и развитие социальной экономики, как системы социально-экономических отношений в различных ... иметь равные возможности осознавать и реализовать свое индивидуальное благосостояние в рамках установленных правовых норм и материальных границ. Под моделью социальной политики подразумевается ...
Эмпирической базой исследования послужили официальные данные органов Федеральной службы государственной статистики России, материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.
1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ
1.1 Основные направления психологической работы
Психологическая работа — это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
Психологическая работа организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.
Задачи психологической работы:
— изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
- формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
— организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
— психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной работы и выработка мер по повышению их эффективности;
— изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих;
— организация психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Эффективность психологической работы достигается единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой.
Командир (начальник) — отвечает за руководство и организацию психологической работы. Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Осуществляет контроль за качеством их выполнения. Направляет психологическую работу в интересах решения поставленных задач.
Он обязан:
— формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния, моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;
Социально-психологический тренинг общения как форма оказания ...
... необходимо использовать для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях переживания ими ...
— при организации боевой учебы использовать разработанные формы и методы психологической подготовки;
— обеспечивать участие психолога в подготовке личного состава к несению боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной, караульной и внутренней служб;
— в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора военнослужащих, учитывать их психологические качества, знания и индивидуальные способности;
- сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;
- принимать меры по укреплению и сохранению психического здоровья военнослужащих.
Командир (начальник) имеет право:
— знакомиться с основными выводами по результатам психологических исследований, проводимых психологом;
- запрашивать необходимую психологическую информацию из других органов воспитательной работы.
Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.
Органы воспитательной работы отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил.
Медицинская служба во взаимодействии с командирами (началь-никами) и должностными лицами органов воспитательной работы участвует в планировании и проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью сохранения психического здоровья личного состава, а также принимает активное участие в выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.
Права военнослужащих при проведении мероприятий психологической работы., Военнослужащий имеет право на:
- получение доступной квалифицированной психологической помощи;
- сохранение в тайне мотивов обращения и результатов психологического обследования;
- получение объективной информации по результатам исследования;
- отказ от психологического обследования и участия в психологических экспериментах.
1.2 Организация и содержание психологической работы
Общее организационно-методическое руководство психологической работой в
Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов, вырабатывает предложения по развитию материально-технической базы психологической работы. По указанию заместителя Министра обороны Российской Федерации готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины, по специальным, относящимся к его ведению вопросам .
Курсовая работа психологическая подготовка боксера
... коррективы в подготовку спортсмена к соревнованиям. Объект данного исследования — психологическая подготовка группы сильнейших боксеров России. Предмет данного исследования — методы специальной психологической подготовки спортсменов занимающихся ... из важных задач, которую необходимо решить тренеру, особенно при работе с молодыми боксерами - это избежать монотонность тренировки. Здесь главные факторы ...
В виде Вооруженных Сил Российской Федерации:
— разрабатывают основные направления и задачи психологической работы с учетом специфики вида Вооруженных Сил Российской Федерации;
— планируют и организуют мероприятия психологической работы по обеспечению выполняемых задач, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
— разрабатывают мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;
- организуют научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической работы;
- анализируют состояние психологической работы, обобщают и распространяют передовой опыт;
— готовят для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и организованности;
- осуществляют подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров психологов;
— принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).
В военном округе, флоте:
— планируют и непосредственно организуют мероприятия психо-логической работы по обеспечению задач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
— планируют и организуют мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на войска (силы);
— анализируют состояние психологической работы в частях (на кораблях), в соединениях, обобщают и распространяют передовой опыт;
— разрабатывают предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и внутреннего порядка;
— осуществляют взаимодействие с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), дислоцирующимися на территории военного округа, флота в интересах психологической работы;