Причины, затрудняющие становление социального государства в России

Курсовая работа
Содержание скрыть

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальное правовое государство — это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Целью данной работы станет: рассмотрение понятия и признаков социального государства., В работе поставлены задачи:

  • дать общую характеристику понятия социального государства;
  • изучить историю развития социально-ориентированной экономики;
  • проследить формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики;
  • рассмотреть социально-ориентированную рыночную экономику и государство;
  • определить взаимодействие экономической и социальной политики;

— рассмотреть возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства;

  • дать понятие и модель «государства всеобщего благосостояния».

1. Общая характеристика понятия социального государства

Социальное правовое государство — это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Конституция РФ провозглашает Россию правовым и социальным государством., РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях власти;

3 стр., 1312 слов

Роль государства в формировании современной социально-ориентированной ...

... Создание и реализация социально ориентированной рыночной экономики в России требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции. Можно выделить ...

2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ при соблюдении прав малочисленных народов России и т. д.

Правовое государство должно обеспечивать в обществе верховенство закона, свободу и справедливость в соответствии с международными нормами, Конституцией РФ, федеральными законами.

РФ гарантирует все основные права и свободы человека, закрепленные международным правом, законодательно устанавливая их в Конституции РФ.

Правовое государство не мыслимо без верховенства закона на всей его территории. Поэтому на территории всей РФ высшую юридическую силу имеют федеральные законы, включая территорию каждого субъекта РФ.

Социальное государство – такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из:

1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан РФ;

2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством:

  • общие направления экономической политики;
  • ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, благосостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гарантирует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и материальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами пособий и иных выплат может предоставляться как работающим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).

Социальные пособия могут быть:

1) по временной нетрудоспособности;

2) по безработице;

3) семьям, имеющим детей;

4) по беременности и родам.

Социальная сущность российского государства напрямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение – установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражданах государственные пенсии и социальные пособия.

Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан:

1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами – 55 лет);

2) нетрудоспособные (временно или постоянно), инвалиды и т. д.;

3) потерявшие кормильца;

4) имеющие детей и др.

Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов рыночных отношений. Конкуренция должна быть здоровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключением случаев, установленных федеральными законами. [1]

13 стр., 6134 слов

Основные подходы в типологии государства

... обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие. Глава 2. Основные подходы в типологии государства 2.1 Формационный подход в типологии государств ... распространилось производство, ориентированное на обмен, возникло обращение товаров, появились закон стоимости и другие экономические ...

2. История развития социально-ориентированной экономики

Вторая половина ХХ и начало XXI веков характеризуются переходом многих стран от централизованно-плановой к рыночной системе экономических отношений. Казалось бы, развивающаяся высокими темпами экономика стран социалистической ориентации 30-х годов ХХ столетия обеспечивала рост благосостояния людей. Но в послевоенный период, особенно с середины 60-х годов, экономика этих стран и, прежде всего бывшего СССР, начала буксовать, а уже с конца 60-х стала резко падать. В результате, в конце 80-х годов она оказалась в глубоком кризисе. Теории развитого социализма и завершения создания материально-технической базы коммунизма в СССР оказались несостоятельными.

Процесс развала экономики и падения уровня жизни населения наблюдался не только в СССР и входящих в него союзных республиках, но и во всех странах, избравших систему социализма. Причинами такого провала в экономике и создавшейся социальной напряженности явились в основном ошибки, допущенные как в теории, так и на практике социалистической организации производства в масштабе целых стран и всей общественно-экономической системы.

Марксистская утопия о коммунистическом обществе, согласно которой материальные блага потекут как из рога изобилия, и общество распределит их по потребностям каждого, без учета его трудового участия, основывалась на критике капиталистической (рыночной) системы организации общественного производства.

Необоснованной оказалась также концепция о развитом социализме как плацдарме для перехода к высшей фазе коммунистического общества. Критика капиталистического общества и его экономической основы — частной собственности и предпринимательства, утверждение о создании коммунистического общества, основанного на общественной собственности на средства производства служили основополагающими принципами в государственной идеологии.

Развитие экономических и социальных процессов в социалистическом обществе объясняли как результат действия объективных экономических законов. В системе экономических законов особо выделялся основной экономический закон социализма. О содержании этого закона шли бесконечные дискуссии. Основная масса авторов сходилась в том, что целью социалистического производства является обеспечение наиболее полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей населения на основе всемерного развития общественного производства на базе высшей техники.

Следует отметить, что в данном определении основного экономического закона ничего плохого нет. В нем подчеркивается цель общественного производства и средства ее достижения. Однако, механизм реализации этой цели состоял из командно-административных распоряжений, усиленного государственного вмешательства во все детали хозяйственной жизни: централизованное планирование объемов производства для отдельных предприятий, ценообразование, реализацию товаров и др. Частная собственность и предпринимательство полностью запрещались. Рыночные отношения допускались лишь частично и как временное явление для первой фазы коммунистического общества.

Некоторые отступления от догматических взглядов на экономику были сделаны в эпоху перестройки, когда стали появляться идеи внедрения рыночных механизмов в хозяйственную практику. Однако эти попытки, при системе общественной собственности на основные средства производства и централизованного, планирования и управления, должного эффекта не дали. Экономика безудержно катилась вниз, подвергая сот- ни миллионов людей лишению и бедности. Сама жизнь подсказала, что печальный опыт развития ряда стран и народов по пути командно-административной системы социально-экономического развития потребовал избрания ими более прогрессивной модели общественного развития. В этой связи необходимо выяснить сущность таких категорий, как экономическая система, социально-экономический строй, экономическая политика, экономическая сфера, социальная сфера, модели социально-экономического прогресса и другие, которые раскрывают содержание нашего предмета.

17 стр., 8036 слов

Роль сервисной деятельности в социально-экономической жизни страны

... в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его. Сфера услуг является одной из важнейших областей общественной жизни ... существенным стабилизирующим фактором экономического роста, смягчающим переход к рынку. Эта роль сферы услуг может потенциально проявиться в нормализации потребительского рынка, ...

Экономическая система. Наиболее распространенным определением этой категории является совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Экономическая система в каждой стране отражает как исторически сложившиеся традиции, так и устанавливаемые государством нормы социально- экономических отношений, закрепленных в законодательных актах. Чтобы определить сущность конкретной экономической системы, необходимо ответить на вопросы: что производится? как производится? для кого производится?

Истории развития человеческого общества известны десятки моделей экономической системы. Различия между ними могут быть в разнообразных подходах и методах решения основных социально-экономических проблем. Возникновение и развитие экономических систем тесно связано с историей развития и совершенствования государств. Сохраняются экономические системы, основанные на обычаях, национальных традициях, переходящих от поколения к поколению, называемые в научной литературе традиционной экономической системой. Как правило, в таких странах производство материальных благ и его технология, порядок распределения, обмена и потребления базируются на обычаях и исторически сложившихся традициях. Экономические и социальные потребности людей определяются и реализуются по признакам наследственности и кастовой принадлежности.

Традиционность экономической системы отражается и на направленности использования национального природно-экономического потенциала. Экономика таких стран отличается своей однобокостью, специализацией на производстве только одного основного вида продукции (хлопок, кофе, цитрусовые и др.), в результате чего такие страны могут оказаться в числе экономически зависимых государств.

Традиционная социально-экономическая система в современных условиях тормозит развитие технического прогресса и угрожает стабильности существующего строя. Экономическая система не может функционировать без своего главного фактора — человека с его потребностями. Большинство развитых стран основой своей социальной программы считают заботу о благе своих граждан. Проблема удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, защиты мало- обеспеченных, инвалидов, пожилых членов общества решается по-разному, в зависимости от материальных и финансовых возможностей страны и приоритетов экономической политики государства.

2 стр., 996 слов

Социально-экономическая сущность, функции и роль денег

... что целесообразно сохранить традиционно присущий российской науке воспроизводственный подход к анализу экономических категорий, тоже ищет ответы на поставленные вопросы. Отмечается, что попытки представить ... и в повышении их роли. В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег. Предшественниками денег были отдельные виды ...

Наше поколение является живым свидетелем еще одной экономической системы — централизованно- плановой или, как ее называют иначе, командной экономикой. В командной экономике, по всем основным экономическим и социальным вопросам, решение принимает правительство и его региональные полномочные органы. Материальные и финансовые ресурсы являются собственностью государства. Несмотря на то, что собственность законодательно закреплялась за народом и называлась общественной собственностью, по сути она оставалась государственной, а механизм управления этой собственностью — командным. Вся экономическая структура командной системы управления, начиная от домашнего хозяйства пред- приятия до отраслей народного хозяйства и экономики регионов, формировалась согласно единому народно- хозяйственному плану. Ресурсы распределялись на основе долгосрочных приоритетов без учета реально возникающих потребностей отдельных отраслей народного хозяйства и регионов. В конечном итоге, подобная система социально-экономических отношений, как по- казал опыт СССР и ряда стран социалистической системы, оказалась неэффективной, затратной и трудно управляемой и не способствовала достижению конечной цели общественного производства — повышению народного благосостояния.

Как ни парадоксально, наиболее эффективной социально-экономической системой оказалась рыночная система экономических отношений. Рыночная экономика основывается на многообразии форм собственности. В этой системе приоритетными являются частная собственность, предпринимательство и конкуренция. Сущность действующей социально- экономической системы заключается в том, что материальные блага производятся для потребителя в зависимости от его платежеспособного спроса. Покупатель «голосует» своими деньгами, что ему выгодно покупать. Производитель стремится удовлетворить рыночный спрос путем наименьших затрат, используя самую передовую технологию, произвести более качественную продукцию, и, соответственно, получить свой определенный трудовой доход. Следует отметить, что в настоящее время большинство стран мира применяет рыночную модель социально-экономической системы.

Рыночная система сама собой, автоматически не приводит к экономическому благополучию и благосостоянию народа. Многие страны, входящие в число отсталых, при данном системе столетиями не могут добиться экономической самостоятельности и использовать свои богатые природные ресурсы для повышения благосостояния народа. Причиной такого явления следует считать наследство. колониальной системы. На протяжении многих веков страны метрополии устанавливали такой режим, который давал возможность держать колониальные народы в экономической зависимости.

Со второй половины ХХ века, под эгидой ООН, реализуется обширная программа по ликвидации последствий колониальной системы и созданию нормальных условий жизни в этих странах. Но накопившиеся многомиллионные долги перед бывшими хозяевами не позволяют им быстро решать свои экономические и социальные проблемы.

Характерным для ХХ века явилось появление еще одной модели социально-экономической системы — смешанной экономики, которая сочетает различные формы предпринимательской деятельности и активную роль государственной политики в решении важнейших экономических и социальных вопросов. [2]

3 стр., 1141 слов

Анализ социально-экономического развития экономики Казахстана в 2005-2008 годы

... экономическую деятельность страны; изучить внешнеэкономическую деятельность Республики Казахстан; получить оценку социально-экономического развития Казахстана; выявить основные показатели, способствующие росту экономики сопоставить развитие экономики ... заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами; 4) ... отраслям. ВВП рассчитывается по рыночным ценам, то есть включает ...

3. Формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики

Теоретической базой современной концепции социально ориентированной рыночной экономики является теория хозяйственного порядка В. Ойкена, получившая свое развитие в работах представителей немецкого ордолиберального направления экономической мысли в 30-50-х гг. ХХв. Соответствующий принципам СОРЭ хозяйственный порядок, согласно методологическим положениям ордолиберализма, необходимо рассматривать как формируемую государством с учетом тенденций общемирового развития, сочетающую определенным образом принципы централизованно управляемого и менового хозяйства и согласующуюся с общественными институтами совокупность реальных форм и механизмов взаимодействия экономических субъектов. Порядок не является единственным, так как элементы, его образующие, под воздействием многообразных внутренних и внешних факторов взаимодействуют по-разному, формируя многоаспектность хозяйственных процессов. Реализуется хозяйственный порядок в определенных правилах, нормах и обычаях хозяйствования и формирования посредством хозяйственного механизма и институциональной структуры.

Анализ концепции СОРЭ предопределяет необходимость рассмотрения данного хозяйственного порядка как конвергенции рыночной саморегуляции, государственной и общественной регуляции как переплетение трех формообразующих основ: рыночных принципов координации экономической деятельности, социально-экономической политики государства и неформальных общественных институтов. Это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру общества. В результате подобной конвергенции социально ориентированная рыночная экономика приобретает определенную субъектно-объектную и институциональную основу, отличающую ее от других хозяйственных порядков.

Социальная ориентация включает в себя три элемента-источника: конкурентный рынок с изначально присущей ему направленностью на удовлетворение человеческих потребностей, государство, формирующее экономический и социальный порядок, социально согласованное (устойчивое) общество.

Более конкретными проявлениями социальной ориентации стран следует считать: достижение относительно высокого уровня и качества жизни населения; трансформацию социально-экономических функций государства, и, прежде всего, усиление социальных аспектов его деятельности; развитие отношений социального партнерства как цивилизованной формы взаимодействия наемных работников и работодателей при посредничестве государства в социально-трудовой сфере; реализацию на базе идеи самоограничения свободы предпринимательства в целях достижения социального мира принципа «социальной ответственности бизнеса»; наличие встроенных социальных стабилизаторов — государственных гарантий получения высшего образования, прогрессивной школы подоходного налогообложения, налога на наследство, государственной политики выравнивания уровня экономического развития регионов; гуманизацию производственного процесса и эстетизацию труда, предлагающих создание на производстве условий, в которых работник мог бы реализовывать себя как личность, наиболее полно раскрыл и использовал бы свой творческий потенциал; признание первостепенной роли человека в общественном производстве, и, как следствие, накопление и эффективное использование человеческого и социального капитала, становление и расширение функций институтов гражданского общества включающих структуры по защите прав потребителей, систему благотворительности и местное самоуправлении; развитие и совершенствование системы природоохранной деятельности.

11 стр., 5433 слов

Правовое государство и гражданское общество

... одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов ...

Все вышеперечисленные компоненты образуют качественную основу СОРЭ. Однако социализация рыночного хозяйства как объективный процесс получает отражение и в совокупности статистических данных, анализ которой позволяет выделить так называемые качественные критерии социальной ориентации экономики.

Оценки степени социальной ориентации многозначны и неоднозначны, но представляется возможным обозначить два основных подхода. В соответствии с первым из них, социальная ориентация рассматривается как ориентация на повышение всеобщего благосостояния, и для ее оценки используются различные показатели уровня и качества жизни населения — динамика реальной заработной платы, показатели благосостояния, индекс гуманитарного развития, индекс конкурентоспособности стран.

Второй подход трактует социально ориентированную рыночную экономику как систему особого рода макропропорций, которая обеспечивает социальную самонастройку экономической системы. Хотя количественные критерии социальной ориентации в теории макропропорциональности напрямую не используются, на основе косвенных упоминаний можно сделать вывод, что доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте, соотношение производительности труда по отраслям, доля первичного, вторичного и третичного секторов в валовом продукте, пропорция распределения рабочей силы между производством для потребления и производством для накопления, наукоемкость производства оборудования и предметов потребления.

В качестве критериев классификации целесообразно использовать ни один, а одновременно несколько равнозначных показателей, предложенных различными исследователями:

  • степень имущественного и социального неравенства;
  • институциональная структура рынка;
  • различные культурно-религиозные традиции;
  • степень государственного вмешательства в экономику.

Формирование социально ориентированного хозяйственного порядка в развитых странах происходило двумя путями.

Похожую двойственность взглядов на условия формирования СОРЭ можно обнаружить и при рассмотрении социальной ориентации в контексте теорий общественного развития. Представляется целесообразным разделить данные концепции также на две группы.

К первой группе относятся те из них, в которых социальная ориентация рассматривается как неотъемлемая составляющая общественного прогресса, сопровождающая человечество на всем протяжении его развития. Социальный прогресс наблюдается независимо от того, что лежит в основе: изменение способов производства (формационный подход), либо смена технологических укладов (эволюционная теория), либо изменение ценностных ориентиров общества (цивилизационный подход).

Во второй группе теорий (это ряд теорий трансформации капитализма и современный цивилизационно-формационный подход) утверждается, что фундаментальные перемены производительных сил затрагивают социально-экономическую сущность общества, трансформируя его в некое «посткапиталистическое» образование. В данном контексте СОРЭ рассматривается как самостоятельный, в какой-то мере «естественно» возникающий порядок, приходящий на смену капитализму.

3 стр., 1378 слов

Шведская модель государства всеобщего благосостояния

... уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования. 2.1 .Шведская модель государства всеобщего благосостояния . Наиболее яркое воплощение модели "государства всеобщего благосостояния" представляет социальная политика Швеции. Ее чертами ...

Подтвердить или опровергнуть все вышеизложенные концепции не представляется возможным, однако вполне очевидно, что социально-экономическое развитие российского общества на пути социальной ориентации требует не просто эволюционных, а именно фундаментальных, целенаправленных изменений.

Несмотря на заверения политиков и общественных деятелей о правильности выбранной траектории преобразований и невозможности отступления назад возникает все больше и больше сомнений относительно эффективности и перспективности проводимых образований. Ситуацию еще больше усугубляют периодические повторяющие спады активности и серьезные финансовые кризисы, которые в очередной раз ставят на повестку дня вопрос о национальном самоопределении, как в этническом, культурном, политическом, так и, прежде всего, в экономическом аспекте. [3]

4. Социально-ориентированная рыночная экономика и государство

Под социально ориентированной рыночной экономикой (СОРЭ) следует понимать особую форму рыночного хозяйства, ориентированную на обеспечение социальной устойчивости и общественного прогресса, основанную на технологически-инновационном развитии и на включении социальных ценностей и социальной политики в экономическую систему. Данное определение не опровергает распространенную среди экономистов точку зрения, в соответствии с которой любая экономика социальна, поскольку орие нтирована на удовлетворение личных и общественных интересов. Однако в нем конкретизирована сущность СОРЭ как особой социально-экономической системы — особого хозяйственного порядка.

Хозяйственный порядок современной России характеризуется отсутствием эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между бизнесом, государством и гражданским обществом.

Основными причинами подобного положения следует считать:

— неопределенность в ценностных ориентирах, мировоззренческих установках и мотивациях общественного развития;

— проявление негативных форм адаптации различных групп населения к новым условиям и, как следствие, снижение возможности государства по регулированию социально-экономических процессов;

— однобокость структуры народного хозяйства с глубоким отставанием отраслей потребительского комплекса.

Проявляется же подобный порядок в таких явлениях, как падение жизненного уровня большинства населения страны, ухудшение финансового, экономического и политического положения российского государства в общемировой системе, резкое усиление и ускорение процессов расслоения общества.

Предпосылками формирования СОРЭ в России являются с одной стороны объективные тенденции развития хозяйственной системы и активные процессы глобализации, а с другой — особенности российского менталитета, культурные традиции и социалистическое прошлое.

Создание и реализация социально ориентированной рыночной экономики в России требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции.

6 стр., 2591 слов

Социальная психология политики

... свет ежеквартальный журнал общества «Политическая психология». В отечественной социальной науке проблемы политической психологии до 80-х годов рассматривались в основном ... с другой - управление обществом, государством, людьми связано с политикой. Политика не функционирует в отсутствие власти, ... в их рядах, вынуждены (или чаще всего по собственной воле и в соответствии с личными убеждениями) ...

Опыт формирования социальной рыночной экономики в странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы.

1. Принцип главенства права. Социальная рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.

2. Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния.

3. Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов.

4. Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство.

5. Принцип установления социальных гарантий населению.

6. Принцип социальной справедливости.

7. Принцип социальной защиты людей.

8. Принцип социального партнерства, обеспечивающее равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.

9. Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.

Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для социальной рыночной экономики.

Можно выделить следующие функции российского государства, прямо вытекающие из его миссии в обеспечении социально ориентированного экономического развития:

  • обеспечение и поддержание конкурентной среды рынка;

— осуществление основных социальных обязательств, включающих наряду с социальной помощью и социальным перераспределением также и социальные инвестиции — вложения в развитие образования и профессионального обучения, совершенствование социальной инфраструктуры;

— стимулирование развития общественных институтов (гражданского общества), формирующих отношения социального партнерства и способствующих самоограничению свободы предпринимательства в целях достижения социального мира;

  • содействие инновационному развитию производства и научно-техническому прогрессу.

Практическая реализация государством выше обозначенных функций должна являться комплексной и последовательной соответствующие механизмы должны включать в себя органичное единство мер денежно-кредитной; бюджетно-налоговой, социальной, экономической, промышленно-инновационной политики, а также институциональное проектирование.

Специфическими функциями государства с социально ориентированной рыночной экономикой являются:

— обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;

  • социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

Главными составляющими СОРЭ является рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан).

Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство «берет в свои руки» управление рыночной экономикой, дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

Анализируя функции социальной экономики, можно сформировать основные задачи СОРЭ:

  • достижение полной занятости;

— увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;

  • увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
  • адресность социальной политики.

    5.

Взаимодействие экономической и социальной политики. Активная социальная политика

Социальная политика государства является одним из элементов его экономической деятельности. Она направлена на регулирование социально-экономических условий жизни общества, на поддержание отношений между различными социальными группами, слоями населения и внутри них, на обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни малообеспеченных членов общества, создания системы социальных гарантий. В основе социальной политики государства лежит принцип субсидиарности, который предполагает, что социальная поддержка должна оказываться, главным образом, тем членам общества, которые действительно в этом нуждаются.

Социальная политика государства является органическим элементом системы мер государственного регулирования экономики в целом, обеспечивающих нормальное общественное воспроизводство — денежно-кредитной, фискальной, антиинфляционной политики, мер по поддержанию макроравновесия и т.д., обеспечивая функцию перераспределения доходов, осуществляя поддержку социально незащищенных слоев населения и поддерживая социальный мир.

Современная экономика не может эффективно функционировать, если она не служит прямо или косвенно своему естественному назначению — удовлетворять потребности человека, росту уровня жизни населения и национальному благосостоянию.

Социальная ориентация становится абсолютно необходимой при принятии стратегических решений о направлениях развития экономики. Тем самым социальная политика государства органически включается в систему государственного регулирования экономики.

В соответствии с изменением общеэкономической ситуации в стране, появлением новых социальных проблем и решение старых цели, объекты и методы социальной политики могут меняться. Конкретные цели, формы и методы реализации социальной политики государства предопределены характером экономической системы страны.

Система государственной социальной защиты определяется не только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство — учащиеся, пенсионеры, инвалиды. Она включает в себя защиту лиц, участвующих в общественном производстве, и прежде всего людей работающих по найму, через регламентирование труда в законодательной форме, его оплаты, определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

Переход к рыночной экономике в России делает необходимым формирование новых принципов, направлений, конкретных форм и методов реализации социальной политики, иного механизма финансирования. Сложившаяся в советский период система социальных гарантий обеспечивалась централизованным механизмом их реализации на основе взаимодействия основных субъектов власти: правительства, парламента, профсоюзов. Источником финансирования социальных мероприятий был централизованный бюджет СССР и средства предприятий. Децентрализованные внебюджетные источники играли подчиненную роль в реализации системы социальных гарантий. В переходной экономики России эта структура существенно меняется.

В условиях федерального устройства государства необходимым условием действенности и эффективности социальной политики является четкое разграничение полномочий по финансированию и реализации различных социальных выплат и их гарантий между центром, субъектами федерации и местными органами власти.

Необходимо решить проблемы разграничения компетенции федеральных и региональных властей, определить баланс социальных прав и ответственности с целью сохранения в новых условиях единства социального пространства и обеспечения общефедеральных минимальных гарантий в области социальной защиты населения. Разделение полномочий при разработке и реализации социальных программ объективно обусловлено различиями регионов по уровню жизни, сложившейся структуре доходов и потребления, структуре и уровню занятости населения, его демографическим характеристикам. [5]

6. Возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства

На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция «государство всеобщего благосостояния» (в российскую историографию эта концепция вошла под названием «государство всеобщего благоденствия»).

Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния — это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ.

Эта концепция получила распространение во всех странах Западной Европы. Например, в США либеральные круги в большой степени способствовали появлению идеологии государства социального благосостояния. На ее укрепление оказало влияние движение за гражданские права национальных меньшинств (прежде всего негров).

Это движение требовало не только “равенства возможностей”, но и “равенства результатов”. Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.

К началу 60-х гг. уже были приняты к исполнению проекты введения «государства всеобщего благосостояния» в США и Великобритании и «социального общества» в ФРГ, Австрии. Предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов, вплоть до ликвидации бедности.

Середину 70-х исследователи считают переломным моментом в развитии государственного регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике. Система социального обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов экономического роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступления, что сузило возможность финансирования социальных программ. Требовалась перестройка.

По мнению, западных экспертов, идеология государства всеобщего благосостояния в определенной степени устарела, придя в противоречие с действительностью. В докладе министерства социальной защиты населения Великобритании было подчеркнуто, что система обеспечения, разработанная, исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям. “Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, кажется, не срабатывает”, — пишут американские авторы. Это вмешательство порождает больше проблем, чем оказывает помощь. В США опыт возникновения и использования концепции государства всеобщего благосостояния выявил негативные аспекты чрезмерного увлечения принципом “равенства результатов”, на котором долгое время строилась помощь. Растет осознание социальных осложнений, порожденных системой помощи.

Система дает возможность перебиться, пережить нелегкое время тому, кто способен трудиться. Она не дает погибнуть и тем, кто не в состоянии это делать. Но, как всякие масштабные явления, социальная помощь имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных: она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных. Отмечено, что бедность в США в большей степени проблема неработающих, в то время как несколько десятилетий назад она была результатом низких заработков. За прошедший период изменился состав бедняков: ныне большинство ушло от труда. Моральное неприятие такой ситуации — одна из характерных черт современного американского общества. Общество видит выход в жестком ограничении контингента получателей длительной помощи. В этот контингент должны входить те, кто не способен работать: дети, инвалиды, пожилые. Стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть к труду трудоспособных бедняков. Ставится задача перейти от политики “государственного вспомоществования” к политике “экономической независимости”.

В конце 20-го века модель государства всеобщего благосостояния подвергалась коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. Самые ярые сторонники этой теории — Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

В 1993 году правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг. В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются “неэффективные” больницы и увольняется медперсонал. В Швеции происходит “продажа” государственных больниц в частные руки. В основе кризиса “государства всеобщего благосостояния” в Нидерландах — резкий рост расходов по программе помощи нетрудоспособным лицам. Помощь составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении. Таких примеров можно привести много.

Меры, предпринимаемые правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

Накопленный за десятилетия опыт социальной поддержки населения позволяет выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики. Замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и пр. и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. [6]

7. Понятие и модель «государства всеобщего благосостояния»

«Государство благосостояния» – это концепция, разрабатываемая в рамках институционального направления западной экономической теории представителями социал-демократии.

Развитие системы рассматривается как универсальный процесс, связанный с долговременными тенденциями в области перераспределения общественного продукта.

Государство всеобщего благосостояния означает реализацию социальной ориентации современной рыночной экономики при посредстве государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов, когда осуществляются программы развития различных отраслей социальной инфраструктуры в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Достигнутый в результате научно-технического прогресса и структурных реформ уровень экономического развития и высокие стандарты жизни различных социальных слоев и групп населения позволяют строить разветвленные системы социальной защиты и использовать соответствующие социальные механизмы. Это все виды социального страхования и социальной помощи, основанной на проверке нуждаемости.

Общее мировое движение к государству всеобщего благосостояния носит многовариантный характер, порождая в различных культурах национальные модели государства всеобщего благосостояния.

Эти модели различаются типами социальной политики (реактивной или проактивной, жесткой или мягкой), основными характеристиками и установками систем социальной защиты и соответствующими количественными параметрами: долей валового внутреннего продукта (ВВП), перераспределяемой через бюджет, долей в нем социальных расходов и различных их элементов.

Образцом государства всеобщего благосостояния считается модель смешанного общества в Швеции. Помимо высоких прямых и косвенных налогов, в результате которых через госбюджет перераспределяется около трех пятых валового национального продукта (ВНП), низкой дифференциации доходов, в ней задействованы специфические механизмы регулирования зарплаты и занятости, обеспечивающие низкий уровень безработицы.

Существует большой общественный сектор, служащий основой приоритетного развития социальной сферы, эту гармонию нарушают отсутствие оптимальных соотношений между экономическими социальными сферами, экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Теория «социального рыночного хозяйства» была создана Л. Эрхардоми возведена в ранг официальной государственной доктрины.

Главными положениями этой политики являются:

  • освобождение от налогов всех малообеспеченных слоев общества;

— выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую перспективу;

  • атмосфера социального партнерства, постепенно ослабляющая классовую конфронтацию.

Социальное партнерство – это такой тип отношений между работодателями и рабочими, при котором обеспечивается баланс в реализации важнейших социально-трудовых отношений. [7]

Заключение

Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

В разных странах сформировались различные типы социального государства, имеющие в каждом случае национальную специфику. При этом они имеют сущностные характеристики и черты. Последние находят отражение в дефинициях понятия “социальное государство”.

Социальное государство возникает не стихийно, а на основе целенаправленной политической стратегии. Объективными предпосылками его становления и развития выступают социально ориентированные экономика, правовое государство, предусматривающее эффективные гражданские, трудовые, социальные и другие законодательства. Поэтому социальное государство начинает возникать в условиях индустриального общества и достигает высокого уровня развития на постиндустриальной стадии развития.

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

характерными признаками социального государства являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

  • б) социальной защищенности;
  • в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны., Список литературы

1. Графский В.Г. — Всеобщая история права и государства: учебник / В.Г. Графский. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2006.-730с.

2. Будаков С.В. Основы социального государства: учебное пособие / С.В. Будаков. – М. Инфра – М, 2005. – 219с

3. Ивлева Г. Трансформация экономической системы: обзор концепции социально-ориентированной рыночной экономики // Общество и экономика, 2006 г. — №10.- с. 3-14

4. Григорьева И.А.- Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека // Общество и экономика, 2004 г. — №7.- с. 9-16

5. Ракитский Б. Какова Концепция социальной политики для современной России.? // Политический обозреватель. – 2006. -№ 9. – С.11-17

6. Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика: учебное пособие / Е.Г. Нечаева.- Москва, 2007.- 226с.

[1] Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика: учебное пособие / Е.Г. Нечаева.- Москва, 2007.- 226с.

[2] Графский В.Г. — Всеобщая история права и государства: учебник / В.Г. Графский. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2006.-730с.

[3] Ивлева Г. Трансформация экономической системы: обзор концепции социально-ориентированной рыночной экономики // Общество и экономика, 2006 г. — №10.- с. 3-14

[4] Григорьева И.А.- Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека // Общество и экономика, 2004 г. — №7.- с. 9-16

[5] Ракитский Б. Какова Концепция социальной политики для современной России.? // Политический обозреватель. – 2006. -№ 9. – С.11-17

[6] Будаков С.В. Основы социального государства: учебное пособие / С.В. Будаков. – М. Инфра – М, 2005. – 219с

[7] Графский В.Г. — Всеобщая история права и государства: учебник / В.Г. Графский. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2006.-730с.